Скоростные поезда Китая. на фоне деградации России

3 апреля 2007 года французским поездом TGV POS был установлен новый рекорд скорости для поездов — 574,8 км/ч. Он действует и поныне.При рассмотрении вопроса о рекордах скорости на железной дороге следует учитывать, что решающую роль тут играет не локомотив, а путевое хозяйство. Рассмотрим, как оно развивалось в разных странах.

1. Япония

Первыми решением проблемы модернизации своих железных дорог занялись японцы. Произошло это в конце 50-х годов прошлого века. Это было необходимое мероприятие в преддверии Токийской олимпиады 1964 года. Потому что японские дороги были архаичными. Ширина колеи составляла всего лишь 1067 мм, пути были изношены, парк локомотивов устаревшим.

В рекордно короткие сроки, за 5,5 лет, японцы построили ширококолейную 552-километровую линию «Синкансен», связавшую Токио и Осаку. Здесь впервые в мире были использованы технологии бесстыковой укладки рельсов: они спаиваются в километровые плети и в таком виде доставляются на платформе к месту укладки. Геометрия стыков этих плетей такова, что температурные изменения не приводят к образованию зазоров между ними.

Естественно, на линии отсутствуют переезды, для чего пришлось построить более сотни мостов и тоннелей. На «Синкансене» был использован принципиально новый вид поезда, который с легкой руки журналистов был прозван «поездом-пулей». В поезде-пуле отсутствует локомотив: двигатель установлен на каждой колесной оси, что позволяет существенно повысить мощность.

В 1964 году поезда ходили между Токио и Осакой со скоростью 210 км/ч. Сейчас электропоезд «Нодзоми» N-700 пролетает 552 км за 2 ч 25 мин, развивая скорость до 300 км/ч. В настоящий момент «Синкансен», связавшая между собой все крупные города Японии, — самый популярный вид транспорта. За 50 лет эксплуатации поезда «Синкансен», идущие в утренние и вечерние часы с интервалом в шесть минут, перевезли почти 7 миллиардов пассажиров.

2. Франция

Европа ответила на японский железнодорожный прорыв с существенным запозданием. Отчасти это объясняется тем, что европейские конструкторы в 1950-е-60-е годы с большим энтузиазмом экспериментировали с поездом на воздушной подушке и с маглевом — так называется поезд на магнитной подвеске.

Решение о создании скоростной линии, аналогичной японской, было принято во Франции во второй половине 1960-х. Национальному обществу железных дорог Франции понадобилось пятнадцать лет на разработку и запуск линии Париж-Лион, которая была названа TGV (train a` grande vitesse — скоростной поезд). Создание трассы было хоть и дорогостоящим делом, но особых проблем у инженеров не вызвало. Сложнее было сконструировать сам поезд. И тут в планы конструкторов неожиданно вмешалась мировая экономическая конъюнктура. Дело в том, что на первом этапе было решено использовать в качестве двигателя локомотива газотурбинную установку. В 1971 году турбопоезд TGV-001 был успешно испытан, продемонстрировав прекрасные показатели. Он развил скорость 318 км/ч, что до сих пор остаётся мировым рекордом для поездов без электрической тяги. Однако случившийся в 1973 году энергетический кризис заставил руководство SNCF отказаться от применения в TGV резко подорожавшего топлива. Произошла переориентация на использование менее дорогой электроэнергии, получаемой на французских АЭС.

В конце концов, к 80-му году была готова и линия Париж-Лион. Электровоз и вагоны выпускались компанией Alstom. 27 сентября 1981 года линия была запущена в эксплуатацию. Расстояние между двумя французскими городами поезд преодолевал за 2 часа, двигаясь со скоростью 260 км/ч. Сейчас скорость на линиях TGV, покрывших Европу, достигает 350 км/ч. Что же касается средней скорости движения, то она составляет 263,3 км/ч. При этом постоянно происходит модернизация подвижного состава, создаются новые модели. 3 апреля 2007 года новый укороченный состав типа TGV POS развил скорость 574,8 км/ч на новой линии LGV EST длиной 106 км, соединяющей Париж с Лотарингией. Это абсолютный рекорд на рельсовой железной дороге. При этом тормозной путь составил 32 км.

Поезда типа TGV POS, курсирующие по Франции, Германии, Швейцарии и Люксембургу, напоминают российские электрички. Они имеют два головных моторных вагона, между которыми располагаются восемь промежуточных прицепных. Число мест — 377.

К скоростным трассам предъявляются особые требования помимо бесстыкового соединения рельсов. Радиус поворотов составляет не менее 4000 м. Межосевые расстояния соседних путей не менее 4,5 м, что снижает аэродинамический эффект при разъезде двух встречных поездов, относительная скорость которых может достигать 700 км/ч. Туннели, через которые проходит трасса, специально спроектированы для минимизации аэродинамического удара при въезде и выезде из туннеля. Используется специальная система сигнализации на приборной доске машиниста и предусматривается автоматическое торможение на случай недостаточно быстрой реакции машиниста. Пути надежно огорожены для предотвращения столкновения с животными. Для того, чтобы пантограф не мог догнать бегущую от него по контактному проводу волну, провод имеет большее натяжение, чем на обычных линиях. На линиях TGV существует ограничение по скорости, но не сверху, а снизу. Это требуется для того, чтобы тихоходы не снижали пропускную способность скоростных линий.

3. США

Как ни странно, в США нет по-настоящему скоростных линий. Несмотря на то, что поезда, следующие по маршруту Вашингтон-Балтимор-Филадельфия-Нью-Йорк-Б остон, изготовлены французской компанией Alstom. Максимальная скорость поездов в регулярном пассажирском движении составляет 241 км/ч. Маршрутная скорость ниже: при поездке из конца в конец по всей 735 километровой трассе она составляет 110 км/ч. Что объясняется тем, что скоростные французские поезда вынуждены «тащиться» по старой колее.

Правда, с 2013 года начато строительство классической скоростной линии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. В 2020 году ее планируется ввести в строй, и TGV POS смогут демонстрировать на ней все, на что они способны.

4. Германия

Intercity-Express — сеть скоростных поездов, в основном распространённая в Германии, разработанная компанией Deutsche Bahn. Современное поколение поездов Intercity-Express, ICE 3, разработаны консорциумом из компаний Siemens AG и Bombardier под общим руководством Siemens AG. Максимальная скорость поездов ICE на специально для них построенных участках железнодорожной сети составляет 320 км/ч. На стандартных участках сети скорость ICE составляет в среднем 160 км/ч. Длина участков, на которых ICE может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км.
ICE является основным типом поездов на дальних направлениях, предоставляемых Немецкими железными дорогами (Deutsche Bahn). Они обеспечивают как максимальную скорость, так и максимальный комфорт перемещения. ICE стали базой для развития концерном Siemens AG своего семейства высокоскоростных поездов под общей торговой маркой Siemens Velaro. Проекты Velaro реализованы, в частности, в Испании и Китае. Эти поезда поставляются также и в Россию для использования на скоростных линиях Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород.

5. Россия

Трассу Москва-Петербург, по которой перемещается поезд «Сапсан», следует признать условно скоростной, поскольку по большей части она является слегка модернизированным наследием советского путевого хозяйства. В связи с чем изготовленный немецкой компанией Siemens поезд, способный развивать скорость до 350 км/ч, лишь на одном участке вытягивает 250 км/ч. Средняя же скорость движения — 140 км/ч.

К 2017 году запланировано сделать трассу полностью скоростной. И тогда перемещение между двумя столицами сократится с 4-х часов до 2-х.

Однако РЖД все же установила на этой линии рекорд. Сумма контракта на закупку и эксплуатацию 8 поездов превысила 600 млн. евро. Закупка такого же количества истребителей четвертого поколения обошлась бы дешевле. Довольно дорогое удовольствие, позволяющее «питерским» на уик-энд навещать родные пенаты.

6. Китай

Китай обладает наибольшей в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые. Средняя скорость движения здесь составляет 200 км/ч или выше.
Скоростные и высокоскоростные дороги Китая включают: модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке.
По состоянию на декабрь 2013 г. общая протяженность таких дорог в КНР составила более 14400 км, включая участки, длиной 7268 км, с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч.
В настоящее время в Китае наблюдается бум высокоскоростного железнодорожного строительства. При поддержке государства и благодаря специальным мерам стимулирования ожидается, что к концу 12-го пятилетнего плана в 2015 году суммарная протяженность высокоскоростной железнодорожной сети достигнет 18000 км.
В технологическом плане организация высокоскоростного железнодорожного сообщения происходит за счет соглашений по передаче технологий от зарекомендовавших себя зарубежных производителей таких как Бомбардье, Алстом, и Кавасаки. Перенимая зарубежные технологии Китай стремится на основе их сделать собственные разработки. Примером является разработки поездов серии CRH-380A, на котором установлен рекорд, для высокоскоростных дорог Китая, около 500 км/ч, произведенных в Китае и развивающих скорость свыше 350 км/ч и с 2010 г. находящихся в стадии эксплуатации. Также сообщается, что новый поезд Пекин — Шанхай будет разработан китайской компанией Шагун Рейл Виклз и пущен до 2012 г.

7. Восточный маглев

Поезда на магнитной подвеске (маглев) условно можно отнести к железнодорожному транспорту, хоть и парят они над полотном на расстоянии 1,5 сантиметра. В этом классе экспрессов рекорд скорости составляет 581 км/ч. Он установлен в 2003 году маглевом MLX01 Железнодорожного института технических исследований Японии на испытательном полигоне. До сих пор н известно о сроках введения японского маглева в коммерческую эксплуатацию. Однако поезда летают уже стабильно и безаварийно, и на них по праздникам уже катают жителей окрестных городов и сел.

С 2002 года функционирует китайская 30-километровая скоростная линия, соединяющая Шанхай с аэропортом Падун. На этой дороге используется монорельс, над которым после разгона поезд парит на расстоянии 1,5 см. Скорость шанхайского маглева, построенного немецкой компанией Transrapid («дочка» Siemens AG и ThyssenKrupp), составляет 450 км/ч.

В обозримом будущем шанхайская линия будет продлена до города Ханчжоу, и её длина составит 175 км.

Болонья — Флоренция

Десятое место заняла железная дорога Болонья- Флоренция, которая является частью итальянской высокоскоростной магистрали. Время движения между этими городами составляет 37 минут. Поступила она в эксплуатацию в 2009 году.

9 место — High speed 1, Великобритания — 8,4 миллиарда долларов

High speed 1 — высокоскоростная железная дорога и, которая проходит из Лондона в Евротоннель по территории графства Кент. Она обеспечивает движение как международных поездов (первый этап постройки, 2003 год), так и внутренних (второй этап, 2009 год). Общая стоимость дороги составила 8,4 миллиарда долларов.

8 место — Гуаншэньган-экспресс, Китай — 8,6 миллиардов долларов

Полное название этой скоростной железной дороги — Гуанчжоу - Шэньчжэнь - Гонконг. Дорога соединяет между собой Гонконг, город Шэньчжэнь и провинцию Гуанчжоу. Эта линия входит в состав магистрали Пекин – Гонконг. Она вводится в эксплуатацию постепенно по мере постройки новых станций. Первая секция начала свою работу в 2011 году. Завершение последней запланировано на 2016 год. Длина дороги составит 142 км, которые поезда будут преодолевать за 48 минут.

7 место — Скоростная железная дорога Милан – Болонья, Италия — 9,1 миллиард долларов

Скоростная железная дорога Милан – Болонья связывает эти два города. Длина ее составляет приблизительно 215 км, которые преодолеваются поездами за 1 час и 5 минут. Первая секции дороги была построены еще в 1997 году, она покрывала дистанцию между Миланом и Моденой. Полная сдача в эксплуатацию состоялась в 2008 году. В будущем к линии планируется добавить еще несколько станций.

6 место — Оманская скоростная железная дорога, Оман — 13 миллиардов долларов

13 миллиардов долларов

Не так давно были подписаны сразу несколько контрактов по созданию Оманской скоростной железной дороги. Общая ее протяженность составит 2244 км, а примерная стоимость – 13 миллиардов долларов. Она свяжет между собой шесть крупных городов у границы с ОАЭ.

5 место — Скоростная железная дорога Ухань-Гуанчжоу, Китай — 18,46 миллиардов долларов

Эта линия была открыта в Китае в декабре 2009 года. Она соединяет между собой два города – Ухань и Гуанчжоу, расстояние между которыми составляет 968 км. Является второй в мире по скорости движения поездов, уступая только Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороге. Скорость движения поездов на ней составляет 350 км/ч. Несмотря на то, что проект уже запущен в эксплуатацию, в будущем возможно расширение этой линии сразу в два направления – до Пекина на севере и Гонконга на юге. В этом случае длина дороги составит 2400 км, что сделает ее самой длинной скоростной железной

4 место — Crossrail, Великобритания — 25 миллиардов долларов

Crossrail – лондонская высокоскоростная железная дорога, строительство которой началось в 2009 году. Ее часто называют самым крупным строительным проектом Европы. Планируется, что она свяжет между собой центральные районы Лондона, а также его пригороды на западе и востоке. Протяженной этой железной дороги составит 118 км, часть своего пути, проходящего по центру города, она будет проходить под землей. Спонсорами проекта выступили как государственная казна и городская транспортная компания, так и частные инвесторы. По предварительным оценкам на строительство дороги будет потрачено 25 миллиардов долларов.

3 место — Пекин-Шанхайская высокоскоростная железная дорога, Китай — 33,1 миллиарда долларов

Протяженность этой линии составляет 1318 километров. Она связывает между собой два важных экономических пункта – дельту Янцзы и Бохайский залив. Скорость движения поездов по ней составляет рекордные 380 км/ч. Строительные работы начались в 2008 году и были закончены в 2010. Над проектом трудились более 135 тыс. рабочих. Официально железная дорога заработала в 2011.

2 место — High Speed 2, Великобритания — 72 миллиарда долларов

High Speed 2 — высокоскоростная железная дорога, которая в данный момент строится в Великобритании. Запланировано, что она свяжет между собой Лондон, центральную и северо-западную части Великобритании, а также Йоркшир. Проект одобрен правительством страны, которое выступит гарантом его успешного завершения. Постройка будет происходить в две фазы, первая из которых начнется в 2017 году. Открытие планируется в 2026. Вторая фаза постройки этого невероятно дорогого проекта завершится в 2032 году. По предварительным подсчетам, цена проекта составит около 72 миллиардов долларов, однако некоторые эксперты называют цифру более 80 миллиардов.

1 место — Тюо-синкансэн, Япония — 88,5 миллиардов долларов

И наконец на первом месте нашего топа расположилась железная дорога Тюо-синкансэн в Японии. Ее строительство закончится к 2045 году, но уже сейчас затраты на ее постройку оцениваются в 88,5 . Эта железная дорога свяжет между собой Токио, Нагою и Осаку. Путь из Токио в Осаку после завершения строительства составит всего около часа.

Россия является самой большой по территории страной - это знает каждый школьник, изучающий географию. Огромные просторы позволяют нам извлекать существенные дивиденды, однако требуют грамотного подхода, чтобы большие расстояния не превращались в проблему. Одним из методов решения данной задачи является строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Ну а для начала - увеличение направлений, по которым курсируют скоростные электропоезда.

«Сапсан», «Аллегро» и «Стриж».

Разумно ли в век доступного авиасообщения уделять внимание ещё и скоростному железнодорожному транспорту? Как показывает практика, скоростные поезда являются достаточно привлекательным способом передвижения для многих наших граждан. Так, поездами «Сапсан», курсирующими между Москвой и Санкт-Петербургом за I полугодие 2016 г. было перевезено пассажиров на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Движение скоростных поездов сближает не только два наших крупнейших города между собой. К примеру, из Санкт-Петербурга можно за 3 часа и 36 минутдобраться до столицы Финляндии Хельсинки на скоростном поезде «Аллегро» . А из Москвы можно примерно за 3,5-4 часа добраться на скоростном поезде «Стриж» до Нижнего Новгорода. В 2016 г. планируется запуск «Стрижа» из Москвы до Берлина через Смоленск, Минск, Брест и Варшаву.

Первые «Ласточки»

Некоторое время только вышеперечисленными направлениями и ограничивалось скоростное железнодорожное движение России. Но в наследство от Олимпийских игр 2014 г. у нас появились скоростные электропоезда «Ласточки», часть из которых по завершении Олимпиады была отправлена в другие регионы России.

После Олимпийских игр «Ласточки» продолжили перевозить пассажиров в Сочинском регионе . Однако появились и новые направления . Теперь на скоростном электропоезде можно добраться из Краснодара в Адлер и Ростов-на-Дону, а из Адлера ещё и в столицу Адыгеи - Майкоп. Из Санкт-Петербурга «Ласточки» курсируют до Петрозаводска, станции Бологое (через Великий Новгород), а также с недавних пор в Выборг. Из Москвы на этих поездах можно добраться до Нижнего Новгорода, Курска (через Орёл), Смоленска и Твери.

Также «Ласточки» эксплуатируются в Свердловской области - здесь электропоезда связывают Екатеринбург с крупными населёнными пунктами области - Нижним Тагилом, Каменском-Уральским и Первоуральском (конечная станция - Кузино). С помощью «Ласточек» в случае необходимости жители могут ездить на работу в мегаполисы. Тем самым отчасти решается проблема с занятостью в отдельных населённых пунктах.

Разумеется, количество направлений, по которым будет курсировать «Ласточка» в будущем только увеличится. Новые маршруты планируют открыть в Ленинградской области, Сибири (Барнаул, Новосибирск, Омск, Томск), на Урале (из Екатеринбурга в Пермь, Челябинск, Тюмень и Верхотурье) и в Поволжье (Самара - Уфа - Челябинск, Самара - Саратов - Волгоград, Самара - Пенза, Самара - Саранск).

Активное использование «Ласточек» в качестве пригородных и межрегиональных экспрессов планируется и в Московском регионе . А осенью 2016 г. эти электропоезда будут запущены на Московской кольцевой железной дороге.

Стоит отметить, что с 2014 г. новые электропоезда «Ласточки» производятся на предприятии «Уральские Локомотивы» в Верхней Пышме. На проектную мощность - 250 вагонов в год завод выйдет в 2017 г. Локализация должна достигнуть 80%.

Высокоскоростные железнодорожные магистрали

Но от скоростного железнодорожного сообщения надо со временем переходить к высокоскоростному. В планах у РЖД до 2030 гг. строительство следующих высокоскоростных железнодорожных артерий:

Скорость 160 км/ч (доступна для «Ласточек»):

Москва - Ярославль;

Москва - Суземка (с продлением до Киева);

Скорость 160 - 200 км/ч:

Москва - Тула - Орёл - Курск;

Самара - Саранск;

Самара - Пенза;

Самара - Саратов;

Саратов - Волгоград;

Екатеринбург - Челябинск;

Хабаровск - Владивосток;

магистрали в Сибири (Новосибирск свяжут с Омском, Барнаулом, Кемерово, Новокузнецком, Красноярском).

Скорость 300 - 400 км/ч:

Москва - Санкт-Петербург (2,5 ч.);

Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург (7 ч.), с ответвлениями в Самару, Пермь и Уфу;

Москва - Ростов-на-Дону - Адлер.

И, пожалуй, самый значимый проект по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей, благодаря которому мы можем рассчитывать на помощь китайских партнёров - это маршрут "Москва - Казань - Екатеринбург - Челябинск - Астана - Иркутск - Улан-Батор - Пекин". Магистраль из Москвы в Екатеринбург как раз является частью этого высокоскоростного транспортного коридора в Азию. Время в пути между конечными точками должно составить 30 часов вместо нынешних 5 суток.

В ближайшие полтора десятилетия благодаря строительству ВСМ наша страна сможет решить две задачи - сделать более доступным перемещение между крупными региональными центрами внутри страны, а также стать транспортным и экономическим мостом между Китаем и Европой. Бонусом станет стимулирование производства и деловой активности, а также создание значительного количества новых рабочих мест.

Железнодорожное сообщение в Китае - одно из приоритетных видов транспорта как на близкие, так и на дальние расстояния. Путевая инфраструктура очень развита и обладает высоким качеством. На ее строительство и совершенствование ушло много лет и финансов. Железная дорога из Китая имеет сообщения с транспортными системами России, Монголии, Казахстана, Вьетнама, Северной Кореи.

История железной дороги

В различные исторические периоды строительство железных дорог в Китае велось по-разному. В 1876 году было проложено первое полотно, которое соединяло Шанхай с Усуном.

В 1881 году было принято решение построить дорогу протяжённостью в десять километров от района Цзытан Шаньцуань к поселению Суйгэ. В период с 1876 по 1911 год в стране велось строительство путей, протяжённость которых составила 9100 км. В 1912 году была предложена первая концепция строительства железной дороги. К 1949 году протяжённость полотна в стране достигла 26 200 км.

В Старом Китае строительство велось низкими темпами, в малом количестве и с низким качеством. Полотна прокладывали в основном вдоль побережья. На юго-западе и северо-западе страны железных дорог не было. Пути были разбиты на участки и контролировались разными учреждениями.

При Новом Китае появилось Министерство железных дорог, в ведомство которого перешли все железнодорожные сообщения. Была создана программа работ по строительству и восстановлению трасс и мостов. Развивался Китай, железная дорога к 1996 году разрослась, и её протяжённость достигла 64 900 км. Строились и восстанавливались вокзалы, увеличилось производство тепловозов, электровозов, пассажирских машин.

К 2013 году протяжённость железнодорожных путей составляла 103 144 км. В результате преобразований повысилась пропускная способность и скорость передвижения поездов. Возросли объёмы грузовых и пассажирских перевозок, увеличилась плотность движения поездов.

К 2020 году в государстве планируется построить более 120 000 км путей. Железная дорога из Китая строится в сторону Хабаровска. Кроме того, разрабатывается проект, который соединит китайское Южно-Синьцзянское полотно с Киргизией.

Схема железнодорожных путей

Сейчас железнодорожная инфраструктура Китая является одной из самых развитых. Протяжённость путей в стране на сегодняшний день составляет более 110 000 км. Большое внимание уделяется развитию железнодорожного строительства в портовых районах и на запад, вглубь континентальной части.

Население на территории КНР распределено неравномерно, и наибольшую плотность схема железных дорог Китая имеет на юго-западе и востоке страны. Для охвата всей территории Республики увеличивается сеть путей, внедряются новые технологии.

Классификация поездов

В Китае номер поезда обозначается большой буквой и цифрами. Буква обозначает категорию поезда. На категорию поезда влияет скорость, сервис, количество остановок.

  • Поезд типа «G» - сверхскоростной, может развить скорость до 350 км/час.
  • Поезд типа «D» - скоростной, его скорость составляет более 200 км/час, в пути останавливается только на основных станциях. В поезда входят вагоны первого, второго класса, есть спальные места.
  • Поезд типа «Z» - едет без остановок, скорость развивает 160 км/час, останавливается на крупных вокзалах. Как правило, это ночной поезд, его составляют плацкартные вагоны и купе.
  • Поезд типа «T» - экспресс, его скорость достигает 140 км/час, останавливается в больших городах и на транспортных станциях. В поезде вагоны есть сидячие, плацкартные и купе.
  • Поезд типа «K» - развивает скорость 120 км/час, останавливается как в больших городах, так и в посёлках. В нем есть сидячие вагоны и плацкартные.
  • Поезда без буквы - No Prefix, к ним относятся старые составы с очень низкой скоростью.

Классы в поездах

Вагоны в китайских поездах можно разделить на 4 типа (класса).

  • Мягкий спальный - это купе двухместное или четырёхместное.
  • Жесткий спальный - это купе с шестью полками.
  • Мягкий сидящий.
  • Жесткий сидящий.

В поездах типа «D» существует понятие «сиденье первого и второго класса», их отличие состоит в комфортабельности кресел.

Высокоскоростные поезда

Китаю, для того чтобы и дальше динамично развиваться, необходимо быстро и удобно передвигаться. Для этого правительство страны делает всё возможное. Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов Китая является строительство сети высокоскоростных железных дорог. Оно имеет широкий размах, охватывает большую территорию страны и является одним из самых грандиозных в мире. Также толчком для строительства подобных линий стала Олимпиада в 2007 году.

В основном высокоскоростные железные дороги в Китае строятся на эстакадах - они имеют форму мостов протяжённостью сотни километров. Скорость движения поезда составляет в среднем 200 км/час. Протяжённость таких путей в КНР на конец 2013 года составила 15 400 км. На железной дороге есть участки, где поезд может развить до 350 км/час.

В Китае существует следующая классификация линий по скорости:

  • Обычная (100-120 км/час).
  • Среднескоростная (120-160 км/час).
  • Скоростная (160-200 км/час).
  • Высокоскоростная (200-400 км/час).
  • Сверхвысокоскоростная (более 400 км/час).

Высокогорные линии

Строиться высокогорная железная дорога в Китае начала в 1984 году. Сначала был освоен лёгкий участок, а с 2001 года приступили к освоению сложного отрезка. Летом 2006 года была открыта самая высокогорная железная дорога в мире - Цинхай-Тибетская. Она соединяет Китай с Тибетом, протяжённость её составляет 1956 км. Отрезок пути длиною в 1142 км проходит по горам. Около 550 км железнодорожного полотна проложено в зоне высокогорной тундры, самая высокая отметка дороги достигает 5072 метров над уровнем моря.

Пассажиры во время поездки не страдают симптомами горной болезни, так как вагоны герметичны, а воздух в вагонах обогащён кислородом, существует защита от солнечной радиации.

В зоне высокогорной тундры поезд движется со скоростью 100 км/час, на остальных участках пути поезд перемещается со скоростью 120 км/час.

Железная дорога из Китая в Тибет обеспечивает стабильное сообщение между государствами. Лёгкость и быстрый доступ обеспечили ее популярность не только для жителей этих стран, но и для туристов.

Железные дороги на острове Хайнань

Скоростные железные дороги Китая развиты не только на материке, но и на островах. Интересно и уникально их строительство на острове Хайнань. Железная дорога на данном куске суши представляет собой кольцо, которое условно разделяется на западную и восточную половины. Протяжённость кольца составляет 308 км. Его строительство в западной части острова происходило в сложный период Второй мировой войны. Оно строилось по частям. Окончательно работы завершились только к 2004 году. В 2006-2007 годах оно подверглось модернизации, и теперь обслуживает поезда со скоростной способностью 120-160 км/час. В 2007 году появляется связь железной дороги острова с материком при помощи парома.

Строительство линии в восточной части острова началось в конце 2007 года, закончилось в 2010 году, и в том же году вторая часть кольца была сдана в эксплуатацию.

Особенности китайских железных дорог

В КНР существует особый режим допуска на перрон. Пройти к поезду можно только к моменту его подачи. На станциях, которые он проезжает без остановки, можно наблюдать только служащих вокзала.

В Китае слабое транспортное сообщение с соседними государствами. Несмотря на то что существует сквозной путь и действующая инфраструктура, железная дорога из Китая закрыта, и границу приходится переходить пешком.

Покупка билета на поезд также имеет свои особенности. Все билеты в Китае продаются только при наличии документов, удостоверяющих личность. Гостю страны билет можно приобрести только в кассе. При покупке через автомат требуется китайская ID-карта.

В стране практически отсутствуют пригородные перевозки.

Железнодорожные вокзалы в городах

Китайские железнодорожные вокзалы имеют типовую архитектуру и похожи друг на друга. Исключением являются лишь старые перроны в маленьких поселках или в городах с историческим прошлым.

Новые вокзалы преимущественно строят на окраинах населенных пунктов. Существующие железнодорожные пути переносят из центра, старые здания сносятся или подвергаются реконструкции. Китайские вокзалы можно сравнить с аэропортами - они масштабны, оснащены инфраструктурой и имеют много уровней.

В Китае невозможно попасть на вокзал без билета, только в некоторые очень ограниченные сектора. Но на старых вокзалах на перрон можно пройти раньше посадки, для этого в кассе нужно приобрести специальный билет. Он дает право находиться на платформе, но не совершать посадку в поезд.

Россия-Китай

Прокладывание путей в Китае исторически связано с Россией. В 1897 году началось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая является южной веткой В период с 1917 по 1950 год, в результате военных и политических действий, она была передана Китаю и прекратила своё существование. Произошло это в 1952 году. Вместо нее на карте мира появилась Китайская Чанчуньская железная дорога.

В скором будущем железная дорога Китай-Россия приобретёт популярность. Разрабатывается проект Евроазиатского высокоскоростного транспортного коридора, который соединит Пекин с Москвой. Пути будут проходить по территории Казахстана, время передвижения по ним займёт два дня.

Высокоскоростные железные дороги в России

Высокоскоростное железнодорожное сообщение России началось в 2009 году и имеет предысторию в виде ограниченно организованного в СССР скоростного сообщения . Первоначально высокоскоростное железнодорожное сообщение было запущено с использованием реконструированных имевшихся железнодорожных путей, а затем было начато создание национальной системы высокоскоростного движения (НСВД) на базе вновь сооружаемых высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСЖМ).

Первые проекты ВСНТ

Как одна из альтернативных возможностей высокоскоростного железнодорожного движения и для отработки высоких скоростей на железнодорожных путях, в 1970-х годах проходили испытания вагона-прототипа реактивного поезда , не имеющего моторной тяги тележек колёсных пар.

Летом 2010 года открылось высокоскоростное сообщение на поезде «Сапсан» по маршруту Москва - Нижний Новгород (минимальное время в пути 3 часа 55 минут).