Занятие по зкр фгос в подготовительной группе. Какой звук есть во всех словах? Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной логопедической группе в детском саду

Баранова Екатерина Евгеньевна- учитель-логопед СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Описание материала : предлагаю конспект занятия по обучению грамоте для детей 6 лет с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим в детских садах общего развивающего и коррекционного вида. В ходе занятия дети вместе со сказочным героем- Буратино знакомятся с новыми звуками «б,бь», закрепляют понятия «согласный твёрдый- мягкий звук», работают с предложением.
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Научим Буратино. Звуки «б, бь», буква Б.»
Цель:
1. закрепление знаний детей о согласных звуках, упражнение в определении твёрдости-мягкости звуков.
2. знакомство со звуками «б,бь», буквой Б.
3. называние слов со звуками «б, бь»
4. развитие умения подбирать слова-антонимы
5. упражнение в определении количества слогов в слове
6. упражнение в употреблении существительных в Творительном падеже
7. развитие умения работать с деформированной фразой
8. развитие умения произносить скороговорку в разном тембре и темпе (громко, тихо, быстро, медленно)
Материалы и оборудование : Кукла Буратино, квадраты синего и зелёного цвета на каждого ребёнка, мяч, конверты, картинки, схемы слогов, мольберт, два стола, поднос, листья со словами.
Методы и приёмы: игровой -приход Буратино, словесные- Д\и «Кто внимательный», «Угости Буратино», «раздели слова на слоги», «Скажи наоборот», «Проговори скороговорку», «Составь предложение», практический- рисование буквы пальцем в воздухе.
Логика НОД:
1.Организационный момент .
-Логопед : Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня к нам придёт ещё один гость. Кто он, вы узнаете, отгадав загадку.
У отца есть мальчик странный
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это? (Буратино)
- Логопед: Правильно, ребята. (Появляется Буратино). Буратино хочет научится узнавать звуки и буквы, чтобы пойти в школу. Хотите помочь ему?
-Буратино, а ты знаешь какой первый звук в твоём имени? (нет) Ребята, а вы знаете? Давайте сегодня вместе с Буратино познакомимся с о звуками «б,бь», буквой Б.
2. Основная часть .
(Дети стоят полукругом около мольберта)
1)-Логопед: Ребята, посмотрите на мои губы, с что с ними происходит при произношении звука «б». (Губы смыкаются)
-Что происходит с воздухом? (Воздух встречает препятствие)
-Положите руку на горлышко, произнесите звук. Работает горлышко или не работает. (работает, значит звук –звонкий)
- Кто подскажет Буратино характеристику звука «б»? (Звук «б»- согласный, твёрдый, звонкий) (На мольберте прикрепляют условные значения -синий квадрат, колокольчик)
-Ребята, у звука «б» есть мягкий братец «бь». Кто расскажет характеристику звука «бь» (Звук «бь»- согласный, мягкий, звонкий) (На мольберте прикрепляют условные значения -зелёный квадрат, колокольчик)
2) - Логопед: Ребята, садитесь на стулья. Поможем Буратино различать звуки «б, бь». Поиграем в игру «Кто внимательный».
Если услышите в слове твёрдый звук «б», квадрат какого цвета поднимите? (синего), если услышите звук «бь»? (зелёного)
Бант, бинт, собака, обед, суббота, билет, кабина, шуба.
Молодцы.
3) Логопед: Ребята, давайте для Буратино придумаем слова со звуками «б, бь». Где находится звук «б» в твоём слове (в начале, середине, в конце)
4) Логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»- в кругу с мячом.
Игра «Наоборот».
Маленький- большой, медленно – быстро, длинный – короткий, злой-добрый, румяный- бледный, ласковый – грубый, чёрный- белый, ругать – хвалить, трусливый- храбрый.
5) Логопед: Следующая игра «Угости Буратино».
На столе выберите те картинки, в названии которых есть звуки «б» или «бь».
-Все подумали, угощайте Буратино, говоря фразу: «Я угощу Буратино…(чем?) абрикосом, бананом, блинами, хлебом…
Спасибо за угощение!
6) Логопед: Ребята, Буратино приготовил для вас задания в конверте, помогите ему определить, сколько в слове слогов. Какое правило, мы знаем? (в слове столько слогов, сколько гласных звуков)
Дети выходят, называют, что нарисовано на картинке, делят слова на слоги, проверяют хлопками, соотносят картинку со схемой слова.
Хлеб, клубок, клубника, рыба.
7) Логопед: Ребята, Буратино приготовил для вас скороговорки. Логопед делает вид, что Буратино шепчет на ухо скороговорку)
Белые бараны били в барабаны
-Повторите её громко, тихо, быстро, медленно.
Молодцы.
8) Логопед: Буратино принёс необычные листья со словами. Помогите составить из них предложения. (Ребёнок собирает по три листочка)
Белка, запасать, шишки
Грибы, расти, в лес
9)Знакомство с буквой, показ буквы, чтение стихотворения
Логопед: Буква Б с большим брюшком, ходит в кепке с козырьком
-давайте напишем букву пальцем в воздухе
Логопед показывает в зеркальном отражении.
3. Итог . Как вы думаете, чему сегодня научился Буратино? (ответы детей). Он говорит вам спасибо и дарит вам наклейки- золотые ключики за вашу работу на занятии. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Подготовительная группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)

Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)

Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.

Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .

По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

Упражнение «Найди товарища»

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».

Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

В игре принимают участие все дети.

Игра «Найди пару»

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.

Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.

Упражнение «Куда ударит молоточек? »

Воспитатель {вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове «лунааа» {«а»). Я могу это слово сказать по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? {Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? {Нет.)

— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».

— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.

Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.

Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной) .

Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.

Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.

Игра «Назови слово»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Отгадай загадку»

На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи "Зимний калейдоскоп" в подготовительной к школе группе

Программное содержание: Создать условия для формирования звуковой культуры речи, обобщения знаний воспитанников о звуко-слоговом анализе слова.
Образовательные задачи:
– Закреплять умение дифференцировать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах).
– Закреплять понятия: «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдый/мягкий согласный звук».
– Упражнять в определении места звуков «Л – Ль» в начале, в середине и в конце слов.
– Упражнять в анализе и синтезе слов.
Развивающие задачи:
– Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Развивать фонематический слух; уточнить представления детей о текущем месяце времени года.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать.
– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища.
Оборудование: видео «Чёрно-белый мир», «Калейдоскоп с музыкой», «Артикуляционная гимнастика»; фонограмма «Метель»; песня «Разноцветный мир»; предметные картинки, «Снежок», перфокарты, фломастеры, снежинки, клей, кисточки, заготовки с контуром буквы Л, крупа (гречка, пшено, рис).

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобы и огорчения.
Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике. Но сначала вспомнить, каким цветом обозначают гласный звук - (красным) , твердый согласный – (синим) , мягкий согласный – (зеленым).
Н

I]а стульях по одной предметной картинке и «ловушка»).
(Обратить внимание на ребенка в группе без настроения. Спросить, не случилось ли у него что-то неприятное. Сказать ему, что его пасмурное настроение навеяло меня на грустную сказку).
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран:
Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой.
(Фильм «Черно – белый мир»).
Однажды, путешествуя по одному городу, она повстречала грустных, мрачных, невеселых детей. У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся черно-белая. Есть только черный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. А где и в чем можно увидеть яркие цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: (В руках калейдоскоп). Это моя самая любимая игрушка в детстве.

Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Это такая труба, в которую смотришь, а там совершенно неповторимые и удивительные узоры. Как она называется?
(Ответы детей).
Ты крутишь трубу в руках, а узоры начинают меняться, переливаться. Совершенно завораживающее зрелище. И меня всегда интересовало, кто же их складывает? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Оказывается это всего лишь цветные кусочки стекла, отражающиеся в зеркалах. Цветные кусочки стекла создают чудесные и неповторимые узоры. И радостно, и весело, и расставаться не хочется с этим миром красоты и волшебства.
(На мольберте черно-белый круг из 5 геометрических сегментов).
Воспитатель: У невеселых человечков узор калейдоскопа выглядит так. Вам нравится? Почему не нравится? А что бы вы сделали, чтобы он стал красивым?
(Ответы детей).
(Подвести к тому, чтобы украсить его яркими «стекляшками» из калейдоскопа).
Чтобы раскрасить чёрно-белый узор, необходимо выполнить задания.
Воспитатель: В чем отражаются стекляшки в калейдоскопе?
(Ответы детей).
Я предлагаю Вам взять зеркала – и отразить там свою улыбку.

1.
Артикуляционное упражнение.

(Видео)
Воспитатель: Первое игровое задание выполнено, мы можем открепить черно-белый кусочек от круга на мольберте.
Хотите ли Вы, чтобы появился еще один яркий кусочек узора калейдоскопа? В этом нам поможет «Звуковой замок». Поиграем со звуком Л.
2. Игра «Определите место звука в этих слове».

Воспитатель:
У вас на стульчиках – кармашки. Возьмите картинки.
Внимательно посмотрите на неё и определите место звука Л в слове. Сначала поместят свою картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета на картинке находится в начале слова.


Следующими размещают картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета находится в середине слова.
(Выходят-размещают картинку).
Последними те, у кого данный звук находится в конце слова.
(Выходят-размещают картинку).
Воспитатель: Что мы знаем про звук Л?
(Согласный, звонкий, твердый, (на экране схема). На письме обозначается буквой «Л».
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, в именах которых встречается звук Л.
(Ответы детей).
Воспитатель: Мы можем открепить ещё один кусочек от черно-белого круга.
(Звучит фонограмма метель).
Воспитатель: Что Вы услышали? В каком месяце частые метели?
(В феврале).
С помощью снежка назовите слова, которые соответствуют данному месяцу: (Снежный, вьюжный, поземка, снег, метель, ветер).
Как много вы назвали «зимних» слов. Предлагаю самые длинные слова разделить на слоги.
3. Игровое задание: « Деление на слоги».
Воспитатель: Мы справились с этим заданием и сможем убрать ещё один кусочек от черно-белого круга. Вот видите, как преображается черно-белый круг в яркий узор калейдоскопа.
Метель – вьюга принесла волшебные снежинки. Я вижу по вашим глазам, как хотите быстрее увидеть весь узор калейдоскопа, а для этого я предлагаю поработать с волшебными снежинками. Присаживайтесь за столы. При заполнении перфокарт мы будем пользоваться схемой условных обозначений звуков, она лежит перед вами.
(Гласные – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные –зеленым).
4. Работа с перфокартами.

Воспитатель: Предлагаю друг у друга проверить выполненные задания. Если сделано все правильно - в правом нижнем углу приклейте еще одну снежинку.
Воспитатель: Наступило время убрать ещё один кусочек от черно-белого круга.
Сделать наш мир разноцветным поможет веселая игра.
Физкультминутка «Разноцветная игра». (Аудиозапись)

Воспитатель: Обратите внимание на узор. На нем остался последний кусочек чёрно-белого узора. Чтобы увидеть яркий загадочный узор калейдоскопа, попрошу вас украсить букву Л.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики « Укрась букву Л» .
(Детям на выбор предложена крупа трёх видов (пшено, греча, рис), если времени не хватает, можно перенести на вечер)
Воспитатель: Предлагаю вам, на выбор, заготовки с буквами. Вы можете также выбрать любую крупу. Присаживайтесь за столы и приступайте к работе. Букву нужно обильно намазать клеем и посыпать крупой, немножко придавив её.
(Во время упражнения рассказ воспитателя о международном дне родного языка).
21 февраля ежегодно отмечается международный день родного языка. Этот праздник впервые в нашей стране отмечается на государственном уровне. На протяжении веков наш язык и наша культура были сильнейшими факторами для сохранения русских национальных и духовных ценностей во всем мире».
Воспитатель: У кого из вас в имени встречается звук Л? (если нет у детей, то может быть есть в имени мамы или папы). Кому вы подарите эту красивую букву.
Воспитатель: Мы можем убрать последний кусочек чёрно-белого узора. У нас получилось создать из цветных стекляшек чудесный и неповторимый узор.
(Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Воспитатель: Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.
Рефлексия:
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? Выполняя, какое задание вам было трудно и почему?
А мне очень понравилось, с каким настроением вы сегодня работали. Вы очень старались и были активными. Все задания выполняли старательно и внимательно. Вижу, что настроение …. тоже улучшилось. На память о нашей встрече примите, пожалуйста, эти калейдоскопы. Я уверена, что у вас всегда будет прекрасное настроение. Спасибо вам всем!

Задачи.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.

Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.

Связная речь - закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.

Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. (Если бы я был художником)

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать память в игре » Мама купила в магазине…»

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, какой сегодня день недели?

Какой этот день по счёту?

Сколько всего дней в неделе?

Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём занятие

» Развитие речи и обучение грамоте.»

Сегодня мы с вами будем:

1. Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение

2. Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.

3. Составим рассказ на тему » Если бы я был художником «.

4. Поиграем в игру на развитие внимания и памяти » Мама купила в магазине…»

5. Проведём графический диктант - т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Воспитатель: Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картинку для нас, но ему позвонили и он срочно уехал в город. Я сначала огорчилась, но потом решила » Возьму ка я её в садик» - ведь вы тоже любите рисовать. Любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она - незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?

Дети: Домик!

Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».

Для начала скажите, какие звуки бывают?

Дети: Гласные, согласные.

Звук «р» какой звук? (согласный)

Почему? (он не поётся)

А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.

Что нарисуем сначала?

Саша: Крышу: в слове крррыша - звук «р» - твёрдый, согласный.

Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)

Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.

Воспитатель: Что ещё нарисуем?

Дети: - труба - звук «р» - согласный, твёрдый.

Дверь - звук «рь» - согласный, мягкий.

Раму - звук «р» - согласный, твёрдый.

Крыльцо - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».

Дети: дерревянный - звук «рь» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А ещё какой может быть?

Дети: киррпичный - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».

Дети: кррасной - звук «р» - согласный, твёрдый.

Серрой - звук «р» - согласный, твёрдый.

Корричневой - звук «рь» - согласный, мягкий.

(если дети называют другие краски, где нет звуков «р» и «рь» - воспитатель просит быть внимательными и поощряет тех детей, которые правильно назвали слова и даёт им счётные палочки)

Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)

Дети: сервант - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

кровать - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

телевизор - звук «р» - твёрдый, находится в конце слова.

картина - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?

Дети: рребята - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

рродители - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.

Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите - что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?

Дети: тррава - 2 слога, ударение падает на 2 слог.

деррево - 3 слога, ударение падает на 1 слог.

доррожка - 3 слога, ударение падает на 2 слог.

И т.д. (даются счётные палочки).

Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.

Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.

Аналогично слово «дорога».

Подводится итог 1 части.

Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).

Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).

Физкультминутка.

2 часть.

Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.

Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)

Итог 2 части занятия. Поощрение детей.

3 часть.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…

(каждый ребёнок называет по одному слову - 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)

Воспитатель: Поощряем детей.

Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?

Дети: дерево, конура, нора.

Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:

В конуре живёт?

В дупле?

Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.

Графический диктант.

Итог 3 части.

Итог всего занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.

1. Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»

2. Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.

3. Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.

4. Играли в игру «Мама купила в магазине…»

5. Писали графический диктант.