Тренинг коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки

Читайте в этой статье:

В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Начало формирования коммуникативных навыков дошкольника

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитание всех этих навыков с самого рождения. Эти навыки включают в себя: способность с пониманием и заботой относиться к другим людям, умение поставить себя на место другого и входить в его положение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что неосторожные слова могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Чем больше понимание между людьми, тем большая симпатия может возникнуть. Важно вкладывать в юные головы мысли о том, что нельзя принижать и оскорблять других людей, даже если они не согласны с вашим мнением и чем-то отличаются от большинства. Развитие всех этих навыков у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, с товарищами по группе детского сада, с преподавателями и воспитателями. Характерные черты общения с окружением начинают проявляться сразу после рождения ребенка. Младенец, вступивший в жизнь, впитывает, как губка, схемы коммуникативности, которыми пользуется его окружение в семье и детском учреждении.

Влияние семьи на развитие дошкольника

Гармоничное психическое развитие детей дошкольного периода целиком зависит от благоприятного психологического климата в их семье. Это та почва, на которой будут взращены важные в человеческом обществе черты личности. Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.

Однако во многих семьях в современных условиях на первом месте находятся финансовые и бытовые проблемы. Это обуславливает стремление некоторых родителей отодвинуть развитие детей на второй план и как бы самоустраниться от вопросов воспитания собственных детей, в том числе и от развития коммуникативных способностей. Такое несознательное отношение к воспитанию своих детей может пагубно отразиться при вхождении маленького человека на сложный путь взаимодействия с окружающим миром, послужит существенным препятствием в обретении новых друзей и решении сложных жизненных ситуаций.

Первое взаимодействие с миром малыш получает из общения с родителями. В этом взаимодействии ребенок узнает правила хорошего и плохого общения с окружающими. Дети раннего возраста весьма восприимчивы и внушаемы, поэтому обучение ребенка своим отцом или матерью правилам общения происходит не всегда осознанно, порой даже и для самого родителя. Общаясь со своим чадом, родитель передает ему свою модель коммуникативности. И не всегда эта модель полностью соответствует тем нормам и правилам, которые могут обеспечить гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Положительные и негативные модели воспитания ребенка

Есть семьи, наполненные теплой атмосферой любви, понимания, заботливой взаимопомощи. Это очень благоприятная почва, чтобы психическое развитие детей протекало в правильном русле и у них формировался навык позитивного взаимодействия с окружением. Если родители с пониманием относятся к жизни ребенка, уделяют время для игр с ним, общаются, вникают в его проблемы, ласкают его, малыш получает эмоциональную защиту и воспитывается радостным, уравновешенным, способным к гармоничному общению человеком, с высокой самооценкой. Такой ребенок если и окажется в сложной ситуации, то он гораздо быстрее справится с отрицательными эмоциями и найдет верное решение для выхода из конфликта. Нет необходимости прививать ребенку из благополучной семьи навыки оптимального общения с окружением, он получил набор таких умений из опыта личного взаимодействия с членами семьи.

К сожалению, существуют семьи, в которых царит недоброжелательная, бездушная и даже агрессивная атмосфера. Здесь общаются в грубой авторитарной манере, жестко обрывают разговор, насмехаются над провинностями ребенка, безразличны к его проблемам, разговаривают с ним резко и бездушно. В таких семьях властвует излишняя требовательность, чрезмерно жесткое отношение и отвергаются психологические нужды ребенка. Искаженные коммуникативные навыки закрепляются в поведении дошкольника, так как они обуславливаются той ролью, которую отвели ему в семье.

Воспитанник из такой негармоничной семьи будет проявлять агрессию, настороженность или, наоборот, начнет заискивать и прибегать ко лжи. Дошкольнику, недополучившему родительской любви и внимания, весьма трудно налаживать взаимоотношения со своим окружением. Все эти недостатки воспитания детей дошкольного периода жизни имеют одно схожее качество — это недостаток гибкости и пластичности, неумение приспособиться к требованиям ситуации, текущего момента. Психологическое состояние таких детей весьма фрустрированное, искаженное навязанной ему в семье моделью поведения. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи психолога.

Типичные модели поведения детей в семьях с непоследовательным воспитанием

  1. «Кумир всей семьи» может вести себя как угодно плохо, он неизменно будет вызывать у членов семьи лишь восторг, любой его каприз сразу выполняется, с ним разговаривают лилейным тоном, ему посвящена жизнь всех домашних. В результате такого обожания «кумир» становится капризным, разбалованным, эгоистичным.
  2. «Мамино (папино, бабушкино) сокровище» — похож на предыдущую модель, но только ребенок является любимчиком одного из взрослых и ощущает его особое отношение к себе, в то же время остро реагируя на нехватку такого же внимания от других членов семьи. Вместо этого его высмеивают, называя папиной дочкой или маменькиным сыночком.
  3. «Ребенок-паинька» — обязан выполнять негласный свод правил и приличий в семье, никому не интересны его истинные желания и чаяния, ему прививается способность к лицемерию и двуличию. Немудрено, что именно такие «образцовые» дети неожиданно для всех совершают поступки, попирающие все нормы морали и права.
  4. «Болезненный ребенок» привыкает к постоянной чрезмерной опеке всех членов семьи, и, даже если он выздоравливает, к нему продолжают относиться, как к слабому и немощному человеку. Это развивает эгоцентризм, капризность, неумение брать ответственность на себя.
  5. «Невыносимый ребенок» создает постоянное напряжение и лишние хлопоты для всех членов семьи. Его постоянно наказывают, делают выговоры, читают нотации. Возможно, психический склад озорника действительно труден для воспитания, но не только в нем дело. Оказывается, невыносимое поведение трудного ребенка сплачивает членов семьи, доселе с натяжкой общающихся между собой, также она может использоваться как повод для самоустранения от воспитания озорника или же как возможность изолировать неугодного члена семьи, например бабушку или отца, якобы балующих ребенка.
  6. «Ребенок-золушка» прислуживает в собственной семье. Выполняя многочисленные обязанности, он не получает ни малейшего поощрения за это. Все награды достаются братьям и сестрам, что взращивает в нем чувство приниженности, завистливости и несамостоятельности.
  7. «Ребенок-козел отпущения» становится громоотводом для агрессии всех домочадцев, он одинаково плох для каждого члена семьи, каждый может разрядить на нем свое раздражение. При таком постоянном унижении ребенок становится закомплексованным, задавленным. Он боится сказать лишнее слово или совершить любой поступок из-за страха быть наказанным и в результате становится безынициативным, запуганным человеком с израненной психикой.

Взаимодействие детей в группе детского сада

Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при оформлении ребенка в детский сад. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.

Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.

Их негативное отношение к окружающим получает соответственную реакцию, которая жестко ударяет по ним же самим. Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие ребят дошкольного возраста:

  • повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость;
  • низкое социальное положение, уничижительное отношение к своей личности;
  • отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
  • неудовлетворенность потребности в общении;
  • неумение почувствовать, какие эмоции испытывает другой человек;
  • развивающаяся нервозность, невропатия, множество страхов, мешающих общению;
  • замкнутость и пассивность, отказ от контактов, уход в себя;
  • повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причинять боль.

Психологическая коррекция детей с нарушением коммуникативных навыков

Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения ребенка. Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:

  • создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
  • обучение умению услышать и понять другого человека;
  • обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
  • развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
  • обучение разговорной этике;
  • преодоление стеснительности, снятие зажимов;
  • обучение способности осознавать свои чувства;
  • развитие способности распознавать эмоции другого человека;
  • развитие способности выражать свои чувства словесно;
  • опора на взаимодействие с родителями детей.

Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

  1. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
  2. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
  3. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
  4. Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
  5. Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  6. Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.

Все эти методы направлены на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты, эмпатии, гуманности, способности к нормальному человеческому взаимодействию с окружающими людьми. Подробнее остановимся на том, как осуществляется коммуникативное и социальное развитие дошкольников с помощью игровых методов.

Использование игры в развитии навыков общения дошкольников

Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют.

  1. Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
  2. Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
  3. Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
  4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
  5. Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
  6. Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.

Театрализованная игра как способ обучения детей общению

Обучать детей раннего возраста общению можно только в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность. Ребенка нужно научить самостоятельно задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. Одним из способов обучения детей общению, великолепно справляющейся со всеми этими задачами, являются театрализованные игры. Такие игры весьма популярны у дошкольников, ведь вместе с персонажами сказок дети исследуют окружающий мир, переживают целый букет эмоций и чувств, дают оценку поведению любимого персонажа в его взаимодействии с другими героями сказки. Важно, чтобы инсценировка сказки стала не просто заучиванием искусственных текстов и жестов, а способствовала развитию импровизации, фантазии ребенка, развивала умение вчувствоваться в эмоциональное состояние театральных персонажей, формировала ощущение уверенности в своих возможностях и прививала навык свободного вербального общения.

Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков.

Гармонизация детско-родительских отношений

Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с их родителями. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что, используя работу в детско-родительских группах и обучая родителей некоторым приемам общения, можно повлиять на стиль их взаимодействия со своими детьми в семье, укрепляя этим психологическое здоровье дошкольников. Такие группы в последние годы стали весьма популярны как в России, так и в странах зарубежья. Цель проекта — перестройка и гармонизация детско-родительских отношений, налаживание равноправного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми, задача — обучение приемам и навыкам оптимального гармоничного общения родителя с ребенком.

В процессе прохождения цикла занятий в группе родители начинают относиться к своим детям с большим пониманием, менее критично и учатся создавать для них атмосферу безопасности и принятия. Дети и родители взаимодействуют в группе, тем самым помогая друг другу в укреплении взаимоотношений, в поиске ответа на сложные вопросы, которые и явились причиной посещения групповых занятий. В процессе занятий используются различные виды игр. Будучи участником игры, человек, понимая условность игровой ситуации, тем не менее реагирует на нее так же, как и в реальной жизни. Поэтому игра не только обучает новым способам взаимодействия, но и корректирует стиль общения родителя с ребенком.

Взаимодействуя со своим ребенком в игре, подчиняясь ее правилам, родитель снисходит с позиции непогрешимого и всегда правого взрослого, а ребенок получает возможность ощутить себя важным и значимым. Ведь, играя со своим чадом, родитель находится на территории его интересов. К тому же игра увлекает своей новизной, нестандартностью и позволяет взрослому ощутить себя маленьким ребенком. Практика показывает, что хорошо осведомленные о физическом здоровье своих детей родители мало знают об их человеческих качествах. Важно, что объективное представление о своем сыне или дочери родитель может получить, глядя на них со стороны, как бы глазами других участников группы. В то же время родитель и ребенок получают возможность увидеть и оценить свое отражение в действиях и реакциях других людей.

В процессе игры между членами семьи устанавливается новый стиль общения по правилам союзников, так как родителю необходимо понять мотивацию действий своего ребенка, его логику, ощущения и эмоциональное состояние. В результате маленький человек, с полным доверием погружаясь во взаимодействие с родителем, начинает ощущать значимость своей личности. В такой атмосфере творческое самовыражение дошкольника может раскрыться особенно полно и одновременно возрастает его ощущение ответственности за происходящее. Полная свобода в творческом проявлении себя вкупе с поддержкой родителя и отсутствием страха наказания является мощным стимулом в повышении самооценки ребенка, в укреплении его психологического здоровья и формировании всех необходимых коммуникативных навыков.

Взаимодействуя в игре и наблюдая за своим ребенком, родители начинают подмечать такие характерные черты, которых они не замечали в реальной жизни. Такие занятия учат сотрудничеству со своими детьми, помогают с пониманием относиться к их маленьким победам и поражениям и дают толчок к совместному творчеству в игре, которое впоследствии непременно займет достойное место и в реальной жизни семьи.

Совместные усилия воспитателей и родителей в развитии детей

Активное участие родителей в мероприятиях детского сада, таких как «Семейная эстафета», «Вежливое поведение», «Новогодний карнавал», «День Победы», дают им возможность вносить свою помощь в подготовке праздников, проникаться интересами работы детского сада, активно взаимодействовать с воспитателями своих детей, знакомиться с методикой воспитания, обогащать свой опыт. Родители получают возможность взглянуть на своего ребенка вне стен дома в других условиях, это заставляет их пересматривать стиль своего общения с ним и обновлять воспитательные приемы. В результате родители начинают понимать, что участие в жизни детского сада — это не прихоть воспитателей, а необходимость для оптимального развития их собственных детей. Такой подход формирует взаимосвязь между родительским воспитанием и воспитательными методиками ДОУ.

В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникабельные люди получают удовольствие от общения, у них обширная сеть контактов, они не теряются в сложных ситуациях и легко адаптируются к новым условиям. Если для вас предстоящие переговоры превращаются в ожидание мучений, пора работать над собой.

Кто такой коммуникабельный человек? Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс.

Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе , они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.

Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, если вы хотите развить в себе коммуникативные навыки общения, прислушайтесь к следующим советам.

Как развить коммуникабельность

Не следует избегать и уходить от общения

Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.

Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.

Научитесь получать удовольствие от общения

Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.

Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.

Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.

Старайтесь выступать инициатором беседы

Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»

Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.

Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними

Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.

Работайте над своим артистизмом

Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.

Убейте в себе пессимистические настроения

Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.

Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение - обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей - важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие - основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.


Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.


Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья - наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр - способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как - нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное - попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.


Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное - выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что - обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников - научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Похожие материалы

Умение устанавливать контакт с людьми – важный навык, значение которого особенно велико в сегодняшнем мире больших возможностей. Развитая коммуникабельность помогает понимать окружающих и быть понятным, успешно вести переговоры, продавать себя и товары, быть лидером – легко приспосабливаться к новым условиям и добиваться практически любых целей, как в повседневной жизни, так и в бизнесе. Цель тренинга на развитие коммуникации – формирование практических навыков для решения задач говорящего. Отрабатывая в игровой форме вербальный и невербальный способы коммуникации, мы научимся:

  • производить “правильное” впечатление на собеседника;
  • легко устанавливать и поддерживать контакт;
  • убедительно аргументировать свою позицию и отстаивать свои интересы;
  • выделять и нейтрализовывать попытки манипуляции;
  • управлять эмоциями и безболезненно преодолевать конфликты.

Некоторые из нас очень остро нуждаются в собеседниках, другие могут подолгу оставаться наедине с собой. Потребности каждого человека в общении различны, но от них никуда не деться даже самому глубокому интроверту. Общение - это биологическая потребность, и попытки сопротивляться ей бесполезны. Уже после пяти дней в полном одиночестве в нервной системе человека начинаются дегенеративные изменения, возникают галлюцинации. Сам себе не отдавая отчет, человек ищет собеседника в зрительных и звуковых образах и общается с ним, как с реальным.

Как любой театр начинается с вешалки, так и тренинг на развитие коммуникации начинается со знакомства.

«Коммуникабельность» — это слово, в последнее время, встречается нам очень часто. Оно является важным критерием при приеме на работу. И оно же считается необходимым навыком для просто целеустремленного человека.

Что это? Нужна ли коммуникабельность на самом деле, или это просто очередная «модная фишка»? И если «да», то, как развить коммуникативные навыки ?

Данное определение, похожее на термин из сферы техники и программирования, на самом деле означает не что иное, как «общительность». Умение говорить – вот, что требуется сегодня, дабы добиваться своих целей. Ведь сжатый, необщительный человек, как правило, получает от жизни очень мало.

Принимая нового сотрудника, любой руководитель хочет видеть в нем общительного человека, способного найти общий язык с кем угодно. И это неспроста, так как любая работа (даже смотритель кладбища) предполагает взаимодействие с людьми. И чем лучше оно происходит, тем эффективнее продвигается рабочий процесс.

Следует ли говорить о роли такого навыка, как «общительность» в повседневной жизни? Сможет ли необщительный человек иметь много друзей, или более того – найти себе спутницу жизни? Ответ – нет!

За исключением того, если этот человек, не умеющий разговаривать с окружающими людьми, будет стремиться к данным целям в обществе глухонемых (хотя и там, замкнутость не даст ему добиться желаемого).

Перед тем, как приступить к изучению методов усовершенствования навыков коммуникации, следует отметить, что она бывает двух видов:

  • Вербальная
  • Невербальная

Вербальное общение предполагает обмен информацией посредством голоса. Иными словами, это набор звуков (т.е. слова), которые вылетают из нашего рта.

Невербальное общение – это получение и выдача информации посредством телодвижений и мимики. Как бы не было парадоксально, но 80% получаемых данных наш мозг извлекает именно из него.

И тот, и другой тип общения требует постоянного усовершенствования. Поэтому, ниже, мы ознакомимся с лучшими способами оттачивания личной коммуникабельности.

5 эффективных методов, как развить коммуникативные навыки

Умение быть общительным, это не только правильно и четко испускать слова из себя. Иначе, освоение коммуникабельности не являлось настолько серьезным мероприятием.

Нужно еще и уметь правильно преподнести себя, чтобы вас слушали, отстаивать свою точку зрения, добиваться желаемых результатов и оставлять наилучшее мнение о себе.

Весь окружающий вас мир имеет одну цель – дать вам все то, что сделает вашу жизнь счастливой. Помните это, и не забывайте. Больше общайтесь, заводите новых друзей и не бойтесь завести разговор с проходящей мимо красавицей. Будьте счастливы!

Поделись статьей с другом: