Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде). Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии Арт терапия темы занятий

Ихина Елена Гарифуллаевна ,

воспитатель

СП МАОУ Яровской СОШ

Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).

Участники проекта: воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.

Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.

Проект «Неделя арт-терапии»

Цель проекта : Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.

Задачи проекта:

  1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
  3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  5. Сплочение детского коллектива.
  6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
  7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

Алгоритм предварительной работы:

  1. Составить план мероприятий.
  2. Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
  3. Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
  4. Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
  5. Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.

План мероприятий Недели арт-терапии.

Мероприятие

Участники

Тест «Волшебная тучка»(расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

Ежедневные мероприятия

Определение эмоционального состояния детей

Дети,воспитатель

Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия)

Создать положительную установку на режимные моменты

Утренняя зарядкас показом движений под музык.фонограмму (Зарядка для зверят; Солнышко лучистое) (танцетерапия)

Снятие напряжения, гармонизация эмоцио-нального состояния.

Дети,воспитатель, музык.руководитель

Игра «Связующая нить»

(игротерапия)

Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Сплочение детского коллектива.

Дети,воспитатель

Релаксация

Успокоение, расслабление детей.

Игра «Кто позвал?» (игротерапия)

Понедельник

Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу.

Дети,воспитатель

Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»

Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.

Дети,воспитатель

Беседа по прочитанным отрывкам.

Учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение.

Дети,воспитатель

Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия)

Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.

Дети,воспитатель, муз.руковод.

Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм)

Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения.

Родители, воспитатель.

Дидактическая игра «Покрывала Феи» (цветотерапия)

Вторник

Развивать цветовосприятие и цвето-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

Дети, воспитатель

Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия)

Создать благоприятные условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Дети, воспитатель

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»

Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета.

Дети, воспитатель

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Формировать позитивное настроение.

Родители

Среда

Дети, воспитатель

Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы»

Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе

Дети, воспитатель, родители

Развивающее занятие «Дружба»

Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия)

Развить личностные качества.

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей.

Дети, воспитатель

Семейная гостиная «55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю».

Скорректировать детско-родительские отношения

Воспитатель, родители

Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия)

Четверг

Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.

Дети, воспитатель

Развивающее занятие «Сказочные персонажи»

Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.

Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия)

Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию.

Дети, воспитатель

Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограммуА.Хачатурян. Танец с саблями

Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм

Дети, воспитатель, муз.руковод.

Семейная гостиная «Играем вместе»

Познакомить родителей с элементами арт-терапии.

Дети, родители, воспитатель, муз.руковод.

Итоговая выставка детских работ

Пятница

Формировать положительную эмоциональную атмосферу

Дети, воспитатель

Акция « Добрый поступок»

Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Дети,воспитататель, музык.руковод.

Круглый стол

Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии

педагоги

Тренинг-игра «Педагоги и родители»

Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду

Родители, педагоги

После реализации проекта:

Проанализировать результаты Недели арт-терапии;

Оформить результаты в презентацию;

Представить презентацию педагогическому коллективу.

Список используемой литературы:

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
  2. ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
  6. Справочник педагога-психолога 5, 2017.
  7. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru .ped-kopilka.ru.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004411

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Транскрипт

1 Программа по дополнительному образованию «АРТ-ТЕРАПИЯ»

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности. Арт-терапия представляет собой особый метод развития посредством творчества. Причем важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Образовательная программа кружка «Арт-терапия» направлена на гармоничное развитие детей посредством использования различных форм 2

3 художественной экспрессии, создающей условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности, т.е. происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Программа направлена на решение следующих задач: развитие творческого мышления, воображения, креативности; создание условий для самопознания и самовыражения; развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества; развитие навыков общения и эффективного взаимодействия; развитие навыков рефлексии; воспитание творческой, востребованной личности, способной самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи; воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени; воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе; обучение ребенка положительному самоотношению и принятию других людей. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 1 4 классов, срок реализации один учебный год. Форма и режим занятий: групповые занятия 4 часа в неделю, при необходимости индивидуальные занятия. Каждое занятие строится по единому принципу: приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе); вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия); 3

4 реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия); рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, возникших на занятии, подведение итогов); ритуал прощания. Методическое обеспечение программы При реализации программы используются такие методы работы, как: изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия); сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок); мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток); музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии); куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними); драматерапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно); лепка из соленого теста, пластилина; аппликация, макетирование, коллаж и пр. Средства, необходимые для реализации программы Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания, шпажки для шашлычков. Способы проверки ожидаемых результатов Для оценки эффективности программы в начале и в конце занятий проводятся методики: тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креативности), шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7 12 лет)» А.М. Прихожан. Кроме того, в конце курса проводится анкетирование родителей. 4

5 Ожидаемые результаты позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ «Я», осознание внутренних ресурсов; развитие моторных способностей детей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; снижение эмоциональной тревожности; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков; развитие самосознания; улучшение детско-родительских отношений; закрепление положительных поведенческих реакций. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. 5

6 Учебно-тематический план Всего Тема п/п часов Теория Практика 1 Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 2 Самопознание Мой внутренний мир Автопортрет Любимая сказка Коллаж «Какой я?» 4 4 Самовыражение Моя самая грустная история Я расскажу вам свой сон Ларец счастья Магия музыки Мое настроение Семья Моя семья Самоорганизация Письмо-рисунок маме Карта отличного настроения Ярмарка ресурсов Цвет моего настроения Источники силы Коллаж мой жизненный путь Мир моей мечты 4 4 Общение Внутренний мир Друга Дружба рисунками Открываем новую Галактику Рисунок на память Подарок другу 6 6 Восприятие Рисуем музыку, цвет и ритм Цветотерапия Характер Портреты того, что внутри и снаружи Прекрасный сад Итоговое занятие 2 2 Итого

7 Содержание программы Вводное занятие Тема 1. Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Самопознание Тема 2. Мой внутренний мир. Теоретическая часть. Мир внешний и мир внутренний. Познание внутреннего мира. Разговор со своим «Я». Социальное «Я». Физическое «Я». Психологическое «Я». Глубины внутреннего мира. Самораскрытие через спонтанное творчество, проявление отношений и эмоциональных реакций. Поддержка положительной самооценки. Понимание себя и других людей. Практическая часть. Изотерапия (Волшебные краски) Тема 3. Автопортрет. Тема 4. Любимая сказка. Практическая часть. Сказкотерапия. Оригами (изготовление пальчиковых кукол). Драмотерапия. Тема 5. Коллаж «Какой я?» Практическая часть. Изготовление коллажа. Аппликация. Самовыражение Тема 6. Моя самая грустная история. Практическая часть. Мандалотерапия (рисунок в круге). Тема 7. Я расскажу вам свой сон. Тема 8. Ларец счастья. Лепка. 7

8 Тема 9. Магия музыки. Теоретическая часть. Беседа о музыке. Влияние музыки на эмоциональное состояние. Обсуждение: какая музыка нравится вам? Какую музыку слушаете, когда вам грустно? Когда радостно? Почему? Практическая часть. Музыкотерапия. Тема 10. Мое настроение. Теоретическая часть. Понятие настроения. Изменчивость настроения. Колебания настроения. Практическая часть. Рисуем настроение. Монотипия. Лепка из соленого теста. Семья Тема 11. Моя семья. Теоретическая часть. Функции семьи. Структура семьи. Куклотерапия. Тема 12. Письмо-рисунок маме. Самоорганизация Тема 13. Карта отличного настроения. Теоретическая часть. Что такое карта. Какие бывают карты. Как выглядит карта моего настроения. Сказкотерапия. Тема 14. Ярмарка ресурсов. Практическая часть. Мандалотерапия. Тема 15. Цвет моего настроения. 8

9 Практическая часть. Монотипия. Тема 16. Источники силы. Аппликация. Оригами. Тема 17. Коллаж мой жизненный путь. Практическая часть. Аппликация. Тема 18. Мир моей мечты. Лепка из соленого теста. Сказкотерапия. Общение Тема 19. Внутренний мир Друга. Теоретическая часть. Что такое дружба. Кто такой друг. Правила эффективного общения. Как предотвратить конфликт. Монотипия. Тема 20. Дружба рисунками. Практическая часть. Изотерапия (парный рисунок). Тема 21. Открываем новую Галактику. Лепка из соленого теста. Макетирование. Тема 22. Рисунок на память. Монотипия. Тема 23. Подарок другу. Практическая часть. Лепка из соленого теста. Музыкотерапия. 9

10 Восприятие Тема 24. Рисуем музыку, цвет и ритм. Теоретическая часть. Восприятие, чувства и ощущения. Обсуждение. Какие звуки вызывают у вас приятные ощущения? Какие вызывают страх? Какие неприятны? Какие звуки вызывают любопытство? Музыкотерапия. Тема 25. Цветотерапия. Теоретическая часть. Что такое цветотерапия. Цвет носитель информации. Радуга. Монотипия. «Мой портрет в лучах солнца». Характер Тема 26. Портреты того, что внутри и снаружи. Теоретическая часть. Типы и черты характера человека. Общее понятие о характере и его проявлениях. Монотипия. Тема 27. Прекрасный сад. Практическая часть. Изотерапия. Сказкотерапия. Тема 28. Итоговое занятие. 10

11 Библиографический список 1. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб., Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, Сакович Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебнометодическое пособие. Минск, Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии». Спб.: Речь, Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, Составитель программы Мырза Н.Н., рук. кружка «Арт-терапия» МОУ ДО «ЦДЮТ» г. Рыбницы 11


Описание Программы «Рисование анти-стресс» Полное название программы Уровень программы Нормативная основа разработки программы «Рисование анти-стресс» Художественная направленность. - Федеральный закон

Арт-терапия продуктивный способ психологической работы с детьми. В последнее время ученые все чаще обращают свое внимание на проблему здоровья детей. В науке имеется более шестидесяти определений понятия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. ДЕКАБРИСТА М.М.СПИРИДОВА РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета 1 «30» августа 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

ТЕХНОЛОГИЯ ИМАГОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА С.С. Дубровина, воспитатель Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 33 города

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет имени

Педагог-психолог МАДОУ Детский сад 6 «Солнышко» г. Дюртюли Кужина Э.Р. Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия как метод развития личности ребенка» Арт терапия (лат. ars искусство, греч. therapeia

Государственное бюджетное Рабочая дошкольное программа образовательное учреждение детский сад 80 компенсирующего вида Калининского района города Тема: «Арт-терапия Санкт-Петербурга в работе с детьми» ПРИНЯТО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 2» Принято Педагогическим советом школы Протокол от 30.08.206 г. Утверждено Приказом 250 от 3августа

Лакомкина Елена Валерьевна КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Санкт-Петербург 2017 Арт-терапия это использование средств искусства для передачи чувств и

1 Пояснительная записка Актуальность программы В настоящее время возрастает число эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Особенно это характерно для детей с повышенным уровнем тревожности. Им

Попова Людмила Николаевна педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) ИЗОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ Аннотация: в исследуемой

Содержание Пояснительная записка...3 Тематическое планирование..7 Краткое содержание программы 8 Материально-техническое, методическое обеспечение программы 10 Список литературы..11 2 Пояснительная записка

Изотерапия, тестопластика в коррекции эмоционально волевой сферы учащегося Подготовила педагог психолог высшей категории Михеенко Ирина Александровна Виды технологий для коррекции эвс изотерапия тестопластика

«Волшебная страна внутри нас» Данная программа - авторско-составительская. За основу взята программаграбенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005. Актуальностью

Актуальность проблемы: Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явной невротизации населения. Возросло число детей невротиков. Каждого третьего ребёнка можно отнести к категории

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа развития эмоционально волевой и коммуникативной

УДК 377 Н.С. Кадникова ГБПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», Екатеринбург N.S. Kadnikova Sverdlovsk Regional Pedagogical College, Ekaterinburg E-mail: [email protected] Опыт использования

Секция 5 Применение современных методов арт - терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Никитина Наталья Сергеевна Воспитатель МАДОУ 26, Россия, Московская обл. г. Балашиха, Е-mail: [email protected]

«СОГЛАСОВАНО» на методическом совете СС СППД Протокол 34 от 3.05.2017 г. Программа «Наш мир в красках» Пояснительная записка Актуальность. Согласно данным многочисленных исследований (Галигузова Л. Н.;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 28 (МБОУ СОШ 28) «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ 28 С.А.Земляная «29» августа 2016 г. Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2005.

МБОУ «Уранбашская СОШ» "Утверждаю" Директор школы (Голенков А.В.) 2016г.. Рабочая программа внеурочной деятельности «Час общения» 6 класс Количество часов: 1 час Составитель: Голенкова И.Н 2016-2017 учебный

«Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников» На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей

Пояснительная записка Актуальность: Школа имеет многолетний опыт общения с детьми, больных ДЦП из специализированного интерната и учеников школы 875. Программа составлена с целью систематизации опыта работы

Раздел 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-терапия. С уверенностью на «ты» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы «Арт-терапия. С уверенностью

Инновационный проект «Волшебный песок» - помощник в работе с особенными детьми» муниципального учреждения дополнительного образования «Фантазия» на присвоение статуса Региональной инновационной площадки

Программа коррекции эмоционально-личностных нарушений Пояснительная записка 1. Цели: коррекция личностных особенностей детей (замкнутость, робость, неуверенность); снижение уровня тревожности; снятие существующих

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицк Оренбургской области» Тема: Арт-терапия как эффективный метод здоровьесбережения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 17» ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол от 04.04.2016 4 УТВЕРЖДЕНО приказом от 04.04.2016 42-о Дополнительная общеразвивающая программа

Коррекционно-развивающие занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами по коррекции эмоционально-волевой сферы Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение

1.Пояснительная записка «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям» Во «Всемирной декларации об обеспечении

Проект Приобщение детей к русской народной культуре на основе куклотворчества: педагогический проект «Вместе с куклой я расту». Составитель: Березюк Н.В. Воспитатель Введение в проект. Актуальность проекта.

Сакович методичка по арт терапии >>> Сакович методичка по арт терапии Сакович методичка по арт терапии В сказочной стране пошёл дождь. По нему можно пройти от болезни к выздоровлению, от жизненных неурядиц

Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель программы 1.3. Задачи программы 1.4. Принципы содержания программы 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание работы 2.2. Структура занятия

Пояснительная записка. Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное

Пояснительная записка. Цель психокоррекционной работы заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Комплексная программа психологической Муниципальное бюджетное учреждение

1 СОДЕРЖАНИЕ Паспорт программы..3 1. Комплекс основных характеристик программы 4 1.1 Пояснительная записка..4 1.2 Цель и задачи программы..4 1.3 Планируемые результаты...6 1.4 Учебно-тематический план

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа коррекционных занятий Класс: 4 Количество часов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 13 г. Томска Утверждено: на заседании ЭМС протокол от 200 г. Председатель ЭМС Лобастова М.П. Директор гимназии Яблуновская Л.В. Программа

Алтайский государственный университет Научная библиотека Арт-терапия Библиографический обзор Барнаул 2018 Арт-терапия: библиографический обзор / АлтГУ, НБ, НГ; сост. О. В. Дедова. Барнаул, 2018. 14 с.

Приложение 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст обучающихся 5 класс Срок реализации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Ступени личностного роста» для учащихся 5 класса

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОСТА» Г.СОЧИ Принята на заседании педагогического

Пояснительная записка Ранний подростковый возраст важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа коррекционных занятий «УЧУСЬ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ 2».

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся

1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Коррекции поведения младших школьников» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы В настоящее

1.3 АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ Анима ция (лат. animatio одушевлённость) метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Рекомендовано к использованию. Протокол педагогического совета от 28.08.207г. Утверждено. Приказ 226 от 3.08.207г.

План индивидуальной работы а с детьми с ОВЗ Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачи: 1. Выявление особых образовательных

«Коррекции и социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями» Автор ы: Феоктистова Алена Афонасьевна, социальный педагог ГАПОУ ТО «ЗАПТ» ЮО Шоломова Наталья Владимировна социальный педагог ГАПОУ

Пояснительная записка Развивающие занятия социально-педагогического объединения «Маленький мыслитель» направлены на одну из актуальных проблем начального образования адаптацию ребенка к школе. Часто учебная

Пояснительная записка Актуальность Профессиональная подготовка обучающихся с ОВЗ является одним из условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной

План работы педагога психолога с 5-7 класс на 2018-2019 учебный год. Цель: Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных психологических условии для успешного обучения, охраны здоровья

1 Пояснительная записка Актуальность программы Эмоциональные нарушения и нарушения поведения часто встречаются у большинства детей. Эти явления составляют неотъемлемую часть процесса роста и развития ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 20 (МБ ДОУ 20) КЛИМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА Педагог психолог первой квалификационной категории стаж работы в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа психологической поддержки трудных подростков «Секреты общения» педагог-психолог:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА «СПЕКТР» 31.08.2018 г. Рабочая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей

Мак Ю.Н., учитель изобразительного искусства МОУ «Лицей 26» г. Подольска «АРТ ТЕРАПИЯ НА УРОКАХ ИЗО» ЦЕЛЬ КАЖДОГО ИСТИННОГО ИСКУССТВА - ЗАТРАГИВАТЬ НАШИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, ДЕЛАТЬ НАШУ ДУШУ ЧИЩЕ И ВОЗВЫШЕННЕЙ.

Порядок контроля и оценки результатов проекта Результаты будут отслежены СМИ, представителями Специальной Олимпиады России, образовательным учреждением НГПУ, правительством Новосибирской области, Благотворительным

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБОУ ЦППРК ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С.А. Новгородова «СОГЛАСОВАНО»: Зам. директора по ВР: Дьячковская О.А. 2018 г. «УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы: Уарова Н.В. 2018 План работы психолога

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Учебный план 1 год обучения 8 3 Учебный план 2 год обучения 9 4 Учебный план 3 год обучения 10 5 Учебный план 4 год обучения 11 6 Учебный план 5 года обучения 12

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 41 «Белоснежка» г.воркуты «Челядьöс 41 -а видзанiн «Белоснежка»

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ Арттерапия - один из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Основные цели арттерапии: vсамовыражение, vрасширение личного опыта,

Екатерина Щитова
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс . Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы : дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.

Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.

Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам . Это могут быть стрессовые состояния , связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде .

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии , которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости .

С английского языка «арт-терапия » переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе , которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.

Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций . Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах , что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности .

Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества » .

Целевая аудитория : подростки

Количество человек : 10-12 человек.

Возраст :14-16 лет.

Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде , гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

План занятия :

1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .

2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу» , «Рисование обеими руками» (45 мин) .

3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .

Материалы : альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.

В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является : настроить ребят на занятие , создать благоприятную атмосферу для работы.

Участники сами выбирают то изобразительное средство , которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.

Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия :

Упражнение «Выражаем тревогу» :

Участникам занятия предлагается занять удобную , расслабляющую позу;

найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется : в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Упражнение «Рисование обеими руками» .

Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.

Целью заключительного упражнения является завершение занятия . Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» .

Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Библиографический список.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А . И. Копытин. - СПб : Питер, 2001. – 448с.

3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А . И. Копытин. – СПб : Речь, 2003. – 320с.

4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом ? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.olga2901l.narod.ru

5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л . Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007. – 143с.

6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я» / Х. Ульямс. – М.: АСТ : Астрель , 2007. – 205 с.

Арт-вечеринки полюбились многим нашим заказчикам, поэтому с каждым годом появляется все больше различных вариантов проведения такого творческого мероприятия.

Суть в том, что каждый гость за 2 часа пишет собственную картину на холсте. Удивительно, но ведущим удается создать такую атмосферу, при которой яркий шедевр получается абсолютно у всех участников. Даже если вы не брали в руки кисть со школьной скамьи, за короткий промежуток времени сумеете нарисовать картину, которая удивит вас и ваших родных.

Повторять пошаговые инструкции художника не так сложно. Участники отмечают, что, несмотря на то, что все рисуют одинаковый сюжет, простор для творчества все-таки есть. Если поставить все работы рядом, выясняется, что каждому художнику удалось выразить свои чувства размашистостью мазков, яркостью или приглушенностью палитры и т.д.

Сюжетов бесконечно много. Вы можете выбрать из готовых работ или предложить свою тему:

Где можно рисовать?

В кафе и небольших ресторанах (вам предложат на выбор несколько адресов в центре Москвы)
в парках или на открытых площадках баз отдыха
в офисе или на свежем воздухе рядом с офисом
в лофте, шатре, в здании выставочного комплекса и т.д.

4 варианта арт-вечеринок:

Арт-вечеринка на свежем воздухе (Artistnight OpenAir)
от 1500 рублей на одного участника

Естественно, такое мероприятие можно организовать только в сухую теплую погоду. Если у вас летом не планируется грандиозное корпоративное мероприятие, можно выбраться на такой творческий мастер-класс. Лучше для этой цели остановить свой выбор на кафе, у которого есть летняя открытая площадка. Удобно, что после рисования вы можете посидеть с коллегами или друзьями за чашкой кофе или плотно пообедать, и никуда больше перемещаться не нужно.

Арт-терапия (Artistnight Art — Therapy)
от 1800 рублей на одного участника

Тут уже появляется дополнительный ведущий — арт-терапевт. Чем именно занимается такой специалист, можно почитать на специальных сайтах. Суть в том, что в результате занятия вы разбудите творческую энергию, отвлечетесь от суеты, освободитесь от негатива и стресса.

Вечеринка проходит еще более эмоционально, так как арт-терапевт в паре с художником создают особую творческую атмосферу, что помогает быстрее раскрепоститься.

Живопись + дегустация вин (Artistnight Degustation)
от 2000 рублей на одного участника

Необычный, но уже очень популярный формат. На мероприятии присутствует сомелье, который во время создания вами картин на холсте рассказывает интересные факты о винах, учит читать винную карту, пользоваться аксессуарами и правильно выбирать бокалы для каждого сорта вина.

Создание картин под живую музыку (Artistnight Music)
от 2100 рублей на одного участника

Арт-вечеринка, с музыкальным сопровождением! Художники помогут написать шедевр, а музыканты поддержат атмосферу вечера.

Это может быть кавер-группа или небольшой инструментальный дуэт. Организаторы предложат варианты.

Как сделать заказ

Свяжитесь со мной любым удобным способом. Лучше, если вы пришлете на почту письмо с данными о количестве участников, предполагаемой дате мероприятия, пожеланиями по выбору формата арт-вечеринки.


Снова Праздник

Лицо для контактов: Панасьян Ирина
Напишите мне:

Фев 03 2016 Подробности

материал подготовила: музыкальный руководитель Татьяна Борисовна Скретнева

Применение элементов арт-терапии в работе с дошкольниками

на музыкальных занятиях

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Задачи педагогического направления арт-терапии - это развитие, корркеция, воспитание и социализация.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы или коллектива.

Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.

в арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве мы воплощаем свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и узнаем о себе много нового. Через художественные и музыкальные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт- терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигателъную, телесно-ориентированную терапию и т. д. В своей работе я использую несколько видов арт-терапии:

Игротерапию.

Игра создает положительный эмоциональный фон.

Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обостряются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

Танцетерапию.

Включаю в занятия танец, пластику, ритмику - это вид активной музыкальной деятельности, основой
которого является взаимодействие музыки и ритмического движения.

Например «Танец радости».

Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики и джаза); шифоновые платки или шарфы (ткань); краски (гуашь, акварель, масляная пастель), бумага, кисти, баночка для воды.

I этап. Музыка и движение.

Обращаюсь к детям со следующими словами:

"Сегодня мы продолжаем встречи в Волшебной стране Эмоций. Нашим помощником и другом будет музыка. Я сейчас включу удивительные звуки и приглашу вас подвигаться. Возьмите ткань. Вы можете её на себя накинуть или просто взять в руки. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам и начинайте совершать различные движения".

Ткань в этом случае выполняет роль проводника и гаранта безопасности. Когда ребёнок накидывает на себя ткань, он становится одновременно невидимым и видимым. С тканью ему значительно легче двигаться под музыку, совершать свой танец. Ребёнок всё видит и в то же время защищён прозрачной завесой. Предоставляем необходимое количество времени для танца. Ни в коем случае не смеяться, а подбадривать танцоров-детей. Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.

II этап. Живопись (создание творческой работы).

Когда дети закончат выполнять свой танец, предлагаю им перейти к столу с художественными материалами:

"А теперь краски вас уже заждались и хотят, чтобы вы ими нарисовали такую картину, которую вы сейчас захотите сделать. Вспомните свой танец, музыку и нарисуйте те ощущения, которые были у вас во время танца. Возможно, ваша работа будет называться "Мой танец". О чём был твой танец? Что ты представлял, когда танцевал? Итак, начинай работу!"

Если детям трудно сразу начать первые штрихи и мазки, предложить несколько минут посидеть с закрытыми глазами. Пусть они представят танец, как бы увидят его внутренним глазом. Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно сказать, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своей руке и выполнять те движения рукой, которые захочется, и брать те краски, на которые укажет рука.

III этап. Описание картины.

По завершении творческой работы предлагаю детям придумать для картины название. Далее, прошу детей отложить рисунок на небольшое расстояние от автора и предоставляю им возможность сочинить историю по свое картине.

Если дети неохотно или скупо рассказывают, задаю им наводящие вопросы. Ни в коем случае не навязывать своё понимание детского рисунка и не трактовать его по-своему. Вопросы могут быть такими: "Связан ли твой рисунок с танцем? Удалось ли тебе передать ощущение радости и веселья в своей работе? Какими цветами ты изображал своё состояние? Как ты себя сейчас чувствуешь по завершении работы?"

Обязательно благодарю детей за работу, за их старания и искренность.

Данная работа будет способствовать выработке у детей умения чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений. Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка.

Телесно-ориентированную терапию

Учимся владеть своим телом, в этом нам помогают упражнения на расслабление и релаксация, поскольку нервная система зависит от состояния тела в целом и если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками.

Музыкатерапию

Музыка - самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние ребенка. Для того, чтобы музыка оказала положительный эффект, я подготавливаю детей к ее восприятию (предлагаю сесть в удобной для него позе, расслабиться, сосредоточиться на музыкальном произведении). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей,

подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой.

В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах. Для активизации зрительных образов можно использовать различную медитативную музыку, передающую картины природы: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Искрящийся ручей» и др.

После прослушивания в беседе с детьми я выясняю, что «видел», чувствовал, «делал» ребенок в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ребенка ситуации. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально- чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Так же дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Ведь дети тоже, как и взрослые бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.

Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

Например:

Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей), муз. М.

Равеля «Болеро».

Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д.

Шостаковича из фильма «Овод».

Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе

«Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана.

Упражнение, формирующее отношение к миру: муз. Ф. Шопена «Ноктюрн».

Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости: «Я все умею» муз. И. Брамса «IV
симфония», Ф. Лист «Прелюдия».

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий
эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию
музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой
собственный тонус, уровень бодрости.

Расслабляющее воздействие могут оказывать произведения:

П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркаролла»;

К. Сен-Санса «Лебедь;

С. В. Рахманинова «Концерт № 2», начало 2части;

Ф. Шопена «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др.

При раздражимости, утомлении, угнетённом настроении, гиперактивности, повышенной
возбудимости благотворными, успокаивающими оказывают произведения

И.С.Баха,

В.А.Моцарта,

«Аве Мария»Ф. Шуберта,
«Прелюдия до-минор» Ф. Шопена,
«Мелодия» К. Глюка и др.

Бодрое радостное настроение появляется от слушания музыкальных произведений
Д. Б. Шостаковича «Праздничная увертюра»,

Ф. Листа - финалы «Венгерских рапсодий» №6, 10, 11, 12 и др.

Разные музыкальные инструменты, имеют разный терапевтический эффект: фортепиано - снимает возбудимость, успокаивают нервную систему. Скрипка, флейта - расслабляют.

Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния, то есть восстановление
способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояния равновесия.