Сказал дым отечества нам сладок. И дым отечества нам сладок и приятен

И дым отечества нам сладок и приятен
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):
Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.
Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816):
Мила нам добра весть о нашей стороне.
Отечества и дым нам сладок и приятен.
Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.
Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. дон. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56-58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).
Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески - Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».
Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица: Dulcis fumus patriae (дульцис фумус патриэ) - Сладок дым отечества.
В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» (1792-1794) был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал.
Иносказательно: о любви, привязанности к своему отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

И дым отечества нам сладок и приятен

Цитата из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д. 1, явл. 7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит:

Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен. Последний стих у Грибоедова – не вполне точная цитата из стихотворения Г.Р. Державина "Арфа" (1798): Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "И дым отечества нам сладок и приятен" в других словарях:

    Ср. Единоверное нам крестьянское население, как заслышит пыхтенье наших веселых тульских толстопузиков и расстилающийся от них отечества, сразу поймет, кто здесь настоящие хозяева. Лесков. Русский демократ. 4. Ср. Когда ж постранствуешь,… …

    И дым отечества нам сладок и приятен - крыл. сл. Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 1, явл. 7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит: Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    И дымъ отечества намъ сладокъ и пріятенъ. Ср. Единовѣрное намъ крестьянское населеніе, какъ заслышитъ пыхтѣнье нашихъ веселыхъ тульскихъ толстопузиковъ и растилающійся отъ нихъ дымъ отечества, сразу пойметъ, кто здѣсь настоящіе хозяева. Лѣсковъ.… …

    А (у), предл. о дыме, в дыму; мн. дымы; м. 1. Совокупность мелких твёрдых частиц и газообразных продуктов, выделяющихся в воздух при сгорании чего л. Из трубы валит д. Клубы дыма над пожарищем. Табачный д. Пороховой д. * И дым Отечества нам… … Энциклопедический словарь

    ДЫМ, дыма, муж. 1. только ед. Летучие продукты горения с мелкими летящими частицами угля. Над костром подымался дым. Из трубы валит дым. 2. Жилье, отдельный дом (ист.). Платить дань или подать с дыма. ❖ Дым коромыслом (разг.) шум, гам, беспорядок … Толковый словарь Ушакова

    дым - Дым коромыслом (разг.) шум, гам, беспорядок. В парламенте шел дым коромыслом. И дым отечества нам сладок и приятен мы легко прощаем, извиняем недостатки родной страны, близкой среды [ставший пословицей стих из Горя от ума рибоедова,… … Фразеологический словарь русского языка

    дым - а (у), предл.; о ды/ме, в дыму/; мн. дымы/; м. см. тж. дымок, дымочек, дымище, дымина, дымовой, дымный 1) … Словарь многих выражений

    Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин. Черновые наброски. 10. См. и дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Два чувства дивно близки къ намъ: Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. С. Пушкинъ. Черновые наброски. 10. См. И дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Горе от ума. Аудиоспектакль (CDmp3) , Грибоедов Александр Сергеевич. Эта комедия входит в золотой фонд отечественной классики. Школьники доныне пишут по ней сочинения, критики и литературоведы по сей день спорят, есть ли в этой сатире на московское общество…
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

И дым отечества нам сладок и приятен

И дым отечества нам сладок и приятен

Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой!

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым отечества нам сладок и приятен.

Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816):

Мила нам добра весть о нашей стороне.

Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.

Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. дон. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56-58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).

Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески - Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Изгнанный из отечества Незадолго до того, как афинские судьи выносили смертный приговор Сократу, в Древней Греции проходил другой процесс - над философом Анаксагором. В большом труде, посвященном его жизни и творчеству, исследователь И. Д. Рогожинский сразу же сообщает,

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

НАБРОСОК ЗАМЫСЛА БУДУЩЕГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Для Русской доктрины совсем нелишним будет изложение определенного взгляда на отечественную историю. Ведь сделать свое видение истории более убедительным, чем другие взгляды, означает реально изменить прошлое в

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

День защитника Отечества 15 (28) января 1918 года Совнарком принял декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) - декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) на добровольных началах, декреты были подписаны председателем

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Дым отечества Роман (1944)Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЫ) автора БСЭ

Из книги Крупнейшие мировые аферы [Искусство обмана и обман как искусство] автора Соловьев Александр

Спаситель отечества (Артур Рейс) Место действия: Португалия.Время действия: начало XX века.Сын бухгалтера похоронной конторы унаследовал от отца качества, присущие этому специфическому сочетанию профессий. Кроме того, у него была способность мыслить на государственном

автора Серов Вадим Васильевич

Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы? Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829) (действ. 2, явл. 5).Цитируется по поводу «столпов общества», отечественной «элиты» и «отцов отечества», которые вовсе не соответствуют таким

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Запретный плод сладок Впервые встречается в сочинениях римского поэта Овидия (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.).Иносказательно: психология человека такова, что его всегда привлекает именно то, что запретно, недоступно и

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Рабочие не имеют отечества. Нельзя лишить их того, чего у них нет Из «Манифеста Коммунистической партии» (1848) Карла Маркса (1818- 1883) и Фридриха Энгельса (1820- 1895) (гл. 2 «Пролетарии и

Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 11 класс автора Подолян Юрий Петрович

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина вооруженных сил РоссииУрок 23 (1)Тема: «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Чувство патриотизма – важнейшее

Ягодинский Виктор

И дым отечества нам сладок и приятен

НЕВЕДОМОЕ! БОРЬБА И ПОИСК

Виктор ЯГОДИНСКИЙ

И дым отечества нам сладок и приятен...

Тоска по родине. Давно разоблаченная морока.

Мне совершенно все равно...

И все равно и все едино.

Но если на дороге куст встает, особенно рябины...

М. Цветаева

Великое чувство Родины! Источник сил и вдохновения. Негасимый пыл души. Радость и страдание. Отвага и мужество защищающих Отчизну, родной дом и своих родителей, свой царод... Это и родной язык, родная культура, история... Горе и тоска покинувших родные места... .

Но хочется в этой необъятной теме выделить один небольшой вопрос, одну сторону любви к родным местам. Почему людей, как птицу, тянет в родные места? Зачем человек возвращается в отчий дом? Почему ищет земляков на чужбине? Ответов может быть, конечно, много. Рискну прикоснуться к теме памяти...

Вихрь вопросов возник у меня после того, как маленький самолет местной авиалинии сделал вынужденную посадку в поле где-то в Курганской области. Я вышел, озабоченный непредвиденной задержкой рейса, и вдруг... превратился в ребенка. Нет, не сразу. Пожалуй, сначала на меня пахнуло каким-то до боли знакомым.степным ветром. Теплым, полынным и полним детства. Я очутился почему-то рядом с лошадью, на стогу сена. Лошадь большая, а стог огромный. И жутко, и радостно, и терпкий привкус трав щекочет в ноздрях, придавая особый вкус новым ощущениям.

Уже отрезвев от первого удара запахов, лежа в колосистой траве, я твердо уверовал, что побывал в детстве, о котором уже давно ничего не помнил (а может быть, не знал?). Степь всколыхнулась ветром, тронула глубинные слои памяти, и оттуда, как из илистых недр степного озера, стали поднимaться и лопаться пузыри-воспоминания. Потом я проверил их у роддах и знакомых. Да, без ошибки, все было точным. Я случайно оказался вблизи селения, где родился...

Вторично интерес мой к этому явлению оживился после разговора с испанцем, вывезенным малышкой в СССР, в 1937 году.

Я опросил его, что он чувствовал, когда впервые снова побывал на родине, в Испании? И он ответил: запах! Точнее, да запаха. Один - морского ветра, а другой - мыльный, из мрамoрного корыта для общественной стирки, что стояло в глубине испанского дворика.

Ну а еще что? В Испанию ехал на "Жигулях" через всю Европу. Почти все время включен радиоприемник. Чужие голоса, музыка. Но вот в Пиренеях на каком-то витке горной дороги незнакомая музыка стала вдруг родной, и он, как мальчишка на материнской груди, захлебнулся от слез радости. И после была, родная испанская.музыка, были знакомые с детства песни, но такое ощущение уже не повторялось.

Что это, простое совпадение наших интимных (и весьма субъективных) ощущений?

Но вот читаю Марселя Пруста: "В поисках утраченного времени": "Съел печенье тетушки, и память восстановила картины детства. Более подробно описывает подобные ощущения Герман Гессе, который в жизнеописании довольно много места уделяет такому явлению: "Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура того часа есть та самая, которую я любил и бессознательно искал всю мою жизнь и отсутствие которой воспринимал как лишение. Никогда я не мог жить в холодных странах, и все добровольно предпринятые странствия моей жизни направлены на юг..." Но все же большинство свидетельств - в пользу запахов.

Иногда эти свидетельства прочно смыкаются с комплексным ощущением красоты и близости родных мест. И. С. Тургенев: "Люблю я эти аллеи, люблю серо-зеленый нежный цвет и тонкий запах воздуха под сводами..." А вот знаменитый дуб, посаженный.Иваном Сергеевичем еще в детстве на поляне за старым лутовиновским домом: "Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера среди дня я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело ывела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий..." - Тургенева тянуло в Спасское постоянно, отовсюду - из Москвы И.Петербурга, Парижа и Рима, Берлина и Лондона он вновь и вновь возвращался туда где провел большую часть своего детства, где постигал душу своего народа, впитывал его речь: "Воздух, родины имеет в себе что-то необъяснимое..." "Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему-молодому дубу, родине поклонитесь", - завещает он.

А y А. Куприна - "даже цветы на родине пахнут по-иному. Их aрoмат сильный, более пряный, чем аромат цветов за границей". Множество свидетельств связи чувства родины с природой есть у М. Пришвина и других писателей. Но особняком стоит - по своей четкости и определенности - письмо А. К. Толстого будущей жене Софье Андреевне от 22 августа 1851 года: "Сейчас только вернулся из лecу, где йскал и нашел много грибов. Мы раз как-то говорили o влиянии, запахов, и до какой степени оНи мoгут напомнить, что было забыто ужe много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают всего больше этим свойством... Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста".

Для нас это свидетельство особенно важно, поскольку известно, что А. К. Толстой страдал астмой. То есть у него была выраженная склонность к аллергическим реакциям. Не отсюда ли и столь ясное видение всей картины детства от одного только запаха рыжика?

Договоримся, что все дальнейшие рассуждения на этот счет касаются сугубо биологической стороны предполагаемой связи чувства родных мест с природной их обстановкой. У человека может быть и другая, вторая, родина, которую он любит не меньше, чем место своего рождения. У людей нашего времени определяющим в чувстве родины является, конечно, тот психоэмоциональный фон, который сформировался в соответствии с социальными условиями жизни и воспитания.

Но все же:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Так вот. Если вести речь о биохимии ностальгии, если думать, что в ее образовании повинны антигенные воздействия типа аллергических реакций, то все объясняется довольно стройно.

Суть дела заключается в том, что самая первая встреча организма, например, с вирусом гриппа (а у человека в эпидемические годы это обычно происходит в младенческом возрасте) производит настолько сильный иммунологический эффект, что клетки, образующие противотела, "запоминают" на всю жизнь узор мозаики антигенной оболочки вируса, впервые поразившего ребенка. В последующем при встрече с другими вирусами гриппа организм наряду с новыми противотелами продолжает штамповать противотела и к "пример-штамму" вируса.

Человек всю жизнь носит в крови противотела не только к вирусам и бактериям, но и к любым биологическим и химическим веществам, способным вызвать иммунологическую реакцию. Такие реакции могут иметь аллергический характер, если в основе их возникновения лежит внедрение в организм чужеродного белка или даже неорганических веществ, обладающих аллергенными свойствами.

Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце.

Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня.

«Всего себя Богу посвятив»

Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

В этой внутренней юношеской сосредоточенности на молитве, в этой самодостаточности, не испытывающей неловкости от своей уединенности, предугадывается та легкость, с которой Антоний позднее решался оставить теплое место в стенах обители пострига, если того требовали от него обстоятельства. Здесь же, пожалуй, и ключ к объяснению природы конфликта, возникшего позднее между Антонием и братией родного монастыря: внутренняя свобода и эмоциональная обособленность инока вызывали неприязненные чувства и настраивали меньшую братию против него.

Однажды, услышав во время богослужения слова Евангелия о необходимости взять крест и следовать за Христом, Антоний покидает мир и становится монахом в Хутынском монастыре, принимая постриг от рук прославленного игумена и основателя этой обители Варлаама. Житие не называет возраст Антония в тот момент, однако, поскольку агиограф не указывает на какие-то препятствия, которые могли бы отсрочить расставание с миром, и одновременно не заостряет внимание на молодости подвижника, можно предположить, что Антонию было около 20 лет, то есть это произошло приблизительно в 1226 году .

Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. В эти годы рос, мужал и креп духовный разум молодого монаха: «Оттоле Антоний всего себе предаде Богови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мний творяшеся паче всех в обители той». Все это время, говорит Житие, преподобный «со тщанием и смирением в простоте сердца» проходил монастырские службы, не оставляя келейного и соборного молитвенного правила.

Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились… делегацией преподобного в Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта почетная командировка инока была, с одной стороны, знаком высокой оценки священноначалием (в первую очередь Варлаамом) его монашеской добродетели, ума, дипломатических способностей, с другой – тяжелым испытанием, сопряженным с множеством опасностей и лишений. Провожая любимого ученика в дорогу, Варлаам укрепляет его дух, обещая молитвенно поддерживать того во все продолжение его пути. Игумен не скрывает, что путешествие будет долгим и изнурительным: «Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в Царствие Божие входити». Сам Антоний укрепляет себя упованием на , который силен защитить его от «мужей кровей», обыкновенно нападающих на купеческие и паломнические караваны, шествующие по пути «из варяг в греки»: «Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачество противу всякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: “Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущших лише что сотворити”».

Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращаясь обратно лишь в 1243 году. В Константинополе Антоний сподобляется аудиенции патриарха и получает наставления о том, как «во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития» и во всех злоключениях «с кротостью и смирением благодушествовать». Преподобный, пожалуй, и представить себе не мог, сколь скоро станут актуальны для него духовные заветы патриарха.

«Предал в руки его монастырь»

6 ноября, в тот час, когда умирающий игумен Варлаам собрал вокруг себя учеников, чтобы объявить им свою волю о преемнике, которому надлежит взять в руки игуменский жезл после его кончины, Антоний проходил последние версты своего многодневного пути. Град, снег, голоть и дух бурен встречали возмужавшего в путных шествиях инока в предместьях родного Новгорода. Как это было не похоже на то, что он видел последние пять лет под жарким небом Византии! Не один седой волос серебрился лунным блистанием в его волосах и окладистой бороде. С тех пор как он, благословленный рукой Хутынского старца, отправился в полуденную сторону, не раз доводилось глядеть ему в глаза смерти, в глаза не знающих угрызений совести и мук раскаяния душегубцев…

Воля Варлаама была высказана ясно: игуменом должен быть Антоний, и он вот-вот постучит в ворота монастыря

Воля Варлаама была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды, как открыл Варлаам изумленным слушателям, уже, возможно, и не чаявшим встречи с оставившим обитель много лет назад монахом, входит в Святые врата Преображенской обители. По тому, что продолжение этой истории было отнюдь не благодушным и решение Варлаама на деле посеяло раздор среди братии, можно судить, сколь неприятным сюрпризом стало для некоторых из них известие игумена о скорой встрече со сброшенным было со счетов в борьбе за власть над домом Всемилостивого Спаса Антонием. Гробовая тишина повисла в келье умирающего старца, однако она отозвалась в сердцах присутствующих еще более оглушительным звоном, когда за дверью раздался едва ли не забытый голос Антония: «Молитвами святых отец наших…» «Аминь», – ответствовал Варлаам, и порог переступил, отряхивая с мантии морозную пыль, 37-летний священноинок. Варлаам в присутствии Антония повторил свою последнюю волю, аргументируя свой выбор тем, что Антоний является его «сверстником», и это несмотря на то, что, по самым скромным расчетам, тот был лет на сорок моложе своего духовного отца и наставника!

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности.

В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена…

По всей вероятности, многим это решение Варлаама показалось несправедливым, однако спорить с настоятелем напрямую при жизни не решился никто. Более того, Варлаам предугадывает и сомнения, которые должны были возникнуть у самого Антония, и к нему обращается в присутствии собора монастырских старцев со следующей загадочной фразой: «Преда в руце его монастырь, рек так: “Ваш преже был помысл о сем святем месте ”».

Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

Дымский аскет

Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига.

Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих

Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей.

Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью.

Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

Сквозь лет завесу

Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша».

Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник.

Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч…

Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден.

Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.

Светская Гостиная «И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН».
Разное отношение к революции. Спор о судьбах России. Судьба интеллигенции.

ВЕДУЩИЙ В годы революции и гражданской войны ушло в изгнание, рассеявшись по всему миру, около 3-х миллионов человек. Во многом это была русская интеллигенция: писатели, поэты, художники, артисты, известные учёные. В 1917-1923 годах вне России оказались КУПРИН, БУНИН, Л.АНДРЕЕВ, В.НАБОКОВ, М.ЦВЕТАЕВА, АВЕРЧЕНКО, ТЭФФИ. Для них творческая жизнь началась по-новому. Они писали только о Родине. Говорят, что если всё время смотреть на раны, они не заживают. Такой незаживающей раной для них была память об утраченной Родине. Впрочем, не только утраченной, но и приобретённой по-новому.
В Париже во Франции в доме Мережковских создан литературный филиал салона « Зелёная лампа», куда входили Бердяев, Ходосевич, там собирались Тэффи, Бунин, Бальмонт, Куприн
БУНИН « Мы действовали…от имени России: не той, что предала Христа за 30 серебреников- и погрязла в мерзости, а России другой…страждущей, но всё же до конца не покорённой. Что произошло? Произошло великое падение России, а вместе с тем и вообще падение человека. Падение России ничем не оправдывается».
ВЕДУЩИЙ Не скрывая гнева и сострадания сквозь слёзы любви оглядывались они на уходящую Россию, понимая революцию как разлад внутри души человеческой и свою миссию в защите выработанных русской жизнью нравственных ценностей от насилия озверевшей толпы, разрушительной стихии безбожия и социального хаоса.
БУНИН Поминутно думаю: что за странная и страшная вещь наше существование-каждую секунду висишь на волоске! Вот я. Жив, здоров, а кто знает, что будет через секунду с моим сердцем! И на том же волоске висит и моё счастье, то есть здоровье всех тех, кого я люблю, кем я дорожу больше, чем самим собой. За что и зачем всё это?
БАЛЬМОНТ Я на краю земли. Я далеко на юге.
На юге разных стран-на юге всей земли.
Моя заря горит на предполярном круге,
В моих морях встают не часто корабли.
Мой светоч-отблеск льдины
Здесь горы ледяные-один плавучий храм.
Но за чертой мечты-мой помысел единый
Ведёт мой дух назад, к моим родным полям.
И сколько бы пространств -какая бы стихия
Ни развернула мне, в огне или в воде, -
Плывя, я возглашу единый клич: "РОССИЯ!
Горя, я пропою: "Люблю тебя -везде"!

ГОСТИНАЯ
Романс Вертинского» ЮНКЕРА

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал этих их на смерть недрогнувшей рукой
Только так безнадёжно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

Утомлённые зрители, молча, кутались в шубы.
И какая-то женщина с искажённым лицом
Целовала покойника в посиневшие губы.
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Забросали их ёлками, заносили их грязью.
И пошли по домам меж собой толковать,
Что пора бы конец положить безобразию,
Что и так уж мы скоро начнём голодать.

Но никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги- это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне.(ПОВТОР 1 КУПЛЕТА)

БУНИН И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет-Господь сына блудного спросит,
Был ли счастлив ты в жизни земной?
И забуду я всё-вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав.
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
ВЕДУЩИЙ Литература, созданная на чужбине, оказалась хранительницей той духовной силы, которая необходима для будущего блага народа, для нашего культурного Возрождения. В глубине эта литература не о прошлом, а о будущем, т.к. восполняет уровень духовных духовных ценностей, без которых не может существовать ни народ, ни литература. И наша литература почерпнёт энергию своего возрождения в подвиге литературы руссуого зарубкжья
Ну, а что же в России? БЛОК СКАЖЕТ: « Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию! «
Маяковский: «Моя революция…Пошёл в Смольный, работал что приходилось»
ВЕДУЩИЙ Это были трудные годы. Подняли головы бюрократы, подхалимы и пьяницы. Расцвело мещанство. « Страшнее Врангеля обывательский быт» .И со всем этим надо было справиться.
ЧТЕЦ 1 Работа адовая будет сделана. И делается уже
Освещая, одеваем нищь и оголь.
Ширится добыча угля и руды.
А рядом с этим, конечно, много
Много разной дряни и ерунды…
Очень много разных мерзавцев
Ходят по нашей земле и вокруг.
Нету им ни числа, ни клички.
Целая лента типов тянется:
Кулаки и волокитчики,
Подхалимы, сектанты и пьяницы.
Ходят, гордо выпятив груди,
В ручках сплошь и в значках нагрудных.
Мы их всех, конечно, скрутим,
Но всех скрутить ужасно трудно…
ЧТЕЦ 2 (обыватель) Хоронились обыватели за кухни, за пелёнки.
Нас не трогайте, мы цыплёнки,
Мы только мошки, мы ждём кормёшки.
Закройте, время, вашу пасть. Мы обыватели,
Нас одевайте вы, и мы уже за вашу власть.
ЧТЕЦ 3 (обыватель) Мы восторги ваши понять бессильны.
Чем восторгаются? О чём поют?
Какие такие фрукты-апельсины
Растут в большевицком вашем раю?
Что вы знали, кроме хлеба и воды,
С трудом пробиваясь со дня на день?
Такого Отечества такой дым
Разве уж настолько приятен?
За что вы идёте, если велят-« Воюй! «
Можно быть разорванным бомбищею
Можно умереть за землю за свою,
Но как умирать за общую!
Приятно русскому с русским обняться,
Но у вас и имя России утеряно.
Что это за Отечество у забывших об нации?
Какая нация у вас? Коминтерина?
Жена, да квартира, да счёт текущий-
Вот это Отечество, райские кущи!
ВЕДУЩИЙ (патриот) Слушайте, национальный трутень.
День наш тем и хорош, что труден.
Эта песня песней будет
Наших бед, побед и буден!
ЧТЕЦ 4 Я много в разных странах плутал,
Но только в этой зиме
Понятней стала мне теплота
Любовей, дружб и семей.
Лишь лёжа в такую вот гололедь,
Зубами вместе проляскав,
Поймёшь, нельзя на людей жалеть
Ни одеяло, ни ласки.
Землю, где воздух, как сладкий морс,
Бросишь и мчишь колеся,
Но землю, с которою вместе мёрз-
ВО ВЕК РАЗЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ!

ЧТЕЦ 5 Ушли тучи к странам тучным.
За тучей берегом лежит Америка.
Лежала, лакала кофе, какао.
В лицо вам, толще свиных причуд
Из нищей земли кричу.
Я землю эту люблю.Можно забыть, где и когда
Пузы растил и зобы.Но землю, с которой вдвоём голодал,
НЕЛЬЗЯ НИКОГДА ЗАБЫТЬ.
ЧТЕЦ 6 От боя к труду-от труда до атак
В голоде, холоде и наготе
Держали завоёванное да так,
Что кровь выступала из-под ногтей.

Я видел места, где инжир с айвой
Росли без труда у рта моего
К таким относишься иначе
Но землю, которую завоевал
И полуживую вынянчил,
Где пулей встань, с винтовкой ложись,
Где каплей льёшься с массами,
С такою землёю пойдёшь на жизнь,
НА ТРУД И НА СМЕРТЬ!

М.БУЛГАКОВ « ДНИ ТУРБИНЫХ» .СЦЕНА 1
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Турбин Алексей Васильевич-полковник артиллерии, 30 лет.
Елена Васильевна-его сестра, 24 года
Мышлаевский Виктор Викторович-штабс-капитан артиллерии, 38 лет.
Шервинский Леонид Юрьевич-поручик, личный капитан Гетмана
Студзинский Александрович Брониславович, капитан, 29 лет
Лариосик-кузен, 21 год
Время действия - зима, 1918 год.
Гостиная. За столом гости и хозяева.

ЛАРИОСИК Многоуважаемая Елена Васильевна! Не могу выразить, до чего мне у вас хорошо!
ЕЛЕНА Очень приятно.
ЛАРИОСИК Эти кремовые шторы…Господа! За ними отдыхаешь душой, забываешь о всех ужасах гражданской войны. И наши израненные души так ждут покоя.
МЫШЛАЕВСКИЙ (играет и поёт романс Вертинского)
ШЕРВИНСКИЙ (входит, вручает цветы Елене, целует руку)
ЛАРИОСИК (встаёт с бокалом вина) Извините, господа. Я человек невоенный. Кремовые шторы…Они отделяют нас от всего мира. Впрочем, я человек невоенный.

РОМАНС Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город уснул, и уснули дома.

Ночь напролёт нас сводили с ума.

Сад, весь умытый весенними листьями,
В тёмных аллеях стояла вода.
Боже, какими мы были наивными.
Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая,
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистовый,
С новою силою чувствую я
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность сама.-2 раза

ЛАРИОСИК Эх, хорошо у вас!
МЫШЛАЕВСКИЙ Симпатичный ты парень, Лариосик, но речи произносишь, как глубокоуважаемый сапог.
ЛАРИОСИК Нет, не скажите, Виктор Викторович. Я говорил речи и не однажды в обществе сослуживцев моего покойного папы…в Житомире.
МЫШЛАЕВСКИЙ (начинает петь) Скажи мне. Кудесник, любитель Богов.
Что сбудется в жизни со мною
И скоро ль на радость соседей-врагов
Могильной засыплюсь землёю
ЛАРИОСИК (поёт громко Его останавливает Алексей.Все поют без слов и только громко фразу "Мы грянем громкое Ура! Ура! Ура!"
ШЕРВИНСКИЙ Господа! Здоровье его светлости Гетмана всея украины, ура!
Пауза
СТУДЗИНСКИЙ Виноват. Завтра драться я пойду, но тост этот пить не стану и другим офицерам не советую.
ШЕРВИНСКИЙ Господин капитан!
ЛАРИОСИК Совершенно неожиданное происшествие. Дайте я скажу! За здоровье Елены Васильевны!
СТУДЗИНСКИЙ Этот ваш Гетман…
АЛЕКСЕЙ Если бы ваш гетман начал бы формировать офицерский корпус, петлюры и духа не было в Малороссии.Но этого мало. Мы бы большевиков в Москве прихлопнули, как мух. Там, говорят, кошек жрут. Он бы, мерзавец, Россию спас.
ШЕРВИНСКИЙ Немцы бы не позволили формировать армию, они её боятся.
АЛЕКСЕЙ Неправда.Немцам надо объяснить, что мы им неопасны.Войну мы проиграли. У нас теперь более страшнее, чем война. Большевики. На 100 юнкеров -сто двадцать студентов И держут винтовку, как лопату Ах, если бы, господа, могли предвидеть раньше…В России, господа, 2 силы: большевики и мы Или мы их закопаем, или, вернее, они нас Пью за встречу, господа!
ЛАРИОСИК (Заплакал)
МЫШЛАЕВСКИЙ Что ты плачешь, Лариосик?
ЛАРИОСИК Я испугался.
МЫШЛАЕВСКИЙ Кого? Большевиков? Мы их сейчас (стреляет)
АЛЕКСЕЙ Не слушайте, господа. Это я виноват. Не слушайте, что я сказал. Просто у меня нервы расстроились.
СТУДЗИНСКИЙ Империю российскую мы будем защищать всегда!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОССИЯ!
ВСЕ поют "Так громче музыка играй победу
Мы победили, и враг бежит, бежит. Бежит,
ТАК ЗА ЦАРЯ, ЗА РОДИНУ, ЗА ВЕРУ
МЫ ГРЯНЕМ ГРОМ КОЕ УРА!"

ЛАВРЕНЁВ « СОРОК ПЕРВЫЙ» СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ.
(Марютка-красноармеец ведёт пленного поручика в штаб).

МАРЮТКА (сидит, прислонившись к палатке и пишет что-то)
ПОРУЧИК Что пишешь?
МАРЮТКА Тебе какая суета? (покосилась)
ПОРУЧИК Может, письмо надо написать? Ты продиктуй-я напишу.
МАРЮТКА Ишь ты, проворяга. Это тебе значит руки развяжи, а ты меня по рылу и в бега? Не на ту напал, сокол. А помочи твоей мне не требуется. Не письмо пишу, а стихи.
ПОРУЧИК Сти-хи-и? Ты сти-хи пишешь?
МАРЮТКА А ты думаешь, что только падекаторы плясать, а я дура мужицкая? Не дурее тебя.
ПОРУЧИК Я тебя дурой не считаю. Только удивляюсь.Разве сейчас время для стихов?
МАРУШКА Чудак! А если душа у меня кипит? Если вот мечтаю означить, как мы, голодные, холодные, по пескам пёрли. Всё выложить, чтоб у людей в грудях спёрло. Я всю кровь в их вкладываю. Только народовать не хотят. Говорят, учиться надо. А где же ты время найдёшь? От сердца пишу, от простоты.
ПОРУЧИК А ты прочла бы! Очень любопытно. Я в стихах понимаю.
МАРЮТКА Не поймёшь ты. Кровь в тебе барская. Тебе про цветочки да про бабу описать надо, а у меня всё про бедный люд, про революцию.
ПОРУЧИК Отчего же не пойму? Может быть, они для меня чужды содержанием, но понять человеку человека всегда можно.
МАРУШКА Ну, чёрт с тобой. Прослушь Только не смейся.
ПОРУЧИК Нет! Честное слово, не буду смеяться
МАРУШКА (кашлянула, понизила голос до баса, рубила слова, вращая зрачками)
А дальше никак не лезет, хоть ты тресни, рыбья холера, не знаю, как верблюдов вставить?
ПОРУЧИК Да, здорово! Видно, что от души. Только не обижайся, но стихи очень плохие. Необработанные, неумелые.
МАРУШКА (грустно) Я же говорила, что чувствительные. Плачет у меня всё нутро, когда обсказываю это.Вот все говорят необработанные. А как их обделать? Что за хитрость? Вот вы ентиллегент. Может, знаете?
ПОРУЧИК Трудно ответить. Стихи, видишь ли, искусство. А всякое искусство ученья требует. Вот если, например, инженер, не будет знать всех правил постройки моста, то он или совсем его не выстроит, или выстроит негодный.
МАРУШКА Так то ж мост. Для его арихметику надо произойти, разные там анженерные хитрости. А стихи у меня с люльки в серёдке закладены. Скажем, талант.
ПОРУЧИК Ну и что же? Талант и развивается учением.
МАРУШКА Ну вот воевать кончим, обязательно в школу пойду, чтоб научиться стихи писать! Заели они мою жизнь, стихи эти самые. Так и горит душа, чтоб натискали в книжке и подпись везде проставили» Стих Марии Босовой»
Слышь ты, кадет. Болят руки -то?
ПОРУЧИК Не очень, онемели только!
МАРУШКА Вот что, ты мне поклянись, что убечь не хочешь. Я тебя развяжу.
ПОРУЧИК А куда мне бежать? В пески? Чтоб шакалы задрали? Я себе не враг.
МАРУШКА Нет, ты поклянись. Говори за мной: клянусь бедным пролетариатом, который за свои права борется, перед красноармейкой Марией Босовой, что убечь не хочу.
ПОРУЧИК Повторил.
МАРУШКА (развязывает) .Смотри, убежишь, последний подлец будешь.
ПОРУЧИК Я вот что тебе скажу. Осточертела мне вся эта чепуха.Столько лет кровищи и злобищию Не с пелёнок же я солдатом стал. До германской войны я был студентом. Много книг у меня было. Сядешь, бывало. В кресло-с книгой-душа цветёт, слышно даже, как цветы шелестят, как миндаль весной Понимаешь?
МАРУШКА Ммм.
ПОРУЧИК В один роковой день это лопнуло, разлетелось. Одно слово- война. И ушёл весь искренне тогда.
МАРУШКА Что-то мне непонятно.
ПОРУЧИК Тебе не понять. Никогда не висел на тебе этот груз. Имя, честь рода, долг. Мы этим дорожим. Пришла революция. Верил в неё, как в невесту. А она…Я за своё офицерство ни одного солдата не тронул пальцем, а меня дезертиры на вокзале поймали, сорвали погоны, в лицо плевали, сортирной жижей вымазали. За что? Бежал. Опять воевал за попранную Родину, за погоны свои обесчещенные. Повоевал и увидел, что родина такая пустошь, что и революция. Обе кровушки любят. А за погоны и драться не стоит(вскочил) К чёрту! Не хочу никакой правды, кроме своей.Твои большевики, что ли, правду открыли? Довольно! Я из этого дела выпал! Больше не желаю пачкаться.
МАРУШКА Чистотел? Белоручка? Пусть другие за твою милость в дерьме покопаются?
ПОРУЧИК Да, пусть. Пусть. Чёрт возьми. Другие-кому это нравится. Не хочу я больше правды. Покоя хочу.
МАРУШКА Стыдоба меня берёт, что с таким связалась. Слизняк ты, мокрица паршивая. Другие горбом землю под новь распахают, а ты? Ах и сукин ты сын!
ПОРУЧИК (сжал губы) Не смей ругаться. Не забывайся ты…хамка!
МАРУШКА (Ударила по щеке)
ПОРУЧИК (отшатнулся, сжал кулаки) Счастье твоё, что ты женщина. ненавижу…Дрянь! (ушёл в палатку)
МАРУШКА Ишь, до чего нервный барин! Ах ты, рыбья холера!