Виктор Васильевич Талалихин. Биографическая справка

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.

В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения – он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.

В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт.

Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.

В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.

Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.

Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.

Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.

Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности.

Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха.

Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.

В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.

Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.

В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.

Главным подвигом Виктора Талалихина , совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль – протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше.

Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

Аудио рассказ Виктора Васильевича Талалихина о сбитом им врожеском бомбардировщике:

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно…

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы… Оставалось одно — таранить. «Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза и ему была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.

После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.

Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.

Талалихин Виктор Васильевич

Отважный защитник неба Москвы, ставший символом героизма и самопожертвования.

Статистика

Совершил 47 боевых вылетов в период «Зимней войны» с Финляндией и около 50 вылетов в Великой Отечественной. Кроме «хейнкеля», уничтоженного таранным ударом в ночь на 7 августа 1941 г., сбил лично два и в паре еще один самолет противника.

Биография

Родился 18 сентября 1918 г. в селе Тепловка Саратовской губернии в семье рабочего. После окончания семилетки и школы ФЗУ работал на Московском мясокомбинате, занимался в планерной школе, аэроклубе. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в Воронежской области, получил звание младшего лейтенанта и направлен в 27-й иап ПВО Москвы. Участвовал в советско-финской войне на биплане И-153 «Чайка», был награжден орденом Красной Звезды.

Кем был

После окончания «Зимней войны» вернулся в Подмосковье, переучился на истребитель И-16, прошел курс ночной тренировки. В бой с врагом вступил летом 1941 г. заместителем командира эскадрильи 177-го иап ПВО. За ночной таран неприятельского самолета «хейнкель-111» 8 августа 1941 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» присвоено звание Героя Советского Союза. В октябре среди первых летчиков полка освоил новый МиГ-3, штурмовал вражеские моторизованные колонны, наступающие на столицу с юга.

Чем знаменит

Тараненный вражеский бомбардировщик упал между деревнями Мансурово и Степыгино, недалеко от Домодедово. Героический подвиг Виктора Талалихина на подступах к Москве в ночь на 7 августа 1941 г. стал широко известен в войсках, об этом сообщали сводки, писали газеты. Это не был первый ночной таран, и не первый таран в московском небе, но это не умаляет мужества и героизма летчика, продемонстрировавшего беззаветную храбрость, высокую воинскую доблесть. Младший лейтенант Талалихин покинул истребитель с парашютом, приземлившись в небольшую речку Северку.

Места сражений

Москва, Подмосковье.



Случаи проявления наивысшей степени героизма

В ночном бою, рискуя собственной жизнью, вплотную сблизился с вражеским самолетом, высвеченном лучами прожекторов. Оборонительный огонь стрелка-радиста ранил нашего летчика в руку, но он ударом мотора истребителя по фюзеляжу врага сбил его, повторив подвиг легендарного русского летчика П.Н. Нестерова, впервые использовавшего подобную форму боя. В.В. Талалихину повезло – он смог покинуть открытую кабину самолета, раскрыть купол парашюта.

Обстоятельства смерти

Погиб в воздушном бою 27 октября 1941 г. – сбит вражеским асом у деревни Каменки, недалеко от Подольска.

Государственные награды

Герой Советского Союза награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. В честь Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Аткарске, Батайске, Виннице, Владивостоке, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске, Калининграде, Краснодаре, Мариуполе, Омске, Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейном Поле, Енакиево, Липецке, Тамбове, Подтёсово. Приказом министра обороны навечно зачислен в списки первой эскадрильи 177-го иап, а самому полку, единственному из частей ПВО, присвоено почетное наименование «Московский».

Памятник в Московской области
Надгробный памятник (вид 1)
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Герои Московской битвы (вид 2)
Бюст в Подольске
Монумент у д. Каменка
Мемориальная доска во Владивостоке
Мемориальная доска в Вольске
Мемориальный памятник в Вольске
Мемориальная доска в Вольске (2)
Монумент у с. Степыгино


Т алалихин Виктор Васильевич - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант.

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Учился в средней школе № 1 города Вольска.

В 1934 году с семьёй переехал в Москву, окончил фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате имени А.И. Микояна. В 1934-1937 годах работал на этом мясокомбинате шпигорезом, одновременно учился в Московском аэроклубе.

В Красной Армии с декабря 1937 года. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил лично и в группе 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом повреждённый истребитель.

З а мужество и героизм на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Подвиг Героя широко освещался советской пропагандой и часто ошибочно указывалось, что он первым в истории совершил ночной таран. Но в действительности, ранее такой же подвиг совершали и другие советские лётчики. Самым первым из известных его совершивших (в ночь на 29 июля 1941 года) является заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.В. Еремеев , также в одном корпусе с Талалихиным защищавший небо Москвы.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой. К моменту гибели имел на боевом счету сбитыми 5 вражеских самолётов лично и 1 в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5).

Младший лейтенант (1938). Награждён орденами Ленина (1941), Красного Знамени (1941), Красной Звезды (1940).

Приказом Министра Вооружённых сил СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.

В Москве и в Подольске установлены памятники Герою. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, установлен обелиск. Именем В. Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный "хейнкель", как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.

Талалихин Виктор Васильевич (18.9. 1918, с. Тепловка, ныне Вольского р-на Саратовской обл.,- 27.10.1941, ок. Подольска), лётчик-истребитель, один из первых совершивший таран вражеского самолёта в ночном воздушном бою во время Великой Отечественной войны, Герой Сов. Союза (8.8.1941), младший лейтенант (1938). Чл. ВЛКСМ с 1938. В Сов. Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую воен. авиац. школу лётчиков (1938). Участвовал в сов.-финл. войне 1939-40, совершил 47 боевых вылетов, за что был награждён орденом Красной Звезды. В Великую Отечеств, войну ком-р звена, затем зам. ком-pa эскадрильи истр. авиаполка. Проявлял высокое летное мастерство и творчество в тактике возд. боя, показывал пример ратной доблести и товарищеской взаимовыручки. В ночь на 7 авг. 1941 совершил возд. таран, сбив на подступах к Москве немецко-фашистский бомбардировщик «Не-111». В последующих боях уничтожил ещё 5 самолётов пр-ка. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Т. было присвоено звание Героя Сов. Союза. 27 окт. 1941 Т. погиб в возд. бою. В 1948 Т. зачислен навечно в списки 1-й эскадрильи истр. авиаполка, в к-ром он служил. В 1960 в г. Подольск ему установлен памятник. Его именем названа улица в Москве. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьом кладбище в Москве.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8 томах, т. 6

Сочинения:

Как я протаранил немецкий самолет под Москвой.- В кн.: Огненные годы. М., 1971.

Литература:

Андреев С. А. Совершенное ими бессмертно. М., 1976, с. 59-62;

Герои огненных лет. Кн. 1. М., 1975, с. 121-130,

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970, с. 68-89;

Утехин С. Г. Виктор Талалихин. Изд. 2-е. М., 1965.

В центральной части города Вольска, недалеко от рынка, стоит скромный деревянный одноэтажный домик, каких здесь много. В нем живут люди, но на ограде прикреплена табличка, извещающая прохожих о том, что именно в этом доме вырос Виктор Васильевич Талалихин. Подвиг, кратко называемый отрывистым словом «таран», был неоднократно повторен другими пилотами. После решающего перелома в войне этот прием воздушного боя даже запретил сам товарищ Сталин. И в самом деле, таранить - значит подвергать смертельному риску летчика, и почти наверняка терять Но летом 1941 года была такая обстановка, что средства годились любые.

Детство героя

Подвиг Виктора Талалихина, описанный во многих учебниках и популярных изданиях, назвать случайным невозможно: к такому событию человек идет всю свою жизнь, пусть иногда и недолгую. Этот миг становится звездным, даже если никто не может узнать его подробностей. Но Виктору повезло: он, уничтожив вражеский бомбовоз ударом своего истребителя, выжил и даже прославился. Невысокий (рост 1 м 55 см), обаятельный (сегодня его улыбку назвали бы, наверное, гагаринской) и до невозможности отчаянный парень просто не мог иначе поступить.

Родился будущий герой на Волге, в Тепловке - селе Вольского уезда, в 1918 году. Рос, как все. Семья была большая, отец, трудившийся везде, где только можно заработать, старался прокормить троих сыновей. К слову, все они стали пилотами, так уж сложилось. Всего их было четверо, но старший погиб в Гражданскую. В 1924 году Василий Иванович Талалихин устроился работать на цементный завод в Вольске и перевез в город свою семью.

Мечта о небе

Сегодня это трудно представить, но мама Виктора, Вера Ивановна, вовсе не хотела переезжать в Москву, ей вполне нравилось в провинциальном Вольске. Однако отец настоял: в столице строился мясокомбинат, и его пригласили на эту работу. Шел семья поселилась в рабочем бараке, но это обстоятельство не удручало юношу, он был занят учебой в ремесленном училище, а затем работал на построенном с участием отца предприятии. Воздушный праздник в Тушино стал переломным моментом в жизни Виктора, он понял, что это - его. Парень проявляет разнообразные таланты: играет роли в драмкружке, участвует в общественной жизни, но теперь мечтает стать только пилотом. Тем более что по этой стезе пошли оба брата - Александр (он учится на бортмеханика) и Николай (проходит подготовку в Ейской школе морской авиации).

Учеба в Борисоглебском училище

В прославленное уже тогда Борисоглебское училище парень поступил, имея за плечами летный опыт, полученный в аэроклубе. Отсюда вышли знаменитые на всю страну герои: Каманин, Чкалов, Коккинаки и многие другие. В 1937 году И-16, прозванный «ишачком», был машиной современной, скоростной и хорошо вооруженной, на ней и летал курсант - летчик Виктор Талалихин. Подвиг свой, кстати, совершит он через четыре года именно на этом самолете.

Обучение велось на высоком уровне, полетов было много, квалификация пилотов вполне позволяла рассчитывать на успешность их действий. Уже прогрохотал Халхин-Гол, все ждали новых потрясений, в воздухе буквально витал запах пороха. Летчики понимали, что их готовят серьезно, и относились к своим обязанностям соответственно. Вскоре их мастерство пригодилось.

Финская зимняя война

Зима 1940 года, насквозь промерзший Карельский перешеек. Мороз под 40. В таких условиях воевать трудно, особенно учитывая, что и у И-16, и у «Чайки» И-153 кабины открытые и продуваются всеми ветрами. Тогда же состоялся первый подвиг Виктора Талалихина. Финская авиация стремилась нанести бомбовые удары по наступающим колоннам советских войск. Задача третьей эскадрильи состояла в том, чтобы не дать вражеским бомбардировщикам сделать это. В первом же бою молодой выпускник летного училища сбил самолет и открыл свой боевой счет.

К концу кампании на счету пилота было 47 вылетов, число сбитых им самолетов назвать трудно (тогда подтверждение воздушных побед было задачей непростой), но их, по всей видимости, несколько. Не удивительно поэтому, что на груди его уже в 1940 году сверкал орден Красной звезды.

Какой подвиг совершил Виктор Талалихин

Первые месяцы войны проходили трагически. Немецкие бомбардировщики рвались к Москве, пытаясь деморализовать народ и руководство страны; их было много - «Хенкелей», «Дорнье», «Юнкерсов»... Советская авиация стремилась отбить атаки, летчики понимали, что каждый прорвавшийся вражеский самолет несет смерть сотням мирных людей. Подвиг Виктора Талалихина по своей сути мало отличался от боевой работы других пилотов. С одной лишь разницей: он первым в Великой Отечественной войне совершил таран, а для этого требовалось особое мастерство и отвага, граничащая с безрассудством. Пилот подвел свой истребитель вплотную к хвосту «Хе-111» и рубанул по нему винтом, несмотря на то, что сам был ранен в руку (велся интенсивный заградительный огонь).

Затем он покинул практически полностью разрушенную машину и благополучно приземлился с парашютом. События происходили ночью, точнее, пополуночи, 7 августа, и днем страна узнала имя героя. Подвиг Виктора Талалихина кратко был изложен в центральных газетах, а статьи иллюстрировались фотографией летчика. На хроникальных кадрах запечатлена встреча героя с матерью. Она очень волновалась за сына и была счастлива, что он остался жив.

Память

Жизнь пилота на войне зачастую была недолгой. Ожесточенность воздушных боев достигала невиданного в истории накала, но справедливости ради следует отметить, что подвиг Виктора Талалихина не был единственным, более того, это был не первый в истории таран. Русский авиатор Нестеров ударил своим аэропланом в австро-венгерский «Альбатрос» в 1914 году. В 1937-м сделал то же, протаранив итальянскую «Савою». И все же слава Виктора Васильевича от этого не становится менее заслуженной.

Свой последний бой пилот дал 27 октября 1941 года. Тогда пришлось сражаться с превосходящими силами, и герой получил смертельное ранение. Наутро страна узнала о том, что погиб Талалихин Виктор Васильевич, подвиг которого стал символом несгибаемой стойкости всего советского народа. С Героем Советского Союза прощались в клубе Микояновского мясокомбината - предприятия, на котором он трудился до военной службы.

Память о прославленном земляке чтят в Вольске, где именем его названа улица и школа № 1. Похоронен летчик в Москве, а в Подольске с 1960 года установлен монумент из бронзы - стоящий в полный рост Виктор Талалихин. Подвиг и памятник ему почитаются жителями города, его гостями и всеми, кому дорога слава наших героев.