Основные задачи и принципы управления транспортом в условиях рыночных отношений. Роль менеджмента в организации современного транспортного производства Пособие по выполнению контрольной работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТРАНСПОРТА 5
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

ВВЕДЕНИЕ

Добраться из одного места в другое никогда не было так легко и в то же время так сложно. Да, сегодня люди и товары могут перемещаться дальше, быстрее и зачастую дешевле, чем когда-либо раньше. Однако наши быстрые легковые автомобили, грузовики и автобусы застревают в дорожных пробках. Корабли ожидают причаливания, а самолеты - посадки и прохождения таможенного контроля. И это еще не все. Развитие области перевозок всегда сопряжено с возникновением самых значительных мировых проблем - от загрязнения окружающей среды и глобального потепления до вирусов и рисков, связанных с недостаточным уровнем безопасности.
Заглянем в историю развития техники. В какой-то момент экстенсивное развитие того или иного вида транспорта перестает удовлетворять потребностям экономики и заходит в тупик. Становится уже недостаточно незначительного увеличения скорости, дальности, некоторого роста грузоподъемности, повышения комфорта. И тогда появляется новый вид транспорта.
Так пароходы сначала дополнили парусный флот, а затем и целиком вытеснили его в спортивную нишу.
Так железная дорога и автомобили заменили транспорт на конной тяге.
Так авиация стала лидером в пассажирских перевозках на дальние и средние расстояния.
Важно отметить, что если в XIX веке традиционный вид транспорта вытеснялся практически полностью, то в двадцатом и двадцать первом он сохранял определенный сектор перевозок, уступая другие сектора своим более современным конкурентам.
В настоящее время инновационная сфера включает научную сферу, НИОКР, сферу архивирования, распространения и защиты научно-технических знаний (информационную сферу), сферу проектирования инноваций, сферу непосредственной их реализации (материализации), а также систему государственного регулирования и финансового обеспечения инновационной деятельности.
Исследования в области организации и управления инновационной деятельностью на транспорте с целью повышения его эффективности, разработка методических рекомендаций оценки экономической эффективности инноваций вызваны расширением и углублением рыночных отношений в экономике страны и регионов, повышению роли финансового ресурса, как эквивалента и критерия экономического блага.
Инновационные принципы управления и хозяйствования на транспорте потребовали дальнейшего совершенствования инновационной методологии и практики прогнозных и аналитических расчетов эффективности инновационных проектов, их финансовой составляющей на федеральном и территориальном уровне управления дорожным хозяйством.
Актуальность работы обусловлена также необходимостью защиты интересов инвесторов, как в лице государства (при расходовании бюджетных средств), так и в лице частных вкладчиков (при реализации в дорожном хозяйстве коммерческих инновационных проектов и отбору их для финансирования).

1. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ
ТРАНСПОРТА

Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом .
В теории yпpaвлeния инвecтициoнными пpoцeccaми выдeляeтcя тpи ypoвня иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa в нaциoнaльнoй экoнoмикe: мaкpoypoвeнь (ypoвeнь cтpaны в цeлoм), мeзoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльныx peгиoнoв) и микpoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльнoй кopпopaции, фиpмы, пpeдпpиятия).
Глaвнaя зaдaчa тeopии, изyчaющeй инвecтициoнныe пpoцeccы, - иccлeдoвaниe пyтeй и нaпpaвлeний иx aктивизaции, paзpaбoткa мeтoдoлoгии aдeквaтнoй экoнoмичecкoй oцeнки инвecтиций нa вcex пepeчиcлeнныx ypoвняx иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa, пoзвoляющeй oпpeдeлять и oбocнoвывaть для пoтeнциaльныx инвecтopoв нaибoлee эффeктивныe нaпpaвлeния влoжeния иx кaпитaлoв, a для yчacтникoв инвecтициoннoгo пpoцecca, иницииpyющиx инвecтициoнныe пpoeкты и пpeдлoжeния и peaлизyющиx иx, - вapиaнты нaибoлee эффeктивнoгo иcпoльзoвaния инвecтиций .
Для нашей страны, с ее огромными территориальными размерами, транспорт играет одну из ведущих ролей в экономике и социальной сфере. Поэтому проблема транспорта, его усовершенствования всегда волновала умы не только ученых, специалистов, но и экономистов.
История транспорта ненамного меньше веков, чем само человечество. Без транспорта не случилось бы многих вещей и даже чудес света, ведь огромные блоки для постройки пирамид египтяне, как считают некоторые ученые, подвозили именно на телегах.
Первой окончательно сформировавшейся системой транспорта как таковой был транспорт водный. В отличие от караванов гребные судна перемещались намного быстрее и за день могли проделать недельный путь каравана. Ввиду того, что в гребцы нередко отправляли в наказание за преступления, оплата труда и резервы для работников были ничтожно малы, поэтому стоимость переправки груза здесь была намного меньше, чем при перевозке караваном. Однако у водного транспорта тех времен имелся существенный минус – очень много товаров, иногда вместе со своими хозяевами, просто не доплывали до пункта назначения .
Морское пиратство было развито долгие годы и существенно мешало на транспортных развязках. Конечно же, предпринимались соответствующие меры со стороны государственных мужей, но пиратство под корень это не устранило. И все же, невзирая на риск быть обворованными или просто потеряться в морских пространствах, до середины девятнадцатого века водный транспорт занимал лидирующее положение по перевозкам.
В настоящее время правительство России уделяет все большее внимание развитию транспорта, что в свою очередь делает его и нашу страну более конкурентоспособными на мировом рынке.
Транспортная стратегии России ставит очень высокую планку, и она требует совершенно иных подходов, а также кадрового, научно-технического и технологического потенциала. К сожалению, до сих пор правительство мало внимания обращало на внедрение высокоэффективных товаро-транспортных логистических технологий. Поэтому наш транспортный продукт по себестоимости в три раза выше, чем за рубежом.
Цели, заложенные в Транспортную стратегию, позволят повысить производительность транспортных систем в три-пять раз, а следовательно, уменьшатся и транспортные издержки. Это, несомненно, повысит конкурентоспособность и транспорта, и отечественных товаров.
Но для этого надо решить несколько основных проблем .
Реализация стратегии требует наделения Минтранса России дополнительными функциями. Кроме того, по мнению президента Союза транспортников России, необходимо создать специальное агентство или службу для инновационных технологий по аналогии с США, где в Минтрансе есть подразделение (несколько сотен человек), которое изучает, заказывает и стимулирует внедрение новых технологий.
Специалисты в сфере управления транспортом считают, что у нас есть неплохой потенциал для строительства транспортной инфраструктуры. Но практически отсутствует механизм выработки, адаптации и тиражирования "прорывных" товаро-транспортных логистических технологий в условиях новой экономической формации.
Между тем в 90-е годы в России были технологии, в три-пять раз эффективнее зарубежных, и их вполне можно адаптировать к рыночным условиям. Взять так называемый павловский метод: эта технология обеспечивала разгрузку-погрузку вагонов, хранение и доставку грузов клиенту в течение срока, зафиксированного в трехсторонних соглашениях. При этом производительность увеличивалась в четыре раза, что позволяло увеличить прибыль и снизить транспортные издержки .
Стоит вспомнить и о региональных трансконтейнерных системах. Практически все промышленные и торговые предприятия, а также районные центры, например в Горьковской области, имели контейнерные терминалы. В области использовались 5 тысяч контейнеров емкостью от 125 кг до 10 тонн, и они непрерывно курсировали между отправителями и получателями. В обязанности грузовладельца входило поместить свой товар в контейнер, опломбировать его и выставить на контейнерную площадку. Производительность транспортных систем и скорость доставки грузов при этом увеличивались в пять раз! И таких технологий было немало.
Сегодня говорится о создании научно-внедренческих центров. Но ведь в прошлом такие центры были даже в регионах. Пока еще таких центров нет. Зачастую мы не знаем своих конкурентов, как им удается доставлять товары "от двери до двери" со скоростью в три-пять раз выше, чему нас. Наверное, с этого и надо начинать.
Таким образом, мы видим, что менеджмент в сфере транспорта требует к себе непосредственного внимания со стороны правительства, так как он является движущей силой, особенно в нашей стране, для выведения ее на новый экономический уровень.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Переход страны к инновационному и социально ориентированному пути развития требует опережающего развития транспортной системы .
В основу Транспортной стратегии России до 2030 года положен инновационный сценарий развития экономики страны. При этом возрастают требования к качеству транспортного обслуживания и эффективности взаимодействия всех участников рынка. Стоит задача создать условия для развития инноваций и повышения качества жизни населения страны. Существенный импульс получат развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки.
Во многих странах отказались от системы квот, тарифных и других преференций - их заменила гармонизация транспортного законодательства. Кроме того, рынок транспортных услуг усложняется, сегменты транспорта и логистики стали интегрироваться, что привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа - товаро-транспортным комплексам, которые образуют единую сеть. Транспортные центры при этом стали управляющими элементами товаропроводящей системы, что дало возможность оптимизировать сквозные тарифы и обеспечить максимальную эластичность доходов.
Все это привело к переносу точки прибыльности с собственно перевозок в область транспортно-логистических услуг. И, наконец, качество транспортных услуг достигло высокого уровня, по сути оно сравнялось во многих странах (к сожалению, это не относится к России), поэтому конкурентная борьба сегодня носит скорее ценовой характер. При этом налицо стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в конечной цене продукции.
Наша страна этого уровня пока не достигли. Поэтому необходимо стимулировать повышение качества услуг, интеграцию технологий транспортного обслуживания, рост конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Только после этого можно будет ожидать ценовой оптимизации транспортных услуг.
Новая стратегия декларирует активную позицию государства в снижении совокупных транспортных издержек общества. При этом миссия государства в сфере развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также для превращения географических особенностей России в ее конкурентные преимущества .
Для создания конкурентоспособной и эффективной транспортной системы, безусловно, необходимы высокопроизводительная транспортная инфраструктура и условия, при которой предложение будет превалировать над спросом. Важно и создание конкурентного рынка, а для этого требуются дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, формирование высокопроизводительной товаро-транспортной инфраструктуры, достижение передового уровня технологий и техники, развитие методов государственного регулирования, а также эффективного контроля и надзора. Огромное значение имеют и обеспечение отрасли трудовыми ресурсами, эффективное управление развитием транспорта. В соответствии с этими направлениями сформулированы ключевые приоритеты транспортной стратегии, цели и индикаторы задач и механизмов реализации.
Главные цели, которые сформулированы в Транспортной стратегии России до 2030 года, это формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества. При этом предусмотрены разработка и внедрение модели конкурентного рынка транспортных услуг с целью увеличения коммерческой скорости и ряда других важнейших показателей, а также повышения доступности услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, которые должны быть разработаны. Помимо того в качестве целей упомянуты интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала России, повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Вся стратегия разбита на два этапа: первый - до 2015 года и второй - до 2030 года. Реализация ее в разных регионах имеет свою специфику. Например, в Северо-Западном федеральном округе приоритетами являются развитие скоростных и высокоскоростных перевозок, морских портов и подходов к ним. Основные проекты - это строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали и скоростной автомобильной дороги, связывающих Москву с Санкт-Петербургом, комплексное развитие Санкт-Петербургского транспортного узла и ряд других .
В Центральном округе приоритет отдан развитию скоростных пассажирских и грузовых перевозок, комплексному развитию Московского транспортного узла и созданию системы транспортно-логистических терминалов. А в Черноземье акцент сделан на создании транспортно-логистической системы обслуживания сельского хозяйства.
В Южном федеральном округе - на формировании скоростного направления Центр - Юг, строительстве транспортной олимпийской инфраструктуры, развитии морских портов и реконструкции гидроузлов Волго-Донского судоходного канала.
В Уральском федеральном округе главным является мега-проект "Урал промышленный - Урал Полярный". В Сибири ставка сделана на дальнейшее развитие евро-азиатских коммуникаций, строительство меридиональных дорог и возрождение Северного морского пути. А на Дальнем Востоке предполагается завершить формирование опорной железнодорожной сети, в частности, достроить железную дорогу Беркакит - Томмот - Якутск и продолжить ее на Север, а также завершить БАМ с ответвлениями его к месторождениям полезных ископаемых.
Финансирование Транспортной стратегии предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Доля суммарных капиталовложений при этом достигнет 4,2% ВВП. А в суммарных государственных капитальных вложениях доля транспорта составит от 35 до 49%. При этом средства федерального бюджета пойдут на создание транспортной инфраструктуры федерального значения, а региональных - на развитие региональных автодорог, пригородного железнодорожного транспорта и регионального авиасообщения. Будут использованы и внебюджетные источники - ряд проектов предполагается реализовать на основе государственно-частного партнерства . Стратегия предусматривает и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - причем в гораздо больших, чем ранее, масштабах. Общий объем планируемых средств - свыше 2 триллионов рублей.
Реализация Транспортной стратегии России до 2030 года должна обеспечить доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами. При этом подвижность населения вырастет до 13,5 тысяч км на человека, или в 2,2 раза - тем самым будет достигнут и превышен уровень развитых стран (сегодня 10 тысяч км). Почти все населенные пункты будут иметь круглогодичную связь с общей сетью автодорог. Доля населенных пунктов, не имеющих доступа к этой сети, к 2030 году составит менее 2% (сегодня она составляет 10%).
Гибкая государственная политика должна обеспечить ценовую доступность транспортных услуг, в том числе и на воздушном транспорте. Сегодня его услугами пользуются всего 3 млн. человек в год, или менее 2% населения России. Существенно уменьшатся аварийность, риски транспортных происшествий. Уровень загрязнения окружающей среды на транспорте снизится в два-три раза. Коммерческая скорость доставки грузов вырастет до 1400 км в сутки. А ритмичность доставки товаров позволит уменьшить складские запасы до 3 - 6 дней .
Результатом будет снижение транспортных издержек в конечной цене продукции с 20 до 13%. Экспорт транспортных услуг возрастет почти в семь раз. А объем перевозки транзитных грузов увеличится с 28 млн до 100 млн тонн в год. В итоге на рубеже 2030 года транспорт станет системообразующей отраслью экономики страны.
Важно и то, что в стратегию заложено стремление развивать транспорт на инновационной основе. Речь идет не только о механическом расширении транспортной системы и развитии инфраструктуры (это тоже необходимо), речь идет о переходе на интенсивные инновационные товаро-транспортные логистические технологии . Наши конкуренты за рубежом уже создали такие центры, которые способны принять, переработать и распределить товар в течение нескольких часов. А мы все еще строим склады, тормозящие товарный поток на пути к потребителю. Более того, Россия теряет миллиарды долларов из-за слабого использования транзитных транспортных коридоров, и прежде всего потому, что там нет товаропроводящих логистических технологий и инфраструктуры. Сегодня намечено решение этих проблем.
Помимо того в стратегии, наконец, появилось понятие "транспортная услуга". И это очень важно: потребителю нужен не вагон или автомобиль, а услуга по доставке товара от двери до двери в нужную точку, с гарантией сохранности, по понятной цене и четкому графику.
Таким образом, транспортная стратегия России это инновационное развитие транспортной сферы не как отдельных субъектов но как единого организма в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. – М.: Дашков и Ко, 2002. – 349с.
2. Менеджмент на транспорте/ под редакцией Персианова В.А., Учебное пособие.- М.: Академия, 2006, - 528с.
3. Транспортный менеджмент, под ред.: А. О. Балооанова, И. В. Морозовой, М. Я. Постлана. – М.: Астроиринт, 2004. – 188с.
4. Андреева Т. Стратегия инноваций в транспортной сфере // Наука и техника в дорожной отрасли", 2008. - №34

Менеджмент – это не до конца изученный институт нашего общества Его главной целью является экономическая эффективность, а главной функцией – управление бизнесом. Но зачастую работникам предприятий непонятно, чем занимаются их менеджеры, как они управляют их предприятием и насколько успешно с этим справляются. Менеджмент является приближенным синонимом слова «руководство». Любая компания, даже самая маленькая, не может обойтись без человека, организующего работу предприятия. Ведь само по себе оно не может начать действовать, а следовательно, не может приносить какую-либо пользу.

Многоотраслевая транспортная система представляет собой множество транспортных предприятий, взаимосвязанных между собой и обслуживающих огромное количество объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это сложная система, связанная с перемещением готового продукта из места производства в другое место и являющаяся предметом науки управления на транспорте.

Основными элементами этой системы являются:

· инфраструктура для обеспечения транспортного процесса;

· автотранспортные средства видов (легковые и грузовые автомобили, авто специального назначения);

· Погрузочно-разгрузочные машины, устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления грузов и в местах их перегрузки с одного вида транспорта на другой;

· Материалы, топливо, электроэнергия;

· Предприятия, производящие ремонт транспортных средств и других устройств.

Все эти элементы носят лишь посредственный характер и не являются производительными. Для приведения их в действие необходимы физические усилия и знания человека. Для грамотного эффективного использования этих вспомогательных элементов нужны физические усилия и знания по эксплуатационному процессу. Поэтому основой управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования трудовых и вещественных элементов предприятий транспорта. Прежде всего для того чтобы прямая функция автотранспортного предприятия – пассажиро- или грузо-перевозка была осуществлена.

Основной целью функционирования организации является получение прибыли. Управление транспортного предприятия характеризуется быстрой реакцией на изменения происходящие на рынке, поэтому целью менеджмента автотранспортного предприятия - обеспечение своего рода равновесия в развитии организации, согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Транспорт может быть представлен двумя подсистемами – управляющей и управляемой. Первая осуществляет управленческую функцию, а вторая технологическую (процесс транспортного производства). Необходимым условием является тесная связь технической и технологической частей управляемой системы.



Рис. 5.1. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем

В ее состав входят:

· Руководство. Заключается в определении цели и критериев движения системы. Цель и критерии развития транспортной системы объективны и вытекают из целей государственного уровня и особенностей настоящего времени. Для транспортных министерств источником выработки цели является внешняя среда, вытекающая из особенностей социально-экономической информации;

· Планирование. Это есть выработка пути к достижению поставленной цели, а критерии используются в качестве рычагов, которые движут систему к этой самой цели;

· Организация. Это действие, направленное на установление исходной структуры системы. Организация представляет собой часть планирования и живую организаторскую работу в процессе перевозки;

· Управление. Это действие по изменению структуры системы, направленно на улучшение качества продукции и повышение производительности;

· Регулирование. Оно направлено на поддержание работы системы в определенном режиме;

· Контроль.

Функция сравнения фактического движения системы с заданной целью. Контроль в системе управления понимается в широком и узком смысле. В первом случае он рассматривается как совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения хода перевозочного процесса. Во втором случае контроль понимают как проверку выполнения управленческих решений.

Рис. 5.2. Структура управленческой функции на транспорте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Управление - это целенаправленная координация производственной деятельности человека и важная организационная функция в интересах достижения определенных результатов.

Чтобы определить масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, необходимо рассмотреть, что представляет собой современный транспорт в мировом хозяйстве. Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5?8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн человек. В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10?12 % всех капиталовложений в мировое хозяйство. По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства.

За последнее десятилетие XX века резко ухудшились показатели использования транспортных средств и в нашей стране. Из-за недостатков в организации перевозочного процесса возникают непроизводительные простои транспортных средств, что снижает их эффективность. В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным операциям, что вызывает гигантскую дополнительную работу и снижает скорость доставки, которая в среднем не превышает 8?10 км/ч. По причине частых перегрузок и недостаточной контейнеризации перевозок растет трудоемкость операций и численность работников, занятых на транспорте.

Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания хозяйства и населения страны принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта.

Механизм обмена услугами между сферами материального производства в современных условиях превратился в сложную, многоотраслевую транспортную систему , характеризующуюся огромным количеством транспортных предприятий, тесно взаимосвязанных друг с другом и обслуживающих многие тысячи объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это сложная система общественно-производ-ственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными элементами этой системы являются :

пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи;

транспортные средства (подвижной состав) разных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т. п.);

погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;

материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъемно-транспортных машин;

промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники).

Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффект перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т. е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления.

Методы управления транспортным производством

Чем сложнее задачи, стоящие перед транспортом, чем шире круг этих задач, тем острее ощущается потребность решать их целенаправленно и взаимоувязано, т. е. системно.

Системный подход ? неотъемлемая часть диалектического метода. Понятия «системный», «диалектический», «комплексный» являются по существу адекватными.

Сформулируем, прежде всего, некоторые общие положения, которые необходимо учитывать при управлении транспортным производством, общие в том смысле, что они носят принципиальный характер и сохраняют свою значимость для всех видов транспорта и уровней управления перевозочным процессом. управленческий транспорт производство

Для успешного управления транспортным производством надо хорошо знать объект управления ? его современное состояние, историю и тенденции развития в изменяющейся социально-экономической и производственно-технологической среде. Объект управления нужно видеть внутренне неоднородным (структурным), части которого и взаимосвязи изменчивы.

Критерии управления в транспортных системах объективны и не могут выбираться произвольно, их установление требует не формального акта, а содержательно-существенного подхода на базе изучения закономерностей развития самого объекта.

Критерием оценки эффективности системы управления объектом может служить только практика, но не та, которая сложилась на сегодняшний день, а та, к которой должен выйти объект в своем развитии.

Знание внутренних возможностей транспорта и тенденций развития внешней среды позволяет сделать транспортную систему целенаправленно развивающейся, обладающей высокой производительностью и эффективностью.

Транспортное производство обладает существенными особенностями, что отражается в структуре его материально-технической базы, характере производственной деятельности и организации управления.

Управление подвижными средствами производства на транспорте много сложнее, чем, например, управление стационарным станочным оборудованием в машиностроении.

Перевозка грузов и пассажиров на огромные расстояния предъявляет повышенные требования к координации действий работников транспорта и транспортной техники для обеспечения непрерывности перевозочного процесса. Это усложняет контроль за работой транспортных предприятий и порождает ряд характерных только для транспортного производства управленческих задач, например, контроль за дислокацией парков подвижного состава (локомотив, вагон, судно, самолет и автомобиль), регулирование порожними потоками подвижного состава и др.

Перевозочный процесс обладает повышенной энергоемкостью, что объясняется природой транспортирования, связанного с преодолением сопротивления той среды, в которой осуществляется движение, а также с преодолением всякого рода трений в двигателях и ходовых частях подвижного состава

Перевозочный процесс осуществляется на огромных пространствах суши, воздушного бассейна и Мирового океана, поэтому транспортная отрасль функционирует как огромный цех под открытым небом. Отсюда повышенная зависимость его производственных процессов и территориальной организации от естественно-географических факторов. Климатические условия, состояние погоды, характер рельефа местности оказывают существенное влияние на эксплуатационно-экономические показатели перевозок (регулярность движения, среднесуточные пробеги транспортных средств, производительность труда, себестоимость перевозок и др.). На отдельных видах транспорта (особенно воздушном, водном и автомобильном) потери перевозочных возможностей в связи с этим составляют не менее 10?15 %.

Транспорт относится к числу отраслей производства повышенной опасности. Имеется в виду не только аварийность и производственный травматизм, которые на транспорте все еще довольно высоки, но и отрицательное влияние транспорта на окружающую природную среду, включая человека. Социально-экономическая природа транспорта обусловила в целом довольно раннюю и высокую степень концентрации транспортного производства. Стремление к монополизации присуще транспорту в большей степени, чем другим отраслям хозяйства. Правда, она различна в разных странах и на разных видах транспорта: наиболее высокая? на железнодорожном, наименее? на автомобильном. Однако в странах Западной Европы и России возникновение крупных железнодорожных обществ имело место еще в прошлом веке.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ деятельности организации по управлению персоналом. Организация производства, труда и управления на предприятии Деятельность по функциям менеджмента. Кадровая политика на ОАО ПО "ЭХЗ". Структура денежного вознаграждения и стимулирования труда.

    отчет по практике , добавлен 10.07.2011

    Особая роль методов управления и создание целостной системы менеджмента. Механизм использования, классификация и основные принципы методов управленческой деятельности. Техника и технология управления, влияние на коллективы и эффективность применения.

    реферат , добавлен 09.10.2009

    курсовая работа , добавлен 12.05.2012

    История развития управленческой мысли. Недостатки и достоинства теории менеджмента для осуществления грамотной управленческой деятельности. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента. Концепция "Бережливого производства".

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Анализ значения изучения типов, форм и методов организации производства для управления промышленным предприятием. Логистические особенности единичного, серийного и массового производства. Расчет технических характеристик однопредметной поточной линии.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Современные методики, сущность, содержание, методы и принципы операционного менеджмента. Организация производства в современных условиях, анализ менеджмента компании. Организация производственного процесса предприятия, пути развития управления компанией.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Функции менеджмента, виды управленческой работы в сфере материального производства. Общие принципы управленческой деятельности, постиндустриальная стадия развития производительных сил. Повышения производительности труда и использования новой техники.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    Форма, структура и принципы управления транспортным комплексом. Характеристика и модели организации муниципального управления транспортным комплексом Тульской области и анализ его финансирования. Показатели транспортного обслуживания в Тульской области.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2012

    Структура экономического механизма менеджмента. Принципы, функции и методы внутрифирменного управления. Управление производством через обеспечение процесса производства, его развитие и сбыт продукции. Состав системы управления персоналом предприятия.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2009

    Процессы жизнедеятельности организации. Функции и принципы менеджмента. Экономические и организационные методы управления. Информационные потоки и документооборот в системе организации производства. Развитие науки организации производства в России.

Организация управления транспортом в РФ

ЛЕКЦИЯ 4

Формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей в перевозках и отвечающей потребностям общества с точки зрения безопасности и экологичности, является стратегической целью развития транспорта на современном этапе. Для выполнения этой цели должны быть реализованы следующие задачи : формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия всех транспортных предприятий различных форм собственности; создание законодательно-правовой и нормативной базы развития транспорта, гарантирующей предоставление услуг общественного транспорта всем, кто в них нуждается, безопасность и экологичность перевозок; техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных транспортных технологий; интеграция на взаимовыгодных условиях транспортно-дорожного комплекса России в мировую транспортную систему.

Поскольку перечисленные выше задачи должны решаться в новых экономических условиях, их реализация должна базироваться на новых принципах управления транспортом в условиях рыночной экономики. Эти принципы формулируются так:

1. Транспорт - одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование влияет на экономическое развитие.

2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности. Равенство всех без исключения субъектов рынка при транспортном обслуживании.

3. Государственное экономическое регулирование транспортных отраслей и предприятий. Жесткое вертикальное администрирование, государственное распределение финансовых и материальных ресурсов, характерное для планово-распорядительной экономики, заменяется эффективными регулирующими механизмами. Государственное регулирование осуществляется в следующих сферах: организация рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок; регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление обязательного тарифа); налоговое регулирование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие объектов транспорта, введение специальных региональных налогов); инвестиционное регулирование (участие государства в реализации наиболее капиталоемких проектов).

4. Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. На уровень местных администраций делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов между предприятиями транспорта; контроль за местными тарифами; выдача лицензий на местные виды транспортной деятельности; управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности; участие в управлении акционированными предприятиями от имени федеральных органов.


Реализация на практике этих принципов управления транспортом положит начало формированию современной транспортной системы страны, способной эффективно работать в условиях рынка.

Особенностями управления на транспорте являются: пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывный процесс работы многих из них (например, железных дорог); необходимость четкого выполнения технологических функций, связанных с безопасностью перевозок; единоначалие, дисциплинированность и диспетчеризация в управлении перевозочным процессом; тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех звеньев перевозочного конвейера.

Отсюда вытекает необходимость использования на транспорте административных (организационно-распорядительных), экономических и социально-психологических методов управления. Причем распорядительные методы должны умело сочетаться с экономическими и психологическими, обеспечивающими мотивацию труда, эффективность работы, корпоративную солидарность, инициативу и предприимчивость.

Инновационный менеджмент на транспорте – полезная и выгодная услуга для предприятий, осуществляющих пассажирские или грузовые перевозки. В таких компаниях имеются собственные автопарки для доставки готовой продукции, товаров, материалов или сырья. В процессе деятельности может использоваться железнодорожный, морской или авиационный транспорт. Осуществить полноценное управление парком транспортных средств – сложная задача, требующая больших затрат времени и средств. Поручая менеджмент транспортного процесса специализированной организации, компания имеет возможность сэкономить средства и максимально оптимизировать работу транспорта.

Чем выгоден менеджмент на транспорте

Поручая сторонним специалистам менеджмент на транспорте, предприятие получает возможность:

  • сократить объем работы бухгалтерии и отдела снабжения;
  • снизить расходы на содержание автопарка на 15-30%;
  • организовать строгий и прозрачный учет расхода автомобильного топлива
  • повысить уровень безопасности транспорта, снизить риск возможных аварийных ситуаций;
  • обеспечить экстренный ремонт транспортного средства на дальнем маршруте в любом городе РФ;
  • обезопасить подведомственное транспортное хозяйство от фактов хищения ГСМ;
  • установить дисциплинарный контроль водительского персонала;
  • контролировать техническое состояние транспорта на маршруте, заблаговременно выявлять возможные поломки;
  • осуществить аутсаффинг водителей;
  • круглосуточно получать необходимую информацию и консультационную помощь специалистов;
  • получать заблаговременную информацию о необходимости дополнительных расходов на приобретение запасных частей и проведения экстренного ремонта техники;
  • приобретать и продавать транспортные средства оптимальных моделей на максимально выгодных условиях;
  • выполнять процедуры страхования, техобслуживания, шиномонтажа, осуществлять хранение зимних шин по минимальной цене.


Как осуществляется транспортный менеджмент