Стихотворение А. А

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета

В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).

Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).

Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.

Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.

В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.

Стихотворение «Сияла ночь…» было создано А Фетом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен. Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская - сестра жены Л. Н. Толстого - стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: "Когда вы поете, слова летят на крыльях".

Ниже приводится отрывок из воспоминаний Т.Кузьминской «Моя жизнь дома и в Ясной поляне» о том, как появились стихи.

"Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и "Крошку" Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Слова начинались:

Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок.
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно.

И он продекламировал:

Отчего ты при встрече со мною
Руку нежно с тоскою мне жмешь?
И в глаза мне с невольной тоскою
Все глядишь и чего-то все ждешь?

Марья Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:

Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь.

Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки: "Я помню чудное мгновенье" и "К ней" - тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: "В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его".

Я была очень горда этим отзывом. Он так редко хвалил меня, а все больше читал нравоучение.


Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошёл молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.

Это вам в память вчерашнего эдемского вечера.

Заглавие было - "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 году, когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят".

С тех пор прошло четыре года.

Афанасий Афанасьевич, прочтите мне ваши стихи - вы так хорошо читаете, - сказала я, поблагодарив его.

И он прочел их. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году - десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. Стихи несколько изменены. Приведу текст, который был мне поднесен:

ОПЯТЬ

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб только, дорогая,
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в ласкающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Уже будучи стариком, Фет понимал, какое счастье он упустил в своей жизни, погнавшись за деньгами. Воистину верно говорят, что любовь к деньгам – корень всех зол. В случае с Фетом они отняли у него любовь. И эту любовь звали Мария Лазич.

Это была девушка из обедневшего дворянского рода. Фет любил её, и она отвечала взаимностью. Казалось бы, женись и будь счастлив. Но поэт так не поступил. Он хотел вернуть себе дворянский титул и состояние, поэтому отверг Марию. И так получилось, что девушка трагически погибла в пожаре. А Фет был подвержен горьким настроениям до конца жизни. Он сам себе её испортил.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» было написано в 1877 году, и поэт к тому времени не чувствовал себя комфортно. Опять же, всё дело в любви, которую он предал. Всё, что остаётся – вспоминать. Вот сияет луна в ночном небе, и ещё молодой Фет сидит вместе с Марией в залитой серебристым светом гостиной. Ни одного огня не горит, только луна. Девушка играет на рояле с открытой крышкой, и струны дрожат. А Фет её слушает.

Девушка играет до самой зари и плачет, и говорит поэту, что только она одна и есть любовь. И хочется обнять её и плакать тоже. Хочется жить. Вот такое воспоминание. Оно пришло внезапно, спустя много скучных и утомительных лет, в самой старости. И будто этих лет не было, и не было обид и мук сердца. Девушка играет, и хочется обнять её и плакать.

Вот так Фет утешал себя и пытался залечить рану в сердце. Но этой любви не суждено было быть. А может, и суждено было, но поэт всё испортил. Да, он вернул себе титул, состояние, стал успешным помещиком, женился на богатой купеческой дочери. Вот только это не облегчило потери.

Мария Лазич продолжала стоять перед глазами Фета как символ безвозвратно утраченного. И ей было посвящено ещё много стихотворений. Да, любовь лучше не терять, потому что она – величайшее сокровище в жизни.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Сияла ночь луной был полон сад

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Бал

    19 век – время потрясающих балов, галантных манер и прекрасных танцующих пар. Эти торжества красоты и грации с восхищением описывали русские классики. Главным символом того времени стал «первый бал Наташи Ростовой»,

  • Анализ стихотворения Брюсова В будущем

    Валерий Брюсов является знаменитым русским писателем, его основное творчество приходиться на период конца девятнадцатого и начала двадцатого века. В его множественные произведения входят сборники и стихи,

  • Анализ стихотворения Бунина Не видно птиц покорно чахнет

    Стихотворение «Не видно птиц…» И. А. Бунина является одной из его ранних работ. Написано оно в 1889 г, когда автору было всего 19 лет, и вошло в его первый опубликованный сборник. В юности поэт увлекался охотой и любил гулять по лесу.

  • Анализ стихотворения Блока Скифы

    Для России 1918 год стал тяжелым временем. Последствия ранее прошедшей Октябрьской революции, отобразились на всех сферах жизни страны, а так же сорванные переговоры в Брест - Литовске между Советской Россией и Центральными

  • Анализ стихотворения Пушкина Разлука

    Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина Кюхельбекер.

Афанасий Фет – человек, который написал красивое и очень поэтично-романтическое произведение в жанре: стихотворение. Написано оно было в 1877 году.

Вообще, произведение необычно красивое, нежное и даже немного таинственное, ведь оно полно скорбей, но вместе с тем – романтикой, которая явно проскальзывает на протяжении всего стихотворения. Стихотворение имеет некий подсмысл, ведь Фет писал о своих собственных чувствах. Он любил когда-то девушку с обедневшей дворянкой семьи, именно потому он ее и бросил, не захотев из-за этого женится. Но потом он горько пожалел.

Первые строки стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» говорят о том, что два человека, мужчина и женщина, естественно, находятся в старинном доме, где находится рояль, на котором играет женщина, о чем свидетельствует также и ее голос, который с нежностью поет о любви.

Все погружено в темноту, а потому лунный свет пробивается сквозь шторы и падает на двух личностей, которые нежно и романтично смотрятся вместе. Понятно, что их связывают нежные романтичные чувства. Но то, что это была последняя ночь, которую вместе провели влюбленные, свидетельствуют остальные, более последние строки стихотворения: «Ты пела вся, изнемогая от слез…».

Анализ стихотворения 2

Изучив стихотворение «Сияла ночь...» я считаю, что лирический герой в нем является тонкой и чувствительной, а так же максимально искренней личностью. Это отчетливо видно в его желаниях, ведь он хочет жить, чтобы любить, обнимать, плакать над своей возлюбленной. На протяжении всего стихотворения у героя влюбленное настроение, как вначале произведения: «… и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей», так и в конце, когда он ее безгранично любит, чувство остается неизменным. Вторым образом в произведении является возлюбленная героя, она прекраснейшая натура, которая в ответ любит героя, ведь когда они вдвоем находились в уединении, она пела ему так, что он хотел жить, чтоб любить ее.

Проблемой стихотворения является то, что два героя безумно любят друг друга, они хотят жить только для этого. Они надеются, что в жизни не будет конца, а цели у нее нет другой. Именно поэтому два героя убеждают себя, что это будет вечно. Но при этом они понимают, что жизнь не бесконечна. Исходя из проблемы можно понять, что жанр стихотворения- элегия, ведь здесь присутствует трагедия. В данном стихотворении преобладают такие изобразительные средства, как олицетворение: «Сияла ночь… Лежали лучи». Строфа построена на амфибрахии. Ритм стихотворения очень медленный, из шестнадцати строчек в нем всего лишь одна ударная, рифма прослеживается очень сложно.

Александр Александрович родился в 1820 году, а выпустил произведение в 1877году. В период написания стихотворения Фету уже шел шестой десяток, а это поздний период жизни. Основной теорией, почему Фет написал это стихотворение является то, что в молодые годы у него была возлюбленная девушка, которая ответила ему тем же. В этом стихотворении он выложил свои воспоминания о таком наслаждении жизнью. Здесь он воспоминает те самые божественные свидания. Вероятно, он хотел выразить свои мысли, что хочет продлить время как можно дольше, но он прекрасно понимает, что шестой десяток уже не шутки, он хочет лишь насладиться этими воспоминаниями о прекрасном, но в горле стоит такой ком от того, что вернуть уже ничего не возможно.

Мне кажется, что это очень взрослое и трогательное стихотворение. На протяжении его прочтения я находился в романтичной атмосфере. Фет искренне передает настоящую любовь к этой девушке, это самая искренняя любовь, которую нельзя подменить.

Вариант 3

Последний из ярких романтиков эпохи «золотого века» Афанасий Афанасьевич Фет был необычной фигурой, впрочем, как и все поэты. На склоне своих лет, во второй период его творчества, в 1877 году он пишет своё стихотворение «Сияла ночь», полное чувств и переживаний. Его он посвятил своей единственной и неповторимой возлюбленной – Марии Лазич. В юном возрасте он полюбил ее, да и она отвечала ему пылкой любовью. Они действительно любили друг друга, это действительно то, что называется «чистыми» чувствами. Но, к сожалению, эта девушка была из бедной семьи и Фет не желал с ней связывать узы брака. После чего случилась трагедия, которая потрясла поэта. Произошел пожар, в каком была Мария. Она скончалась от многочисленных ожогов, которые были несовместимы с жизнью. На мой взгляд именно эта ошибка молодости изменила ход жизни Афанасия Фета. После той трагедии он женился на богатой женщине, но любил он всегда Марию Кузьминичну.

Стихотворение по своей композиции мы можем разделить на две части. В первой части поэт рассказывает о прекрасном пении своей возлюбленной. Будто воспроизводит каждую секунду того одного из многих вечеров, которые они проводили вдвоём наедине со своими чувствами. Строка «лежали лучи у наших ног» повествует нам о том, что влюблённым казалось будто весь окружающий их мир одобрял их отношения, будто весь мир принадлежит им. В конце первой части мы замечаем слова о том, что любимая поёт со слезами. Я полагаю это случилось оттого, что автор уже рассказал Марии о своём, неправильном, как выяснилось позже, решении. Она не верит, что он может так поступить с ней и поёт в надежде на то, что он изменит своё решение и женится на ней, несмотря на её нищету. Сердце поэта подсказывает правильный выбор, но холодный разум одерживает победу, напоминая о финансовых проблемах.

Во второй же части тоже рассказывается о пении, но уже спустя много лет, вторая часть – настоящее время, когда Афанасий Афанасьевич осознал, какую глупую ошибку он сотворил. Он даже отчасти винит себя в её смерти, полагаясь на те факты, что если бы он сделал тогда правильный выбор, то девушка была бы жива… Поэт устал от скучной жизни. Брак по расчёту не сделал его счастливым человеком. В этой томительной жизни его утешали лишь воспоминания о бывалых чувствах, о Марии. И при этом приносили ему огромные душевные боли. В своих стихотворениях, посвящённых Марии Лазич, романтик пишет о надежде встретиться с любимой в загробном мире. Жизнь без неё не приносит ему никакого удовольствия, Фет не видит больше смысла жить и заниматься чем-либо.

Очень печально, я полагаю, осознавать, что потрачено зря столько времени, что они могли бы жить вместе и создать хорошую семью, но из-за одного проступка лишиться такого возвышенного чувства – любви, а вместе с ней и смысла жизни.

Анализ 4

Это стихотворение принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1877 году. В это время Фет разменял шестой десяток и, как и все старые люди, предавался воспоминаниям и анализировал свою жизнь.

Стихотворение биографично, основано на реальной истории из жизни поэта. В молодости он был влюблен в одну девушку. Это было взаимное и очень сильное чувство. Однако он не женился на ней, а выбрал себе другую избранницу, чтобы стабилизировать свое материальное состояние. К сожалению через пару месяцев возлюбленная поэта умерла, оставив о себе лишь воспоминания. Такая трагическая история.

Стихотворение передает всю горечь не утихающих чувств автора. Он вновь и вновь мысленно возвращается в ночь их последнего свидания, когда двое возлюбленных сидели в ночи за роялем, исполняя песню о своих чувствах. В этот полный печали момент, молодые люди в слезах пытались обнадежить друг друга, уверяя в неизменности чувств, способных сделать их жизнь вечной.

Поэт с горечью отмечает, что с того момента его жизнь словно замерла, стала невыносимо скучной. Каждая минута была томительной тягостью для него вдали от возлюбленной. С течением времени он понял, что жизнь, проведенная в разлуке с любимой, лишена всякого смысла. Это не жизнь, а существование. И никакое богатство не смогут заменить чувства, окрылявшие его когда-то.

Поэтому в ночной тиши герой снова переживает трагический момент их последней встречи. Возлюбленные понимали, что им не суждено больше увидеться. Именно поэтому так часто в стихотворении используется слово плакать. Герою остается только лить слезы, горюя о своем неправильном выборе. Отчасти он ощущает себя виновным в трагической смерти возлюбленной, что добавляет произведению горечи.

Без своей второй половинки герой одинок и несчастен, где бы не находился, в кругу семьи или друзей. Поэтому у него не остается иного выбора, только жить в своих собственных воспоминаниях. Это единственное место, где его возлюбленная жива, и они все еще вместе. Погружаясь в собственные мысли, он сам себя убеждает, что их чувства вечны, а потому способны победить смерть. И этот краткий печальной последней встречи будет жить вместе с ним, словно ничего плохого никогда не случалось, и он сделал правильный выбор.

Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

    А.С.Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд» в 1827 году. В основу лирического произведения вошли реальные события 1825 года. Именно этот год для автора стал трагическим, так как после неудачного декабристского восстания

  • Анализ стихотворения Облаком волнистым Фета

    По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым

  • Анализ стихотворения Первый снег Бунина

    Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

  • В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы. Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе

  • Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

    Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

вокал: Вера Пенькова
гитара: Овсей Фол

Сияла ночь. Луной был полон сад.
Сидели мы в гостиной без огней.


Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

Прошли года. Томительно и скучно.
И вот в тиши ночной твой голос вновь,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,




***
Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года,когда поэт разменял уже шестой десяток. Оно посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит его к циклу «Мелодии». Стихотворение «Сияла ночь…» было создано поэтом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен, и является произведением-воспоминанием, посвященным одному из самых светлых и счастливых периодов жизни Фета. Он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе девушки, которая разделяла его чувства. И память об этих романтических свиданиях легла в основу стихотворения, наполненного радостью и умиротворением, которые, тем не менее, приправлены острым чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно.
Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская - сестра жены Л. Н. Толстого - стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Подробно история создания описана в мемуарах Т.А. Кузминской (Берс) "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне". Вот ее сокращенный вариант: "В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь". Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: "Это вам в память вчерашнего эдемского вечера".
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...
Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Порыв страсти чувствуется в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Природа и любовь взаимосвязаны в стихах Фета. Эти понятия родственны, и они выражают сущность бытия. Когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота.
А. А. Фет певец ночи, изнутри осветленной, гармонической, дрожащей мириадами огней.
Стихотворение А. А. Фета послужило прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова… По свидетельству Салтыкова Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Поэтический мир стихотворения романтичен и самобытен. Это произведение необыкновенная мощь проникновения в стихию чувства любви.
Любовная лирика А. А. Фета дает возможность глубже понять его общефилософские, а также эстетические взгляды, заглянуть в мир его души и переживаний. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!