Триумфальная арка константина. Прогулки по Риму

Последние изменения: Декабрь 20, 2018

Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.

Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю.

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.
В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.


В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода.
Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на . Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.

В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».

Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки

  • Охота на кабана
  • Жертвоприношение Геркулесу
  • Жертвоприношение Аполлону
  • Охота на льва

Барельефы Марка Аврелия на Арке Константина

В аттике и на фасадах строения установлено восемь барельефов, относящихся к эпохе правления Марка Аврелия. Их расположение – попарно по обеим сторонам от надписи. Прямоугольные мраморные плиты, высотой около трех метров, содержат сцены битв Марка Аврелия, состоявшихся во второй половине II века против германских народов – Квадов и Маркоманнов.

Барельефы южного фасада арки

  • Rex datus – представление побежденного правителя Марку Аврелию;
  • Captivi – пленники императора;
  • Adlocutio – император со своим войском;
  • Lustratio — жертвоприношение на поле боя.



Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четыре мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в . Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии.


Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на , становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.

Арка Константина в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Римская империя существовала более 500 лет, поэтому неудивительно, что она оставила после себя огромное количество памятников архитектуры. Государство славилось своими завоеваниями и возвращающихся с победой полководцев было принято встречать со всеми полагающимися почестями. Так в Риме родился особый вид архитектурного зодчества - триумфальные арки. Они строились из камня и должны были увековечить в памяти достижения и подвиги римских правителей. На арках изображали портреты императоров и их свершений при жизни. Арка Константина отличается от своих предшественниц тем, что была воздвигнута не в результате завоеваний империи, а приурочена к победе в гражданской войне императора Константина над своим соперником Максенцием.

По легенде Константину в ночь перед решающей битвой приснился знак в виде креста. После этого события началось широкое распространение христианства в Западной Европе.

История

Строительство арки велось с 312 по 315 года нашей эры. Для сооружения использовался мрамор, взятый с воздвигнутых ранее арок. Позднее неподалеку был установлен фонтан, использовавшийся как купальня для гладиаторов. До наших дней сохранились лишь остатки его фундамента.

За долгие годы состояние арки ухудшилось, и в 1832 г. архитектурное свидетельство античных времен было наконец приведено в надлежащее состояние. Сегодня арка Константина - самая поздняя из сохранившихся триумфальных арок.

Описание

Строение поражает своими размерами и величием. В высоту она поднимается на 21 м, ширина достигает почти 26 м, а глубина - более 7 м. На аттике располагаются восемь барельефов, снятых с памятника Марка Аврелия. Это главное сокровище арки Константина. На первом северном барельефе изображено возвращение императора Марка Аврелия в Рим после победы над германцами и сарматами. На втором Марк Аврелий уже выезжает из города, отправляясь на войну. Третье символизирует щедрость, император здесь показан раздающим деньги. Четвертый барельеф показывает милосердие императора и его ближайшего окружения.

Четыре барельефа на южной стороне показывают церемонию наделения императором властью германского вождя; солдат, ведущих пленников; обращение Константина к своим войскам перед началом военного похода; процесс жертвоприношения. Основания всех восьми колонн украшены рельефными изображениями солдат, плененных германцев и богини победы Виктории.

На медальонах диаметром около 2 м изображены эпизоды из охоты, жертвоприношения, Солнце и Луна на колесницах. Рельефный фриз показывает военный поход императора Константина от отбытия из Рима до въезда в город в качестве победителя

Практическая информация

Адрес: Рим, ул. via Sacra, вблизи Колизея и Палатина.

Как добраться: на метро по линии B до станции Colosseo, автобусами №№ 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810 и 850, трамваем № 3.

Вход свободный, арка открыта для посещения ежедневно и круглосуточно.

Введение

архитектура арка триумфальный

Прежде чем говорить об арках Древнего Рима, Франции и России стоит сказать о том, что собой представляет триумфальная арка.

Триумфальная арка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Существует несколько видов триумфальных арок. Они могут быть временными (чаще всего деревянными) или постоянными (из камня, кирпича, бетона). Имеют один, три или пять пролётов, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами (барельефами и горельефами) и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна (то же, что «Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная - арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Об этих и других арках стоит узнать поподробнее.

Триумфальные арки Древнего Рима

В качестве дани почтения для своих героев в Риме возводили триумфальные арки. Победитель, выигравший битву, прославлял свои героические поступки, въезжая в Рим через священные ворота. Начало строительства арок в Риме относится ко II веку до н.э., но во времена Римской Империи количество возводимых арок резко возросло. Это связано с тем, что теперь арки прославляли не только победителей войн, но и семьи Императоров.

Арка Тита

Триумфальная арка Тита - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н.э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н.э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н.э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора. Посвятительная надпись на аттике гласит:

SENATUS POPVLUSQVE ROMANUS DIVO TITO DIVI VESPASIANI F(ILIO) VESPASIANO AVGUSTO

«Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана»

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821 при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое:

INSIGNE RELIGIONIS ATQVE ARTIS MONVMENTUM VETUSTATE FATISCENS PIUS SEPTIMUS PONTIFEX MAX(IMUS) NOVIS OPERIBUS PRISCUM EXEMPLAR IMITANTIBUS FULCIRI SERVARIQVE IVSSIT ANNO SACRI PRINCIPATUS EIUS XXIIII

«Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».

Арка Константина

Триумфальная арка Константина - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н.э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

Арка Севера

Триумфальная арка Септимия Севера - трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н.э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195-203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина - 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика - 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые - высоту 7,8 м и ширину 3 м; перед ними со стороны Форума находятся несколько ступеней. Все три пролёта соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.

В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась.

Крупнейшими элементами декора арки являются 4 рельефа (размером 3,92 на 4,72 м) с изображением эпизодов войны с Парфией. Повествование начинается с левого рельефа со стороны Форума, где находятся подготовка к войне, битва с парфянами, обращение императора к легионерам, сражение с вражеским войском, возглавляемым царём. На правом рельефе изображён штурм Эдессы, обращение императора к войскам, капитуляция царя Осроены Абгара, римский военный совет. Со стороны Капитолия слева показана осада Селевкии и бегство парфян, а также торжественное вступление императора во взятый город. Справа - штурм Ктесифона, и выступление императора перед войсками у стен захваченной вражеской столицы.

В пазухах свода центрального пролёта арки находятся рельефы Викторий, летящих над гениями времён года. Боковые пролёты украшены олицетворениями рек. В основаниях колонн композитного ордера помещены рельефные изображения римских солдат и пленных парфян.

Рим является настолько древним городом, что в нем на каждом шагу встречаются какие-либо исторические и культурные памятники. Любой шедевр является напоминанием о каком-либо важном событии из многовековой летописи итальянской столицы. Здесь можно увидеть много арок, поставленных в честь доблестных полководцев-победителей , вернувшихся домой после долгой и тяжелой войны.

Общая информация

Один из таких уникальнейших памятников зодчества, относящихся к периоду расцвета Римской империи, находится неподалеку от знаменитого Колизея. Это Триумфальная арка Константина. Рим (Италия) всегда встречал своих победителей очень торжественно. В честь триумфатора возводилось специальное каменное сооружение, в котором увековечивался его подвиг. Мужественный воин гордо заезжал в город через построенную арку, где его с огромными почестями встречали местные жители. Однако есть исключения. Вовсе не на момент победоносного возвращения этого итальянского императора была возведена Триумфальная арка Константина в Риме.

История появления памятника

Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.

И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.

Описание

Триумфальная арка Константина выстроена непосредственно рядом с Колизеем. Она, пожалуй, является самой красивой из всех трех античных аналогов, сохранившихся до наших дней в современном Риме. Это величественный монумент, установленный на дороге, по которой все римские императоры торжественно входили в столицу после каких-либо торжественных событий. Подробная надпись, сделанная на аттике, сообщает о победе императора над Максенцием и о том, что Триумфальная арка Константина в Риме была построена сенатом и народом.

Те, кому повезло увидеть ее своими глазами, бывают потрясены размерами сооружения. Ее высота составляет 21 метр, ширина - 26 метров при глубине пролета более 700 сантиметров.

Триумфальная арка императора Константина - самая поздняя из всех трех аналогичных сооружений, считается одновременно и самой крупной в античном квартале Рима. Она отличается также использованными элементами декора, а также рифлеными коринфскими колоннами.

Строительство

Возведение монумента было завершено в июле 315-го года. Заказчиком строительства выступал Сенат. Предположительно, изначально это строение венчала квадрига, которая исчезла после вторжения в Рим вестготов Алариха в 410-м году.

Во времена средневековья Триумфальная арка Константина, как и соседний Колизей, была интегрирована в систему укреплений города. И только в начале XIX столетия этот величественный монумент привели в его нынешнее состояние.

Внешний вид

Триумфальная арка Константина имеет четыре колонны, которые украшают ее фронтоны. На их цоколях сделаны рельефы богини победы Виктории, а также плененных варваров. По углам изображены фигурки божеств, олицетворяющих все времена года, а также нескольких речных духов. На рельефе, расположенном над малыми пролетами, показана вся история военного похода императора, его победа и захват власти.

Триумфальная арка Константина отлично видна из Колизея. С каждой стороны монумента находится восемь парно расположенных медальонов, относящихся к эпохе римского императора Адриана. На них можно увидеть сцены охоты и жертвоприношения. Главной фигурой на четырех медальонах является голова Константина, а на остальных - его отца Констанция I. Рельефы главного пролета принадлежат базилике Ульпия из форума Траяна.

Статуи, которые венчают колонны, изображают даков, напоминая о походе Траяна на них. Между ними попарно располагаются прямоугольные рельефы, на которых показаны сцены из Маркоманской войны императора Марка Аврелия. Триумфальная арка Константина завершается надписью-посвящением.

Современные исследователи дискутируют по поводу того, чем конкретно было вызвано использование в арке элементов из более древних строений: финансовыми трудностями во время возведения монумента и, как следствие, экономией, а может быть, авторы этого памятника таким образом захотели возвеличить своего императора в традициях ранней историографии. Одни предполагают, что еще во времена Адриана на этом месте стояла арка-предшественник, которую позже лишь дополнили аттиком и заново облицевали.

Триумфальная арка Константина, по мнению ученых, является настоящим «музеем» древнеримского искусства, расположенным под открытым небом. При ближайшем изучении этого древнего монумента специалисты легко могут проследить этапы стилистического развития римского скульптурного искусства. Триумфальная арка Константина - это самый последний римский античный памятник с великолепными рельефами самых разных стилей, который был создан незадолго до становления христианства как государственной религии. Для архитектурного искусства этот монумент имеет неоценимое значение. Вход в него для туристов свободный: арка для посещения открыта каждый день и круглосуточно.

Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи. Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, - все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима. Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением - христианством.

Описание

Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина - 25 метров. Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции. Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой. Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур. В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.