Блок о я хочу безумно жить аудио. «О, я хочу безумно жить» – анализ стихотворения Александра Блока

Стихотворение стало первым в сборнике Блока "Ямбы", который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема стихотворения

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить "несбывшееся". Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова "сон тяжелый", "в грядущем скажет", "юноша веселый". Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны - угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Читателю вполне понятна мысль, которую выражает поэт, и для современных людей отсутствие сложных художественных приемов очень кстати, поскольку сегодня не в моде устаревшие сложные конструкции в стихах. Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.

Сочинение

Стихотворение « О, я хочу безумно жить» было написано в феврале 1914 года и несмотря на то, что в мире уже назревала первая мировая война, казалось, что Блока это лишь вдохновляет. Возникает ощущение, что герой поэта только что осознал, что он действительно живет, а не существует, бездумно и апатично. И тут же его со всех сторон охватывают чувства и порывы:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Герой чувствует себя сильным и готовым на любые испытания, готовым на безумную, тяжелую жизнь:
Пусть задыхаюсь в этом сне…
…но жизнь достойную поклонения потомков:
Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне…
и дальше следует описания героя таким, каким, возможно автор представляет себе настоящего человека, героя своего времени со светлыми порывами и чистой душой, готовой ради спокойствия и блага человечества на безумные поступки. И Блок
действительно верит в таких людей, поэтому право описания своего героя он отдает юному человеку, возможно в будущем такого же героя, как и его:
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света
Он весь – свободы торжество!
Все стихотворение читается на одном дыхании и очень легко. Автор как будто специально употребляет как можно меньше слов (заполняя их знаками препинания, в основном дефис) и больше рифмы, опасаясь, что смысл будет погребён за ненужными словами:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Прямая речь в последнем четверостишье помогает читателю понять, то главное, что пытался донести до него автор: каким должен быть его герой, идеальный человек. И опять он обращается к краткости. Автор задает вопрос и сам на него отвечает:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света
Он весь – свободы торжество!
Эпитеты в этом стихотворении употреблены мало, но очень метко. Они указывают на контраст между жизнью:
Пусть душит жизни сон тяжелый
и людьми, живущими в этом мире:
Быть может юноша весёлый
Это помогает понять, что какой бы тяжелой не была жизнь, в основном люди стараются принять её с улыбкой на устах и стараются её облегчить. И ещё это показывает, что никакая тяжесть жизни не может полёты чистых душ, их стремления и мечты. Думаю, что Блок был одной из таких душ, и он тоже воспринимал все превратности судьбы с улыбкой и никак иначе, а ведь жил он не в самое легкое для России время. И тем не менее ему ничего не помешало воплотить в себе того героя, которого он почитал:
Он весь - дитя добра и света
Он весь – свободы торжество!

«О, я хочу безумно жить» А. Блок считал одним и лучших своих стихотворений. Изучают его в 5 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «О, я хочу безумно жить» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».

Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей - перекрестная.

Метафоры «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество».

Эпитеты «сон тяжелый», «юноша веселый» .

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось анализируемое стихотворение. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется историко-общественной ситуацией: поэт знал, что назревает война, которая унесет с собой много жизней.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы - любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих - откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство - лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством» .

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши веселого» .

Формально стихотворение состоит из трех катренов. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первом катрене - кольцевую АВВА, во втором и третьем - перекрестную АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры : « «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество» . Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации . Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловёчить,

Несбывшееся - воплотить!

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

Это стихотворение, написанное в 1914 году, открывает цикл «Ямбы» (1907-1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам. Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала: «Негодование рождает стих». «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жиз­ни». В стихотворении «О, я хочу безумно жить...» лирический герой провозглашает цель своего творчества:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Стихотворение проникнуто доверием к жизни («хочу безумно жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне...

Понятие «жизнь» двойственно - это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лири­ческий герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лер­монтовскую традицию. «Пророк» Пушкина, исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника. В этом стихотворении Блока преодолен лермонтовский пессимизм. О его пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый». Потомок блоковского пророка прежде всего простит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности. В основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет»:

Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!