Путь жизненный. Жизненный путь человека

Что такое жизненный путь человека - это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения - на свои способности и личные качества.

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь - это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь - это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную - рождение, и конечную - смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни - результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это - вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название - «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие "жизненного пути" немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Цель жизни как движущая сила

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение - это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание - одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Дороги, которые мы выбираем

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда - каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований - это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь - это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное - иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому - судьбы героев "Войны и мира". Жизненный путь Пьера - это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии «жизненный путь человека». Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю»,- писал С.Л. Рубинштейн .

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились , С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев . Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б.Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию , , , , .

Жизненный путь - «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» . Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

«Положение о том, что развитие - основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» . Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.- вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е гг. . На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению гуманистической психологии на Западе .

Экзистенциалистские, неофрейдистские модели жизненного развития всесторонне и глубоко подвергались критическому анализу в советской науке. Эта критика ведется с позиций марксистских методологических установок и отличается конструктивным характером. В советской психологии определена принципиально иная стратегия разработки проблем индивидуального развития личности. Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б.Г. Ананьевым. Он обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву -онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.

В этой целостности, однако, Б.Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез - развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость и созревание, старение и смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути. «История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере им определяется…» . Объективная, общественная и субъективная, личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути не могут происходить без учета естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Сама возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, по мере созревания мозга и его функций и вместе с тем по мере становления в процессах социализации интеллекта, самосознания, характера. Прежде чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Объективная детерминация жизненного пути - отчасти онтогенезом и в большой степени социальными обстоятельствами - не отменяется и тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Соотношение субъективных и объективных регуляторов жизненного пути - важный вопрос биографических исследований, пункт пересечения психологии и этики. Психологический аспект ответа на этот вопрос заключается в изучении механизмов субъективной регуляции личностью своей жизни и таким образом собственного развития. Эти механизмы актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он являетсясубъектом жизнедеятельности. Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой-Славской , , конкретизирует применительно к личности более общий принцип единства сознания и деятельности. Соответственно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, в жизнедеятельности формируются и проявляются в качестве ее субъективных регуляторов интегральные, «вершинные» структуры личности - характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт.

В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. (При этом, однако, нельзя абстрагироваться от общественно-исторического смысла ценностей, ради которых живет и борется личность.) На одном полюсе - жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, так сказать, жизнь-автоматизм. На другом полюсе - жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями - событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности - это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью - жизнью. Действительно, духовная биография может быть не менее содержательной и значительной, чем объективная картина жизни. Иногда и в жизнеописании она выдвигается на первый план. Например, биографы Канта обращают внимание на контраст между драматичной историей мысли философа и монотонностью его частной жизни. А.В. Гулыга пишет в этой связи: «У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения… Самые волнующие события в ней - мысли» .

«Клеточкой» внутренней жизни является переживание. В «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейн отмечал всеобщий характер этого явления, считал его личностным, субъективным аспектом сознания в целом. «Переживание,- отмечает С.Л. Рубинштейн,- это первично прежде всего психический факт, кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер… Переживания человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности» . В этом, втором смысле слова переживания можно назвать биографическими переживаниями. В самом деле, их предметом являются события биографии, отраженные в процессах памяти, мышления, воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности, и, наконец, сами они могут стать событиями жизни.

Переживания существуют в форме эмоционально насыщенных процессов, например мнемических, которые в личностно-биографическом плане выступают как процессы исторической памяти - воспоминания. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности. В связи с жизнедеятельностью память изучена гораздо меньше, чем в связи с более частными видами деятельности, скажем с учением. Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Так, в отличие от простых форм памяти в воспоминаниях есть такие образы, которые обладают сверхдолговременностью, сверхпрочностью вследствие неповторимости событий. Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. «Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный «урок жизни». Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед» . Это давнее предположение Б.Г. Ананьева подтвердилось в экспериментах П.В. Симонова. «Воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при повторном воспроизведении, объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой… категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент» .

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще З. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую «ткань» ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. «Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, «исторического» ее аспекта» . Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни, овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь - в мечтах, надеждах, предвидениях - имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл «защиты». Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. «Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость - соответствие жизни» .

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. «Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение» стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль «подсказки» может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Очень выразительно описала явление духовных событий писательница Вера Кетлинская в автобиографическом романе «Здравствуй, молодость!». Она пишет: «Весною произошли три события, как будто бы и не крупных, но разве только эпохальные события играют роль в нашей душевной жизни! Те три случая я ощущаю до сих пор как поворотные» . В частности, В. Кетлинская вспоминает впечатление от Девятой симфонии Бетховена, при звуках которой у нее укрепилась мысль о мятежной жизни. «Возникла та будоражащая, неистребимо жизнерадостная мелодия… и снова сверкнул - как не вполне понятное мне самой предчувствие - миг осознания своей судьбы» . Конкретное впечатление (здесь эстетическое) вызвало переживания, имеющие биографический смысл («осознание судьбы»). Не сама по себе музыка, но переживания, возникающие под ее воздействием, составили суть события. Эстетическое переживание способствовало здесь определению жизненной направленности личности, и поэтому оно опосредованно повлияло на ход жизни, а значит, стало событием в ней.

Психологам предстоит изучить и понять особые качества всех психических процессов как переживаний. В потоке внутренней жизни память становится воспоминанием, воображение - мечтанием, мышление - средством постижения сути жизненных задач, внутренняя речь - голосом совести (на эту этическую функцию речи настойчиво обращал внимание Б.Г. Ананьев еще в 40-е гг. ) В этом, биографическом значении ум человека приобретает новое качество: «Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость» .

Переживания сильных, талантливых людей возвышаются до уровня страстей в лучшем смысле этого слова, т.е. до страстей, одухотворенных благородными идеями (пафос). Великие дела вызревают в кипении таких страстей - об этом свидетельствуют биографии выдающихся ученых, писателей, революционеров. Не раз высказывались сомнения в возможности научного, психологического изучения глубоко личностных переживаний, тем более страстей - эти явления относят всецело к ведомству искусства, художественной литературы. Например, П.В. Симонов решительно настаивает на этом. Он делает пессимистические выводы относительно научной самостоятельности психолога. «Субъективная сторона внутреннего мира личности,- пишет он,- не является… предметом науки вообще. Отступая от преследующих его по пятам смежных дисциплин - нейрофизиологии, этологии, антропологии, социологии и т.п., психолог в определенный момент оказывается на территории, где чувствует себя недосягаемым для представителей этих отраслей знания.

С облегчением он осматривается вокруг и обнаруживает, что находится на территории… искусства» . Реальные трудности в познании глубин личности не должны, однако, восприниматься как принципиальное бессилие науки в этой сфере. В пользу науки свидетельствуют биографические исследования в психологии. Без обращения к полнокровной внутренней жизни с ее страстями научная психология все-таки выглядит незавершенной, «оборванной на самом интересном месте».

Переживания - динамический эффект всей структуры личности, которая наиболее интегрально представлена в характере и таланте (Б.Г. Ананьев). Динамика внутренней жизни в ее биографическом значении пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности. В переживаниях выявляется ценностный аспект самосознания, актуализируются отношения личности, в том числе к себе, обобщенные в рефлексивных чертах характера - самолюбии, чувстве собственного достоинства, чести. Рефлексивные свойства, «хотя… и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» .

Рефлексивные черты характера - это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу - уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой - реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим. Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного. Глубина и адекватность этого познания во многом определяются интеллектуальностью и, если угодно, талантливостью человека.

Характер - интеграция свойств личности, генетически связанная с ее тенденциями. Система потенций интегрирована в структуре способностей, и более того - в таланте (см. ). Психология таланта - нечто большее, чем психология способностей. Дело не только в разном уровне этих потенциалов. Талант - единство способностей на основе мировоззрения, жизненной направленности личности. Талант - эффект индивидуализации способностей, сплав их с характером. Вслед за Б.Г. Ананьевым мы считаем, что в понятии «талант» важен не столько уровень способностей, его составляющих, сколько их самобытность, соответствие склонностям, осознанность и саморегуляция. Характер и талант по отношению к жизненному пути выступают как субъективные его факторы, регуляторы жизненного процесса, социальной жизнедеятельности. Однако первично они сами являются продуктом биографического развития. Судьба талантливой личности, возможность ее расцвета, индивидуальные особенности структуры таланта, область приложения творческих сил зависят от исторического времени, от классовой принадлежности личности, от обстоятельств социальной среды развития. История творческой деятельности неотделима от гражданской и личной судьбы человека. Вот почему психологические исследования таланта и исследования по характерологии непременно обращаются к биографическому материалу .

Будучи зависимым от биографии, талант в свою очередь накладывает отпечаток на судьбу личности. Осознание своего дарования подкрепляет чувство собственного достоинства, способствует ответственности за его реализацию и развитие, побуждает человека жить в соответствии с призванием. Таким образом, талант выступает своего рода императивом жизни. Более того, человек осознает социальную функцию своего таланта, свою обязанность решать назревшие задачи общественной жизни и тем самым отвечать на запросы современности. Иначе говоря, человек осознает не только свои потенциалы и призвание, но и свою общественную, историческую миссию - предназначение. Так бывает не у одних только великих людей, но у каждого сознательного субъекта с чувством социальной ответственности и чувством истории. Свой вклад в исторический процесс вносит каждый, и каждый в какой-то мере незаменим.

Талант, будучи императивом жизнедеятельности, служит и орудием ее. В литературоведении высказана верная мысль о том, что талант в жизнетворчестве не менее ценен, чем в специальных видах деятельности. Так, в новой книге Ю.М. Лотмана о Пушкине жизнь поэта рассматривается как произведение гения. «Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах» . Творчество жизни, самоценность достойно прожитых лет - основной тезис старой работы Г. Винокура «Биография и культура» .

Итак, многосторонние связи структуры личности, представленной талантом и характером, и жизненного пути определяют место этих интегральных образований в кругу биографических проблем: они результат жизненного пути и его регуляторы, более того - основа жизнетворчества.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

Сейчас развеем ещё один миф, теперь по поводу Души. (До этого был пост про ченнелинг)

У многих слово «Душа» ассоциируется с веяниями о любви, «божественности», «великости», «превосходности», «лёгкости», мудрости… Это конечно же так. Но так же Душа может быть кратка, конкретна, понятна, логична, остра, дерзка, быстра, своеобразна… со своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ особенностью.

< Душа - само великолепие проявления всевозможных форм . >

Для этого мы с вами и проходим всё многообразие форм, чтобы расширить границы познания Кто Я Есмь . И Душа точно также.

Много общавшись со своей подругой Регрессологом, а также всё более понимая, как оно всё устроено, я поняла, что наши Души обладают такими же индивидуальными особенностями, как и люди. Она также как и мы раскрывают в себе многогранность. Кстати, если хотите расширить миропонимание и в этой области рекомендую книги Майкла Ньютона «Путешествие Души», Долорес Кэннон и др.

Но многие считают, что под словом «Душа» является какой-то собирательный образ одинаковости, милости, «душевности». В этом есть правда, но также правда в том, что нет ничего одинаково в этом Мире ...

Три года на трилогию! А может и больше…


И вот, долгожданная книга уже находит своих читателей. Долго же она готовилась в свет. Расскажу, почему первая часть, в уже существующей трилогии, так долго не могла реализоваться.

Во-первых, о том, что я напишу в будущем книгу (будучи инженером), которая будет выходить через меня сама, ченнелингом (потоковое письмо, не знаешь смысла, пока не перечитаешь), я узнала на сеансе регрессивного гипноза. Тогда моему удивлению не было предела! Но всё же это случилось и в ноябре 2015 года пошли первые строки, которые выходили исключительно ранним утром, в 4-6 утра.

Сказать, что я уставала и не высыпалась, значит ничего не сказать. Время тогда для меня было не простое. Днем были множественные инсайты, практики для тела и ума, я не успевала за теми потоками, что беспрерывно спускались на меня, на ночь шли проработки, а с раннего утра выходили тексты. При проработки Подсознания необходим сон на восстановление, но его катастрофически не хватало.

В начале я была счастлива и рада, что все действительно складывается так, как я узнала, но потом, после множественных бессонных ночей и совершенно сбитого графика, я стала откровенно бурчать, мол, когда высплюсь!

В итоге за год книга была написана . Я села её проверять на ошибки и запятые для передачи в издательство, но читая будто новыми глазами я поняла, что это невероятно сжатый текст. Мне был в общем смысл понятен, а вот читателю не везде.

Тогда из меня стали разворачиваться подробные тексты так, что из одного абзаца получалось по 3, а того и 5 страниц. В итоге книга начала серьёзно увеличиваться в размерах. Но загвоздка была ещё в том, что развёрнутые ответы выходили ТОЛЬКО если информация была мной осознана ранее, именно осознана, а не просто понята. Получается так, что если тема была мной не освоена, то я была как бы барьером к тому, чтобы её выдать...

Жизнь умом или Сердцем?


Наша Жизнь состоит и строится из каждодневных ежесекундных выборов и приоритетов. Множество людей живут исходя из выборов, сделанных умом, а не чувствованием Сердца. Путь, что не удовлетворяет Человека и та Жизнь, что изматывает, исходит из тех результатов и ВЫБОРОВ, что сделаны интеллектуально, но не от Сердца.

Но именно то, что исходит от Сердца, та энергия, масштаб и видение направляют Человека в успешную и счастливую Жизнь.

Интеллектуалам сложно по Жизни. Существуют разные люди, живущие лишь умом. Те, кто с помощью этого инструмента добились больших высот, но при этом остались глубоко несчастными внутри. Они действовали и жили лишь рационально, бесконечно напитывая свой ум все новой и новой информацией. Они стали интеллектуально подкованы, чтобы ни один Человек не смог пробиться внутрь, туда, где больно, туда, куда не хочется даже ему самому заглядывать. Это что-то защитной реакции психики, она сможет любого "прогнуть" и "задавить" своим интеллектом, но в зону чувств ни кого не пускает, там холодно и грустно, безчувственно.

Виды практик, коучинг

Что вы делаете на пути реализации и раскрытия своего Потенциала? Какие практики? Каких людей, учителей привлекаете?

Множество на свете существует практик. Направленные на внутренние и внешние перестройки в Жизни Человека.

Внутренние - это когда ты меняешь свои шаблоны, убеждения, «копаешься» в своём Подсознании, проживаешь различные зажатые эмоции, стараешься быть осознанным и в процессе Жизни трансформируешь свой внутренний Мир и, как следствие, меняешь внешний.

Внешние - это когда ты ставишь цели, анализируешь свои действия для достижения материального результата, подбираешь ресурсы для своих задач, людей, строишь структуры, проверяешь гипотезы, учишься необходимым навыкам… И это тоже всё практики.

Для внутренней работы конечно хороша психология, эзотерические и духовные знания. Любые практики, что существуют в этих смежных областях.

Для внешней работы подходят институты, курсы, тренинги профессионального роста, бизнес тренера и личностного роста...

Прошлые Жизни, как отражение нынешней

Многие события и последствия в Жизни многим кажутся не справедливыми и не понятными. Но мы должны учитывать, что

Есть только причинно-следственные связи и Жизнь длинною в вечность.

Ваша Жизнь не ограничивается лишь этой Жизнью. Ваша Жизнь - это целая серия и длинный список, я бы сказала, самых интересных и разнообразных, самых что ни на есть совершенных Жизней.

Вы были индийцем, вы были колумбийцем, вы были русским, вы были американцем и англичанином, вы были бедным и богатым, вы были нищим и принцем, вы были девочкой и мальчиком, вы были женщиной и мужчиной.

ВСЕ эти пройденные Пути создают причинно-следственную цепочку! Вы многое создавали в Жизнях и многое теряли, приобретали привычки и последствия за них; вы много радовались и смеялись, а также горько плакали и подавляли своё счастье; вы много наслаждались и страдали; вы были смелые, а также совсем хлюпкие и слабые…

Про возможности

Как часто вы совершаете в Жизни открытия? А как часто вы используете предоставляемые вам Миром возможности?

Множество новых, благоприятных поворотов в Жизни мы можем осуществлять, используя вхождение в ворота возможных вариантов развития событий.

То есть, если вы осознанно ОТКРЫВАЕТЕ для себя СЕТИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, тогда с вами случаются всё новые и новые события, благоприятно сказывающие на вашей реализации и собственно-выстроенной Судьбе. Тогда заканчиваются серые будни, одинаковость дней, этакий «день сурка». Тогда ваша реализация идёт в гору, вы во всё новом витке Жизни, с новыми людьми, с новыми способностями, в развитии и успехе.

Как «открыть» эти сети возможностей?

  • Когда вы действуете открыто, свободно
  • Заявляете Миру о своих способностях, талантах
  • Выражаете в Мир свои искренние и конкретные намерения,

тогда открываются те самые окна пространств вариантов, где случаются быстро меняющиеся, возможные события в пространственно-временном континууме. То есть, когда вы достаточно развили своё творческое начало, когда вы открыты, честны перед самим собой, с заявленными искренними желаниями-намерениями, тогда вы открываете для своего внутреннего, и как следствие внешнего Миров, НОВЫЕ ворота Жизни, осознанно при этом закрывая старые...

Чувства - язык Души

#ПРОЧувстваАрадхана

Вы знаете те, кто со мной работает лично, обычно:

Вдохновляются, воодушевляются

Приобретают видение своего Пути

Меняются бесповоротно

Обретают новое МЫШЛЕНИЕ, что первично на пути трансформации

Я не люблю это называть консультациями, это ОБЩЕНИЕ, перенятие тех смыслов и осознаний, образов, что уже вошли в мою Жизнь. С твердостью могу сказать, что это очень глубокие осознания. Такие осознания, где знания, как таковые, Человеку лишь как опора, но не главное.

Множество существует систем познания Человека и Мира физического, через всевозможные эзотерические учения, научные открытия. Но есть, как мне кажется, более верный Путь, что ли, быстрый - это ЧУВСТВОВАНИЕ.

Чувства - это язык Души, Сердца. И именно Сердце «знает», «обладает» всеми теми знаниями, что важны и нужны именно Тебе.

От ума можно долго искать Истины, можно бесконечно долго напитывать всё новыми знаниями своё эго, а как вы знаете, знаний бесчисленно. Все говорят об одном, только в разной интерпретации...

18_Послание. Школа Жизни


«…Помните, мы вам рассказывали о Жизни за пределами мира сущего, о том что есть там другие структуры и другие сущности…»

Поймите, друзья мои, мы есть «ангелы» света. Мы есть частички и сотни галлонов ручья-рек, созданных когда-то. Созданных и бережно окутанных световыми Жизнями вашими и нашими. Мы бережно храним наши и ваши тайны. Мы бережно и радостно ценим то, что входит в наши Жизни, то что видано и не видано, то что слеплено и сотворено.

Помните, мы вам рассказывали о Жизни за пределами мира сущего, о том что есть там другие структуры и другие сущности, так вот эти сущности и есть вы тоже, только в другом измерении, в другом формате Жизни. Вас можно разделить на мельчайшие световые частички, частицы которых раскинуты далеко за пределами нашей галактики, далеко за пределами мысли.

Вы есть СВЕТ, разбросанный на сотни миллиардов летоисчислений, бережно хранящихся в нашем тайном мироздании.

Наше тайное мироздание помнит и хранит информацию за все года, за все летоисчисления мира сущего. Наше мироздание бережно охраняет нас от вспышек бессмысленного и непредсказуемого.

Знания, карта Мира

«…Почему он попал в то окружение, что сформировало в нём ненависть? Потому, что его окружение - это отражение его сущности, того опыта, с которым он пришёл в этот мир…»

Здесь предстоит «многобукв», но таковы изречения. Здесь описано понимание наших прошлых Жизней, а также того, кого мы являем сейчас, как уже свершившееся действие причинно-следственной связи. А также, насколько узко мы мыслим и имеем слишком малую карту Мира в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Есть одна важная вещь: всё, что вы читаете, слышите, те знания, что впитываете от различных учителей, писаний - это есть ОТРАЖЕНИЕ ВАС.

В вас ЕСТЬ ВСЕ ЗНАНИЯ МИРА! Всё Мироздание уместилось в вашем пространстве, помните это. >

Ваше нынешнее Миропонимание - это лишь малюсенькая частичка действительно того, что стоит вам раскрыть в себе .

В миропонимании многих людей выявлено лишь видение земного пространства, это свет, вода, воздух, небеса и земля. Также в миропонимание входит собственное отражение в зеркале, их мать, отец, собственная роль дочери или сына и нынешнее положение общества, исходя из общественного мнения.

Вы привыкли сильно приуменьшать собственную картину Мира, вам навязали её таковую. Навязали увеличивать и культивировать страхи, придавать им значение и отрицательно относится к новым знаниям, ко всему, что выводит из стабильности...

ВСЁ есть Здесь и Сейчас

У Меня есть ВСЁ здесь и сейчас. Я ЕСМЬ только ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Вы знаете, чтобы это осознать, мне понадобилось много времени. Мне неловко осознавать, что я так долго этого не замечала. Как так можно было понимать, что в Жизни чего-то не хватает? Как так можно было думать? А жить? Это же преступление! В нехватке, в невежестве, в долгих ожиданиях и страданиях от не получения.

Мы много страдаем от того, что у нас чего-то нет. А также упомрачительно больно от того, что в прошлом было что-то не так.

Мы витаем в волнительном прошлом и не достигнувшем будущем. В таких "адских" условиях мы проживаем свои Жизни.

Мы не видим сиё прекрасие момента сейчас.

А ведь и вправду,

в моменте Сейчас ЕСТЬ ВСЁ! Любые чувства нам доступны. Любые состояния. А ведь именно это только по-настоящему ЦЕННО и больше ничего.

Можно иметь загородный огромный дом виллу, картеж машин, мужа или жену, детей, все блага и путешествия, а всё равно быть страдальцем. Не замечать прелестей настоящего, витать бесконечно в будущем и сожалеть о прошлом. Не быть в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И в этом ужасе проживают тысячи и тысяч людей.

А ведь всё на самом деле проще. Есть лишь здесь и сейчас.

Да, я говорю до ужаса банальные вещи, но это так. И такова её роль в нашей Жизни, роль истины - быть в здесь и сейчас ...

Люди Нового времени


В мою Жизнь входит много новых и интересных, развивающихся людей разного возраста, увлечения. Кто-то в искусстве, кто-то в бизнесе, в маркетинге, в журналистике, в моде… Множество профессий и интересов.

Все увлеченные, либо ищущие новое русло, творческие, с горящими и интересующимися глазами, развивающиеся, открытые, вдохновлённые.

8 из 10 новых знакомых в теме духовного развития, медитации, чакры, осознанность, питания, Подсознания … , даже регрессивный гипноз уже не так режет слух и есть такие, кто его пробовал, либо просто слышал и собирается окунуться в собственный внутренний Мир, используя разные инструменты. И это безусловно радует, можно свободно общаться на любые темы, связанные с развитием , почти с каждым.

В новую Жизнь входит наша Планета и Люди, что обитают на ней. Люди, которые желают дать пользу Миру, нести ценность, развивать и культивировать свою внутреннюю свободу, а значит и внешнюю.

Я обожаю таких: смелых, сильных, творческих, особенных, с чувством внутренней свободы, со светом, что исходит от них .

Они много стараются улучшить себя, свою Жизнь, Мир вокруг.

Они стараются ПОЗНАТЬ Себя всевозможными способами. Проходя сложности, трудности проявления внешнего Мира, идя через страхи и боль. Через духовные практики, мудрые тексты, подсказки Вселенной и осознанное самокопание . Они пытаются быть независимыми, ответственными...

Быть ЗДОРОВЫМ

В нашем мире, многие бессознательно стараются поддерживать свои болезни лечением , не осознавая, что, таким образом, лишь создают далее свои частые простуды, либо уже серьезные недуги. Нет целостности в подходе видения своего тела, своей Жизни. Далее я расскажу вам, как просто направленность, ориентация моего мышления изменила моё состояние здоровья и другие сферы Жизни.

Когда-то я осознала, что лечить локально не эффективно, что целостный подход и ориентация на «быть здоровым» вроде как более правильная. Тогда я лишь нащупывала эту сферу.

Сейчас я точно вижу, что лишь

направленность мышления - это больше половины успеха, причём в любой сфере.

Например, болезнь в материальной сфере Человека : безденежье, кредиты, нехватка, нервы, стрессы, споры и ругани в семьях из-за этого. Всё это свидетельствует о том, что в этой сфере энергетического метаболизма серьёзные нарушения. У кого-то присутствует малая болезнь (частые "простуды" - малые доходы, долги), у кого-то доходит до "раковых опухолей" (банкротство, тюрьмы, крупные долги, судебные тяжбы). Всё это признак энергетического не здоровья в этой сфере Человека.

Если взять сферу отношений, там точно также. Болезни - это не понимание, не желание уважать, слышать, человек может вгрызаться своим вниманием в какую-то одну связь, качество (болезнь) другого, либо себя и пытаться это исправить, искоренить (лечить). Самый простой пример, «простуда» - мужчина не может договориться с женщиной о том, куда поехать в отпуск, часто спорят. Мужчина хочет это «вылечить» у жены, чтобы он был здоров, делал то, что хочет, чувствовал себя хорошо. Сложный пример, частые «лихорадки» - измены, женщина пытается «вылечить» эту сферу-болезнь в своих отношениях, чтобы чувствовать себя хорошо, пытаясь исправить мужа...

Человеческая мысль материальна

Человеческая мысль материальна. И к счастью, для всё большего количества людей, это не является новостью. Каждая наша мысль - это сгусток энергии . Это доказано академиком РАН А.Ф. Охатриным, американским доктором Тойчем, основателем волновой генетики П.Горяевым и многими другими учеными, да и просто исследователями...

Основатель волновой генетики П. Горяев выявил: “Люди могут воздействовать своей мыслью, словом, чувством на молекулы ДНК как собственные, так и других людей”

“Мозг человека непосредственно влияет на действительность. Мысль человека, его сознание - это энергия в тончайшей форме” - эти открытия были опубликованы деканом Принстонского университета Р. Дж. Джаном и его помощниками.

Помним же, что каждая мысль имеет потенциальный заряд «-» либо «+» .

И мы по всем физическим законам притягиваем в СВОЁМ БОЛЬШИНСТВЕ то, коим зарядом являемся мы сами.

Попробуйте проанализировать, что вы проявляете в мир в целом, какие каждодневные, каждоминутные мысли у вас преобладают - на плюс либо на минус? Будут это мысли благодарности, любви или переживания, имеющие природу страха? Будьте крайне осознанны и наблюдательны, ведь Человеку сложно уследить все те мельчайшие мысли-слова, что пробегают как-бы между прочим, оставаясь не замеченными. Но именно они составляют ту великую массу нашего мышления и, как следствие, вы являете то, что прокручиваете на Подсознании каждый день.

Призвание



«…Понадобилось 20 лет и экстремальный стресс, чтобы Человек осознал свою боль по этому поводу. Она 15 лет отдала тем наукам, что явно отторгались ей. Но это лучшее из того, что она могла делать и поэтому шла за ними, стала этими знаниями и истинно верила, что у нее нет таланта…»

Когда ты знаешь, куда и к чему желаешь прийти, тогда Путь становится ясен, явным и видимым.

А вы знаете, куда вы идете?

Да, безусловно с утра вы встаете и едете на работу, на машине, пешком или на метро, на общественном транспорте. Зачем вы туда едете? С какой целью? Зачем вы работаете? Для чего вы работаете? Загляните внутрь и последуйте зову Сердца. Пусть оно вам расскажет и покажет ваши будни. Возможно ваши будни серы и скучны, и вы порой ой как не хотите на работу. Она не приносит вам ничего, кроме денег, амбиций, ах, нет ещё лишает свободомыслия, творчества и просто отнимает у вас время. Вы порой явно забываете о том, что надо бы учиться на собственных ошибках. Вы учитесь тогда, когда ошибка становится неизбежностью и когда больше невмоготу.

Почему вы сразу не можете проанализировать, спрогнозировать ваши взаимоотношения с вашей учебой, работой, той деятельностью, что не радует вас?

Зачем вы встаете с утра? Для чего? У вас есть ЦЕЛИ? Реальные цели! Те, что зажигали бы вас. Те, что приносили бы вам радость и счастье и конечно в последствии деньги. Те, что посылали бы вас с неимоверной страстью и желанием к работе, тому делу, что движет вас, взбудораживает вас, горит ярким пламенем в груди!

Всё возможно...

Многие люди не верят в это, не верят, что всё возможно .

Возможно уйти с нелюбимой работы; возможно переехать в другой город; возможно встретить новую любовь и не жить ради чего-то или призрачных идеалов, страдая при этом…

Можно всё в этой Жизни. Важно захотеть!

Захотеть всем сердцем избавиться от оков ума. Он держит вас и только он, больше никто.

А он - это значит Ты.

Значит ты сам можешь скинуть эти оковы. Значит ты сам можешь понять, куда ты хочешь двигаться. Значит ты сам можешь воплотить в Жизнь свою мечту .

Только передай бразды правления Себе, отними у ума. Дай ему команду куда двигаться. Он с радостью начнёт изучать новое направление. Ему неважно, Что изучать. Он лишь инструмент в познании Мира.

Дай направление познания Себе!

Консультант, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как судьба, жизненный путь, смысл жизни, место человека в жизни, стратегия жизни.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли, он является субъектом жизнедеятельности . Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой, отражает роль человека в собственной судьбе. Степень активности жизнедеятельности может быть различной в зависимости индивидуально-личностных особенностей человека. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, своеобразный жизнеавтоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением.

Личность, писал Б.Г. Ананьев, - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Жизнь человека как история его личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается их многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства его жизни. Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры «генетических сил». Создание и изменение обстоятельств своей жизни собственным трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30г.г. прошлого века. На эмпирическом материале были обнаружены различные типы жизненного пути личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, личную жизнь в ее динамике и выделила ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни: 1) последовательность внешних событий; 2) смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как результат его внутренних событий; 3) результат его деятельности. Ш. Бюлер, как и многие другие психологи, абсолютизировала роль детства, считая, что на этой стадии закладывается проект всей жизни.


А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль. На его взгляд, стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и склонностей. А. Адлер считал, что значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. А. Адлер выделил четыре типа жизненных стилей: 1 – полезный; 2 – правильный; 3 – избегающий; 4 – получающий.

Представление о жизненном пути человека как сценарии его жизни разработано Э. Берном и его коллегами в 60-ых г.г. Э. Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем мире. Каждый человек еще в детстве, часто бессознательно, думает о своей будущей жизни, мысленно простраивает свои жизненные сценарии. «Сценарий», по Э. Берну, - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в детстве под влиянием родителей. При этом Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария: сценарий – это жизненный план, а жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Различные типы жизненного пути являются продуктом действия различных сил, как внешних, так и внутренних, обусловленных личностными особенностями, которые могут смешиваться и вести к различным типам судьбы: сценарному, несценарному, насильственному, независимому.

Л. Сонди считал, что понятие «судьбы» охватывает все, что касается человеческой жизни. Что касается психологии судьбы, то здесь Л. Сонди рассматривал человека как существо, которое, хотя и подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьба, по Л. Сонди, может быть навязанной или свободной. Он считал, что к навязанной судьбе человека относятся: 1)наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков; 2)окружающая среда 3)социальная среда. Сущность психического заключалась для Л. Сонди в стремлении и склонности человека к свободе. И, благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.

Таким образом, судьба может быть либо объективно-предопределенной, где предопределенность – это событие, происходящее в данном месте в определенный момент неизбежным и единственным образом. При этом предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки из детства, либо она есть субъективно-преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, его склонностей к тому или иному виду деятельности, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-нибудь изменить.

В качестве основных единиц изучения жизненного пути К.А.Абульханова, рассматривая личность как субъект жизненного пути, выделяет не события и ситуации, а три взаимосвязанные структуры: жизненную позицию, жизненную линию и концепцию жизни. Жизненная позиция по К.А. Абульхановой, - это обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности, в любом случае, как нам кажется, детерминированной влечениями, пристрастиями, предрасположенностью, иными словами, склонностями личности. Характеристика жизненной позиции дается через решение противоречий между присущей данной личности максимальной активностью и невозможностью ее объективизировать, или, напротив, между отсутствующими у данной личности готовности, активности, зрелости и оптимальных условий для их реализации. Жизненной линии присуща пролонгированость, ценность, она может иметь прогрессивно-поступательный или возвратно-застойный характер. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывная обратная связь результатов предшествующего этапа (решения, поступка) с последующим. Осознание смысла жизни , способ направления своих потребностей, воля, преобразующая действительность в направлении, адекватном потребностям, находят выражение в активности. Благодаря активности обеспечивается субъектность личности.

Большое внимание анализу жизненного пути личности, ее биографии уделял С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Особая роль биографии как истории личности обусловлена вполне конкретными причинами.

1. Биография включает в себя социально-демографические характеристики личности, отражающие ее глубинную сущность.

2. В биографии отражаются основные результаты деятельности личности.

3. По биографии можно судить о факторах, условиях, в которых формировалась личность, выявить, насколько достигнутый уровень развития личности является результатом условий, ее окружающих, а насколько – ее внутренних усилий, устремлений.

Биографический метод особенно важен для анализа столкновений потребностей личности с условиями, долговременно препятствующими их нормальному удовлетворению. В самом общем виде внутренняя дезадаптивность личности, степень ее маргинальности возрастает в случаях: 1) потери желанного объекта (например, ребенок лишился родителей, близких друзей, одобрения кем-то и т.д.); 2) потери любви; 3) потери личности самой себя (увольнение с работы, когда карьера была главной целью жизни, публичное осмеяние и т.д.).

В анализе биографии особенно важны детские годы, так как ситуации развития в детские и юношеские годы могут предопределить модель поведения в зрелом возрасте. Выделяют три типа ситуаций, предрасполагающих к формированию сильно выраженных акцентуаций.

А. Ситуации социальной или органической неполноценности. Дети, страдающие физическими либо психическими недостатками, как правило, сильно центрированы на себя, что способствует формированию личности с чувством неполноценности. Неспособности плодотворно соревноваться с другими. Однако в этой группе встречаются личности со «сверхкомпенсаторными» возможностями (пример личности А.В.Суворова).

Б. Ситуация избалованности. Избалованные дети обычно испытывают мало подлинных, позитивных чувств по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к субъектам, их воспитавших.

В. Ситуация отверженности рождает людей, не способных к эмоциональной привязанности к другим. Выросши, они могут стать эмоционально холодными, а подчас и жестокими. Анализ биографических данных одиозных исторических личностей (например, Гитлер) показывает, что со всеми ними плохо обращались в детстве. Это послужило причиной развития жестокости, зависти, враждебности, спонтанности возникновения негативных чувств, когда они видят других счастливыми.

Для всех трех описанных негативных ситуаций в развитии личности характерно формирование у нее таких черт, как эгоизм, самовлюбленность, гипертрофированное чувство собственной значимости, неспособность к объективной самооценке, снисходительность к собственным недостаткам и нетерпимость к чужим и т.д.

Анализ жизненного пути в процессе биографического интервью помогает выявить многие индивидуально-личностные особенности человека, степень напряженности, духовной насыщенности жизни личности на том или ином этапе ее развития. В процессе биографического интервью можно диагностировать притязания личности к себе и социальному окружению, степень ее активности на различных этапах жизненного пути, в различных сферах жизнедеятельности. Особенно информативно в этом плане сравнение жизненных целей с реальными достижениями человека.

Более полному пониманию мировоззренческих особенностей личности помогает анализ жизненного выбора личности, выбор профессии, того или иного решения в конкретной проблемной ситуации жизненного пути личности. Жизненный выбор – это, в конечном счете, выбор способа самоопределения, самореализации. При этом важно, в какой степени выбор личности подчинен будущему и как оно ей представляется. Как представляется человеку будущее, что сделал человек для его достижения, какие жизненные выборы и почему совершил человек – узловые моменты биографического анализа.

Таким образом, анализ биографии предполагает поиск, «открытие» принципа, образа жизни конкретной личности. Это образ жизни может осознаваться самим обследуемым, часто метафорически – в девизе, образе и т.д.

Выделяют три основных блока информации о клиенте :

1. Демографическая информация : возраст, семейное положение; образование; профессия.

2. Актуальные проблемы и нарушения : наличие затруднений и проблем; возраст, в котором они возникли; события жизни, обусловившие возникновение и обострение проблем; изменение отношения личности к значимым людям; перемена интересов; ухудшение физического состояния; непосредственная причина обращения; предшествующие попытки решения проблемы; употребление лекарственных средств; семейный анамнез.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

Раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

Дошкольный период (первые воспоминания, рождение братьев и сестер, другие значимые события в семье);

Младший школьный период (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

Отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в учебе, идеалы и устремления);

Взрослый период (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких, планы на будущее, употребление алкоголя, наркотических средств).

Эта схема отражает важные этапы жизни клиента. Разумеется, в каждом конкретном случае надо руководствоваться критериями разумной необходимости, не стремясь собрать перечисленную информацию в полном объеме, а подбирая информационные единицы под определенную задачу.

Следует отметить, что одним из наиболее мощных биографических факторов в возникновении жизненных проблем считается очередность рождения . Первым на этот факт обратил внимание А.Адлер, считая, что очередность рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает выраженным чувством ответственности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, в воспитании младших. В первые годы он испытал любовь и заботу родителей, что способствует определенной эмоциональной стабильности. Старшему ребенку родители, как правило, доверяют больше, чем остальным детям и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму .

Второй ребенок значительно отличается от первого: придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок, находясь в приниженном состоянии, стремится искать новые занятия, позволяющие ему первенствовать. В результате создается база для формирования амбициозности, способности конкурировать в трудных условиях, склонности к революционному изменению существующих обстоятельств .

Особое положение в семье занимает младший ребенок . В детстве он окружен любовью родителей и старших детей, что создает благоприятную обстановку и ожидание всеобщей любви к себе . Опасность заключается в том, что ребенок начинает надеяться не только на любовь, но и на потворство окружающих .

Особенно сложно положение единственного ребенка . Ему уделяется значительно больше внимания, он в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей. В этом кроется много опасностей : единственный ребенок избалован, у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка, он имеет незначительный социальный опыт общежития. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития .

Основные биографические данные собираются как с помощью специальных анкет, так и во время беседы с клиентом. При этом беседа, являясь важнейшим способом получения данных о клиенте, имеет слабые стороны, которые представляют реальные опасности искажения информации: консультант собственным влиянием может спровоцировать ложную информацию, в рассказе клиента консультант может увидеть желаемое и не замечать нежелательное, клиент может не всегда четко понять характер вопроса. С другой стороны, если консультант, стараясь обойти все опасности, будет стремиться к более строгому структурированию беседы, он рискует не увидеть уникальности клиента, и беседа будет подменять собой анкетирование или тестирование.

Данные, полученные о личности клиента с помощью биографического метода, как правило, предшествуют и органически дополняют информацию, которую консультант получает с помощью других методов, способствуя более четкому определению проблемы клиента и способов ее решения.

Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины. Даже не говоря о том, что жизнь человека всегда была и будет основным объектом искусства, каких бы тем оно ни касалось, оно всегда рассматривает мир через призму человека и его жизни. Еще в античные времена появились первые попытки создания художественной биографии (Плутарх, Светоний и др.). Хотя ее утверждение как особого жанра специалисты относят к XVII в., постепенно произошло разделение литературно-художественного биографического романа (или повести) и научного историко-биографического исследования. В последнее время наметилось определенное их сближение. Биография стала полноправным жанром исторического исследования. Канадский историк А. Вильсон справедливо сравнил ее с фортепьянным или скрипичным концертом: через соло одной жизни, ее ведущую тему, раскрывается эпоха.

Биограф не только описывает жизненный путь человека, но и анализирует его. В биографических справочниках и указателях в скобках после фамилии через тире даются обычно год рождения и смерти человека. Подчас промежуток между ними очень мал, как, например, у Д. Писарева, М.Лермонтова, Н. Рылеева, Н. Добролюбова, а иногда относительно велик (Л. Толстой, Б. Шоу). Вот этот промежуток между рождением и смертью и считают обычно жизненным путем человека.

Чтобы показать действительную судьбу человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, страны, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества.

Ведь в любом случае, как видим, судьба связывалась и связывается ныне с тем, что не зависит от его свободного выбора, находится вне его. Значит, важно прежде всего понять, есть ли в жизненном пути человека нечто, не зависящее от него, если есть, то что же оно представляет собой и какие силы определяют не предусмотренные свободным волеизъявлением человека повороты в его жизненном пути? Только выяснив это, мы сможем проникнуть в тайны судьбы, постичь ее сущность.

Мы, читая биографии великих людей, правильно понимаем и оцениваем ошибки и заблуждения в творчестве собственной жизни. Однако судить о других всегда легче; гораздо труднее строить свою собственную жизнь. В том-то и дело, что каждому приходится обычно делать это самому, без всякой подсказки: ведь человек чаще всего не осознает, что каждодневно, ежечасно он творит свою жизнь. Кажущиеся ему незначительными, неважными, обычными, повседневными решения или поступки могут иметь далеко идущие последствия, о которых человек даже не догадывается. Подчас один поступок может изменить весь его жизненный путь.

Строить собственную жизнь несравненно труднее, чем запускать ракеты, возводить здания, прокладывать каналы. Людей, которые никогда не ошибаются в предвидении не только ближайших, но и отдаленных последствий собственных поступков, вероятно, не было, нет и не будет. Даже самый талантливый шахматист нередко ошибается в расчете последствий своего хода, а альтернативы жизни куда сложнее и менее предсказуемы, чем шахматная партия! Творчество собственной жизни оказывается, пожалуй, наиболее сложным из всех видов человеческого творчества, и сами жизненые пути людей так запутанны и извилисты...

Время, практика позволяют понять главное, существенное в событиях повседневной жизни и отделить его от второстепенного. Событие, от которого, как казалось еще вчера, зависит вся жизнь, сегодня оказывается ничтожным пустяком, а то, что мы считали пустяком, порой переворачивает всю жизнь. Размышляет ли человек над прожитой жизнью или воссоздает биографию другого человека, он отвлекается от мелкого, несущественного, отбирая важнейшие, определяющие ее вехи. Но именно от несущественного, а не от случайного, ибо, как мы увидим, случай может играть весьма существенную роль в жизни.

Что же такое жизненный путь?

Интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".

Этапы жизненного пути не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).

По словам Ананьева Б. Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами".

Однако возраст это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.

На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.

Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, как и всякая дефиниция, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.

Трудовая деятельность - важнейший элемент жизненного пути человека, поэтому она и должна лежать в основе его характеристики. Особая важность труда в данном случае подчеркивается выделением специального понятия "трудовой путь человека". Трудовой путь, трудовая биография личности синтезирует пути развития человека и в других сферах общественной жизни, обладающих относительной самостоятельностью, которая определяется рядом причин. Во-первых, жизненный путь зависит от направленности личности. Исследования показывают, что у работников одной и той же бригады, цеха, лаборатории и т. д. эта направленность может быть различной. Во-вторых, у человека может хорошо сложиться трудовая жизнь, принося ему радость и удовлетворение, и в той или иной мере не получиться семейная жизнь. Иногда, наоборот, радости семейной жизни или успехи в художественной самодеятельности и спорте компенсируют неудовлетворенность трудовой деятельностью. Какая-то неравноценность этих сторон жизненного пути характерна, вероятно, для любого человека. Все зависит от объема и интенсивности личной жизни, от степени включенности социальных ролей в личную жизнь. Возрастные изменения также не одинаково сказываются на различных сторонах жизненного пути. Например, прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию отнюдь не означает прекращение культурного развития.

В-третьих, нередко бывает так, что наибольшие успехи в самореализации личности связаны не с ее профессиональной, а именно с непрофессиональной деятельностью. Например, А. П. Бородин, гораздо полнее и с большей эффективностью реализовал себя как композитор, чем как ученый-химик; А.П. Чехов - как литератор, а не как врач. Естественно, модель жизненного пути можно признать для данной личности наиболее подходящей, если она включает гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности, их взаимодополнение, успешную самореализацию личности во многих из них, удовлетворение полноты и богатства жизни в целом.

Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности.

В качестве таких критериев предлагается считать психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентацию ценностных установок.

Эти изменения важны для оценки жизненного пути, они трудно поддаются эмпирическому анализу, ибо и сам человек чаще всего не может ответить, когда, как и благодаря чему произошли эти изменения.

Жизненный путь объединяет общественную, событийно-биографическую сторону его жизни со становлением и развитием его внутренней духовной жизни и прежде всего его мировоззрения.

Становление личности, формирование и развитие личностных социально значимых качеств - одна из важнейших характеристик жизненного пути. Но для жизненного пути немаловажное значение имеет и состояние здоровья человека на тех или иных этапах его жизни.

Жизненный путь человека в реальной действительности тесно связан с его образом жизни, ведь эти категории служат для анализа и описания его жизнедеятельности, индивидуальной человеческой жизни. Однако, если образ жизни представляет собой характеристику жизнедеятельности индивида в тот или иной период, то жизненный путь - это развитие человеческой жизни во времени, последовательное изменение образа жизни в связи с развитием самого человека, с изменением реальных условий его жизнедеятельности. Образ жизни человека может существенно меняться на разных этапах его пути.

В литературе нет единого мнения о том, что считать началом жизненного пути. Б. Г. Ананьев, например, полагал, что он начинается "много позже" рождения. В некоторых случаях началом признают поступление на работу, опуская весь период подготовки к деятельности. Такой взгляд представляется неточным. Социализация и индивидуализация ребенка начинается с раннего детства. Многое в формировании человека закладывается еще в этот период, А.Толстой говорил, что воспитывают ребенка до 5 лет, а дальше уже приходится его перевоспитывать. Биографы справедливо начинают описание жизненного пути с характеристики семьи и условий воспитания человека. Все это говорит в пользу того, что началом жизненного пути человека является раннее детство.

Путь каждого человека сложен и противоречив: в нем сочетаются необходимое и случайное, возможное и реализованное, общественно-историческое и лично-биографическое. Их сочетания сугубо индивидуальны, неповторимы у каждого индивида.

Ни возрастной, ни психологический подход к определению жизненного пути человека не может дать положительных результатов, если он не базируется на общесоциологическом анализе зависимости жизненного пути человека от объективных условий - от общественных отношений и определяемых ими границ свободы его активного жизнетворчества.

Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей.

Героями биографических описаний обычно становятся выдающиеся люди - политические и общественные деятели, ученые, философы, люди искусства. Эта традиция утвердилась еще в античную эпоху. Биографическая литература долгое время была чуть ли не единственным источником (конечно, не считая памятников и документов), из которого мы черпаем знания о событиях давних лет. Действительно, нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления о ее великих людях, стоявших в центре наиболее знаменательных исторических событий. Биографии великих людей имеют неоценимое воспитательное значение для молодого поколения.

Такие портреты людей-символов определенного времени можно назвать социальными портретами. Одним из новых типов биографического исследования можно назвать автобиографическое описание человеком своего жизненного пути и его основных моментов.