Школа студия мхат официальный. Как поступить в школу-студию мхат на актерский факультет

Специальность 52.05.01 «Актерское искусство» (уровень специалитета), специализация № 1 «Артист драматического театра и кино»
1. Творческое испытание:

— исполнение литературных произведений: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (подготовить несколько произведений различных жанров).
Поступающий самостоятельно выбирает творческую программу для исполнения, цель которой выявить способность к образному мышлению, особенности сценического темперамента, степень эмоциональности, речевые данные, а также понимание смысла литературного произведения.
Поступающий готовит для чтения наизусть стихотворения, отрывки из прозы, басни (не менее трех произведений каждого жанра). Желательно, чтобы при этом в программу были включены произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона.
Критерии оценивания:
— умение присвоить исполняемый литературный материал – от 20 до 0 баллов;
— сценическое обаяние и заразительность – от 20 до 0 баллов;
— темперамент – от 20 до 0 баллов;
— эмоциональная подвижность – от 20 до 0 баллов;
— внешние данные – от 20 до 0 баллов.
2. Профессиональное испытание: — проверка голоса и речи: устанавливается наличие здорового голоса, отсутствие органических недостатков речи, четкость дикции;
— проверка музыкально-ритмических данных: выполнение упражнений по заданию экзаменатора на проверку музыкального ритма, исполнение песни по своему выбору;
— проверка пластических данных: выполнение по заданию экзаменатора упражнений по проверке пластичности, координации движений, исполнение танца по своему выбору. На экзамен абитуриент приносит спортивную одежду и обувь.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Критерии оценивания: — отсутствие речевых дефектов — от 20 до 0 баллов;
— наличие здорового голоса — от 20 до 0 баллов;
— наличие музыкального слуха и ритма — от 20 до 0 баллов;
— гибкость, координация движений — от 20 до 0 баллов;
— скорость реакции – от 20 до 0 баллов.

Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (уровень бакалавриата, профиль – художник-технолог по сценическому свету):
1. Собеседование.

Программу экзамена см. .

Программу экзамена см. .
3. Профессиональное испытание: художественно-световое проектирование конструирование сценического пространства.
Программу экзамена см. .

Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (уровень бакалавриата, профиль – художник-технолог по сценическому костюму):
1. Собеседование.

Программу экзамена см. .
2. Творческое испытание: рисунок и живопись.
Программу экзамена см. .
3. Профессиональное испытание: художественное конструирование сценического костюма.
Программу экзамена см. .
Списки рекомендуемой литературы см. .

Специальность 55.05.04 „Продюсерство“ (уровень специалитета), специализация № 5 «Продюсер исполнительских искусств»:
1. Профессиональное испытание.

Устный экзамен в форме беседы, который ставит своей целью выявление у поступающего психологических качеств, связанных с выбором профессии: целеустремленность, интерес к театральному делу и смежным видам искусства, к продюсерской и менеджерской деятельности в области исполнительских искусств, к литературе, к общекультурным ценностям. Кроме того, проверяются знания основ экономики, государственного устройства, обществознания.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Критерии оценивания:
— ответ на вопросы по литературе от 20 до 0 баллов,
— ответ на вопросы по основам экономике от 20 до 0 баллов,
— ответ на вопросы о театре от 20 до 0 баллов,
— ответ на общекультурные и правовые вопросы от 20 до 0 баллов,
— творческий потенциал и эмоциональная устойчивость от 20 до 0 баллов.

Примерный перечень вопросов:

Раздел 1.
1. Какие произведения из предложенного списка вы читали?
Какое произведение из предложенного списка вы можете назвать любимым?:
1.2. Софокл. „Антигона“.
1.3. Шекспир В. „Ромео и Джульетта“, „Гамлет“, „Король Лир“.
1.4. Лопе де Вега. „Собака на сене“.
1.5.. Мольер Ж. Б. „Тартюф“.
1.6.П. О. К. де Бомарше. „Женитьба Фигаро“.
1.7. Ибсен Г. „Кукольный дом“.
1.8 Метерлинк М. „Синяя птица“.
1.9. Брехт Б. „Мамаша Кураж“.
1.10. Ануй Ж. „Антигона“.
1.11. Пушкин А. С. „Маленькие трагедии“, „Борис Годунов“.
1.12. Лермонтов М. Ю. „Маскарад“.
1.13. Гоголь Н. В. „Ревизор“, „Игроки“.
1.14. Островский А. Н. „Гроза“, „Бесприданница“, „Лес“.
1.15. Толстой Л. Н. „Власть тьмы“, „Живой труп“.
1.16. Чехов А. П. „Чайка“, „Вишневый сад“, „Три сестры“, „Дядя Ваня“.
1.17. Горький М. „На дне“.
1.18. Грибоедов А. С. „Горе от ума“.
1.19. Булгаков М. А. „Дни Турбиных“.
1.20. Вампилов А. В. „Старший сын“, „Утиная охота“.
1.21. Володин А. М. „Пять вечеров“.

Указанные выше литературные произведения обязательны для прочтения поступающими в полном объеме. Экзаменационная комиссия задает вопросы по одному или нескольким произведениям.

Раздел 2.
1. Дать характеристику конкуренции.
2. Какие типы экономических систем вы знаете? Какие различия между ними?
3. В чем состоит понятие «экономика»? Какую роль она играет в жизни общества?
4. В чем заключается рыночный механизм?
5. В чем заключаются экономические циклы?
6. Дайте характеристику следующим понятиям: деньги, денежная масса, инфляция.
7. Дайте краткую характеристику рынку труда. Что такое безработица?
8. Что такое налоги? Как они связаны с бюджетом?
9. Какую роль государства играет в экономической системе?
10. Дайте характеристику понятиям «фирма, организация, предприятия»?
11. В чем заключается международное экономическое сотрудничество и интеграция?
12. В чем заключается внешняя торговля?
13. Как вы понимаете такие понятия: доход, расход, прибыль?
14. Какие основные рыночные законы вы знаете?

Раздел 3.
1. Взаимоотношения театра и государства в РФ.
2. Что такое государственная культурная политика?
3. В чем на ваш взгляд заключаются актуальные проблемы современного театрального процесса?
4. Виды исполнительских искусств. Их описания, отличия и особенности.
5. Какие модели театра вы знаете (актерская, режиссерская, продюсерская)?
6. Какие спектакли вы смотрели за последние два года?
7. Музейное и выставочное дело в России сегодня. Какие новые выставочные пространства за последнее время появились?
8. Театр как бизнес. Может ли театр быть прибыльным?
9. Какие формы международного культурного сотрудничества в сфере исполнительских искусств (гастроли, фестивали и т.д.) вы знаете?
10. Продюсер в театре. Определение профессии.
11. Какие современные направления в музыке вы знаете?
12. Театр, кинематограф, телевидение – общее и отличие. Есть ли будущее у них?

13. Существует ли конкуренция в искусстве?

Раздел 4.
1. Каковы современные представления о сущности и социальном назначении государства?
2. Какие формы правления и государственного устройства имеют место в современном мире?
3. Каковы основные признаки демократического политико-правового режима в государстве?
4. В чем заключается сущность (понятие и признаки) правового государства?
5. В чем заключается сущность (понятие и признаки) социального государства?
6. Как устроена система высших государственных органов в Российской Федерации?
7. Каковы современные представления о сущности и социальном назначении права?
8. Как устроена система источников права Российской Федерации?

2. Творческое испытание.
Письменный экзамен в форме сочинения на тему, связанную с творческой деятельностью: о театре, о будущей профессии, об искусстве.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.

Список обязательной литературы по экономике, продюсерству и обществознанию для подготовки к профессиональному и творческому испытаниям

1. Экономика. В 2 кн. Основы экономической теории. 10 —11 классы / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М. : ВИТА-ПРЕСС. 2016.
2. И. В. Липсиц. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. - М. : ВИТА-ПРЕСС. 2018. - 296 с.
3. С. Апфельбаум, Е. Игнатьева. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М. : 2003.
4. А. Роднянский. Выходит продюсер. М. : 2013.
5. Правоведение: учебник / под ред. А. В. Малько. М. : КноРус, 2016.
6. Правоведение: учебник / под ред. М. Б. Смоленского. М. : КноРус, 2016.
7. Правоведение: учебное пособие / под ред. Г. Н. Комковой. М. : Проспект, 2014.
8. В. М. Шумилов. Правоведение: учебник М. : Юрайт, 2016.

Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам для отдельных категорий поступающих:

Русский язык – экзамен.
Экзамен проводится в форме диктанта. Оценивается орфографическая и пунктуационная грамотность в рамках школьной программы. Объем диктанта до 250 слов.
Литература – экзамен.
Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам. В экзаменационном билете по два вопроса. Проверяются знания литературы в рамках школьной программы.
Примерный перечень вопросов:
1. Лирика А. С. Пушкина: основные темы, проблемы, стиль. 2. Человек в ситуации испытания (повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
3. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблематика, герои, особенности композиции.
4. Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: образ заглавного героя.
5. Основной конфликт в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
6. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: изображение исторического прошлого и реальность Москвы 1930-х годов.
7. Поэзия М. Ю. Лермонтова: образ лирического героя, проблематика, стиль.
8. Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».
9. Черты романтизма в сборнике Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
10. Лирика С. А. Есенина: основные темы, образ лирического героя.
11. Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
12. Драма М. Горького «На дне»: основной конфликт.
13. Изображение конфликта поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
14. Лирика А. А. Ахматовой: проблематика и стиль.
15. Споры Ильи Обломова и Андрея Штольца (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).
16. Художественные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
17. Нравственные поиски Андрея Болконского и Пьера Безухова («Война и мир» Л. Н. Толстого).
18.Лирика А. А. Блока: основные темы, циклы, образ лирического героя.
19. Проблема греха и раскаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
20. Прошлое, настоящее и будущее в представлении героев «Вишневого сада» А. П. Чехова.

Каждый институт или училище имеют свою «изюминку», это надо учитывать при подготовке к вступительным испытаниям. Немного разные требования предъявляют, например, ВГИК и школа-студия МХАТ, поступление в такое учебное заведение возможно, если предусмотреть все нюансы. К экзаменам надо подготовить значительное количество работ. Это и стихотворения, и вокальные композиции, и пластические номера. В портфолио должен быть значительный запас разнообразных творческих работ и зарисовок. Будущему артисту могут пригодиться самые разноплановые знания и навыки.

Школа-студия МХАТ: как поступить?

Вступительные испытания основаны на тех же правилах, что и в других подобных ВУЗах. Предусмотрено значительное количество творческих просмотров, отборочных туров. Готовиться к ним надо с самым ответственным отношением. Именно из оценок за эти конкурсы и складывается проходной балл, результаты ЕГЭ не столь важны.

Чтобы поступить в школу-студию МХАТ, следует должным образом подготовить к прослушиванию следующие материалы:

  • стихотворения (по 2-3 разных жанров);
  • отрывки из прозаических произведений (не надо большие, важно эмоционально насыщенные);
  • басни.

Следует учитывать, что явка на туры строго обязательна (уважительных причин отсутствия просто не существует). Если абитуриент не явился на туры, он просто не допускается к экзаменационным испытаниям.

Актерская студия в Москве - серьезная помощь в подготовке

Учитывая разноплановость вступительных испытаний, можно понять, что самостоятельно подготовиться к ним молодому человеку практически нереально. Требуется помощь профессионалов, один из лучших вариантов - актерская студия в Москве . Именно там, претендента научат индивидуальной подаче материала, помогут подобрать выигрышные тексты с учетом его индивидуальных особенностей.

Занятия с опытными педагогами значительно обогатят опыт абитуриента, научат самостоятельности, а не бездумному копированию известных мастеров. Стоит рассмотреть различные варианты подготовительных курсов, ознакомиться с отзывами абитуриентов прошлых лет. Например, театральные студии при ВГИК, подготовительные курсы здесь - это хороший выбор.

Книги - серьезные помощники

При подготовке к испытаниям молодые люди обращаются к различным источникам информации. Главный - это, конечно же, наставник с курсов актерского мастерства. К сожалению, он не имеет возможности уделять много времени каждому претенденту индивидуально. На помощь приходят книги, к счастью, многие из них можно даже не покупать, они есть в свободном доступе в интернете. Мастер всегда предложит список литературы, необходимой для развития творческого потенциала. В него могут входить книги различной направленности:

  • по ораторскому искусству;
  • по психологии;
  • по сценическому мастерству;
  • мемуары знаменитых актеров и многое-многое другое.

Есть много литературы о приведении в порядок голоса. При чтении стихов или прозаических отрывков необходима четкость речи, ее чистота и звонкость, выработка дикции, умение управлять своим голосом. Есть масса упражнений для дикции, их можно найти не только в книгах, но и в интернете. На что надо сделать упор, подробно расскажут преподаватели актерской студии.

Необходимо быть в курсе модных тенденций в одежде и макияже, знать, как правильно одеться и накраситься на то или иное мероприятие (в частности, на вступительные прослушивания). А актерская студия в Москве - это площадка для приобретения опыта, обмена мнениями. Это старт к мечте.

МХАТ - Школа-студия

Школа-студия открылась при Московском Художественном театре в 1943 году. Инициатором ее создания был Владимир Иванович Немирович-Данченко, один из основателей Московского Художественного театра. 21 марта 1943 года на квартире у Владимира Ивановича заседали руководители МХАТ: «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе». Замысел, который он предложил, был в сущности завещанием великого режиссера и педагога: 25 апреля Немировича-Данченко не стало. 26 апреля Совнарком постановил увековечить его память, и в постановлении был пункт об основании при Художественном театре Школы-студии его имени.

Конкурс летом 1943-го проходил в помещении театра, в нижнем фойе, за длинным столом, как экзаминаторы сидели великие «отцы-основатели» - Москвин, Качалов, Книппер-Чехова. Первым ректором стал Василий Григорьевич Сахновский (Книппер-Чехова шутя, но и всерьез называла этого режиссера и блистательного театрального мыслителя единственным действительно интеллигентным человеком в советском Художественном театре. Немировичу-Данченко удалось вызволить его из ссылки, вернуть к репетициям «Гамлета»). Официальное открытие состоялось 20 октября 1943. Выступая перед первыми студентами, руководитель Художественного театра Хмелев привел запавшие ему слова Немировича-Данченко: «Я бы все силы свои отдал только школе, потому что это имеет огромное значение для искусства… Этому бы я посвятил остаток своей жизни».

Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере острейшего чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства.

Атмосфера в студии была наполнена ежедневным, ежечасным постижением смысла актерской профессии, и не только на занятиях по мастерству актера, но и на всех классах и лекциях. Устраивались встречи с писателями и великими артистами. Это были Книппер-Чехова, Пастернак и Ахматова, Рихтер и Эренбург и многие другие… Первый выпуск в 1947 году почти целиком влился в Художественный театр; об одаренности молодых говорил трогательный и полный выдумки спектакль по Диккенсу «Домби и сын» (1949). Может быть, они позднее могли завидовать своим сотоварищам, попавшим в театр менее взысканный «барской любовью» (счастливую жизнь прожил в Центральном детском Г. М. Печников, неизменно оставаясь ведущим актером), но несмотря на то, что их творческое становление пришлось на «дурные времена» родной сцены, имена М. В. Анастасьевой, А. В. Вербицкого, В. С. Давыдова, В. В. Калининой, Л. А. Кошуковой, К. И. Ростовцевой, Е. Н. Ханаевой, Е. А. Хромовой. М. В. Юрьевой в памяти зрителей связуются с ясными и крепкими сценическими впечатлениями. В театральной педагогике раскрылись таланты И. М. Тарханова, В. К. Монюкова, Т. И. Васильевой, О. Ю. Фрид.

В выпуске 1949 года лидировал Олег Ефремов; выпуск 1950 года был украшен именами Алексея Баталова - «звезды» советского кино и Лилии Толмачевой, которая вскоре прославится на сцене «Современника» - как один из его организаторов и его лирическая «прима». В 1951 году Студия выпустила Олега Борисова - начинавший как комик, он стал одним из великих современных трагиков, соединив аналитичность с предельной страстностью, с оголенностью нерва, с почти акробатическим владением темпераментом. Курс включал в себя людей одаренных весьма разнообразно: кроме Борисова тут учился Виктор Коршунов, имя которого неотъемлемо сегодня от полувековой истории Малого театра, энергичная и стойкая театральная деятельница Екатерина Еланская (когда придет время новых сцен, она окажется среди «первопроходцев» - организует театр «Сфера»). Год спустя студию закончил Николай Рушковский - без этого умнейшего, органически культурного актера не представить себе киевского театра русской драмы имени Леси Украинки.

Прочность унаследованной культуры была одной из примет выпускников Школы МХАТ.

С самого основания Школы здесь преподавали ведущие мастера Художественного театра. Эта традиция сохранилась и сегодня: большинство наших педагогов - сами выпускники мхатовской школы, ученики учеников Станиславского.

Среди руководителей курсов и преподавателей Школы-студии известные актеры и режиссеры, искусствоведы, ведущие театральные специалисты России в области сценического движения, танца, сценической речи. Большинство педагогов имеют опыт зарубежной работы.

Одновременно с актерским курсом в 1943 году был организован и постановочный факультет. Общение между актерами и постановщиками было очень тесное. Постановщики оформляли отрывки, акты и целые спектакли.

Первоначально предполагалось, что набор «постановщиков» будет однократным - с тем лишь, чтобы удовлетворить потребность самого МХАТа. Потом планы расширились. Сегодня едва ли не все заведующие постановочной частью ведущих московских театров - воспитанники Школы-студии. Расцвет факультета начался с 1946 года, когда к педагогическим усилиям художника-технолога Ивана Яковлевича Гремиславского присоединился Вадим Васильевич Шверубович: подобно Гремиславскому, отец которого был гримером Станиславского со времен Общества искусства и литературы, Шверубович (сын Качалова) был с мхатовской художественной и этической традицией связан кровно, и при нем не могло быть речи об ее вырождении. Чуткий к чужому таланту, прямой и гибкий, он воспитал дарования таких разных театральных живописцев и художников по свету, как А. Б. Матвеев, П. А. Белов, В. Г. Лесков, Е. Л. Удлер, таких организаторов театрального дела и педагогов, как А. Д. Понсов, М. М. Кунин, Л. И. Эрман, Э. П. Маклакова, такого исследователя, как В. И. Березкин (автор многотомного «Искусства сценографии мирового театра»), таких идеальных «людей тени», как бессменный мхатовский костюмер В. И. Желеткова. Среди учеников Шверубовича - выпускник 1977 года, прославленный сценограф Олег Шейнцис, чье кружащее голову новаторство всегда имеет за собой безупречную выучку и спокойствие технологического расчета.

В недрах Художественного театра в 1956 году родился театр «Современник», первые спектакли которого репетировались в аудиториях Школы-студии. Его создатели - студенты и недавние выпускники Школы - были воодушевлены своими педагогами, мечтавшими о возвращении к исходной идее Художественного театра, к «театру живого человека». Заведующий кафедрой искусствознания, читавший в Школе-студии историю МХАТ профессор Виталий Яковлевич Виленкин был непосредственным участником, а ректор Вениамин Захарович Радомысленский (легендарный «папа Веня», с его азартным призывом - «По коням!») - покровителем этой высокой и не вполне безопасной художественной авантюры на переломе века. Костяк «Театра молодых актеров» (он стал потом Театром-студией «Современник») составили воспитанники школы в Проезде Художественного театра (Олег Ефремов - выпуск 1949, Лилия Толмачева - выпуск 1950, Галина Волчек и Игорь Кваша - выпуск 1955, Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачев - выпуск 1956, Олег Табаков - выпуск 1957, Влад Заманский - выпуск 1958).

Сегодня в Москве, Петербурге или в каком-либо крупном центре вряд ли найдется театр, где бы ни работали выпускники Школы-студии. Среди воспитанников мхатовской школы - признанные мастера российского театра и кино. Нужно ли давать характеристики таким артистам, как Лев Дуров (выпуск 1954), Леонид Броневой (выпуск 1955), Олег Басилашвили и Михаил Козаков (оба - выпуск 1956), Валентин Гафт и трагический погибший на съемках Евгений Урбанский (оба - выпуск 1957). Фантастически разнообразные дарования сошлись на курсе профессора Станицына, выпуск 1959-го: по алфавиту - Владимир Кашпур, Татьяна Лаврова (скоро все сойдут с ума по ней после «Девяти дней одного года»), Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Елена Миллиоти, Галина Морачева, Вячеслав Невинный (тоненький-тоненький, вылитый Хлестаков, миловидный фертик из Петербурга), Алла Покровская, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Геннадий Фролов. А через год с дипломом Школы-студии им.Немировича-Данченко выйдет на русскую сцену, обживет вроде бы враждебную МХАТу «Таганку» Владимир Высоцкий - «трагический баритон» эпохи.

Пусть не враз такими охапками цветущих талантов, но Школа-студия им.Немировича-Данченко и в более поздние годы дарила русскую сцену: отсюда пришли в театры и романтический, строющий роль на колебаниях, на мерцании красок Геннадий Бортников (выпуск 1962), и победоносная, уверенная в своих прямых средствах Вера Алентова (выпуск 1965), и пронзительный, прельстительный, дерзящий премьер «Ленкома» Николай Караченцов (выпуск 1967), и Авангард Леонтьев - изощренный, мастеровитый и таящий страдальческий нерв в глубине своих выдумок характерного актера (выпуск 1968); и Татьяна Васильева, Бог знает, навсегда ли, на время ли отказавшаяся от своего насквозь все пронизавшего драматического дара ради шутовства напропалую, ради славы непревзойденной фарсерки (выпуск 1969); и тонкий, мягкий Коршунов-младший, унесший в Малый театр изящество понимания ролей, прелесть точности (выпуск 1975); и - чорт возьми! - баловень Павел Каплевич, выпускник актерского факультета, включивший в свою работу театрального художника игровое хулиганство (выпуск 1980); и Александр Феклистов, с его оглушительно сильным началом (полузапрещенные и всеми увиденные «Эмигранты», где он играл в паре с однокурсником, Романом Козаком), с острыми зигзагами его пути, с его экспериментальной техникой, с его сбоями, без которого нет его искусства (выпуск 1982); и Михаил Ефремов со всей компанией, с попыткой «Современника-2» (1987); и занимательнейшие выпускники 1990 года - среди них Евгений Миронов и Владимир Машков, среди них Ирина Апексимова, среди них Юлия Меньшова, Андрей Панин, Александр Лазарев-сын; а за ними - Сергей Безруков (выпуск 1994). И так далее.

Перечисляя тех, кто разнес доброе имя Школы-студии МХАТ по стране и за ее пределы, не забудем: Школа продолжает выполнять и свою основную функцию. Созданная для того, чтобы постоянно обновлять театр-метрополию, она практически обеспечивает кадрами сегодняшнюю его труппу. Абсолютное большинство тех, кто к началу XXI века несет в Художественном театре репертуар, - ученики Школы-студии. Проверим, начав с художественного руководителя (впрочем, мы уже написали: Олег Табаков - выпуск 1957 года. Он кончал ВУЗ на год позже художественного руководителя МХАТ им.Горького: Татьяна Доронина выпускница 1956-го, и счастлив, кто видел ее первые шаги в Ленинградском театре Ленинского Комсомола, их продолжение в Большом Драматическом у Товстоногова, - ее Надежду Монахову в «Варварах», ее Софью в «Горе от ума»). Далее можно идти по списку труппы МХАТ имени Чехова: все - и Дмитрий Брусникин, и Игорь Васильев, и Анастасия Вознесенская, и Нина Гуляева, и Владлен Давыдов, и Наталья Егорова, и Вячеслав Жолобов, и Игорь Золотовицкий, и Владимир Кашпур, и Евгений Киндинов, и Сергей Колесников, и Татьяна Лаврова, и Раиса Максимова, и Полина Медведева, и Ирина Мирошниченко, и Андрей Мягков, и Вячеслав Невинный, и Виктор Сергачев, и Борис Щербаков - из одного гнезда, хотя этого и не скажешь по их оперению; а ведь мы стольких еще не назвали: экономней (в смысле места) назвать тех, кто тут не выпускник Школы-студии.

В составе Школы-студии органической частью является научно-исследовательский сектор. Под этим названием Школе-студии была придана существовавшая при МХАТ СССР Научно-исследовательская комиссия по изучению и изданию наследия К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В настоящее время под грифом Комиссии (впоследствии - Сектора) изданы основные труды основателей МХАТа (второе, девятитомное, собрание сочинений К. С. Станиславского законченое в 1999 году). В 2003 году выпущено четырехтомное издание «Театрального наследия Вл. И. Немировича-Данченко». (Составитель, редактор и комментатор И. Н. Соловьева). Классическим признан труд И. Н. Виноградской - четырехтомная «Летопись жизни и творчества К. С. Станиславского» (новое издание, дополненное, с уточнениями и исправлениями вышло в 2003 году). В основном силами сектора (под редакцией А. М. Смелянского, И. Н. Соловьевой и О. В. Егошиной) был подготовлен двухтомник «Московский Художественный театр. Сто лет» (М., 1998). Здесь объединились цели театроведов-историков и исследователей современности. О. В. Егошина на основе рукописей ролей И. М. Смоктуновского выпустила книгу «Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского». Широкий резонанс имели три выпуска теоретических собеседований с ведущими мастерами мировой сцены - «Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века», М., 2001; «Режиссерский театр от Б до Я. Разговоры на рубеже веков», М., 2001. «Режиссерский театр от А до Я. Разговоры в начале века», М., 2004. (Авторы проекта и редакторы составители - А. М. Смелянский и О. В. Егошина). В 2005 году был выпущен двухтомник «Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко». (Составитель, редактор и комментатор И. Н. Соловьева). А. М. Смелянский выпустил «Предлагаемые обстоятельства» (Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999) и двухтомник «Междометия времени» и «Уходящая натура» (М.,2002 г.). Г. Ю. Бродская издала двухтомник «Вишневосадская эпопея» (Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. 2000 г.)

Школа студия мхат, школы студии мхат … Орфографический словарь-справочник

школа-студия МХАТ - шко/ла сту/дия МХАТ, шко/лы сту/дии МХАТ … Слитно. Раздельно. Через дефис.

школа-студия МХАТ - Р. шко/лы сту/дии МХАТ … Орфографический словарь русского языка

Школа студия (институт) им. Вл. И. Немировича Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (Школа студия МХАТ) Год основания 1943 Ректор … Википедия

Школа студия (институт) им. Вл. И. Немировича Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (Школа студия МХАТ) Год основания 1943 Ректор … Википедия

ШКОЛА СТУДИЯ им. В. И. Немировича Данченко (см. НЕМИРОВИЧ ДАНЧЕНКО Владимир Иванович) при МХТ им. А. П. Чехова (см. МХАТ имени Чехова), театральное высшее учебное заведение, основано в 1943. В составе института 2 факультета: актерский (срок… … Энциклопедический словарь

Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900 е годы МХТ Московский художественный (общедоступный) театр, создан в 1898 году Станиславским и Немировичем Данченко. С 1919 года назывался Московский художественный… … Википедия

Студии МХАТ театральные студии при Московском Художественном театре (MXT, МХАТ): 1 я студия МХТ образована К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким в 1912 году (открыта в 1913 году); с 1924 года МХАТ 2 й. 2 я студия … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Анна Каренина (значения). Анна Каренина Жанр драма Основан на романе Льва Толстого Ан … Википедия

Книги

  • Колокольников - Подколокольный , Драгунская Ксения Викторовна. Ксения Драгунская - российский драматург, сценарист, детский писатель, искусствовед. Дочь писателя Виктора Драгунского. Родилась и выросла в Москве. Окончила ВГИК. Творческий дебют - пьеса…
  • Колокольников - Подколокольный Повесть , Драгунская К.. Ксения Драгунская - российский драматург, сценарист, детский писатель, искусствовед.. Дочь писателя Виктора Драгунского. Родилась и выросла в Москве. Окончила ВГИК.. Творческий дебют -…

language Нет данных

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 11:00 до 16:00

Галерея Школа-студия МХАТ




Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Школа-студия (институт) имени Вл.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова»

Лицензия

№ 01984 действует Бессрочно с 04.03.2016

Аккредитация

Нет данных

Результаты мониторинга Минобрнауки для Школа-студия МХАТ

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 7 баллов) 4 4 6 5 6
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 72.27 70.53 70.62 67.74 66.66
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 74.91 71.52 70.92 69.74 67.4
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 67.48 69.21 69.98 63.83 63.45
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 57 53.5 55.12 54.50 59.67
Количество студентов 247 249 285 314 311
Очное отделение 247 249 261 267 266
Очно-заочное отделение 0 0 0 0 0
Заочное отделение 0 0 24 47 45
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

О Школа-студия МХАТ

История создания Школы - студии

В 1943 году было открыто новое актерское высшее учебное заведение – Школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко. Институт был образован на базе Московского Художественного академического театра имени А.П. Чехова. Первый прием учеников проходил в годы Великой Отечественной Войны, однако это не помешало собрать первый курс в полном объеме. В основу преподавания в вузе легла знаменитая на весь мир система Станиславского. Знаменитыми выпускниками театрального института прошлых лет являются такие отечественные звезды, как Олег Ефремов, Алексей Баталов, Лилия Толмачева. Закончили Школу-студию имени Вл. И. Немировича-Данченко и культовые современные звезды: Ирина Апексимова, Владимир Машков.

Направления учебной деятельности Школы - студии

В институте реализуются учебные программы по следующим направлениям:

  • Актерское искусство. По окончанию курса присуждается диплом специалиста, срок очного обучения – 4 года. Возможно поступление как на платной, так и на бюджетной основе;
  • Художественное оформление спектакля. Студенты данного направления получают диплом бакалавра;
  • Сценография. Выпускникам, прошедшим 5-летний курс обучения, выдается диплом специалиста;
  • Продюсерство (квалификация - продюсер испольнительских искусств). Данное направление подразумевает 5-летнее обучение на специалиста.

Для каждого факультета предусмотрен набор общегуманитарных и специальных дисциплин, в том числе история, философия, иностранные языки, актерское искусство, сценическая речь и пластика, рисунок и живопись, грим.

Студенческая жизнь

Студенты Школы-студии по результатам промежуточных испытаний могут рассчитывать на получение обычной или повышенной стипендии, при условии их отличного прохождения. Кроме того, ежемесячная материальная поддержка назначается и для отдельных категорий учащихся. Студентам актерского факультета предоставляется место в общежитие.

Студенческая жизнь проходит в гастрольных выступлениях. Молодым актерам и актрисам досталась возможность выступать на лучших сценах страны, проводить большую часть своего времени в лучах софитов.

Основные направления международной деятельности

Школе-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко присуща и значительная международная деятельность, осуществляемая по следующим направлениям:

  • Обучение иностранных студентов по специальным программам;
  • Сотрудничество с зарубежными вузами;
  • Организация стажировок для студентов института.

На протяжении многих лет в легендарное высшее учебное заведение приезжают учиться сотни студентов из ближнего и дальнего зарубежья. Иностранные слушатели интенсивно обучаются вместе с российскими учениками, а также получают возможность полного языкового погружения. Более 10 лет назад на базе Школы-студии была открыта магистратура, обучение в которой ведется для всех студентов вне зависимости от национальности. В магистратуре действует партнерская программа с театральным отделением Гарвардского университета. Плодотворные дружеские отношения связываются институт с Национальным театральным институтом (Коннектикут), Северно-Иллинойским колледжем, Центральной Школой Речи и Драмы (США), Академией интернационального искусства (город Бонн, Германия).

С 1990 года на базе Кембриджа открыта и довольно известная за рубежом Летняя Школа Станиславского. Ее слушатели изучают русскую культуру, искусство и театр.

Информация для абитуриентов

Поступление в Школу-студию осуществляется по результатам единого государственного экзамена по русскому язык и литературе, а также на основании творческого собеседования. Каждое направление подразумевает собственные требования к вступительным испытаниям. Так, для поступления на факультет актерского мастерства требуется продекламировать отрывок из стихотворения, басни или прозаического произведения. Направление сценографии подразумевает создание рисунка или графической композиции. Все дополнительные испытания оцениваются по 100 бальной шкале.

Дополнительные факты об образовании в Школе - студии

Студенты творческого вуза имеют возможность продолжить получение высшего образования, поступив в магистратуру. Данное направление доступно для направления режиссуры.

Важной частью учебного процесса является участие студентов в постановке спектаклей на сцене учебного театра. Именно в этом месте проходят дипломные выступления будущих специалистов творческой сферы. Сценические постановки такого характера организуются не только при участии преподавательского состава, но и при полном зале настоящих зрителей. Стажировки слушателей Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко проходят в форме гастролей. Ученики института могут попробовать свои силы не только в классических спектаклях, но и в современных постановках в стиле модерн.