Что движет миром разум или чувства. Электронные учебники по русскому языку

1. Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются над сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.

2. Проблема равнодушия к животным часто раскрывается на страницах произведений литературы. Например, в рассказе Л.Андреева «Кусака» повествуется о несчастной судьбе собаки. Жизнь научила ее защищаться, не доверять людям. Но вот с наступлением весны появились дачники, обогрели, приласкали собаку, и сердце ее оттаяло. Кусака (такую кличку ей дали) искренне привязалась к ним, стала считать своими хозяевами. А с наступлением осени дачники уехали в город, бросив несчастную собаку на произвол судьбы. И снова была разрушена ее вера в людей.

Тема: Доброта и жестокость по отношению к природе и всему живому. Произведения: В.Г. Распутин "Прощание с Матерой", В. Астафьев «Царь-рыба», Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо».

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Молодому государству нужны новые ГЭС, одну из который и планируют построить на берегах великой Ангары, затопив при этом остров Матера с одноименной деревней. Огромный Листвень, держащий своими корнями Матеру, противится возведению ГЭС. Тогда уходят и строители, и инженеры, которые так отчаянно пытались уничтожить «что-то живое». Природа сможет постоять сама за себя, но все же, люди должны защищать ее, должны осознавать, что жестокость к природе обернется для них самих бедой.
Сама книга посвящена борьбе новой и старой жизни, традиций и современности. Есть один существенный образ, который представляет собой саму Природу – Хозяин Острова. Это дух, который противится насилию над природой, человеческому неразумию.
Автор несет нам мысль, что природа даже добрее нас людей. Она более милосердна и чистосердечна. Все, что окружает нас, это природа.
В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так и поднимается в повести вопрос жестокого равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа.


В. Астафьев «Царь-рыба»

Еще одним героем, проявляющим жестокость к миру природы, является рыбак Игнатьич, преступающий неписанный закон природы брать у нее только то, что нужно для жизни. Браконьер жаждет выловить царь-рыбу, причем в одиночку, чтобы ни с кем не надо было делиться. Он выходит на промысел, к нему на уду попадается рыба, которая оказывается сильнее. Огромный осетр тянет Игнатьича на дно.
Борясь за свою жизнь, рыбак сражается с самой природой. И вновь она оказывается добрее и милосерднее человека. Природа, как мать, дает оступившемуся чаду возможность исправиться. В эти минуты борьбы с врагом, явно превосходящим его по силам, в сознании рыбака проносится вся жизнь, он понимает, как много зла совершил в своей жизни, как жесток был порой.

Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо» Говоря об отношении, добром или жестоком, к миру природы, нельзя не обратиться к произведениям, рассказывающим о судьбе животных. Одним из таких является повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
В центре внимания автора судьба шотландского сеттера Бима, оставшегося во время болезни хозяина один на один с чужими людьми.
Бывший фронтовик Иван Иванович – человек добрый, он взял на воспитание «бракованного» щенка (тот подвел всю свою породу, уродившись не с тем окрасом) и превратил его в хорошую, добрую охотничью собаку.
Но далеко не все соседи рады псу. Визгливая тетка становится без причин злейшим врагом Бима. Ее ненависть приводит собаку к трагической гибели. Жадность Серого, коллекционера собачьих ошейников, заставляет усомниться в его порядочности. Трусливый Клим, избив собаку за неповиновение, оставляет ее умирать в лесу. Водитель трамвая наживается, продав не принадлежащего ему Бима.
Г. Троепольский показывает много таких героев, жестоких, циничных, злых по отношению к бесприютно скитающейся собаке, оказавшейся бессильной перед жестокостью людей. Конечно, повстречались на пути Бима и хорошие добрые люди, но они не смогли уберечь пса от гибели.
Грустный финал повести учит нас доброте и милосердному отношению к животным.

Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?

Человеческая душа чем-то напоминает весы, на чаше которых порой оказываются противоположные понятия: добро и зло, честь и бесчестье, любовь и ненависть, разум и чувства. Каждый раз, совершая какой-либо поступок, человек прислушивается к своему внутреннему голосу, ожидая услышать инструкции, некий план действий. Но чаще всего внутреннее Я будто разделяется на две части: голос разума повелевает сделать одно, а душа – совсем иное. К чему же прислушиваться человеку? На мой взгляд, в случае подобного конфликта нужно уметь находить компромисс, выбирать что-то среднее, ведь именно при таком раскладе удастся уравнять чаши внутренних весов, обрести гармонию и настоящее счастье с минимальными страданиями.

Как правило, судьба людей, ведомых только чувствами и эмоциями, очень трагична. Они или бессмысленно изводят себя страданиями, или теряются в лабиринте жизни, или в конце концов совершают непоправимые ошибки. Человеком, который заглушил трезвый голос рассудка мелодией светлых чувств, является Георгий Желтков из повести А. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков – мелкий чиновник, однако социальное положение не мешает герою влюбиться в княгиню Веру Шеину. Та, конечно же, не отвечает Георгию взаимностью, но он продолжает любить женщину чистой, бескорыстной любовью, не тая своих чувств. Кажется, что обстоятельства должны погасить нежность в сердце Желткова: Вера выходит замуж за видного человека, счастлива в браке, знает лишь скромные инициалы Георгия да смутно представляет себе силу его любви, - но мужчина любит Веру всё сильнее и сильнее с каждым днём. Он поступает вопреки здравому смыслу: дарит Шеиной небезызвестные подарки, пишет письма, крадёт платки. И эта любовь приводит к настоящей трагедии: осознав, что возлюбленная будет несчастна из-за него, что он своим пламенным чувством разрушает её спокойную семейную жизнь, Желтков заканчивает жизнь самоубийством. На мой взгляд, читатель, узнав о судьбе Георгия, должен понять, что нельзя слепо верить голосу души, нужно прислушиваться к рассудку и стараться достичь состояния равновесия.

Люди, опирающиеся в своей жизни лишь на сухие доводы и механический разум, так же трагичны, как и люди эмоций. Порою в своих поступках они могут показаться совершенно бесчеловечными, жестокими, чёрствыми людьми. Герой романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные» Жавер полагается лишь на закон, мнимое правосудие, не допускающее исправления и духовного воскрешения. В одном из эпизодов романа полицейский видит, как Фантина, куртизанка со дна социальной жизни, бранит молодого кавалера. Жавер насильно уводит девушку в полицейский участок и приговаривает к полугоду тюрьмы, окончательно разбивая несчастную Фантину. Она рассказывает полицейскому, что не виновата в сложившейся ситуации, кавалер всячески унижал и оскорблял её, а после и вовсе сунул пригоршню снега под вырез открытого платья и без того умирающей от болезни Фантины. Не по своей воле стала продавать она тело: её маленькая дочь живёт у трактирщиков, все зарабатываемые деньги уходят лишь на содержание девочки. Раньше Фантина работала на предприятии, но из-за доноса одной из работниц была уволена. Однако даже ужасающая история не производит на полицейского никакого впечатления, будто бы ничто не может потревожить его покойную, безэмоциональную душу. Наблюдая за такими людьми, как Жавер, мы должны понять, что жизнь без глубинных чувств – никакая не жизнь, а лишь бесплодное существование.

Не все ошибки можно исправить, не всякий поступок переиначить и не всякое чувство воскресить одной лишь волей. Чтобы избежать ужасных последствий, человек должен тщательно обдумывать свои поступки, полагаясь и на разум, и на чувства в равной мере, умея слушать своё внутреннее Я. Человек должен стараться отыскать ту самую золотую середину, то самое равновесие, тот баланс между разумом и чувством, чтобы быть по-настоящему счастливым, чтобы быть по-настоящему живым.

567 слов

Сочинение написала Рита Киреева, пользователь нашего сайта. Публикуется с незначительной стилистической обработкой.

Возможные формулировки тем сочинений

1.Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

3.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

5.Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

6.Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

7. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

ПОДБОРКА СОЧИНЕНИЙ №1 по блоку «Разум и чувство»

Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?

В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод - всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца - Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» - напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…

Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

ЧТО ПРАВИТ МИРОМ: РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА? №2

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств? Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви.

Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

СОЧИНЕНИЕ №3 по блоку «Разум и чувство»

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые происходят и случаются с нами, бывают самые разные. Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения мировой художественной литературы, в том числе и русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим, как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза безумно любит Эраста. Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств. Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение- вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум. Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели. Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы. Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально.

Сочинение по направлению: Разум и чувство. Выпускное сочинение 2016-2017

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее - разум или чувство, - ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».