Цели криминальной психологии. Метод обобщения независимых характеристик

Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте. Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так для криминологии, социологии и психологии наиболее продуктивен динамический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. Здесь конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Так как нас интересуют причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и отдельные предшествующие им события. Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке1.

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и внутреннего контроля. Умысел, как правило, возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Насколько лицо заражено антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс его потребностей, интересов, мотивов действия. На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Постулирование факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального в структуре личности в процессе ее онтогенеза предпринял К.К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах.

Косвенное, опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидны, как и влияние биологического на подструктуру направленности личности, хотя пол, тип и структуру нервной системы, патологию и задатки человек получает при рождении. Даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается взаимодействие биологического и социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Известно, что героями и преступниками не рождаются, а становятся, следовательно в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию окружающей среды.

Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Поэтому понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Так, в своем исследовании Г.А. Аванесов выделяет биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • 1. патология биологических потребностей, что часто становится причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • 2. нервно-психические заболевания неврастении, психопатии, различные пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы и обуславливающие неадекватную реакцию, затрудняя тем самым социальный контроль за действиями;
  • 3. наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • 4. психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности - это неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.

Предмет и задачи криминальной психологии.

Предмет криминальной психологам. Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией. В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки.
Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки - юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления.

Задачи криминальной психологии. Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии:

1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;

2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);



3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ - случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);

4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);

5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;

6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология - учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.

История развития криминальной психологии.

Методы криминальной психологии.

Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Не составляет исключения и криминальная психология. Существуют основные методологические требования к проводимому исследованию: 1) исследование должно быть объективным; 2) изучать любое явление в развитии; 3) изучать в различных связях и отношениях; 4) системность в изучении; 5) конкретность.

Вместе с тем каждое психическое явление должно изучаться не каким-то одним универсальным методом, а комплексом различных взаимопроверяемых и взаимодополняемых методов. Только при этом условии можно избежать ошибок и односторонности в изучении личности преступника, преступного сообщества и преступности в целом, а также интенсифицировать процесс познания психических явлений в этой области.
Изучение личности преступника, преступных сообществ и психологии преступности в целом должно быть не эпизодическим, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе. Руководствуясь изложенными требованиями, необходимо выбирать в каждом исследовании соответствующие методы для получения объективных данных о конкретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в той или иной области преступности. Для изучения психических явлений в области преступности в криминальной психологии и практики профилактики правонарушений используются различные методы.

Классификация методов криминальной психологии. Под методами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных.

Функции сбора информации реализуются посредством методов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирование), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д.

Методами же анализа первичных данных являются: содержательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирование.

Методы сбора и анализа информации тесно связаны и взаимодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику.

Различают также методы научного исследования (применяемые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным поведением и воздействия на него.

Рассмотрим основные методы криминальной психологии.

Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представление о современной преступности (и в частности - о подростковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выделяя в ней такие параметры:

Динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства;

Структура и характер совершаемых преступлений;

Степень организованности;

Профессионализация преступных проявлений;

Социально-демографическая характеристика преступников;

Виды и характеристика групповой преступи ости;

Влияние взрослых на подростковую преступность;

Проявление новых видов и способов преступного промысла;

Степень коррумпированности преступности;

Связь отечественной преступности с зарубежной.

Можно выделять и другие параметры для анализа. Проведенный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования.

Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают обитую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому анализ уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.).

Анкетный метод - это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количественных данных. Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, правовым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетированием можно охватить большую группу лиц, провести исследование в кратчайшие сроки. Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что анкетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена.

Анализ периодической печати. В периодической печати широко освещаются вопросы борьбы с преступностью. Многие издания специально имеют раздел "Криминальная хроника", где освещаются совершаемые преступления, дается характеристика личности или группы преступников, методы и способы совершения преступлений, способы сокрытия следов, поведение задержанных обвиняемых и подозреваемых и т.д. Данные прессы и телевидения подвергаются контент-анализу (качественному и количественному анализу). Для этого исследователь разрабатывает схему такого анализа исходя из исследуемой проблемы: например, пол, возраст преступника, образование, семейное положение, характер совершенного преступления, способ совершения, мотивы, цели, способы психологической защиты и самооправдания и т.п. По этой схеме он анализирует каждое сообщение СМИ, составляет соответствующую программу анализа и закладывает это в компьютер, выявляя с помощью его основные тенденции и особенности в изучаемой проблеме. К сожалению, контент-анализ СМИ пока мало используется для изучения криминально-психологических проблем.

Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью. В изучении преступности несовершеннолетних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных ПТУ, воспитательных колоний и др.

Перед экспертами ставятся конкретные вопросы, на которые они должны дать квалифицированные ответы: высказать свое мнение, провести экспертную оценку, проранжировать выделенные параметры и т.д. Экспертные оценки отличаются большей объективностью и меньшей предвзятостью, используются для взаимной проверки информации, получаемой из других источников.

Психологический анализ уголовных дел. Для изучения психологических особенностей отдельных видов преступлений или категорий преступников отбираются соответствующие уголовные дела. Например, решили изучить роль несовершеннолетних в совершении преступлений во взрослой группе или статус и роль девушек в смешанной по признакам пола преступной группе подростков. Для этого отбираются и анализируются именно уголовные дела, касающиеся таких групповых преступлений. Дальше разрабатывается схема их анализа: например, численность группы, длительность ее существования, на какой основе она возникла, внутренняя иерархическая структура, какие функции выполняет подросток в группе взрослых, какие возрастные особенности учитывают преступники, поручая подростку задание (например, при краже через форточку - маленький рост, при квартирной краже "на прозвон" - внешний вид, вызывающий доверие, и т.п.). Собранная информация подлежит обработке, для чего составляется программа и данные вводятся в компьютер. Полученные данные подлежат интерпретации.

Учебная литература по юридической психологии

Пастушеня А.Н.
Криминальная психология.

Учебно-методическое пособие.
Мн., 2007.


Тема 1. Предмет, задачи и методология криминальной психологии

1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.

Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.

Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:

  • криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
  • психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
  • психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.

Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний. Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов - психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.

Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:

  • закономерности и механизмы психической регуляции преступного поведения, а также психологические особенности преступлений различных видов;
  • виды, структуры и качественные характеристики криминогенно значимых психологических свойств личности преступника, а также психологические особенности личности преступников различных типов;
  • психологические закономерности и механизмы формирования криминогенной личности, т.е. личности, склонной к совершению преступления;
  • характеристики социально-психологических явлений, присущих преступным группам, психологические особенности преступных групп различных типов и более широких общностей преступников;
  • виды и характеристики социально-психологических явлений в обществе, выступающих детерминантами преступности, закономерности их формирования;
  • психологические закономерности влияния социальных условий, обстоятельств ситуации и поведения потерпевшего на преступное поведение,
  • психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность в определенных социальных группах и обществе в целом.

2. Прикладные задачи криминальной психологии.

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных. Эти задачи заключаются в разработке методических основ психологического изучения и оценки различных видов преступных деяний, личности различных типов преступников, преступных групп, а также общественного правосознания. На основе данных, полученных в результате изучения объектов криминальной психологии осуществляется разработка рекомендаций для эффективного решения задач правоохранительной деятельности. Так, научные знания о личности преступников, преступных группах и психической регуляции преступного поведения необходимы для эффективного раскрытия и расследования преступлений. Эти знания также необходимы в уголовном судопроизводстве для правильной оценки характера совершенного преступления, его субъективной стороны. Психологические знания о личности преступника позволяют более правильно оценить личность виновного для назначения адекватного наказания, а знания о преступной группе - установить роль и степень участия и взаимовлияния ее членов при совершении преступного деяния. Важное значение имеет использование знаний о криминогенной личности в процессе исправления осужденных и индивидуальной профилактике преступлений. Предупреждение преступности в обществе требует знаний об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, выступающих ее внутренним причинами, а также знаний о том, как влияют на правовые позиции людей социальные условия. Таким образом, научные знания криминальной психологии получают использование в различных областях юридической психологии: оперативной, следственной, экспертной, судебной, исправительной, превентивной и т.д.

3. Методология криминальной психологии.

Методология науки представляет собой систему категорий, принципов и методов исследования и научного объяснения психических явлений, относящихся к ее объекту. Она также включает общепсихологические и конкретно-научные (частные) теории, на которых основывается описание и объяснение и психических явлений, детерминирующих преступное поведение и преступность в обществе. Криминальная психология использует категории общие для психологической науки и опирается на теоретические знания ее отдельных отраслей. К ним относятся психологические теории, раскрывающие основные категории психологии: психического отражения, деятельности, сознания и бессознательного, образа, личности, мотивации, эмоций, установки, социально-психологическая теория группы и др. Криминальная психология также опирается на категории юридических наук и теоретические положения, раскрывающие их правовую сущность. В качестве таковых выступают категории уголовного права - "личность преступника", "преступная группа", "преступная организация", "преступное деяние", "умысел", "неосторожность", "потерпевший" и др. Используются также категории криминологии - "преступное поведение", "криминогенная личность", "преступность", "причины и условия преступности", "виктимное поведение", а также категория теория государства и права - "правосознание" и т.д. Криминальная психология исследует психологический аспект явлений, которые обозначают указанные понятия, опираясь на общепсихологические теории, и разрабатывает собственные конкретно-научные теоретические положения. Она также опирается на определенные понятия и научные данные других социальных и гуманитарных наук: социальной философии, социологии, этики, педагогики, психиатрии и др.

В свою очередь научные разработки в области криминальной психологии используются перечисленными отраслями психологической науки, юридическими, социальными и гуманитарными науками. Так, для того чтобы системно объяснить с позиций психологии просоциальное поведение индивида необходимо знать закономерности и механизмы его диалектической противоположности - противоправного поведения. То же самое относится к научной проблеме воспитания социально добропорядочной личности. Ее раскрытие требует знаний о противоположных явлениях - криминогенных дефектах личности и закономерностях их формирования. Что касается юридических наук, то данные криминальной психологии позволяют глубже развивать криминологические учения о личности преступника, причинах и условиях преступности, ее предупреждении; теорию уголовного права - о субъективной стороне преступления, личности виновного, отдельных обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность; теорию уголовно-исполнительного права - о личности осужденного, степени его исправления; теорию государства и права - о правосознании и т.д.

Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат. В частности к понятиям собственно криминальной психологии относятся: "психологический механизм (и генезиз) преступного поведения", "криминогенный комплекс личности", "криминогенная склонность личности", "антикриминальная устойчивость личности", "криминогенная мотивация", "криминогенные социально-психологические явления", "криминогенные дефекты правосознания", "криминогенные психологические свойства группы", "психологический генезис криминогенной личности" и др.

Принципы криминальной психологии это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.

Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:

  • принцип детерминизма, в соответствии с которым психические явления и социальные условия должны рассматриваться как имеющие причинные взаимосвязи, в частности - психическая деятельность детерминирующая социальное поведение индивида (в том числе и преступное) включает процессы индивидуально своеобразного отражения внешних условий и обусловлена результатами этого отражения. В то же время социальное поведение, его результаты оказывают влияние на формирование психологических свойств личности его субъекта;
  • принцип системности, который требует изучения психических явлений в целостной совокупности, выделения наиболее существенных и соподчиненных явлений, построения их структур и раскрытия взаимосвязей;
  • принцип развития, согласно которому психические явления должны рассматриваться как изменяющиеся, формирующиеся, преобразующиеся и прекращающие свое проявление.

Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности; принцип личностного подхода; принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения; принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.

В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:

  • принцип примата субъектных (личностных) предпосылок преступного поведения, который опирается на идею свободы воли субъекта поведения и определяет, что в детерминации преступного поведения первостепенное значение имеют личностные качества субъекта, выступающие внутренними его предпосылками, а обстоятельства социальной ситуации непосредственно не предопределяют совершение вменяемым лицом антиобщественного деяния;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, в соответствии с которым внутренние и внешние причины и условия преступного поведения необходимо рассматривать, дифференцируя по степени существенности;
  • принцип криминогенетического подхода к объяснению формирования личности преступника, который требует учета влияний жизненных событий, воздействий социального окружения, видов деятельности и посупков индивида в его жизненном пути на формирование его правосознания и социально-правовой направленности личности;
  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступленных деяний, определяющий необходимость выделения различных типов преступников (криминогенной личности), преступных групп, генезиса и механизма преступных деяний различных видов и их качественных отличий.

В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования, которые применяются в различных отраслях психологической науки. В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных оценок, психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа). На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам. Применение указанных методов и методик психологического исследования направлено на решение специфических научных и прикладных задач криминальной психологии.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:

Что изучает криминальная психология?

Какие психические явления относятся к объектам криминальной психологии?

Что является предметом криминальной психологии?

Какие теоретические задачи стоят перед исследованиями в области криминальной психологии?

Какие прикладные задачи решает криминальная психология?

На какие юридические категории опирается криминальная психология? Назовите основные понятия криминальной психологии?

На какие философские принципы опирается криминальная психология?

На какие общепсихологические принципы опирается криминальная психология?

Какие конкретно-научные принципы используются в исследованиях в области криминальной психологии?

Какие методы исследований используются в криминальной психологии?

Введение

Юридическая психология - наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции.

Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами.

Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения.

Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом.

Юридическая психология состоит из разделов:

). правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

). криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

). психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

). психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

). исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.

Данная работа предусматривает выполнение следующих заданий:

). теоретическое - изучить основные понятия, задачи криминальной психологии, а также психологию преступного поведения, психологические особенности личности преступника и типы преступников.

). практическое - психологически проанализировать законодательный акт, а именно Трудовой кодекс РФ.

1. Криминальная психология, преступные типы

1 Предмет и задачи криминальной психологии

Криминальная психология - отрасль юридической психологии, изучающая психологию преступников, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и юридической ответственности.

К актуальным задачам криминальной психологии относятся:

изучение роли и соотношения социально- и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения;

изучение мотивации различных видов правонарушений, роли различных мотивов в преступном поведении;

изучение особенностей психических состояний в условиях преступного деяния, психологии групповых преступлений и рецидивной преступности.

Преступное поведение нужно изучать не только для его пресечения, но и для предотвращения. Бесспорно, причины преступного поведения заключены в личности преступника. Изучение последней показывает, что можно было бы избежать многих ошибок, если бы органы предварительного расследования, суд, учреждения, исполняющие наказание, в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни, те или иные влияния на нее. При изучении личности преступника часто бывает трудно отделить ее от поведения, особенно когда изучаются мотивы, намерения, цели, выбор средств их достижения, принятое решения.

Криминальная психология стала интенсивно развиваться со второй половины XIX в. Это, прежде всего, было связано с трудами итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. Суть этого учения заключается в том, что преступное поведение определяется как разновидность психопатологии. Впоследствии, в начале XX в., криминальная психология получила окончательное оформление в трудах Г. Гросса («Криминальная психология», 1905 г.) и П. Кауфмана («Психология преступности», 1912 г.).

2 Психология и мотивация преступного поведения

Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяют: отклонения характера; отрицательное влияние социального окружения; педагогическую запущенность.

Психологический анализ личностных факторов, опосредующих совершение преступлений, основывается на трех типообразующих признаках: 1) отношения личности; 2) направленность личности; 3) мотивационно-побудительная сфера.

В преступной деятельности проявляются четыре типа отношений личности.

) Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности: жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию и т.д. Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, занимавшихся клеветой. К данному типу относятся также большинство хулиганских правонарушений.

) Корыстно-частнособственническое отношение свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

) Индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления, преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления.

) Легкомысленно-безответственное отношение, проявляющееся в неосторожных преступлениях.

В направленности личности, можно также выделить четыре основных типа.

Аморальная направленность, не влекущая уголовной и иной ответственности, но нарушающая моральные нормы общества.

Асоциальная направленность, которой обладают лица с поведением, не совпадающим с интересами общества, но не причиняющим существенного вреда. К таковым относятся проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция.

Антисоциальная направленность, приносящая вред, не представляющий, однако, опасности главным условиям общественного бытия. Ею обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками.

Преступная (общественно опасная) направленность, угрожающая условиям общественного бытия - убийства, членовредительство, хищение социалисти-ческой собственности, государственные и военные преступления.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов, мотивационно-побудительная сфера личности преступника дифференцируется:

) корыстно-утилитарная мотивация поведения;

) мотивация социального престижа;

) мотивация самоутверждения;

) мотивы хулиганских побуждений;

) мотивы озорства;

) суицидальная мотивация (самоубийства);

) персонифицированная (личностная) мотивация поведения;

) низменная мотивация;

) антисоциальная мотивация.

В основе любого поведения лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. Мотив в психологии определяется как предмет потребности, ее конкретизация. Именно потребности определяют направленность мотивов. Взаимодействуя между собой, мотивы усиливают или ослабляют друг друга, вступают в конфликты, результатом которых может быть и преступное поведение тоже. Ведущие мотивы придают личностный смысл поведению. Например, в основе хищений могут лежать не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения. По результатам многочисленных исследований можно выделить следующие главные мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения; защитные мотивы; замещающие мотивы; игровые мотивы; мотивы самооправдания.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя в социальном, социально-психологическом и индивидуальном плане (мотив самоутверждения). Чаще всего человек не осознает этот процесс. Расхитители престижного типа, например, стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Если это становится для них невозможным, то воспринимать неудачу они будут как жизненную катастрофу.

Самоутверждение - наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной неполноценности, ущербности как мужчины фиксирует его на фрустрирующем объекте (женщина вообще). Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. Наиболее опасны серийные сексуальные убийства, в основе которых лежат мотивы:

сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые проявлениями особой жестокости, за которой стоит необходимость избавиться от психологической зависимости, от женщины как абстрактного образа, обладающего большой силой.

социальное или биологическое отвержение (действительное или мнимое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус. Полностью господствуя над жертвой, преступник самоутверждается.

нападения на подростков и, особенно, на детей часто объясняются бессознательными мотивами снятия и вымещения тяжких психотравмирующих переживаний детства, связанных с эмоциональным неприятием родителями, с унижениями по их вине. Здесь жертва выступает в качестве символа, и преступ-ник уничтожает этот образ, пытаясь таким образом освободиться от постоянных мучительных переживаний. В этом случае проявляется мотив вымещения.

получение сексуального удовлетворения и даже оргазма при виде мучений и агонии жертвы. Это - сугубо садистская мотивация.

Защитная мотивация. Значительное число убийств, считают многие исследователи, имеет субъективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть (защитные мотивы). В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.

Мотивы замещения. Суть насильственных преступлений по механизму замещающих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой, более доступной (мотивы замещения). Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации. «Замещение» действий, т. е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями:

путем «генерализации» или «растекания» поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д.

путем эмоционального переноса. Например, подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи.

агрессия при «замещающих» действиях направляется против неодушевленных предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку. Это так называемая респондентная агрессия, наиболее опасная, поскольку ее объектом часто выступают беззащитные люди.

автоагрессия, т.е. обращение агрессии на самого себя. Не имея возможности «выплеснуть» свою враждебность вовне, человек начинает распекать себя, и нередко причиняет себе различные повреждения.

Игровые мотивы. К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. К представителям преступников-игроков принадлежат те, кто совершает преступления не только ради материальной выгоды, но и ради игры, доставляющей острые ощущения. Игровые мотивы часто встречаются в преступных действиях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Эти мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения. Карточные шулера ведут как бы двойную игру - и по правилам, и обманывая, получая тем самым максимальные переживания от риска.

Исследователи выделили среди преступников-игроков два типа личности и, соответственно, два типа подобной мотивации: 1) игровой активный; 2) игровой демонстративный.

Представители игрового активного типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контактны. Пускаясь на самые отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях. «Играя» с законом и соучастниками, они рискуют свободой и угрозой расправы со стороны сообщников, поскольку основным мотивом их поведения является получение острых ощущений.

Игровой демонстративный тип личности характеризуется стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступления.

Мотивы самооправдания. Универсальным мотивом преступного поведения является мотив самооправдания - отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Мотивы самооправдания преступного поведения проявляются в:

искаженном представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания;

исключении ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств;

изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям;

убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые;

отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния;

умалении и приукрашивании своей роли в совершенном преступлении;

рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления;

гипертрофии собственных личностных качеств, утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона.

личность преступник мотив психологический

1.3 Психологические особенности личности преступника. Психологические типы преступников

Под психологическими особенностями личности (в том числе и личности преступника) понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения. Результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличии некоторых отличительных черт в структуре личности.

Установлено, что преступники от непреступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. «Иными словами, - отмечает Ю.М. Антонян, - понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются нравственно-правовой спецификой». Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты.

Плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе.

Импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости.

Нарушение или деформированность нормативного контроля. Они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.

Нарушения в сфере общения. Неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это, в свою очередь, снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой.

Рассмотренные психологические черты присущи различным категориям преступников не в равной мере. Наиболее своеобразны среди них расхитители. Они более адаптированы, лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более общительны и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, отличаются наименьшей психической напряженностью, относительно высоким уровнем усвоения социальных норм.

Корыстно-насильственным преступникам свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем, повышенной враждебностью к окружению. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Их отличает значительная отчужденность от социальной среды, общая ригидность и стойкость аффекта.

Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Их отличает более высокая гибкость поведения, которое отличается сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия.

Насильники характеризуются такими чертами, как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость). Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.

Убийцы - это «...чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые, в первую очередь, концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников убийц отличает эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью».

Киллеры (наемные убийцы) сделали убийство по найму своей профессией, источником солидного денежного вознаграждения. Киллеры отличаются большой осторожностью, внимательностью, мобильностью, находчивостью. Обычно они тщательно готовятся к «работе», осматривают место будущего покушения, определяют точки, с которых будут производить выстрел, способы маскировки, пути отхода, расположение транспорта. Взрывы, а тем более пожары, применяются реже. Встречались в криминальной практике случаи применения ядов, а также радиоактивных веществ, вызывающих медленную, но верную смерть. В более редких случаях «организуется» гибель в результате несчастного случая при автомобильной аварии.

Наемный убийца бесстрастен, эмоционально отчужден от других людей. Часто его характеризуют некрофильские черты - стремление к уничтожению живого. Добавим к общей характеристике киллеров их эмоциональную уравновешенность, спокойствие и умение не привлекать к себе внимание.

Отдельно охарактеризуем женщин-преступниц. Наиболее распространенной чертой их характера является демонстративность (стремление привлечь к себе внимание). Именно демонстративность определяет агрессивные преступные проявления, выполняет функцию самоутверждения. Женщины, совершившие насильственные преступления против личности, характеризуются высокой импульсивностью. Они более подвержены аффективному состоянию. Хотя следует добавить, что в отличие от преступников-мужчин им чаще свойственно чувство вины за содеянное преступное действие. Некоторые исследователи подчеркивают, что женскому преступному поведению в целом присуща эмоциональность, в то время как мужскому - логичность.

Лица, совершившие неосторожные преступления, принципиально отличаются по своим психологическим особенностям от лиц, совершивших умышленные преступления. Для неосторожных преступников характерно возложение вины за неудачи, потери на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерна склонность во всем винить окружающих. Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности, склонностью к волнениям при стрессе и избыточным самоконтролем, обнаруживают неуверенность в себе. В экстремальных ситуациях они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в аварийной ситуации, увеличению количества ошибок. Добавим, что нахождение таких лиц в состоянии алкогольного опьянения максимально способствует повышению аварийности в условиях дорожного движения.

Важнейшим структурным элементом криминальной психологии является психология преступных групп. Традиционную преступную группу определяют как малую неформальную группу, объединяющуюся на основе совместной противоправной деятельности людей, стремящихся к достижению общей преступной цели. Основные закономерности формирования преступной группы:

добровольное объединение;

единая цель совместной деятельности;

постоянное расширение преступной деятельности;

формирование преступных групп от простых объединений до групп высокого уровня организации;

существование внутренней психологической структуры группы;

выдвижение лидера преступной группы.

Практическое задание

Психологически проанализировать ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, и оценить содержание законодательного акта по критериям:

а) понятность для «среднестатистического» гражданина;

б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное);

в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).

Проанализировать и оценить тот же акт по психологичности оформления, используя те же критерии.

Будь ваша власть, чтобы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?

I. Психологически проанализировать ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, и оценить содержание законодательного акта по критериям:

а) Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) ориентирован на широкие круги граждан. Отражает основы трудового законодательства России и служит фундаментом для разрешения трудовых споров. Однако наблюдается сложность понимания правового документа из-за использования в нем специфического юридического языка; законодатель в многочисленных статьях допускает «двусмысленность» и ТК РФ невозможно без обращения к целому ряду других статей и разделов Трудового кодекса. Так, содержание ст. 56 ТК РФ становится понятным только при наличии общего представления о трудовом праве России. В свою очередь, для уяснения смысла трудового права понятие трудового договора имеет первостепенное значение.

Среднестатистическому гражданину трудно отследить положения Кодекса, т.к. часто допускается нарушение принципа единства юридической терминологии, т.е. употребление синонимов при обозначении одних и тех же правовых понятий. Так, законодателем использованы как равнозначные термины «прекращение» и «расторжение» трудового договора. Использование в Кодексе словосочетания «прекращение трудового договора» некорректно с точки зрения русского языка. Прекратить можно трудовые отношения, а не договор.

б) Оценка всему ТК РФ нейтральное, к отдельным актам - отрицательное, т.к. отдельные положения Кодекса расходится с жизненными интересами и потребностями граждан; наличие «двусмысленности»; кроме того, в правовом документе очень много оценочных понятий. Оценочные понятия порождают неясности в процессе правоприменения, являются причиной различного толкования норм права, оценочные понятия позволяют разным субъектам одно и то же обстоятельство оценивать по-разному в рамках нормы права, что является основанием возникновения разногласия. Так, Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал на то, что оценочные понятия наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют граждане и правоприменительная практика, однако они являются настолько неопределен-ными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответ-ствующих законоположений.

в) Поскольку ничего альтернативного не существует, поэтому нормы ТК РФ используются и будут исполняться.. Проанализировать и оценить ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ по психологичности оформления, используя те же критерии:

а) понятность для «среднестатистического» гражданина:

нормативно-правовой акт, рассматривается как чисто правовое орудие и дает надежду на справедливость;

б) не обнаруживается психологических свойств ТК РФ, отражающего способность субъекта правотворчества и право реализации понять психологическую реальность и отразить в своих нормах взаимосвязи с ней в интересах действенного укрепления законности и правопорядка.

Оценка Кодексу нейтральная. Правосознание законодателя требует от граждан психологии адекватного восприятия, реализации принимаемых ими юридических норм, правовых актов, в то время как оно само должным образом до сих пор не сформировано и допускает неточности.

в) как уже было отмечено, в документе наблюдается «двойственность» толкования.

С точки зрения юридической психологии, я бы изменила технику юридического языка документа, для того чтобы люди правильно понимали их правовое значение. В то же время, анализ отдельных недостатков ТК РФ позволяет сделать вывод, что их устранение не всегда требует вмешательства законодателя. Так, в отдельных случаях смысл нормы может устанавливаться с помощью юридической герменевтики. Она рассматривает любой закон как целое, который следует понимать через его составляющие части. Это позволяет толковать отдельные нормы не в отрыве друг от друга, а с учетом всего нормативного акта.

Заключение

Таким образом, в первой главе данной работы мы изучили основы криминальной психологии, психологические особенности личности преступника и типы преступников.

Криминальная психология - это отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психологические закономерности формирования противоправовых установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы борьбы с противоправовыми установками личности в целях предупреждения преступлений.

Криминальная психология вскрывает психологические механизмы преступного поведения. Личность преступника в целом представляет собой социальный и психологический тип, отличающийся от других личностей. Преступник как социальный тип личности отличается от представителей других социальных типов тем, что он общественно опасен.

К актуальным задачам криминальной психологии относится изучение роли и соотношения социально- и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения, мотивации различных видов правонарушений, роли различных мотивов в преступном поведении, особенностей психических состояний в условиях преступного деяния, психологии групповых преступлений и рецидивной.

Вторая глава посвящена психологическому анализу Трудового Кодекса Российской Федерации.

Список использованной литературы

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

2.Аминов И.И. Юридическая психология / И.И.. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 272 с.

.Васильев А.В. Юридическая психология: Учебник / А.В. Васильев. - СПб.: Питер, 2009. - 608 с.

.Гейхман В.Л. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт, 2011. - 944 с.

.Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс / М.И. Еникеев. М.: Норма, 2003. - 256 с.

.Сорочан В.В. Юридическая психология / В.В. Сорочан. - М.: МИЭМП, 2012. - 105 с.

.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский Ю.В.. - М.: Право и Закон, 2004. - 320 с.

.Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / Г.Г. Шиханцов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. - 272 с.