В архивах КГБ найдено стихотворение С. Есенина

_________________________________________________________________________________________

Уважаемые гости и участники сообщества!
Предлагаю вам поучаствовать в викторине по жизни и творчеству Сергея Есенина.
Проверить свои знания!

При желании,можно сделать плейкасты с вашими ответами.
В таком случае каждый,сделавший работу,получит подарок!
Ну,поехали!

1. Откуда родом был Сергей Есенин?

2.Какие строки принадлежат перу Есенина?

* «Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»

* «Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»

* «Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос»

3. Назовите первое появившееся в печати стихотворение Есенина?

4. Встреча с каким поэтом определило творчество поэта?

5. Какая знаменитая танцовщица была музой Есенина?

6. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
Ива
Черёмуха
Берёза

7. Какая главная стихия творчества Есенина?

Природа
Философия
Кавказ

8. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
«Радуница»
«Трерядница»
«Преображение»

9. Кто автор этих слов?
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»

10. Из какого стихотворения данный отрывок:

11. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?
В 1919-1923
В 1916-1918
В 1920-1923

12. Какие излюбленные деревья поэта?
Рябина, липа, черемуха
Верба, клен, сосна
Дуб, ольха, ель

13. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?

14.Как называется стихотворение, в котором Есенин рассказывает о тяжелой утрате собаки своих щенков?

15. Продолжите строку:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, ….»

16. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

17. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

18. Каковы основные направления лирики Есенина?

19. В каком стихотворении Есенин называет себя скандалистом и шарлатаном?

20. Откуда данный отрывок?

«Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.»

21. Как звали вторую жену поэта?

22. Из какого стихотворения данный отрывок:

«В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.»

23. Кто назвал Сергея Есенина «Законченно русским поэтом»?

В архивах КГБ найдено стихотворение С. Есенина

Читатели помнят, что по Указу Президента РСФСР архивы Комитета государственной безопасности СССР передаются в Госархив республики, и, как мы уже сообщали, в Томске создана специальная комиссия из работников архива с участием народных депутатов, которая и занялась решением этого вопроса. И вот сегодня ещё раз об архивах.

Как и в последние годы, сотрудники Управления, теперь уже Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) России, совместно с большой группой историков, журналистов, членов

историко-просветительского общества «Мемориал» продолжают разработку архива, регулярно публикуя на страницах газет и журналов наиболее интересные и ценные в историческом и культурном плане материалы и документы. А Западно-Сибирской студией кинохроники на основе архивных уго-ловных дел в истекшем году был снят и уже показан по Томскому телевидению до-кументальный фильм «Ко-нец дворянского гнезда. Не-известный террор».

Еще одним результатом разработки архива явился выход в свет Книги памяти томичей, репрессированных в годы сталинизма «Боль людская». Пользуясь случа-ем, замечу, что в ближай-шие дни выйдет из печати второй том книги.

Но, отмечая это, необхо-димо, видимо, сразу огово-риться. У определенной ча-сти населения, в основном представителей творческих кругов, сложилось мнение, что в наших архивах скры-ты сотни и тысячи произве-дений литературы и искус-ства, изъятых в ходе аре-стов в годы репрессий у представителей творческой интеллигенции. Но это да-леко не так. Очень и очень редко удается обнаружить автографы либо ранее не публиковавшиеся произведе-ния. Так уж действовал ре-прессивный аппарат — по-сле окончания следствия аб-солютное большинство изъя-тых материалов уничтожа-лось.

И все-таки время от вре-мени удается что-либо обна-ружить. Вот и сегодня мы рискнули предложить стихи, под которыми стоит подпись «С. Есенин». В результате проведенных исследований установлено, что этот авто-граф известен, является ко-пией и, возможно, не при-надлежит перу С. Есенина. Но, учитывая наличие раз-ных точек зрения специали-стов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрица-ют), мы решили представить эти стихи к публикации.

В. Уйманов,

сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области.

Послание евангелисту Демьяну Бедному от С. Есенина

Я часто думаю, за что его казнили!

За то ль, что враг субботы,

Он против всякой гнили

За то ли, что в стране проконсула Пилата, .

Где культом Кесарю полны и свет, и тень,—

Он с кучкой небольшой из бедных рыбаков

За Кесарем признал лишь силу злата;

За то ли, что себя, на части разорвав,

Он к горю каждого был милосерд и чуток,

И всех благословлял, мучительно любя,

И маленьких детей, и грязных проституток.

Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем

Я ее нашел правдивого ответа.

В нем много бойких слов (ах, как их много в нем).

Но слова нет, достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,

Кто безотчетно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религии paба,

Покорного от века и до века,

И вера у меня в чудеса слаба -

Я верю в знание и силу человека.

Я знаю, что, стремясь по нужному пути,

Здесь, на Земле, не расставаясь с телом,

Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти

Воистину к божественный пределам.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна —

Мне стало стыдно так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —

Далекий миф; мы это понимаем,

Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес

На всех и вся захлебываться лаем.

Христос — сын плотника, когда-то был казнен -

Пусть это миф, но все ж, когда прохожий

Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он:

«Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ.

Так что ж! От этого и надобно подряд

Плевать на то, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест,

А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый!»

А это, когда б тебе Голгофский дали крест

Иль чашу с едкою.цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца

В последний час, по их примеру тоже

Благословлять весь мир под тернием венца

Иль о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его нимало;

Разбойник был, Иуда был,

Тебя лишь только не хватало!

Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей,

Как толстый боров,

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной тяжелый грех —

Своим дешевым балаганным вздором —

Ты оскорбил поэтов вольный цех

И малый свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,

Небось, злорадствуют российские кликуши:

«Еще тарелочку Демьяновой ухи,

Соседушка, мой свет, покушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»,

Где образцовый стих печатался дуплетом,

Ещё отчаянней потянется к Христу,

А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.

Ответ Есенина Демьяну Бедному

Весной 1925 года «Союз безбожников» в 11 номерах «Правды» и одновременно в газете «Беднота» напечатал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демь-яна». Автор этого стихотво-рного издевательства над Свя-щенным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, - по собст-венной характеристике, «му-жик вредный». Вскоре эта па-родия вышла отдельным изда-нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кам-пания травли и репрессий про-тив православной церкви, дру-гих религий.

Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедного в прекрасном библиографиче-ском словаре «Русские писа-тели», вышедшем в 1990 году в издательстве «Просвещение», очевидно, по этим соображе-ниям ни словом не обмолви-лись об этих позорных стра-ницах жизни и творчества Демьяна Бедного.

В газете «Беднота» в это время работала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин-формацию он получал из пер-вых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое не-приятие Есенина, который к этому времени, по меткому выражению Георгия Иванова, очнулся от угара револю-ции. Благодаря певцу Малинину каждый знает есенинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Сты-дно мне, что я в Бога не ве-рил, горько мне, что не ве-рю теперь».

Новые взгляды Есенина от-личались от господствующей идеологии. «Я перестаю пони-мать, какой революции я при-надлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь», — пи-сал он Кусикову. Есенину бы-ло что скрывать. Потомки Есенина считают, что социаль-но-политические мотивы в сти-хах Есенина после возвраще-ния его из-за границы были направлены на сокрытие ис-тинных взглядов поэта.

В середине 25-го года среди литературного мира России в списках стали распространять-ся стихи «Ответ Евангелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три ме-сяца после трагической и загадочной до сегодняшнего дня смерти Есенина его сест-ра Катя поторопилась без убедительных доводов публично отречься от есенинского автор-ства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили?

Имажинист Матвей Ройзман радостно сообщил всем в на-чале 70-х годов, что автор этих стихов Н. Н. Горбачев — «графоман с контрреволюци-онным душком» был найден и наказан.

Но живы еще люди, кото-рые помнят то время, слыша-ли и сохранили списки этого стихотворения. Некоторые зна-ли Есенина лично и не сомне-ваются в авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленинграде, в Витебске, Ростове, в Севастополе и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэтический мир 20—30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напрягая уже уставшую от долгой не-легкой жизни память, пыта-лась для членов есенинского общества «Радуница» восста-новить его звучание:

Я знаю: жизнь не так проста,

И ты всего лишь толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Наверное, именно хлесткость фразы и смелость образа со-храняют у них уверенность в принадлежности этого стиха Есенину.

Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничива-лось лишь правкой стиха, на-писанного другим автором. И это, очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотвор-ной конспирацией, применив не свойственный размер и от-дельные слова, не мог не ос-таться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство.

Нет- нет да и мелькнет есе-нинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захлебы-вался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же — стихотворение звучит от 1-го лица, сохраняет есенинскую жизненную позицию, отноше-ние к православию и его не-примиримость к автору паро-дии, ранее выраженную строч-кой: «Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

К сожалению, серьезного ис-следования по стихотворению «Ответ Евангелисту Демьяну» еще не сделано. Есть и про-тивники авторства Есенина.

По инициативе «Книжного обозрения» (№ 39, 1990 года) вновь обращено общественное внимание к «Ответу...». Поло-жительно, что на основании множественных вариантов спи-ска восстановлены в первом приближении недостающие строки.

Но вот новая находка. Ра-ботая над Книгой памяти, со-трудники Томского УКГБ об-наружили в архиве еще одну рукопись «Ответа Евангелис-ту Демьяну». Внимание прив-лекла подпись: «С. Есенин». Подпись действительно в первых трех буквах сохраняет все основные признаки есенинской подписи последних лет жизни. Затем, особенно в написании буквы «н», эти приз-наки исчезают. Что это — не-умелая подделка? Но тогда почему автор так тщательно выписал первые буквы? И совсем не позаботился о дос-товерности концовки. Или, что более вероятно, лихо начав подпись, пишущий вдруг вспом-нил о необходимости прятаться и закончил уже по-другому.

Все буквы в словах соеди-нены — так Есенин не писал в 25-м году. Но... он умеет писать в соединении — в мо-лодости он все соединял и, ко-нечно, не забыл, как это де-лается!

Почерк неустойчив. Похоже-сти в написании букв мало. Но одну букву не скроешь. Пять раз автор пишет заглав-ную букву «А», я во всех пяти случаях эта буква написана так, как в письме Есенина Блоку, в письмах Панфило-ву, в стихотворении «К Пуш-кину» и др. Есть похожесть в заглавной букве «Я» и неко-торых других буквах.

Сравнивая текст найденного автографа со списком, кото-рый прислал мне в свое вре-мя внук Бенуа Юрий Валерь-янович, - можно найти мало различий. Все так же отсутст-вует 23-я строка, которая бы-ла восстановлена «Книжным обозрением» и прозвучала: после «... был Сократ»... «..,и не было его в стране Пиката...». Спорная последняя строка звучит не так, как в парижском издании, где было: «А коммунизму мат пошлет при этом».

Так что есть над чем поду-мать литературоведа и есениноведам.

Публикация В. Н. Уйманова, несомненно, большой по-дарок всем любителям Есе-нина в дни его памяти.

Николаев В.

Для Москвы – Есенин самый родной и близкий поэт тех переменчивых и волнующих лет начала XX века, которые получили название Серебряного века русской поэзии и культуры. А для самого поэта этот город был и «Любовью Столицей», и «Москвой кабацкой», и живым организмом, полным человеческих чувств и противоречий, одновременно понятным и загадочным. Есенин любил Москву и считал ее родным по духу городом. Он собирался умереть в Москве…

17-летний Есенин, юный и привлекательный, очень светлый (по воспоминаниям близких друзей), прибыл в Москву после окончания учительской школы, в 1912 г. Его отец много лет работал приказчиком в мясной лавке и надеялся устроить сына на «тёплое место». Есенин-старший снимал квартиру по адресу Большой Строченовский переулок, 24 . Здесь и жил Сергей почти год, пока работал в лавке вместе с отцом. Этот дом стал местом его единственной московской прописки с 1912 по 1918 годы. Здание сохранилось, теперь в нём находится : небольшой, камерный и, по своему, очень уютный – одна мемориальная комната.

Романтичному и мечтающему о литературной славе молодому поэту работа за мясным прилавком была чуждой и он, к разочарованию отца, уходит и из лавки, и с квартиры. Московские друзья по Суриковскому музыкально-литературному кружку нашли ему подходящую работу корректора в Типографии Сытина на Пятницкой, 71/5 . Вскоре в детском журнале «Мирок», издаваемом Сытиным, появилось первая публикация поэта: стихотворение «Берёза». Здание типографии тоже сохранилось и, несмотря на современную отделку и достройку верхнего этажа, выглядит почти так же, как в начале ХХ века. В переулке Чернышевского, 4/2 находится Дом Мейера , во флигеле которого открылся филиал Музея С. А. Есенина. По воспоминаниям современником, в нём раньше было литературное кафе Суриковского литературного кружка, который посещал поэт.

В 1913 г. Есенин стал слушателем историко-философского Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского на Миусской площади, 6. В настоящее время это помещение Российского государственного гуманитарного университета. В Тёплом переулке, 20 (ныне — улица Тимура Фрунзе) проживала семья гражданской жены Сергея Есенина – сотрудницы той же Сытинской типографии Анны Изрядновой. Сюда поэт провожал Анну после их встреч и общих посещений университета и кружка. Хорошей семьи из их пары не вышло: простая безыскусная девушка, Анна недолго пользовалась вниманием любимого. Они вскоре расстались, несмотря на рождение сына – Юрия (Георгия) в декабре 1914 г.

В 1994 году в квартире, где проживала с сыном Анна после расставания с Есениным, по адресу переулок Сивцев Вражек, 44, кв. 14 , усилиями народного артиста СССР Сергея Никоненко создан Есенинский культурный центр Музей-квартира А. Р. Изрядновой . В этой квартире бывшая жена поэта прожила 20 лет, из неё увезли, по ложному навету, её сына Юрия, расстрелянного в 1937 году. Здесь же, навещая сына, не однажды побывал сам Сергей Александрович, и гостила его мать Татьяна Фёдоровна Есенина.

В следующий приезд в Москву Есенин некоторое время жил в гостинице «Люкс» по ул. Тверской, 10 . Повзрослевший поэт стал, к этому времени, более искушённым человеком: повидал революцию и Петербург, познакомился со многими поэтами и известными людьми. Первый поэтический сборник «Радуница» принёс ему заслуженную славу и популярность. В северной столице он обвенчался с сотрудницей политической газеты Зинаидой Райх, с которой также быстро расстался, но развёлся лишь в 1921 году.

В Москве Есенин с новыми силами устремился в литературное творчество: к 1919 году относится сближение поэта с имажинистами. На Тверской улице, в доме №37 находилось культовое кафе имажинистов «Стойло Пегаса» с ярким оригинальным интерьером, от которого, к сожалению, ничего не осталось. Зато здание книжной «Лавки имажинистов» сохранилось в доме, на Большой Никитской, 15 . Книжным магазином владели сообща Есенин и его новый близкий друг, поэт и писатель Анатолий Мариенгоф. По воспоминаниям друзей, Есенин, неотразимый в своём щегольском костюме, пользовался успехом у покупателей и вполне удачно продавал свои стихи. Приятели вдвоём снимали три комнаты в коммунальной квартире №46 по адресу Богословский переулок, 5 и у них побывали в гостях все творческие таланты столицы того времени. Теперь переулок называется Петровским. Дом сохранился, и на нём установлена памятная мемориальная доска.

«Позитивных» адресов есенинских мест, когда он по-юношески увлечённый и непосредственный, совершал с приятелями свои «литературные кощунства», восхищал слушателей невероятно звучными и живописными образами своих стихов и где был по-настоящему счастлив, в столице хватает. Кипучая энергия и азарт привлекали его всюду проявить себя и следы «московского озорного гуляки» отпечатались где-то в особых, непостижимых людям анналах памяти города.

В Доме печати на Никитском бульваре, 8а/3 Есенин участвовал в вечерах и дискуссиях собратьев по перу, часто выступал перед публикой. Теперь в этом здании находится Центральный дом журналиста. Подобных «творческих» адресов Есенина в Москве немало. Это организованный Брюсовым в бывшей Усадьбе Соллогуба, Высший литературно-художественный институт на ул. Поварской, 52. Теперь адрес сохранившегося дома: Цветной бульвар, 22. Это Дом учёных на ,16 , ныне – Клуб Российской Академии Наук. Это Клуб Пролеткульта на Воздвиженке, 18 , устроенный в «Мавританском дворце» купца Морозова. В доме при театре Пролеткульта поэт даже некоторое время жил.

Есенину приходилось не раз бывать в на Тверской, 25, где размещались Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь Есенин выступал перед коллегами по цеху. В этом здании в начале 1926 года состоялось собрание по вопросу увековечения памяти поэта, а позднее был открыт первый музей Сергея Есенина. Он недолго просуществовал: начались мероприятия недоброжелателей по осквернению есенинского наследия.

Недалеко от Дома Герцена, на Тверском Бульваре находится , любимому и почитаемому Есениным поэту. Сергей Александрович при любой возможности навещал сквер перед памятником, а на день рождения Пушкина приходил специально – с цветами и ради стихов, которые слушал и читал сам. Во время похорон гроб с Есениным трижды пронесли по кругу вокруг пушкинского памятника. Так безутешные поклонники выражали свою скорбь и любовь.

В мастерской театрального художника Георгия Якулова на Большой Садовой улице, в доме №10 , больше известном тем, что в нём находится «нехорошая» булгаковская квартира, поэт познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. 26-летный Есенин и 42-летняя «божественная Босоножка» увлеклись друг другом с первого взгляда. Они жили в Балашовском особняке на ул. Пречистенка, 20, где для занятий знаменитой энтузиастки «современного танца» с московскими детьми был задействован репетиционный зал балерины Александры Балашовой. В мае 1922 г. влюблённые зарегистрировали брак в Хамовническом ЗАГСе по адресу Малый Могильцовский переулок, 3 . В театре Зимина на Большой Дмитровке, 6 Айседора часто выступала перед восхищённой московской публикой и поэт, сопровождающий жену на все выступления, ожидал её в ложе. Теперь это здание принадлежит Театру оперетты на Большой Дмитровке.

Жизнь влюблённых не отличалась полным согласием, и ссоры между ними начались почти сразу. Не желая иногда являться к Айседоре в подпитии или после очередного скандала, Есенин ночевал у друзей и знакомых. В Оружейном переулке, 43 его всегда был готов принять хороший знакомый и приятель, журналист Иван Иванович Старцев. Он устраивал поэта в комнате его квартиры на 8 этаже дома, считавшегося в масштабах Москвы тех лет небоскрёбом. Есенин часто бывал здесь и позже – в 1924 г., но считал неудобным стеснять семью Старцева.

После возвращения из поездки за границу супруги вернулись на Пречистенку, но их отношения, никогда не бывавшие безмятежными, стали совершенно невыносимыми. Есенин переселился на квартиру своей секретарши Гали Бениславской, влюблённой в него ещё с 1920 г. В доме по адресу Брюсов переулок, 2 , поэт прожил почти полтора года. Сюда позже переехали к поэту и его сёстры Катя и Шура. Сюда Есенин приходил пьяный, после драк, скандалов и потасовок. Его жалели, лечили и терпеливо ждали после новых приключений.

На ул. Покровка, в доме №9 жил Валентин Вольпин, двоюродный брат поэтессы Надежды Вольпин, с которой у Есенина был роман, закончившийся в мае 1924 г. рождением четвёртого ребёнка – сына Александра. Несмотря на сложные взаимоотношения сестры с поэтом, Валентин с Есениным дружил со времени своей службы в Ташкенте, где они познакомились в 1920 г.

После развода с Айседорой Есенин в 1925 году женился на Софье Андреевне Толстой, внучке известного писателя. Молодожёны поселились в доме №3 в Померанцевом переулке . Этот брак не был счастливым: поэт не испытывал особо горячих чувств к своей жене, много пил и часто ночевал не дома. Многие близкие считали, что на него большое впечатление производило родство жены с , поэтому и состоялся брак. Аристократически утончённая и сдержанная, влюблённая Софья прощала мужа и жалела его.

О «легкой походке» Есенина, которую в вязовом городе «знает каждая собака» уже не могло быть и речи: память иных следов поэта стала оставаться на улицах Москвы. Многолетняя борьба с тяжёлыми условиями творческой жизни и буйный темперамент давали себя знать. После непрекращающихся запоев, скандалов и покушений мужа на самоубийство Софья Андреевна добилась от Есенина согласие на лечение «от нервов» в платной психоневрологической клинике профессора Ганнушкина, но поэт, не долечившись, сбежал в Петербург, и оттуда его привезли уже в гробу.

Прощание с Есенином происходило в Доме печати на

Музыкально-поэтический перформанс

Немногие поэты имеют судьбу, так легко становящуюся легендой. Эту легенду они творят сами — еще при жизни. Именно так свою судьбу создавали два великих русских поэта XX века — Сергей Есенин и Владимир Высоцкий. По экспрессии, эмоциональному накалу, драматургии стиха им нет равных, и это их сближает, ставит рядом. Есенина и Высоцкого объединяет еще и ярко выраженное певческое, музыкальное начало…

«Его песни поют везде — от благонадежных наших гостиных до тюрьмы». Так в 1925 году советский классик Леонид Леонов написал о Есенине. Но высказывание в полной мере можно отнести и к Высоцкому. Оба — люди, сделавшие себя сами. Через их поэзию, музыку и музыкальность мы поговорим о их жизни и судьбе.

На вечере прозвучит гражданско-патриотическая лирика С. Есенина и военные песни В. Высоцкого.

Выступает Вячеслав Григорьев .

Стоимость билета — 250 руб.

Билеты можно приобрести в кассе музея или онлайн. Количество билетов ограничено.

Купить билет

Место проведения - Б. Строченовский переулок, 24, стр. 2

Проезд: м. Серпуховская 9 , Добрынинская 5 или Павелецкая 2 (далее 5 – 10 минут пешком).

Какова сейчас роль союзов писателей?

– Я не знаю, чем сейчас занимается Союз писателей, в котором я состою. Меня приглашают туда на отчётно-выборные собрания, не более того. Но я всё равно никогда ни за кого не голосую. Я всегда был антиобщественным элементом, коим остаюсь до нынешнего времени.

Существует ли в наше время иерархия таланта?

– Раньше в связи с этим вопросом у нас всё время кивали на Запад. Ведь на Западе, если человек талантлив, он идёт по ступеням к успеху. Там умеют различать и ценить талант, поскольку он стоит больших денег, на нём можно заработать. А у нас, как правило, блага жизни доставались и достаются тем, кто умеет прогибаться и пробиваться. В советское время в Союзе писателей было менее 20% настоящих писателей.

А что же сегодня?

– А сегодня у нас каждый день траур. Вот леса горели, катастрофы постоянно случаются. При этом логика нынешней жизни говорит о том, что это закономерно. И тут уж не до писательских дел…

Каким вы видите наше будущее?

– Мне 74 года, так что моё будущее известно. Я уже пережил клиническую смерть. Сейчас ничего не слышу и говорю, как видите, с трудом. А что касается остального, то об этом надо спрашивать того, кого называют Богом. Сейчас в мире создалась очень напряжённая обстановка. Кажется, что всё висит на волоске, идёт безумное ускорение технического прогресса. Земля перенаселена людьми. И не нужно во всех бедах винить только политиков. Политика – это следствие, а не причина. Человек сам уничтожает среду своего обитания. Посмотрите, в результате того, что вовремя не приняли меры, выгорела половина Центральной России.

А что же будет с литературой?

– Литература тоже сгорит. Тут всё очень просто. И никакой фатум тут ни при чём. Чудак Михаил Булгаков написал: «Рукописи не горят». Это неправда. Горят, и ещё как! Вот вам наглядный пример: много ли осталось от великой греческой цивилизации?

Беседовал Владимир ШЕМШУЧЕНКО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Прокомментировать>>>

Комментарии:

О, сколько нам открытий чудных...

Литература

О, сколько нам открытий чудных...

ПОЛЕМИКА

Есенина «убивают» снова и снова

Игорь ПАНИН

Несколько лет назад довелось мне участвовать в одной дискуссии, спонтанно возникшей в ЦДЛ. Некий пиит, только что вступивший в Союз писателей России и по этому случаю демонстративно размахивающий бордовой «корочкой», с пеной у рта доказывал, что «ГПУшники убили нашего Серёжу». Я выразил сомнение относительно данной версии.

– Вы что, не смотрели сериал «Есенин»? – гневно спросил он меня.

– Смотрел.

– И у вас остаются ещё какие-то сомнения относительно того, что это было убийство?

– Простите, но остаются. И очень большие.

Член СП глянул на меня как на врага народа, отошёл в сторону и долго ещё сверлил злыми глазами-буравчиками.

«Ну сумасшедший, что возьмёшь?» – пришла мне на память строчка из популярной песенки Высоцкого.

К чему это я? В № 40 «Литературной России» была опубликована объёмная – аж на три полосы – статья под названием «Текст как свидетель». Подзаголовок ещё более красноречив: «Кто автор стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья»?» Интригующе, кто бы спорил. Только вот напрасно читатель будет напрягать мозги в надежде на то, что, осилив до конца этот труд, всё-таки узнает, кто же на самом деле был автором упомянутого стихотворения. Ответа на этот вопрос нет. Зато всё сводится к тому, что данный текст перу Есенина не принадлежит. То есть поэт был убит, а стихотворение задним числом написал другой человек, дабы версия самоубийства выглядела более правдоподобной.

Автор статьи Зинаида Москвина, насколько мне известно, – математик. Поэтому и подошла она к теме с позиций математика, высчитывая, сколько раз в произведениях Есенина встречаются те или иные слова и словосочетания, и уже на основании этого выстраивая свою теорию. Вот характерный пример такого «литературоведения»:

«Первая особенность, которая бросается в глаза уже при беглом просмотре стихов Есенина, – это малое количество стихов-восьмистрочников. Их всего восемь: пять опубликованы до 1917 года и три в 1925 году. Но именно такой объём в восемь строк имеет стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Естественно, что об этом ничего не было известно предполагаемому автору стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья», так как стихи Есенина трёх последних месяцев 1925 года были напечатаны или после его смерти, или где-то далеко, в газете «Бакинский рабочий». Поэтому для своей подделки он выбирает объём в восемь строк…

У Есенина за семь лет, с 1919 по 1925 год включительно, слово «я» встречается в 116 стихотворениях из 127, то есть без слова «я» им написано всего 11 стихотворений; причём два последних таких стихотворения появились в начале октября 1925 года, а дальше почти за три последних месяца его жизни ни одного стихотворения без слова «я» Есениным написано не было.

Поскольку у предполагаемого автора стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» не имелось в распоряжении собрания сочинений Есенина, которое вышло только в 1926 году, то заметить эту особенность есенинских стихов для него было практически невозможно. Неудивительно, что её нет в стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Отсюда сделаем следующий промежуточный вывод: если бы автором стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» был Есенин, то с вероятностью 95% он выбрал бы объём не восемь строк, а другой, и с вероятностью 92% – это стихотворение содержало бы слово «я»…

И таких выводов в статье превеликое множество. Честно говоря, смеялся до колик в животе. И ведь пишет всё это серьёзный человек, учёный.

«Совершенно очевидно, что это вариант строки «До свиданья, пери, до свиданья» из стихотворения Есенина «В Хороссане есть такие двери…» – утверждает Москвина.