Секретные и интересные факты о луне. Мифы и факты о луне

В древнегреческих мифах Луну олицетворяют сразу две богини: Селена и Артемида - вечно юная прекрасная богиня-охотница. Артемида - покровительница плодородия и всего живого на Земле, она, как и сама Луна, воплощение целомудрия и безукоризненности. Артемида появилась на свет вместе с братом-близнецом, воплощением Солнца, Аполлоном. Прекрасные божественные близнецы, Солнце и Луна, Аполлон и Артемида были любимыми героями греческих мифов и легенд.

Изначально Артемида была известна как повелительница природы, охранявшая животных, леса и луга. Она почиталась как богиня плодородия, ведала лечебными источниками, но могла насылать и хвори. Легенды гласят, что богиня Луны никогда не была замужем, она так и не познала истинной любви, поскольку ее единственной всепоглощающей страстью была охота. Вот почему охотницу Артемиду почти всегда изображают с луком и колчаном за плечами, а на голове ее сияет диадема в форме полумесяца - Луны.

Артемида обладала небывалой меткостью, ее стрелы всегда попадали в цель. На охоте быстроногую богиню сопровождала стая собак и керинейская лань. Вдоволь наохотившись, богиня Луны отправлялась в Дельфы, чтобы проведать любимого брата Аполлона - там близнецы плясали и веселились под пение муз.

Легенды гласят, что Артемида безжалостно расправлялась со своими врагами, однако тем, кто ее искренне почитал и обращался к ней за помощью, она отказать не могла. Женщины приносили жертвы Артемиде перед свадьбой, просили о счастье в замужестве, а также молили богиню о детях.

Седьмое чудо света

Именно в честь богини Луны и плодородия было построено одно из семи Чудес Света древнего мира: огромный храм Артемиды Эфесской. Средства на его строительство дал сам знаменитый лидийский царь Крез. В создании и украшении храма принимали участие лучшие мастера Эллады; в центре его стояла огромная статуя богини Луны из золота и слоновой кости.

К сожалению, этот храм был полностью разрушен еще до нашей эры, однако память об Артемиде-Луне оказалась намного крепче, чем отделанные драгоценностями и мрамором каменные стены.

"Луна в гороскопе", астролог Надежда Зима

Яна Красовская

Легенда о Луне.

Легенда о Луне

Легенда о Луне

Маленький мальчик стоял с отцом у окна. Его отец - великий астроном своего времени, очень любил рассказывать сыну о звёздах. Об этих самосветящихся небесных телах, состоящих из раскалённых газов. Они были удивительны, прекрасны и неповторимы. Каждая имела свои особенности, свой характер, свою индивидуальность. Одни могли быть крохотными и почти не заметными, а другие были величественны и огромны, что их можно было увидеть с огромного расстояния. Ночное небо завораживало отца с сыном, и они могли до рассвета наблюдать за ним.

Сидя в мягких креслах, на балконе своего небольшого уютного домика, маленький Джованни слушал, как его отец рассказывал о планетах солнечной системы и их спутниках.

Посмотрев в этот телескоп, - он указал на прибор справа от него, - нельзя точно разглядеть все планеты и их спутники, но я расскажу тебе обо всех, чтобы ты имел чёткое представление о солнечной системе.

Свой рассказ, астроном начал издалека, поведав сыну о том, как люди раньше представляли себе вселенную. Три слона на черепахе, несущие земной свод; просто черепаха, на панцире которой была расположена земля; или даже три кита, бедняги тоже держали матушку землю из года в год. Все эти сказки казались мальчику такими смешными, что он невольно рассмеялся.

Потом речь пошла, о правдивых открытиях учёных, Коперника и многих других. Он рассказывал о них в мельчайших подробностях, не упуская ничего из виду. Джованни стало ужасно скучно, и он начал зевать.

Хорошо, я вижу как тебе «интересно», поэтому перейду к одной легенде, о которой мне рассказывали в детстве.

Видишь небольшую дугу на небе? - спросил он сына.

Да, папа, а что это? - мальчик приподнялся с кресла, и своим маленьким, пухленьким пальцем указал в сторону той загадочной дуги.

В простонародье эту вещь называют месяц, а по научному- это единственный спутник земли Луна. Её можно разглядеть в наш телескоп, она ближе к нам, чем все другие планеты и звёзды.

Джованни подошёл к телескопу и увидел большой серый шарик с ямочками, с одной стороны шла желтая, освещающая Луну, полоска.

Странный шарик. - малыш задумался и разложив кресло прилёг в него.

В детстве мне рассказывали, что каждый день маленький месяц подкармливают, и через некоторое время, он становится большой круглой жёлтой Луной. Но знаешь очень трудно уговорить его покормить. Он недоверчив, и поговаривают, что очень труслив. Для этого специальные «Лунные» охотники, каждый месяц выходят на его поиски, а он прячется, поэтому после последней фазы Луны (полностью жёлтого шарика), он исчезает, и прячется подальше от людских глаз.

Папа я знаю, кем я хочу быть. - произнёс почти заснувший мальчик.

Кем же, дорогой? - с улыбкой на лице поинтересовался отец.

- «Лунным» охотником! - сказав это, Джованни ещё раз зевнул, повернулся на бок и заснул.

Отец укрыл сына одеялом, лёг рядом с ним на кушетку, натянув и на себя покрывало, принялся заносить какие-то расчёты в свою тетрадь.

В это время Джованни уже снился дивный сон. Он был уже повзрослевшим мальчиком (ну он так думал), и носил «форму» «Лунных» охотников. На картинках в старой книжке сказок, он видел одежду астрономов, и посчитал, что охотники должны носить похожую. Он представлял, что это должен быть обязательно большой золотой колпак с маленькими белыми звездочками, ведь, по его мнению, золотой цвет был самым главным среди всех, самым волшебным и притягательным. Именно поэтому, весь сон мальчика был золотым. Также на нём была рубашка с высоким воротником, длинные рукава с «фонариками» делали его образ больше похожим на начинающего астронома, чем на охотника. Перед ним стоял стол, на котором была (опять же золотая) приоткрытая клетка. В ней сидел пойманный мальчиком месяц. Джованни гордился собой, но увидев, что месяц загрустил, решил его покормить. Но что же ел месяц? Этого малыш не знал, и подумал, что звёздную пыль, он вычитал это в какой-то из многочисленных сказок той старой, пыльной книги. Как только он нашёл подходящую ложку для своего трофея, мальчик насыпал немного звездной пыли из баночки стоящей неподалёку, и открыв дверцу, аккуратно поднёс ложку месяцу. Тот недоверчиво смотрел сначала на ложку, потом на мальчика, затем опять на приготовленное ему лакомство, решив, что этот человек не так уж и опасен, месяц с радостью проглотил пыль.

Так Джованни кормил месяц, пока тот не превратился в сияющую величавую Луну. Выпустив её из клетки, он видел, как она уноситься в даль, на небо, на облака, и последнее что успел разглядеть мальчик, был небольшой кивок, этой желтой «головы» в знак благодарности…

Просыпайся, сынок, пора вставать, - отец потрепал мальца за ухо, и улыбнувшись спросил, - не передумал ещё быть «Лунным» охотником?

Нет, теперь я точно им буду! - с полной уверенностью в голосе ответил Джованни.

Привнесем немного романтики в наши знания о небесных светилах. Расскажу немного о самых известные легендах и мифах мира о Луне.

Луна и Солнце

Солнце был влюблён в Луну и захотел жениться на ней. Луна не хотела выходить замуж, но вместо своего отказа она сказала Солнцу, что хочет получить от него подарки размером с саму Луну. Солнце согласился и подарил возлюбленной самые красивые одежды. Но брак так и не был заключён. Считается, что Солнце до сих пор делает подарки Луне. В период полной Луны она одевает один наряд, а в период новой Луны - другой.

Миф об ожерелье

Существует сказание о существовании великой королевы, которая носила красивое бриллиантовое ожерелье и снимала его только пред сном. Но однажды король приказал ей не носить это ожерелье, посчитав его неуместным. После того, как королева сняла украшение с шеи, один вор сразу украл его. Впоследствии выяснилось, что вором оказался король Галактики. Королева не смогла отобрать у него ожерелье. Так, бриллиант стал луной галактики, освещая её темноту.

Другая легенда рассказывает нам о времени, когда на земле не было ни луны, ни солнца. Тогда один койот сказал орлу: «вдвоём мы сможет поймать добычи больше, чем в одиночку». Койот не мог видеть в темноте и тогда он предложил орлу отправиться на поиски света. Летая над землёй орёл вдруг неожиданно заметил племя танцующих индейцев.

У них было два сундука. Один с луной, а другой с солнцем. Койот и орёл украли сундуки и убежали. После того, как они открыли их, оттуда сразу же вылетели два светящихся шара. Солнце взлетело вверх и расположилось прямо на небе. А Луна, не зная куда идти начала странствовать по всему миру.

Но наряду с древними легендами, существуют и современные истории, связанные с Луной.

Когда Луна не видна, то считается, что это влияет на поведение человека, следствием которого могут быть преступления, в том числе и самоубийство. Высокая рождаемость также связана с Луной, а в некоторых странах по фазе Луны люди пытаются определить пол ребёнка.

Но не смотря на древность или современность этих легенд, все по-прежнему восхищаются ее неприступной красотой!

Луна всегда повёрнута к нам одной стороной. Обратную сторону удалось увидеть только в 1959 году - с помощью фототелевизионных камер межпланетного аппарата «Луна-3». Существует и третья сторона Луны - тайная. Её невозможно увидеть глазами, но обсуждают её гораздо чаще и яростнее, чем наблюдаемые две.

ПОЛАЯ ЛУНА

После того как в 1610 году Галилео Галилей взглянул на Луну через свой телескоп и увидел там горные хребты, каньоны и прочие объекты, характерные для земной географии, европейская наука единогласно постановила: наш естественный спутник - уменьшенная копия Земли. Астрономы продолжали так считать на протяжении двух с лишним веков, но появление более сильных телескопов убедило учёных: хотя Луна внешне похожа на Землю, на ней нет плотной атмосферы, а пресловутые «моря» - просто области, покрытые более тёмными породами.

Однако надежда найти на Луне «братьев по разуму» всё же сохранялась, ведь никто не мог знать, что творится в её недрах или на невидимой обратной стороне. Одна из наиболее оригинальных теорий утверждала, что природа на Луне живёт циклически. Когда начинается двухнедельный лунный день, замёрзший воздух тает, испаряется, создавая атмосферу, и лунные твари выползают из щелей и трещин, чтобы погреться на солнце. Эту гипотезу, к примеру, обыграл Герберт Уэллс в своём знаменитом романе «Первые люди на Луне» (1901). Согласно другой версии, обратная сторона Луны под приливным воздействием Земли должна быть вогнутой, с большим количеством впадин, благодаря чему там могут сохраняться остатки атмосферы. И этот вариант тоже нашёл отражение в литературе - в трилогии Ежи Жулавски, состоящей из романов «На серебряной планете» (1903), «Победитель» (1910) и «Старая Земля» (1911).

Чем дольше люди наблюдали за Луной, тем яснее становилось, что жизни там нет. Хотя в 1920-е годы ещё писали о том, что в горячих жерлах вулканов, возможно, есть растительность, это уже воспринималось как фантастика: по мнению научного сообщества, на Луне не могло возникнуть ничего сложнее одноклеточных микроорганизмов. Жирную точку в этом вопросе поставил советский межпланетный аппарат «Луна-3», сфотографировавший 7 октября 1959 года обратную сторону Луны. Земляне увидели на фото всё ту же мёртвую поверхность, присыпанную пылью.

Впрочем, среди мечтателей недолго царило уныние. Вскоре очень популярной стала теория полой Луны. С XIX века считалось, что Луна сформировалась из протопланетного вещества вместе с Землёй или откололась от неё позднее. Таким образом, плотность ночного светила должна быть близка к плотности нашей планеты. Однако видимый размер Луны и её расчётная масса указывали на то, что плотность спутника намного меньше - около 60% от земной. В 1962 году доктор Гордон Макдональд из NASA заявил, что есть только одно объяснение аномально низкой плотности: Луна полая! Его поддержал доктор Гарольд Урей, лауреат Нобелевской премии по химии.

За идею уцепились фантасты и уфологи. Они начали писать о том, что внутри Луны должна была развиться жизнь, что там есть цивилизация селенитов и прочее в том же духе. Наиболее известное произведение того времени, в котором популяризируется теория полой Луны, - фантастическая повесть Николая Носова «Незнайка на Луне» (1964–1965).

Но, пожалуй, самую экстравагантную гипотезу предложили журналист Михаил Хвастунов (Васильев) и инженер Александр Щербаков в статье «Луна - искусственный спутник!», опубликованной 10 января 1968 года в газете «Комсомольская правда». В ней они утверждают, что Луна - колоссальный звездолёт, прибывший из глубин космоса, и объясняют этим все странности. Толщина металлических стенок звездолёта достигает нескольких десятков километров, сверху они покрыты специальной теплозащитной обмазкой, а ложи лунных морей - защита, восстановленная после столкновения с массивными метеороидами. Авторы статьи также подсчитали возраст корабля - 40 миллиардов лет, то есть гораздо старше нашей Вселенной! Дескать, строители Луны могли быть ещё и создателями всего нашего мира, фактически богами! Может быть, пришельцы до сих пор покоятся во внутренней полости Луны? А может быть, не покоятся, а вмешиваются в дела нашей цивилизации?..

Теория рухнула под напором фактов. Сначала астрофизики на моделях показали, что существование полой Луны невозможно - гравитационные силы просто разрушат сферу таких размеров, если она сложена из известных нам материалов. А установленные астронавтами американской программы «Аполлон» автоматические сейсмографы подтвердили, что никаких значимых полостей внутри Луны нет, зато есть маленькое ядро - его незначительная масса и объясняет заметное расхождение по средней плотности.

Казалось бы, всё ясно. Но тут любители конспирологических фантазий предложили другую теорию: а кто может подтвердить, что американцы вообще были на Луне?

ЛУНА БЫЛА НАШЕЙ!

Пока американские конспирологи с упорством, достойным лучшего применения, доказывают всему миру, что их соотечественники никогда не летали на Луну, российские кинематографисты дали толчок к рождению новой патриотической легенды.

Среди людей, интересующихся историей космонавтики, давно циркулируют слухи, будто бы ещё до орбитального рейса Юрия Гагарина были набраны отряды космонавтов, а некоторым из прошедших отбор даже удалось совершить «ракетный полёт». Слухи имеют по собой серьёзную почву: действительно, в 1950-е годы советские лётчики-испытатели принимали участие в экспериментальных запусках ракетных самолётов.

Создатели псевдодокументального фильма «Первые на Луне» (2005) решили, что история экспериментальных самолётов выглядит «мелковатой», и предположили, что в 1938 году в Советском Союзе были созданы все условия для запуска космического корабля на Луну. Фильм снят в духе репортажарасследования: зрителю показывают документы, кадры кинохроники, секретные записи, рассказы очевидцев. В целом создаётся впечатление колоссального научно-технического прорыва, обеспечившего драматический полёт и успешную высадку советского офицера на Луну. Жаль, что это всего лишь фантазия...

БУМАЖНАЯ ЛУНА

Первые заявления о том, что полёты американских астронавтов на Луну были инсценировкой, прозвучали ещё в те времена, когда NASA посылало туда одну экспедицию за другой. Но тогда они не вызвали интереса.

Всего в период с 1968 по 1972 годы состоялось девять экспедиций - шесть с высадкой на поверхность и три без высадки. Потом американское правительство заморозило, а чуть позже и окончательно закрыло программу «Аполлон»: главная задача - опередить русских - была достигнута, а каждый новый космический полёт очень дорого обходился налогоплательщикам.

Несмотря на то, что за годы реализации программы «Аполлон» и после её завершения были опубликованы сотни тысяч различных документов, научных статей, популярных книг, документальных фильмов, интервью и мемуаров астронавтов, нашлись люди, которые поставили всё это необъятное множество свидетельств под сомнение. В 1976 году американский писатель Билл Кейсинг выпустил книгу «Мы никогда не были на Луне», в которой доказывал, что все полёты астронавтов программы «Аполлон» сфальсифицированы, а те из учёных и астронавтов, кто выступил против глобального обмана, были устранены. Причины такого поступка неясны, но есть версия, что Кейсинг просто хотел поправить своё финансовое положение. Впрочем, не станем нарушать презумпцию невиновности (к ней мы ещё вернёмся!) и будем считать, что писатель был искренен в своих подозрениях.

Основные претензии Билла Кейсинга сводились к следующему: технология не позволяла отправить человека на Луну; на фотографиях, снятых там, отсутствуют звёзды; фотоплёнка, используемая астронавтами, должна была расплавиться под воздействием солнечных лучей; на самих фото много оптических аномалий; на кинозаписи виден развевающийся флаг, чего не может быть в вакууме; после посадки должен был образоваться кратер, чего не наблюдается.

К теории лунного заговора начали присоединяться и другие конспирологи, среди которых хватало технических специалистов, поэтому она стала обрастать ореолом правдоподобности. Сегодня она выглядит примерно так: американское правительство изначально знало, что не сумеет справиться со сложнейшей задачей отправки пилотов на Луну до конца десятилетия, как завещал президент Джон Ф. Кеннеди, поэтому параллельно с обычной подготовкой запустило проект по созданию фальшивки, в котором приняли участие спецслужбы, агентства, корпорации, астронавты, руководители полётов и целая армия инженеров. Главная роль при этом досталась великому режиссёру Стэнли Кубрику, который и снял в павильонах Голливуда исторические кадры высадки на Луну.

Теория лунного заговора по сей день остаётся на слуху, ведь время идёт и непосредственных участников событий становится всё меньше, а желающих «разоблачать» всё больше. NASA с какого-то момента просто перестало вступать с конспирологами в дискуссию, публиковать опровержения и прочее, потому что вещественных доказательств реальности полёта, включая привезённый астронавтами лунный грунт (который может заказать для исследований любой компетентный специалист) и выложенный в свободный доступ архив документов, более чем достаточно. К примеру, любой, кто хотя бы маломальски знает историю космонавтики, легко ответит, почему не плавилась плёнка в фотокамерах астронавтов. Ровно по той же причине, почему не расплавилась плёнка в советском межпланетном аппарате «Луна-3»: для неё была предусмотрена специальная теплозащита.

Хотя сторонники теории лунного заговора обожают поспорить и поскандалить, не надо давать им возможность увлекаться «нестыковками» (ведь с помощью дилетантских придирок и демагогии можно доказать что угодно). Достаточно напомнить о презумпции невиновности, которая распространяется на любые виды человеческой деятельности. Факт наличия/отсутствия инсценировки должны доказывать не сотрудники NASA (обвиняемая сторона), а сами сторонники теории (обвиняющая сторона), и предъявленные доказательства должны быть не косвенными («нестыковки», дефекты плёнки и прочее), а прямыми и явными: как минимум - подлинные документы, подтверждающие существование проекта инсценировки, как максимум - непосредственная инспекция мест, где высаживались астронавты. Но и по сей день всякая дискуссия о реальности лунных полётов сводится к спорам на форумах.

ЛУННЫЕ МИКРОБЫ

Ещё задолго до того, как «Аполлон» стартовал к Луне, научное сообщество было твёрдо уверено, что лунные условия непригодны для появления и развития даже простейших форм жизни. Тем не менее специалисты NASA настояли на применении специальных мер, которые предотвратили бы возможное проникновение лунных микроорганизмов на Землю. Для этого на территории Центра пилотируемых космических полётов в Хьюстоне была построена Лунная приёмная лаборатория. В ней разместились три зоны: зона экипажа, рассчитанная на изолированное проживание в течение трёх недель; зона для образцов лунного грунта с вакуумными камерами, где образцы хранились и анализировались; административная зона с лабораториями, офисами и залами для конференций. Первые две зоны были отделены от внешнего мира «биологическим барьером». Сразу после посадки в Тихом океане астронавты пересаживались из командного модуля корабля в надувную лодку, надевали костюмы биологической защиты, а затем переходили в герметичный фургон, в котором их доставляют в Хьюстон. Несмотря на эти ухищрения, за всю историю программы «Аполлон» ни одного лунного микроба поймать не удалось.

РУССКАЯ ЛУНА

Во время Второй мировой войны инженеры Третьего рейха сумели породить несколько проектов, которые по тем временам считались фантастикой: тяжёлые баллистические ракеты, крылатые самоуправляемые бомбы, ракетные истребители, электронно-вычислительные машины, урановый реактор для субмарин, летающие дискообразные аппараты. Специалисты войск антигитлеровской коалиции, работавшие после войны с трофейными документами и опытными образцами, были потрясены размахом этих разработок проектов. Казалось, что «сумрачный германский гений» и в самом деле совершил прорыв в будущее. Поэтому почти сразу после войны поползли слухи: если нацисты располагали такой уникальной техникой, то, может быть, некоторые из лидеров Третьего рейха сумели бежать из горящего Берлина на ракетах или дискообразных аппаратах, спрятались в тайном месте и теперь готовят чудовищную армаду для нанесения «удара возмездия»?

Первым эту идею использовал в художественном тексте американский фантаст Роберт Хайнлайн, выпустивший в 1947 году роман «Ракетный корабль “Галилей”» . Сюжет романа нечаянно породил ещё одну конспирологическую теорию: нацисты воспользовались своими передовыми технологиями, чтобы добраться до Луны, земные правительства знают об этом, но тщательно всё скрывают, чтобы не спровоцировать очередную мировую войну. Впоследствии теория стала популярной, обыгрывалась в комиксах, фантастических романах и уфологических книгах. Но самое оригинальное и абсурдное прочтение этой идеи показал финский режиссёр Тимо Вуоренсола в фильме «Железное небо» (2012).

Могло ли подобное произойти в действительности? Разумеется, нет. Несмотря на определённые успехи, гитлеровские инженеры не сумели выйти за рамки известных технологий: ни баллистические ракеты, ни дискообразные летательные аппараты, ни ракетные самолёты не развивали скорости, достаточные для выхода на орбиту Земли, а уж тем более Луны.

В 1990-е годы наконец-то были рассекречены документы, связанные с советской лунной программой. Стали известны названия проектов, появились технические описания ракет-носителей и космических кораблей, начали публиковаться мемуары разработчиков лунной техники. Разумеется, всё это изобилие информации не осталось без внимания конспирологов. Появилась версия, что раскрыта далеко не вся правда о космических проектах СССР, что в действительности советские космонавты дважды пытались высадиться на Луне и дважды потерпели неудачу.

Первую мифическую попытку совершил Юрий Гагарин, отправившийся к Луне на корабле 7К-Л1 («Зонд-4»). 2 марта 1968 года он стартовал с космодрома Байконур, облетел Луну, но что-то пошло не так, и корабль взорвался. Гибель первого космонавта советские власти засекретили, а через двадцать дней, 22 марта, инсценировали его смерть в банальной авиакатастрофе.

В этой истории ложь смешана с правдой - Юрий Гагарин действительно участвовал в запуске «Зонда-4», но как член группы управления полётами. Сразу после старта он отправился с группой офицеров в Евпаторию, где находился Центр дальней космической связи, чтобы следить за работой беспилотного корабля, задачей которого было облететь Луну и вернуться на Землю со второй космической скоростью. Корабль действительно потерял управление и при входе в атмосферу был уничтожен. Юрий Гагарин ещё некоторое время оставался в Евпатории и 9 марта отметил там свой день рождения вместе с друзьями-космонавтами и жителями города.

Вторую мифическую попытку долететь до Луны советские космонавты предприняли в ноябре 1968 года, пытаясь на корабле 7К-Л1 («Зонд-6») опередить запуск американской экспедиции «Аполлон-8». Корабль успешно облетел естественный спутник, но при возвращении спускаемый аппарат разбился. Понятно, что власти скрыли факт присутствия космонавтов на борту и факт их страшной гибели.

Такой запуск состоялся в реальности и прошёл именно так, как описывают конспирологи. Только на борту не было космонавтов - корабль «Зонд» ещё не приспособили для полёта человека.

Главная же проблема конспирологической версии в том, что описанные случаи никак не связаны с гипотетической высадкой космонавтов на Луну. Для неё нужен совсем другой корабль, а также огромная ракета «Н-1», которая, несмотря на четыре запуска, так и не смогла вывести на орбиту полезный груз. Если нет соответствующей ракеты, нет и полёта к Луне. Что, впрочем, не мешает фантазировать на эту тему, как сделали создатели фильма «Аполлон-18» (2011), в котором с большой «достоверностью» показаны и мифическая «военная» экспедиция американских астронавтов, и останки советского космонавта, который всё-таки добрался до Луны, после чего погиб в схватке с местными агрессивными формами жизни.

ЛУНА ДОКТОРА КАЦА

В 1993 году вышла невзрачная брошюра некоего доктора филологических наук Р.С. Каца под названием «История советской фантастики». В книге достаточно детально, с большим количеством ссылок и иллюстраций, излагалась история становления научной фантастики в СССР, причём в центре внимания оказалась лунная тематика. Однако знатоки жанра сразу заметили множество нестыковок и анахронизмов. Более внимательное изучение текста показало: перед нами искусно сделанная мистификация - фантастическая повесть об альтернативном СССР, маскирующаяся под серьёзное исследование. Автором мистификации оказался небезызвестный критик Роман Арбитман (его подробный рассказ об этой книге вы можете прочитать на стр. 32). Хотя замысел мистификатора был раскрыт, повесть пользовалась такой популярностью, что некоторые изложенные в ней «факты» до сих пор используются в псевдодокументальных фильмах, посвящённых «страшным тайнам» Луны. А сам текст выдержал четыре издания.

ЧУЖАЯ ЛУНА

Если вы думаете, что сторонники полой Луны отказались от развития своей теории, то ошибаетесь. Наоборот, она получила новые «факты» в своё подтверждение. Конспирологи задались вопросом: а почему, собственно, США так внезапно прервали полёты на Луну, а СССР не только не попытался «догнать и перегнать», но и засекретил свои лунные проекты на десятилетия? И мгновенно придумали ответ: потому что Луна уже занята - цивилизацией, которая по своей мощи намного превосходит земную.

Предпосылки к возникновению такой теории появились давно. Астрономы времён Галилея замечали странные вспышки на лунной поверхности, но принимали их за извержения вулкана. Когда наблюдения стали достаточно регулярными, появилась нужда в регистрации «кратковременных лунных явлений» (или LTP - от Lunar Transient Phenomena). С 1957 года их заносят в специальный каталог, разделяя на несколько типов: изменение внешнего вида и чёткости изображения деталей рельефа; изменение яркости и резкие вспышки; изменение цвета лунного объекта; появление или исчезновение тёмных пятен; удлинение лунных рогов; аномальные явления во время покрытия звёзд Луной; нестационарные явления во время лунных затмений; движущиеся объекты.

Вот только некоторые из зарегистрированных LTP. В мае 1964 года американские астрономы целый час наблюдали над Морем Спокойствия белое пятно, перемещавшееся со скоростью около 32 км/ч. Любопытно, что оно постепенно уменьшалось в размерах. Несколько позже, в июне, те же наблюдатели зафиксировали пятно, двигавшееся со скоростью около 80 км/ч. В лунную ночь 1966 года английский астроном, разглядывая дно лунного кратера, заметил странные полосы, которые из чёрных превращались в зелёно-коричневые, затем расходились по радиусам, меняли форму, росли и к лунному полудню достигали максимальных размеров. К лунному вечеру они съёживались, блёкли и наконец исчезали вовсе. В сентябре 1967 года канадские астрономы зафиксировали в Море Спокойствия тёмное тело с фиолетовым оттенком по краям, совершавшее в течение десяти секунд движение с запада на восток. Тело исчезло вблизи терминатора (линии, разделяющей освещённую и теневую стороны небесного тела), а через тринадцать минут около кратера, расположенного в районе движения пятна, на долю секунды вспыхнул жёлтый свет. И так далее, и тому подобное...

Некоторым LTP вполне можно найти природное объяснение: выход газов из трещины, последствия тектонической деятельности, падение метеороида. Однако подавляющее большинство остаётся загадкой. Впрочем, у конспирологов уже есть подробные версии произошедшего.

В 2007 году консультанты по научным вопросам Ричард Хогленд и Майк Бара выпустили объёмную книгу «Тёмная миссия. Секретная история NASA», в которой собрали огромное количество «фактов» (включая LTP), которые якобы свидетельствуют о присутствии на Луне могущественной космической цивилизации. Они заявили, что NASA само выдумало теорию лунного заговора, чтобы «отвести глаза» от более важной и сенсационной информации. По мнению авторов книги, ещё в период полётов кораблей «Аполлон» американское правительство вступило в контакт с селенитами и теперь получает от них готовые технологии для достижения тотального превосходства над остальными державами. Поэтому NASA всячески препятствует сбору подлинной информации о Солнечной системе, так что наши знания искажены фальсификаторами.

И вот тут приходится признать: опровергнуть теорию Ричарда Хогленда и Майка Бара невозможно, потому что она основана не на смутных подозрениях, как все предыдущие, а на вере в истинность заведомо фантастического допущения. А вера, как известно, не опровергается научными доводами.

Хорошо известен «эффект большой Луны». Проявляется он в том, что когда Луна находится низко над горизонтом, то выглядит намного большей по размерам, чем в положении около зенита. В действительности видимые размеры Луны не меняются - это иллюзия, которую порождает наш мозг. Конспирологические теории можно считать такой же иллюзией. При внимательном рассмотрении они оказываются плодом воображения, оперирующего мнимыми явлениями и невероятными событиями. Все они без исключения - разновидность фантастики. Не больше, но и не меньше.

Легенды о Луне.

Существует легенда о прекрасной девушке-Луне...Давным-давно, когда само Время было молодо, когда весь мир лишь набирал свой цвет и красоту, на Земле жила девушка.Её небесная красота поражала всех вокруг, заставляя затаить дыхание.Проходя мимо нераспустившихся бутонов, земная красавица одаривала их частичкой своей неземной красоты. Бутон распускался и начинал излучать тёплый радужный свет.В то Время люди не знали ни злобы, ни зависти: вокруг царили любовь, взаимопонимание и гармония. Бог радовался, смотря на созданный им Мир.Так проходили дни и ночи, за ними шли года.Года превращались в века...Планета цвела и всё казалось вокруг сказкой. Ничто немогло омрачить столь прекрасную картину.Но,забывшись в лучах собственной красоты и успеха, Земная красавица начала вести разгульный образ жизни.Соблазняя но ночам самых красивых жителей мужской половины планеты,она озаряла тёмные ночи ярким свечением.Бог заметил это, и, чтобы наказать развратницу, отправил её на небосклон.Каждую ночь девушка-Луна освещала чистую, прекрасную планету своим нежным и пленящим свечением.Всё больше и больше жителей планеты стало появляться на улицах в ночи, чтобы любоваться непостижимой красотой.В сердцах каждой девушки и каждого юноши загорался этот нежный тёплый свет, который пробуждал это буйное влечение и заставлял сердце биться чаще, а душу разрывать тело на части.Девушка-Луна забрала у жителей планеты сон и спокойствие по ночам.Поэтому даже в наше время, появляясь ночью на небе во всей своей красе,Луна заманивает нас в свою нежную ловушку.Луна в полном расцвете одаривает нас самыми необъяснимыми чувствами.Она отнимает у нас одиночество: у всех людей на Земле во время полнолуния сердца бьются в такт. В такт загадочных чувств и мыслей. В такт непостижимой красоты и сказочной любви.

Легенда о Небесном мастере и Луне

{Их глаза встретились посреди людной дороги. Он шел из города в город. Она шла с городского рынка домой. И еще долго не могли они оторвать взгляда от глаз друг друга. И еще долго недвижимо стояли они среди людной дороги, одни в целом мире.

Корзина с яблоками выпала из ее рук и румяные плоды покатились по дороге. И с тех пор все катятся они по свету. Встретив яблоко на дороге не спеши его поднимать. Если думаешь, что уже нашел свое счастье, оставь его, ибо дороги и по сию пору переполнены ищущими. Если же ты думаешь, что еще не обрел, то, что искал, раздели этот плод со своей избранницей, и небо подарит земле ночь только для вас.

Тогда, в тот краткий, но бесконечный миг на дороге, они были счастливы, но не могло это продолжаться вечно, ибо был он Небесным Мастером, великим зодчим. И боги призвали его к себе, чтобы строил он для них небесные чертоги, прекраснее которых не может родить земля. Только одну ночь в месяц мог он быть с ней, и потому он выстроил для нее замок в небе, и приходил, когда отпускали его боги.

А она меряла время, открывая штору на окне, понемногу каждую ночь, а после того, как окно было полностью открыто, закрывая. И когда тяжелая штора полностью закрывала большое окно ее дворца, приходил он, и они были счастливы. Одну ночь в месяц.

И сидя у окна в ожидании, смотрит она на землю и стремится помогать парам внизу, тем, чьи чувства заслуживают лучшей доли.

И лишь одну ночь в месяц влюбленные остаются предоставлены сами себе.}

{-Почему луна так одинока?-Потому,что ее любимый на земле, а она на небе.Раньше она любила того,кого звали Кеукуацу.они жили вместе в мире духов,каждую ночь они бродили по небу вдвоем,но другие духи начали им завидовать...Трикстер хотел сам получить Луну и сказал Кеукуацу,что луне нравятся цветы,и что они есть в нашем мире...Кеукуацо не знал,что однажды покинув мир духов,назад пути уже не будет...и вот с тех пор каждый вечер,глядя на небо,он видит луну и зовет ее по имени...но он никогда уже не сможет к ней прикоснуться...}

Легенда о Луне.
Расскажу одну легенду. А может и не легенду? Кто знает…? Каждый сам выбирает во что ему верить.
Итак. Очень и очень давно, когда Земля ещё не существовала, и человека ещё не было и в помине, вращалась среди бескрайних Миров красавица Луна. Она была живой и очень красивой. На ней произрастала буйная зелень, а населяли её животные.
… Колыбель Души начиналась в камне. Она жила там, по крохе собирала опыт. Длилось это веками веков. (Мы знаем, что минералы живые, они растут, они излучают определённую энергетику, которая приносит нам исцеление, либо печаль, либо защищает).
И лишь после этого, Душа могла подняться и поселиться в растения. Это не значит, что в каждом растении есть Душа. Растения имели коллективную Душу. (Помните, как ухаживая за растениями, мы даём им имена, как более любимые растения, которым мы дарим особое внимание, отзываются на наши чувства и нашу энергетику, такие растения растут быстрее).
Затем Душа могла переселиться в животных.
И вот тут мы можем вернуться к нашей красавице Луне, в те времена, когда её населяли мирные животные, которые были высшими существами на планете.
Животное царство на Луне развивалось. И однажды достигло того уровня, когда ему нужно было переходить на следующую ступень своего развития. Но Луна не отвечала всем требованиям, чтобы стать платформой для рождения новой оболочки для Души.
И тогда произошло очень важное и удивительное событие. Родилась наша Земля. А жизнь в неё вдохнула Луна! Она отдала свою жизненную энергию всю, без остатка, чтобы Земля ожила. С того момента Луна умерла, исчезла прекрасная зелень, не стало больше жизни.
Души, которые жили на Луне в животных поднялись на ступеньку выше, переместившись в бестелесных (поначалу) существ, издалека напоминающих людей, на Землю. Затем эти тела уплотнялись, видоизменялись.
Но, поскольку, Луна сознательно пожертвовала собой во имя создания новой жизни на новой планете, то связь между Луной и Землёй не прервалась до сей поры. Луна не похожа ни на какие другие планеты, ни на какие другие спутники. И мы с вами знаем почему. Ведь Луна - это энергетическая Мать нашей Земли.
…Когда Луна набирает полную силу (полнолуние), и мы с вами видим её полный лик, то наиболее сильно животное, астральное влияние на человека (мы помним почему именно такое).
В это время нужно больше обращаться к разуму - противовесу животных чувств.
Статистика подтверждает, что именно в полнолуние происходят семейные скандалы, учащаются преступления, люди совершают поступки под эмоциональным воздействием.
На самом деле, в полнолуние обостряются все чувства, человек к этому времени становится особо наполненным силами, деятельным. И тут важно эту самую, бьющую через край энергию, направить в нужное русло. Поэтому, в полнолуние, рекомендуется сдерживать себя, когда начинают захлёстывать отрицательные эмоции. Пройдёт полнолуние и эмоциональный натиск отступит.
Была у меня одна знакомая пара. Так вот, дама была ну очень чувствительна к полнолунию, и её животные чувства просто зашкаливали. Её муж с маленькой дочкой не раз у нас ночевали, будучи выгнанными именно в ночь полнолуния на улицу.
Потом она раскаивалась и не могла понять, как это её угораздило.
Я точно знаю, что на убывающую Луну и под Полнолуние садиться на диету нельзя. Почему? Потому, что толку не будет. В это время организм накапливает воду и прочие "запасы".
И, наоборот, в новолуние, человек более ослабленный. Всё можно начинать с чистого листа. А ещё на растущей Луне лучше стричься, чтобы хорошо волосы росли.
О приливах и отливах под воздействием фаз Луны нам известно ещё со школьной скамьи.
Лунный свет является энергетическим вампиром, поэтому закрывайте плотно шторы вашей спальни в полнолуние.

Верить в это или нет, дело каждого. Но Луна, как и прежде, верной спутницей вращается по странной траектории вокруг Земли, продолжая влиять на многие процессы на Земле, и на нас с вами.
Это очень грустно видеть над головой мёртвое тело Луны, которая отдав всю себя, продолжает влиять на нас своим сказочным магнетизмом.