Выбираем профиль: юрист в сфере административно-правового регулирования. Мотивация в образовании

Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению

А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствии. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать.

От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.

Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль

Что такое специальность в вузе? Те самые «специальности», которые вы можете найти на нашем сайте – это утвержденные минобром Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) . Система сложилась таким образом, что для всех уровней образования, а именно: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура у врачей и прочих предусмотрен свой список специальностей.

Если посмотреть на это в целом, то система высшего образования при всех своих недостатках устроена номинально грамотно: список специальностей составлен так, чтобы дать каждой сфере жизни государства, если можно так сказать, своих специалистов. В теории, все сферы каждый год пополняются квалифицированными выпускниками, которые начинают в них свою профессиональную деятельность.

Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности . Покажем вам суть этой структуры на примере , самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрено 54 укрупненных направлений и 151 специальность.

Первый – укрупненные направления. Например, возьмем укрупненное направление . В нее включены специальности (или направления):

  • Архитектура
  • Градостроительство
  • Дизайн архитектурной среды
  • Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

Этот список как раз является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.

Третий уровень – профили , самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут после согласования с минобром преподавать более узкую специализацию по определенным специальностям.

На примере : вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете на нашем сайте, либо на сайте вуза специальность «Дизайн». Но есть одно НО: профили или более узкие специализации, которые реализуются в конкретном вузе.

Возьмем 2-х абитуриентов, первый хочет быть web-дизайнером, второй дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма». Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин, но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения ни тому ни другому. И у поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.

Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:

  • административно-правовой
  • государственно-правовой
  • гражданско-правовой
  • уголовно-правовой и прочие

И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.

Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишу далее.

Изначально при проектировании сайта мы пошли слегка неверным путем и указывали профили как текстовое поле в специальностях, без раскрытия их учебных планов и прочего. На данный момент переводим все данные вузов на новую структуру, раскрываем все профили, их учебные планы. Уже много где внедрена новая структура, пользуйтесь на здоровье.

Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то будете уверены, что поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы в жизни.

Как выбрать профиль обучения в вузе

Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили», либо именуются «программы». На страницах вузах во вкладке «Программы» вы можете посмотреть профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.

Вузы не всегда размещают информацию и еще реже в размещают ее в удобном виде.

Как правило, информация находится в разделах «Поступающим» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта с ответственностью, но, к сожалению, таких меньшинство. Если что, всегда можно посмотреть на нашем сайте.

Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки

Закон обязует вузы размещать информацию на своем сайте по определенным пунктам:

  • о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
  • о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
  • о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
  • И прочее

Некоторые вузы пользуются лазейкой и не размещают информацию о профилях. Это делается либо по недосмотру и ненужности сайта, либо специально, чтобы скрыть профили и привлечь как можно больше абитуриентов. Будьте осторожны при поступлении на популярные специальности (Менеджмент, экономика, реклама и связи с общественностью и т.д). Ряд вузов может специально скрывать профили, чтобы привлечь вас к себе даже на тот профиль, который вам не подходит.

Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до конца и она была вам полезна. Поступление в вуз – невероятно важный этап жизни. И теперь вы чуть лучше к нему готовы.

Мотивация в образовании. Зарисовка проблемы

На сегодняшний день многие студенты и школьники не стремятся проявлять большого усердия в изучении предметов. Это свидетельствует о их слабой мотивации обучению. Если спросить у самих обучающихся, то зачастую они отвечают, что те знания, которые они получают в учебных заведениях не имеют большой практической значимости, и все равно они не найдут им применения в жизни, или же они им попросту не интересны. Данный ответ, услышанный от школьников, в некоторой мере - оправдан, а вот учащихся ВУЗов, колледжей и других специализированных заведений - не особо.

А на сколько, вообще важна данная проблема? Ответим – сильно, и ответим почему. Учащиеся это будущие высококвалифицированные сотрудники нашей страны, отсутствие их мотивации на стадии обучения, угрожает отсутствием действительно квалифицированных сотрудников, в результате чего, экономика страны может потерять конкурентоспособность в будущем.

Для того чтобы понять что нужно современному студенту, нужно опять же задать вопрос самому студенту, только задать его «правильно». Таким «правильным» способом задавания вопроса может быть анкетирования. К счастью, в наши руки попал результат проведения анкетирования в одном из ВУЗов в Украине на кафедре менеджмента среди студентов. Конечно это не полномасштабное исследование, но тем не менее дает возможность хоть как-то оценить картину.



Ниже представлена диаграмма (рис. 1) причин поступления в ВУЗ, условно разделенная на группы.

Рис. 1 Распределение студентов по группам в зависимости от причин поступления

Всего 6 групп.

  1. «Интерес» - поступившие из интереса к специальности.
  2. «Знакомые» - поступили по совету родителей, родственников, друзей или знакомых.
  3. «Перспективность» - считали данную специальность перспективной.
  4. «Неопределенность» - не знали куда им вообще поступать.
  5. «Престиж» - посчитали специальность престижной.
  6. Причина не указана.

Из таких ответов стоит ожидать, что только от группы «Интерес» следует ожидать стремление к высоким оценкам и получению знаний, но к счастью нам не нужно гадать, все изображено на рис. 2.

Рис. 2 Успеваемость студентов

Следует сделать небольшое пояснение, в процессе анкетирования распределение оценок было весьма условно, поэтому следует считать так:

  • 1 – это «отличник»;
  • 2 – «хорошист»;
  • 3 – средняя оценка удовлетворительно, иногда бывают оценки «хорошо»;
  • 4 – практически «двоечник».

После эти значения были усреднены, и получилась диаграмма, указанная на рис. 2.

Исходя из результатов видно, что даже те, кто поступили в ВУЗ из собственного интереса, не учатся на «отлично». В итоге следует отметить, что таких всего ¼ от всех учащихся, что является, несомненно, малым количеством.

Итак, подводим итоги, что может изменить данную ситуацию. На сегодняшний день ВО является, негласно обязательным, из-за чего все подряд идут в ВУЗы, что является не совсем правильным подходом. Следует уделять большее внимание мотивированности учащихся, а не исходить из определения, что они изначально таковыми являются. Собственно это самые главные выводы.

Мотивация в образовании. Мотивационный профиль студента

В прошлой статье была рассмотрена проблема мотивации в образовании и примерно определенно чего хотят студенты, но общих данных мало для построения правильной системы стимулирования студентов. Итак, задача – определить конкретно, чего хотят студенты, для дальнейшего построения системы стимулирования .

Для данной задачи, необходимо определить инструмент, при помощи которого можно решить поставленную проблему. В качестве такого инструмента был выбран мотивационный профиль. Итак, в первую очередь, что такое мотивационный профиль?

Мотивационный профиль – это индивидуальное сочетание мотивирующих факторов человека. Данное определение было выдвинуто после изучения труда Ш. Ричи и П. Мартина «Управление мотивацией». Данный труд является результатом их 20 летнего исследования мотивации среди управляющего персонала. В рамках своего исследования они использовали модель мотивационного профиля состоящего из 12 факторов. Исходя из определения мотивационного профиля, получается, что он состоит из n-факторов мотивирующих личность, но для построения какой-то общей картины следует принять адекватную модель исследуемой группе и в зависимости от цели исследования.

Исходя из предыдущей статьи, исследуемая группа – это студенты кафедры менеджмента одного из ВУЗов Украины, цель исследования – выявление факторов их мотивации. Ш. Ричи и П. Мартин в своем исследовании имели схожую группу, поэтому была выбрана установленная ими модель.

  1. Потребность в высоком заработке, материальном вознаграждении и материальных благах.
  2. Потребность в комфортных физических условиях работы.
  3. Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределенности, связанная с работой.
  4. Потребность в социальных контактах, на уровне легкого общения с широким кругом людей.
  5. Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей.
  6. Потребность в признании заслуг, приобретение социальной значимости.
  7. Потребность в достижении и в постановке для себя вызывающих целей.
  8. Потребность во влиянии и установлении контроля над другими.
  9. Потребность в разнообразности и переменах, то есть желании постоянно чувствовать стимулирующий интерес.
  10. Потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствования своей личности.
  11. Потребность в креативности и широте взглядов.
  12. Потребность в интересной и полезной работе для общества.

Если, внимательно изучить эту модель, то она может напоминать раздробленную пирамиду А. Маслоу, только без соблюдения порядка.

Воспользовавшись данными анкетирования, была построена диаграмма (рис. 1) важности каждого из факторов по выбранной модели.

Рис. 1 Мотивационный профиль студента ВУЗа

Как читать диаграмму? Внизу подписаны по порядку мотивационные факторы из выбранной нами модели, высота колонок зависит от среднего значения согласно всем ответам респондентам отражающий данный вопрос, 0 – значит абсолютное отсутствие интереса к данному фактору, 3 – превосходное стремление к данному фактору, соответственно, чем выше столбик, тем он важнее. Также на диаграмме вы сможете найти пунктирную линию, она условна и обозначает, что факторы имеющие значение ниже нее можно даже не рассматривать. Погрешность составляет около 12-13%.

Исходя из диаграммы условно можно выделить четыре основных мотивирующих момента:

  • деньги;
  • комфортные условия;
  • поддержание взаимоотношений с близкими;
  • возможность осуществления творческой деятельности.

Итак, детальный портрет мотивации студента у нас есть, осталось построить систему его стимулирования, что мы и сделаем в следующей статье.

Стимулирование – это внешний способ воздействия на мотивацию человека. Стимул в образовании должен увеличивать мотивацию к обучению у тех, кто получает данное образование. Именно этот вопрос будет освещен в завершительной статье цикла «Мотивация в образовании».

Утвержден решением Ученого совета юридического факультета МГУ


1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок предназначен для обеспечения формирования индивидуальной образовательной программы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» на юридическом факультете МГУ, с учетом разработанных профилей подготовки.

1.2. Профили подготовки формируются в рамках вариативной части основной образовательной программы и включают в себя:

1.2.1. Наименование профиля подготовки. Наименования профилей подготовки бакалавров приводятся в приложении к настоящему Порядку. Наименованиями профилей подготовки магистров являются названия программ подготовки магистров.

1.2.2. Набор специализированных компетенций. Набор специализированных компетенций профиля подготовки бакалавров указывается в Приложении к настоящему Порядку. Набор специализированных компетенций программ подготовки магистров определяется для каждой программы решением Ученого совета факультета по представлению руководителя программы подготовки магистров.

1.2.3. Устанавливаемый в структуре основной образовательной программы (в рамках ее вариативной части) перечень специализированных дисциплин, составляющих обязательную часть профиля подготовки, обеспечивающих приобретение обучающимися необходимых специализированных компетенций.

1.2.4. Перечень дисциплин профиля, изучаемых по выбору студента.

1.3. Трудоемкость дисциплин профиля и последовательность их изучения определяется соответствующим образовательным стандартом и учебным планом.

1.4. Профили подготовки утверждаются Ученым советом МГУ и вводятся в действие приказом ректора.

1.5. Кафедры, обеспечивающие преподавание дисциплин того или иного профиля, приводятся в Приложении к настоящему Порядку.


2. Общий порядок профильной подготовки студентов

2.1. Профильная подготовка студентов включает в себя:

2.1.1. Профориентацию студентов;

2.1.2. Освоение в рамках избранного профиля подготовки обязательных дисциплин и дисциплин по выбору;

2.1.3. Выполнение курсовых работ на 2-3 курсах и выпускной квалификационной работы бакалавра и (или) магистерской диссертации по теме, соответствующей избранному профилю подготовки;

2.1.4. прохождение практик в учреждениях, сфера работы которых соответствует избранному профилю подготовки;

2.1.5. сдачу итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Юриспруденция» с учетом освоенного профиля подготовки.

2.2. Профориентация студентов обеспечивается путем:

2.2.1. информирования академическими консультантами (кураторами академических групп) о существующих профилях подготовки, перечне дисциплин (модулей, курсов) и порядке их выбора;

2.2.2. изучения учебной дисциплины «Введение в специальность», программа которой должна предусматривать ознакомление студентов с существующими профилями подготовки и их возможным влиянием на последующее трудоустройство;

2.2.3. участия в работе кружков, студенческих научных обществ и конференций;

2.2.4. участия в мероприятиях воспитательной направленности (встречах с выпускниками факультета, мастер-классах, профессионально-ориентированных курсах и т.п.);

2.2.5. введения в учебный план дисциплин по выбору, рабочие программы которых включают обзор достоинств и достижений определенной программы подготовки магистров.

2.3. Освоение в рамках избранного профиля подготовки обязательных дисциплин и дисциплин по выбору.

2.3.1. Перечень дисциплин по выбору формируется по заявкам кафедр соответствующего профиля, согласовывается с методической комиссией, и утверждается Ученым советом факультета.

Дисциплины по выбору, предложенные кафедрой иностранных языков, а также лабораториями и научными центрами факультета, решением Ученого совета факультета могут быть отнесены к соответствующему им профилю подготовки по согласованию с заведующим кафедрой (заведующими кафедрами) данного профиля, если предложенная дисциплина затрагивает проблематику этой кафедры (этих кафедр).

2.3.2. По каждой дисциплине по выбору на сайте факультета размещается аннотация (в общем доступе), рабочая программа и иные необходимые материалы (в ограниченном доступе).

2.3.3. Студент вправе выбрать любую дисциплину из утвержденного для конкретного семестра перечня независимо от того, какая кафедра обеспечивает преподавание данной дисциплины.

2.3.4. Выбранная студентом дисциплина становится для него обязательной, и непрохождение по ней промежуточной аттестации рассматривается как академическая задолженность.


3. Порядок распределения по профилям студентов бакалавриата

3.1. Студенты бакалавриата распределяются по профилям подготовки в в сроки, определенные учебным планом и установленные учебным отделом.

3.2. Распределение по профилям подготовки бакалавров осуществляется по заявлению студента, поданному с помощью портала учебного отдела в сети интернет.

3.3. Предельное количество студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки - 210 человек. При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости). При равенстве академических рейтингов преимущество имеет студент с меньшим количеством удовлетворительных оценок.

При возникновении конкурса устанавливается квота в размере 20% от предельного количества студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки для внеконкурсного приема на профиль кафедры студентов, которые по заключению кафедры проявили склонность к научной работе в рамках данного профиля, активно и успешно участвуют в научной жизни кафедры (кружках, конференциях, иных формах научных исследований и обмена их результатами), а также в течение двух лет выполняют под руководством преподавателей кафедры курсовые работы.

3.4. Для студентов спецотделения (второе высшее образование) учебным отделом по согласованию с планово-финансовым отделом может быть установлена минимальная численность студентов профиля, при достижении которой занятия проводятся в вечернее время.

3.5. В случае, если студент в установленные учебным отделом сроки не воспользовался правом выбора профиля, учебный отдел вправе осуществить распределение самостоятельно, закрепив такого студента за профилем с наименьшей численностью.

3.6. Распределение студентов по профилям утверждается приказом по факультету.

3.7. Распределение студентов по профилям не является основанием для переформирования учебных групп и перехода студента из одной группы в другую.

3.8. Смена профиля подготовки студентом бакалавриата очной формы обучения допускается не позднее начала 4 курса при соблюдении следующих условий:

Наличие на профиле вакантных мест;

Хорошая и отличная успеваемость в течение 2 семестров, предшествующих подаче заявления о переводе;

Положительное заключение одной из профильных кафедр об успехах студента в научной работе (участии в работе научного кружка, конференциях и т.п.).


4. Порядок распределения по профилям студентов магистратуры

4.1. Перечень программ подготовки магистров, на которые осуществляется набор, ежегодно определяется Ученым советом факультета.

4.2. Для абитуриентов магистратуры, ранее обучавшихся на юридическом факультете по образовательному стандарту МГУ, распределение по программам, на которые открыт набор, производится с учетом профиля подготовки бакалавриата.


5. Порядок записи на дисциплины по выбору

5.1. Сроки записи студентов на дисциплины по выбору устанавливаются учебным отделом.

5.2. Запись на дисциплину по выбору осуществляется по заявлению студента, поданному с помощью портала учебного отдела в сети интернет.

5.3. Предельное количество студентов, записавшихся на одну дисциплину, - 100 человек. По решению кафедры для авторских дисциплин по выбору с учетом специфики их рабочих программ может быть установлена меньшее предельное количество, а также определено минимальное количество студентов для открытия дисциплины по выбору.

При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости).

5.4. Для студентов спецотделения (второе высшее образование) учебным отделом по согласованию с планово-финансовым отделом для записи на курс по выбору может быть установлена минимальная численность студентов, при достижении которой занятия проводятся в вечернее время.

5.5. В случае если студент в установленные учебным отделом сроки не воспользовался правом выбора дисциплины, учебный отдел вправе закрепить такого студента за дисциплиной с недостаточной численностью.

5.6. Распределение студентов по дисциплинам утверждается приказом по факультету.

5.7. Распределение студентов по дисциплинам не является основанием для переформирования учебных групп и перехода студента из одной группы в другую.

Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа - поступлением в От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание - не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.

Направление подготовки в вузе - что это такое?

Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:

  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
  • 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».

Профили направлений и специализаций в университетах

Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.

К примеру, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в вузе следующим образом:

  • Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
  • Математическая методика в информационных технологиях.
  • Прикладная информатика в химии.
  • Моделирование и математические методы в экономике.
  • Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:

  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство промышленных зданий».
  • «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Городское строительство и хозяйство».
  • «Экспертиза недвижимости и управление».
  • «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».

Как правильно выбрать будущую профессию?

Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.

На данном этапе важно не ошибиться с направлением подготовки и профилем, соответственно. Зачастую неразборчивых абитуриентов часто с толку сбивает и то, что специальности обладают практически идентичными названиями, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В итоге студенты приобретают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а значит, на выходе из вуза они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».

Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.

Основные отличия специальности от профильного направления

Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже - вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.

Как правило, университеты, которые обучают технологов или биологов, строителей и инженеров, не производят набор студентов на кардинально отличающиеся от базисных направления подготовки.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель - подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными - повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.

Деятельность институтов, академий и университетов, проверенных десятилетиями, основывается на их стержневой профильности. Принимая решение о поступлении в непрофильное учебное учреждение, потенциальный студент серьезно рискует получить образование недостаточно высокого уровня. Правильный выбор профессиональной программы и специальности - шанс воплотить свою мечту и стать тем, кем хотелось еще со времен школьной скамьи.