Баллада почему а. Значение слова баллада

Слово «баллада» (balada, также в уменьшительной форме - baladeta) применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.

Средние века

В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade ) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма , жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века ; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около г.)

Стихотворная форма включает три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо - автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» - «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо - профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами . Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две - на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются .

В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе : восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.

Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) - Кристина Пизанская , автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около г. эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского , на основе первого сборника Сенешаля Жана д"Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон .

Баллада в Новое время

Англия и Шотландия

Из баллад не исторических замечательна баллада о детях в лесу , отданных дядей-опекуном двум разбойникам для того, чтобы они их убили. Литературную обработку баллад дал Роберт Бернс . Он мастерски воспроизводил старые шотландские предания. Образцовым произведением Бернса в этом роде признается «Песня о нищих» (переведена на русский язык). Вальтер Скотт , Соути , Кэмпбелл и некоторые другие первоклассные английские писатели также пользовались поэтической формой баллады. Вальтеру Скотту принадлежит баллада «Замок Смальгольм», в переводе В. А. Жуковского увлекавшая русских любителей романтизма. В общем, слово баллада получило в Англии своеобразное значение, и стало применяться преимущественно к особому роду лирико-эпических стихотворений, которые были собраны Перси в «Reliques of ancient English poetry» () и имели большое влияние на развитие не только английской, но и немецкой литературы. Поэтому слово «баллада» в Германии употребляется в том же смысле, то есть как обозначение стихотворений, написанных в характере старинных английских и шотландских народных песен.

Франция

Россия

Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века , когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии . Первая русская баллада, и притом - оригинальная и по содержанию, и по форме - «Громвал» Г. П. Каменева ( -). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский ( -), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» () переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, - говорит Белинский , - когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера , Гёте , Уланда , Цедлица , Соути , Мура , В. Скотта . Оригинальная его баллада «Светлана» () была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».

Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина . Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову - «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому - «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно - на древнерусские темы) и А. А. Фета .

Баллада как музыкальный жанр

Начиная с XVIII века распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: К. Лёве , Ф. Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Р. Шуман , Г. Вольф . В России песенная баллада появилась в XIX веке под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады А. Н. Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Море»

Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую) - лиро-эпический жанр, стихотворение, в основе которого какой-либо остродраматический сюжет, не­обыкновенный случай. Истоки данного жанра - в произведе­ниях фольклора (народных преданиях и легендах). Жанровые особенности баллады: наличие сюжета с мистическим элемен­том, наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), диалог персонажей или монолог, обращенный к условному со­беседнику, музыкальность (в балладе синтезированы черты пес­ни и рассказа). Существовали баллады исторические, ге­роические, семейно-бытовые, комические, лирические, раз­бойничьи, страшные (с участием сверхъестественных сил), бал­лады о несчастьях. В XIII веке в Европе баллада становится излюбленным жанром поэзии трубадуров и труверов. Также жанр был очень популярен у сентименталистов, романтиков и в эпоху неоромантизма. Французская баллада XIV-XV вв. - это бессюжетное лирическое стихотворение, имеющее устой­чивую форму: три строфы на сквозные рифмы, обращение к адресату, рефрен. К жанру баллады в европейской поэзии обращались Ф. Вийон, Р. Бернс, Ф. Шиллер, Г. Гейне; в русской - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Здесь искали:

  • что такое баллада в литературе
  • что такое баллада
  • что такое баллада в литературе определение

(франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЛЛАДА

(фр. Ballade - танцую) - наименование нескольких различных поэтических и музыкальных жанров: 1) в провансальской поэзии - песня, сопровождаемая танцем; 2) во французской и итальянской поэзии - стихотворная форма из трех-четырех строф с определенной системой рифмовки; 3) остросюжет-ный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или исторического содержания. Создателями баллад были трубадуры и труверы, а исполнителями - менестрели и жонглеры.

Первоначально возникла у романских народов средневековья как лирическая хоровая песня с обязательным рефреном. К XIII в. в качестве обязательного жанра во-шла в поэзию трубадуров и труверов, представляла собой бессюжетное лирическое стихотворение из трех строф. Особенное распространение получила в XVIII–XIX вв. в поэзии сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Ф. Шиллер, Г. Гейне, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-монтов и др.). Вокальная баллада также связана с роман-тическими идеям и в музыке и представлена в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова. Инструментальные баллады писали Ф. Лист, Э. Григ и Ф. Шопен.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова баллада

баллада в словаре кроссвордиста

баллада

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

баллада

балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

баллада

баллады, ж. (ит. ballata).

    Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.).

    Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого, называющегося посылкой, в четыре строки, причем рифмы, а также последняя строка (припев) во всех четырех куплетах одинаковы (лит.).

    Род вокального или инструментального музыкального произведения (муз.). Баллад Финна из оперы "Руслан и Людмила". Французская баллада (лит.) - баллада во 2 знач.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

баллада

    Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.

    Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера.

    прил. балладный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

баллада

    Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

    Отдельное произведение такого жанра.

    Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

баллада

БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo - танцую) во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ). 3) В музыке - встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады - сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.

Баллада

(франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo ≈ танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья ≈ лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов). Классическая французская Б. 14≈15 вв. ≈ бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), «посылка» (обращение к лицу, которому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец ≈ Б. «О женщинах былых времён» Ф. Вийона. В средневековой Англии Б. ≈ народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг ≈ в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне ≈ в Германии). Зачинателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий ≈ авторы Б. с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. лироэпической «тональности» (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).

Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. представлена в романтической музыке Германии и Австрии ≈ в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. связаны с романтической поэзией ≈ «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Инструментальная Б. ≈ жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность ≈ с картинной живописностью (Б. для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. явились Б. на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку («Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).

Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, «Северные записки», 1916, ╧ 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.≈Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.

В. А. Никонов, Е. М. Царёва.

Википедия

Баллада (значения)

  • Баллада - (1) средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма; (2) лироэпический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV-XVI вв.; (3) поэтический и музыкальный жанр эпохи романтизма
  • Рок-баллада - разновидность песни в рок-музыке

Художественные произведения:

  • Баллада об Аотру и Итрун
  • Баллада о гибкой пуле
  • Автоматная баллада
  • Гусарская баллада
  • Баллада о солдате
  • Альпийская баллада
  • Баллада о старом оружии
  • Баллада о скрипках

Примеры употребления слова баллада в литературе.

В программе: традиционная музыка Западной Европы и России - танцы, баллады , обрядовые песни, инструментальные наигрыши Зал Центрального Дома ученых В программе: Чайковский, Глинка, Динику, Сен-Санс, Григ, Алябьев, Лист Абонемент 85 Великий романтик фортепиано.

Именно тогда она начала задумываться: уж не пожаловался ли ему новый арфист, что дети неверно затвердили баллады и предания?

Новый арфист привез песни, которые я никогда даже не слышала - например, ту балладу , что он пел в день приезда.

Может, так и к лучшему - новый арфист без конца донимал Януса вопросами: вынь ему да положь, кто разучивал с детьми обязательные песни и баллады !

Скотт останавливается на спорах, которые вели фольклористы в его время, например об авторстве баллад , о социальном положении древнего менестреля, о преимуществах и недостатках различных источников баллад ного творчества и т.

Старинная баллада слишком часто страдает незначительностью мысли и бедностью выражения еще и потому, что видимая простота балладной строфы порождала сильный соблазн к сочинительству небрежному и тривиальному.

Есть хорошо сделанные батальные эпизоды, есть полные юмора народные сцены, есть чудесная идиллическая картина жизни гонимого Ллуэллена в лесу, вдохновленная балладами о Робине Гуде.

Старинная баллада Неприятель начал яростную атаку на мост несколько раньше, чем Мортон и Берли присоединились к оборонявшим его повстанцам.

В рок-н-роллах Элвиса и балладах Битлз мы открывали больше смысла, чем во всех тех статьях Ленина, что я законспектировал в 9-м и 10-м классах школы и на 3-х курсах института.

Поскольку Микл, отличный версификатор, умел также придавать своим стихам большую напевность - тут ему могли бы позавидовать барды гораздо более известные, - то и баллады эти очень ему удались, если, конечно, рассматривать их как произведения явно современные.

После событий в Динас Бренине, Килларе и Эймсбери моя слава неимоверно возросла, воспетая в балладах и песнях.

Музыку этой баллады сочинил друг Генри, Пол Дрессер, брат романиста Теодора Драйзера.

Все здесь было туманно и проникнуто атмосферой влюбленности, как немецкая баллада , -- это было подлинное убежище для страсти тысяча восемьсот двадцать седьмого года, с благоухающими в жардиньерках редкостными цветами.

Сейчас она начала петь отрывок из старой баллады : Тосклив мой сон, лорд Арчибалд, Моя постель - как лед, Возлюбленный неверный мой, Заутра - твой черед!

Гибор, отрицательно мотнув головой, рвет с шеи миндальный орех черненого серебра, в два такта баллады о короле Родриго мелодический медальон раскрывается, красный порошок ссыпан на тыльную сторону ладони, язык упоительной длины подбирает яд в один сапфический икт и симитарра в зрачках Магомы истоньшается, вспыхивает, перегорает - она не нужна.