Термин профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание: диагностика и факторы

Сложно представить свою жизнь без стрессов. Реалии современности – это наличие каждодневных стрессовых ситуаций, одни из которых человек выдерживает достойно, а другие оставляют серьезный отпечаток и способны долгое время давать о себе знать. Все чаще связывают стрессовые ситуации на работе и профессиональное выгорание сотрудников.
Работа без перерывов и выходных, в эмоционально неблагоприятных условиях приводит к накоплению усталости и истощению жизненных сил человека, что грозит серьезными заболеваниями как психологического, так и физиологического характера.

Что означает термин «профессиональное выгорание»?

В 1974 году впервые данный термин был озвучен американским ученым-психиатром Гербертом Фрейденбергером. Данное понятие было введено в раздел по психологии и первоначально использовалось для обозначения психологического состояния сотрудников, которые имели тесный контакт с клиентами, в результате чего у них наблюдалось эмоциональное перенапряжение.

Термин "синдром профессионального выгорания" происходит от английского burn-out и подразумевает полное психологическое и эмоциональное изнеможение, сопряженное с ощущениями невостребованности и собственной бесполезности.

В данной области серьезно работал и внес в нее значительный вклад психолог из США К. Маслач, который провел серьезную работу и связал данный термин с людьми, работающими в хелперской сфере (help - "помогать"). Это врачи и педагоги, юристы и социальные работники, психотерапевты и священники.

Э. Moppoy очертил в 1981 г. четкий образ, определяющий эмоциональное состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание личности: «Запах горящей эмоционально-психологической проводки».

Современные психологи бьют тревогу, причисляя данный синдром к одному из опасных профессиональных недугов, которому подвержены те, кто по роду своей деятельности вынуждены тесно общаться с людьми. Результатом негативного воздействия на организм могут стать необратимые изменения личности с серьезными нарушениями психики.

Какие сферы деятельности наиболее подвержены недугу

Эмоциональное и профессиональное выгорание в настоящее время достаточно обширно, оно распространяется на всю область профессиональной деятельности, характеризующуюся как «человек - человек». В число тех, кто наиболее подвержен риску, входят работники социальной сферы и педагоги, менеджеры по рекламе и артпроектам, доктора, политические деятели и журналисты, бизнесмены и даже сами психологи.

Чрезмерное общение с людьми способствует опустошению работника. Сложнее приходится тем, кто воспринимает род своих занятий в качестве особого предназначения, миссии по вмешательству, исправлению ситуации и обязательному спасению оказавшихся в беде людей. Такой «комплекс спасателя» способен нанести серьезный вред самому помощнику, которому грозит профессиональное выгорание. Профессиональной деятельности отдельного сотрудника сложно дать оценку сразу, необходимо увидеть проблему со стороны, чтобы приступить к коррекционным мероприятиям и помочь человеку.

Необходимо обратить внимание на трудоголиков, готовых без остатка отдаваться работе, отказывая себе в выходных и отпуске, стремящихся проводить на работе хоть 24 часа в сутки. Такие люди не находят себя в других сферах жизнедеятельности, замыкая смысл своего существования лишь на профессии, исключая тем самым реализацию в семье, обществе, теряя возможность повысить и закрепить самооценку другим способом.

Известны факты, когда успешный педагог, полностью реализуя себя на работе, упускал собственных детей. Человек из-за эмоциональной зависимости и чрезмерной увлеченности на работе вдруг осознает свою никчемность в других сферах деятельности, при этом психологически ломается, ощущает усталость, моральное и физическое истощение. Загнанный в подобную ловушку индивид очень редко самостоятельно выходит из сложившейся ситуации, ведь она способна довести его до фатального конца.

Кому грозит выгорание на работе?

Синдром профессионального выгорания грозит определенным категориям людей, подверженных риску на рабочем месте:
Трудоголикам, которые не видят жизни в других ее проявлениях, кроме реализации себя на рабочем месте.
Жителям крупных городов, которые не в состоянии отказать навязанному общению с огромным количеством малознакомых или вовсе незнакомых людей в общественных местах (транспорт, сфера обслуживания, работа в большой компании).
Работникам-интровертам, которые по своим индивидуально-психологическим особенностям не в состоянии соответствовать профессиональным требованиям, предполагающим тесное общение с большим количеством разных людей. Из-за своей природной застенчивости, скромности и замкнутости они не могут справиться с эмоциональным дискомфортом, накопленным эмоциональным напряжением, попросту не обладая навыками избавления от отрицательных переживаний.
Людям, сменившим работу, находящимся на испытательном сроке, ожидающим аттестации в профессиональной сфере. Работникам, попавшим в совершенно новую среду или непривычную ситуацию, которая обязывает проявить новые качества и высокую эффективность.
Профессиональное выгорание сотрудников грозит людям, испытывающим двоякое чувство, вызванное конфликтом с самим собой, когда необходимо разрываться между семьей и работой, также испытывая все издержки жесткой конкуренции на профессиональном поприще.
Работники в возрасте после 45 лет, для которых в нашей стране сложно найти новое рабочее место из-за возрастных ограничений. Из-за страха потерять рабочее место при нестабильной ситуации и кризисе в стране такие сотрудники пребывают в постоянном стрессе.
Люди, добившиеся определенных высот. Достижение цели привносит ощущение пустоты, растерянности, бессмысленности происходящего. Возникает ощущение отсутствия перспектив, смысла жизни, сомнения по поводу личностной и профессиональной несостоятельности, понижение самооценки.

Таковы основные факторы профессионального выгорания, в результате чего моральные и физические ресурсы снижаются до критического минимума. Психологический дискомфорт ощущается не сразу, но в итоге приводит к тому, что любимое дело, которое занимало все мысли и все время, которым жил, становится сначала безразличным, затем раздражает, а в конечном счете вызывает отвращение. Отсутствие новизны приводит к тому, что на четвертом году деятельности происходит разочарование и опустошение, которое выливается в несоответствие предъявляемым требованиям и со стороны окружающих, и к самому себе.

Причины профессионального выгорания

Чтобы четко понимать проблему, необходимо выяснить причины, которые способствовали развитию выгорания на рабочем месте, тогда легче будет наметить пути выхода из сложившейся ситуации.
Специалисты выделили группы, которым профессиональное выгорание грозит в первую очередь:
1) людям, которые ошиблись в выборе профессии или вынуждены заниматься нелюбимым делом в силу разных причин (для них работа - как каторга);
2) сотрудникам, испытывающим серьезный внутренний конфликт, связанный с несоответствием сбалансированного соотношения между домашними обязанностями и требованиями профессиональной сферы;
3) личности, вынужденные жестко отстаивать свое соответствие в сфере деятельности в конкурентном противостоянии в рабочем коллективе.

Рабочая обстановка в постоянном стрессе негативно влияет на сотрудников, снижая при этом производительность труда, что наносит убытки предприятию. Истощение жизненных сил способно вызвать психосоматические расстройства. Негативно сказываются на состоянии работника:
ненормированный рабочий день, напряженный график, работа без перерыва и выходных;
вынужденная необходимость постоянно эмоционально контактировать с разными людьми;
психологическое напряжение в рабочем коллективе, неблагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера;
регулярные стрессовые ситуации на рабочем месте при отсутствии эмоционально разгрузочных мест, где проводятся снятие напряжения и профилактика профессионального выгорания при участии психолога.

В чем проявляется психоэмоциональное истощение?

Синдром «выгорания на рабочем месте» - это сложный процесс с рядом специфических особенностей. Каждый человек в силу индивидуальных черт характера по-разному переносит проявление недуга. Иногда это обусловлено отсутствием психологической гибкости и связывается как с социальными (уровнем оплаты труда), так и с биографическими особенностями (умение противостоять жизненным трудностям, удовлетворенностью в личной жизни), а также немаловажную роль играет психологическая зрелость личности.

Человек под грузом свалившейся на него работы, с которой справиться не в силах, а отказаться от нее не в состоянии, начинает угасать и черстветь. Этот процесс постепенный и отражается в потере мотивации, снижении качества работы, негативных изменениях на интеллектуальном уровне и серьезных проблемах со здоровьем.

Чем грозит чрезмерное усердие на рабочем месте?

Диагностика профессионального выгорания чаще всего обнаруживает следующие проявления:

Необоснованная раздражительность и обидчивость, тоскливое ощущение и безысходность;
плаксивость, депрессивные проявления;
активно муссируются негативные мысли и переживания, которые не оставляют в покое ни днем, ни ночью;
приступы мигрени, частые расстройства желудочно-кишечного тракта;
кошмарные сны, беспокойный сон или бессонница;
полный упадок сил и чувство непокидающей усталости, которая ощущается и после продолжительного сна;
эмоциональная скудность;
заметное изменение веса (похудение или чрезмерная полнота);
равнодушное отношение к изменениям внешней среды (нет должных реакций на новизну, опасную ситуацию);
ощущение общей слабости, отражающееся на биохимическом уровне в организме;
профессиональное выгорание вызывает сонливое, заторможенное состояние;
эмоциональная и физическая нагрузка вызывает нарушение функции дыхания;
необоснованные вспышки гнева;
повышенная тревожность.

Все перечисленное нельзя игнорировать, ведь оно грозит необратимыми последствиями.

Исследования ученых

Данная проблема активно изучается профессионалами (Зофнасс и Линднер, Кемп и Сьютер), которые активно обсуждали ее в рамках 12 Всемирного конгресса, указывая на ряд психосоматических расстройств, присущих этому психологическому феномену.

Одним из специалистов (В.В. Бойко) было очерчено понятие данного недуга как защитный механизм, выработанный для психологической защиты, когда при воздействии психотравмирующего фактора у человека блокируются эмоциональные реакции организма.

Профессиональное выгорание социальных работников обусловлено в качестве ответной реакции на продолжительные стрессовые ситуации, которые вызваны межличностным общением при неблагоприятных обстоятельствах, а также неумением абстрагироваться вовремя от проблем посторонних людей, пропусканием их через себя.

Ученые выделяют:
Истощение в эмоциональной сфере, которое вызывает опустошенность жизненных ресурсов. Сотрудник не в состоянии полноценно выполнять свои профессиональные обязанности из-за отсутствия правильного эмоционального реагирования на рабочую ситуацию. Очень часто возникают эмоциональные срывы.
Развитие циничного и бездушного отношения к окружающим. Человек обезличивает и коллег, и клиентов, отношения с ними носят формальный характер. Нарастает внутреннее раздражение, которое сложно сдерживать, и со временем оно выливается в необоснованные конфликтные ситуации.
Профессиональные качества работника заметно снижаются, учащаются случаи некомпетентного отношения к своим обязанностям. Проявляется комплекс вины за срывы, сомнения в своей профессиональной пригодности – все это ведет к заниженной самооценке в профессиональной и личной жизни. А затем формируется полное безразличие к происходящему на рабочем месте.

По мнению специалистов, необходима профилактика профессионального выгорания в любом коллективе, если руководство заинтересовано в эффективной работе предприятия.

Симптоматика синдрома в организациях

Очень часто целые организации при ошибках руководящего состава подвергаются выгоранию. Большинство сотрудников испытывают эмоциональное истощение, происходит обезличивание работников, в коллективе царит пессимистичный настрой, наблюдается безынициативность.
Причинами такого положения дел являются:
несогласованные действия руководства, которые вызывают разногласия в тактическом и стратегическом планах;
наделение полномочиями сотрудников, не пользующихся уважением и авторитетом в коллективе;
нет четкой системы стимулирования и мотивации персонала, либо она неэффективна;
не сформулированы функциональные обязанности сотрудников, зачастую ни сотрудник, ни руководитель не понимают, что входит в обязанности отдельно взятого лица.
необъективно оценивается труд.

Неэффективная работа одного сотрудника способна негативно повлиять на весь коллектив. Так, профессиональное выгорание педагога со временем скажется на детях, далее придут проблемы с их родителями, а затем начнет лихорадить и весь рабочий коллектив.

Своеобразным показателем профессионального выгорания организации могут быть следующие пункты:
1. Высокая текучесть кадров.
2. Молодым сотрудникам создаются невыносимые условия труда, они вынуждены увольняться, не проработав и года.
3. Частые перекуры, чаепития при сниженной мотивации труда.
4. Повышенная конфликтность персонала, вызванная тяжелой атмосферой в рабочем коллективе.
5. Профессиональная несостоятельность персонала, выраженная в зависимости от руководящего состава. Повышенное недовольство действиями управляющих, а также беспомощность сотрудников, зависящих даже в мелочах от мнения руководителя.

Сотрудник должен ощущать свою необходимость на рабочем месте.
Убрать тотальный контроль со стороны руководителя, мешающий профессиональному росту, проявлению инициативы и самостоятельности на рабочем месте.
Убрать конкуренцию между сотрудниками, вызывающую разлад в коллективе и несогласованность действий. Без подобного дискомфорта работа будет результативнее.
Четко сформулировать должностные инструкции и определить круг функциональных обязанностей.
Объективно оценивать вклад каждого сотрудника в общее дело.
Завести комнату для снятия стресса (со спортивным инвентарем или музыкой для релаксации).
Политика «разъединяй и властвуй» должна быть заменена на «объединяй и властвуй».
В коллективе с благоприятным климатом производительность труда всегда выше, чем в недоброжелательном и напряженном.

Синдром профессионального эмоционального выгорания: как избежать?

Зная причины проблемы, необходимо приложить усилия для ее профилактики.

Следует прислушаться к себе и проанализировать свое состояние и поведение.
Нужно отнестись с любовью к собственной персоне, побаловать себя маленькими радостями, позаботиться о внешней привлекательности.
Позаботиться о разумном чередовании продуктивной деятельности и активного отдыха.
Род занятий должен соответствовать способностям, возможностям, особенностям характера и темпераменту. Только любимая работа сможет приносить удовлетворение, желание достигать высот и верить в себя.
Не стоит работу делать смыслом всей жизни и обкрадывать себя, лишая возможности реализоваться и в других сферах жизнедеятельности.
Необходимо бороться с мрачными мыслями, по возможности получая большее количество положительных эмоций. Так, профессиональное выгорание педагога вряд ли порадует учащихся, на которых он срывается, не в силах организовать класс. Следует с классом или с друзьями поехать на экскурсию, пойти в поход, в театр, на выставку, одним словом, сменить на время обстановку и набраться новых положительных впечатлений.
Важно не корить себя, ссылаясь на более успешных людей, а проживать свою жизнь, делая ее увлекательной, не забывая про свои собственные увлечения и встречи с дорогими людьми.
Избавиться от желания помочь всем в ущерб себе. Нужно реально оценивать свои ресурсы.
Не бояться обратиться за помощью к психологу. Иногда проговоренные вслух вещи помогают найти выход из положения, а разумный совет никогда не будет лишним.

Организм человека способен к саморегуляции, что позволит выйти из сложной ситуации при правильном позиционировании себя. В запущенных ситуациях необходима помощь специалистов, но на первоначальном этапе, как показали исследования профессионального выгорания, человек сам может помочь себе. Для этого нужно:
не принимать близко к сердцу негативные ситуации, стараться абстрагироваться от них и посмотреть на ситуацию со стороны;
улыбаться и смеяться от души (когда это уместно) и с юмором воспринимать самые сложные ситуации;
уметь находить положительные аспекты в любой проблеме;
не подпускать к себе мрачные мысли, вспоминать счастливые жизненные моменты;
физическая зарядка, которая организует не только тело, но и пробуждает сознание, дает возможность гордиться собой за умение преодолеть лень с утра;
прогулки на свежем воздухе, позволяющие в полной мере наслаждаться глубоким дыханием и созерцанием природы в любую погоду;
общение с космосом, Богом, Высшим разумом, судьбой;
чтение книг;
воздушные и солнечные ванны;
умение делать другим людям комплименты не за что-то, а просто так.

Умение ценить то, что имеешь, поможет преодолеть временные трудности и расставить приоритеты.

38 357 0 Слышали ли вы когда-нибудь выражение «сгорел на работе»? Наверное, слышали. Это психологическое состояние особенно актуально для граждан мегаполисов. Между тем, это не просто крылатое выражение, которое характеризует ситуацию, когда человек настолько заработался, что остался совсем без сил. Это вполне реальная психологическая проблема, которая называется синдромом выгорания. Синдром выгорания характерен для тех, кто из-за своего чрезмерного занятия работой и только работой настолько истощается физически и морально, что подрывает свое здоровье и теряет интерес к жизни в целом. Как не «сгореть» на работе? Профессиональное выгорание: понятие, причины, стадии, профилактика.

Представьте, вы работаете не жалея сил. Сначала ваш организм не будет этому сопротивляться. Но когда чрезмерная отдача работе перейдет определенную границу, ситуация станет стрессовой, а потом и вовсе перейдет в хронический стресс. Естественно, что ваш организм просто не захочет терпеть такое отношение к себе и будет всячески показывать вам, что так работать нельзя. Вы постоянно будете чувствовать усталость, которая со временем станет хронической, потеряете интерес и к работе, и к любимым занятиям, и к друзьям, и к семье. Все эти симптомы напоминают признаки депрессии.

Все эти признаки психологи объединили и выделили в состояние «выгорание» во второй половине 20 века. В 1974 году психиатр Дж. Фрейденберг впервые описал симптомы «профессионального выгорания» в своих трудах. К признакам выгорания он отнес:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. Но у разных людей период развития синдрома различается: кто-то «сгорает» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у кого-то – меньше. У некоторых даже при напряженной работе синдром выгорания не проявляется вовсе, так как человек прекрасно сочетает и работу, и хороший отдых.

Способы распознавания выгорания

Каждый из нас психологически индивидуален, поэтому симптомы выгорания у разных людей отличаются. Например, у мужчин и женщин этот процесс происходит по-разному, потому что последние более эмоциональны. Как распознать симптомы выгорания? Как понять, что психологическая перегрузка приближается к критической точке? Вот общие критерии этого состояния:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенной;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам;
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).

Все эти критерии – это реакция организма на ваше состояние. Ваш организм сам сигнализирует вам об опасности! И совершить «перезагрузку» можете только вы сами: для этого надо соотнести свои запросы и возможности и постараться привести их к балансу.

Как я уже отметила, синдром выгорания может проявляться по-разному. Вообще, специалисты разделяют его признаки на три группы:

  1. Психофизические симптомы:
    • Усталость в любое время суток;
    • Эмоциональное и физическое истощение;
    • Отсутствие любопытства на что-то новое;
    • Отсутствие страха в опасных обстоятельствах;
    • Общая астенизация (снижение активности, слабость, ухудшение гормональных показателей);
    • Резкие изменения массы тела (как резкое похудение, так и резкое увеличение);
    • Полная / частичная бессонница;
    • Беспричинная головная боль, постоянные расстройства ЖКТ;
    • Заторможенное состояние и постоянное желание спать;
    • Появление одышки;
    • Снижение восприятия окружающего мира посредством органов чувств (ухудшение зрения, слуха, обоняния и т.п.).
  2. Социально-психологические симптомы:
    • Чувство подавленности, безразличие, пассивность;
    • Состояние депрессии;
    • Высокий уровень раздражительности;
    • Постоянные нервные срывы;
    • Постоянный негатив (чувство обиды, вины, подозрительность);
    • Повышенная тревожность, постоянное беспокойство;
    • Чувство гиперответственности и, соответственно, боязнь не справиться с чем-либо;
    • Негативная установка на дальнейшие перспективы в жизни.
  3. Поведенческие симптомы:
    • Вы начинаете считать, что ваша работа становится все труднее, и скоро вы ее вовсе не сможете выполнить;
    • Вы сами меняете свой режим работы (например, начинаете рано приходить и поздно уходить);
    • Вы постоянно берете работу домой (даже если в этом нет необходимости) и не делаете ее;
    • Вы отказываетесь принимать профессиональные решения, ища причины для объяснений;
    • Вы чувствуете себя бесполезным;
    • Вы не верите в улучшения и безразличны к результатам работы;
    • Вы не выполняете важные задачи, тормозя на мелких деталях.

Этот список признаков не является законченным, полный перечень просто невозможно составить, так как каждый человек индивидуален. Но, если вы замечаете за собой проявление каких-либо из перечисленных симптомов, стоит задуматься: а не сгораете ли вы на работе, сами того не замечая?

Причины синдрома выгорания

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей. У тех, кто в силу своей работы постоянно взаимодействует с другими людьми, организм сам по себе вырабатывает определенную реакцию: он сам психологически защищает вас от стресса. Тот же Дж. Фрейдеберг при описании профессионального выгорания использовал пример своих коллег – врачей.

Представьте, что по работе вы часто общаетесь с другими людьми. И вы как хороший работник, естественно, включаетесь в их проблемы и переживания, стараетесь максимально им помочь. Вы это можете делать как сознательно, так и бессознательно. Получается, что вы пропускаете через себя проблему каждого вашего клиента. Но ведь у вас есть и свои проблемы и тревоги. В итоге все это копится, а резервы вашей психики совсем не бесконечны.

Получается, что чем дальше человек погружается в свою работу, тем быстрее развивается синдром выгорания. В конечном счете, это приведет к тому, что вы перестанете получать удовольствие и от работы, и от отдыха, и от жизни в целом: однажды вы сломаетесь и не ощутите в себе сил двигаться дальше.

В качестве примера синдрома выгорания можно описать деятельность врачей. Они постоянно находятся в процессе активного общения с пациентами (среди которых есть и такие, кто настроен негативно), они постоянно сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, условиях их работы очень изменчивы. Это все общие причины выгорания , которые, в принципе, способны вызвать синдром и у представителей других профессий.

Но есть и специфические причины выгорания : низкая зарплата, отсутствие необходимого оборудования и лекарств, невозможность помочь человеку в некоторых тяжелых случаях, наличие летальных исходов среди пациентов, нагнетание ситуации самими больными и их родственниками.

Не все люди поддаются синдрому выгорания на работе. Многим удается справиться с ним благодаря:

  • способности меняться в напряженных условиях;
  • высокой самооценке;
  • уверенности в себе;
  • уверенности в своих знаниях и профессиональных качествах;
  • способности поддерживать позитивный настрой в отношении себя и окружающих.

Благодаря вере в свои силы и позитивным установкам человек может справиться со стрессовой ситуацией и не поддаться синдрому выгорания, несмотря на складывающиеся вокруг условия.

Стадии выгорания

Процесс профессионального выгорания изучается многими специалистами в области психологии. Практически каждый из них предлагает свое деление этого процесса на этапы. В целом можно выделить пять этапов выгорания:

  1. Первая стадия – «медовый месяц»: работник доволен своими обязанностями, он испытывает энтузиазм, проявляет чрезмерную активность, даже отказывается от потребностей, которые с работой не связаны. Далее он начинает испытывать первые рабочие стрессы, которые становятся все сильнее. Из-за этого работа уже не приносить столько удовольствия, как раньше, энергичность работника начинает снижаться.
  2. Вторая стадия – «нехватка топлива»: появляется постоянное ощущение усталости, начинает беспокоить бессонница. Работник теряет интерес к своим обязанностям, падает продуктивность его деятельности. Уровень собственного участия работника по отношению к коллегам, остальным окружающим снижается. Начинает страдать трудовая дисциплина, работник уклоняется от своих обязанностей. Проявляются признаки депрессии и агрессии. При условии высокой мотивации работник будет гореть дальше за счет внутренних ресурсов, что в итоге все равно приведет к следующей стадии.
  3. Третья стадия – «хроническая»: в этот период начинают проявляться хроническая раздражительность, измождение, чувство подавленности, постоянное переживание дефицита времени. На этой стадии у работника развиваются проблемы со здоровьем – головные боли, расстройства ЖКТ, скачки давления, проблемы сексуального характера, тахикардия. Может развиться зависимость от никотина, кофеина или алкоголя.
  4. Четвертая стадия – «кризис»: у работника развиваются хронические заболевания, он теряет свою работоспособность. Чувство недовольства своей жизнью резко усиливается.
  5. Пятая стадия – «пробивание стены»: проблемы со здоровьем и психическим состояние приводят к опасным заболеваниям, угрожающим жизни человека. Он начинает испытывать чувство беспомощности, бессмысленности своей жизни, полного отчаяния.

Последствия выгорания на работе

Последствиями синдрома выгорания, прежде всего, являются проблемы со здоровьем и психологическим состоянием. «Сгоревший на работе» человек приобретает себе столько всяких «болячек», причем уже в хронической стадии, вылечить которые будет проблематично.

Физиологические «болячки»

Это проблемы с работой сердца и ЖКТ, проблемы с позвоночником, резкое снижение или увеличение веса, отравление организма никотином и алкоголем, низкий уровень иммунитета.

Психологические «болячки»

Из-за синдрома выгорания может развиться хроническая депрессия, которая приведет с собой постоянное чувство угнетенности и подавленности, повышенную раздражительность, нарушения сна. Если с таким депрессивным состоянием вовремя не обратиться к специалисту, то вскоре депрессия приведет к тяжелым проблемам соматического характера.

Профилактика выгорания на работе

Что делать, если вы чувствуете, что «горите на работе»? Чтобы ваше состояние не перешло в критическую фазу, необходимо при первых признаках синдрома выполнять следующие рекомендации психологов:

  • Переключайтесь! Ваша жизнь состоит не только из работы, у вас есть семья, друзья, любимое хобби. Встречи с родными и близкими, а также занятия, дарящие положительные эмоции, — самые лучшие способы психотерапии.
  • Займитесь спортом и откажитесь от вредных привычек!
  • Равномерно распределяйте работу в течение дня, не забывайте делать передышки! В конце дня забудьте о работе и отвлекитесь на более приятные занятия!
  • Если есть возможность отказаться от работы в выходной – откажитесь!
  • После рабочего дня, придя домой, отправляйтесь в душ и представьте, что смываете с себя все негативные эмоции – такой психологический прием очень помогает «разрядиться».
  • Проще относитесь к проблемам, вы не можете быть лучше везде и во всем – это вполне нормально!
  • Используйте приятные приемы повышения работоспособности:
    • Разместите на рабочем столе фото родных или просто картинку, изображающую место, которое вам нравится;
    • Старайтесь в течение дня пару раз выходить на свежий воздух;
    • Используйте запах цитрусовых – ароматическое саше или пара капель эфирного масла на запястья будут полезны и для хорошего настроения, и для здоровья.
  • Не забывайте про отпуск! Тайм-ауты в работе нужны обязательно!
  • Стройте планы на будущее, не отрывайтесь от других сфер жизни;
  • Развивайтесь и самосовершенствуйтесь, обменивайтесь опытом с коллегами.

Профессиональное выгорание. Как не терять интерес к своему делу? Психотерапия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают их подверженность профессиональным деформациям (А. В. Буданов, 2011; Б. Д. Новиков, 2012; А. А. Реан, 2012; А. Р. Фонарев, 2013; А.К.Маркова, 2009; С. П. Безносов, 2009; Е.Т.Лунина, 2010; К. А. Юдчиц, 2011; С.Е.Борисова, 2011; Е. Д. Юрченко, 2011 и др.). Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «психического выгорания». Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних детерминант и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

На фоне всевозрастающего интереса к проблеме профессионального выгорания немаловажно уделить внимание особенностям профессионального выгорания социальных работников, профессиональная деятельность которых во многом связана с повседневным взаимодействием с людьми, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами в ходе осуществления повседневной профессиональной деятельности. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии у менеджеров, с целью разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.

В современной структуре экономических отношений деятельность менеджера носит сложный, многоплановый характер. Управленческая деятельность отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. С одной стороны, управленческие отношения в системе «руководитель--подчиненный» определяются особенностями социально-экономической системы общества, с другой стороны, управленческие отношения складываются между людьми и поэтому обусловлены особенностями их сознания. Деятельность менеджера характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, широкой сетью контактов разного уровня, преобладанием непосредственного речевого (устно) общения с другими людьми.

К основным функциям менеджеров, как известно, относятся: планирование, прогнозирование, организация и координация взаимодействия подчиненных, принятие решений, контроль. Помимо сугубо «производственных функций» и связанных с ними формальных отношений, характеризующихся высокой когнитивной сложностью, большую значимость в деятельности менеджера приобретают «социально-психологические» функции, связанные с «человеческим фактором» и неформальными отношениями в коллективе: коммуникативные, воспитательные, дисциплинарные, психотерапевтические и др. Последние, в свою очередь, могут характеризоваться особой эмоциональной напряженностью (Свенцицкий, 1986). Сложный и ответственный характер деятельности менеджера обусловливает наличие различных стрессогенных ситуаций, которые создают предпосылки для возникновения синдрома психического выгорания.

1. Признаки и факторы профессионального выгорания

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Впервые термин "выгорание" (burnout) ввел американский психиатр Фрейденбергер в 1974 году, под ним подразумевалось состояние деморализации, разочарования и крайней усталости. Выгорание как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данная трактовка близка к пониманию выгорания как "синдрома хронической усталости". Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, опустошенности и усталости.

В толковом словаре русского языка Ожегова глагол "выгореть" имеет два значения: сгореть целиком; выцвести, потерять окраску. Удивительно, но эти два оттенка смысла сохраняются и в отношении необратимости/обратимости процесса профессионального выгорания. Так, по мнению исследователей Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С., "выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса "сгорания дотла". Однако "при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс "затухания горения" может быть не только остановлен, но и преобразован в "продуктивное горение".

Редукция личностных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и служебных возможностей, либо в ограничении своих обязанностей по отношению к другим, что приводит к возникновению чувства некомпетентности. Синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий ("человек-человек"), в том числе для всех категорий руководителей и менеджеров по управлению персоналом. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем, от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Характерной особенностью профессионального выгорания является его динамичность, это процесс, развивающийся во времени, сопровождающийся предъявлением таких внешних и внутренних требований к человеку, которые превышают его собственный ресурс. Интенсивная физическая и эмоциональная нагрузка, дефицит времени для осуществления поставленных задач, гиперответственность и перфекционизм составляют факторы риска, повышающие вероятность выгорания, приводящего к изменению отношения к совершаемой работе. Работа воспринимается как формальность, как тяжелая необходимость, а не источник удовлетворения и самоактуализации. Таким образом, профессиональное выгорание - это частный случай деформации личности вследствие осуществления профессиональной деятельности. Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психофизиологические, психические и поведенческие компоненты.

Признаки, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим признакам профессионального выгорания относятся такие, как: менеджер профессиональный работающий

Чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (так называемый симптом хронической усталости);

Ощущение эмоционального и физического истощения;

Снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

Частые беспричинные головные боли;

Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

Резкая потеря или резкое увеличение веса;

Полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

Возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

К социально-психологическим призакам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");

Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

Вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

Невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же признаками, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Признаки профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, то есть в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы; профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия. Можно выделить два больших блока организационных и индивидуальных факторов, влияющих на возникновение и процесс синдрома профессионального выгорания.

Организационные факторы.

Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.

Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объем работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности стимулируют развитие выгорания.

Продолжительность рабочего дня. Увеличение продолжительности рабочего дня, частая сверхурочная работа, а также ненормированный рабочий день, принимающие "хроническую" форму, имеют прямое влияние на возникновение выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.

Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны, хотя теоретически можно предполагать наличие положительной связи между этими переменными, что подтверждается рядом исследований. Однако есть и исследования, в которых такая связь между данными переменными не обнаружена. Видимо, отсутствие связи может опосредоваться и другими факторами, в частности, продолжительностью этого контакта.

Степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения - важный фактор, взаимодействующий с выгоранием. Практически все исследования подтверждают отрицательную корреляционную зависимость между указанными переменными и выгоранием, хотя отмечается, что связь между последней переменной более тесная.

Социально-психологические факторы. Пожалуй, один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания - социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.). Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям. Наиболее значимой для работников является поддержка от супервизоров и администрации. Более того, некоторые исследователи подчеркивают, что интраперсональные конфликты в группе работников (т.е. по горизонтали) гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение. Приведенные исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

По вопросам, касающимся других особенностей социально-психологического взаимодействия в коллективе по вертикали, есть несколько исследований, посвященных изучению влияния стиля руководства на тенденцию к выгоранию у подчиненных. Отмечается незначительная корреляция между этими двумя переменными, причем демократический стиль руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.

Важный фактор - стимулирование работников; эта проблема рассматривалась в русле категории вознаграждения работников за их труд, - материальном и моральном, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания. При этом некоторые исследователи отмечают, что для работников в предотвращении выгорания важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что в данном контексте обозначается как справедливость. Есть исследования, показывающие, что дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации.

Наконец, последний из организационных факторов, имеющий тесные взаимоотношения с выгоранием - ролевой конфликт и ролевая двойственность. Во всех исследованиях, посвященных данному аспекту проблемы, подчеркивается положительная связь между указанными характеристиками и эмоциональным истощением и деперсонализацией, а также отрицательные корреляции с профессиональной эффективностью.

Индивидуальные факторы.

Индивидуальным факторам рядом исследователей уделялось особенное внимание, предпочитая их организационным. Исследования данного направления дают следующее представление влияния индивидуальных факторов на выгорание.

Социально-демографические характеристики. Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Отмечено, что эмоциональному выгоранию наиболее подвержены молодые люди (19-25 лет) и более старшего возраста (40-50 лет). Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.

Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы. В большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляций между указанными переменными и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними. В частности, отмечается незначительная отрицательная корреляция между общим стажем работы и стажем работы в данном лечебном учреждении и выгоранием у психиатров.

Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью профессионального выгорания. Однако такая тенденция наблюдается только в отношении деперсонализации, а эмоциональное истощение не зависит от данного фактора. Редукция же профессиональных достижений дает совершенно обратную картину, имея наибольшие значения у испытуемых со средним, нежели высшим образованием. Влияние других социально-демографических переменных на выгорание - этническая и расовая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты - изучалось в гораздо меньшей степени.

Личностные особенности. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды.

"Личностная выносливость". Данная характеристика в зарубежной психологии определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

2. Профессиональное выгорание в деятельности менеджера

Среди личностных факторов, предрасполагающих к развитию синдрома выгорания у менеджеров, зарубежными исследователями отмечаются такие, как интроверсия, низкое самоуважение, низкая эмпатия, реакция на стресс по типу А, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. В ходе многочисленных исследований были выявлены три основных фактора возникновения профессионального выгорания у работников управленческой деятельности.

Первый фактор, снижающий вероятность синдрома выгорания, образуют: ориентация на сотрудничество и компромисс, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, креативность подхода к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений. К личностным факторам, препятствующим психическому выгоранию, относятся: высокая общительность в малых группах, социальная смелость, радикализм.

Второй фактор, определяющий вероятность развития эмоционального истощения и деперсонализации, включает заниженную самооценку, эмоциональную неустойчивость, низкую активность и неумение сплачивать коллектив, тенденцию к избеганию трудных ситуаций общения.

Третий фактор психического выгорания -- это «размытость» личных целей и ценностей, низкий уровень управленческих умений, неадекватность самооценки, характеристики по показателю «консерватизм -- радикализм».

Результаты факторного анализа позволяют предположить, что личностные и стилевые особенности менеджеров обусловливают и различные типы их «профессионального выгорания», и то влияние, которое они оказывают на управленческие стратегии, взаимодействие с подчиненными и сохранность здоровья специалистов. Разработка данной проблематики весьма актуальна для определения путей профилактики синдрома выгорания и купирования негативных последствий стрессов межличностных отношений.

Обобщение исследований различных групп российских менеджеров среднего звена позволили выделить три группы личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск выгорания у менеджеров.

Личностный фактор. Общительность и социальная смелость,высокая экспрессивность, практичность -- рациональность, средние значения конформизма и подозрительности, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, оптимизм, гипертимность, профессиональный опыт, высокая квалификация, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста.

Модели преодолевающего поведения. Просоциальные модели, расширение социальных контактов, поиск социальной и профессиональной поддержки, уверенные активные проблемно-ориентированные и эмоционально-сфокусированные действия (дистанцирование, позитивная переоценка, рационализация, самоконтроль и самообладание), ориентация на конструктивные способы регулирования конфликтов по К. Томасу (компромисс, сотрудничество), широта репертуара преодолевающих моделей поведения и гибкость их применения в соответствии с ситуацией.

Менеджерские умения. Креативность подхода к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений, умение сплачивать коллектив, высокий уровень управленческих умений.

Заключение

Для того, чтобы избежать возникновения синдрома профессионального выгорания работникам в управленческой деятельности необходимо постоянно увеличивать знания, это можно сделать на курсах повышения квалификации, переквалификации, дополнительном образовании и прочее.

Важным аспектом в профессиональной деятельности менеджера является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда социальный работник сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда социальный работник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Для снятия напряжения необходимо научиться управлять как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Можно воспользоваться упражнениями разработанными Г.Дьяконовым. Эти упражнение ориентированы на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня или целого года.

Работник должен прислушаться к своим ощущениям и переживаниям и ответить на вопросы: почему мне больше неинтересна эта работа? почему я не верю в успех своей деятельности? Эмоциональное выгорание только лишь отчасти возникает из-за стресса. Во многих случаях причина находится гораздо глубже - она кроется в мотивации работника выполнять ту или иную работу. И если будет найдена правильная мотивация, вернется интерес к работе, сотрудник расставит приоритеты, исчезнет стресс. Не исключено, что сотрудник, определив для себя сферы интересов и мотивацию, сам примет решение о смене должности, а иногда и компании. Такой шаг может быть также решением проблемы, и задача руководителя и менеджера по персоналу - помочь ему выбрать подходящую должность в компании или поддержать его в поиске других вариантов. Главное для сотрудника в данной ситуации - действовать.

Также рекомендуется рационально организовать свое рабочее время, обеспечив гармоничный баланс между работой и отдыхом. На работе находить разные подходы к решению одних и тех же задач, расширять или менять свои должностные обязанности или полномочия, участвовать в новых проектах, заниматься образованием и самообразованием. В свободное от работы время уделять время своим близким людям, заниматься собственными интересами и увлечениями, своим физическим здоровьем.

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Эмоциональное выгорание опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства.

Профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п.

Особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников, но и у целой организации. В данном случае выгорание проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.

Однако существуют люди, которые с меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности переживают синдром профессионального выгорания. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии. Также это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Список литературы

1. Батаршев А.В. Психология управления персоналом. - М.:2011.

2. Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.:2010.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; - М.:2006.

4. Франкл В. Сказать жизни "Да". - М.:2007.

5. Фромм Э. "Иметь" или "быть". - М.: 2011.

6. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2011.

7. Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс - тренинг.- СПб., 2011.

8. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2010.

рунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. М.: Издательство МГУ 2008.

10. Трунов. Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2008.

11. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные причины профессионального выгорания, его признаки и факторы, значение в деятельности менеджера современного предприятия. Общее сведения об организации ООО "Дельта", особенности профессионального выгорания управленческого персонала.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие и виды стресса, его факторы (причины) и симптомы (проявления). Признаки синдрома профессионального выгорания. Диагностика стрессового состояния и методы управления им. Разработка программы психологической защиты сотрудников от стрессов на работе.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2013

    Феномен эмоционального выгорания, факторы, предрасполагающие к его возникновению. Методы и техники когнитивного консультирования. Оценки уровня личностной тревожности. Диагностика, профилактика и коррекция профессионального выгорания руководителей.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Характеристики и уровни профессионального выгорания в России и Германии. Синдром "burnout": парадигмальный подход. Виды стресс–менеджмента в организации. Формирование конструктивного отношения к стрессовым ситуациям и овладение методами саморегуляции.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2014

    Проблема здоровья в профессиональной деятельности. Социально-психологические и личностные факторы риска выгорания. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

    презентация , добавлен 16.07.2014

    Характеристики и уровни профессионального выгорания в России и Германии. Международная ассоциация управления стрессом и ее научные исследования в области стресс-менеджмента. Тест на синдром "Burnout" Манфреда Нельтинга. Овладение методами саморегуляции.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2014

    Понятие и виды обучения персонала. Направления профессионального обучения. Обучение персонала на рабочем месте и вне его. Методы повышения профессионального мастерства менеджеров. Методы обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. Причины и влияние стресса на человека.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Понятие стресса, его признаки, последствия, стадии проявления. Причины, источники и факторы его возникновения в процессе труда. Психологические проблемы, вызывающие стресс в профессиональной деятельности менеджеров по продажам и бухгалтерских работников.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2013

    Сущность и особенности профессионального стресса, его потенциальные последствия. Изучение профессионального стресса у сотрудников МП "Тольяттинского троллейбусного управления". Рекомендации сотрудникам по профилактике и преодолению стрессовых ситуаций.

Введение

Актуальность. В последние годы все более актуальной становится не только проблема профессионального стресса, но и связанного с ним синдрома «профессионального выгорания» работников. Синдром «профессионального выгорания» в литературе обозначается также понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Среди внешних факторов, способствующих возникновению профессионального выгорания, выделяют следующие: организационный фактор (не четкая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей), психоэмоциональный стресс (эмоциональные и нервные перегрузки, интенсивное общение, психологическая трудность контингента); неблагополучная психологическая атмосфера (недостаточная социальная поддержка, конфликтность).

В изучение данной темы внесли свой вклад такие ученые как М.А. Аминов, В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А. Лэнгле, А.К. Маркова, К. Маслач, Л.М. Митина, В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк, Х. Фрейденбергер и другие.

Цель исследования: выявить особенности профессионального выгорания сотрудников.

Объект исследования: профессиональная деятельность.

Предмет исследования: профессиональное выгорание сотрудников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия синдрома профессионального выгорания.

2. Изучить симптомы и факторы профессионального выгорания.

3. Выявить причины и проявления профессионального выгорания.

4. Описать меры предупреждения профессионального выгорания.

Методы исследования: анализ психологической литературы, анализ отношений между отдельными сторонами явления.

Понятие синдрома профессионального выгорания

В современной психологии огромное внимание уделяется проблеме психических состояний.

Психическое состояние -- это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными и имеют сложную структуру. Один из параметров, входящий в структуру психических состояний -- это длительность.

Принято выделять мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. Особое внимание следует уделить длительным и хроническим психическим состояниям, к которым относят -- состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

В последнее время все чаще и чаще встречается термин «профессиональное выгорание». К сожалению, профессиональному выгоранию подвержены представители многих профессий.

Профессиональное выгорание -- это частный случай профессиональной деформации.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) впервые ввел в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью. По сути, профессиональное выгорание -- это длинный хронический стресс.

По мнению большинства ученых, выгоранию, в наибольшей степени, подвержены сотрудники, которые по роду своей деятельности вынуждены много и интенсивно общаться с людьми. Прежде всего, это руководители, менеджеры и другие представители «помогающих и коммуникативных профессий».

Причем особенно быстро выгорают трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью, перфекционисты, стремящиеся изменить мир к лучшему. Как отмечал Фрейденберг, «использованными спичками» могут стать, прежде всего, добрые, мягкие и эмоционально вовлеченные в дело идеалисты; интроверты, которые долго и глубоко переживают свои впечатления; фанаты, которые сутками работают над воплощением своих идей. Они настолько увлекаются, что не следят за здоровьем, забывают о личной жизни, кладут все на алтарь своего дела. Работая на пределе своих возможностей в бешеном ритме, отдавая себя без остатка, они ждут признания общества. И не дождавшись его, получают серьезнейший удар. Данное поведение в психологии называется «поведение по типу А».

Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. - М. 2004. С. 30..

Профессиональное выгорание - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы Юрьева Л.М. Профессиональное выгорание медицинских работников. - М., 2004. С. 23..

Таким образом, профессиональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Иногда профессиональное выгорание (в иностранной литературе - «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 2003. С. 155..

Профессиональное выгорание -- совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 84.. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Профессиональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. - Харьков, 2004. С. 111..

Как видно из выше приведенного перечня признаков синдрома психического «выгорания», нет единой точки зрения на данную проблему. Но то, что он включает широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов, это несомненный факт. И все эти слагаемые играют большую роль в адаптации человека к условиям профессиональной и жизненной ситуации. Умение управлять своими эмоциями, своими желаниями, страстями - важная задача любого профессионала. Научиться менять негативные эмоции на положительные - важное условие успешной работы с людьми.

Следует отметить, что профессиональная деформация личности -- это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» у врачей стоматологов // Новая стоматология. 2002. № 2. С.97..

Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг и управленческая эрозия.

Административный восторг -- своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Управленческая эрозия или «порча» властью -- один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.

«Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации. Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.

Испытанные методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений, и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления.

Основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация (замена) на руководящих должностях. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-либо времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большие инновационность, творчество и энтузиазм Чуваков Г.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медсестёр лечебно-профилактических учреждений // Врачебные ведомости. 2007. - № 3. - С. 65..

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию профессионального выгорания, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Н.Г. Осухова выделяет 3 стадии развития профессионального выгорания, сопоставимые с последними двумя фазами стресса (фазой резинстентности и фазой истощения), которые характеризуются следующими проявлениями:

1. Приглушенность эмоций, исчезновение остроты чувств. Скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Пища кажется грубой и пресной.

2. Начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, возникает чувство неприязни к пациентам, которое на первых порах удается сдерживать, но постепенно скрывать раздражение становится все труднее. В результате озлобленность буквально выплескивается на ничем не повинного человека, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» часто сам не понимает причины своего раздражения.

3. Пустой взгляд и ледяное сердце. Весь мир становится безразличен. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты, вплоть до рвоты. Возможны головная боль, апатия, бессонница, депрессия, отвращение к пище или булимия, алкоголизм и др.

Модель Дж. Гринберга представляет собой смену следующих этапов:

1. «Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. «Недостатоктоплива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижаются интерес к трудовой деятельности, продуктивность работы, могут развиться дистанцирование, цинизм. Если мотивация достаточно высока, используя НЗ (неприкосновенные запасы энергии), показывает высокие результаты, но за счет своего здоровья.

3. Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.

4. Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной работоспособности; усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.

5. «Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.

Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартпман представляет собой:

1. Возникает напряженность вследствие:

Недостатка навыков и умений работника, необходимых для соответствия статусно-ролевым и профессиональным требованиям;

Несоответствия работы ожиданиям человека, потребностям или ценностям.

2. Появляются сильные ощущения и переживания стресса.

3. Состояние человека характеризуется реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

Модель М. Буриша включает в себя смену следующих фаз:

1. Предупреждающая фаза.

2. Снижение уровня собственного участия.

3. Эмоциональные реакции.

4. Фаза деструктивного поведения.

5. Психосоматические реакции.

6. Разочарование.

Модель Р.Т. Голембиевского и Р.Ф. Мунзенридера:

Фазы 1-3. Низкая степень выгорания. Наличие ресурсов для преодоления стресса.

Фазы 4-5. Средняя степень выгорания. Усиление эмоционального истощения.

Фазы 6-8. Высокая степень выгорания. Истощение. Дефицит энергетических и эмоциональных ресурсов.

Модель В.В. Бойко представляет собой смену определенных фаз Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб, 1999. С. 46.:

А) Фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания.

Б) Фаза «Резистенция»: сопротивление нарастающему стрессу;

В) Фаза «Истощение»: выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой негативное проявления профессионального воздействия на личность сотрудника.

В последнее время очень часто встречается такой медицинский термин, как «профессиональное выгорание». Впервые о нем заговорили сотрудники Монреальского госпиталя. Многие считают, что данное заболевание - не что иное, как форма депрессии. Однако здесь есть, о чем поспорить.

Считается, что данный синдром - это одна из форм Ранее (в 1974 году) появилось понятие А вот профессиональное выгорание - это процесс длительного воздействия на организм факторов, вызывающих стресс. И они все связаны с профессиональной занятостью больного. То есть данное заболевание - это серьезный хронический процесс.

Как правило, данный синдром развивается чаще всего у людей, которые по роду своей деятельности постоянно общаются с людьми или же заняты интеллектуальным трудом: журналисты, педагоги, доктора, руководители в разных областях и прочее. Профессиональное выгорание имеет несколько признаков. Так, при его развитии возникает полная апатия к работе, коллегам (даже если раньше вы дружили) и ко всему происходящему, в целом. Как правило, появляется человек начинает думать, что он в недостаточной мере компетентен, у него мало опыта и знаний, чтобы занимать данную должность или пост.

Как правило, данный синдром имеет еще ряд физических признаков. Дело в том, что в связи с накоплением отрицательных эмоций организма начинают истощаться. А это выражается в постоянном чувстве усталости, повышенной утомляемости, расстройствах сна (регулярной бессоннице). Человек становится очень раздражительным, у него начинаются проблемы со зрением и слухом,

В целом, синдром профессионального выгорания может возникнуть под влиянием трех факторов:

  1. Личностного. Как утверждают психологи, подобному заболеванию подвержены, в большей степени, женщины. Дело в том, что именно они склонны очень эмоционально переносить все трудности, связанные с профессиональной деятельностью. Также этот синдром чаще развивается у тех людей, которые более гуманны и склонны к сочувствию. Они часто увлекаются идеей, загораются, а их увлечение может дойти до фанатизма. Также профессиональное выгорание не менее опасно для авторитарных и сдержанных людей, у которых низкий уровень эмпатии.
  2. Ролевого. Данный синдром чаще всего встречается в тех коллективах, где нечетко распределены обязанности и ответственность сотрудников, действия несогласованны, а конкуренция повышена.
  3. Организационного. Профессиональное выгорание непосредственно зависит от уровня психоэмоциональной деятельности (необходимость в активном общении, что требует эмоциональных затрат, принятия решений, высокой концентрации на восприятии информации). Также повышает риск развития синдрома неблагоприятная атмосфера в коллективе: конфликты, бюрократия, необходимость работы с психологически трудными членами общества (больные люди, и т.п.).

Многие всерьез считают, что данная болезнь - просто выдумка. На самом же деле, это серьезное заболевание, требующее лечения. При первых же симптомах необходимо обратиться за консультацией к психологу. Если же существует еще и физическая симптоматика, нужно посетить терапевта.

Профилактика профессионального выгорания требует постоянного чередования труда и активного отдыха. На работе нужно уметь переключаться с конфликтных ситуаций на позитивные моменты, не останавливаться на чем-то одном долгое время. Также нужно определить для себя целесообразность выбора профессии или места работы. Возможно, это просто «не ваше». Тогда решение проблемы кроется просто в правильном выборе рода деятельности.