Ученые древней греции кратко. Наука и образование в культуре древней греции

Образование

Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика - такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей , где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня - гимнасии (др.-греч. γυμνάσιον ). В них преподавался цикл наук - грамматика , арифметика , риторика и теория музыки , к которым в ряде случаев добавлялись диалектика , геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер , Еврипид , Демосфен и Менандр ; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

Совершенно иначе строилось образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу.

Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н. э. в Милете возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией . Её представители - Фалес , Анаксимандр Милетский и Анаксимен - впервые поставили вопрос о единой первооснове и первопричине мира («архэ »), таким образом положив начало развитию философской (а в дальнейшем также научной) идеи материи (субстанции , субстрата). Так, Фалес предположил, что в основе всего сущего лежит вода, Анаксимандр – абстрактный неопределённый «апейрон », а Анаксимен - «неопределённый воздух».

Ученые Древней Греции

Сократ

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Аристотель

Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония - частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо - гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Платон

Архимед

Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон , согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды.

Для измерения длины кривых и для определения площадей и объёмов тел Архимед применял геометрию . Он разработал различные конструкции, к примеру водоподъемный винт . В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.

См. также

Литература

  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции . - М .: ГИФМЛ, 1959.
  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии . - М .: Наука, 1991.
  • Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм . - М .: Янус-К, 2001.
  • Жмудь Л. Я. Экспериментирование в пифагорейской школе // . - Л. , 1989. - P. 36-47.
  • Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э . - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000.
  • Мочалова И. Н. Концепция научного знания в Ранней Академии // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов) . - Л. , 1989. - P. 77-90.
  • Нейгебауер O. Точные науки в древности . - М .: Наука, 1968.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. - М .: Наука, 1979.
  • Рожанский И. Д. Античная наука . - М .: Наука, 1980.
  • Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. - М .: Наука, 1988.
  • Рожанский И. Д. Две научных революции в Древней Греции // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов) . - Л. , 1989. - P. 5-16.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. - СПб. , 1902.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. - М .: Высшая школа, 1981.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие для вузов. - М .: Высшая школа, 1991.
  • Couprie D. L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus. - Oxford University Press, 2011.
  • Dicks D. R. Early greek astronomy to Aristotle. - Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1985.
  • Dutka J. Eratosthenes" measurement of the Earth reconsidered // Arch. Hist. Exact Sci . - 1993. - Vol. 46. - P. 55-66.
  • Engels D. The length of Eratosthenes" stade // American J. of Philology . - 1985. - Vol. 106. - P. 298-311.
  • Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. - New York: Cambridge University Press, 2007.
  • Gregory A. Eureka! The Birth of Science. - Icon Books Ltd, 2001.
  • Gregory A. Ancient Greece and the Origins of Science // In E. Close, M. Tsianikas and G. Couvalis (eds.) "Greek Research in Australia: Proceedings of the Sixth Biennial International Conference of Greek Studies, Flinders University June 2005" . - Adelaide: Flinders University Department of Languages - Modern Greek, 2007. - Vol. 38. - P. 1-10.
  • Heath T. L. Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus . - Oxford: Clarendon, 1913 (reprinted New York, Dover, 1981).
  • Pedersen O. Scientific accounts of the universe from antiquity to Kepler // European Review . - 1994. - Vol. V. 2, Issue 2. - P. 125–140.
  • Rawlins D. Ancient geodesy: achievements and corruption // Vistas in astronomy . - 1985. - Vol. 28. - P. 255-268.
  • Russo L. The forgotten revolution: how science was born in 300 BC and why it had to be reborn. - Berlin.: Springer, 2004.
  • Van der Waerden B. L. Reconstruction of a Greek table of chords // Arch. Hist. Exact Sci . - 1987. - Vol. 38. - P. 23-38.

Представления об окружающем мире . Греков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами - «любителями мудрости». Они занимались изучением природы и сделали множество важных открытий. Например, греческие философы первыми высказали мысль о том, что весь мир состоит из крохотных, невидимых глазу частиц - атомов. Они утверждали, что звёзды - это не что иное, как огромные раскалённые массы вещества. Греческие философы пришли к мысли о том, что Луна не светит сама, а лишь отражает лучи Солнца.

Философы говорили, что мир не всегда был таким, каким его видят люди. Они считали, что первоначально на Земле существовали растения и только затем появились животные, а позднее и люди. Некоторые философы полагали, что первоначально все животные обитали в воде, но со временем некоторые из них приспособились жить на суше. От рыб же, думали они, произошёл и человек.

Греческие историки . История как наука появилась в Древней Греции, а её основателем считается Геродот, которого называют «отцом истории». До него никто не старался дать подробного описания исторических событий или составить полную историю какой-либо страны. Геродот написал подробную историю греко-персидских войн, где рассказал не только о сражениях и походах, но и о прошлом народов, участвовавших в этой войне. Чтобы собрать правдивый материал для книги, он объехал множество стран, беседовал с их жителями, слушал рассказы о прошлом. Эти рассказы и собственные наблюдения Геродота легли в основу труда, который он назвал «История».

Другим замечательным греческим историком был Фукидид. Во время войны между Афинами и Спартой он командовал афинским флотом и был хорошо осведомлён о всех её событиях. Фукидид оставил подробное описание этой войны.

Перу историка Ксенофонта принадлежит увлекательное повествование о походе 10 тысяч греков в Персию. Греческие воины были наняты братом персидского царя, пытавшимся захватить власть. Переворот не удался, и грекам пришлось пробиваться обратно на родину по враждебной стране. Сам учёный принимал участие в этом тяжёлом походе. Ксенофонт назвал свою книгу «Анабасис», что значит «восхождение». Он подробно описал и героический поход, и те земли, по которым довелось пройти грекам. Книга написана так ярко и увлекательно, что её можно смело считать первым приключенческим романом, а автора - основателем этого литературного жанра.

Развитие науки в Древней Греции . Больших успехов добились греческие математики. Они знали, как измерить высоту здания по его тени, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Самым известным из них был знаменитый Пифагор. Он составил таблицу умножения и сделал много других открытий. Греки лучше многих других народов древности были знакомы с географией и умели составлять карты. Землю они представляли в виде круглого острова, окружённого бесконечным океаном. В центре её они помещали Средиземное море, которое делило Землю на две части - северную и южную. Высокого уровня развития достигла в Греции медицина. Самым выдающимся древнегреческим врачом был Гиппократ, живший в V веке до н. э. Он учил, что болезни надо не лечить, а помогать организму самому преодолевать их. Гиппократ написал научные труды о пользе правильного питания и диеты, о составлении лекарств, об операциях.


Одним из самых знаменитых греческих учёных был Аристотель, живший в IV веке до н. э. Он обладал огромными познаниями во многих областях и высказал множество смелых идей. Например, Аристотель утверждал, что Земля не остров, а шар, неподвижно покоящийся в центре Вселенной. Её окружает твёрдый небесный свод, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звёзды. Аристотель оставил подробное описание устройства Афинского, Спартанского и других греческих государств. При этом он сравнивал их между собой, подмечал достоинства и недостатки. В его работах сохранились многие ценные сведения по истории Греции.

Как воспитывали и обучали детей . До семи лет мальчиков воспитывали вместе с сестрами на женской половине дома. Там они вместе играли, а по вечерам, сидя у домашнего очага, слушали рассказы старших об истории Греции, о её богах и героях. С семи лет мальчики ходили в школу, где их учили читать, писать и считать. Греки использовали письменность, основанную на финикийском алфавите. Писали школьники на деревянных дощечках, покрытых тонким слоем воска. Для этого использовали заострённую с одной стороны палочку - стило. Его обратной, тупой стороной стирали написанное, если допускали ошибки. Обучение в школе было доступно практически всем. Так что большинство свободных людей в Греции были образованными людьми.

По достижении двенадцати лет юноши помимо обычной школы начинали посещать ещё и школу гимнастики - палестру. Здесь их учили бегать, прыгать в длину и высоту, метать диск и копьё, бороться. Когда грек достигал восемнадцатилетнего возраста и становился совершеннолетним, он начинал изучать военное дело. Юноша проводил два года в военном лагере, где нёс службу, обучался владеть копьём и мечом, сражаться в едином строю, метать дротики, стрелять из лука.

Став взрослыми, греки не прекращали занятий гимнастикой и физическими упражнениями. Они считали, что каждый свободный эллин обязан заботиться о своём физическом здоровье и красоте тела.

Греческие девочки школ не посещали. Эллины считали, что для них главное - не получить образование, а вырасти покорными жёнами и хорошими матерями. Главным женским достоинством считалась скромность, подчинение воле отца, а затем мужа и умение вести хозяйство. Единственным государством Греции, заботившимся об образовании девочек, была Спарта.

Сопоставление имени Платона и физики, притом физики наших дней - XX в.- кажется, на первый взгляд, искусственным и претенциозным. Любому образованному человеку Платон известен как один из величайших философов древности, как автор учения об идеях, от которого и ведет свое происхождение термин «идеализм». Но идеализм это то направление в философии, которое представляется наименее плодотворным с точки зрения задач и методов положительного естествознания.

1. Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями
о современной теоретической физике? .........................................................3
2. Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции? ……......6
3. Первые античные научные программы ……………………………….12
4. Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции ….16
5. Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений ……………………………………...………………………19
6. Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку ……22
7.Почему в древнегреческой науке не получил широкого распространения эксперимент? ……………………………………………..25
8. Что характерно для научного стиля мышления древних греков? …26

Работа содержит 1 файл

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ПЕРМЬ

Менщикова Валентина Ивановна

Специальность: психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История науки

На тему: Наука древней Греции.

Г.Пермь 2011

1. Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями

о современной теоретической физике? .............................. ...........................3

2. Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции? ……......6

3. Первые античные научные программы ……………………………….12

4. Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции ….16

5. Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений ……………………………………...………………………19

6. Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку ……22

7.Почему в древнегреческой науке не получил широкого распространения эксперимент? ……………………………………………..25

8. Что характерно для научного стиля мышления древних греков? …26

Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями о современной теоретической физике?

Ответ:

Сопоставление имени Платона и физики, притом физики наших дней - XX в.- кажется, на первый взгляд, искусственным и претенциозным. Любому образованному человеку Платон известен как один из величайших философов древности, как автор учения об идеях, от которого и ведет свое происхождение термин «идеализм». Но идеализм это то направление в философии, которое представляется наименее плодотворным с точки зрения задач и методов положительного естествознания. Те, кому довелось прочесть хотя бы некоторые из наиболее популярных сочинений Платона - таких, как «Апология Сократа», «Пир», «Федон», «Протагор», «Федр», - не могут не оценить (при наличии хотя бы минимального вкуса) блестящее литературное мастерство Платона, ставящее его на один уровень с величайшими представителями мировой литературы. Перед читателями «Государства» Платон предстает как автор первой в истории человечества социальной утопии (казалось бы, именно здесь можно было бы усмотреть известную актуальность Платона для нашего времени!). И почти во всех своих сочинениях Платон ставит кардинальные вопросы этики и эстетики, обсуждает смысл и содержание понятий добродетели, справедливости, красоты, блага и ряда других. Причем же здесь физика - физика атомов и элементарных частиц, физика молекулярных явлений и агрегатных состояний вещества?

Правда, в одном из самых поздних и наиболее примечательных своих диалогов - в «Тимее» - Платон излагает свои представления об устройстве мира, заодно касаясь вопросов строения вещества. Однако развитая им в этом сочинении гипотетическая картина микромира воспринималась большинством исследователей недавнего прошлого как парадокс и не привлекала к себе достаточного внимания. Очень часто ее вообще опускали при изложении учения Платона или же в лучшем случае ограничивались краткой констатацией того, что Платон считал вещи состоявшими из математических треугольников. В таком изложении эта гипотеза представлялась нелепой и произвольной; не удивительно поэтому, что рассмотрению данной части учения Платона посвящено очень мало работ. Этих работ (имеются в виду те из них, которые были опубликованы за последние 70-80 лет) не более 10, что составляет резкий контраст по отношению к неисчерпаемому океану всей литературы о Платоне.

Примечательным представляется нам то, что в самое недавнее время именно физики заинтересовались платоновской картиной микромира, расценивая ее как одну из наиболее важных страниц в истории античной науки. Показательны в этом смысле высказывания Гейзенберга - одного из крупнейших физиков нашего времени, который в своих философско-физических работах, особенно в автобиографической книге «Часть и целое» 1, неоднократно ссылается на платоновского «Тимея», подчеркивая большую роль, которую этот диалог сыграл в формировании его собственного мировоззрения.

Разумеется, интерес Гейзенберга к Платону можно было бы объяснить философскими симпатиями творца квантовой механики. Тяготея к идеализму, Гейзенберг, проявляя интерес к древнегреческой философии, естественно, чувствует Платона более близким себе по духу мыслителем по сравнению, скажем, с Демокритом или Эпикуром.

Однако физика Платона привлекла к себе внимание отнюдь не одного только Гейзенберга. Несколько лет назад, 16 ноября 1970 г., в Москве состоялся доклад о «молекулярной физике» Платона, прочитанный доктором физико-математических наук проф. Я. Г. Дорфманом. Этот доклад был заслушан на сессии отделения общей физики и астрономии Академии наук СССР 2.

Из этих фактов, разумеется, не следует, что физики XX в. обнаруживают у Платона нечто, могущее принести пользу в их конкретной научно-исследовательской работе.

1 См.: Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. Gespräche im Umkreis der Atomphysik. München, 1969.

Ни о каком непосредственном влиянии античных натурфилософских построений на науку нашего времени говорить не приходится. Дело заключается в том, что в высказываниях Платона об элементарных структурных единицах физических тел имеются черты, в тех или иных отношениях близкие стилю мышления современных физиков. В настоящей работе ставится задача отметить некоторые из них и показать, что отмеченная близость отнюдь не сводится к чисто внешним аналогиям, а имеет значительно более глубокий характер.

Обращаясь к физике Платона, хочется прежде всего подчеркнуть ее концептуальную близость к атомистике Левкиппа-Демокрита. Это утверждение может на первый взгляд показаться неожиданным: ведь атомистическое учение, созданное названными философами, принято трактовать в качестве наиболее последовательной формы античного материализма, в то время как Платон всегда считался ярчайшим представителем объективного идеализма - направления, прямо противоположного любому роду материализма. Известно, например, о ненависти, которую Платон питал к учению Демокрита,- ненависти, доходившей до того, что он якобы скупал и уничтожал все демокритовские сочинения.

Тем не менее каково бы ни было личное отношение Платона к Демокриту (а по сути дела мы об этом отношении ничего не знаем), утверждение о близости физической теории Платона к атомистике Демокрита, безусловно, соответствует истине. В этом отношении физика Платона резко противостоит его космологии, изложенной в том же «Тимее», причем это противопоставление подчеркнуто самим автором. Космос Платона имеет божественное происхождение: он создан Творцом, Демиургом в подражание некоему идеальному образцу; в силу этого процесс космообразования является творческим актом Демиурга. Однако, переходя к теории строения вещества, Платон начинает говорить о вещах, которые существуют не в силу какого-либо высшего замысла, а возникают и гибнут по законам необходимости. Сам Платон пишет об этом так:

«Все до сих пор нами сказанное, за незначительными исключениями, описывало вещи, как они были созданы умом-демиургом.

Однако рассуждение наше должно перейти к тому, что возникло силой необходимости, ибо из сочетания ума и необходимости произошло смешанное рождение нашего космоса»

Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции?

Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н.э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству,мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика- такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня - гимнасии (греч. γυμνάζω). В них преподавался цикл наук - грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер, Еврипид, Демосфен и Менандр; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н.э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

Совершенно иначе строилось образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу.

Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н.э. в Милете возникла целая научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией. Её представители - Фалес, Анаксимандр Милетский, Анаксимен впервые задумались о том, что является первопричиной мира. так, Фалес предположил, что в основе всего на Земле лежит вода, а Анаксимен - воздух.

[править]

Ученые Древней Греции

[править]

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

[править]

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

[править]

Аристотель

Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного.


Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период развития рабовладельческого строя. Возникновение греческой науки (VII-VI вв. до н. э.) обычно связывают с расцветом ионических городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья и греческих колоний в Италии. В Греции впервые появились профессиональные ученые и учителя, труд которых оплачивался как государством, так и частными лицами, первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и о развитии его из этой основы.

Родоначальник греческой науки милетский купец Фалес (~624-547) такой основой, например, считал воду. Его ученик Анаксимандр (~610-546) источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал не воду, а некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало, которое он назвал апейроном (т.е. "беспредельное"). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество. Древние сообщали, что Анаксимандр был первым греком, начертившим географическую карту Земли. Он же распространял среди греков заимствованные на Востоке солнечные часы (гномон).

Последним великим представителем милетской школы был Анаксимен, который началом, основой, субстанцией мира считал воздух. Все возникает из воздуха, через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Но если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (~544-483) считал источником движения борьбу противоположностей. По Гераклиту в этой постоянной борьбе единая материальная первооснова порождает многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. Гераклит - один из самих глубоких мыслителей Греции оказавший значительное влияние на последующее развитие науки философии. В центре учения Гераклита - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, "все течет". Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово.

Какое же вещество больше всего соответствует в качестве субстанции мира его постоянной подвижности, текучести, изменчивости, становлению? Гераклит видел такую первооснову в огне, который в то время представлялся самым подвижным и изменчивым веществом.

В Древней Греции были построены первые модели Вселенной (Анаксимандр, Филолай, Аристарх Самосский). Наиболее верной и прогрессивной была модель Аристарха Самосского, согласно которой сферическая Земля и еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Это была первая гелиоцентрическая система мира. Кроме того, Аристарх Самосский утверждал о вращении Земли вокруг своей оси. За все это он был объявлен духовными властями безбожником и изгнан из Афин.

Греция является родиной логики и диалектического метода. От греков ведет начало и термин "диалектика". Под диалектикой в древности понимали искусство вести беседу и достигать истины путем обнаружения противоречий в суждениях противника. Требования логического обоснования и доказательства выдвигаемых положений существенным образом отличали науку Древней Греции от рецептурных предписаний египтян и вавилонян. "Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством", - говорил основатель атомистики Демокрит. Эти слова в значительной степени определяют характер и метод греческой науки. Названия современных наук: математика, механика, физика, география, биология и др.; научные понятия: атом, масса, электрон, протон и пр.; имена: Фалес, Демокрит, Аристотель, Пифагор и т.д., а главное - характер, метод и достижения науки Древней Греции служат одним из убедительных доказательств того, что Древняя Греция по праву считается родиной современной науки.

Первые естественно-научные программы античности

Атомическая программа. Идея атомистического строения материи была высказана впервые Левкиппом (500-440) и развита его учеником -гениальным Демокритом. Демокрит (460-370) происходил из фракийского города Абдеры на берегу Эгейского моря. Он очень много путешествовал, был в Вавилоне, Персии, Египте, Индии, Эфиопии. Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, которое смогло бы преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами 1 . Иначе говоря, такое учение, которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. На этом пути он осуществил переход от континуального 2 к дискретному видению мира. Демокрит исходил из безоговорочного признания истинного бытия существующим и существующим как многое. Он убедительно показал, что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований этого бытия - атомов. Бытие в собственном смысле этого слова - это атомы, которые движутся в пустоте (небытии). Демокрит написал много сочинений по физике, астрономии и философии. К сожалению, его сочинения не дошли до нашего времени и об их содержании мы узнаем лишь из книг других авторов. Суть учения Демокрита сводится к следующему.

1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все
другое - только воззрение.

2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме.

3. Из ничего не происходит ничего.

4. Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью.

5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия между атомами не существует.

По Демокриту мир в целом - это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля -центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населёнными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.

Развивая учение Демокрита, Эпикур (341-270) пытался объяснить на основе атомных представлений все естественные, психические и социальные явления. Атомы Эпикура имеют уже вес, а само представление о них выводится из хорошо известных фактов: белье, например, сохнет потому, что под действием ветра и солнца от него отрываются невидимые частицы воды. Атомы находятся в беспрерывном движении, причем: атомы падают в пустоте (в современном понятии - в вакууме) с одинаковой скоростью, в некоторые моменты они могут случайно отклоняться от своего пути. Это и приводит к образованию из атомов миров. Так возникла Земля, "затем от нее отделилось высокое небо, стали моря отходить, обособившись водным пространством, и выделяться огни стали чистые в дальнем эфире". Земля породила жизнь, все, что не было приспособлено к жизни, умирало. Так, в конце концов, естественным путем возник животный и растительный мир, появилось человеческое общество.

Как видно, Эпикур не оставляет места для бога ни в сотворении мира, ни в его развитии. Кроме того, в философской системе Эпикура утверждалось, что целью жизни должно быть отсутствие страданий. А чтобы их не было, жизнь должна быть основана на разуме и справедливости, должен быть уничтожен страх смерти и связанные с ним верования.

Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

Концепция атомизма - одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественно - научной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи.

Математическая программа. Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

В её основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией протяженного мира тел, подчиненной законам геометрии, а движение небесных тел - математическим законам.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами, числа - это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: "Несведущим в геометрии вход воспрещен". Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Платона. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как - приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего, с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими образами и аналогиями пронизана вся философия Платона.

Вслед за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассматривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (преходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его "Метафизике" воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям.

Пожалуй, ни один ученый древности не оказал на развитие науки и мышления такого глубокого и длительного влияния, как Аристотель. В своей "Физике" он поднимает и глубоко рассматривает многие вопросы: о материи и движении, о пространстве и времени, о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о действующих причинах. Движение тел происходит в пространстве, свойства которого Аристотель связывает со свойствами самих тел. Он отрицает существование пустого пространства, аргументируя это различными доводами. Науке понадобилось длительное время, чтобы разобраться в этой аргументации, что было сделано Галилеем и Эйнштейном.

По Аристотелю, нет и времени, существующего независимо от происходящих событий, от каких-либо изменений. "Если бы "теперь" не было каждый раз другим, а тождественным и единым, времени не было бы".

Пространство и время - непрерывные величины; пространство по протяженности - конечная граница одной его части является начальной границей другой; время по последовательности - "теперь" соприкасается с прошлым и будущим.

Аристотель признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Являясь учеником Платона, он порвал с его идеалистическими взглядами на мир как отображениями идей, постигаемых душой, и на познание, которое должно отвернуться от реального опыта.

Знаменитые слова Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже" - значили отход его от воззрений своего учителя.

Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. А тех, кто выступал против Аристотеля, часто обвиняли в выступлении против религии и церкви, и церковь жестоко расправлялась с еретиками.

Аристотеля называют крестным отцом физики: ведь название его книги "Физика" стало названием всей физической науки.

Он очень верно определяет задачи физики, сводя их к исследованию "первых причин" природы (основных законов), "первых начал" (принципов) и ее "элементов" (основополагающих частиц). Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: "От более явного для нас к более явному по природе". Действительно, люди сначала воспринимают вещи такими, какими они им представляются ("явными для нас"), а не такими, какими они есть на самом деле ("по природе"). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к "явному по природе" и "менее явному для нас". История науки подтверждает этот путь познания.

Что касается математики, то Аристотель полагал недопустимым ее применение к исследованию природы по двум причинам:

○ математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, природа же находится в непрерывном движении и изменении;

○ математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе.

В трудах великого философа, несмотря на множество наивного и примитивного, содержались и глубокие мысли, которые являются предметом исследования науки по сей день и получают в ней новое, современное толкование. Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философии мир, подобно тому, как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти двадцати столетий (вплоть до XVII в.) излагалось по Аристотелю.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт ИСО и КР

Кафедра ЛОГОПЕДИИ

Наука Древней Греции

Выполнила студентка 2 курса

заочного отделения 25 группы

Кузнецовой Марии Александровны

Преподаватель: кандидат географических наук

Т.Д. Гайворон

Москва - 2011

Введение

В современном мире основной ценностью является информация. В большинстве случаев эта информация говорит нам о новых открытиях и изобретениях. Наука в XXI веке развивается с такой скоростью, что новые открытия порой перечеркивают стройные теории, созданные всего несколько десятилетий назад. Но действительно ли человечество получает принципиально новые знания? Или, как гласит старая пословица: «Всё новое - это хорошо забытое старое»? Может быть, постоянно меняя свои взгляды на устройство этого мира и нас самих, мы просто потеряли ключ, открывающий нам знания древних? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам стоит обратить наш взор в глубь веков, туда, где впервые зародилась наука.

Целью данного исследования является анализ открытий древнегреческой науки и выбор среди них тех знаний, которыми мы пользуемся по сей день. Через раскрытие прошлого лучше понять настоящее и увидеть перспективу, роль и назначение науки в обществе.

Наша задача составить периодизацию открытий, изучить работы наиболее выдающихся философов и проследить, как их открытия повлияли на сегодняшнюю науку.

1. Периодизация древнегреческой науки

Мы рассмотрим развитие науки в Древней Греции начиная от Архаического периода греческой истории (VII-VI в до н.э.). Это время глубоких общественных перемен в жизни Эллады, формирование городов-государств.

Затем рассмотрим философов периода Греческой Классики (V- IV в до н.э.). Это время греко-персидских войн, Пелопоннесская война - самая масштабная война в истории Древней Греции, начало возвышения Македонии. И, наконец, Эллинистический период (IV--I вв. до н. э.). Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э.

Полисный период (XI--IV вв. до н. э.)

Архаическая Греция (VII--VI вв. до н. э.).

Натурфилософия (VII--V вв. до н. э.)

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Пифагорейцы (Пифагор, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай) Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс) Школа Гераклита (Гераклит, Кратил) Школа Анаксагора (Анаксагор, Архелай, Метродор Лампсакский) Атомисты (Левкипп, Демокрит, Метродор Хиосский) Вне школ (Эмпедокл, Диоген Аполлонийский)

Софисты (V--IV вв. до н. э.)

Старшие софисты (Протагор, Горгий, Тисий, Антифонт, Продик, Гиппий Элидский, Ксениад) Младшие софисты (Фрасимах, Калликл, Критий, Ликофрон, Алкидам)

Классическая Греция (V--IV вв. до н. э.).

Сократ м ические школы IV веке до н. э.

Киники -- основатель Антисфен

Киренская школа (Киренаики) -- основатель Аристипп из Кирены

Мегарская школа (Мегарики) -- основатель Евклид из Мегары

Элидо-Эретрийская школа -- основатель Федон из Элиды

Другие сократики (Главкон из Афин, Кебет, Критон, Симмий, Симон-кожевник, Эсхин)

Платоновская Академия 380-х годах до н. э

Платоники (Платон, Спевсипп, Ксенократ из Халкидона, Полемон, Крантор, Кратет Афинский, Клеарх) Перипатетическая школа (последователи Аристотеля) Основана в 335/4 г

Перипатетики (Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Стратон, Аристоксен)

Вне школ Гиппократ

Эллинистический период (IV--I вв. до н. э.): эпикуреизм, скептицизм, стоицизм

философский сократ платон софизм

2. Философские школы

Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Заимствовав знания, накопленные в течение тысячелетий египтянами и вавилонянами, у греков возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией. Античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как её родоначальников фигуры семи мудрецов. Они появлялись в Греции благодаря практике проведения соревнований между мудрецами. Эти соревнования проходили во время Олимпийских и Пифийских игр, а также на других греческих праздниках. Открывал список семи мудрецов древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Все свои первоначальные научные знания почерпнул в Азии и в Африке, т. е. в Вавилонии, Финикии и Египте. В области геометрии Фалес установил ряд равенств. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми». А так же теорема Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне. Теорема Фалеса до сих пор используется в морской навигации в качестве правила о том, что столкновение судов, двигающихся с постоянной скоростью, неизбежно, если сохраняется курс судов друг на друга. Принципиально новое состояло в том, что Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме. Фалемс считал, что Земля пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. Большую пользу астрономии принёс как математик. Заслуга Фалеса состоит в том, что он «опубликовал» результат всех существовавших ранее знаний в пригодной для научного употребления форме; выделил некий рациональный, потребный для логических положений комплекс понятий.

Философы Милетской школы , которая возникла, однако, в Малой Азии, подытожили мифологическое, предфилософское мировоззрение в Др. Греции. Создали в результате первую (письменно зафиксированную) не мифологическую картину мира, которая, вероятно, имеет мифологические корни. Явления мира подчиняются закономерности, а не произвольной воле богов. Боги существуют, но не являются создателями и управителями мира. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Создали новое интеллектуальное мировоззрение -- философию. Источник жизни и существования космоса единое первовещество; для Фалеса это -- вода, для Анаксимандра -- апейрон, для Анаксимена -- воздух. Не делали принципиального различия между живым и мертвым.

К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей , давший рационалистическое толкование мифов.

Во второй половине VI в. до н.э. возникает первая в истории человечества научная школа - общество пифагорейцев . Её основатель Пифагор Самосский (580--500 г. до н.э.). Пифагор назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом. Предметом его учения - мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Основу учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей -- предела и беспредельного. Филолай писал: «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём». Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей. Продвинули вперёд математические науки. Знаменитая теорема Пифагора в геометрии. В арифметике пифагорейцы рассматривали свойства чисел, между которыми главнейшими были чётные, нечётные, чётно-нечётные, квадратные и неквадратные, изучали арифметические прогрессии и новые числовые ряды, происходящие от последовательных суммирований их членов. Математическое учение о гармонии (музыка). Гармония есть система трёх созвучий -- кварты, квинты и октавы. Выдающимися музыкальными теоретиками пифагорейской школы были Филолай и Архит , которые разрабатывали математические основания древнегреческой (музыкальной) гармонии. Космология и астрономия: Мир есть ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. Планеты вращаются вокруг центрального огня, обращенные к нему всегда одной и той же стороной. Шар есть наиболее совершенная, наиболее идеальная геометрическая фигура, и эту фигуру имеет Земля, которая занимает такое важное положение в мировоззрении человека. Пифагорцы верили в переселение душ. Что касается медицины, то в этой области Алкмеон Кротонский (6--5 в до н.э.) первым стал вскрывать трупы животных в целях изучения строения отдельных органов. Современные исследователи признают огромную роль, которую сыграл Пифагор и пифагорейцы в развитии математических знаний. Пифагорейцы пришли к выводу, что практически все соотношения, существующие в космосе, все чувственно воспринимаемые вещи можно просчитать математическим путем. В установленной Пифагором связи между музыкой и арифметикой напоминают до сих пор такие математические выражения, как "гармоническое среднее" и "гармоническая прогрессия". Мы все еще говорим о квадратах и кубах чисел, и этими терминами мы обязаны Пифагору.

Парменид из Элеи (ок.515--445 г. до н. э.) своим учением о бытии заложил предпосылки возникновения древнегреческой атомистики. В Элейской школе Бытие - это то, что есть, в отличие от того, что кажется и составляет область мнения. Бытие должно быть единым, не имеющим частей и неделимым, а также неподвижным и неизменным. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Из невозможности пустоты и из совершенной сплошной заполненности пространства веществом получался вывод: мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей. По истине существует только единство, множества нет. В природе нет никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей или пустот, отделяющих вещи одну от другой, а следовательно, никаких отдельных вещей. Парменид первый метафизик античной философии, первый антагонист диалектики. Мир вечен, неизменен, неподвижен. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам. Общим для элеатов было убеждение в том, что чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они стремились постичь истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего. Философские рассуждения элеатов явились мощным толчком для принципиально новой постановки важнейших методологических вопросов математики, послужили источником возникновения новой формы обоснования математических знаний. Огромное значение для последующего развития имело повышение уровня абстракции математического познания, был сделан шаг к становлению математики как дедуктивной науки, созданы некоторые предпосылки для ее аксиоматического построения.

Основателями древнегреческой атомистики являются Левкипп (5 в. до н. э.) и Демокрит (ок. 460 - ок.370 г. до н.э.). Согласно их атомистической концепции в мире существуют два первоначала - пустота и атомы. Под атомами понимается бесконечное множество неделимых, неизменных, не имеющих частей первооснов. Атомы в собственном смысле являются полным бытием Парменида . Атомы невидимы вследствие малости своих размеров; отличаются друг от друга величиной, формой и положением в пространстве. Соединяясь между собой, порождают возникновение вещей, разделяясь - их гибель. Сцепление очень большого количества атомов вызывает возникновение атомных вихрей, которые в конечном счете при водят к зарождению миров. Существует множество миров, причем они могут сильно отличаться от нашего. В целом атомистики создали беспрецедентную в истории греческой мысли картину мироздания. У них возникла идея прерывного в своей структуре мира, состоящего из мельчайших неизменяемых частей, атомов. Этот мир лишь внешне кажется цельным и единым, так же, как видится цельным и единым издалека куча песка или куча зерна, также состоящие из мельчайших частиц. Атомистическая теория возродилась в Новое время, чтобы объяснить факты химии.

Геракли м т Эфе м сский .Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь -- наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода -- лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода -- в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем -- остыла. Гераклит не ассоциировал бога с необходимостью культа или служения. Исключителен его вклад в развитие диалектики. Гегель в своей "Истории философии" подчеркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс, и что сам абсолют в философии Гераклита понимается как единство противоположностей в самом себе. Диалектика не излагается в ясных и упорядоченных понятиях. Это скорее отдельные гениальные наблюдения, направленные на постижение значения принципа единства и борьбы противоположностей.

Анаксагор учил о вечных элементах мира, «гомеомериях», которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Старался объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения. В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Он первый был тем, кто предположил, что солнце -- шар. Некоторые раннехристианские авторы клеймили Анаксагора как безбожника, другие, напротив, выделяли его из числа прочих досократиков, усматривая в его Разуме предвосхищение идеи единого бога. Анаксагор наряду с атомистами имеет право претендовать на роль одного из основоположников позднейшей физической науки.

В основе учения Эмпедокла из Агригента на острове Сицилия (490--430 г.г. до н.э.) лежит концепция четырех элементов - огня, воздуха (эфира), воды и земли. Эти первоначала вечны, неизменны и не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях(так же растения и животные). Кроме 4 элементов Эмпедокл постулировал наличие двух сил - Любви и Вражды. Попеременным преобладанием этих сил обусловлен циклический ход мирового процесса.Считают, что Эмпедокл первым высказал догадку о существовании ископаемых остатков вымерших животных. Значительное внимание Эмпедокл уделял проблемам медицины, анатомии и физиологии; он стал основоположником сицилийской медицинской школы. Идею Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью можно назвать зачатком, хотя и наивным, подхода к теории естественного отбора.

Софи м сты - древнегреческие платные преподаватели красноречия. Свою главную педагогическую и просветительскую задачу софисты видели в воспитании «добродетели» (арете) и «умении хорошо говорить», что подразумевало знакомство с основами истории, права, теоретических дисциплин, в т.ч. математики и философии. Много внимания софисты уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики. Всё в мире относительно. В целом с философской точки зрения направление не было объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов. Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Главное -- это подбирать наиболее убедительные и красивые аргументы в споре, чтобы суметь защитить любой тезис. Все сводится к методу изложения. Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатав привычные каноны мышления, изощрив искусство анализа.

Сократические школы имели зачатки современных школ: сменяемый руководитель, регулярные занятия, письменные сочинения учеников. Сокра м т -- древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии -- от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность -- поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. Вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева».Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на процесс человеческого познания ощущается и по сей день.

Антисфен Афинский , развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. Антисфен Афинский основатель школы кинизма . Натурфилософия сменилась антропологией, физика - этикой. Философия теперь стремилась ответить на главные вопросы человеческого бытия: как жить, в чем счастье и добродетель? Киники критиковали государство за его рабовладельческую сущность, его законы, правителей, политику. В основе их критики лежала софистская антитеза «природа-закон». Именно киникам принадлежит открытие двух жанров античной литературы: диатриб и менниповых сатир (меннипей). Для киников значим внутренний мир человека, они хотят его переделать, сделать человека более нравственным. Некоторыми учёными кинизм рассматривается как ценный вклад в теорию этики. Видно влияние киников на раннее христианство, в особенности, на христианский аскетизм. В середине XX века учение киников становится популярным среди европейского студенчества. В киниках видели принципиальных оппозиционеров всякой власти. Постмодернистское мировосприятие в некоторых своих чертах напоминает учение философов-киников: Антисфена, Диогена, Кратета и др. Пассивный протест хиппи являл собой ранний этап кинизма, ориентированный на индивидуальный тип поведения, отрицающего принятые нормы, а «постмодернистский цинизм» скорее напоминает его в пору зрелости, пронизанный иронией и стремлением к абсолютной свободе.

Аристипп из Кирены. По учению школы киренаиков единственная цель в жизни -- наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель -- умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую.

Мега м рская шко м ла основанная Евклидом из Мегары Основные интересы были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином. Мегамрская шкомла сыграла значительную роль в развитии логики.

Эретрийская школа -- продолжила линию школы из Элиды, основанной Федоном Также как мегарики, они верили в индивидуальность «Добра», отрицали множественность добродетели и любую разницу между Добром и Истиной. Они сосредотачивали всё доброе в разуме и в остроте ума, который распознаёт истину. Они не допускали, что истину можно вывести из категорически отрицательных суждений и принимали только позитивные суждения, и из них только простые.

Платоновская Академия . В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог). Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к следующему положению: Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей. Чтобы понять вклад Платона в современную науку можно процетировать британского математика, логика и философа А.Н. Уайтхеда.

Гиппократ (460--370 г. до н.э.) объяснял возникновение болезни (в частности эпилепсии) естественными причинами. Вторая особенность гиппократовой медицины - требование индивидуального подхода в каждом отдельном случае. Ему же приписывают формулировку основных положений врачебной этики: врач обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями; должен соблюдать профессиональную тайну; не злоупотреблять своим положением. Анатомические знания поднялись на довольно высокий уровень. Особенно хорошо был изучен скелет. Основные внутренние органы также были известны, хотя о детальном их строении знали мало - в Древней Греции было запрещено вскрывать трупы. В наше время Гиппократа называют «Отцом медицины».

Одним из величайших ученых античности был Аристотель (384--322 г. до н. э.). Аристотель в 335 г. основывает в Афинах собственную научную школу - Ликей , которой он руководил до конца своей жизни. Был воспитателем Александра Македонского. Аристотель создал фундаментальную логику, то есть науку о доказательстве; утвердил структуру научного исследования, включающую историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения; описал 495 видов различных животных, заложив тем самым основы зоологии, и предложил классификацию животного мира по принципу последовательного ступенчатого усложнения. Высшую ступень на этой лестнице природы занимал человек. По Аристотелю - человек - это «политическое животное», которое отличается от животного только наличием нравственности и на этой основе стремлением к «совместному жительству». Аристотелем дана первая в истории человечества классификация наук. Науки делятся на теоретические, практические и творческие. Задачей теоретических наук является нахождение истины и ничего более; цель практических наук - действие; творческих - создание чего-либо, что не существовало ранее и может приносить человеку либо пользу, либо наслаждение. Космология (учение о Вселенной) Аристотеля исходит из геоцентрических воззрений. Мироздание конечно. Представления Аристотеля противоположны принципам Демокрита. Согласно Аристотелю, четыре основных и противоположных качества (холод и тепло, влажность и сухость) попарно образуют элементы, из которых состоят все материальные вещи: земля, огонь, вода и воздух. Он не допускает существования пустоты: материя непрерывно распределена в пространстве. Аристотель написал труды по многим предметам, включая физику, метафизику, поэзию, театр, музыку, логику, риторику, политику, правительство, этику, биологию и зоологию. Все аспекты философии Аристотеля продолжают быть объектом активного академического исследования сегодня. После Аристотеля в эпоху эллинизма успехи в науках связаны с александрийской школой .

Эпикуреи м зм -- философское учение, исходящее из идей Эпикура. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие -- высшее благо».

В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Эпикурейцы были яркими представителями античного материализма, которые заимствовали учение Демокрита об атомах, однако дополнили его учением о свободном отклонении атомов. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания телесного, душевного. Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь -- вот главное наслаждение. Исчезнув с распространением христианства, эпикуреизм возродился в эпоху Возрождения, став одним из источников французского материализма (Пьер Гассенди). Прошедший через христианизацию и теологизацию, эпикурейский атомизм способствовал утверждению механистической атомистически-корпускулярной картины мира.

Скептицизм «быть в нерешительности». Основателем скептицизма был Пиррон родом из Элиды на Пелопоннесе. Ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Ни о чем нельзя сказать, что оно существует по истине, и никакой способ познания не может быть характеризуем ни как истинный, ни как ложный. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это воздержание не значит, будто для нас не существует ничего достоверного. Безусловно достоверными являются для нас, наши чувственные восприятия или впечатления, поскольку мы рассматриваем их лишь как явления. Скептицизм является одним из фундаментальных направлений философии, он никогда не замыкался в чистой теории, но всегда выступал как жизненно-практическое учение, решающее проблемы стратегии человеческого поведения.

Стоици м зм Основатель стоицизма Зенон Китийский. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика -- плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. кости -- логика, мясо -- физика, душа животного -- этика, скорлупа -- логика, белок -- физика, а желток яйца -- этика.

Логика - основополагающая часть стоицизма; ее задача - показать, как действуют необходимые и всеобщие законы разума в сфере познания, и объяснить философствование как строгую научную процедуру. Три слагаемых логики - теория познания, риторика и диалектика.

Физика. Теория познания стоиков определялась их материалистической физикой, согласно которой бытие сводится к телу, занимающему пространство. Поскольку существуют и качества, они тоже являются телами. Отсюда следует, что одно и то же пространство могут занимать сразу два тела. Очевидно, что тела не являются скоплениями непроницаемых атомов, которые приходят в движение, если придать им импульс. Скорее мир, как предполагал Гераклит, представляет собой динамическую непрерывность.

Этика - Идеал добродетели. Нравственное действие определено не инстинктивным здравым смыслом, а моральным отношением к действию. Конкретные нравственные предписания составляли основной предмет практической этики.

Стоицизм оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе. Идеи поздних стоиков вызывают большой интерес и сегодня.

Выводы

Древняя Греция стала родиной истории науки. Здесь возникли научное преподавание, появились специалисты-ученые, систематические научные исследования, научная информация, которая не потеряла своей актуальности и по сей день.

Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Они были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры. В практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, относящихся к миру в целом. Поиск объективных, естественных законов мироздания и основы доказательного способа изложения материала превратились в устойчивую традицию, что составило важнейшую черту науки.

Таким образом изучение Греческой науки в наше время является необходимым звеном нашего сегодняшнего образования.

Л итература

1. Рожанский И.Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979;

2. Рожанский И.Д., Расизм и Древняя Греция

3. Рожанский И.Д., Две научные революции в Древней Греции

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т. 20

5. Аристотель, Метафизика, кн. I

6. Уайтхед А.Н., Процесс и реальность.

7. Чикунский В., Фалес из Милета. Забытая легенда

8. Диоген Лаэртский., О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга 8 / Пер. и прим. М.Л. Гаспарова

9. Жмудь Л.Я., Экспериментирование в пифагорейской школе

10. Мочалова И.Н. , Концепция научного знания в Ранней Академии

11. Чанышев А.Н. , Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов

12. Брамбо, Роберт. Философы древней Греции /Пер. с англ. Л.А. Игоревского.

13. Гайденко П.П., История греческой философии в её связи с наукой

14. Джохадзе Д.В., Основные этапы развития античной философии. К анализу диалектики историко-философского процесса.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    В раннем эллинизме выделяют три школы – эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, которые по-разному стали трактовать чувственно-материальный Космос: не только как нечто объективно данное, но на него переносились и все субъективные человеческие переживания.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Философские идеи в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Натурфилософия в Древней Греции. Философские идеи Сократа. Философия Платона. Философская концепция Аристотеля. Древнерусская философия.

    реферат , добавлен 26.09.2002

    Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции. Исторические особенности формирования и этапы политико-правовых воззрений Древней Греции. Политико-правовые учения эллинистического периода и софистов, Сократа, Платона, Аристотеля.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2015

    Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм. Античная натурфилософия, философия Платона и Аристотеля. Милетская, пифагорейская, элейская школы - основатели, учения и последователи. Учения о идеальном государстве, науке и рациональном.

    реферат , добавлен 20.06.2008

    Основные духовные источники возникновения философии в Древней Греции. Циклизм при объяснении природы и общества. Основные особенности древнегреческой натурфилософии. Философия античности классического периода. Философские взгляды Сократа и Платона.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Этапы античной философии. Античная натурфилософия: милетская, пифагорейская и элейская школа. "Золотой век" античности: софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

    реферат , добавлен 12.08.2015

    Этапы развития древнегреческой философии, роль Демокрита и Сократа в ее истории. Переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования. Естественнонаучная сущность природы, мира, космоса как основа древнегреческой философии.

    реферат , добавлен 22.07.2014

    Наивная диалектика милетцев, Гераклита и Анаксагора. Объективный идеализм Платона. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Философия Древнего Рима. Проблема несовпадения сущности и существования. Объективный идеализм пифагорейцев.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Становление Античной философии, ее основные периоды. Раннегреческая натурфилософия, Элейская школа, атомизм. Релятивизм софистов, этический идеализм Сократа, сократические школы. Философские системы Платона и Аристотеля. Эпикурейство и стоицизм.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Философия Сократа, его этика: "мудрость как высшая нравственность, познание как благо". Эллинистически-римская философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Древневосточная философия как направление философского процесса, связанное с религией и культурой.