Аутоагрессия у детей. Почему дети себе вредят – причины аутоагрессии у ребенка

Иногда дети демонстрируют странное поведение: кусают, бьют или режут сами себя, обзывают и обвиняют, вырывают свои волосы - то есть проявляют агрессию к самим себе, как будто игнорируя при этом испытываемую боль и закон самосохранения. Многие родители в такие моменты чувствуют себя беспомощными и не знают, что делать с аутоагрессией у ребенка, как ему помочь и как избежать подобного в будущем. В этом мы и попробуем разобраться.

Что такое аутоагрессия

Аутоагрессией называются деструктивные действия, направленные человеком на себя самого. Это могут быть действия разного характера - физические и психологические, осознанные и неосознанные - особенностью которых является причинение себе вреда. Часто признаками аутоагрессии становятся физические повреждения на теле. Обычно подобное поведение сопровождают характерные психологические особенности: низкая самооценка, стеснительность, высокая чувствительность, замкнутость, склонность к депрессивному состоянию или резкие скачки настроения.

Какой бывает аутоагрессия

Существует достаточно много разных видов аутоагрессии.

  • Человек может наносить себе телесные повреждения: кусать себя, бить, резать, щипать, царапать, вырывать волосы.
  • Также он может причинять себе физический вред через отказ от еды или, наоборот, обжорство и неспособность отказаться от определенных продуктов, даже если они приносят очевидный вред.
  • Человек может не наносить себе вред непосредственно, но провоцировать других делать это или помещать себя в опасные, рискованные ситуации.
  • Аутоагрессивными действиями можно считать вредные привычки, например, курение, пьянство, наркоманию.
  • Человек может пытаться покончить с собой, демонстрировать суицидальное поведение.
  • Аутоагрессия может оставаться в психологической плоскости: человек ругает, очерняет и оговаривает себя, склонен к самообвинениям и самоуничижению.

Симптомы аутоагрессии могут меняться в зависимости от характера ее проявления и быть более или менее очевидными. Если следы от телесных повреждений заметить достаточно легко, то определить аутоагрессию в самообвинениях или любви к рискованным ситуациям может быть сложнее.

Отчего возникает аутоагрессия

Чаще всего причины аутоагрессии лежат в психологической сфере. Дети впитывают ту атмосферу, в которой находятся, копируют поведение взрослых. Когда в семье тяжелая психологическая обстановка, приняты наказания и крики, а родители часто демонстрируют злость и раздражение, ребенок автоматически действует в соответствии с этим шаблоном. Если он сделал что-то плохое и боится наказания, то может начать бить себя сам, потому что уверен, что это правильно. Часто при этом ребенок страдает от неуверенности в себе и склонен обвинять себя в том, чего он не совершал. Дети склонны к эгоцентричности, поэтому он может решить, что причиной плохого настроения его мамы или папы является какой-то его проступок, даже если в реальности это не так. Аутоагрессия может появиться и в том случае, если ребенка не наказывают и не кричат на него. Психика у детей бывает разной, и для кого-то насмешки и шутки могут стать сильным ударом. Это же касается претензий и упреков: если ребенку постоянно говорить, что он хуже, глупее, медленнее других и не оправдывает родительских ожиданий, то это может вызвать у него чувство вины, с которым он не сможет справиться.

Важной особенностью склонного к аутоагрессии ребенка являются сложности в социальной сфере. Ему нелегко общаться с другими, причем в данном случае ударить другого - тоже является актом коммуникации. Часто такие дети застенчивы, замкнуты, им трудно рассказывать о себе и делиться своими переживаниями. Если ребенок чувствует злость или раздражение, то боится выражать их непосредственно или рассказать о них, поэтому ему приходится выплескивать эти негативные переживания наружу так, как он умеет - через нанесение себе увечий. Также такие дети бывают очень чувствительны, им тяжело наблюдать страдания другого, и иногда они могут наносить себе повреждения, как бы принимая часть боли другого человека на себя.

Причиной детской аутоагрессии может стать какой-то раздражитель, которого сам ребенок не осознает и не понимает, куда еще направить свое недовольство. Это может быть не только психологический, но и физический раздражитель, например, неудобная или слишком теплая одежда. Аутоагрессия часто присутствует при аутизме. На данный момент причины возникновения этого заболевания неизвестны, но, скорее всего, они не чисто психологические, и у него есть какие-то физиологические факторы. Поэтому есть вероятность, что предрасположенность к аутоагрессии в каких-то случаях может быть связана с нарушениями в работе организма, например, вызывающими постоянное фоновое раздражение. Кроме того, причиной может стать разная степень сенсорной чувствительности. В случае недостаточной чувствительности ребенок может наносить себе удары, чтобы что-то почувствовать, а в случае сверхчувствительности обычные повседневные ощущения являются раздражающими, как щекотка, и вызывают желание сделать с этим хоть что-то.

Как избежать аутоагрессии

Профилактика аутоагрессии - это развитие у ребенка устойчивой психики, благодаря которой он сможет адекватно реагировать на разные события, в том числе на возникающие в его жизни проблемы и сложности. Постарайтесь создать дома спокойную, гармоничную и доверительную атмосферу, в которой все члены семья поддерживают друг друга. Желательно избегать скандалов и наказаний: подобный опыт может приучить ребенка к тому, что гнев и жестокость - это норма жизни.

Не запрещайте ребенку исследовать мир. Не забывайте, что дети и взрослые изучают реальность по-разному: дети делают это более непосредственно, пробуя что-то на вкус, разламывая предметы и шлепая по лужам, тогда как вы, скорее всего, просто прочитаете об интересующем вас статью. Взрослым может показаться странной затея валяться по земле, но для ребенка это может быть не просто баловством, а, например, интересом к разным природным материалам, исследованием и тренировкой своего вестибулярного аппарата или необходимым для его тела массажем. Старайтесь не запрещать ребенку заниматься тем, что его привлекает, только потому, что вам это непонятно. Другое дело, что вы можете объяснить ему, что земля сейчас холодная и он может простудиться, и предложить более приемлемую с вашей точки зрения альтернативу - например, валяться не на земле, а на гимнастическом коврике, или поиграть в бассейне, наполненном пластиковыми шариками.

Старайтесь не критиковать ребенка. Совершать ошибки - это тоже способ исследовать мир. Прежде чем ребенок научится завязывать шнурки, или мыть посуду, или читать, он много раз сделает это неправильно, но это не значит, что он неумеха и неудачник - это значит, что он учится. Чтобы продолжать, несмотря на трудности, ему нужна вера, что в итоге он сможет это сделать. Боязнь сделать что-то неправильно в каких-то случаях может быть не менее вредной, чем сама ошибка.

Хорошей профилактикой аутоагрессии может послужить привычка бережно относиться к собственному телу, чувствовать его, уметь им пользоваться. Поэтому желательно приучить ребенка к какой-либо физической активности, но без фанатизма: спорт тоже может быть травматичным и опасным для здоровья. Развивайте у ребенка внимание к своим сенсорным ощущениям, что можно сделать при помощи разных игр-тренингов: например, можно ходить босыми ногами по разным фактурным поверхностям и пытаться угадать, что это; или можно пройтись с провожатым по улице с завязанными глазами; или можно приготовить еду с необычным вкусом - мясо с вареньем, например.

Как преодолеть аутоагрессию

К сожалению, сегодня не существует какого-то определенного способа лечения аутоагрессии, вроде таблетки, которую можно выпить, или четкого плана действий, которого нужно придерживаться для гарантированного успеха. Это комплексная проблема, и каждому родителю приходится действовать по ситуации и зачастую интуитивно, руководствуясь пониманием своего ребенка и знанием, что для него будет лучше. Однако, конечно, есть и общие рекомендации.

Во-первых, нужно уяснить, что бессмысленно бороться с аутоагрессией, пытаясь устранить сами деструктивные действия, но игнорируя при этом причину их возникновения. Нельзя изъять что-то из жизни, не дав ничего взамен. Если просто запретить ребенку что-то делать, то он либо начнет делать это тайком от вас, либо будет делать что-то другое, не менее деструктивное. Например, переставший грызть ногти подросток начнет курить. И даже если не запрещать самодеструктивные действия, но демонстрировать вызванный ими страх, или раздражение, или еще больше усугубит психологические проблемы ребенка. Чтобы справиться с аутоагрессией, родителям нужно сохранять спокойствие и всем своим видом показывать, что происходящее - не катастрофа, а просто сложность, которую можно решить. В каком-то смысле у открытой аутоагрессии есть и позитивная роль: гораздо хуже будет, если ребенок станет ненавидеть и презирать себя, никак не проявляя это внешне, потому что однажды это приведет к кризису, к которому все окажутся неподготовленными.

Во-вторых, нужно постараться понять психологические причины аутоагрессии и по возможности проработать их. Научите ребенка проговаривать беспокоящие его чувства и ощущения, переводить их в слова. Начните с себя - будьте открыты, рассказывайте ему, что с вами происходит и что вы чувствуете. Не нужно отказывать ему в ответе на интересующие его вопросы, потому что он еще маленький и не поймет: он не будет ждать, пока повзрослеет, а придумает себе свое собственное объяснение. Ребенок, особенно маленький, плохо понимает, как устроен мир, какие в нем действуют законы и правила. Если он видит, что мама расстроена, то может решить, что причина в нем и в его дурном поведении, даже если на самом деле мама просто устала или у нее неприятности на работе. Подобное ложное чувство вины может привести его к желанию тем или иным способом наказать себя. Ребенку нужно помочь стать более уверенным в себе, дать ему почувствовать себя любимым. Если у него есть хобби или интерес к какому-то делу, помогите ему достигнуть в этом деле успеха - это даст ему причину уважать себя и повысит его самооценку. Говорите ему о своей любви и демонстрируйте свою любовь - объятиями, поцелуями, вниманием, сочувствием. Относитесь с искренним интересом к его переживаниям и мыслям, не обесценивайте их насмешкой, критикой и даже уверениями, что на самом деле все не так страшно.

В-третьих, нужно переключить действия ребенка из деструктивного русла в конструктивное, то есть научить его выражать его агрессию по-другому. В этом может помочь физическая активность и спорт. Однако нужно учитывать, что склонные к аутоагрессии дети часто бывают робкими и нерешительными, поэтому им может быть сложно участвовать в играх, в которых присутствует соревновательный момент. Очень эффективными могут быть занятия со специалистами, работающими на стыке психологии и телесных практик, причем родителям тоже будет полезно участвовать. Действенным лечением аутоагрессии (особенно для маленьких детей) могут стать тактильные игры. Например, попробуйте крепко обнять ребенка и не отпускать, приговаривая “Не пущу-не пущу-не пущу”, или просто почаще его тискайте. Можно попробовать поиграть в ролевые игры, в которых он будет хищником, а вы - жертвой, или наоборот. Или поиграть, что вы рычащие друг на друга дикие звери - используйте в играх сюжеты, которые помогут ребенку выразить свою агрессию. Но не забывайте, что играть ему должно быть интересно и весело, если почувствуете, что ему стало страшно и неприятно - прекращайте игру. Другим возможным способом конструктивного выражения агрессии могут стать занятия творчеством, например, пением, танцами, свободным рисованием, лепкой из пластилина или глины, написанием стихов или рассказов.

Аутоагрессия у малышей

В разные годы аутоагрессия может иметь разные особенности, хотя, конечно, деление детей по годам достаточно условно: эти группы плавно перетекают друг в друга, а раннее поведение может сохраняться с возрастом.

Малыши действуют импульсивно. В этом возрасте ребенок может плохо отличать себя от другого человека и от окружающего мира: он бьет свою руку, потому что она его не слушается, или потому что хочет ударить маму, а ее рядом нет. Также он может привыкнуть к наказаниям, как к должному, и начать наказывать самого себя. Для маленького ребенка очень важны сенсорные ощущения, объятия, особенно материнские. Лучший способ остановить приступ аутоагрессии у малыша - крепко, но ласково его обнять и подержать какое-то время в своих объятиях.

Аутоагрессия у дошкольников

В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир и свое собственное тело и могут причинить себе вред из интереса - чтобы посмотреть, что получится. В таком случае нужно научить их проявлять любопытство менее опасным образом, рассказать о научных исследованиях и о правилах из проведения. Большую роль для дошкольников играют эмоции других людей, и они могут ошибочно посчитать себя их причиной, обвинить себя в раздраженном настроении мамы или папы и наказать за это. Примерно с трех-четырех лет дети учатся хитрить и притворяться, и аутоагрессия у ребенка дошкольного возраста может являться попыткой привлечь внимание. Но это не значит, что это нужно игнорировать: подобные вещи означают какие-то психологические проблемы, с которыми нужно работать. У дошкольников действенным способом борьбы с аутоагрессией являются игры, также важно научить их открыто говорить о своих переживаниях.

Аутоагрессия у младших школьников

Когда ребенок идет в школу, он сталкивается с новыми для себя трудностями. У него меняется распорядок дня и характер умственной нагрузки, ему приходится приспосабливаться к новой социальной среде. Для детской психики это является стрессом, с которым кому-то бывает сложно справиться. Если учеба дается ребенку тяжело, у него часто понижается самооценка. Возможно, он чувствует, что не оправдал ожиданий родителей, сравнивает себя с другими учениками или своими братьями и сестрами - не в свою пользу. В этом случае он может прибегать к самодеструктивным действиям, потому что верит, что заслужил их. Аутоагрессия у ребенка этого возраста может быть саботажем: ребенок не рассказывает о своих сложностях, а просто старается заболеть, чтобы не ходить в школу. Также это может быть попыткой манипулировать родителями, получить от них больше внимания и заботы.

Аутоагрессия у подростков

У выросшего ребенка аутоагрессия осложняется психологическими трудностями, свойственными переходному периоду. При попытке помочь им подростки могут отрицать, что проявляют аутоагрессию, или настаивать, что имеют право самим решать, как им жить, или делать что-то демонстративно, назло родителям. Они уже во многом сформировались и сопротивляются попыткам взрослых изменить их привычки и убеждения. Переходный возраст - время, когда человек учится по-настоящему брать на себя ответственность за свою жизнь, принимать решения, делать тот или иной выбор. Как родителям ни больно это осознавать, они не смогут уберечь его от всех ошибок. Но если у подростка есть к ним доверие и уважение, они могут научить его избегать фатальных ошибок, последствия которых уже нельзя изменить. Однако если до этого отношения между ребенком и родителями не отличались теплотой и доверием, то наладить их сейчас может оказаться сложной задачей. В этом возрасте дети особенно нетерпимы к лицемерию. Если взрослые пытаются “лечить аутоагрессию” у подростка, но при этом сами склонны к подобным действиям (например, имеют вредные привычки), то это не только не приведет к желаемому результату, но и может заставить его разочароваться в авторитете взрослых в целом.

Чтобы помочь подростку с аутоагрессией, постарайтесь обратиться к его разуму. Открыто поделитесь с ним своими переживаниями из-за его поведения, но признайте его право решать, как ему следует справляться со своими сложностями - это даст ему возможность почувствовать ответственность за свой выбор. Однако обратите его внимание, что его жизненный опыт еще объективно мал, и если он хочет поступать разумно, то ему полезно было бы учесть советы более знающих людей - возможно, не родителей, но какого-то авторитетного для него человека, специалиста, психолога.

Опасность аутоагрессии

Не нужно игнорировать, если ваш ребенок причиняет себе вред или демонстрирует признаки самодеструктивного поведения. Даже если сейчас это выглядит невинно, это может войти в привычку и в будущем стать серьезной проблемой. Последствиями аутоагрессии могут стать физические травмы и увечья, которые нарушают нормальную работу организма или приводят к утрате эстетической привлекательности. Даже если просто перестать совершать самодеструктивные действия, не решив при этом вызвавшие их психологические проблемы, то в дальнейшем могут появиться психосоматические заболевания. Кроме того, саму жизнь человека, желающего причинить себе вред, сложно назвать счастливой.

Однако и паниковать тоже не нужно. Аутоагрессия - лакмусовая бумажка, показывающая, что происходит в психике человека. Проблема очевидна, и она решаема в любом возрасте, если сам человек признает ее и хочет решить.

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.


Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.


Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников - исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге - не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе - можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других - гордо уйти, а в каких-то - резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

Аутоагрессия – болезнь большей части современного общества. Мало кто задумывается об этом, но причиной того, что ваш близкий друг постоянно занимается самоедством или иногда причиняет себе физические повреждения, царапает, издевается над собственным телом, является самонаказание. Хуже всего, что к этому склонны и дети, и взрослые.

Аутоагрессия − что это?

Аутоагрессия в психологии называется еще аутодеструкция или же «поворотом против себя». Судя по этим названием, можно понять, что это некий вид активности, поступки, направленные на нанесение вреда самому себе. В книгах по научной психологии можно увидеть следующее определение этого явления: аутоагрессия являет собой саморазрушающее поведение, вызванное перенаправлением агрессии, злости на самого себя. Любой здравомыслящий человек понимает, что ненормально вредить себе, препятствовать собственному благополучию. В случае с аутоагрессорами все обстоит иначе.

Аутоагрессия – причины

Различают следующие причины аутоагрессии:

  1. Внешние . Сюда входит, как физическое, так и психологическое насилие того, кто в будущем будет склонен к нанесению физического вреда самому себе. К тому же внешние причины аутоагрессии – это нарушение процесса взаимодействия с обществом (социализации). У деток ее фундамент закладывают частые ссоры родителей, унижения и буллинг в школе.
  2. Внутренние . Аутоагрессии подвержены высокоэмоциональные люди, обладатели неустойчивой психики, необщительные личности, которые нередко возлагают большие надежды на общество. Эти люди склонны к эмпатии (сопереживанию), подвержены депрессивным состояниям. Психологи утверждают, что существует прямая связь между аутоагрессией и заниженной самооценкой.
  3. Биологические . Аутоагрессию могут вызывать зрительные, слуховые галлюцинации, .

Аутоагрессия – симптомы

Она определяется по ряду таких признаков, как:

  • злоупотребление наркотиками, алкоголем, табаком (сюда же относится любая друга химическая зависимость);
  • мелкое деструктивное поведение (срывание корочек с ран, покусывание губ до крови и прочее);
  • для приступа аутоагрессии характерны суицидальные попытки, раздражительность, стремление побыть наедине с самим собой;
  • осознанное или бессознательное стремление попасть в ситуации, опасные для жизни (занятия экстремальными видами спорта);
  • намеренное совершение поступков, которые будут осуждены обществом;
  • отказ от пищи или же переедание (пищевая аутоагрессия);
  • обвинение самого себя во всех грехах человечества;
  • постоянное унижение собственной личности.

Виды аутоагрессии

На сегодняшний день существует четыре типа саморазрушающего поведения, которые могут быть открытыми (поведение суицидального характера) и закрытыми (стремление освоить опасную профессию, склонность к пьянству). По способам выражения различают следующие виды «поворота против себя»:

  1. Духовная аутоагрессия . Здесь человек, сам того не осознавая, становится заложником своих моральных принципов, качеств, в результате которых у него может развиться наркотическая зависимость. Нередко эти личности находятся в состоянии алкогольного опьянения. Случается и такое, что этому виду аутоагресии подвержен участник религиозной сетки, в которой запрещено проявлять отрицательные эмоции.
  2. Физическая . Здесь все понятно. Человек, если не может ответить своему обидчику, наедине с самим собой наносит себе увечья, насилует собственное тело. Если он часто подвергается физической аутоагресии, нередко стремится скрыть следы избиений под одеждой с длинными рукавами, макси-юбками.
  3. Ментальная агрессия на самого себя . Все, что вы можете услышать от этой личности, так это то, что у нее ничего не получается, она ни на что не способна. Случилось что-то плохое? Аутоагрессор заявит, что это его вина и никого другого. Он постоянно твердит о собственной неполноценности, ущербности. Занимается самооскорблением.
  4. Социальная . Это некие плохиши, те, кто стремятся быть белой вороной, изгоем в обществе. Им присуще аморальное, а порой и провоцирующее, поведение. Это звучит странно, но такой человек вне себя от радости, когда люди недовольны его поведением.

Аутоагрессия – лечение

Если говорить более детально о том, как бороться с аутоагрессией, то важно помнить, что ее нужно уметь правильно диагностировать. Этот вариант уместен в случае с тяжелыми вариантами саморазрушающего поведения ( , булимии, алкоголизме и прочем). Специалист (психиатр, психолог, психотерапевт) терапевтирует больного, предлагает ему заполнить опросники, пройти проективные тесты.

Что касается самого лечения, здесь уместен индивидуальный подход. Важно понять, что стало причиной возникновения аутоагрессии. Главное, чтобы человек осознал свою проблему, понял, что она ухудшает качество его жизни. Идеальный вариант лечения аутодеструкции – обращение за помощью к психотерапевту, практикующего когнитивно-поведенческую терапию. Помимо работы с ментальными причинами, специалист может прописать медикаментозное лечение (антидепрессанты, нейролептики).

Если этот способ лечения тяжело осуществим, аутоагрессору нужно научиться правильно выражаться свои эмоции. Так, уместно написать гневное письмо, после чего его следует разорвать. Если злость изнутри разрывает вас на части, можно смело поколотить подушку, покричать. Научитесь заполнять внутреннюю пустоту положительными эмоциями, впечатлениями. Ощутите собственную полноценность. Учитесь расслаблению (контакт с природой, прослушивание успокаивающей музыки).

Аутоагрессия у ребенка

Детская аутоагрессия поддается лечению посредством проявления заботы, ласки и любви со стороны родителей, самых близких людей малыша. Если вы заметили, что ребенок начинает, например, биться головой о стену, царапать себя, не показывайте ему свой испуг. Здесь уместно поговорить о том, кто его обидел, нарисовать обидчиков, изобразив их в нелепой форме. Этот вариант не помогает? Как только ребенок начинает себе вредить, одарите его нежностью и заботой. Чтобы избавить чадо от саморазрушительного поведения, чаще хвалите его, а самое главное – не занимайтесь .


Аутоагрессия у подростков

Осознанная или неосознанная аутоагрессия проявляется у тинейджеров с низкой стрессоустойчивостью и у тех, кто эмоционально нестабилен. Здесь уместно поговорить с подростком, дать понять, что вы хотите ему помочь. Выслушайте его. Главное обратить внимание тинейджера на его достоинства, сильные стороны характера (предложить вместе составить список положительных качеств). Важно дать понять, что он всегда может рассчитывать на помощь взрослых.

Аутоагрессия у взрослых

Аутоагрессия, лечение у взрослых которой протекает не так легко, как у дошкольников или подростков, может исчезнуть. На первом месте стоит общение с психотерапевтом, если это нелегко осуществить, тогда во время приступов агрессии рекомендуется вести дневник, окружить себя людьми, которые помогут под другим углом взглянуть на собственную жизнь. Уместно пересмотреть отношение к своей проблеме, взять ответственность за собственную жизнь и поверить в то, что, какой бы неразрешимой не казалось ситуация, ее можно исправить.


Профилактика аутоагрессии

Если лечение аутоагрессии – это не ваш случай, но вам иногда присуще саморазрушающее поведение, тогда уместно заняться его профилактикой. Нужно научиться корректно выражать свою злость, уметь отстаивать свое мнение. Если переполняют , перенаправьте их на занятие творчеством, спортом (побейте боксерскую грушу после тяжелого рабочего дня, порелаксируйте на йоге).

Аутоагрессия – книги

Аутоагрессия, литература о которой поможет каждому детальнее узнать, что это такое и как его лечить, являет собой саморазрушающее поведение, о котором можно говорить очень много:

  1. «Роль и место феномена аутоагрессии в семьях больных алкогольной зависимостью » автора Меринова А. Вы узнаете о том, что такое «алкогольный» брак и как разводы влияют на аутоагрессивную личность.
  2. «Подросток. От саморазрушения к саморазвитию » Илатова А. Автор рассказывает о том, как аутодеструкция способна разрушить жизнь тинейджеру.
  3. «Защитные механизмы » Мак-Вильямс Н. Здесь вы проясните для себя, почему аутодеструкция рассматривается как защитный механизм психики.
  4. «Аутоагрессия, суицид и алкоголизм » Шустова Д. Книга будет полезна социальным и медицинским работникам, психологам, которые нередко в своей практике сталкиваются с этими тремя проблемами.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Что такое аутоагрессия у детей

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Аутоагрессия проявляется как в словах (дети могут ругать себя, даже обзывать), так и в поступках (дети бьют себя по голове, кусают себя и пр.).

Мальчику было 4 года, когда родители развелись: отец ушел из семьи, а мать занялась своими проблемами. Ребенок остался на попечении бабушки. Эмоционально он был очень скован и закрыт. Бабушка постоянно была им недовольна. И с какого-то момента, желая выплеснуть накопившееся напряжение, ребенок стал биться головой об стенку.

Многие родители испытывают шок, впервые увидев, как ребенок бьет себя по голове. И задаются вопросами: что делать, как реагировать и нормально ли это. Попытаемся разобраться. Во-первых, такое поведение — это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана.

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я грязнуля! Неряха! Ничего-то я не могу!» — сквозь слезы говорит семилетняя девочка, пролив суп за обедом. Девочка знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает ее за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, она начинает обвинять себя. Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения.

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:

Отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении);

Имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;

Застенчив, имеет проблемы в общении;

Относится с уважением к другим и принимает их ценности.

Дети от рождения до 3 лет , как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что делать?

Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.

Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.

Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.

Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Дошкольники проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики, потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если шарик застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Мой брат в этом познавательном возрасте запихнул в нос витаминку, пока «скорая помощь» ехала, витаминка, к счастью, растаяла. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.

Что делать?

Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную.

Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью.

Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе.

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, чем дошкольники. Аутоагрессия у младшего школьника может быть одним из способов манипуляции родителями. Обычно это происходит из- за недостатка внимания со стороны родителей. Дети знают, что родители обязательно уделят им внимание, если заболеть. Иногда они могут нарочно простудиться, чтобы можно было не идти в школу.

Что делать?

Демонстративное проявление аутоагрессии лучше пресекать сразу, просто игнорируя неблаговидное поведение ребенка.

Если у ребенка низкая самооценка, больше хвалите его и поддерживайте во всех трудных ситуациях.

Будьте внимательны к переживаниям ребенка, поговорите с ним, если заметите, что он чувствует себя одиноко. Пусть ребенок чувствует вашу заботу, нежность и ласку.

Не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований. Учеба ребенка нужна не для удовлетворения ваших родительских амбиций. Если ребенок чувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, он может начать сам наказывать себя, боясь вашего гнева.

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль. Когда вы сможете уделять ребенку больше внимания, будете мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведете к минимуму ваши критические замечания, вы увидите, что ваш ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер, и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое недовольство.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:

Отказ сверстников принять ребенка в игру, соперничество при распределении ролей в игре и т. д.;

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т. д.);

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т. д.);

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и т. д.);

Усталость (дополнительные занятия в кружках и секциях после детского сада);

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват);

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и т. д.);

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и т. д.);

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярным способом воспитательного воздействия является наказание в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и т. д.).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

Игнорирование . «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ — десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на «агрессора», и он замолкает.

Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение.

«Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка . «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а... (указывается проступок)».

Юмор или шутка . Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания («Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова...) — ревушка!»). Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Апелляция к жалости . Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются неприемлемы (грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и мн. др.). Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме («Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!»). Но лучшим способом является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Мне не нравится, когда дети так грубо высказываются»).

Выпускание пара . Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

Мусорная корзина . Этот метод заключается в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину). Объясните ребенку так: «И мне, и папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

В случае негативного высказывания в адрес вашего ребенка вы можете прибегнуть к приему «Соблюдение ритуалов» . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи!», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т. п.