Выход. Выход Гексаграмма 43 толкование с примерами

Канонический текcт

Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда выступить.

  1. Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то) не победишь. — Будет хула.
  2. Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия. — Не бойся.
  3. Мощь в скулах. — Будет несчастье,(но) благородный человек решается на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет, (то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
  4. (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. — (Если) услышишь речи — не верь.
  5. Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. — Действующему неуклонно — хулы не будет.
  6. Безгласность. — В конце концов будет несчастье.

Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход, должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма: Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь куда выступить.

1

Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано: В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь и не победишь, будет хула.

2

Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы читаем: Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет действие оружия — не бойся.

3

То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах: Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.

4

Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике «Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход. Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте здесь мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.

5

Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем, что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта — должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит: Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход. Действующему неуклонно хулы не будет.

6

Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение «говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того, в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.

Во внешнем — Погружение и опасность, во внешнем — Творчество и крепость. Творчество во внутреннем приводит к опасности во внешнем. Лучше прекратить этот процесс, чтобы не было еще хуже. Лучше выйти сейчас: промокнешь, но хулы не будет.

Интерпретация Хейслип

В настоящий период вы удачливы, но существует возможность совершить ошибку и оттолкнуть от себя тех, кто обычно помогал вам, и все это из-за вашего собственного упрямства. Будьте терпимее в отношениях с ними, и старайтесь сами идти им навстречу. Вполне возможно, что в этот период вы полюбите человека, о котором сейчас даже и не думаете. Это, конечно, окажет влияние на ваше дальнейшее поведение. Не играйте в азартные игры.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №43

Гуай. Выход

Для того чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней, шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной линией, представляет собой возможность некоего прорыва, возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенные снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом "Выход", должно быть понято еще и как решимость, и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться прорыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Чтобы не потеряться в такой ситуации, необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть основано на ней. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если бы человек стал, только пользуясь своими силами, своим оружием, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:

Выход.
Поднимаешься до царского двора.
Правдиво возглашай.
[А если и] будет опасность, [то] говори от своего города.
Не благоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.

1. Мы видели, что все первые пять позиций заняты здесь сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если такой человек не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано:

В начале сильная черта.
Мощь в передней [части] пальцев на ногах.
[Если] выступишь и не победишь, будет хула.

2. Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоничном образе сочетаются творческие силы, которые уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку "Книга перемен" ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте мы читаем:

Сильная черта на втором [месте].
Опасливо возглашай.
В сумерки и ночь будет [действие] оружия – не бойся.

3. То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция как нижняя в первой триграмме связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия. Пусть он будет совершенно одинок, но он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создания новых. Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человек промокнет, ибо окружающие благородного человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут оказывать на него воздействие и эти действия могут быть ему неприятны. Однако, поскольку он понимает возможность и необходимость такого положения и тем не менее действует так, как велят его моральные убеждения, постольку никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:

Сильная черта на третьем [месте].
Мощь в скулах.
Будет несчастье.
Но благородный человек решается на выход.
[Он] одиноко идет и встречает дождь.
Если [он и] промокнет, [то] будет досадно, [но] хулы не будет.

4. Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте образом крестца. Первая позиция занята была сильной чертой. Сила рассматривается в символике "Книги перемен" иногда (например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход, который указывается в общем афоризме гексаграммы. Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственное данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом [месте].
[У кого на] крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом.
[Пусть лучше его] тянут, [как] барана, [тогда] раскаяние исчезнет.
[Если] услышишь [эти] речи, [то] не поверишь [им].

5. Пятая, высшая черта среди сильных черт стоит непосредственно перед тем, что символизирует прорыв, решимость и выход. Она – эта пятая черта – должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы – шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит:

Сильная черта на пятом [месте].
Холм, [поросший] шпинатом.
Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.

6. Верхняя триграмма здесь – Дуй (Разрешение). Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что им первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение "говорить", "возглашать". Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как говорилось вначале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом, данной ситуации. И можно сказать о ее неблагоприятности, кроме того, именно в ней намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит:

Наверху слабая черта.
Безгласность.
В конце концов, будет несчастье.

В настоящий период вы удачливы, но легко может случиться, что из-за собственного упрямства совершите ошибку и оттолкнете от себя тех, кто обычно помогал вам. Пойдите сами им навстречу и проявляйте больше терпимости в отношениях с ними. Вполне возможно, что в этот период вы полюбите человека, которому мало симпатизируете, и это, разумеется, окажет влияние на ваше поведение. Не играйте в азартные игры.

Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия.

В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход, должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край.

Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно найти правильный путь.

Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:

Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь куда выступить.

Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано:

В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь и не победишь, будет хула.

Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать.

Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы читаем:

Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет действие оружия — не бойся.

То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными.

Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых.

Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:

Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.

Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике «Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов.

Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход. Который указывается в общем, афоризме гексаграммы.

Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте здесь мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.

Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем, что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта — должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит:

Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход. Действующему неуклонно хулы не будет.

Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение «говорить», «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи.

Однако говорится о ней не так, как говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того, в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:

Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.

Символ вполне благоприятный и указывает на необходимость принимать решения для дальнейшего продвижения вперед.

В настоящий период вы удачливы, но ошибка из-за вашего упрямства может легко оттолкнуть от вас людей, которые обычно помогали вам. Лучше будет проявить большую терпимость в отношениях с ними и самому пойти им навстречу.

Скоро это очень поможет вам в реализации планов, предотвратит ненужные проблемы и позволит избежать осложнений, на которые вы можете нарваться из-за неразумного поведения.

Вполне возможно, у вас возникнут симпатия и нежные чувства к человеку, к которому раньше вы не испытывали симпатии, это серьезно повлияет на ваше поведение в этот период. Вероятно, вас ждет любовь.

Сейчас не очень подходящее время для азартных игр, не играйте.

Желание исполнится, если вы спокойно и решительно будете стремиться к истине, конфронтация сейчас неуместна.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 43. Прорыв

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гуай – Прорыв (Выход).

Твердый, ясный, решительный, определенный. Выбирать; разделять, делить надвое, отделять, отсекать.

Смысловые связи гексаграммы 43. Гуай

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время для решительного принятия решения. Все дальнейшие действия должны соответствовать направлению и намеченной цели. Действуйте четко и ясно, провозглашайте истину в любом случае, даже если это грозит вам опасностью. Действуйте настойчиво и смело, пусть тайное станет явным для всех.

Сейчас вам благоприятствуют духи. Во внешнем мире проявляется внутренняя сила. Она поможет вам легко преодолеть все препятствия. Помогайте всем людям, особенно стоящим ниже вас. Не позволяйте отвлечь вас от цели и увлечь с истинного пути. Пребывайте в Дао. Прославит вас решительная стойкость перед лицом опасности, но может все испортить агрессия и вооруженное выступление.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок третьей гексаграммы.

[Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай!

А если и будет опасность, то говори от своего города.

Не благоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда выступить]

I. В начале девятка.

Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь, то не победишь.

— Будет хула.

II. Девятка вторая.

Опасливо возглашай. В сумерках и ночью будет [действие] оружия.

— Не бойся!

III. Девятка третья.

Мощь в скулах.

— Будет несчастье,(но) благородный человек решается на выход.

Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но:

— хулы не будет.

IV. Девятка четвертая.

У кого на ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом.

[Пусть лучше его] тянут как барана!

Раскаяние исчезнет.

— Если услышишь речи, — не верь!

V. Девятка пятая.

Холм, поросший бурьяном. Решись на выход!

— Действующему неуклонно — хулы не будет.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Безгласность

— В конце концов, будет несчастье!

Рассматриваемая гексаграмма 43 – достаточно сильный символ, состоящий из 5 сильных черт, и 1 слабой. Тем не менее, все это не мешает ей нести в себе огромный заряд позитива, когда накопившийся творческий потенциал требует решительных действий. И тогда в сознании идет прорыв.

Описание гексаграммы 43 Гуай Выход Решимость

Описываемая 43 гексаграмма книга перемен трактует как позитивный символ – Выход и Решимость сочетаются в ней, подобное значение у . Но всегда есть риск неправильной трактовки из-за ошибки человека, жесткости и грубости индивида, привнося в жизнь обиду. Потому не стоит быть упрямым и всегда первым идти навстречу тому, кто вам дорог, помогает и любит.

Любовное толкование символа обусловлено ее названием – Решимость и Выход. Она указывает на то, что выход из сложившейся ситуации лежит именно в вашей решимости и для сохранения собственного счастья – стоит брать все в свои руки.

Если любовное гадание проводят на одинокого человека – гексаграмма дает совет не просто ждать с моря погоды, а начинать решительные действия. Если вам нравиться от или иной парень, или девушка – первыми знакомьтесь.

Если гадание касается человека, уже состоящего в отношениях, то сам символ указывает на то, что те проблемы, с которыми вы столкнулись сейчас решаться быстро и в вашу пользу. Но только при условии, что вы сами проявите определенную долю решимости и активности.

Важно! Проявление достаточной доли решительности позволит вам найти оптимальный выход – не стоит сомневаться в своих силах.

Значение гексаграммы

Если рассматривать сам символ более детально – стоит знать, что несет в себе каждая его составляющая черта.

  1. Начальная в гексаграмме девятка указывает на то, что, если вы не справитесь со своими трудностями – значит, вы ошибаетесь. Потому не стоит делать все сгоряча – важна предварительная подготовка. Лучше выбрать должность руководителя на маленьком предприятии, нежели быт менеджером среднего звена в крупной компании.
  2. Вторая девятка указывает на вашу достаточную подготовку и тут вам нечего бояться – доведите свое дело до логического конца, не сорвавшись с половины пройденного пути.
  3. Третья в гексаграмме девятка – совет свыше проявить больше решительности и не стоять на месте, даже несмотря на непогоду. И тут важно не поддаться на временные утехи – за ними идут негативные последствия.
  4. Девятка четвертая говорит о том, что стоит работать по своему собственному плану – вы можете преодолевать немалые трудности, которых не может быть при сплоченной работе коллектива. Но проблемы можно преодолеть, имея хорошие в своих руках инструменты.
  5. Пятая девятка – она говорит, что пришло время избавиться от каждого сорняка, в том числе и недобросовестных, обманывающих вас партнеров. Но сейчас есть время внести изменения в ситуацию.
  6. Верхняя шестерка – 43 гексаграмма и сулит в себе благоприятный исход только на востоке, во всем остальном беда следует за вами по пятам.

Важно! Достаточная подготовка и верные соратники – благоприятный исход вам гарантирован.


Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Книга Ицзин трактует данный символ с позиции канонического текста – дорога, ведущая к царскому дворцу, возглашая правду, но при этом не стоит браться за оружие в дневное время суток. А вот в ночные часы стоит контролировать свои слова и брать в руки оружие. Если решитесь на выход – стоит действовать неуклонно, а быть безгласным – в итоге получить несчастье.

Название символа переводится как гуай – выход, и тут стоит выбирать именно решительные действия, делить все на две части, отсекать старое. Образный символа ряд заключает в себе призыв действовать – четко и ясно, открывая все скрытое. Образный символа ряд — время, указывающее на то, чтоб принимать решения и идти к поставленной цели. Ваша внутренняя сила проявиться в поступках и решениях внешнего мира.