Троицкая осада 1608 1610. Разорение Русской земли

Троицкий монастырь сильно мешал тушинцам: он стоял на пути из Москвы в Заволжский край, а по этой дороге провозились в столицу припасы. Иноки вместе с воинами часто перехватывали разъезды тушинцев, а, главное, своею верностью и преданностью царю Василию давали высокий нравственный пример и удерживали многих от измены; стало быть, не одна корысть, но и военные расчеты побуждали тушинцев овладеть богатой лаврой

Доколе будут, - говорили поляки самозванцу,- мешать тебе вороны эти, возгнездившиеся в каменном гробе? Доколе старцы будут вредить нам повсюду? Не только на путях вестников наших хватают, из лесов выходя, как звери, но и смертям лютым предают без пощады; притом и все грады развращают, учат служить царю Шуйскому...

3 октября (23 сентября ст.ст.) 1608 г. Сапега и Лисовский стали под монастырем. У них было тысяч тридцать войска: тут были и польские отряды, и казаки, и русские изменники.

Троице-Сергиева лавра еще при Иване IV была ограждена каменными стенами, вышиной в четыре сажени, толщиной в три, с высокими башнями и глубоким рвом. Предвидя опасность для монастыря, царь заранее послал туда небольшие отряды служилых людей и стрельцов. Всех способных оборонять Троицкую крепость было около трех тысяч, считая и монахов, из которых некоторые, конечно, знали военное дело, так как были из ратных людей. Воеводами были князь Григорий Долгорукий-Роща и дворянин Алексей Голохвастов. Они сожгли монастырские слободы, чтобы ими не воспользовался неприятель. Троице-Сергиева лавра наполнилась множеством народа, лишенного крова: больные, калеки, старцы, женщины, дети искали здесь убежища. Теснота и необходимость прокормить множество людей могли сильно мешать обороне, но иноки всех принимали.

Святой Сергий,- говорили они,- не отвергает несчастных!

Обитель поспешно готовилась к защите: расставлялись пушки на стене; указывались места и обязанности защитникам. Архимандрит Иоасаф, человек кроткий, способный водворять мир и согласие между людом, наполнившим монастырь, привел воевод и всех защитников к присяге над гробом св. Сергия. Все целовали крест на том, что будут "сидеть в осаде без измены!". Друг друга ободряли, клялись умирать, но не сдаваться; дело шло не только о том, чтобы постоять за отечество, но и о том, чтобы не дать святыню, гроб св. Сергия, на поругание "поганым ляхам", ненавистным иноверцам, которые ругались уже не раз над православной святыней.

Напрасно пытались враги склонить обитель к добровольной сдаче, обещая не только пощаду, но и "пожалование от царя Димитрия Ивановича", а в случае сопротивления грозили истреблением; они получили из лавры ответ, который оканчивался такими словами:

Оставить повелеваете христианского царя и хотите нас прельстить ложною, тщетною лестью и суетным богатством! Богатства всего мира не возьмем за свое крестное целование!

Неприятель расположился вокруг монастыря, ставил туры, копал рвы, делал насыпи и открыл огонь из восьмидесяти орудий. К счастью для осажденных, неприятельские пушки были небольшие и значительного вреда не причиняли монастырским стенам.

13 октября неприятель попытался взять лавру приступом. С громкими криками поляки бросились к стенам обители - катили пред собой тарасы на колесах, чтобы защищаться от выстрелов, несли лестницы для приступа. Дело было к вечеру, но все защитники вовремя явились на своих местах и открыли по неприятелю такой огонь из пушек и пищалей, что у него пропала всякая отвага, и он поспешно отступил, побросав даже свои лестницы и тарасы. Убитых и раненых было много. Русские сделали вылазку и захватили брошенные лестницы и тарасы - несколько дней не надо было выходить из ограды за дровами.

Эта удача придала русским духу, а у врага поубавила спеси... Осажденные не только храбро отбивались, но сами делали частые вылазки, нередко приводили пленных и от них добывали сведения о силах и намерениях врагов. Раз от одного пленного проведали, что враги ведут под стену подкопы, хотят взорвать монастырь. Эта весть поразила всех... Страшная мысль, что вот-вот грянет взрыв, томила всех, даже и самых бесстрашных. Долго, сколько ни бились, никак проведать не могли, с какой стороны ведется подкоп; рыли в разных местах под башнями и стенами слуховые колодцы, но не дознались ничего. Страх и томительное ожидание неминучей гибели все сильнее и сильнее обуревали осажденных. Несколько раз делались вылазки, чтобы найти, откуда ведется подкоп, или чтобы добыть "языка", т. е. пленного, который мог бы сказать это. Наконец удалось на одной из вылазок поймать раненого казака, от которого и допытались, что подкоп ведется под Пятницкую башню. Тогда наскоро стали против этой башни строить новое укрепление, чтобы обороняться в случае, если бы врагам и удался взрыв... Стали очищать и рыть потайные подземные ходы. Несколько раз делали вылазки, чтобы найти и уничтожить подкоп, но все напрасно. Наконец двум крестьянам удалось добраться до устья подкопа, еще не доведенного до конца. Они, недолго думая, вскочили туда и зажгли порох; раздался взрыв; погибли и русские удальцы, но работа врагов была уничтожена, и монастырь был спасен от этого подкопа.

Осажденные ободрились, увидев в этом Божие милосердие и заступничество св. Сергия. Церковная служба и пение не умолкали в монастырских церквах.

После неудачного приступа и попытки взорвать монастырь Сапега и Лисовский порешили взять обитель долгой осадой, "измором", как выражались русские.

Наступила зима. Неприятель расположился по избам, наскоро построенным, да по землянкам. Припасы и все нужное для себя поляки добывали грабежом по окрестностям. Из монастыря по-прежнему делались вылазки. Многие из защитников прославились и своей удалью, и силой.

С наступлением зимы все тяжелее становилось "троицким сидельцам". Трудно было добывать дрова; приходилось их брать с бою; иногда шли за ними с оружием в руках и не возвращались... Наконец, от тесноты в монастыре начались болезни. Пока было тепло, толпы народу помещались на открытом воздухе, на дворе, а теперь, как настали холода и морозы, все сбились в тесных каморках и кельях. Теснота была ужасная. В хорошей пище чувствовали уже недостаток. Воду пили испорченную. Открылась цинга: пухли десны, вываливались зубы... У других на теле появлялись раны. От тесноты сильно распространилась зараза. Присмотру не было. Иные заживо гнили. Смертность день ото дня росла. Сначала ежедневно умирало до 20 человек, а потом стали хоронить по тридцать и более в сутки. Похоронное пение и плач раздавались с утра до вечера каждый день... Много троицких "сидельцев" было побито на вылазках, еще больше погибло от болезней. Воины гибли более, чем "едоки", т. е. немощные, старцы, женщины, которых надо было кормить. Из монастыря удалось переслать в Москву челобитную. Воеводы умоляли царя прислать им свежих ратных сил и пороху; Шуйскому трудно было исполнить эту просьбу: он сам был в стесненных обстоятельствах.

В Москве в это время жил келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын (описавший оборону ее со слов защитников). Это был человек очень деятельный и умный. Сильно хлопотал он, чтобы послана была помощь монастырю. Патриарх Гермоген тоже настаивал на этом. Царь послал отряд, но незначительный, человек в шестьдесят. Им удалось пробраться в лавру и пронести туда двадцать пудов пороху.

Горсть этих воинов не могла, конечно, восполнить убыли в людях. Болезнь по-прежнему свирепствовала и смертность росла. На беду, начались несогласия и пререкания между монахами и ратными людьми. Стрельцы жаловались, что старцы плохо их кормят... Но всевозможные невзгоды и бедствия не сломили решимости "троицких сидельцев" умереть, но не сдаться. Прошла зима. Хотя болезни продолжались, но все же стало легче, можно было здоровым больше быть на воздухе и не томиться в тесноте и духоте... Враги упорно продолжали осаду; но осажденные вовсе не помышляли о сдаче, делали даже вылазки, хотя и реже, чем прежде. До обители дошли слухи, что скоро Скопин-Шуйский приведет на выручку Москвы и Троице-Сергиевой лавры большое войско и шведскую вспомогательную рать.

Долгая и бесплодная осада, видимо, начинала уже томить и поляков. Сапега снова попытался взять монастырь приступом; он знал, что уж немного оставалось защитников. 27 мая неприятельский стан пришел в движение... Многие всадники объезжали обитель, видимо высматривая что-то; другие гарцевали на своих конях пред монастырем и грозили своими саблями...

Осажденные поняли, что будет приступ, и стали готовиться к отпору. Монахи взяли оружие в руки; женщины стали на стенах с камнями, огнем, смолою, серою и известью. Архимандрит со старейшими монахами молился в церкви. Наконец, к ночи, в сумерках, начался приступ.

Поляки, по сказанию Авраамия Палицына, вечером, когда стемнело, стали тайком подбираться к стенам, некоторые даже ползком, "аки змии", и везли с собой лестницы, туры и всякие "стенобитные хитрости" (машины). Несколько времени хранилась полная тишина... Вдруг грянул пушечный выстрел. Это был знак к нападению. Тогда с громким криком и трубным звуком бросились враги к монастырским стенам, думали дружным нападением завладеть ими. Но осажденные стали разить нападавших из пушек и пищалей, не допускали их ставить лестницы к стене, метали в ляхов камни, обдавали их кипящей смолой, бросали в них зажженную серу и засыпали глаза им известью. С рассветом неприятель отступил с большим уроном, ничего не добившись... Осажденные в свою очередь выскочили из ворот и ударили на отступавших и захватили несколько десятков пленных. На следующий день Сапега повторил приступ, но опять безуспешно.

Этим и кончились попытки поляков силой овладеть Троице-Сергиевой лаврой.

Ни пушечные обстрелы, ни приступы, ни подкопы, ни лазутчики не помогли полякам овладеть лаврой на протяжении 16-месячной ее осады. Мужественные защитники обители, терпя голод, холод и болезни, оставаясь порой числом до 200 человек, выстояли и 22 (12 ст.ст.) января 1610 г. радостно встретили войска князя-освободителя М.В. Скопина-Шуйского.

И еще не раз твердая духом Лавра помогала русскому народу одолеть смутное время. Так случилось и в переломное время сражений за освобождение Москвы от поляков, когда вызвавшиеся помочь казаки «не только не помогали, но и похвалялись разорить дворянские полки. Слыша это, архмандрит Дионисий и келарь Авраамий... обещали казакам всю Сергиеву казну отдать, если постоят, и поможет им Господь... Казаки за это с радостью обещались за веру Христову стоять и головы свои положить...».

Когда же поляки были разбиты, то «архимандрит Дионисий с соборными старцами Троицкой лавры во исполнение обещания, данного казакам, отправили им в заклад в тысячу рублей сокровища святого Сергия - ризы церковные, епитрахили в окладах и церковную утварь. Когда казаки увидели эту посылку, то их православные сердца дрогнули. Они поспешили вернуть ее в монастырь и отправили в него грамоту, обещая все претерпеть, но от Москвы не отходить».

Оригинал взят у slovenorus14 в 12.01.1610 (25.01). - Конец осады Троице-Сергиевой Лавры поляками (1608-1610)

Оборона Троице-Сергиевой Лавры

В Смутное время начала XVII века наша знаменитая духовная твердыня Троице-Сергиева обитель явила собою также и пример должного сопротивления врагам-еретикам. Обитель преподобного Сергия - главный оплот Православия и средоточие всех путей к северу - была выстроена во имя Живоначальной Троицы в 64 верстах от Москвы. Лавра со времени Иоанна Грозного была обнесена каменными стенами вышиной в четыре и толщиной в три сажени, с башнями, острогами и глубоким рвом.


23 сентября 1608 г. командующий польскими войсками Ян-Петр Сапега приступил к осаде Троице-Сергиевой лавры, этого "курятника", как называли ее с презрением поляки. Вначале у Сапеги вместе с Лисовским было до 30.000 человек (поляков и войск "вора" - Лжедмитрия II), но так как осада затянулась и Сапега вынужден был рассылать отряды в разные стороны, то иногда у него бывало не более 10 000 человек.

Защитников же лавры было всего около полутора тысячи человек, в том числе дворян, боярских детей, казаков и разных людей - 1300 человек и до 200 человек иноков, способных носить оружие, из которых многие были прежде воинами и теперь поверх ряс надели ратные доспехи. В лавру, кроме того, собралось множество стариков, женщин и детей из окрестных деревень и сожженных вокруг монастыря посадов, так что теснота в ней была большая. Затем здесь же находилась бывшая королева ливонская Мария Владимировна, в иночестве Марфа, и инокиня Ольга - в миру царевна Ксения Борисовна Годунова. Архимандритом монастыря был доблестный старец Иосаф, а воеводами - окольничий князь Григорий Борисович Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов.

Продовольствием и боевыми припасами монастырь был снабжен довольно обильно, но было мало заготовлено дров.

Архимандрит Иосаф привел воевод и всех ратных людей к присяге у гроба преподобного Сергия, что они будут биться крепко и "без измены" против врагов Православия и Отечества, и затем повелел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов св. Сергию. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Одна половина их всегда находилась на стенах и башнях, вооруженная пушками и пищалями, а другая предназначалась для замены убитых и больных и для производства вылазок; во главе этих вылазок часто становились храбрые иноки.

Вместе с тем иноки деятельно рассылали грамоты в неприятельский стан к казакам и русским "ворам", убеждая их покаяться и отложиться от врагов нашей веры.

Все первоначальные попытки овладеть обителью приступом были отбиты. Скоро поляки с негодованием стали писать "вору" в Тушино про иноков Сергиевой лавры, что эти «черные вороны.., возгнездившиеся в гроб каменный, и докуда седатые пакоствуют нами повсюду...».

На предложение поляков сдаться, с угрозой в противном случае взять монастырь и предать его защитников смерти, Иосаф отвечал: «Да ведает ваше темное державство, что напрасно прельщаете Христово стадо, православных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света и преложить ложь на истину: как же нам оставить вечную святую истинную свою православную христианскую веру греческого закона и покориться еретическим законам, которые прокляты четырьмя вселенскими Патриархами? Или какое приобретение оставить нам своего православного государя Царя и покориться ложному врагу, и вам латыне иноземной, уподобиться жидам или быть еще хуже их?».

Убедившись, что придется провести зиму под стенами обители, Сапега стал укрепляться и с 3 октября в продолжение шести недель вел пальбу из 63 пушек с тем, чтобы разрушить стену. Однако большинство ядер летело мимо зданий и падало в пустыри или монастырские пруды.

Видя в малоуспешных действиях вражеских пушек явное доказательство милости Божией к обители св. Сергия, все укрепились духом в ожидании приступа, исповедались и приобщились Святых Тайн; многие приняли пострижение, чтобы умереть в иноческом чине. Несмотря на неприятельский огонь, вдоль стен обители ежедневно совершались крестные ходы со святыми иконами...

Ни пушечные обстрелы, ни приступы, ни подкопы, ни лазутчики не помогли полякам овладеть лаврой на протяжении 16-месячной ее осады. Мужественные защитники обители, терпя голод, холод и болезни, оставаясь порой числом до 200 человек, выстояли и 12 января 1610 г. радостно встретили войска князя-освободителя М.В. Скопина-Шуйского.

И еще не раз твердая духом Лавра помогала русскому народу одолеть смутное время. Так случилось и в переломное время сражений за освобождение Москвы от поляков, когда вызвавшиеся помочь казаки «не только не помогали, но и похвалялись разорить дворянские полки, - пишет И.Е. Забелин. - Слыша это, архмандрит Дионисий и келарь Авраамий... обещали казакам всю Сергиеву казну отдать, если постоят, и поможет им Господь... Казаки за это с радостью обещались за веру Христову стоять и головы свои положить...».

Когда же поляки были разбиты, то «архимандрит Дионисий с соборными старцами Троицкой лавры во исполнение обещания, данного казакам, отправили им в заклад в тысячу рублей сокровища святого Сергия - ризы церковные, епитрахили в окладах и церковную утварь. Когда казаки увидели эту посылку, то их православные сердца дрогнули. Они поспешили вернуть ее в монастырь и отправили в него грамоту, обещая все претерпеть, но от Москвы не отходить».

Хроника великой осады.

1608-1610 гг. «Защита Троице-Сергиевой Лавры монахами от поляков.». Оригинальный рисунок Михаила Петровича Клодта (Клодт фон Юргенсбург) (1835-1914), гравер Барановский. Из собрания иллюстраций журнала «Нива».

23 сентября 1608 года польские отряды Сапеги и Лисовского появились у стен Троице-Сергиевой Лавры. 29 сентября ими была послана в Лавру грамота с требованием о сдаче твердыни. Однако монахи, стрельцы и крестьяне из разоренных сел уже успели подготовиться к обороне. О сдаче Православной святыни никто даже не задумывался, хотя обороняющихся было ровно в десять раз меньше - две с половиной тысячи. На польский ультиматум русские ответили: «Знайте, гордые начальники Сапега и Лисовский, что и десятилетний отрок посмеется над вами, ибо нет пользы человеку возлюбить тьму больше света, променять истину на ложь, свободу на рабство».

Гарнизон лавры состоял из монахов и присланного на подмогу Василием Шуйским отряда стрельцов. Всего защитников было 3000 человек. Обороной руководили осадные воеводы - князь Долгорукий и боярин Голохвостов.

Девять польских батарей громили крепость в течение 6 недель без заметного успеха. Безуспешные штурмы чередовались с вылазками осажденных. Инженеры Сапеги начали рыть минную галерею. Узнав от перебежчика, что поляки собираются снарядить подкоп миной, Долгорукий приказал открыть старый потайной ход, защищенный тремя дверьми, и произвел вылазку. Русские ворвались в минную галерею, где уже были заложены заряды, и подорвали их. Поскольку поляки не успели к этому времени забить (закупорить) галерею, взрыв произвел разрушения на польской стороне.

Обстрелы и приступы сменяли друг друга, таяло число защитников. Заканчивалось продовольствие, ощущалась нехватка воды, люди страдали от ран и холода, так как и дровяные запасы подходили к концу. Положение становилось безвыходным.

Каждый день осажденные молились Пресвятой Троице, Архангелу Михаилу, Богородице и основателю Лавры Сергию Радонежскому. Сам Преподобный Сергий неоднократно являлся защитникам, обходил монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью защитникам твердыни Православия все чаще и чаще удавались дерзкие вылазки, после которых Лавра пополнялась скотом, дровами, водой, мукой, а также... пленными поляками. Время от времени небольшие русские отряды пробирались сквозь польскую блокаду на помощь осажденным. Но все равно положение оставалось грозным: зима 1609-1610 годов унесла жизни многих защитников. Люди погибали в бою на крепостных стенах, умирали от ран и болезней. Как грозная предвестница еще больших бед, в лавре-крепости началась цинга. Но и силы поляков были на исходе.

В январе 1610 года поляки после бесплодной пятнадцатимесячной осады отступили.

Вот полная хронология событий:

22 сентября – сражение при деревне Рахманцы и разгром польскими и литовскими войсками отряда И.И. Шуйского, посланного в погоню за Сапегой, чтобы не допустить его к Троице-Сергиеву монастырю.
23 сентября, зачатие пророка Иоанна Предтечи, – приход к Троицкому монастырю по Московской дороге войска гетмана Петра Сапеги и Александра Лисовского.
29 сентября – присылка Сапегой в Троицкий монастырь грамоты с требованием сдаться.
30 сентября – решительный отказ защитников монастыря.
3 октября – начало обстрела монастыря из орудий.
6 октября – враги начали рыть подступной ров к Красным воротам монастыря.
12 октября – враги начали вести подкоп под Пятницкую башню.
13 октября – новый обстрел Троице-Сергиева монастыря и 1-й великий приступ к стенам обители в ночь с 13 на 14 октября.
19 октября – бой с литовцами на капустном огороде и у литовских туров.
23 октября – явление преподобного Сергия пономарю Иринарху с предупреждением о скором нападении врагов на пивной двор и неудачное нападение врагов на пивной двор в ночь с воскресенья на понедельник.
26 октября, на память святого Димитрия Солунского, – архимандрит Иоасаф провел крестный ход по стенам обители, бегство литовских людей от стен монастыря в свои таборы.
Конец октября – вылазка из монастыря и пленение ротмистра Брушевского, который сообщил о подкопе под монастырскую крепость.
1 ноября, на память Космы и Дамиана, – неудачная вылазка защитников монастыря. По Тюменцеву, это событие произошло 10 ноября.
2 ноября – приступ к стенам монастыря в ночь на 3 ноября.
Явление преподобного Сергия архимандриту Иоасафу.
Ноябрь, в ночь с субботы на воскресенье,– явление преподобных Сергия и Никона осаждающим монастырь.
Вполне вероятно, что Преподобный Сергий явился и архимандриту Иоасафу и врагам в одну ночь или же это явление произошло 23 октября.
4 ноября – взятие пленного, который показал направление подкопа и срок подрыва Пятницкой башни.
8 ноября, праздник Собора архистратига Михаила, – попадание двух ядер в Троицкий собор: одно пробило образ архангела Михаила, другое – образ святителя Николая Чудотворца. Явление архангела Михаила архимандриту Иоасафу. Уничтожение литовской пищали «Трещера».
9 ноября, среда, на память святых мучеников Онисифора и Порфирия, – вылазка из Троицкого монастыря и захват нескольких вражеских орудий. По Авраамию Палицыну, в этот день разрушили подкоп под Пятницкую башню.
11 ноября – вылазка и разрушение литовского подкопа Шиловым и Слотой.
17 ноября – начало цинги в монастыре. По Костомарову, в этот день была неудачная вылазка за дровами и враги, преследуя троицких людей, чуть было не захватили Каличьи ворота.
28 декабря – защитники монастыря отбили у поляков скот и сено.
21, 25, 28 декабря – по данным секретарей Яна Сапеги, в боях в указанные дни защитники монастыря потеряли убитыми и пленными 325 человек.

Царь Василий Шуйский пожаловал Троице-Сергиеву монастырю землю на окраине Москвы, за Земляным городом, по берегам реки Неглинной (впоследствии Троицкая слобода и Троицкое Сухаревское подворье).
13 января – разгром защитниками монастыря заставы пана Сумы.
31 января – разгром тушинцев на их водопое.
15 февраля – в монастырь пробился отряд атамана Останкова из 66 казаков и 20 монастырских слуг с запасом пороха, посланный царем Василием Шуйским в помощь троицким сидельцам по настоянию Авраамия Палицына.
Март – письмо инокини Ольги (Ксении Годуновой) из осажденного монастыря.
9 мая – освящение архимандритом Иоасафом придела во имя святителя Николая в Успенском соборе. Ослабление цинги.
27 мая – 2-й великий приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря.
28 июня – 3-й великий приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря. По Авраамию Палицыну – 31 июля.
31 июля – ночной приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря.
12 августа – уход основных сил Сапеги и Лисовского из - под Троице - Сергиева монастыря навстречу войскам Скопина-Шуйского.
15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, – угон скота из табора сапежинцев в монастырь.
3 сентября – возвращение Сапеги и Лисовского под Троице - Сергиев монастырь.
Конец сентября–начало октября – освобождение от тушинцев Переславля войском Семена Головина и Григория Валуева.
18 октября – освобождение Александровой слободы.
19 октября – приход в монастырь из Переславля по приказу Михаила Скопина-Шуйского отряда Давида Жеребцова в 600 человек.
28 октября – бой за Александрову слободу между войсками Скопина-Шуйского и Сапеги.
Поражение Сапеги и бегство его в лагерь под Троицким монастырем.

4 января – приход в монастырь из Александровой слободы отряда Григория Валуева в 500 человек.
5 января – бой защитников монастыря с Сапегой и Лисовским.
12 января – бегство Сапеги и Лисовского от Троице - Сергиева монастыря, окончание осады.

“Историческая иллюстрация”
Руниверс.

23 сентября 1608 года польские отряды Сапеги и Лисовского появились у стен Троице-Сергиевой Лавры. 29 сентября ими была послана в Лавру грамота с требованием о сдаче твердыни. Однако монахи, стрельцы и крестьяне из разоренных сел уже успели подготовиться к обороне. О сдаче поганым Православной святыни никто даже не задумывался.

23 сентября 1608 года польские отряды Сапеги и Лисовского появились у стен Троице-Сергиевой Лавры. 29 сентября ими была послана в Лавру грамота с требованием о сдаче твердыни. Однако монахи, стрельцы и крестьяне из разоренных сел уже успели подготовиться к обороне. О сдаче поганым Православной святыни никто даже не задумывался, хотя обороняющихся было ровно в десять раз меньше - две с половиной тысячи. На польский ультиматум русские ответили: «Знайте, гордые начальники Сапега и Лисовский, что и десятилетний отрок посмеется над вами, ибо нет пользы человеку возлюбить тьму больше света, променять истину на ложь, свободу на рабство».

Гарнизон лавры состоял из монахов и присланного на подмогу Василием Шуйским отряда стрельцов. Всего защитников было 3000 человек. Обороной руководили осадные воеводы - князь Долгорукий и боярин Голохвостов.

Девять польских батарей громили крепость в течение 6 недель без заметного успеха. Безуспешные штурмы чередовались с вылазками осажденных. Инженеры Сапеги начали рыть минную галерею. Узнав от перебежчика, что поляки собираются снарядить подкоп миной, Долгорукий приказал открыть старый потайной ход, защищенный тремя дверьми, и произвел вылазку. Русские ворвались в минную галерею, где уже были заложены заряды, и подорвали их. Поскольку поляки не успели к этому времени забить (закупорить) галерею, взрыв произвел разрушения на польской стороне.

Обстрелы и приступы сменяли друг друга, таяло число защитников. Заканчивалось продовольствие, ощущалась нехватка воды, люди страдали от ран и холода, так как и дровяные запасы подходили к концу. Положение становилось безвыходным. Но по-прежнему наготове были котлы с кипящей смолой, пушки сурово смотрели в сторону захватчиков, и крепко держали оружие крестьяне, стрельцы и сами монахи. Каждый день осажденные молились Пресвятой Троице, Архангелу Михаилу, Богородице и основателю Лавры Сергию Радонежскому. Сам Преподобный Сергий неоднократно являлся защитникам, обходил монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью защитникам твердыни Православия все чаще и чаще удавались дерзкие вылазки, после которых Лавра пополнялась скотом, дровами, водой, мукой, а также... пленными поляками. Время от времени небольшие русские отряды пробирались сквозь польскую блокаду на помощь осажденным. Но все равно положение оставалось грозным: зима 1609-1610 годов унесла жизни многих защитников. Люди погибали в бою на крепостных стенах, умирали от ран и болезней. Как грозная предвестница еще больших бед, в лавре-крепости началась цинга. Но и силы поляков были на исходе. Польский гонор постепенно сменялся озабоченностью, страхом и, наконец, отчаянием, а эти малочисленные но упрямые русские все не сдавались.

В январе 1610 года поляки после бесплодной пятнадцатимесячной осады, не выдержав русского сопротивления, обратились в бегство.

Так оправдалось обетование Царицы Небесной преподобному Сергию: «Неотступно буду от места сего и буду покрывать его».

Как напоминание о тех славных днях – пробоина от польского ядра на одной из дверей Троицкого храма.

Вот полная хронология событий:

22 сентября – сражение при деревне Рахманцы и разгром польскими и литовскими войсками отряда И.И. Шуйского, посланного в погоню за Сапегой, чтобы не допустить его к Троице-Сергиеву монастырю.

23 сентября, зачатие пророка Иоанна Предтечи, –приход к Троицкому монастырю по Московской дороге войска гетмана Петра Сапеги и Александра Лисовского.

13 октября – новый обстрел Троице-Сергиева монастыря и 1-й великий приступ к стенам обители в ночь с 13 на 14 октября.

23 октября – явление преподобного Сергия пономарю Иринарху с предупреждением о скором нападении врагов на пивной двор и неудачное нападение врагов на пивной двор в ночь с воскресенья на понедельник.

26 октября , на память святого Димитрия Солунского, – архимандрит Иоасаф провел крестный ход по стенам обители, бегство литовских людей от стен монастыря в свои таборы.

Конец октября – вылазка из монастыря и пленение ротмистра Брушевского, который сообщил о подкопе под монастырскую крепость.

1 ноября, на память Космы и Дамиана, – неудачная вылазка защитников монастыря. По Тюменцеву, это событие произошло 10 ноября.

Явление преподобного Сергия архимандриту Иоасафу.

Ноябрь, в ночь с субботы на воскресенье,– явление преподобных Сергия и Никона осаждающим монастырь.

Вполне вероятно, что Преподобный Сергий явился и архимандриту Иоасафу и врагам в одну ночь или же это явление произошло 23 октября.

4 ноября – взятие пленного, который показал направление подкопа и срок подрыва Пятницкой башни.

8 ноября, праздник Собора архистратига Михаила, – попадание двух ядер в Троицкий собор: одно пробило образ архангела Михаила, другое – образ святителя Николая Чудотворца. Явление архангела Михаила архимандриту Иоасафу. Уничтожение литовской пищали «Трещера».

9 ноября, среда, на память святых мучеников Онисифора и Порфирия, – вылазка из Троицкого монастыря и захват нескольких вражеских орудий. По Авраамию Палицыну, в этот день разрушили подкоп под Пятницкую башню.

17 ноября – начало цинги в монастыре. По Костомарову, в этот день была неудачная вылазка за дровами и враги, преследуя троицких людей, чуть было не захватили Каличьи ворота.

21, 25, 28 декабря – по данным секретарей Яна Сапеги, в боях в указанные дни защитники монастыря потеряли убитыми и пленными 325 человек.

1609 г.

Царь Василий Шуйский пожаловал Троице-Сергиеву монастырю землю на окраине Москвы, за Земляным городом, по берегам реки Неглинной (впоследствии Троицкая слобода и Троицкое Сухаревское подворье).

15 февраля – в монастырь пробился отряд атамана Останкова из 66 казаков и 20 монастырских слуг с запасом пороха, посланный царем Василием Шуйским в помощь троицким сидельцам по настоянию Авраамия Палицына.

Март – письмо инокини Ольги (Ксении Годуновой) из осажденного монастыря.

9 мая – освящение архимандритом Иоасафом придела во имя святителя Николая в Успенском соборе. Ослабление цинги.

28 июня – 3-й великий приступ к стенам Троице-Сергиева монастыря. По Авраамию Палицыну – 31 июля.

12 августа – уход основных сил Сапеги и Лисовского из-под Троице-Сергиева монастыря навстречу войскам Скопина-Шуйского.

15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, – угон скота из табора сапежинцев в монастырь.

Конец сентября–начало октября – освобождение от тушинцев Переславля войском Семена Головина и Григория Валуева.

19 октября – приход в монастырь из Переславля по приказу Михаила Скопина-Шуйского отряда Давида Жеребцова в 600 человек.

28 октября – бой за Александрову слободу между войсками Скопина-Шуйского и Сапеги. Поражение Сапеги и бегство его в лагерь под Троицким монастырем.

1610 г.

4 января – приход в монастырь из Александровой слободы отряда Григория Валуева в 500 человек.

12 января – бегство Сапеги и Лисовского от Троице-Сергиева монастыря, окончание осады.

Русская Цивилизация

Самое начало XVII века было отмечено в России тяжелой экономической обстановкой. Массовый голод способствовал возникновению протестных настроений, которые вылились в мощное крестьянское выступление под предводительством Ивана Болотникова. Сложной обстановкой в России воспользовались польско-литовские феодалы. В 1604 году они выдвинули в качестве своегоставленника на русский престол самозванца Лжедмитрия I и вторглись в пределы русских земель. После свержения первого появился второй самозванец, "тушинский вор" Лжедмитрий II. Его отряды и польская армия блокировали Москву с юга и запада и стремились отрезать подстуы к ней с севера, где форпостом защиты столицы являлся Троице-Сергиев монастырь.

В крепости находился сильный отряд воинов под предводительством воевод Г. Б. Долгорукова-Рощи и Л. И. Голохвостова, посланный сюда царем для поддержки крепости. Крепость была хорошо вооружена, о чём свидетельствуют найденные впоследствии артефакты: пушки и пищали разных калибров, ядра, осадные котлы для варки смолы, различные виды холодного оружия и специально изобретённые колючки, так называемый "троицкий чеснок",которые разбрасывались под копыта вражеской коннице.

Отряд тушинцев в 15 тысяч человек во главе с воеводами Сапегой и Лисовским в сентябре 1608 года подошел к стенам крепости. Так началась шестнадцатимесячная осада. Враги тщательно подготовились к ней, их войска превосходили русских численностью и были хорошо вооружены. На карте, представленной в музее, подробно изображен план ведения осады крепости. События того времени иллюстрируют также картины, литографии п рисунки. Они рассказывают о подлинном героизме защитников крепости, основную силу которых составляли крестьяне и ремесленники из соседних сел и деревень, сожженных и покинутых жителями при подходе врагов. Способных сражаться было около 2400 человек, а остальные осажденные - женщины, дети и старики.

Поляки предложили осажденным сдаться, по защитники крепости отвечали, что даже десятилетний отрок посмеётся над этим, что нет пользы человеку «возлюбить тьму больше света и переложить ложь на истину, и честь на бесчестие, и свободу на горькую работу».

Тогда враги решили взять крепость приступом. Первый большой приступ был предпринят Сапегой 13 октября 1608 года. В течение всей осени продолжались частые атаки, но крепость оставалась неприступной. Не помог подкоп, который сделали поляки под одну из башен. О подкопе стало известно от пленных солдат, и два крестьянина подмонастырского села Клементьева Никон Шилов и Слота взорвали его, пожертвовав своими жизнями. Прославились своим геройством и другие защитники крепости. Например, крестьянин Суета вступил в поединок с целым вражеским отрядом, прорвавшимся к Водяным воротам.

Тяжело приходилось осажденным в стенах монастыря. Они жестоко страдали от голода, недостатка воды, вражеского обстрела, цинги и других болезней. Дрова и продовольствие добывали с боями. О голоде, болезнях, измепах среди бояр, дворян и даже монахов сообщала в своем письме Ксения Годунова, находившаяся во время осады крепости в монастыре.

Беззаветный героизм защитников крепости и помощь отряда под командованием талантливого молодого полководца М. В. Скопина-Шуйского сделали свое дело: осада была снята, интервенты в январе 1610 года отступили.

Вскоре по всей русской земле прокатилась волна общенародного отпора врагу. Пример исключительного героизма показали защитники древнего Смоленска. Борьбу против польско-литовских войск пыталось организовать первое народное ополчение. Но решительную победу над интервентами осуществили лишь в 1612 году войска второго народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В Троице-Сергиевом музее как реликвии хранятся вещи замечательного русского патриота - серебряная пороховница князя Д. Пожарского и уздечка с его боевого коня, подаренные монастырю в память о героической борьбе в 1612 году. Тогда народное ополчение на несколько дней останавливалось у стен монастыря.

Однако война еще не кончилась. В 1618 году к монастырю подходили со своими войсками ван Чаплинский и королевич Владислав, но на осаду русской твердыни не решились.

Троице-Сергиева лавра. Современный вид

Крепость Троице-Сергиева монастыря являлась примером стойкости и мужества для других подмосковных сторожей.В 1611-1612 годах здесь составляли и размножали грамоты с призывом к общенародной борьбе синтервентами. В составлении грамот принимал участие архимандрит Троицкого монастыря Дионисий.

Обороне монастыря посвящено одно из значительных литературных произведений начала XVII века - "Сказание", написанное одним из братьеы Палицыных. Братья дионисий и Авраамий Палицыны также вложили в монастырь серебрянную чарку с надписью.

В 1618 году интервенция окончилась. В селе Деулине было заключено перемирие с Польшей сроком на 11 лет. В память этого знаменательного события была построена деревянная церковь.

После окончания интервенции хозяйство монастыря быстро восстанавливается. Вступившая на престол династия Романовых подтвердила прежние права и феодальные привилегии Троицкого монастыря. Уже к середине XVII века его богатства приумножились. Троице-Сергиев монастырь по данным 1641 года занял первое место среди всех других монастырских общин по количеству принадлежащих ему крестьянских дворов (16 811). Его богатства намного превышали владения Романовых (7689 дворов) и патриарха (6481 двор). Вторая половина XVII века прошла для монастыря относительно спокойно. Монастырь, будучи крупнейшим землевладельцем, сосредочил немалые силы на ревизии и организации управления всем своим разросшимся хозяйством, зачастую остававшимся без присмотра в отдалённых губерниях и уездах.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова