Разработки занятий по развитию речи с будущими первоклассниками.

Вводное занятие с будущими первоклассниками.

Вводное занятие с будущими первоклассниками

Учитель начальных классов: Мазий Е.В.

Цель:

    познакомить будущих первоклассников с учебным кабинетом;

    способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления детей;

    познакомить с одноклассниками, с правилами поведения в школе, со школьными принадлежностями;

    обобщить и систематизировать знания учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II . Знакомство.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Владимировна, и я хочу с вами познакомиться. А поможет нам в этом воздушный шарик. Тот, кто его получит должен встать, назвать свое имя.

Сейчас шарик у меня. Поэтому начнем наше знакомство с меня.

Меня зовут Евгения Владимировна. Я рада видеть вас, таких замечательных мальчиков и девочек. Мне бы хотелось подружиться с вами и быть для вас учителем. Как меня зовут?

(Затем шарик передается каждому из учеников 1 ряда, после представления детей, все называют их имена ещё раз. Аналогично проходит знакомство с детьми 2 и 3 рядов; потом имена спрашиваются вразброс: « Это кто?»)

III . Основная часть.

Ребята, а какой вы хотели бы видеть меня? Вот такой….(педагог имитирует злость) или вот такой……(радость).

Конечно, весёлой и доброй. Почему? (Глаза светятся)

А какого цвета у вас глаза? (Серые, карие, голубые)

Давайте повернёмся к соседу, посмотрим в его глаза, улыбнёмся, возьмём его за руку.

Что вы чувствуете? (Тепло)

А почему? (Внутри у нас солнышки)

Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделились своими улыбками друг с другом и ощутили тепло и радость.

Слайд. Солнышко.

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся.

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

Ребята вы сегодня в школе. В школе изучают много разных предметов. И есть свои правила поведения.

Слайд.

1.Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

- Повторите за мной хором. Повторяют только девочки. Повторяют только мальчики. Ещё раз все вместе!

IV . Выполнение заданий по математике.

Ребята, а какой формы солнышко? (Круглое)

Откройте тетради, положите их под наклоном. Возьмите ручки. Сейчас мы будем рисовать круг. Слушайте внимательно.

Отступите клеточку вниз от верха странички и клеточку вправо. Поставьте точку в центре клеточки. (Показ на доске).

Нарисуйте в клетке круг.

Как сделать, чтобы кругов стало 2? (Нарисовать ещё 1 круг)

Отступите клеточку, нарисуйте ещё круг. (Аналогично ещё 8 кружков)

Приготовьте жёлтый карандаш. Закрасьте 2 кружок. (Проверка на доске)

Закрасьте 5 кружок.

Как найти 9 кружок? Закрасьте его.

Закройте тетради. Чему учились?

V . Физминутка. Солнышко

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

VI . Выполнение заданий по обучению грамоте.

Кто из вас знает буквы?

Прочитайте слово « Школа».

А чем занимаются здесь дети? (учатся)

А что им нужно, чтобы учиться? (школьные принадлежности)

Отгадайте загадки.

Слайды.

1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

(Карандаш)

2. Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

3. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

4. То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…что такое я?

(Тетрадь)

5. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

А какие еще вы знаете школьные принадлежности?

Посмотрите внимательно, что здесь изображено? (игрушки)

Назовите их. (машина, паровозик, гитара, кубик-рубика, конструктор, пирамидка)

Запомните, что здесь эти игрушки.

А что теперь изменилось?(не хватает конструктора)

А где располагался конструктор? (в нижнем ряду посередине)

А какого цвета была машина (красного), а гитара (желтая).

Следующее задание. Посмотрите внимательно на другие картинки. Что изображено? (школьные принадлежности).

Какой предмет лишний? (линейка, карандаш, ластик, тетрадь и ложка).

А теперь посмотрите на другие картинки и запомните их (портфель, книга, карандаши, пенал, звонок)

А теперь скажите что изменилось? Какого предмета не хватает? (те же предметы кроме пенала)

Чему учились? Молодцы!

VI I . Физминутка.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

VIII . Рефлексия. Лучики солнца.

Дети, представьте, что вы лучи солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. (Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.)

Урок закончен. Вы сегодня были очень старательны. Пора домой. До свидания.

Занятие №2

Родной язык и развитие речи-30 минут .

    Беседа о школе:

К вам в гости пришел мишка - Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.

В этом доме чудеса:
Много парт, звонок – оса.
Прозвенел и тишина.
Начинать урок пора.
- Что это? (Школа.)

Для чего мы сегодня пришли в школу?

Чему вы будете учиться?

Когда и зачем? Почему и откуда?

На всё ты хочешь ответы найти.

И я тебе верным помощником буду,

Готовым помочь и всегда и повсюду,

А кто я – по буквам заглавным прочти!

Рано утром малышок

В двери к нам стучится:

«Открывайте шире дверь,

Я пришёл учиться».

(Работа над громкостью, выразительностью речи детей).

    Чтение учениками по памяти их любимых стихотворений.

    Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропке, не выходя за ее границы.





    • Без крыльев летят,
      Без ног бегут,
      Без паруса плывут. (Облака)

      Молоко над речкой плыло,
      Ничего не видно было.
      Растворилось молоко –
      Стало видно далеко. (Туман)

      Не пешеход, а идет.
      Мокнут люди у ворот.
      Ловит дворник его в кадку.
      Очень трудная загадка? (Дождь)

      На дворе переполох:
      С неба сыплется горох.
      Съела шесть горошин Нина,
      У нее теперь ангина. (Град)

      Рыбам зиму жить тепло:
      Крыша – толстое стекло. (Лед)

      Бел как мел, с неба прилетел.
      Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Занятие №3

Счёт и развитие математических представлений.- 30 минут.

1. Сосчитай до 10 … и обратно.

3. Назови число на один меньше, чем 9, 7?

4. Что больше 9 горошин или 8 карандашей?

5. Покажи, где у книги верхний правый угол, нижний левый?

6. Какое число стоит между 3 и 5?

2) Решение стихотворных задач.

    У кошки три котенка.
    Они мяучат громко.
    В лукошко мы глядим:
    Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки
Его выносит кошка.
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.

А сколько котят еще не умеют ходить? (2)

    Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картинку, коробку, картонку

И маленькую собачонку.

Но только раздался звонок

Удрал из вагона щенок. (7-1=6)

3) Работа в тетради.

Обведите каждую клетку. Игра «Поезд».

Обведите клетку через одну и соедините «вагоны поезда».

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Выполняется массаж пальчиков.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Занятие №1

Знакомство со школьной жизнью- 30 минут.

1) Знакомство с учебными вещами, необходимыми первокласснику. Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам "5"?

Вы теперь не просто дети,
Вы теперь... (ученики ),
Форму новую надели,
Завязали все шнурки.

Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой... (портфель )
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.

То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (тетрадь).

А какие ещё вещи необходимы первокласснику?

    Я – красивая закладка.

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай!

    Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет –

Вот она его и точит.

    Я – малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растёт,

Карандаш – наоборот.

(Показ и объяснение назначения вещей учителем).

2) Игра "Вопрос – ответ".

Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.

    Как в школе нужно обращаться к учительнице?

    Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?

    Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?

    Что такое урок?

    Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

    Для чего нужна перемена?

    Как в школе называется комната, где учатся дети?

    Как в школе называется стол, за которым дети сидят?

    Где пишет учитель, когда объясняет задание?

    Что такое отметка?

    Какие отметки плохие, а какие хорошие?

    Что такое каникулы?

    Какие бывают каникулы?

Звенит звонок. Урок окончен.

Занятие №2

Счёт и развитие математических представлений- 30 минут .

1) Решение стихотворной задачи.

Ребята, считайте скорей, сколько зверей?

    Как-то вечером к медведю

На порог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой!

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (7)

2) Работа с наборным полотном.

Сколько? (грибов, яблок, и т.д.) Как узнали? (посчитали).

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

3)- Найди среди знакомых предметов такие, которые имеют четырёхугольную форму? (доска, стол, тумбочка, парта, книга, и т.д.)

Что это за фигуры? (круг и овал).

Чем похожи круг и овал?

4) Задание: возьми из коробки 10 палочек, сложи то же, что у меня (в прямой и зеркальной проекции).

Положи перед собой 4 палочки, добавь столько же. Сколько стало?

Положи перед собой 5 палочек, добавь 1. Сколько стало?

5) Решение простых арифметических задач без наглядной опоры.

6) Работа в тетради. Письмо наклонных прямых палочек из одного угла каждой клетки в противоположную, следующая строка через одну клетку.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

(Выполняется массаж пальчиков.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Звенит звонок. Урок окончен.

Занятие №3

Родной язык и развитие речи- 30 минут.

    Фонетическая зарядка: Как рычит собака? (Р-р-р…)

Как тикают часы? (Тик-так…)

Как воет волк? (У-у-у-у…)

    Чистоговорка.

Ба-бо-бы – на дворе стоят стол…(бы).

Бу-бы-ба – из окна торчит труб…(ба).

    Составление предложений из двух слов по картинке. Составление предложений по картинке и по вопросам учителя.

    Свободное рассказывание детьми об интересных случаях из их жизни с опорой на вопросы учителя.

    Дидактическая игра «Кто летает?» (синица, ласточка, заяц, ёж, самолёт, девочка, бумажный змей, лебедь, парта, скворец, грач, корова).

    Скороговорка.

У Тамары-тараторки

Тридцать три скороговорки.

Самая простая

Знаете какая?

Да вот она:

Собака Шарик

Несла сухарик.

А ну попробуй, повтори,

Да не один разок, а ТРИ!

    Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку – это рабочая строка. Она узкая. Ваша задача – написать наклонную палочку, не выходя за ее границы.

А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

(Выполняется массаж пальчиков.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8) Загадки.

    Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу! (Буквы).

    Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины).

    К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (Арбузы).

8) Когда так говорят?

Спит как убитый - (очень крепко).

Трещит как сорока - (очень много и попусту болтает).

Звенит звонок. Урок окончен.

Подготовительные занятия для будущих школьников нужно проводить, хоть и в игровой форме, но упорно и методично, плавно переводя игру в маленький урок.

Образование – обязательный процесс для всех и для каждого. Без школы сложно обойтись, ведь она, помимо необходимых общеобразовательных знаний, дает коммуникативные навыки, прививает определенную систему ценностей и чувство ответственности, дарит первый опыт адаптации к будущей взрослой жизни… Одним словом – обучает всему тому, чего, находясь дома, постигнуть практически нереально.

Школа дает знания, но в первый класс ребенка нужно отправлять не в ожидании, что его там всему научат, а подготовленным. Тогда и стрессов у дошколенка будет меньше, и образовательный процесс не вызовет сложностей, и проблем с адаптацией к новому статусу «младший школьный возраст» не возникнет.

Подготовительные занятия – чем раньше, тем лучше

Как бы это ни странно звучало, но чем старше ребенок, тем сложнее подготовить его к обучению в школе. Особенно если он не ходит в детский сад (в дошкольном коллективе воспитатель проводит занятия по специально установленной методике, дети же, соревнуясь друг с дружкой, быстрее схватывают материал), а сидит с мамой или бабушкой дома. И тем более, когда прежде к этому никаких шагов не предпринималось. В 4-5 лет кроха с удовольствием учит понятия «больший-меньший», «гласный-согласный», «звук-буква», «число-цифра», особенно если родители выступают не в роли строгого учителя, а предлагают увлекательную игру.

Тематический материал:

А вот в 7 лет – переломный возраст от малыша к школьнику – ребенок начинает стесняться своих незнаний и при этом противиться учебе. Играть «как детки» ему уже не пристало, а «как взрослые» – еще не умеет. Возникает конфликт, выливающийся сначала в «не понимаю – не хочу», потом в «не желаю – не буду – не интересно». Особенно если малыш по своей натуре замкнут. И тут родителям нужно хорошенько потрудиться (главное – терпеливо и тактично, без криков и обвинительных ярлыков!), чтобы переломить ситуацию.

Идеальное время обучаться школьной жизни – 5-6 лет. К этому возрасту ребенок:

  • имеет довольно внушительный словарный запас (он, как правило, составляет порядка 2 тысяч слов, среди которых есть уже и временные понятия, и пространственные);
  • воспринимает и сам использует сложные предложения;
  • знаком с элементами учебной деятельности (пусть и в игровой форме);
  • самостоятельно планирует, а потом и контролирует, анализирует свои действия;
  • понимает разницу между просьбой и указанием;
  • у него уже достаточно хорошо развита мелкая моторика рук (по крайней мере, так должно быть, если он рисует, лепит, собирает конструктор, мозаику, пазлы);
  • умеет пользоваться органами чувств и понимать их сигналы (различает «крупный» и «мелкий, «высокий» и «низкий», «короткий» и «длинный», «черный» и «белый», «легкий» и «тяжелый»).

Все что нужно заботливым родителям – подобрать методику и материал, чтобы правильно использовать этот багаж, развивая:

  • память малыша;
  • логику;
  • умение (навыки) писать;
  • элементарные математические знания.

Игра как основа занятий

Любой родитель должен взять себе за правило: ребенок – наибольшая жизненная ценность. Он требует уважение к своим интересам и не потерпит, если с ними не считаются. Будьте готовы к тому, что отпрыски, которых вы пытаетесь научить чему-то, часто воспринимают это в штыки. В устах детей это выглядит примерно так:


Изначально подготовка к школе включает занятия для дошкольников в развлекательной форме, но упорно, последовательно и методично, плавно переводя игру в хоть и маленький (15-20 минут), но уже урок.

Дошколята и математика

Первые подготовительные занятия по арифметике проводите прямо по дороге домой, в магазин, даже сидя на стуле. Вот примерные задания, развивающие счет, умение решать задачки и логически размышлять:

  • идем по улице, видим, что на ветке дерева (на кусте, проводах) сидят птички, заинтересованно говорим: «Смотри, сколько тут пернатых, а давай-ка их сосчитаем». И выразительно проговариваем вслух вместе с ребенком: один, два, три… Упорхнула птичка, тут же произносим: «На одну стало меньше. Сколько же их теперь?». Прилетела и подсела: «Птички добавились, проверим?». Тут сразу и счет, и понимание действий вычитания и сложения, и наблюдательность;
  • поднимаемся по лестнице к квартире: «Интересно, сколько же у нас тут ступенек?». Кроха начнет их пересчитывать – это закономерность. Если он не знает дальше числа, подсказываем. А в следующий раз, когда вы спускаетесь или вновь поднимаетесь, предлагаете: «А давай проверим, не стало ли ступенек больше (меньше)» – закрепляем счет;
  • сидя на стуле, произносите, намеренно ошибаясь: «Как он не падает? Скорее всего, у табурета шесть ножек. Проверим?». После того как ребенок сосчитал, продолжаем: «А спинок (сидений) больше или меньше?» – развиваем умение сопоставлять, сравнивать.

То же самое можно проделывать с любыми предметами, попадающимися на глаза или в руки.

  • рисуем точку в каждой клеточке, через одну, две, три и так далее;
  • обводим клеточку, считая, сколько получилось черточек, проговаривая слова «отрезок», «сторона»;
  • соединяем чертой противоположные углы клеток;
  • вводим понятие «геометрические фигуры»: предлагаем ребенку соединить по две-три клеточки так, чтобы получались квадраты, прямоугольники, треугольники. При этом поясняем, что если все стороны одинаковые – это квадрат. Проговаривая слова «длина», «ширина», называем разницу между квадратом и прямоугольником и поясняем, что ширина – короткие стороны, длина – длинные. Также указываем на особенности треугольника (у него три стороны).

Кстати, круги, квадраты, прямоугольники и даже трапеции плотно окружают нас дома: большие, меньшие по размерам, наклонные, острые, тупые. Это предметы мебели, кастрюли, одеяла, подушки. Главное, не забыть показать и сказать, какой они формы. Это тоже занятия по математике для будущих первоклашек. А чтобы не было скучно, соревнуйтесь, кто больше найдет квадратов, кругов и так далее. На улице – кто быстрее сосчитает машины на парковке, голубей возле скамейки, деревья вдоль аллеи…

Следующая фаза – цифры. Их необязательно писать, главное – знать. Делаем это так:


В обучающих целях используйте также трафареты, вырезайте числа, приклеивайте их к листу.

Подготовка будущих первоклассников по письму

К занятиям приступают после того, как ребенок научился правильно держать ручку и карандаш. Письменная подготовка к поступлению в школу начинается с показа строчки в тетради в косую (!) линию. Да-да, именно так, причем проведя по ней пальцем. Это нам, взрослым, видны строчки, начало и конец страницы, понятно, что писать нужно слева направо, а не наоборот. Для ребенка это вовсе не очевидно, он не знает и не должен знать ничего подобного – и нечему тут удивляться.

И помните важное правило: не просто НЕ НУЖНО учить ребенка писать буквы, этого делать НЕЛЬЗЯ! Мало того, это вредно. Даже если вы педагог или ваша мама заслуженный воспитатель. Правильно писать буквы по четко установленному порядку, специально разработанным методикам учит преподаватель – в первом классе. Ребенок должен лишь быть подготовлен к их написанию.

Итак, определившись с линиями, проводим следующие занятия:

  • ставим на строчке точки в произвольном порядке;
  • учимся писать точки на равномерном удалении. Сначала кто-то из родителей ставит крапинки карандашиком, ребенок их повторяет ручкой, потом малыш продолжает делать это самостоятельно;
  • соединяем линией две рядом стоящие точки, оставляя между соседними отрезками пробел;
  • прописываем ровные, затем наклонные черточки от верхней до нижней линии строчки. Не ругайтесь, если получившиеся палочки «танцуют», а не параллельны друг дружке. Это придет со временем. Лучше нарисуйте, скажем, цветочек (машинку) посреди строчки и попросите огородить его черточками-забором с одной стороны, а потом с другой;
  • выводим нижние петельки. Это сложно и скучно. Поэтому лучше карандашом изобразите в тетради какого-то маленького зверька с загнутым хвостиком (кошку, мышку, змейку) и попросите домалевать ручкой кончик-петельку;
  • отрабатываем навыки написания черточки с петелькой. Изображаем, например, шляпки зонтиков, а дети добавляют им ручки. Чтобы было интересней, используйте разноцветные чернила;
  • рисуем в тетради маленькое и большое солнышко, луну, месяц и заштриховываем (не закрашиваем!) их. Штриховка, как никакое другое упражнение, вырабатывает четкость, легкость и плавность линий;
  • соединяем рядом стоящие черточки, петельки непрерывной линией. Это могут быть волны, рожки барашки, усики стрекозы или бабочки, забор, крыша домика для гномика, лепестки цветка, дымок от паровоза.

На подготовительных занятиях по письму ребенок:

  • рисует мелкие предметы (например, грибочки, вишенки, глаза у мишки или феи);
  • изображает веселые и грустные рожицы, прорисовывая круги;
  • обводит контуры картинок;
  • заштриховывает предложенные фигурки в одном направлении, не выходя за линию;
  • не отрывая руки, рисует зигзаги, спираль (например, улиткин домик, свернувшуюся в клубок змею, собранный шланг, которым поливали бабушкин огород) – от наибольшего витка к наименьшему.

Кстати, это очень непростой и крайне важный этап подготовки – разрабатывается кисть руки, мелкая моторика пальчиков, тренируется усидчивость, без которой в школе не обойтись, умение сосредотачиваться, свободно владеть ручкой и карандашом.

Все эти занятие проводятся не в один день, а на протяжении нескольких месяцев (минимум – семи-восьми). Так что если вы не уделяли внимания подготовке к школе раньше, отнимите от сентября восемь месяцев и принимайтесь за активную работу. Уже в первом классе ребенок скажет вам спасибо, а учитель отметит хорошую базу, так необходимую малышу для старта во взрослую жизнь.

День первый.

Занятие 1. (Развитие речи).

Тема: Знакомство детей со школой, учителем, между собой.

Цели: - познакомить детей со школой, с учителем, между собой;

Ввести правило «Хочешь говорить - подними руку»;

Учить детей задавать вопросы по теме «Знакомство»;

Развивать речь, внимание, наблюдательность.

Ход занятия.

    Организационный момент.

У. Звенит звонок, заливается.

В школе урок начинается.

У. - Прозвенел звонок. Дети, кто из вас знает, что он обозначает?

2. Вступительное слово учителя.

У. - Ребята. Совсем скоро вы станете учениками. Вы будете учиться вместе 11 лет, станете одним дружным коллективом. Много интересного и удивительного вы узнаете. Изучите много новых предметов, сделаете необычайные открытия. Но вначале нам нужно познакомиться. Я не знаю вас, а вы не знаете меня, нам неудобно общаться, поэтому будем знакомиться. Я расскажу о себе, а каждый из вас по очереди расскажет о себе.

3. Игра «Знакомство». (Дети встают в круг, передают друг другу игрушку или мяч и рассказывают о себе). Начинает игру учитель.

А) Рассказ учителя о себе.

У. - Что бы вы ещё хотели обо мне узнать, задавайте вопросы.

Б) Введение правила « Хочешь говорить - подними руку».

У. - Стоп. Внимание, дети. Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: « Хочешь говорить - подними руку». (Показ знака).

В) Рассказ ребят о себе.

(После выступления каждого, дети задают ему вопросы). Например, «Какие животные есть у тебя дома»? « В какие игры ты любишь играть»? « Есть ли у тебя братья и сёстры»? и т. д.

Г) Знакомство детей со школой. (Показ фотографий школы, учебных кабинетов; рассказ учителя о школе).

4. Физкультминутка.

5. У. - А теперь тихо сели на свои места и продолжим работу за партами. Кто из вас знает, какие предметы вы будете изучать в школе? (Учитель читает стихи о школьных предметах).

У. - А что вам поможет изучать эти предметы? Отгадайте загадки и вы узнаете, кто же эти помощники?

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).

Стальной конёк

По белому полю бегает,

За собой синие следы оставляет. (Ручка).

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный … (ранец).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

У. -Что вы узнали на занятии? Что запомнили?

Занятие 2. (Подготовка к изучению математики).

Тема: Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

Цели: - выявить знания детей по счёту в пределах 10;

Развивать внимание, мышление, речь.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Знакомство с наукой «Математика».

    Коллективная работа

А) работа над количественным счётом:

Посчитайте от 1 до 10.

Посчитайте сколько в классе ребят?

Сколько в классе мальчиков?

Сколько в классе девочек?

Сколько учеников сидит в первом ряду?

Сколько учеников сидит во втором ряду?

Сколько учеников в третьем ряду?

Б) работа с отрезками натурального ряда чисел.

У. - Назовите числа.

У.- Какие цифры пропущены на жёлтой полоске?

Какие цифры пропущены на зелёной полоске?

В
) работа над порядковым счётом:

Назовите, какие предметы изображены?

Сосчитайте сколько их?

Что стоит первым, вторым, пятым? И т. д.

Что стоит за яблоком? Что стоит за зонтом? Что стоит между пирамидой и яблоком? И т. д.

4. Работа в тетрадях.

А) самостоятельная работа. У.- Откройте тетради в клетку. На первой странице напишите цифры, которые вы знаете.

Б) коллективная работа.

У.- Сосчитайте, сколько предметов в каждой рамочке и покажите соответствующую цифру.

Б). Самостоятельная работа (задание с печатной основой).

У.- Рассмотрите рисунок. Назовите одним словом, что изображено.

У. - Сосчитайте сколько на рисунке предметов по отдельности и запишите соответствующую цифру в клетке.

В). работа над развитием мелкой моторики. Работа по образцу.

У.- Продолжите заданный рисунок до конца строки.

У. - Что запомнилось вам на занятии? Что понравилось? Какая работа оказалась самой сложной?

Занятие 3. (Подготовка к письму).

Тема: Рабочая строка. Междустрочное пространство.

Цели: - познакомить детей с правилами работы на уроке письма;

Учить различать рабочую строку и междустрочное пространство;

Развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Знакомство с правилами работы на уроке письма.

У. - Отгадайте загадку: Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают

Кто их отгадают. (Буквы).

У. - Дети, что можно делать с буквами?

Какие буквы написаны в книгах, в учебниках, в журналах, в газетах? (Печатные).

Кто из вас уже знает буквы? Назовите и покажите буквы, которые вы знаете.

3. Работа в тетрадях.

А) знакомство с рабочей строкой и междустрочным пространством;

Б) упражнения для развития мелкой моторики;

В) упражнения с ручкой;

Г) печатание букв.

У. - Откройте тетради и на первой странице напишите буквы, которые вы уже знаете, напишите своё имя.

4. Работа с заданиями на печатной основе.

У. - Продолжите рисунок по образцу, дорисуйте недостающие части рисунка, раскрасьте рисунки.

У. - Что понравилось на уроке?

День второй.

Занятие 1.(Подготовка к изучению математики).

Тема: Расположение предметов в пространстве. «За », « Перед », « Над », « Под », « Между», « Слева», « Справа».

Цели: - учить определять расположение предметов в пространстве;

Закрепить знания детей по количественному счёту;

Развивать мышление, внимание, речь.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Закрепление знаний по количественному счёту, расположение предметов в пространстве.

У. - Внимание, дети. Кто изображён на рисунке?

Сколько насекомых вы видите?

Кто стоит между кузнечиком и божьей коровкой?

Кто стоит справа от бабочки?

Кто стоит слева от бабочки?

У. - Рассмотрите рисунок. Кто изображён на нём? Сосчитайте, сколько животных изображено?

Кто находиться в центре?

Кто находится в правом верхнем углу?

Кто находится в левом нижнем углу?

Под кем нарисована рыбка?

Над кем нарисована лягушка? И т. д.

3. Физкультминутка.

4.Задание на развитие мышления.

У. - Рассмотрите рисунок. Сосчитайте количество предметов. Найдите «лишний» предмет. Почему он «лишний»?

5. Работа в тетрадях.

У. - Продолжите рисунок по образцу.

У.- Что понравилось на уроке? Что запомнилось?

Занятие 3.(Подготовка к обучение грамоте).

Тема: Гласные буквы А, О, У. Звуки /а/, /о/, /у/.

Цели: - познакомить с гласными буквами А, О, У и звуками /а/, /о/, /у/;

Учить определять местонахождение этих звуков в словах;

Развивать речь, внимание, способствовать обогащению словаря.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Звуковая разминка.

У.- Повторите за мной.

НА НО НУ АУ АО

АН ОН УН УА ОА

ША ШО ШУ ОУ УО

Кто был внимательным? Какие звуки повторили много раз?

3. Работа по теме.

У.- Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? Найдите их в кассах и покажите.

А) самостоятельная работа на развитие внимания. (слайд № с. 10)

У.- На карточке найдите буквы А, О, У. Букву А - подчеркните.

Букву О - зачеркните. Букву У - обведите в кружок.

    Физкультминутка.

У.- Я называю слова, если в слове есть звук /а/, вы хлопаете в ладоши.

4. Определение местонахождения звуков в словах.

У.- Произнесите названия предметов, определите, есть ли в них звуки /а/, /о/, /у/ и где они находятся? (в начале слова, в середине, в конце).

У.- Кто из вас знает какие это звуки? Гласные или согласные? Почему?

У.- Давайте попоём эти звуки. (Звуки поются на мотив любой известной детской песни).

У.- Что понравилось на уроке?

Занятие 3.(Подготовка к письму).

Тема: Прямые палочки.

Цели: - учить правильно держать карандаш, ручку; писать прямые палочки;

Развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Упражнения на развитие мелкой моторики. (Пальчиковая гимнастика).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадку

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).

    Раскрашивание рисунка.

    Физкультминутка.

    Работа со счетными палочками. (Выполнение рисунка по образцу).

    Работа в тетрадях.

У.- Пропишите наклонные палочки по образцу у себя в тетрадях.

У.- Что было самым сложным на уроке? Что понравилось?

Ирина Скворцова
Конспект занятия в «Школе будущего первоклассника». Занятие 1

Школа будущего первоклассника

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Знакомство.

Цель : Создание положительной эмоциональной обстановки.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами первое занятие, на котором мы будем знакомиться друг с другом и играть! В первую очередь я хочу вам представиться, меня зовут Ирина Владимировна. А сейчас я бы хотела узнать, как зовут вас. Для этого я приготовила вам цветные браслетики с вашими именами. Когда я надену на руку браслет Ярославе, все остальные ребята хором произнесут ее имя! И т. д.

1. Ритуал приветствия. Игра «Давайте познакомимся». 5 мин.

Каждый участник называет себя по имени и берет у психолога цветную полоску бумаги с его именем. С помощью степлера психолог надевает ему именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего обладателем браслета. После того, как каждый из детей получит именной браслет, психолог предлагает детям прокатиться на поезде.

Молодцы, ребята! Для того чтобы нам познакомиться поближе, я хочу предложить вам прокатиться на волшебном поезде.

2. Игра «Поезд». 5 мин.

Сейчас я буду паровозиком, а вы – моими вагончиками. (Звуки «чух-чух», «ту-ту»). Но вагончики будут прикрепляться ко мне по очереди, каждый на своей станции. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция?». Тот отвечает (называет свое имя, и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-ту».

Какой же веселый паровозик у нас получился! Ребята, вам понравился наш паровоз? Молодцы!

А сейчас, пожалуйста, поднимитесь со стульчиков. У меня приготовлена для вас еще одна интересная игра!

У меня в руках три флажка: красный, желтый и синий. Каждому из флажков будет соответствовать определенное действие: когда я покажу красный флажок – нужно будет подпрыгнуть, желтый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. Повторяю: красный – подпрыгиваем, желтый – хлопаем в ладоши, синий – шагаем на месте. Итак, запомнили? Давайте проверим, кто из вас самый внимательный. Тот, кто не сделает ни одной ошибки, получит жетончик.

3. Игра «Внимание, флажок». 4 мин.

Дети стоят возле психолога, который показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие: красный - нужно подпрыгнуть, желтый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте. По сигналу (поднятый флажок) дети выполняют соответствующее действие.

Поднимите руку, пожалуйста, те, кто не сделал ни одной ошибки. Умнички, вы очень внимательные, за это я даю вам по жетону. Ребята, на нашем занятии каждый из вас, если будет стараться, сможет заработать жетон. Тот, кто за занятие получит целых три жетона, в подарок получает четвертый, с большой картинкой. Ребят, которые получают маленькие жетоны, мы будем называть умничками, а тех, кому удастся получить большой жетон – умниками. Договорились? Старайтесь, ребятки, у вас у всех получится быть умниками, я уверенна в этом.

Ребята, хотите заработать жетоны? Давайте попробуем! Сейчас я буду задавать вам вопросы, а тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. С места ничего выкрикивать не будем, на нашем занятии будет действовать правило поднятой руки, хорошо? Итак, начали.

4. Игра «Загадки и вопросы». 5 мин

1) Какое время года наступает после лета? (осень)

2) Что происходит осенью с листьями на деревьях? (желтеют, опадают)

3) Куда улетают птицы с наступлением холодов? (на юг, в теплые страны)

4) Что спасает нас от сильного дождя? (зонт)

5) В каких сапогах не страшно ходить по лужам? (в резиновых)

6) Какое время года наступит после осени? (зима)

Переходим к загадкам:

1) С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

2) Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

3) Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

4) Вот так дом:

Одно окно,

Каждый день

В окне кино. (Телевизор)

5) Сто одежек и все без застежек (капуста)

6) Ни окон, ни дверей, полна горница людей (огурец).

Молодцы ребята, получили свои первые жетоны, умнички!

Ребята, а сейчас я хочу проверить, как мы друг друга хорошо запомнили. Игра будет такая: я называю свое имя, следующий человек повторяет мое имя и добавляет свое, третий - повторяет мое имя, имя соседа и добавляет свое и так далее по кругу. Тяжелее всех придется последнему человеку, ему нужно будет повторить имена всех, кто здесь находится. Ну что, попробуем?

5. Игра «Снежный ком» 5 мин

Умнички, отлично справились с заданием! Теперь, я думаю, мы все запомнили друг друга, правда?

У меня есть для вас еще одна игра. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

6. Игра «Пол-нос-потолок» 5 мин

Молодцы, ребята, вас не обхитрить! Очень внимательные! Сегодня я вам всем раздам по большому жетону, сегодня все настоящие умники!

7. Рефлексия. 3 мин

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А какая игра запомнилась больше всего? Какое правило мы ввели на наших занятиях? (правило поднятой руки). Теперь все друг друга знают по именам? У нас с вами еще будет время поближе познакомиться! Всем большое спасибо!

Кого интересуют первоисточники, из которых взяты предложенные игры, обращайтесь в личные сообщения, обязательно отвечу.