Заболоцкий николай - завещание. Завещание

/ / / Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

Стихотворение Н. Заболоцкого «Завещание» относится к позднему периоду творчества. Написано оно было через 4 года после возвращения из лагерей. Советская власть восстановила Николая Алексеевича в Союзе писателей, после чего он брался за перо, когда мыслям становилось тесно и нужно было излить их на бумаге. Душевная и физическая сила понемногу покидали поэта, чувствуя приближение последнего часа, он написал «Завещание». Смерть настигла Николая Алексеевича спустя 10 лет после создания стиха.

Тема произведения – желание оставаться вместе с потомками после смерти. Автор утверждает, что душа человека, который оставил после себя значительный хороший след остается с потомками, чтобы быть им советником, наблюдать за тем, как они довершают ее незаконченные дела. Кроме того, он показывает слияние человека и природы, когда говорит, что по-настоящему он родился, когда научился вдумчиво наблюдать за дождем.

Центральный образ стиха «Завещание» – лирический герой, размышляющий о своей судьбе после смерти. Он уверен, что смерть – неизбежна, но надеется, что его прах «приютит» природа под водой или в лесу. Герой верит: умирает только внешняя оболочка, душа остается жить в деревьях, птицах, дожде, чтобы потомок «причастен был к сознанью» усопшего. Он с уверенностью заявляет, что «недаром в этом мире жил», поэтому ему сладостно подать руку потомку, чтобы тот завершил его начинания.

Образ души воссоздается при помощи пейзажных штрихов. Н. Заболоцкий изображает детали объемной панорамы окружающего мира: цветы, «многовековой дуб», птицу, зарниницу, дождь. Целостная картина получается светлой, в ней нет ни капли унылости или страданий, зато ощущается беспрерывное движение, символизирующее непрерывность жизни, которая продолжается в детях, внуках, правнуках. Автор не зря поселяет душу в корни, ветви дуба. Это дерево – знаковый символ славянской культуры, воплощение силы, могущества и мудрости. Мрачный тон ощущается только в строчках, где поэт изображает могилы.

Текст стихотворения Н. Заболоцкого «Завещание» привлекает внимание разнообразием художественных средств. На первый план выступают метафоры («иссякнет жизнь», «мир туманных превращений», «дуб мою живую душу корнями обовьет») и сравнения («в небо пролечу, как медленная птица», «как летний дождь прольюсь»). Эпитеты («далекий правнук», «безмолвный мрак», «бледная зарница») делают текст более насыщенным как в плане художественном, так и в смысловом.

Стихотворение состоит из двух восьмистиший, трех катренов и одного секстины с параллельной и кольцевой рифмой. Строчки объединены по смыслу, каждая строфа выражает относительно завершенную мысль. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Интонация стиха спокойная, единое восклицательное предложение выражает уверенность автора в том, что он говорит.

Произведение Н. Заболоцкого «Завещание» – образец гармоничного сплетения философской и пейзажной лирики, что позволяет оригинально выразить традиционные идеи.

В стихотворении “Завещание” поэт высказывает надежду на то, что после физической смерти не наступит полного уничтоже­ния личности, и часть её сохранится в окружающей природе. Для оптимистического взгляда на такое существование необходимо признавать, что природа одушевлена и живёт своей особенной жизнью.

Своё бессмертие Заболоцкий в отличие от Горация, Держа­вина и Пушкина не связывает с поэтическим наследием. Его сти­хотворение вызывает в памяти не представление о конкретных строках, а понятие ноосферы в том виде, о котором писал акаде­мик Вернадский.

Глоссарий:

  • анализ стихотворения завещание заболоцкий
  • анализ стиха завещание заболоцкий
  • заболоцкий завещание анализ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Можжевеловый куст” (1957) - восьмое стихотворение из цикла “Последняя любовь”, и рассматривать его надо как состав­ную часть этого цикла. “Как говорит поэт об ушедшей любви?”...
  2. В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который...
  3. В 1947 г. Заболоцкий пишет элегию “Завещание”, развивая философскую тему довоенных стихотворений “Вчера, о смерти размышляя” и “Бессмертие”. На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь...

В середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро на этой земле закончится. Не глядя на то, что поэта все же смогли оправдать, и Николая Заболоцкого даже вернули в Союз писателей, это не дало ему ни умиротворения, ни уравновешенности. Почувствовав приближение кончины своей, он не испугался ее, а принял, как данность. Но все же верит, что после своего ухода, он оставит опечаток в истории, подобный цепочке, который будет связывать его с наследниками. И данное произведение гласит именно об этом. Создано оно за десять лет до его ухода из жизни.

Писатель в своем произведении опровергает мнение ученых, что мир произошел с помощью материалистических явлений. Михаил Заболоцкий опровергает жизнь вне этой земли, но при всем при этом не допускает думы и о том, что он сам скоро станет ни кем, раствориться раз и навсегда. Осознавая, что ничего не пропадает в не известность, автор использует все различные художественные методы, для того чтоб читатель понял его. Подобным образом, свои мысли Николай Заболоцкий готов «поселить» в ветвях дубовых, а тело растворить по всему земному шару, перемешавшись с летним дождем и с запахом травы.

Весь в мыслях о своей приближающейся кончине, поэт ни в чем не разочаровывается, говоря, что он прожил свою жизнь, не зная умиротворения, нет его во всем земном шаре. И в то же время Николай Заболоцкий все так же ищет ответы на свои не решенные вопросы, для чего он вообще родился? Его работа не считается, поскольку она его не поглощает целиком, и он и не думает, что у него есть истинный дар писателя. Для него ценнее то, что Николай Заблоцкий стал лучше думать и благодаря этому он и будет вечен.

Анализ стихотворения Завещание по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

  • Анализ стихотворения Теплым ветром потянуло Фета

    Описание периода покоя, завершения дня является типичным для русской лирики. Покой является противоположностью труду и логичной наградой, приятным завершением дневного труда

  • Анализ стихотворения Демону Некрасова

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворений Набокова

    Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.

  • Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

    В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям

«Завещание» Николай Заболоцкий

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не принесло поэту ощущения душевного спокойствия и равновесия. Столкнувшись со смертью лицом к лицу, он не боится покинуть этот мир . Но при этом надеется, что оставит после себя след в истории, который станет своеобразным связующим звеном с потомками. Именно этому посвящено стихотворение поэта «Завещание», написанное в 1947 году – за 10 лет до смерти.

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу», — отмечает Николая Заболоцкий, опровергая материалистическое учение о сотворении мира. Автор не верит в загробную жизнь, но при этом не может допустить мысли о том, что скоро его тело превратиться в прах. Понимая, что ничего не исчезает бесследно, поэт прибегает к различным литературным приемам, чтобы донести эту мысль до читателей. Так, он предполагает, что «многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров». Свой ум автор намерен «поселить» среди дубовых ветвей, а тело растворится во Вселенной, смешавшись с каплями летнего дождя и с ароматом луговых трав.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности , превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», — восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

В 1947 г. Заболоцкий пишет элегию “Завещание”, развивая философскую тему довоенных стихотворений “Вчера, о смерти размышляя” и “Бессмертие”. На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь приходит воспринятый сердцем и душой образ природы, воплощенный в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегически-медитативных стихах использован отвечающий жанру размер - пяти- и шестистопный ямб, причем в общем объеме 34 строк, мерную торжественность которых определяет Я6, лишь 8 стихов представляют различные ритмические варианты Я5.

При всей глубине и серьезности содержания стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небе пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Лейтмотивом этих стихов является утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются “живая душа”, ум, мысли, сознание человека, который - и дальше возникает цепочка сравнений - остается в природе, “как медленная птица”, “как летний дождь”... Само слово “мир” повторяется в стихотворении 8 раз, “жизнь” и его производные - 6 раз, но это не создает ощущения избыточности:

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Если в связи с предыдущим стихотворением речь шла о подключении Заболоцкого к тютчевской традиции, о ее творческом продолжении, обновлении, преодолении, то в данном случае несомненно активное переосмысление пушкинско-блоковских мотивов (“На свете счастья нет, но есть покой и воля”; “И вечный бой! Покой нам только снится...”). Ho, пожалуй, гораздо важнее тот восходящий к пушкинской традиции (“Я памятник себе воздвиг...”; “...Вновь я посетил...”) доверительный разговор с далеким правнуком, которому адресовано его творчество и который - поэт глубоко верит в это - продолжит дело его жизни:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.