Дмитрий прилуцкий с житием икона. Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец(2)

общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, память 11/24 февраля, 3/16 июня

Дата рождения: начало XIV в.
Место рождения: г.Переславль-Залесский
Дата смерти: 11.02.1392
Место смерти: Спасо-Прилуцкий монастырь


(Начало XIV в., Переславль-Залесский – 11.02.1392, Спасо-Прилуцкий монастырь)

Общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.


Родился в г.Переславль-Залесском «от богатых и благочестивых родителей купеческого звания», – сообщает нам его житие. Некоторые исследователи уточняют: родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским в богатой купеческой семье Покропаевых. Мирское имя его неизвестно. С детства Дмитрий был обучен грамоте, что в то время было делом довольно редким. Не исключено, что родители готовили его к церковной карьере, хотя житие свидетельствует, что они «смотрели на своего сына как на будущего купца».

Юношей Дмитрий оставил дом и постригся в Переславском «святыя Богородица» Нагорном монастыре, который находился рядом (в двух верстах) с городом (ныне – Переславль-Залесский Ярославской области). Очень быстро Дмитрий достиг священнического сана. Время пребывания Дмитрия в этом монастыре неизвестно, но вскоре недалеко он создал свой монастырь с общежительным уставом – Переславский Николаевский, что на Болоте. Из-за ревностного соблюдения постов, строгой иноческой жизни и добродетельного отношения к окружающим имя Дмитрия скоро стало известно далеко за пределами Переславля-Залесского. Дмитрий становится духовным другом известного подвижника того времени – Сергия Радонежского, монастырь которого находился в 60 верстах от монастыря Дмитрия. Впервые встретились они в 1354 г., когда Сергий пришел в Переславль к епископу Афанасию. «Оба одинаково были озабочены учреждением иноческого общежития, у обоих в подвижнической жизни могли быть опыты и наблюдения, случаи и обстоятельства, взаимное сообщение и обсуждение которых было полезно для того и другого», – пишет И.Верюжский. Дмитрий часто приходил к Сергию в его обитель, и они подолгу беседовали.

Подвижник был замечен также и великим князем московским Дмитрием, получившим позднее прозвище Донской, который пригласил его к себе, чтобы он стал воспреемником при крещении одного из его сыновей. Это сделало Дмитрия заметной политической фигурой.

Однако, как свидетельствует житие, мирская слава тяготила Дмитрия, и он вместе со своим учеником Пахомием оставил монастырь и отправился на Север для создания новой обители. Первую попытку ее создания они сделали в местности под названием Авнега. «Странники пришли на реку Лежу и устроили себе хижину неподалеку от впадения в нее речки Великой, верстах в 30-ти от г. Вологды… Здесь надеялись они тихо и безмолвно проводить свои дни в служении Богу и своими руками вдвоем поспешили построить небольшую церковь в честь Воскресения Христова» (в XVIII в. здесь был построен каменный храм. В настоящее время это село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области). Однако попытка создания монастыря окончилась неудачей. К ним явились крестьяне, проживавшие в этой местности, и заявили: «Отче, не угодно и тебе, и нам твое пребывание здесь». Житие объясняет подобное настроение «невежественных» жителей Авнеги тем, что они испугались возможного закабаления их создаваемым монастырем. Но так ли это? Примерно в это же время в данной местности уже создавался монастырь Стефаном Махрищским. Возможно, именно это повлияло на уход Дмитрия.

Дмитрий с Пахомием двинулись дальше и пришли в г.Вологду. Это произошло в 1371 г. По местному преданию, они жили какое-то время на пустынном левом берегу реки Вологды, напротив города (сейчас на этом месте находится церковь Дмитрия Прилуцкого), а затем прошли чуть дальше и на белозерской дороге у переправы через р.Вологду, около которой стояло село Выпрягово, основали свой монастырь. Река Вологда в этом месте делает большой изгиб – излучину, поэтому монастырь и его основатель получили именование «Прилуцкий», а само село в настоящее время называется Прилуки.

Вскоре в монастыре был воздвигнут храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. К Дмитрию стали приходить монахи, в том числе и из старого Переславского монастыря. Как пишет Н.И.Суворов, «внешнее благосостояние обители обеспечено было частью щедротами великого князя Дмитрия Ивановича, который, узнав о новом местопребывании любимого своего старца, послал ему все необходимое для монастыря, частью усердными приношениями жителей Вологды и в особенности… христолюбивцев села Прилуцкого Илии и Исидора Выпряга». Связь монастыря с московскими князьями породила один интересный обычай. Вплоть до 1645 г. после дня памяти преподобного Дмитрия (11/24 февраля) игумен монастыря ездил в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры.

Дмитрий как подвижник прославился, прежде всего, заботой о бедных и милосердием к слабым. Обитель была расположена на большой дороге, которая вела в Белозерье, в Пермь и далее на Север, и по ней почти ежедневно проходило и проезжало много людей. По мере своих сил монастырь привечал всех. «Преподобный… считал себя должником перед всеми, – читаем мы у И.Верюжского, – и потому в обители его все находили себе приют, успокоение, и никому ни в чем не было отказу. Мало того, что в своем монастыре преподобный Дмитрий старался помочь каждому по мере его нужды, ухаживал за больными и молитвами своими возвращал им здоровье, одевал и кормил бедных, прощал им долги, платил за них другим заимодавцам, но нередко сам ходил в город, чтобы защитить невинных и ходатайствовать перед судьями за угнетенных».

Дмитрий провел в основанном им Спасо-Прилуцком монастыре более 20-ти лет, «достиг маститой старости, лета покрыли сединой его главу, посты, бдения и труды изнурили телесные силы его». Перед смертью Дмитрий назначил своего преемника: игуменом монастыря он благословил быть своего ученика Пахомия, вместе с которым пришел из Переславля.

Почитание святого началось почти сразу же после его смерти. Автором Жития преподобного Дмитрия стал игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий, который при его написании основывался на устных рассказах Пахомия – второго после Дмитрия игумена монастыря. Всего известно более 200 рукописных списков Жития. Самый древний из них относится к 1494 г. Особо почитался святой в Вологде, где считался защитником города.

В XV–XVI вв. Спасо-Прилуцкий монастырь стал одним из самых крупных и известных на Европейском Севере, а его основатель продолжал оставаться одним из покровителей московских князей, а затем и русских царей. Иван III брал в поход на Казань чудотворную икону Дмитрия Прилуцкого, а Иван IV в 1522 г. затребовал хранившийся в монастыре Киликийский крест. Великие князья и цари ездили в монастырь на богомолье. Игумены монастыря присутствовали в Москве на соборах по избранию нового царя: в 1598 г. – Бориса Годунова, в 1613 г. – Михаила Романова.

С XVI в. в монастыре началось каменное строительство. В 1537–1542 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут величественный каменный собор Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. Вслед за собором в XVI в. появились каменные настоятельские кельи с обширной трапезной и с Введенской церковью. В середине XVII в. монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, превратившими его в сильную крепость. В монастыре имелись книгописная и иконописная мастерские, велось летописание. На территории монастыря похоронен святой Игнатий Прилуцкий, в составе монастырской братии начинал свою подвижническую деятельность преподобный Феодосий Тотемский.

Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт в мае 1926 г. В 1930-е гг. в нем находился пересыльный пункт для раскулаченных, которых перевозили далее на Север, в 1950–1970-е гг. он был занят под военные склады. С 1979 г. монастырь стал филиалом Вологодского краеведческого музея, а с 1991 г. вновь открылся как действующий монастырь.


Литература

Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местночтимых. – Вологда, 1880. – С. 104–130.

Житие преподобного отца нашего Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца / Перевод, послесловие и комментарии Т.Н.Украинской. – Вологда, 1996.

Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря (составленное в 1844 г. П.Савваитовым, исправленное и дополненное в 1884 г. Н.И.Суворовым). – Вологда, 1884.

Житие Дмитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. Тексты и словоуказатель. – СПб., 2003.

Ф.Я.Коновалов

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости. Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Люди приходят к Богу по-разному. Кто-то - через сильный душевный порыв, кто-то - путем долгих размышлений или после мучительного выбора. А некоторых, кажется, Сам Господь с детства направляет по той дороге, которая в итоге приводит к святости. Именно из таких людей был преподобный Димитрий Прилуцкий.

Он родился в начале XIV века в богатой семье купцов Покропаевых либо в городе Переславле-Залесском, либо в деревне Веслево, неподалеку от него. Родители воспитывали его в христианской традиции и с раннего детства обучали грамоте. Мальчик отличался от сверстников тем, что его волновали вопросы, на которые знает ответ не каждый взрослый. Ответы на многие из них он находил в Священном Писании.

Став юношей, Димитрий, как ни пытался отец привлечь его к своему делу, не проявил к торговле никакого интереса. Однажды он объявил родителям о своем решении стать иноком, монахом и посвятить свою жизнь Богу.

Он принял постриг в Переславль-Залесском Горицком монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы. Редкий случай, но молодой инок принял то же монашеское имя, что носил и в миру - Димитрий. «Принял постриг…» - читаем мы в житии святого и дальше скользим глазами по строчкам. Но за этим словосочетанием - невероятное, непредставимое для обычных людей отречение от всего земного, от всех своих амбиций и желаний, «смерть для мира» во имя обретения жизни вечной. Человек, избирающий этот путь, понимает, что он никогда не познает женской любви, никогда не будет иметь деньги и собственность, никогда не позволит себе расслабиться, съесть что-то «вкусненькое», выпить что-то «веселящее». А главное - устремляя всего себя Богу, он добровольно отказывается от собственного «я» - в мирском понимании этого слова. Вот почему настоящее монашество - это, без всяких преувеличений, подвиг.

Именно как к подвигу относился к своему монашеству и святой Димитрий. День и ночь он проводил в молитве, смиренно нес монастырские послушания, относился к людям с гораздо большей любовью и состраданием, чем к себе. Он вел себя так, что вызывал удивление даже у монахов - неужели человек может так жить на этом свете?

Когда игумен предложил Димитрию принять сан священника, тот долго размышлял, достоин ли он этого. Но игумен и монастырская братия, любившая и уважавшая его, убедили - достоин. И Димитрий стал священником. Однако ему хотелось чего-то другого, большего. Он считал, что спокойная и размеренная жизнь в монастыре - недостаточное испытание для инока.

И Димитрий с благословения игумена переселился из Горицкой обители «на болото» - так жители Переславля-Залесского называли сырую низменность на окраине города недалеко от Плещеева озера. Там Димитрий при помощи нескольких монахов поставил небольшой деревянный храм во имя святителя Николая и устроил при нем маленький общежительный монастырь - Никольскую обитель. У монастыря не было ни больших угодий, ни богатых жертвователей, поэтому он едва сводил концы с концами. Несмотря на это, туда шли и шли люди - миряне, принявшие решение постричься в монахи, и монахи из других монастырей, прослышавшие о необыкновенном игумене. Все отмечали, что в Никольском монастыре всегда царила атмосфера братской любви, понимания и взаимопомощи. Иноки относились к своему игумену как к отцу.

Известно, что преподобный Димитрий был очень красив. А его образ жизни, постоянная молитва и любовь к людям дополнили эту внешнюю красоту еще и красотой внутренней. Ведь все наши мысли и чувства отражаются на лице - не случайно глаза называют зеркалом души. Зная об этом, святой Димитрий старался не общаться с женщинами - чтобы не подвергать искушению ни их, ни себя. И даже разговаривая с мужчинами, он всегда был в монашеском капюшоне.

Среди прихожанок монастырского храма была одна знатная горожанка. Будучи наслышана о красоте игумена, она из любопытства захотела увидеть его лицо. Как-то после службы она пробралась к келье Димитрия и заглянула в окно. Игумен заметил это и бросил на женщину укоризненный взгляд. От одного этого взгляда она как будто окаменела.

Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира? - сказал, выйдя к ней, Димитрий. Простив непрошеную гостью, он перекрестил ее, благословил, и женщина смогла сдвинуться с места. Этот и другие многочисленные случаи чудес убедили монахов в том, что Господь дал игумену особые дары, недоступные для обычных людей.

Неподалеку от Никольской обители, в глухом бору, в пустыне, жил преподобный Сергий Радонежский. Игумены дружили и иногда ходили друг к другу в гости. Это было во времена, когда Московским княжеством правил благоверный князь Дмитрий Донской. По воле князя Сергий Радонежский и преподобный Димитрий стали крестными его детей. С этого времени князь Дмитрий взял Никольский монастырь на свое попечение.

Однако вовсе не к мирской славе стремился игумен и не к расцвету своего монастыря. Он знал, что самое важное для монаха - это уединенный, сокровенный разговор с Богом. Оставив свою обитель, взяв только любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий отправился на север. Немного не дойдя до Вологды и остановившись на берегу реки Лежи в непроходимом лесу, монахи обустроили здесь скит и возвели маленькую деревянную церковь Воскресения Христова.

Однако случилось непредвиденное. Крестьяне из соседнего села Авнеги, узнав, что великий старец намерен создать здесь монастырь, испугались, что со временем обитель разрастется и станет претендовать на их угодья и пашни. Они пришли к преподобному и попросили его переселиться в другое место. Димитрий спорить не стал и пошел вместе с учеником искать другое место для обители.

Такое место они нашли на повороте (то есть излучине, луке) реки Вологда. Рядом было село Прилуцкое, жители которого приняли старца по-другому. Местные жители Илия Раков и его друг Исидор (история даже сохранила прозвище последнего - Выпряг), по преданию, пожертвовали «поле со взошедшими озимыми». Более того, они, как и все жители деревни, помогали святителю в строительстве. Храм был освящен в честь Спаса Иисуса Христа 1 августа 1371 года. Позже были построены хозяйственные помещения, келии для монахов - так возникла Спасо-Прилуцкая обитель.

Практически сразу к преподобному Димитрию стали стекаться иноки. Когда о монастыре узнал князь Дмитрий Донской, он тут же прислал денежное пожертвование на его содержание. Постепенно монастырь вырос и стал одним из самых известных на Русском Севере.

А игумен Димитрий делал то же, что и всегда - не столько словами, сколько своим личным примером воспитывал монахов, показывая им путь к спасению. Он держал суровые посты, часто неделями вообще не принимая пищи, работал наравне со всеми на монастырской пашне, утешал людей. Но чтобы еще больше укротить свою плоть, он постоянно носил на теле тяжелые железные вериги.

Мимо монастыря проходила большая дорога в Устюг и к Белому морю, город был совсем недалеко, поэтому к преподобному постоянно приходили люди. Для каждого в монастыре находились ночлег, миска похлебки, милостыня и доброе слово. Как говорится в житии Димитрия Прилуцкого, он был «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская».

Димитрий Прилуцкий заступался перед властями за несправедливо обиженных (как тогда говорили - печаловался), защищал крестьян от хозяев, не только увещевая, но, если было необходимо, и обличая. Известен такой случай. Один из благотворителей монастыря привез как-то еду для братии. Однако преподобный Димитрий, зная, что этот человек сурово относится к своим крестьянам, не принял пожертвование, сказав: «Отнеси это в дом свой и напитай прежде домочадцев твоих, да не томятся они голодом и жаждою, остатки же, если будут, принеси нашей нищете, и тогда милостыня твоя угодна будет Богу». Человек осознал ошибку и с тех пор, по завету Христа, относился к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

Предчувствуя грядущую кончину, преподобный собрал братию и назначил себе преемника - Пахомия, с которым вместе основал Прилуцкий монастырь. Монахи спросили игумена, где и как его лучше похоронить. Он ответил: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами». По-видимому, это были последние слова великого подвижника.

Он умер 11 февраля 1392 года. В том же, 1392 году, скончался и духовный друг святителя Димитрия Прилуцкого - преподобный Сергий Радонежский.

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, неоднократно разорялся врагами, горел, но всегда восстанавливался. В августе 1924 года он был закрыт и разграблен большевиками. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, возвращен Русской Православной Церкви. Можно считать чудом, что за 70 лет запустения весь комплекс монастыря полностью сохранился.

Спасо-Прилуцкий монастырь впечатляет своими масштабами: мощные стены длиной около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3-х гектаров. Это один из самых древних и самых красивых русских монастырей. Деревянные постройки времен преподобного Димитрия до нашего времени, конечно, не дошли. Сейчас на месте той самой, первой, деревянной церкви стоит собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537-1542 годах по благословению митрополита Даниила Московского.

Молитва Дмитрию

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси, блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Пасха.ру

Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в Переславле Залесском в семье богатого торговца. Родители были благочестивыми христианами. Шестилетнего мальчика, который отличался от сверстников умом, родители начали учить церковной грамоте, чтению Священного Писания, богослужебных текстов, Псалтири. Возраставшего мальчика мало занимали торговые дела отца, зрела мысль о вступлении на путь иноческого жительства. Наконец, юный Димитрий покидает дом отца и принимает пострижение в Переславском Горицком монастыре. По прошествии времени преподобный был удостоен священства. Облеченный высоким званием совершителя Таин Божиих, он усилил подвиги, «как верный раб мног прикуп творя без лености Господу, от Которого получил он столь великий дар». Но устав Горицкого монастыря казался преподобному слишком мягким, сам же он желая усилить свой подвиг задумал основать свой монастырь с еще более строгим уставом и для этого переселился на западную окраину Переславля в версте от Плещеева озера на самое низменное, сырое и болотистое место. Там он поставил храм во имя свт. Николая Чудотворца и при нем устроил монастырь по общежительному уставу. Несмотря на то, что жизнь в монастыре была тяжелой, много было желающих и среди мирян, и среди иноков подвизаться под руководством преподобного Дмитрия.
Преподобный Дмитрий одарен был редкой красотой и дабы не искушать никого, то он закрывал лицо монашеским куколем даже когда беседовал с мужчинами, а уж с женщинами старался вообще избегать общения, исключая лишь случаи, когда была острая необходимость в беседе.
Во дни настоятельства в Переславском Никольском монастыре между преподобным Дмитрием и преподобным Сергием, подвизавшемся в 60 верстах в радонежских лесах завязалась духовная дружба. Преподобный Дмитрий любил приходить в Троицкий монастырь для беседы и совместной молитвы с преподобным Сергием.
Вскоре весть о подвижнике Божием преподобном Дмитрии дошла до великого князя Дмитрия Донского. Пришедший по просьбе великого князя преподобный произвел сильное впечатление и даже стал восприемником при крещении одного из княжечей. Но людская слава для инока была тяжким бременем и преподобный решил оставить свою обитель, взяв с собой только любимого ученика Пахомия, удалился на север. Для уединенной безмолвной молитвы монахи выбрали удаленное от селений место недалеко от впадения реки Великой в реку Лежу в 20 верстах от Вологды. Здесь они построили небольшую церковь во имя Воскресения Христова. Но в 1371 году местным жителям из села Авнеги неугодно стало такое хоть и не близкое соседство и они потребовали, чтобы монахи покинули эти леса и те отправились в сторону села Прилуки, где выкупили у местных крестьян Ильи и Исидора, по прозванию Выпряг принадлежавший им участок земли. Да и прочие жители окрестных сел и города Вологда с радостью восприняли новое соседство и всячески старались помочь в строительстве монастыря и уже вскоре 1 августа 1371 года была освящена построенная церковь во имя Спаса, Его Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста Господня. Так и возник Спасо-Прилучкий монастырь, который стал в пределах Вологодских первым монастырем строго-общежительного устава. Жертвователем на этот монастырь стал и великий князь Дмитрий Донской.
Но несмотря на помощь мирян и пожертвования от князей, монастырь не был богатым. Сам же преподобный отличался строгой аскезой, подавая пример и остальной братии. Послаблением поста во время праздников было вкушение малой просфоры с теплой водой. Одеждой на все времена года служил лишь тулуп из жестких овчин, летом страдая от жары, а зимой от холода. Носил преподобный на теле также и тяжелые железные вериги.
Так как Спасо-Прилуцкий монастырь находился на пересечении дорог к Белому морю, Пермь и в Устюг, в монастыре стали часто останавливаться странники, которые всегда были с радостью и любовью принимаемыми монахами. Преподобный Дмитрий всегда находил время для духовной поддержки паломников. Но не только в рамках своего монастыря окормлял людей подвижник Христов, часто он покидал обитель для того, чтобы походатайствовать перед сильными мира сего о нуждах страждущих.
Преподобный Димитрий обладал и даром прозорливости. Те, кто слушались его духовного руководства, были спасаемы предостережениями и вразумлениями, но были и те, кто ослушавшись его предостережений, погибали. Так родной брат подвижника Христова, приняв богатое отцовское наследство, из-за неудачных торговых сделок впал в нищету. Желая поправить дела, он пришел в монастырь, прося у брата молитвенной помощи и благословения на торговую поездку в языческиех племена югры и печоры. В результате этой поездки брать поправил свое пошатнувшееся состояние, вернул долги. И на второй год перед торговой поездкой взял благословение брат и вернулся с прибытком, но когда страсть к богатству разгорелась в купце и он и в третий год пришел за благословением на поездку, то получил братское увещание и предупреждение о возможной гибели от рук язычников. Но не послушался родного брата купец и не вернулся домой.
Почувствовал преподобный и кончину великого князя Дмитрия Донского в 1389 году в ту самую минуту, когда душа последнего рассталась с телом. Весть же о смерти князя достигла монастыря лишь по прошествии нескольких недель.
Предвидя свою скорую кончину, преподобный подобрал себе преемника – Пахомия, с которым они когда-то пришли в эти места из Переславля, а себя просил не хоронить, но бросить тело в болото и затоптать ногами. И ночью 11 февраля 1392 года братия обители почувствовала, что по монастырю распространилось благоухание. Источником же ее была келлия старца, заглянув в которую братия увидела его уже отошедшим ко Господу. Случилось же это за семь месяцев до блаженной кончины своего духовного друга преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Смерть не положила предела духовной помощи прп. Дмитрия людям: Господь прославил угодника и для всех, кто с верою призывает его имя в своих молитвах, преподобный являет чудеса и исцеления.
В 1409 году в окрестностях монастыря появилась эпидемия болезни, получившей название корчета, т.к. руки и ноги больных были скорченными. Многих страдавших этим недугом приводили ко гробу преподобного Дмитрия, и те, кающиеся и просящие исцеления, получали его.
В 1417 году язычники вятчане напали на Вологду, не защищенную еще крепостными стенами, разграбили ее, напали и на монастырь, который также стали грабить, сдирая ризы с икон, поднялась рука и на гроб преподобного, но тот час же невидимой силой вор был отброшен на церковный помост. Остальные же грабители, пораженные такой смертью своего товарища, испытав страх великий, отпустили монахов, оставили все награбленное и ушли из этой земли, а спустя время прислали в обитель щедрую милостыню.
Особенно часты исцеления у гроба угодника Божия Дмитрия тех, кто страдает беснованием.

Близ Вологды в одном селении жила чтившая преподобного Димитрия вдова Антонина. Она не владела рукою и была слепа на один глаз, который от болезни почти совсем выступил из орбит. Рассказы о чудесах при гробе преподобного западали ей в душу. И вот однажды во сне она видит какого-то светолепного старца, который говорит ей: «Если хочешь быть здорова, иди на праздник Спасов, прикоснись ко гробу старца Димитрия - и Бог исцелит тебя». Она же ответила: «Господин! Я ничего не смогу пожертвовать на монастырь». Старец сказал на это: «Набери ягод и продай их за сребреницу, которую и пожертвуй с верою».
Женщина проснулась со страхом и радостью; исполняя приказание старца, она набрала ягод, которые один прохожий купил у нее за сребреницу. Когда наступило 1 августа, множество народа из города и окрестных сел собралось по обычаю в Спасо-Прилуцкий монастырь на храмовой праздник; среди них пришла и вдова. Положив сребреницу на гробницу преподобного, она припала к ней с такой молитвой: «О, святый Димитрий! Ты сам обещал даровать мне полное исцеление, ныне избавь меня хоть только от болезни глаза». И тотчас же она стала видеть глазом; с этого же времени начала выздоравливать и рука ее. Не веря себе, в страхе и радости таила женщина происшедшее с ней чудо, ожидая полного и окончательного исцеления. Только одному из монахов Спасо-Прилуцкой обители поведала она о милости Божией, явленной над нею по заступлению преподобного Димитрия.
Галичский князь Димитрий Шемяка, воюя с великим князем московским Василием Васильевичем, зимою 1450 г. напал на Вологду. Город был малолюден и не имел даже воеводы, поэтому жители Вологды находились в страхе, тем более, что осаждавшие начали грабить и разорять окрестности; по благоговению к преподобному Димитрию Шемяка не велел трогать лишь Спасо-Прилуцкую обитель. В это бедственное время священноинок Спасо-Прилуцкой обители Евфимий удостоился следующего видения. Раз по совершении вечернего правила он лег спать и только что начал смежать глаза, как вдруг точно наяву видит, что в келлию его вошел светолепный старец, украшенный сединою и окруженный необыкновенным сиянием, и говорит ему: «Помолимся Спасу нашему Иисусу Христу за город и за людей, чтобы Господь помиловал их, поможем им, потому что без вины найдет на них рать сия». С этими словами старец стал невидим. Во время чудесного видения Евфимий был полон великой радости, так как узнал в светолепном старце преподобного Димитрия.
В ту же ночь черноризице вологодского монастыря было такое видение: ей представилось, что как бы сильный свет окружил город, а по дороге из Спасо-Прилуцкаго монастыря идет к городу светолепный старец; навстречу старцу из часовни при кладбище для странных вышли два световидных мужа белоризца, каждый из них нес на плечах большие бревна. Стены же города колебались и, казалось, вот-вот упадут; но белоризцы и старец со всех четырех сторон укрепили готовые разрушиться стены. Этой же ночью то же самое явление было во время сна и одному мирянину, находившемуся в Троицком монастыре на конце посада: он видел старца и двух светлых белоризцев, называвших старца Димитри­ем, которые укрепили четыре стороны города подпорками из бревен, а затем скрылись. На другой день жители Вологды отразили приступ Шемяки, бросая со стен в осаждавших глиняные ядра. После этого неудачного приступа, постояв около города еще довольно продолжительное время, Шемяка отошел к Галичу.

Две церкви одна за другой сгорели в Спасо-Прилуцкой обители. Когда начали постройку третьего храма, то она шла очень медленно по отсутствию нуж­ных средств; игумен и братия печалились, не зная, где взять леса для строения и хлеба для прокормления рабочих. В это затруднительное для обители время один из иноков, лежавший у себя в келлии в жару по причине болезни, имел такое видение: ему представилось, что с некоторыми из братии он стоит перед монастырскими воротами, а какой-то светолепный старец носит от реки на гору к церкви бревна. Стоявшие же у ворот говорили между собою: «Смотрите-ка, вот сам Димитрий носит бревна!»
Тогда брат очнулся. С этого времени работа пошла заметно успешнее, и церковь вскоре была отстроена (в 1542 г.). По ее освящении тому же иноку было другое видение: будто бы внутри новосозданного храма около стен стоят сияющие святостью иноки-старцы; смотря на них, инок подумал, что тут дол­жен находиться и святой Димитрий чудотворец. Вдруг сзади от алтаря, где находится гроб преподобного, раздался голос, подобный грому: «Ты ищешь Димитрия? Ныне чудотворец Димитрий в Казани». На этом видение прекратилось, а инок, очнувшись, почувствовал себя полностью выздоровевшим.
В тот год великий князь Иоанн IV посылал под Казань свое войско, с которым находилась взятая из Прилуцкого монастыря икона преподобного Димитрия. И в то самое время, когда было видение иконы, московское войско в сражении нанесло значительный урон татарам. По возвращении войска из по­хода Иоанн IV возвра­тил со щедрой милостыней Спасо-Прилуцкому монас­тырю икону преподобного, богато ее украсив. 3 июня 1545 года икона была принесена в Вологду, а отсюда с крестным ходом была препровождена в обитель.
При архиепископе Вологодском и Великопермском Варлааме и игумене Спасо-Прилуцкой обители Питириме между архиерейским домом и монасты­рем возник спор о праве владения землей на Лежском волоку и реке Великой. Для правильного размежевания спорных земель решили воспользоваться указаниями какого-либо из местных старожилов. По взаимному согласию архи­епископ и игумен поручили проведение межи старцу Иннокентиева монастыря Мисаилу, как человеку, с давних пор хорошо знающему местность. Но Мисаил, заботясь более об угождении архиепископу, чем об истине, повел межу так, что значительная часть земли совершенно неправильно отходила от монастыря к архиерейскому дому. Указывая межу, Мисаил шел впереди и забрел в такую лесную дебрь, из которой не мог возвратить­ся. Долго его ожидали архиепископ и игумен и наконец, чувствуя недоброе, посла­ли людей на розыски исчезнувшего вожатая. Те нашли его в глухом лесу, под одной колодой едва живым. Когда Ми­саила привели к архиепископу, то он со слезами раскаяния поведал следующее: «Прости меня, владыко, согрешил я пред преподобным Димитрием чудотворцем, хотел подружить тебе и отмежевать земли у монастыря. Когда же с этой целью я шел вперед, вдруг объяла меня столь великая тьма, что я ничего не мог видеть пред собою; и явился мне светолепный, украшенный сединою старец; повергши меня под колоду, он начал бить меня своим жезлом, говоря: “Зачем, монах, неправо межуешь?”»

Архиепископ отослал старца для покаяния в Спасо-Прилуцкий монастырь и прекратил спор с обителью из-за земельных владений, оставив прежнюю межу.

В 1609 году вологодский воевода писал в Ростов: «Здесь, в Вологде, препо­добный Димитрий явил свою милость, обещался стоять с нами против врагов государевых: он явился духовному старцу у своей гробницы и велел перенести свой образ с гробницы в Вологду. Архиепископ, воевода со всеми вологжанами и иногородними, сретив тот образ с великой честью 4 января, со слезами и молебным пением поста­вили его в церкви Всемилостивого Спаса на вологодской площади. Ныне сей образ стоит для уверения и поклонения всем христианам. Говорят, что этот образ преподобного Димитрия писал преподобный Дионисий Глушицкий. В Вологде хотят на площади поставить храм во имя преподобного Димитрия. С твердым упованием на Всемилостивого Спаса и Пре­чистую Богородицу, на преподобного Димитрия и всех святых решились мы смело стоять против врагов государя и всего православного христианства».
Храм преподобному Димитрию действительно вскоре был поставлен на площади, против земской палаты.
Мощи преподобного Димитрия почивают под спудом в арке среди нижней церкви, посвященной его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами; на гробнице лежит образ преподобного, писанный в рост, в серебряной ризе. Напротив гробницы, в ногах подвижника, в стеклянном шкафе висят его вериги. Из других вещей, принадлежащих преподобному, в обители сохранились следующие: деревянный осьмиконечный крест, собственноручно сделанный преподобным и водруженный на месте, избранном для построения Спасо-Прилуцкой обители; крест этот, вышиной три аршина, в поперечнике два аршина с четвертью, находится в каменной часовне близ колодца, выкопанного преподобным; другой крест, называемый Киликиевским, принесенный преподобным из Переславля; келейный образ Божией Матери «Страстной»; фелонь из синей шелковой материи с красными цветами и с оплечьем из разного бархата, на крашенинной подкладке – это дар преподобному великого князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровой инкрустацией.

Местное празднование преподобному Димитрию в Спасо-Прилуцком монастыре было установлено, вероятно, с 1409 года, когда начали твориться при мощах его чудеса. К концу XV века празднование преподобному стало уже не только епархиальным, но и общерусским.

Житие вологодского чудотворца, преподобного Димитрия Прилуцкого , составил в середине XV века монах Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий. Ценность этого текста состоит в том, что автор-составитель опирался в своем труде на рассказы старца Пахомия, бывшего духовным сыном преподобного. То есть словам жизнеописателя мы можем вполне доверять.

Мирская жизнь вологодского чудотворца Димитрия Прилуцкого

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале XIV века в семье богатых переяславских купцов. Как назвали ребенка при крещении — мы не знаем, но знаем, что отец и мать будущего святого были людьми набожными и рано начали учить своего сына грамоте. Учение давалось ему легко, и, еще будучи совсем юным отроком, он уже читал Евангелие и Псалтирь. Любовь сына к священным книгам и его отменное послушание радовали родителей. Огорчало же их его полное пренебрежение к торговым делам, для которых они его предназначали. В конце концов, они, очевидно, смирились с этим, но принять монашеский постриг преподобный Димитрий смог только после их смерти. Он отказался от своей доли наследства в пользу брата и поступил в Горицкий монастырь, чьи величественные стены по сей день возвышаются над Переславлем-Залесским.

Спустя некоторое время преподобный Димитрий вышел из Горицкого монастыря и отправился на болотистое место неподалеку от Плещеева озера. Уединиться ему здесь не удалось: вскоре к нему начали приходить те, кто желал его духовного руководства. Так появился Никольский, что «на Болоте», монастырь (ныне —женский). Было это приблизительно в 1350 году.

В 1354 году состоялась первая встреча преподобного Димитрия с . До этого момента подвижники много слышали друг о друге, и когда Радонежский игумен пришел в Переяславль по делам своего монастыря, он не преминул посетить преподобного Димитрия. Знакомство переросло в крепкую дружбу, и не раз преподобный Димитрий отправлялся за шестьдесят верст от Переяславля к Сергию Радонежскому:

«желая утешиться его лицезрением и душеполезными с ним беседами».

Скоро весть о подвижнической жизни преподобного Димитрия Прилуцкого дошла и до Москвы, где княжил в то время Дмитрий Донской. При встрече с князем преподобный Димитрий произвел на него столь сильное впечатление, что тот воздал ему «большие почести», поставив наравне с преподобным Сергием, и упросил его стать крестным отцом своего сына (предположительно, старшего—Василия).


В 1368 году преподобный Димитрий оставил Никольский монастырь (сейчас мы бы назвали его уход «бегством от популярности») и отправился в сторону Вологды, где и основал спустя три года Спасо-Прилуцкий монастырь, установив в нем строгий общежительный устав.

Житие говорит, что преподобный Димитрий Прилуцкий был для братии примером во всем: первым шел на монастырские работы, изнурял свое тело «молитвою, постом (питался лишь просфорой и водой) и худостию ризною (то есть плохой одеждой)» и неустанно заботился как о вверенных ему иноках, так и обо всех, кто приходил в обитель за помощью. Но обильная милостыня, которую он подавал на глазах у братии, представляла собой лишь верхушку айсберга. Большую часть милостыни прп. Димитрий подавал тайно. Дело в том, что насельники монастыря время от времени выказывали недовольство теми толпами нищих, которые стекались к обители. Как и всякие слабые люди, они боялись, что «им самим не хватит». И вот, святой игумен старался творить милостыню тайно, дабы роптанием братия «не погубила мзды своея», то есть не лишилась воздаяния в Царствии Небесном.

За свою святую жизнь преподобный приобрел от Бога дар прозорливости. Так, в 1389 году он, работая вместе с братией над какой-то монастырской постройкой, вдруг остановился и сказал:

«Мы, братия, строим сии земные тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Донской уже не печется вместе с нами о суетном сем житии»

а затем, к изумлению присутствующих, стал вслух молиться об упокоении души князя. Через несколько дней из Москвы пришла весть о смерти Дмитрия Донского.

Сам преподобный Димитрий Прилуцкий окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. В то мгновение, когда душа его оставила тело, вся келья, а потом и весь монастырь наполнились благоуханием. Именно по нему братия узнала о кончине своего наставника.

Мощи преподобного прославились чудотворениями с начала XV века: в 1409 году в Вологде разразилась эпидемия, и многие получали исцеление от гроба прилуцкого игумена. К XVI веку уже вся Русь почитала святого Димитрия как великого чудотворца и .