Было после потопа на земле. Тайны мира и вселенной, два вопроса о том, что было после потопа

Молитва 50 и 90 псалмы

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Если вы сомневаетесь в своей безопасности, читайте девяностый псалом.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна. Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни. От вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое. Не приидет к тебе зло. И рана не приблизится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

ПСАЛМЫ:50, 139,90. Снятие порчи, сглаза.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодно будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.

Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.

Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!

Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.

Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.

Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.

Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: “Господь – упование мое”; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое”.

Молитва 50 и 90 псалмы

Правило схиархимандрита Виталия, читаемое в опасности

Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) во время военных действий в Тбилиси, сопровождавших политический переворот рубежа 1990-х годов, молитвенно участвовал в трагических событиях и давал своим духовным детям особое правило для охранения от опасностей.

Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения.

– М.: Новоспасский монастырь, 2004)

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Форум Безмолвие

Внутреннее безмолвие – начало Свободы.

Путь Духовный и краткий путеводитель – 50 и 90 псалом

Shaktipad » 04 фев 2010, 09:51

90 Псалом используется как молитва в опасной ситуации и дает шанс трансформировать страх верой и надеждой на Бога. Написан от имени трех лиц: автора-наставника, ученика, обращающегося к Богу и Самого Бога, это может затруднять понимание, но предает тексту удивительную динамику:

Живый в помощи вышняго, в крове Бога нбнаго водворится, речет Господеви; заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна; плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни, от вещи во тме преходящiя, от нападенiя и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится; oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши. Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прослвалю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.

Мы живем или существуем? Где есть жизнь, а где – тлен и как достичь жизни вечной? Та очень просто – отдаться на волю Бога, довериться ему, открыться для помощи его, и тогда существование станет жизнью, но мы говорим о бытии "духовном " в первую очередь. И "водворение в крове Бога небесного" как раз и есть основная задача тех, кто постановил себе отыскать жизнь в Духе, а не просто существование тела. Для этого необходимо перестроить отношение к себе и миру, понимание своей роли как в своей жизни, так и в жизни других, поменять мотивы и приоритеты своей жизни.

И мы обращаемся к Господу, даже если пока мы не достигли состояния "водворения в крове Бога небесного", но через молитву формируем намерение и понимание: Бог, связь с Богом, с волей его и его промыслом и есть прибежище для нас и есть заступничество за нас и упование наше. Другими словами – вера в Бога и в ту роль, которую он сыграет в нашей жизни, если мы позволим ему войти в нашу жизнь. Но это и смирение, сдача на милость Божью и себя и того, что мы делаем и что делается с нами в этом мире. Далее молитва описывает те ситуации, в которых вера в Бога и способность положиться на Бога изменит то самое отношение и позволит проходить жизненные уроки совершенно по-другому, например:

"Сеть ловчая" – искушения и ловушки этого мира, испытания славой, деньгами, привязками к материальному, испытания на то, что для нас важнее – безопасность существования и уют с комфортом, или жизнь в крове Бога небесного? Которую никакими деньгами и ценностями земными не измерить. Которой просто нету для тех, кто все меряет ценностями земными. "Словесе мятежна" – слова, вызывающие сомнение и неверие и в более широком контексте – слова, точнее – общения, приводящие к разрушению состояния "благости" из-за негативных эмоций и реакций. "Плещами" часто переводят как "перьями", я не уверен насчет скрытого смысла именно перьев, но укрывание под крыльями и перьями в надежде – это очень важный момент. Мы можем не понимать до конца сути событий в нашей жизни – наш ум и сознание просто недостаточно глубоко видят причины и их следствия даже в нашей жизни, а что говорить про других людей. И такого рода обращение – это опять укрепление себя в вере, вере в Божественную роль и промысел в нашей жизни и что все – не случайно и не бессмысленно, но даже если мы не понимаем этого, мы верой продолжаем проживать все, что выпало нам достойно и теперь уже в роли со-творцов своей жизни. Тут есть и другой смысл – с верой в Бога и утверждении себя в жизни в Боге мы меняем способ взаимодействия с миром, уходим из-под закона "хаоса" к закону Божественному (познание Имени Его) – и тогда уроки наши становятся интенсивнее, но в них больше смысла и пользы. Но никто не обещает сермяжного счастья и безмятежной жизни – нет, речь идет о способности сохранять безмятежность в вере в Его даже среди самой бурной бури. "oружiем обыдет тя истина eго" – одно из самых мощных высказываний в псалмах вообще (другие переводы дают более дословное "щит и ограждение истина Его"). Упование на чистоту своей веры и искренности своего обращения к Богу, честности и искренности перед своей совестью (а значит – и перед Богом) в грехах и беззаконии своем и есть наилучшей защитой. Не безгрешность – потому что мы грешны по факту рождения в грехе, не "праведность" и "добродетель", а именно искренность в вере и честность перед лицом Господа. Но в то же время эти слова имеют огромное практическое значение и меняют то, как мы поступаем в сложных ситуациях: сможем ли мы отдать Богу решение "проблемы", чистосердечно принять уроки и опыт, которые она несет и не пытаться сделать Богову работу за Бога, "разруливая" ситуацию во внешнем мире, а положиться целиком и полностью на волю Бога и принять любой исход как волю Его? Мы так и жили до грехопадения, кстати – а потом разучились.

Страх ночной – это скрытые в нашем бессознательном страхи и эмоции, страх неизвестности. Стрела во дни – целенаправленное действие против нас, от непоняток, скрытых мраком, нападок бесов среди бела дня. От страха, который это все может вызвать в нас Бог станет прибежищем – если мы сами позволим этому произойти, сделав веру свою сильнее страха своего же.

Я люблю говорить о статистике и о том, что есть правила и есть исключения и важно знать как стать правилом и как – исключением. Как спастись, если вокруг – конец света? Как сделать так, чтобы тьма, поглощающая всех и вся и грозящаяся поглотить и нас – не могла даже приблизиться? Я склонен трактовать слова про "очима твоими смотриши" как умение увидеть суть происходящего глазами Бога – и понять, что грешники, которых погибают тысячи и миллионы только получают свое воздаяние, но верующий искренне и честный будет спасен.

Но уповающий на Господа прибежищем своим выбрал Всевышнего и теперь Бог отвечает и обещает:

поэтому с ним не может произойти ничего плохого (если в вере нету сомнения и неискренности, конечно), потому что Бог заповедает ангелам своим охранять в пути тех, кто сделал этот выбор и ангелы:

так что не споткнется верующий в Бога по всякой нечисти пройдет без ущераб себе победоносно, только. условия чтобы именно так и было читайте выше. И еще – это не обязательно должны быть некие нереальные подвиги в Духе, даже способность не поймать порчу от соседки-ведьмы – это уже "на аспiда и васiлiска наступиши". Я уверен, что выбор персонажей для "попрания" неслучаен и глубоко метафоричен, пока могу только на быструю руку сказать что они значат для меня: василиск – "умерщвляющий" нашу душу, превращающий ее в камень (не кто-то, а метфора выбора и отношения), лев – агрессия и сила животных инстинктов, змий – ложь и лукавство. Невозможно точно сказать, на что указывал автор, но если посмотреть на эти метафоры интуитивно – для каждого они станут понятны именно так, как ему нужно.

Как ты уповаешь на меня – таки избавлю тебя и закрою, защищу тебя настолько, насколько познал ты имя мое (в этом контексте – суть Бога)

того, кто ко мне обратиться – того у слышу и не только буду с ним в тяжелые моменты, но прославлю его за старания и страдания его, дам ему долгие дни и спасение свое явлю ему. Еще и еще раз – обращение к Богу, упование на Бога, вера в Бога – основное, а грехи наши и беззаконие – бесконечны, потому что природа этого мира такова и не сними нужно бороться (хотя – все равно нужно), а идти к Богу через честность перед совестью своей (что и испытывают грехи наши), искренность и силу сердечного позыва к Творцу.

Другими словами – хватит ли у нас духу достичь состояния полной преданности Богу, надежды на Него и покровительство Его, веры в Него, достичь состояния настолько всеобъемлющего, чтобы Бог стал другом и защитником нашим по вере нашей.

9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. 13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. (http://ru.wikisource.org/wiki/ Евангелие_от_Луки#4:9)

И, если развить это дальше, то для человека, который полагается на Бога в делах своих степень ответственности остается такой же или даже возрастает, это еще одно, "эзотерическое" значение высказывания "На Бога надейся, но сам не плошай"

» 04 фев 2010, 15:29

Сообщения: 4196 Зарегистрирован: 01 янв 1970, 03:00 Откуда: оттуда Блог: Посмотреть блог (8)

Здоровая » 07 мар 2010, 19:35

Сообщения: 167 Зарегистрирован: 05 июл 2009, 14:31 Откуда: Буденновск

April 1st, 2016

Псалмы 26, 50, 90 и Похвала Богородице - защита при нападении врагов
"...и бомбой не разорвет"

«Человеческая жизнь стоит все меньше... Стало страшно жить - опасность со всех сторон. Любой из нас может быть ограблен, унижен, убит. Понимая это, люди пытаются защититься; кто-то заводит собаку, кто-то покупает оружие, кто-то превращает жилище в крепость.

Страх нашего времени не миновал и православных. Как защитить себя и близких? - часто спрашивают верующие люди. Наша главная защита - Сам Господь, без Его Святой воли, как сказано в Писании, и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21, 18).

Бог дал нам величайшие святыни для защиты от видимых врагов. Это, в первую очередь, щит христианский - нательный крестик, который нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, святая вода и артос, вкушаемые каждым утром»
(Игумен Пахомий (Брусков).

+ + + + + + +
Молитвы

Архангельское приветствие ко Пресвятой Богородице:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 26:

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 50:

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 90:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

+ + + + + + +
Пишет Сергей Нилус о том, что сказал ему старец Иоанн Оптинский

Сергей Александрович Нилус с женой Еленой Александровной пришли к Оптинскому Старцу отцу Иоанну (Салову).

"Старец принял со свойственной ему в отношении к нам с женой радостной лаской.
- Берите табуретку, - сказал он, обнимая меня, - садитесь рядом со мною.
- Какие вы псалмы читаете? - предложил он мне вопрос. Я смутился: обычно на коротеньком своем, чисто мирском, не правиле даже, а правильце, я никаких псалмов не читал.
- Знаю, - ответил я, - «Живый в помощи», «Помилуй мя, Боже»...
- А еще какие!
- Да я, батюшка, все псалмы читал и, хоть не наизусть, а все знаю; но правильце мое маленькое...
Старец перебил мое самооправдание:
- Не о том я хочу вас спросить, какое правило ваше, а о том, читаете ли вы еще псалом 26-й - «Господь просвещение мое?
- Нет, батюшка, не читаю.
- Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма - 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование - «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит...
При этих словах старец встал со своего кресла, обнял меня и с какой-то особой силой, раскатисто-звонко, не сказал даже, а выкрикнул:
- Больше вам скажу: бомбой не разорвет! Я поцеловал обнимавшую меня руку старца. А он опять, прижавшись к самому моему уху, опять громко воскликнул:
- И бомба не разорвет!* А на всякую дрянь вы и внимания не обращайте: что вам дрянь сделать может?... Вот, об этом-то я и хотел побеседовать с вами. Ну, а теперь идите с Господом!
И с этими словами старец отпустил нас с миром.
Я знал того человека, точнее говоря - женщину, на которую намекал старец, называя ее дрянью: к Оптинскому благолепнолиственному древу она прилепилась, как лишай, и долго ложной своей святостью и именем старцев морочила Оптинских богомольцев. Я ее понял, и она мне за то мстила, где могла. Бог с ней!..
«И бомба не разорвет!..» Предсказание о. Иоанна (Салова) в точности исполнилось во время гражданской войны. По воспоминаниям М. В. Смирновой-Орловой, Елена Александровна рассказывала ей, что однажды, когда они с мужем ехали под обстрелом в тарантасе, рядом с ними разорвалась бомба, но их совершенно не задела."
http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post120714868/


Тропарь Архангела Михаила, глас 4:
"Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил."

Кондак Архангела Михаила, глас 2:
"Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг."

Молитва Архангелу Михаилу:
"О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь."


+Тропарь святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 4:
"Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим."

Кондак святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 3:
"В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати."

(Архангел Михаил и Святитель Николай Чудотворец особенно любимые святые православного русского народа.)

А ТАКЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОЛИМСЯ СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ, ПОКРОВИТЕЛЮ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И ЕГО ИКОНА, ПОМЕЩЕННАЯ ИЗДРЕВЛЕ НА РУССКОМ ГЕРБЕ (НА ГРУДИ ДВУГЛАВОГО ВИЗАНТИЙСКОГО ОРЛА).

Тропарь святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
"Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение."

Иной тропарь святому Георгию Победоносцу, глас тот же:
"Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим."

Кондак святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
"Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение."

Пресвятая Богородица, спаси нас! Окончание обычное: "ДОСТОЙНО ЕСТЬ" (от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона "Ангел вопияше Благодатней... Светися, светися, новый Иерусалиме...") и отпуст. АМИНЬ

"Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма - 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование - «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит...
При этих словах старец встал со своего кресла, обнял меня и с какой-то особой силой, раскатисто-звонко, не сказал даже, а выкрикнул:
- Больше вам скажу: бомбой не разорвет! Я поцеловал обнимавшую меня руку старца. А он опять, прижавшись к самому моему уху, опять громко воскликнул:
- И бомба не разорвет! А на всякую дрянь вы и внимания не обращайте: что вам дрянь сделать может? Вот, об этом-то я и хотел побеседовать с вами. Ну, а теперь идите с Господом!.."

Архангельское приветствие ко Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 26
(говорящий о стойкости верующего в гонениях и о утешении его покровительством Господа)

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. 2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. 3 Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, 4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. 5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, 6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. 7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, 8 обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. 9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. 10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, 11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. 12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, 13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. 14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, 16 долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Молитва ко Кресту Господню

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Псалом Давиду, прежде помазания – таково надписание сего псалма. Как видно из библейской истории, Давид получил три помазания: первое от пророка Самуила, еще при жизни царя Саула, в доме отца своего Иессея, в городе Вифлееме, когда он, еще будучи малолетним отроком, приведен был с поля от стада, которое он пас (). «И ношашеся, – сказано в книге Царств (), – Дух Господень над Давидом от того дне и потом». А прежде сего помазания, как не получивший Духа Святого, Давид не составлял псалмов. Второй раз помазан был Давид торжественно, когда вступал с правами царя, по смерти Саула, в управление двумя коленами – Иудиным и Вениаминовым (). О сем помазании и говорит надписание сего псалма – прежде помазания , что согласно и с содержанием псалма, в котором пророк изображает свою крепкую надежду на всемогущего Защитника его от врагов – Господа Бога. Третье помазание Давида было также всенародное, пред вступлением его в управление всеми 12 коленами еврейского народа (). По смерти Саула прекратились гонения на Давида, о которых упоминается в псалме (ст. 2, 6, 11 и 12), а эти гонения были в период времени от первого до второго помазания. Испытав неоднократно на себе помогающую ему всесильную и вседержавную десницу Божию, Давид, хотя и подвергался нападениям со стороны врагов своих, но при этом уже не испытывал никакого страха в душе своей, что и выразил в первых словах сего псалма.

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?

В жизни каждого человека бывают обстоятельства скорбные и печальные, наводящие на него омрачение, приводящие душу его в такое глубокое смущение, что она, как бы ночью, ходит впотьмах, не зная, что делать и на что решиться, а потому или впадает в отчаяние, или от недостатка терпения предается другому какому-либо греху. В таких обстоятельствах был и Давид в то время, когда укрывался от гонения Саула. Скорбные и тесные обстоятельства наводили на него страх и душевное омрачение, так что он решался на разные ухищрения для избежания угрожающих ему опасностей. Таковое, например, омрачение и страх напали на него, когда он принужден был притвориться безумным пред лицом гефского царя Анхуса (). Но во время тех же самых гонений и преследований со стороны Саула, Давид испытал и видел на себе многократные случаи милости и помощи Божией, которыми Господь, спасая его от бед, как бы отгнал от него мрак скорби и смущения, и он, чувствуя над собою покровительство Божие, укреплялся в вере в Бога, а потому и заявляет, что теперь нечего ему бояться, что теперь Сам Господь и просвещение ему, и Спаситель , и Защитник против всех бед и опасностей жизни.

Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

Кого мне теперь страшиться, как бы так говорит Давид, когда я многократными опытами убедился, что все злодеи, угнетающие меня, и враги мои изнемогали и падали в то время, когда приближались ко мне с тем, чтобы пожрать плоть мою. Кого мне бояться, когда я уверен что при мне и со мной всегда Господь просвещение мое, и Спаситель мой, и Защититель живота моего . На этой уверенности во всегдашней помощи Божией должен основывать свое бесстрашие и свое спокойствие во всяких трудных обстоятельствах и во всех опасностях жизни и каждый верующий в Бога.

Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.

Саул с целым отрядом войска гонялся за Давидом, и последнему, находящемуся часто в опасности впасть в руки своего смертельного врага, естественно было бояться и вследствие боязни укрываться от преследований. Когда же Давид многочисленными опытами убедился в постоянно подаваемой ему от Бога помощи и защите его от нападений Саула, то уже настолько укрепился в надежде на помощь Божию, что не чувствовал никакого страха со стороны нападающих на него врагов, что выразил словами сего стиха, говоря: если нападет на меня целый полк врагов, не убоится сердце мое, если восстанет на меня война, и тогда с надеждой на Бога мне будет не страшно. То же самое выражено и в 7-ом стихе третьего псалма.

Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати Храм святый Его.

В предыдущем псалме () Давид выразил любовь и приверженность к дому Божию, т.е. к скинии, – словами: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и проч., а здесь изъясняет, что единственное благо, которым он особенно дорожит, которого лишился по изгнании из отечества, но которого с особенным усилием домогается и просит у Господа, состоит в том, чтобы пребывать ему в дому Господни во все дни жизни его для того, чтобы иметь возможность взирать на красоту его, наслаждаться лицезрением славы Божией, проявлявшейся в ветхозаветной Церкви в жертвоприношениях, проречениях и обетованиях, в бесчисленных милостях Божиих. Выражение красота Господня по переводу с греческого означает: радость от Господа, то, что услаждает и утешает свыше. Словами сего стиха Давид как бы так говорит: находясь в изгнании, я разлучен с семейством своим и своими сродниками и безвинно лишен всего имущества и имени честного гражданина, но не столько все это тяготит меня, сколько мучит скорбь о том, что я удален от святилища Божия. И уповая на милость Божию, я однако же ничего из тех временных благ не ищу и не прошу у Господа, а прошу одного того, чтобы непрестанно присутствовать мне в святом храме Его, взирать там на Божественную красоту его и созерцать все, совершаемое по Его Божественному установлению.

Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя.

Говоря в словах предыдущего стиха о том духовном наслаждении, какое получается от посещения и постоянного присутствия в храме Божием, здесь пророк по связи мысли упоминает о том случае спасения от врагов, когда он нашел убежище и помощь в скинии при первосвященнике Авимелехе, от которого получил священные хлебы и меч Голиафов ().Таким образом, смысл речи сего стиха должен быть такой: я так люблю храм Божий, говорит Давид, что желал бы всегда находиться при нем и даже жить в нем, чтобы постоянно созерцать красоту Господню; а так как Господь благоволит к любящим святой храм Его, защищает и утешает таковых, то и мне предоставил безопасное убежище от врагов в самом храме, – в годину бедствий укрыл меня в тайне селения , как бы в тайном месте. На камень вознесе мя , т.е. поставил меня на каменной горе, в таком неприступном для врагов месте, в каком безопасны были для меня все нападения и стрелы их.

И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви.

Уверенный в близком наступлении времени воцарения своего над евреями, Давид, представляя себе, как он поступит в тот раз, когда, победив всех врагов, он возвысится над ними как царь над своими подданными, и как за эту победу и за это возвышение он будет благодарить и прославлять Господа, будущие мечты и намерения свои выражает в форме прошедшего времени, говорит о них, как о совершившихся событиях. Как прежде, как бы так он говорит, Господь укрывал меня от врагов (покры мя в тайне селения Своего ), так вот и ныне Он возвысил меня над врагами (вознесе главу мою на враги моя ); а потому главным долгом моим было – явиться в скинию Божию для принесения благодарственной жертвы Господу; причем вместе со священниками я обходил вокруг жертвенника, принося Господу жертву хваления и воскликновения. А эта жертва хвалы и воскликновения совершалась чрез пение или одного человека, в один голос (от – пою), или с участием других лиц и при помощи музыкального орудия – псалтири (от – воспою): пою и воспою Господеви.

Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя.

Доселе, в первых шести стихах, псалмопевец как бы изложил исповедание веры своей в Господа Бога как Всесильного Помощника и Защитника против всех врагов его, и стремление предстоять пред Ним в храме Его, чтобы беспрепятственно изливать благодарные чувства души своей в принесении жертвы хвалы и славословия Господу. А с этого стиха он выражает молитвенные чувства благодарного и сокрушенного сердца и прежде всего просит, чтобы Господь услышал его молитвенный вопль и явил скорую Свою милость: услыши глас мой и помилуй мя .

Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.

В этих словах выражены чувства глубоко верующего сердца, ищущего Бога и стремящегося предстоять всегда пред лицом Божиим посредством искренней и сосредоточенной молитвы. «Для того чтобы была искренна, всецело обняла душу, была сосредоточенна, для этого нужно внимание к своему сердцу, собранность или устремление ума и сердца к единому Богу, отвержение от сердца всякой лжи, двоедушия и привязанности к земному.

Величайшее постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно, во всю жизнь, это тайный помысл его (т.е. сердца), будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение. Надобно непрерывно утверждать его в Боге, от Которого оно постоянно мысленно отвращается, и великий успех в христианской жизни стяжал тот, кто может искренно воскликнуть с Анною, матерью Самуила: «Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем» () (протоиерей Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе). Таковой успех в богоугодной жизни имел, без сомнения, и псалмопевец Давид.

Не отврати лица Твоего от Мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой.

Давид, испытавший сладость в молитве и хвалении Бога, постоянно представляет себя как бы стоящим пред лицем Бога, всевидящего и праведного, и, сознавая прежние грехи свои и опасаясь в будущем греховных падений, молит словами сего стиха, чтобы Господь не отвратил лица Своего от него и в случае грехопадения его не уклонился во гневе от раба Своего, – просит, чтобы Господь и в будущем помогал ему, как помогал всегда прежде; при чем исповедует Его своим Спасителем и опять просит не отвергать и не оставлять Своею милостью.

Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.

Находясь в изгнании, в чужой земле (у филистимлян), в отдалении от родных и друзей, Давид представляет себя в положении беспомощного младенца, оставленного родителями, и вот, желая выразить это свое сиротство и одиночество и вместе с тем надежду на всесильное покровительство Господа, он говорит: хотя и всеми оставлен я, даже отец и мать, самые близкие мои, оставили меня; но я не оставлен Богом. Господь принял меня.

Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради.

Так как, говорит Давид, Ты, Господи, меня, всеми оставленного, воспринял на Свое попечение, под Свое покровительство и я желаю шествовать Твоим путем, то утверди меня на сем пути, научи законом Твоим и укрепи благодатью Своею, чтобы я мог непреткновенно исполнять заповеди Твои, чтобы не совратиться мне с правого и спасительного пути Твоего по причине множества врагов моих, видимых и невидимых, непрестанно усиливающихся совратить меня с правого пути закона Божия и завести в непроходные дебри порока.

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.

Выражение в души стужающих в переводе с еврейского означает: на произвол врагам. И в других местах Священного Писания слово «душа» употребляется в смысле «воля», или «хотение»; а злое хотение, или намерение (каково было у врагов Давида относительно жизни его), и называется произволом. Свидетелями неправедными названы здесь тоже враги Давида, которые распускали о нем ложную молву, неправду ( и проч.), и эта неправда их обращалась на их же главу, во вред им самим: солга неправда себе . Таким образом, смысл изречений сего стиха должен быть такой: враги мои, говорит Давид, домогаются погубить меня; но не предавай меня, Господи, на произвол врагам моим, угнетающим меня: ибо восстали на меня свидетели неправедные; но неправда их, взводимая на меня, обратилась самим же им в погибель.

Верую видети благая Господня на земли живых

Выражение благая Господня значит дары и милости Господни. На земли живых , т.е. там, где живут люди, значит, под «землею живых» нужно разуметь не временное только место обитания людей, но и вечные обители в Царстве Божием. Таким образом, словами сего стиха Давид выражает следующие мысли: враги мне причиняли и продолжают причинять всякое зло: изгнали меня из дома и отечества, лишили удовольствия посещать святой храм Господень, принудили жить в сообществе иноплеменников и язычников и решились погубить меня. Но я верую и надеюсь на Господа Бога и по сей надежде уверен, что буду жив, возвращусь в свое отечество и буду пользоваться дарами Божиими, обещанными мне и моему потомству, и не только обладать земными благами сподобит меня Господь, но надеюсь, что не лишит Он меня и Небесного Своего Царствия.

Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Потерпи значит: ожидай с терпением (см. ), терпеливо надейся; мужайся значит будь мужествен, не падай духом, не отчаивайся. Словами сего последнего стиха Давид обращается с увещанием к самому себе, к своей душе и говорит: много терпела ты, душа моя, от злобы и жестокости врагов своих, потерпи же и еще, будь тверда, не отчаивайся: надейся на Господа! Да утвердится сердце твое в Господе, и если желаешь возвратиться к своим единоплеменникам, если хочешь жить в дому Господнем, если надеешься видети благая на земли живых , то не изнемогай в скорбях, мужайся и терпеливо ожидай, пока пройдут вся злая и настанут счастливые дни.

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.