Белла розенфельд. Наталья Апчинская

Извлекать из прошлого то, что было на самом деле, всегда трудно. Даже всезнающим библиографам великого Шагала не удается иногда установить все факты с достоверной точностью. Так, одни называют 1895, другие 1899 годом рождения главной Женщины в жизни художника. Но так ли важно это тогда, когда говорят о Чувстве, возвышенном чувстве, заставляющем парить над повседневностью, о чувстве вечном, верном?

Жена Марка Шагала: «Да, я из-за него потеряла рассудок»

Марк (Мойша) был старшим ребенком в семье. Башутка, Башенька, как называли Беллу в детстве все окружающие, восьмым, самым младшим. Его семья была очень бедной. Ее семья имела несколько магазинов, где продавали дорогие сервизы, часы и ювелирные украшения.

Чтение, учеба позволили впоследствии раскрыться талантам Беллы, создавали Личность. Она мечтала о сцене. Марку учиться не нравилось – томился, озорничал. Повседневный быт ортодоксальной еврейской семьи, отношения с окружающими – вот то общее, что формировало самобытные характеры обоих. Но если все в нем с детства просило любви: будили сексуальные фантазии косы, даже кружева панталон. То она, Царевна-Тихоня, как сама рассказывала в «Горящих огнях», чуралась людей.

Однажды в доме своей очередной возлюбленной Марк услышал нежный мелодичный голосок нежданной гостьи. Вышел… и «понял: это моя жена».

Белла и Марк Шагал — т рудный, но благословенный полет

Но это не означает, что они сразу поженились. Были молчаливые посиделки на любимом бревнышке у Двины, вокруг роились сплетни. Белла же темной ночью влезала к нему через окошко, таскала из дома вкусности. И они были еще так непорочно счастливы.

Ее мама твердила, что он странный, без профессии. В семье Марка не поощряли его страсть к рисованию: слишком важные господа. Может быть, под этим давлением он не выдержал, сбежал в Париж. А Белла не отчаялась: знала, что вернется и ждала своего то ли «грача», то ли «журавля».

У этой пары не могло быть все, как у всех. Они поженились в 1915 г., через шесть лет после знакомства. И, как шутил Шагал, у них был не «медовый месяц», а «молочный» — в деревне, где они его проводили, паслось армейское стадо.

Ощущение покоя длилось недолго — наступила война, революция. Белла чувствовала, что надвигается беда. В суровые военные годы ни для кого нет счастья, ноу них с Марком рождается дочка. Идочка — еще один персонаж его картин. Неслучайно на полотнах Шагала герои так часто летают. Полет и счастье – одно целое в его творчестве.

А потом вместо полотен и творчества – беготня по чиновничьим кабинетам в поисках спасения для семьи своей жены, которая была виновата лишь в том, что не бедствовала. Из-за дочери, он, боявшийся попросить что-нибудь у кого-нибудь для себя, решился на переезд в Москву и стал Директором Школы Искусств. Беллу и Марка там ждали отсыревшая клетушка, голод, предательство учеников и друзей. Когда она поехала обменять на рынок остатки драгоценностей на еду, ее арестовали. Терпению Марка пришел конец, тем более что в Берлине и Париже уже начали продаваться его полотна. И они отправляются в новый полет, в поисках спокойной жизни.

Полет без Музы или…

Франция, Америка… Счастье, казалось, вот оно. Марк, зная, что жена талантлива, вдохновил ее на написание книг. А тут еще и пришла весть об освобождении Парижа и можно было возвращаться в Европу. Но Белла не увидела ни Парижа, ни изданных книг с иллюстрациями Шагала — ей было немного за 50, когда внезапная смерть забрала ее у Марка навсегда.

Он пережил ее на 41 год — целая жизнь без Беллы. Марк пытался снова стать счастливым, но встреченные им женщины были лишь иллюзией и отдаленно напоминали ему его Бэллу, браки не складывались…

Наталья Апчинская. “Горящие огни” Беллы Шагал

В Библии Бог создает Еву из ребра Адама со словами: “Пусть она зовется "жена”, ибо от мужа взята она". Смысл этой фразы можно понять, если знаешь, что на иврите слово “иша”, означающее “жена”, происходит от слова “иш” - муж (1). И если вспомнить, что весь мир, по Библии, сотворен божественным Словом, ясно, что единство первой супружеской пары, ставшей архетипом всех последующих, - не фигуральное, а самое прямое.

Столь же прямо, но с помощью пластических средств, изображал Марк Шагал свое духовно-телесное единение с Беллой Розенфельд. Она была, как известно, не только главной любовью всей жизни художника, но также его музой, героиней множества произведений и воплощением в его глазах вечно женственного начала мира, того, что верующие иудеи именуют словом “Шхина”.

Белла (Берта) Розенфельд (1889-1944) родилась в Витебске в семье богатого коммерсанта, владевшего четырьмя ювелирными магазинами. Подобно Шагалу, она получила еврейское и русское образование. Окончила одну из лучших женских гимназий города и посещала в Москве перед Первой мировой войной известные курсы В.И.Герье, где изучала историю, философию и литературу (темой ее диплома было творчество Ф.М.Достоевского) (2). В столице Белла училась также актерскому искусству в одной из студий, руководимых Станиславским. В 1915 году она вышла замуж за Шагала и разделила с ним тяготы военного и революционного времени, сопровождала в переездах из Витебска в Петроград и Москву и далее - в Берлин и Париж.

Еще до отъезда из России Белла была вынуждена покинуть театр из-за травмы, полученной на репетиции (3). В дальнейшем ей удалось все же реализовать свои творческие потенции, но не на театральном, а на литературном поприще. В конце 1920-х она перевела с русского на французский шагаловскую “Мою жизнь”, а в середине 1930-х начала писать собственные мемуары.

Стимулом к их сочинению послужила поездка летом 1935 года в Вильно по приглашению созданного там Еврейского научного института (4).

Общение с еврейским населением Вильно, а также Варшавы, посещение местных гетто и синагог произвели на Шагала и его жену тяжелое впечатление, и они вернулись во Францию с ощущением неотвратимо надвигающейся гибели восточно-европейского еврейства (5). Вскоре после приезда Белла начинает работу над воспоминаниями детства, несомненно вдохновленными шагаловской автобиографией. Свою книгу она пишет на языке детства - на идише. Пафос ее сочинения сродни тому, которым было во многом проникнуто и творчество Шагала: запечатлеть и тем самым спасти от забвения черты еще полной жизни, но уже обреченной на гибель идишистской культуры. Но если Шагал воссоздавал эти черты, главным образом, кистью живописца, карандашом и пером рисовальщика или резцом гравера, то его жена лепит их с помощью слова. В ее писательстве нашли опосредованное выражение и ее актерские таланты: умение перевоплощаться в разных людей, думать и чувствовать, как они, говорить их языком. Сочинение мемуаров стало главным делом Беллы в Париже, в конце 1930-х, и в Нью-Йорке, куда семья Шагала, спасаясь от нацистов, эмигрировала в 1941 году. В сентябре 1944-го Белла, заболев, умирает в американском госпитале, и ее предсмертные слова, по свидетельству мужа, были: “Мои тетради…” Последние вскоре были изданы в Нью-Йорке в двух книжках. Первая, под названием “Горящие огни”, вышла в 1945-ом, вторая - “Первое знакомство” - в 1947-ом, обе - на том языке, на котором были написаны. В 1973 году, когда Шагал уже снова жил во Франции, две книги, сохранив заголовки и хронологическую последовательность, стали частями одной, опубликованной в Париже издательством “Галлимар” в переводе на французский дочерью Шагала и Беллы - Идой.

В отличие от “Моей жизни”, воспоминания Беллы целиком посвящены детству. В тексте нашли воплощение два как будто идущих навстречу друг другу устремления: “поиски утраченного времени” взрослой мемуаристкой и открытие мира ребенком - действующим лицом мемуаров. Название второй части - “Первое знакомство” - обозначает встречу героини и с будущим мужем, и с окружающей реальностью, впервые открывающейся детскому взору, и может быть отнесено ко всему повествованию. Но оно названо иначе - “Горящие огни”, т.е. светильники, которые зажигаются в религиозные праздники. Таким образом, в заголовках содержится указание на две стороны описанной в книге жизни - мирскую и сакральную, причем, подчеркнуто, что основой всего является именно сакральная.

Белла пишет о ней с глубоким сопереживанием. В каждую субботу, а также в Судный день, в праздники Кущей и Торы, в Хануку, Пурим или на Пасху переставала довлеть “злоба дня”, прекращалось течение времени, и забывались тяготы существования. Человек оказывался в совершаемой вновь и вновь Священной истории. Славили Творца всего сущего (его имя было запретным и заменялось перечислением атрибутов), каялись в грехах, молили о прощении за совершенное в прошлом и о даровании благ в будущем. Очищенный покаянием, верующий восстанавливал связь с Богом и миром и соединялся с умершими близкими. Религиозный экстаз, горение души, устремленной к Богу, воплощались не только в молитвах и песнопениях, но и огнях светильников. На страницах книги мать Беллы постоянно зажигает свечи или лампады, ограждая их руками от враждебных сил; свой маленький светильник возжигает и Белла. В праздник Хануки день за днем прибавляются огни в храмоподобных восьмисвечниках, хануккиях, - память о чуде, происшедшем во времена Маккавеев, когда в Иерусалимском Храме восемь дней горел лишенный масла светильник. Все эти огни, даже погашенные, продолжают освещать будни, ибо в праздничные дни создается фундамент, непоколебимые устои повседневного уклада. Соответственно, именно праздники образуют “костяк” посвященной этому укладу книги.

В отличие от повторяющихся праздничных ритуалов, обыденная жизнь предстает не только более “земной”, но и более разнообразной и менее упорядоченной. Впрочем, поскольку все покоится на религиозных основах, четко отделить одно от другого невозможно. Сама материя, из которой ткутся праздничные и будничные дни, во многом одинакова, и при этом соткана из бесконечно разнообразных подробностей. Главы с описанием субботних трапез, религиозного воодушевления в синагоге в Судный день, сооружения беседки для праздника Кущей или перипетий пасхального “седера” - плавно перетекают в главы, в которых рассказывается о свадебных церемониях и мытье в бане (тоже, в основном, ритуальных), о занятиях с ребе, семейных завтраках и ужинах, об играх и поездках на “копейки Хануки” на санях с извозчиком, о том, как горят дрова в печке или возрождается весной природа… В образе рассказчицы сливаются воедино вдумчивая, внимательная, хотя и по-детски наивная девочка и писательница с зорким взглядом и умением находить словесный эквивалент бестелесным образам прошлого. И в детстве, и во взрослой жизни Белла остается мечтательницей с “головой в облаках”; она и впрямь постоянно смотрит в небо, не упуская, однако, из виду ничего из того, что происходит вокруг нее на земле. Кажется, что главная ее задача - показать цветущее изобилие жизни, тем более полное, что детство ее (в отличие от шагаловского) протекает в богатой семье с еще не разрушенным войнами и революциями полнокровным и устоявшимся бытом. (Недаром Шагал в “Моей жизни” при описании свадебного стола в доме своей невесты вспоминал о “пирах” Веронезе). Все, о чем она пишет, предстает в яркости, присущей самому первому восприятию мира, и при этом как одушевленное и связное целое. (Отсюда, в частности, сравнения и метафоры, которыми переполнен текст). Подобный взгляд - черта детского, поэтического и религиозного мировидения - был в равной мере присущ и Белле-ребенку, и Белле-писательнице. Звезды у нее спускаются ниже, чтобы рассмотреть прохожих на мосту, но отказываются следовать за ними в узкие улочки, предпочитая остаться на речном просторе. Часы разговаривают, как дети, или ворчат, как старый брюзга, их сердца бьются, и они способны замирать от счастья. Во время праздника оживают портреты раввинов на стенах и сами стены. Драгоценные камни в бережных руках отца раскрывают каждый свою красоту и наполняются светом, порой они обнаруживают также таинственную способность влиять на судьбу людей.

Умение видеть все изнутри, как и дар психологического анализа, особенно ярко проявились в портретной галерее книги. Она полна запоминающихся образов. Это и сама героиня, и ее любимый младший брат Абрашка, сорванец, неистощимый на проказы. Мать, соединяющая религиозное рвение с кипучей мирской деятельностью, держащая в руках дом и магазины. Отец, занятый по преимуществу молитвами, чтением и толкованием Писания, царящий на всех праздниках, подобно библейскому патриарху. Еврейская кухарка Ханна и русская горничная Саша. Служащие магазина и родственники. Часовщик, так влюбленный в свое дело, что почти не замечает близких… Все они изображены с любовью, но без прикрас, в осязаемой трехмерности своего духовного и физического облика. Мы слышим их живые голоса, разговоры, крики, перебранки - устную речь с ее интонациями, нежностью или грубостью, жаргонными словечками и идиомами.

Во второй части воспоминаний появляется персонаж, меняющий плавное течение жизни героини. Встреча с Марком Шагалом повергает Беллу в глубокое смятение и пробуждает в ней гамму противоречивых чувств. Он не похож на окружающих, кажется чужаком, хотя живет всего лишь на противоположном берегу реки. В нем есть нечто и от ангела, и от фавна, и от зверя. Его появление пугающе-таинственно и провиденциально.

Примерно так же описывает свою встречу с Беллой в доме ее подруги Теи Брахман и Шагал в “Моей жизни”. Правда, стиль его повествования, совпадающий со стилем его пластического искусства, иной - гениально сжатый, исповедально-личностный и экспрессивный. Свой рассказ он кончает словами: “И я понял: это моя жена… Это мои глаза, моя душа” (6).

Читая книгу Беллы - все главы, а не только те четыре, в которых речь идет о встречах с Шагалом, - постепенно осознаешь, что у нее была в самом деле во многом его душа, летящая, с обращенным к земле взглядом, как на знаменитой картине 1910-х годов. Среди их душевных и творческих соответствий - не только мечтательность и укорененность в быте, но также юмор и психологизм, приятие жизни и умение видеть ее как одушевленное целое (идущие во многом от хасидизма), а также стремление запечатлеть приметы национальной культуры, не замыкаясь в национальной обособленности и не отгораживаясь от окружающего большого мира. Все это, естественно, проявлялось у Беллы в иных масштабах, по сравнению с Шагалом, без его гениальности, визионерства и экстатичности.

Любовь к своему народу у автора “Горящих огней” сочетается с полным отсутствием ксенофобии. Характерно, что один из самых привлекательных персонажей книги - русская служанка Саша. Она глубоко привязана к маленькой Белле, и та платит ей тем же. Вообще, во взаимоотношениях евреев и русских в мемуарах нет и намека на национальную и религиозную вражду. Черта оседлости, гетто, погромы - все это как будто остается “за кадром”. Однако не случайно так напряженно-драматична глава, посвященная чтению во время праздника Пурим библейской “Книги Эстер”. Праздник этот радостный, поскольку в Библии Эстер - в русской транскрипции Эсфирь - победила-таки врага еврейского народа Амана. Однако страх перед вновь и вновь воскресающим Аманом не ослабевал на протяжении всей еврейской истории. Белла посвятила ему всего лишь одну главу, но в ней есть, кажется, предчувствие (или знание?) невыразимого ужаса Катастрофы, которая постигнет евреев в XX веке.

“Горящие огни” начинаются с описания пустого дома, который затем наполняется его обитателями; постепенно к нему присоединяется и густо населенное пространство окружающего мира. В эпилоге Белла видит уезжающих из Витебска, и ей кажется, что и город опустошается, как дом. Может быть, он тоже убежал куда-то, как поезд?

Все кончается в жизни: детство, а порой, и дом, и город, и даже страна, в которой это детство протекало… В современном Витебске осталось мало евреев и почти ничего не сохранилось от города начала века, в котором цвели и плодоносили различные культуры и который Репин сравнивал по красоте архитектуры с Толедо в Испании.

В книге своей жены Марк Шагал присутствует не только как действующее лицо, но, в определенном смысле, и как соавтор. В 56-ти рисунках тушью он прослеживает главные эпизоды, создает портреты, вчитывается в текст и соприкасается с душой автора, выстраивая собственное повествование (7). Рисунки к “Горящим огням” во многом продолжают иллюстрации к автобиографической прозе художника. Если офорты к “Моей жизни” относятся в целом к началу 1920-х, то графические листы к мемуарам Беллы были выполнены в конце 1930-х и в последующие десятилетия. В них уже нет характерных для начала 1920-х кубистических сдвигов, сочетающихся с некоторой тяжеловатостью, предметностью и пространственной замкнутостью изображения. Образы выглядят более легкими, бесплотными, поэтически-свободными, парящими. Однако природа их остается прежней. Как все, что создавал Шагал, они являются воплощением внутреннего видения, представляют собой материализацию поэтической идеи, в основе которой лежит синтез и автономность от эмпирической, видимой лишь глазом реальности. Подобно библейскому Творцу, от которого художник наследует прежде всего именно творческую способность, он создает новый мир, живущий по своим законам, но питающийся соками новой жизни. Каждый его рисунок имеет обобщающий характер, что не мешает ему быть и детальным, и конкретным.

Столь же характерна для Шагала метафоричность, отражающая связь всего сущего. Он изображает не обнимающихся, а само объятие, хотя влюбленные при этом присутствуют. Не танцующих, а танец, его пластику, ритмы, душу, опять же воплощенную в конкретных персонажах. Не молящихся, а религиозный экстаз, порыв к Богу, который превращает скромный киот со свитками Торы в подобие божественного Престола, а пространство синагоги расширяет до неопределенных размеров. Сам иллюстратор предстает порой в птичьем обличье, ибо миссия художника, как и поэта, - вестничество; порой - в образе фавна или кентавра.

Все изображенное, не только персонажи, но и предметы, имеют изначально духовную природу. Между тем, даже ангелы, оставаясь существами иного мира, приобретают вполне земной облик. (Особенно впечатляет пророк Илия, который слетает с небес с бокалом ритуального вина в руке). В связи с этим хотелось бы привести еще раз уже цитированное мною в работах о Шагале высказывание Вл.Соловьева о присущей иудаизму “вере в невидимое и одновременно желании, чтобы невидимое стало видимым, вере в дух, но только такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием” (8). У Шагала материальное и духовное в полной мере “проникают” друг в друга, но при этом составляют оппозицию. Духовность у него конкретна, образы индивидуальны и психологичны, хотя сквозь их личностные черты проглядывают сверхличные. Благодаря своему дару и своему методу, художник из Витебска смог пластически выразить вневременную сущность национального бытия, духовного и физического, воплотив ее в живых персонажах, - и, в том числе, в персонажах графики к “Горящим огням”. Мы видим отца Беллы, грезящего над Писанием со смущенной и радостно-легкой улыбкой; озабоченного и внутренне собранного над жемчужным ожерельем, или монументально-замкнутого на прогулке. Ребе, олицетворяющего благочестиво-фанатичную углубленность в священные книги в противовес своей предающейся мечтам ученице. Родственники, служащие магазина и прочие иудеи показаны по-местечковому глуповато-добродушными, но являющимися в своей глубокой религиозности истинно “божьими детьми”. Все эти портретные образы замечательны именно сочетанием индивидуальной и сверхиндивидуальной национальной неповторимости.

Внутренняя природа шагаловских иллюстраций определяет особенности их пластического языка. Поскольку изображается не природный объект, а поэтический образ, изображение подчиняется не природным, а поэтическим законам. В рисунках нет пустых, не заряженных мыслью и чувством мест - недаром сам Шагал именовал свой стиль “психопластикой”. Все, что не работает на образ, попросту опускается, рождая дополнительные смыслы: парадоксальной игры, энергии и лаконизма. Особенно ярким примером служит иллюстрация к главе “Стакан сельтерской” или фигура еврея, идущего в праздник Кущей с ритуальной ветвью в руке. В этой фигуре оставлены только голова, рука, держащая ветвь (“лулав”), ступни ног и линия, намечающая очертание спины. Графика здесь, как и в других работах мастера, заимствует приемы у литературы. Можно привести хрестоматийный пример - описание с помощью нескольких деталей лунной ночи в чеховской “Чайке”.

Жесты шагаловских персонажей являются прямым выражением эмоции, параллельно рисующим абрис тела и траекторию его движения, - и в этом можно увидеть перекличку с другим Чеховым, выдающимся актером и режиссером Михаилом Чеховым с его теорией и практикой “психологического жеста”, передающего внутреннюю сущность образа.

Фигуры у художника и движутся, и стоят на месте, как в архаическом и средневековом искусстве, ибо они представляют собой графический знак, который соединяет в себе преходящее и неизменное. Знаковость обуславливает близость изображения к слову, его связь с письменной речью и самой техникой письма. Недаром Шагал отождествляет себя с поэтом, а его жена в иллюстрациях не расстается с книжкой. Он рисует, как пишет, используя разный нажим пера, цезуры и многоточия. С другой стороны, духовная основа его образов находит отражение в их постоянной дематериализации, в исчезающе-малых штрихах и точках, почти неразличимых по своей тонкости контурах.

Основанное на контрастах видение мастера из Витебска обусловило его пристрастие к парным портретным композициям, которых немало в иллюстрациях. В них противопоставлены психологические типы и состояния, характер и сама субстанция образов - замкнутых и открытых, линеарных и вылепленных пятном, плотных и развеществленных, черных и белых. Иногда добавляется третий персонаж, и образуется не менее характерный для Шагала “тройственный союз” мужчины, женщины и животного.

В соответствии с содержанием и самим названием книги особое место в иллюстрациях занимают религиозные праздники, причем, некоторые композиции - такие, как “Праздник Кущей” и “Подарки на Пурим”, - повторяют созданные еще в 1910-е годы. Через всю книгу проходит также изображение Беллы-девочки, потом - девушки. Она молится вместе с матерью, выбегает навстречу пророку Илие, купается или катается на коньках, позже встречается с Шагалом и вдохновляет его на создание картин, но чаще всего - погружена в чтение.

Другой сквозной образ графики также связан с текстом, и вместе с тем, отражает один из ведущих мотивов всего творчества Шагала.

Это образ часов и Времени.

Как и в мемуарах Беллы, часы у автора иллюстраций часто принимают человеческий облик. В одном из рисунков они уподобляются, например, в соответствии с надписью на футляре, французскому королю. В ряде листов показан переполненный часами всех видов магазин Розенфельдов (замечательно, что ко всем своим духовным соответствиям Шагалу, Белла оказалась еще и дочерью торговца часами). На одном из листов мать держит в руках часы с брелоком, подарок для новобрачных, в то время, как родственники совещаются по поводу цены. Серьезность их размышлений заставляет предположить, что речь идет не столько о стоимости часов, сколько о цене Времени.

Для Шагала время - не Хронос, пожирающий своих детей, а источник столь существенного для художника многообразия форм, рождающий полновесные, как яблоки, плоды Бытия. Подобный образ возникает в рисунке, на котором стенные часы с человеческим ликом держат рукой шар маятника, в то время как кисть другой руки, принадлежащей человеку, протягивает навстречу часам яблоко. Но время, связанное с человеческой жизнью, лишь оборотная сторона атрибута Божества - Вечности. Этой теме посвящен рисунок, в котором Белла читает, уютно устроившись внутри часов, которые, будучи окрыленными, парят над городом. Подобные мотивы появились в искусстве Шагала еще в 1930-е годы, они отражали главную в его представлении оппозицию Бытия - его собственное стремление “сидеть в своем углу” и одновременно приобщаться к большому миру, быть “у времени в плену” и выходить за его пределы.

Собственно, в этом суть описанных в книге религиозных праздников, их “огни” зажигаются и гаснут, но символизируют веру в иной, негасимый свет. Его отблеск падает и на совместное творение Беллы и Марка Шагала, на все его словесные и графические образы.

1. Пятикнижие Моисеево или Тора. Брейшит. М., 1991. С.51. Цитата из книги Бытия приведена по этому же изданию.

2. Подлипский А. Белла из семьи Розенфельдов. Мишпоха (Витебск). 1998. №4. С.33-36. В этой статье не только приведены сведения о Белле, но и подробно рассказано о ее родителях и предках, о ее шести братьях и сестре, прослежены из жизненные пути.

3. Подлипский А. Указ. соч.

4. Институт сокращенно именовался ИВО (Идишер Висншафтлахер Институт). 15 августа 1935 года Шагал прочел на его съезде доклад: “Что мы должны сделать для еврейского искусства” (см.: Марк Шагал. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. Перевод с идиш Л.Беринского. М., 1989. С.127-132).

5. Позже Шагал напишет в стихотворении “Виленская синагога”:

Строенье старое и старенький квартал…

Лишь год назад я расписал там стены.

Теперь святейший занавес пропал,

Дым и зола летят, сгущая тени…

(Марк Шагал. Ангел над крышами. С.38).

6. Марк Шагал. Моя жизнь. М., 1994. С.77.

7. О своем отношении к книжной иллюстрации художник писал: “Я всегда мечтал работать над книгами, сливаться с литературой… Эту работу я понимал не как иллюстраторство, как таковое, но - сродство, сродственность в искусстве” (Марк Шагал. Ангел над крышами. С.136).

8. Соловьев Вл. Еврейство и христианский вопрос. Берлин , 1921. С .21.

Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI - IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 3-7.

Она – дочь богатого ювелира, он – сын торговца селедкой. Она – невероятная одухотворенная красавица, изучает творчество Достоевского и играет в театре у Станиславского. Он – не слишком симпатичный, никому неизвестный художник-экспериментатор, который пока только ищет свое художественное лицо, учителя и самого себя. Два разных мира оказались настолько близкими, что вспыхнувшая между ними любовь навсегда соединила этих людей и создала совершенно уникальное, самобытное искусство, которое невозможно вписать ни в одно направление – явление миру волшебника Марка Шагала.

Это фантастическое, ирреальное, небесное письмо живописца, на картинах которого люди летают, коровы играют на скрипках, зеленые и синие покосившиеся домики будто плывут куда-то в удивительный мир его фантазий. График, живописец, сценограф, поэт, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Марк Шагал – один из самых известных представителей мирового художественного авангарда XX века.

Все началось в городе Витебске в 1909 году, летом. Они случайно встретились тогда у девушки Мойши Сегала (так звучало имя Шагала до его приезда в Париж), у Теи Брахман. Тея позировала ему обнаженной, и он вожделел ее и вдохновенно рисовал тогда свои первые фантастические женские фигуры без одежды. Трудно представить, в какую сторону двинулось бы творчество Шагала, если бы не девятнадцатилетняя Белла Розенфельд, которая случайно зашла к своей подруге Тее, рассказать о своих впечатлениях от заграничной поездки. Мойша лежал на кушетке, где доктор Брахман обычно осматривал своих пациентов. И вдруг увидел Берту. Их глаза встретились…

Они сразу поняли, что созданы друг для друга. Позже, уже прогуливаясь с Теей по городу, Шагал еще раз увидел эту девушку. Она одиноко стояла на мосту, на том самом мосту, с которого он не раз смотрел на воду и небо, придумывая необычные сюжеты своих картин.

В своей книге «Горящие огни» Белла так опишет свою первую встречу с Шагалом: «Я не смею поднять глаза и встретить его взгляд. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Я плыву в них, как в реке».

В автобиографичной книге «Моя жизнь» Марк Шагал нарисует примерно такую же картину: «… Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа…».

Через год они объявили себя женихом и невестой, но поженились только через четыре года, потому что Моисей уехал в Петербург, а затем в Париж искать себя и свое место в искусстве. Берта (первое имя Беллы) безоговорочно приняла его решение и ждала его все эти годы общаясь с любимым в нежных и романтичных письмах. Она поняла его до самой глубины и знала, что он обязательно за ней вернется.

Как-то он рассказал ей, что родился мертвым. Да-да, врачи долго не могли разбудить в нем жизнь, кололи иглами, шлепали по ягодицам. А он, мертворожденный, был, словно «белый пузырь, который набили картинами Шагала». В том районе Витебска, где он родился в это время разразились страшные пожары. Легковоспламеняющиеся деревянные дома вспыхивали один за другим, как спички, и роженицу с ребенком, срочно перенесли в безопасное место на другой конец города. «С тех пор меня тянет к перемене мест!» – объяснил он невесте. Но Белла понимала им другое: ему как тому мертворожденному ребенку нужно непременно найти и разбудить в себе того художника Марка Шагала, картины которого были в нем уже тогда, когда он родился. А для этого мало серой и скучной России, нужен яркий, творческий Париж. И отпустила его, в сердце своем навсегда к себе привязав.

Они оба сразу поняли, что это и есть настоящая любовь, которая бывает, быть может, только раз в жизни и которая изменит их навсегда. Белла могла бы стать известной актрисой, писательницей, филологом, но она выбрала путь жены гения – Марка Шагала, принимая все связанные с этим сложности. Она и ее присутствие во многом определили и художественный мир его полотен. Практически на всех его картинах так или иначе есть Белла или часть их общего счастливого семейного мира.

«Все можно изменить в жизни и в искусстве, и все изменится, когда мы избавимся от стыда, произнося слово Любовь. В нем настоящее искусство: вот все мое мастерство, и вся моя религия».

В 1915 году Моисей Шагал и Берта Розенфельд поженились, несмотря на нежелание родственников невесты принимать в семью бедного художника из семьи простого торговца. Но этот брак стал для художника настоящим творческим толчком, он окрылил и практически создал Шагала заново. Отныне все или почти все его картины посвящены Белле. Он улетает вместе с ней так высоко в небо, что все его земные привязанности, дома, заборы и мосты, коровы и лошади, тоже начинают парить над любимым сказочным Витебском.

И даже революция окрашивается для Шагала в какие-то сказочные краски, он открывает школу искусств, становится Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Теперь он мог создавать декреты в области нового искусства и развернулся. В одном из декретов от 16 октября 1918 года было написано: “Всем лицам и учреждениям, имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции”. Да здравствуйте революция слов и звуков! Революция новых красок! Они выкрасили дома Витебска в духе волшебника Шагала: на белом фоне зеленые и синие круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники. А на главной площади над государственным учреждением развивался флаг с изображением человека на зеленой лошади и надписью: «Шагал-Витебску».

Белла приняла это его временное увлечение площадным советским искусством, она была рядом с ним, с его учениками, разделяя его горячую жажду жизни и всего того нового, что принесла революция.

Но в Витебске появился Казимир Малевич со своими квадратами и супрематизмом и назвал Шагала устаревшим художником. Он подавил его своей еще более радикальной революционностью, утверждая, что новое искусство должно быть беспредметным, а на картинах Шагала, хоть и летающие с вывернутыми головами, но вполне реальные узнаваемые люди, коровы и лошади. А еще дома и заборы, ковры и букеты. Короче, все это мещанский устаревший мирок. Рассуждая таким образом, Малевич переманил в свою школу всех учеников Шагала.

Может быть, это случилось к счастью, ведь что стало бы, если бы Марк Шагал действительно стал революционным художником и начал бы по-настоящему, а не по собственной фантазии служить большевистскому искусству. А так, Малевич, по существу спас Шагала для мирового искусства и для его собственной неповторимой и сказочной поэтики…

В 1922 году вместе с женой Шагал отправляется в Париж. Потом уже известным художником в 1941 году на последнем рейсе вылетает из Парижа в США. Удача сопутствует его спасению (хотя картины его демонстративно сжигали в Германии и потом в Париже во время оккупации) и славе, словно за плечом постоянно стоит ангел-хранитель. Этим ангелом была для него любимая жена Белла. Она родила ему дочь Иду и делила все тяготы, связанные не только с вопросами к содержанию его творчества: «Почему его корова зеленая, а лошадь улетает в небо?» Но и вполне материальные, связанные с безденежьем, голодом и болезнями.

Но в 1944 году, когда Париж уже был освобожден и супруги собрались возвратиться во Францию, сама внезапно заболела. Лекарства в то время выделялись только в армию и спасти Беллу Шагал врачи не смогли. Она умерла…

Художнику казалось, что небо обрушилось на него всей тяжестью безнадежности. С Беллой умерла главная часть его души. Девять месяцев он вообще не брал в руки кисти, краски, пастель… А потом понял, что любовь не умерла, она живет в его сердце. И он никогда не потеряет ее, потому что основное ее предназначение – жить в его полотнах. И вновь вошел в свою реку, тот поток чистой лирики, которую некоторые исследователи так и называют «поэма в красках и линиях». Поэма о любви…

Когда-то еще в детстве ворожка предсказала Шагалу его будущее: «Ждет тебя необычная жизнь, ты будешь любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных. И умрешь в полете».

У Шагала, действительно, было еще две женщины, которых, он, возможно, и любил. Но женский образ, парящий вместе с ним над вечным Витебском, которым стал для него и Париж, остался прежним. Эта была все та же первая и единственная его любовь – Белла. И умер он в полете в прямом и переносном смысле этого слова. В непрекращающемся творческом полете в лифте своего дома, который нес его на второй этаж в его мастерскую 28 марта 1985 года.

Белла Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Её родители держали ювелирный магазин и считались довольно состоятельными. Отец был постоянно погружен в тору, сметливая и практичная мать занималась делами торговли. Несмотря на патриархальный уклад жизни семьи Розенфельдов, их взгляды были достаточно широки, чтобы дать Белле возможность получить светское образование. Девушка училась в Москве на женских курсах историка В.И. Герье, интересовалась литературой, театром.


В 1909 году в гостях у своей подруги Белла познакомилась с молодым художником Мойшей Сегалом. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.


Марк Шагал и Белла до переезда в Париж. 1922

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, её черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности - это их совместный с Беллой полет.


«Прогулка», Марк Шагал

Белла прожила с Марком Шагалом долгую и счастливую жизнь, деля с ним все трудности и победы, она подарила ему дочь Иду. Но художнику пришлось намного пережить свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года.


Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой. Фото с сайта izhblog.ru

«Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело» (Марк Шагал) .


«Белла в белом воротничке», Марк Шагал, 1917

А потом он изобразит, в шагаловском стиле, картину «Одиночество» - свою «осиротевшую жизнь» на фоне порхающей, вознесшейся на небеса, Беллы.

После смерти Беллы овдовевший мэтр на девять месяцев утратил интерес к жизни и творчеству. Ничто не могло вывести его из депрессии.


«Одиночество», Марк Шагал

Чтобы отвлечь его, Ида, которая уже стала взрослой женщиной, взяла в дом красивую экономку Вирджинию Хаггард, которая была замужем за неким Макнейлом и имела пятилетнюю дочь. Ее муж-шотландец, художник и театральный оформитель, временами впадал в депрессию и не мог работать, поэтому Вирджинии, дочери бывшего британского консула в США, приходилось самой обеспечивать семью.

Когда они познакомились, Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. Художник не мог не оценить утонченную прелесть молодой женщины, но на первых порах, очевидно, не сознавал этого в полной мере. Вирджиния была для него, скорее, лучом света, скрашивающим одиночество.


Вирджиния Хаггард-Макнейл (Virginia Haggard-MoNel)

Вряд ли дочери художника приходило в голову, что из этого может выйти что-то серьёзное. Однако план оказался даже чересчур эффективным: между Шагалом и Хаггард вспыхивает сильнейшее чувство, а осенью 1945 возлюбленная Шагала узнаёт, что беременна. Родившегося мальчика назвали Давидом, в честь покойного брата живописца. Поскольку Вирджиния на тот момент не была разведена, мальчик получил фамилию своего шотландского отчима.


Бурный роман оживил Шагала и этот период становится одним из самых успешных в его творческой биографии. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи...

Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи. В 1951 году она наконец разводится с Макнейлом, чтобы тут же... бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа Шарля Лейренса. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка. Вирджиния переселяется в Бельгию, где и живет до самой своей смерти, до 2006 года. Внебрачный сын Шагала и Вирджинии Давид Макнейл, певец и композитор, живёт в Париже.


Единственный сын Марка Шагала - Дэвид Макнил

В 1986 году, уже после смерти художника, Хаггард напомнила миру о своей роли в его жизни и творчестве, опубликовав книгу воспоминаний «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия». Книга не вызвала ажиотажа: в ней не было ни особых открытий в области искусства, ни сенсационных деталей интимного характера - Вирджиния отдавала дань уважения великому художнику.

Вирджиния сделала для Шагала все, что могла, но Беллу она заменить была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и её лицо было у мадонн на его витражах, и только её глаза - у кротких коров и озорных коз...


Марк Шагал. День рождения

Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией - ведь он любил ее всем сердцем. Художник опять хотел покончить с собой и снова, чтобы отвлечь его, Ида снова нашла «гейшу» - владелицу лондонского салона мод, молодую, красивую и хозяйственную.

Брак с ней Шагал оформил очень быстро - через 4 месяца после знакомства... Эту вторую (а по сути третью) жену звали Валентиной Бродской (все близкие называли её Вавой). Она происходила из рода миллионеров-сахарозаводчиков.

Для Шагала, у которого была мини-мания, вынесенная, наверно, из голодного детства - воровать сахар из ресторанов, этот брак был предметом гордости.

«Если бы мои родители могли дожить до того, что я женюсь на дочери сахарного магната Бродского из Ставрополя. Они бы гордились своим сыном! Картинами бы не гордились - а этим да».

С ней он прожил больше тридцати лет - до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.


Валентина Бродская - 33 года с Маркой Шагалом

Вава, которая была на четверть века моложе Шагала и обладала невероятной энергией, сразу навела свой порядок в его жизни, наложив, в первую очередь, табу на все, что касалось взаимоотношений Шагала с Вирджинией Хаггард. Этот «греховный роман», который закончился задолго до знакомства Шагала с Валентиной, выводил её из себя.

«Автопортрет с кистями», Марк Шагал

Увы, отношения Вавы с Идой почти сразу стали прохладными. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на Беллу, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась.


Валентина Бродская с Марком Шагалом Фото с сайта izhblog.ru

Свадьба состоялась 12 июля 1952 года. Свадебное путешествие они провели в Греции и Италии, что вдохновило художника на новые сюжеты. В конечном счете семья поселяется в приморском городке Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции близ Ниццы. Как оказалось, навсегда. Брак был, по-видимому, счастливым: Шагал прожил с Валентиной, как мы уже говорили, три десятка лет и период его позднего творчества стал необычайно плодотворным. Специалисты считали новые картины и иллюстрации более светлыми и жизнерадостными, чем прежние, а о цветах отзывались как о более ярких и разнообразных. Валентина уделяла больше внимания творчеству Шагала, чем кто-либо когда-либо. Она стала фактически еще и менеджером.


«Портрет Вавы», Марк Шагал

Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую в Сен-Поль-де-Вансе не дожив двух лет до столетнего юбилея.


После смерти мужа Вава не разрешила главному раввину Ниццы похоронить его на еврейском кладбище, и останки художника обрели покой в Сен-Поль-де-Вансе.


Никто из знаменитых художников не передавал так просто и точно того воздушного, волшебного ощущения оторванности от земли, которое появляется во время влюбленности, как один из самых известных представителей художественного авангарда ХХ в. Марк Шагал . Художник познакомился с Беллой Розенфельд в Витебске в 1909 г., через 6 лет они поженились и провели вместе 29 лет, вплоть до трагической смерти Беллы. Все это время он не уставал признаваться в любви и посвящать ей свои картины. Образ Беллы встречается в сотнях работ Шагала.





Несмотря на сказочную, волшебную атмосферу, полотна Шагала всегда содержат конкретные детали, реалистично воспроизводящие быт, интерьер или городской пейзаж. Влюбленные всегда словно возносятся над этим бытом, над городом, но эти детали не абстрактны и не условны – в комнате угадываются элементы интерьера их жилища с Беллой, в городе узнаваемы ветхие домики провинциального Витебска. При создании городских пейзажей автор часто использовал открытки с видами Витебска начала ХХ в.



Любовью и нежностью переполнена картина «День рождения». Как-то еще до свадьбы Белла пришла к Марку на день рождения с букетом цветов, и это так вдохновило художника, что он тут же сделал набросок будущей картины. Белла вспоминала о том дне: «Не двигайся, стой, где стоишь! (Я все еще держу цветы)… Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Ты закружил меня в вихре красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».



Шагал любит изображать себя рядом с Беллой, при этом влюбленные либо вместе парят в бесконечном белом пространстве, либо один из них увлекает за собой другого. Состояние упоительного счастья передает необычная композиция картины «Двойной портрет с бокалом вина»: художник изобразил себя сидящим на плечах у жены с бокалом в руках. При этом Белла словно не касается ногами земли и две фигуры образуют невесомую вертикаль, устремленную вверх. Несмотря на все тяготы военного времени и все невзгоды, влюбленные остаются счастливыми.





Марка Шагала иногда называют сюрреалистом, художником, живущим в мире снов, так, например, поэт Луи Арагон призывал: «Не будите художника! Он видит сны, а сновидения – это святое!». Шагал, напротив, неоднократно подчеркивал: «Не называйте меня фантастом! Совершенно наоборот, я реалист. Я люблю мир». Его творчество настолько самобытно, что вряд ли можно причислить его к какому-то определенному направлению, группе или школе. Одно время он увлекался кубизмом и сюрреализмом, но в результате создал свою собственную мифологию, неповторимый стиль, который часто называют живописной эквилибристикой.