Чтобы ребенок любил читать. Как сделать так чтоб ребенок любил читать

Начну с того, что мы - читающая семья, коробки с книгами перемещались с нами во время многочисленных переездов. Конечно, мы хотели, чтобы дочка читала с удовольствием.

Работа в этом направлении началась давно, когда дочка была ещё совсем малюткой. Читали детские стишки, потешки. И всё это сопровождалось забавной мимикой, активной жестикуляцией на смешных моментах.

В тёплое время года мы всегда брали с собой книги на прогулку. Примерно с двух лет у дочки были любимые книжки-малышки «с глазками» (в виде медвежат, котят, щенков). Там обычно не более десяти четверостиший. Когда моя кроха уставала гулять, мы усаживались на лавочку и читали. Причём то, что мы возьмём на прогулку, дочка всегда выбирала сама.

С тех пор в моем рюкзаке поселились детские книги. Они выручали в моменты ожиданий: в банке, техцентре, в городской администрации, поликлинике… Мы выбирали детские книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Такими, где заяц похож именно на зайца, а не на плод богатой фантазии художника-иллюстратора. Когда все домашние книжные запасы были перечитаны, мы открыли для себя городскую библиотеку.

Во время дневного отдыха я приносила дочке ворох книг, она их «читала», а потом рассказывала содержание. Разумеется, придуманное (эти истории появились примерно с возраста 2,5 лет).

По мере взросления дочки мы применили эффективный лайфхак: во время чтения перед сном останавливались на самом интересном месте. Очень кстати пришлись произведения Николая Носова . Его рассказы о проделках сорванцов-мальчишек читал дочке муж, укладывая её спать, потом закрывал книжку и говорил: «А продолжение будет завтра». Главное - выдержать поток нытья «Паааааапаааа, давай почитаем ещё немнооооожечко» (Проверено: папы лучше с этим справляются. Мамы могут сжалиться и продолжить чтение).

Когда дочка научилась читать самостоятельно, мы стали покупать ей тонкие детские книжки с короткими рассказами. Такие, чтобы можно было одолеть без труда. Сначала она читала по слогам, но со временем освоила процесс. Мы с мужем очень поддерживали ее, спрашивали: «А что дальше было? Как интересно!»

А потом было обсуждение героев, их поступков. Аналитика - наше всё! Сейчас это происходит на примере Незнайки и его друзей. Ребёнку важно делиться прочитанным, ведь многое из того, что она узнаёт в книгах, есть и в реальной жизни. Как зеркало - читаешь интересную историю - и вдруг видишь в героях себя, свои поступки.

А еще мы практикуем чтение абсолютно разных книг. С бабушкой - сказки, с дедушкой - детскую научно-популярную литературу. С ним интереснее: например, прочитать советы по строительству шалаша, а потом взять и построить его.

Поразительно, но ребёнок в семь лет читает… инструкции к игрушкам. Например, к наборам Лего. Или, например, в магазине: выбирали новую сковородку. Пока шли к кассе (дочка ехала в тележке), она первой прочитала о том, что эту сковородку нельзя мыть в посудомоечной машине.

Надеюсь, что любовь к чтению будет расти. Ведь с возрастом детский кругозор расширяется, маленький почемучка растёт и вопросов становится больше. Где искать ответы? Разумеется, в книгах. Заботливо выбранных родителями, так как нынешний книжный рынок периодически удивляет. И не всегда приятно….

Наши дети долго не читали сами. До восьми лет. Для меня это было травмой. Я не могла понять, как вышло, что в семье журналистов, которые каждый вечер читают своим детям сказки на ночь, сами дети – не читают? Они даже уже пошли в школу в первый класс – а читать так и не начали. То есть буквы складывать в слоги и слова, а слова – в предложения они умели, но читать для собственного удовольствия, когда ныряешь в книжку с головой и выныриваешь через пару часов, не очень понимая, где ты, - нет, этого они не делали. Не хотели.

Мы покупали им самые разные книжки – просто книжки с рисунками и навороченные книжки с мелодиями и магнитиками. Книжки-раскраски и книжки-раскладушки. Девчачьи, все розовые и в цветочек книжки с историями про принцесс, и репринтные издания сказок Андерсена. Мы рисовали детям книжки сами и распечатывали на цветном принтере факсимильные старинные издания. Муж даже написал и издал в издательстве «Редкая птица» книжку специально для них – «Первобытные люди», истории про первобытный мир, с лабиринтами, загадками, заданиями и раскрасками. Ничего. Ноль. Они не начали читать, хотя им было уже семь с половиной лет. Муж горестно жаловался мне вечером, что он к этому возрасту уже прочитал несколько романов Герберта Уэллса. Я точно помню, что в семь лет моей любимой книжкой были «Мифы и легенды Древней Греции» под редакцией Куна. С нашими детьми ничего подобного не происходило, пока не случилась вот такая история.

В рамках продвижения своей книжки муж делал детский мастер-класс, и мы решили взять на него девчонок. Оказавшись в сказочном пространстве , где на белых деревянных полках (от пола до потолка!) стоят книжки на любой вкус и цвет, дети замерли и, пережив первый восторг, начали искать для себя книжки, тем более, что у каждой в кулаке было зажато по пятьсот рублей и им была предоставлена полная свобода выбора.

Мы с мужем решили попробовать, что будет, если не мы купим книжки для дочерей, а они сами.
Результат был поразительный. Девочки купили себе по пять тонких книжек - там была книжка про историю пуговиц и сказка про снежинку, рассказ про Тверской бульвар и описание быта крестьянской избы. За два вечера прочли и потребовали еще. Мы поняли, что чудо случилось. Девочки начали читать сами. Стараясь не спугнуть удачу, мы снова поехали с ними вместе в книжный – но уже в магазин «Москва». Решили действовать по той же схеме: дали каждой деньги, предоставили свободу выбора, и стали наблюдать. Девочки пометались по магазину и снова выбрали себе тонкие книжки размера листа А4 или чуть больше.

После нескольких более или менее удачных совместных поездок с детьми за книжками, мы выработали тактику выбора и покупки детских книжек:

- в начале недели договариваемся, сколько денег дети получат «на книжный», если с понедельника по субботу не будет драк, хамства и плохих оценок по занятиям (так поход в книжный становится еще и наградой для них)

- устраиваем в книжном шкафу специальную книжную полку – отдельную для каждого ребенка. Ни слишком высоко, не очень низко. Так, чтобы ему было куда сложить купленное и где содержать в порядке уже прочитанные книги

В день поездки перед выходом долго собираемся, обсуждая, что взять с собой. Делаем из этого выезда событие, путешествие, приключение

- для каждого из детей берем свой рюкзак или сумку, чтобы каждому было, куда сложить свои новые книги. Рассматривать приобретенные бумажные сокровища в машине или в метро – это отдельное удовольствие. Общая большая сумка – не годится

Все вместе едем в книжный магазин и ни в коем случае не ссоримся в дороге. Книги, как и театр, должны быть связаны только с хорошими, праздничными эмоциями

- в магазине даем детям деньги и свободу выбрать любую книжку. Учитывая при этом, что добавлять деньги к уже выданным все равно придется. Нельзя же позволить себе сказать ребенку в книжном: «Мы это не купим, потому что это слишком дорого». Это про одежду можно, про гаджеты и про игрушки, еще про еду, мороженое и мультики, а про книжки – нельзя



- обговариваем время, которое мы можем провести в магазине. Например, полчаса. Тогда не будет напряженной ситуации, когда кто-то уже нахватал книг и томится, а кто-то еще изучение одной полки не закончил. А даже если так и получится, можно будет сослаться на принятые ранее правила, что сразу гасит любую истерику

- после книжного обязательно устраиваем либо маленький пикник на бульваре, если хорошая погода, или заходим в кафе, ведь праздник обязательно должен увенчаться застольем, пусть самым маленьким и символическим


Мы заметили, что книжки, которые дети читают сами, а иногда и вслух – младшему брату, всегда соответствуют следующим критериям:

Так мы живем уже полгода. Мы объездили все книжные, а у каждого из детей теперь не по одной, а по две книжных полки с собственными книжками. Они ими меняются, они точно знают, что у кого есть, они их читают и перечитывают.

И теперь, как ни смешно звучит, лучший подарок для них – это книга. Ну и, конечно, поездка за ней.

Написала: Катерина Антонова
Нарисовала: Ляля Буланова

Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Благодаря этим двум святым мы сейчас можем наслаждаться творениями отечественных и зарубежных классиков и современников.

Но что делать, если ваш ребенок не любит читать? О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа: этап технического чтения, так называемый “голый” навык, и этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш читать уже научился, но у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые , но должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Когда ваш научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста - не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его . Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить ! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!

По материалам сайта: Russianlibrary

К огромному сожалению, книга не выдерживает конкуренции с гаджетом и компьютерными играми, особенно у ребенка, который читает с трудом и огромными энергозатратами. Поэтому, пока у него есть планшет, телефон или постоянный свободный доступ к компьютеру, мальчик у вас читать не будет.

Девочка, может, и зачитает, они чуть менее зависимы от гаджетов, но с потерей многих значимых месяцев развития. Лучше раньше 13 лет гаджеты ребенку не покупать. А в 13 лет они, боюсь, сами уже в жизнь просочатся, но, может, у подростка уже успеет сформироваться какая-то воля.

Тут, правда, есть тонкий момент, с которым мы сами столкнулись.

Компьютер – это не то однозначное зло, которое нужно во всех случаях кропить святой водой. Он разный.

Компьютер – это и развивающие мультфильмы, и кинофильмы, и познавательные каналы.

Мы для себя решили вопрос так. У нас несколько ноутбуков. У старших детей (примерно с 13 лет) свободный доступ, свои телефоны, компьютеры, пароль к вайфаю. Они вообще сами эти вопросы решают.

Для тех, кто младше – два ноутбука. Один подключен к интернету, но там стоит программа «Тайм-босс». Она ограничивает время пребывания в сети двумя часами в день. Причем для всех вместе. То есть, если один истратил больше времени, другому достанется меньше. Иногда мы выбираем игры, где несколько человек могут играть – один скорость жмет, другой стреляет.

А мультфильмы, фильмы мы скачиваем и смотрим уже на другом ноуте, который в сеть не выходит.

А вот смартфоны под запретом примерно лет до 13. И даже если бы им айфон последний кто-то подарил – я бы его в стиралку отправил купаться. Уже обжигались.

Чем чаще ребенок будет видеть вас с книгой, тем скорее он и сам зачитает. А то мы часто пропагандируем те ценности, которых сами не разделяем. Мама в телефоне сидит, а сын должен читать. С какой радости?

Хороший вариант, который всех спасает – это чтение вслух семейных книг. То есть таких, которые интересны будут и мамам, и детям, и всем. Например, «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик» Вестли, «Веселая семейка» Носова, где дети цыплят выводили, у нас идет на ура.

Если из моих – «Бунт пупсиков», «Таинственный Ктототам», «День карапузов».

Есть грустный анекдот, как мама и Ваня идут выбирать Ване питомца.

Ваня: Мам, купи мне хомяка!
Мама: Какой еще тебе хомяк?
Ваня: Купи мне птичку!
Мама: Тебя вообще не спрашивают! Ты хочешь иглистую мышь!

Примерно то же самое и в книжных магазинах происходит. Позвольте ребенку выбрать книгу самому. Пусть даже то, что лично вы не стали бы приобретать, но зато уже с условием, что это будет прочитано. Человек больше ценит то, что выбирает сам. Иногда причем выбирает что-то совершенно неожиданное, не по возрасту. Чуть не «Физику твердого тела». Ну и пускай.

Мальчики очень любят научную познавательную литературу. Книги с опытами, про насекомых, про танки и так далее. Но пусть выбирает сам.

Правда, есть еще вариант, что мальчик будет выбирать книгу с яркими картинками, где двести слов текста и цена, как у вертолета. Но тут уже можно объяснить: «Это дорого – ее мы в библиотеке возьмем лучше, давай еще поищем варианты». Обычно они находятся. А еще можно выбирать в интернет-магазинах – в некоторых цена пониже и много книг маленьких издательств, которых нет в обычных книжных.

Конечно, это неправильно, но многие читают именно так всю жизнь. И, кстати, это считается признаком одаренности. Вдруг, чисто случайно, у вас одаренный ребенок.

В библиотеках есть отличные читальные залы, куча развивающих программ, и в фонды пускают детей довольно свободно, чтобы они выбирали книги.

Умный ребенок быстро понимает плюсы библиотеки. К тому же там работают неравнодушные люди, которые могут заинтересовать даже не очень способного юного читателя и подобрать ему книги по интересам.

Да только долго придется ждать. Чтение ребенок начинает любить примерно через триста часов практики. Первые триста часов он его ненавидит.

Пока чтение не станет свободным, это очень мучительный процесс.

А почти никто из детей не хочет себя утомлять. Поэтому суммарно 300 часов надо ребенка «вычитать».

Можете завести себе блокнот и записывать:

1 января. 10 мин.
2 января. 8 мин.
3 января. 12 мин.
4 января. 21 мин. = ого, уже почти час! Осталось еще 299 часов!!

И пообещайте ребенку за 300 часов что-нибудь значимое, вроде черепахи. Или иглистой мыши, на худой конец.

Например, вы купили ребенку искусственный снег. А там инструкция мелкими буквами, которую надо прочитать. И всякие там сложные слова. Вот пусть и читает всю инструкцию сам до последней буквы. С лупой читает! Вы же видите, что ему интересно! Сами не читайте. И не давайте ему химичить, пока он все не прочитает. Потому что снег – дело важное.

Почти наверняка ребенок проводит у вас в машине не меньше часа в день. А некоторые и по три-четыре часа. Воткните в магнитолу флешку с аудиокнигами.

Лучше подходят полные тексты книг, начитанные одним актером, не аудиоспектакли! Один голос гораздо меньше утомляет, если слушаешь долго. И легче детьми воспринимается. Результат увидите примерно через месяц. И порадуетесь ему, скорее всего.

Моя бабушка говорила: «Делай уроки, а книги будешь читать на пенсии».

Чем больше ребенок читает ВНЕ ШКОЛЫ, тем проще ему дается школа. Человеку, который прочитывает за два-три вечера роман, «Отцы и дети» прочитать – это вообще не проблема. Учителя прекрасно знают, что чем больше ученик читает, даже и не по программе, тем легче у него идет и программное.

Уроки, конечно, никто не отменяет. Их делать надо. Но когда уроки совсем забивают всякое другое развитие, чтение, рисование – это не вариант.

Оптимальное время сделать чтение запойным – до седьмого класса. Золотое время – это 4-й, 5-й, 6-й классы. Не терзайте ребенка школой класса до седьмого. Очень многие успешные люди активно начали куда-то готовиться только класса с 8-го. А до восьмого читали, читали, читали в свое удовольствие. И, поверьте, это не в песок ушло, а стало фундаментом успешности.

10 способов увлечь ребенка чтением

1. Слоговые таблицы

Занятия очень сильно увеличивают скорость чтения. Набор буквенных комбинаций велик, но не безграничен. Всякие вещи типа «здр» или «встр» – нужно учиться читать одним взглядом. После слоговых таблиц это не проблема.

2. Жужжащее чтение

Хорошие учителя начальной школы широко применяют этот метод. Он состоит в том, чтобы дети читали все разом и шепотом, а то если все и вслух, то можно будет оглохнуть.

Обычно в школах читают по 5-10 минут в день жужжащим чтением. Ну а кто вам может помешать читать жужжащим чтением в очереди в детской поликлинике? Это все идет в нашу копилку 300 часов.

3. Вспышечное чтение и отсекающее чтение

МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗКА – тут надо понять, где что заканчивается.

Печатайте предложения вроде:

«Ежик живет в лесу».
«Олень съел моржа».

Пусть они будут любой степени бессмысленности. Неважно, что олени моржей не едят. Показывайте их на 2-3 секунды, чтобы ребенок прочитывал их очень быстро. Это хорошо учит схватывать текст.

Пусть один ребенок пишет такую бессмыслицу для другого. Обычно это очень веселит детей, и они не замечают, что учатся.

4. Детские журналы с кроссвордами

Там, кроме кроссвордов, которые дети обычно любят разгадывать, много упражнений в стиле «Найди десять отличий между двумя рисунками» и разных упражнений на внимательность: лабиринт, следы и т.д. Детям обычно нравится. И навык чтения незаметно совершенствуется.

5. Игра «Найди текст»

Возьмите любую страницу текста. Найдите там какое-то предложение в любом месте. Например, «Маша пошла в лес и нашла гриб». Не показывайте ребенку, где оно. Засекайте время. Пусть ребенок его найдет. Ну и получит от вас какой-то приз, когда найдет 10 предложений на разных страницах.

6. Многократное чтение

Если ваш ребенок все время хочет перечитывать одну и ту же книгу, которую хорошо знает, ну и пусть перечитывает. Только все больше и больше страниц за один раз – это тоже большой плюс, даже если ребенок угадывает слова.

7. «Давай поврем!»

Дети часто не умеют пересказывать тексты, но зато порой охотно выдумывают то, чего на самом деле в книге нет. Ну и замечательно! Не мешайте! Это очень полезный навык.

8. Чукча не читатель, чукча писатель

9. Упражнение «Бросок»

Открываем книгу, ребенок кладет руки на колени и начинает читать по команде. Читает 30 секунд. Потом 10 секунд отдыхает. И снова читает. Суть в том, чтобы глазами – глазами! – быстро найти тот участок текста, где он закончил чтение. На начальной стадии это очень тяжело – но потому и упражняемся.

10. Скоростной минимум чтения – 120 слов в минуту

Многие читают по 200-300, но уже про себя, вслух речевой аппарат не потянет. 120 слов – это реально абсолютно для каждого среднего ребенка. Если скорость ниже, то много времени будет затрачиваться впустую на уроки, чтение учебных параграфов и попытку что-то понять.

Повторим еще раз мысль, что есть этап технического чтения, что называется "голый" навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет (а есть ли четкие рецепты как заставить полюбить себя, как человека равнодушного - превратить в любящего… Рецептов нет, а вот интуиция… Впрочем, читайте хорошую художественную литературу).

Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. (О психологических маневрах позже).

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

Например, прекрасную книжку с рисунками художника Сутеева.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой.

Метод Кассиля
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически "нет времени" на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки главного героя или нет. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

Метод татарской женщины
Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски.
Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать - плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!) И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. "Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком - не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне".

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. "Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят". Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.
- Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности - это уже отдельная история....

Материал взят с этого сайта http://www.danilova.ru/publication/devel7_03_01.htm