Цитаты о первой русской революции. Цитаты, поговорки, пословицы, высказывания, афоризмы о революционерах

2017 год – год 100-летия Октябрьской революции в России. Историки и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, что же произошло с нашей страной в далеком 1917 году: был ли это переворот, спланированный вне России и воплощенный фанатичными марксистами, или же это естественный процесс развития общества, выразившийся в спонтанном волеизъявлении народныx масс. Не существует также и однозначного мнения о том, нужна ли была революция. Точек зрения на произошедшее в России очень много, мы предлагаем читателям познакомиться с некоторыми высказываниями известных людей об октябрьских событиях 1917 года и о революции как форме социального протеста.

"Самый непримиримый революционер на следующий же день после революции становится закоренелым консерватором". Ханна Арендт

"То, что у нас называют «революцией», есть сплошная дезорганизация и разложение, смерть государства, нации, культуры". Н. А. Бердяев

"Старая власть, старая монархия не была у нас свергнута революцией, она сгнила, разложилась и бесславно пала, как падает гнилое яблоко с дерева. Но яд от гниения старой России остался внутри народного организма и продолжает разлагать жизнь русского народа. Вот эти процессы гниения старой России и принимают у нас за «развитие и углубление революции»". Н. А. Бердяев

"В России никакой революции не было. Пора уже сорвать маски и изобличить подлинные реальности. Русская революция есть чистейший призрак. В ней нет существенных признаков революции в западноевропейском смысле этого слова". Н. А. Бердяев

"Вся русская «революция» есть тяжелый кошмар, приснившийся русскому народу от его бессилия и болезни, есть призрак, созданный расстроенным воображением народа слабого и потерявшего духовный центр". Н. А. Бердяев

"Кошмары и призраки дома умалишенных выпущены на свободу и гуляют по земле русской. Все, что происходит, есть лишь иллюстрация к «Бесам» Достоевского, книге поистине пророческой. Все безысходно, как в кошмаре, все повторяется и возвращается, бесы кружатся, и нельзя вырваться из этого бесовского круга". Н. А. Бердяев

"В этом быстром развитии общественных событий, охватившем известную часть населения России, сказалась вновь та титаническая сила внушения, которая на подготовленной почве побуждает массы к однородным действиям при малейшем поводе". В. М. Бехтерев

"Революцию готовят гении, совершают фанатики, а плодами их пользуются мерзавцы". Отто фон Шенхаузен Бисмарк

"Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда - о великом". А. А. Блок

"Идея революции, где бы революция ни произошла, может вдохновить угнетенных и бесправных людей в других странах". Лаймен (Ллойд) Брайсон

"[...] революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя? Главарями наиболее умными и хитрыми вполне сознательно приготовлена была издевательская вывеска: «Свобода, братство, равенство, социализм, коммунизм!» И вывеска эта еще долго будет висеть – пока совсем крепко не усядутся они на шею народа". И. А. Бунин

"Я в Петербурге почувствовал это особенно живо: в тысячелетнем и огромном доме нашем случилась великая смерть, и дом был теперь растворен, раскрыт настежь и полон несметной праздной толпой, для которой уже не стало ничего святого и запретного ни в каком из его покоев. И среди этой толпы носились наследники покойника, шальные от забот, распоряжений, которых, однако, никто не слушал. Толпа шаталась из покоя в покой, из комнаты в комнату, ни на минуту не переставая грызть и жевать подсолнухи, пока еще только поглядывая, до поры до времени помалкивая. А наследники носились и без умолку говорили, всячески к ней подлаживались, уверяли ее и самих себя, что это именно она, державная толпа, навсегда разбила "оковы" в своем "священном гневе", и всё старались внушить и себе и ей, что на самом-то деле они ничуть не наследники, а так только - временные распорядители, будто бы ею же самой на то уполномоченные". И. А. Бунин

"В мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы - и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны - величайшая на земле страна". И. А. Бунин

"Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей ее истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!" И. А. Бунин

"А сколько дурачков убеждено, что в российской истории произошел великий "сдвиг" к чему-то будто бы совершенно новому, доселе небывалому!" И. А. Бунин

"[…] одна из самых отличительных черт революций - бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна". И. А. Бунин

"Дипломатия пытается превратить новейшую историю в резинку, чтобы с ее помощью стереть революцию". Христиан Фридрих Геббель

"Революция и революционные потрясения, конечно, являются для общества бедствиями, и потому оно может прибегать к ним только для достижения достаточно значительного, прочного и продолжительного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия..." Поль Анри Гольбах

"…Октябрьская революция была действительно великой. Она ничего не дала России, обманула ее ожидания. Но она удивительно много дала Европе, ее социал-демократии, ее рабочему классу. Она перестроила сознание европейского человека. И те перемены, которые потом произошли всюду, произошли под влиянием нашей революции". Д. А. Гранин

"[...]революции – ничто иное, как нервный срыв национального организма". В. К. Егоров

"[...] плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона. Законы в переходное время имеют временное значение. И если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется". В. И. Ленин

"[...] завоевать власть в революционную эпоху гораздо легче, чем суметь правильно этою властью пользоваться". В. И. Ленин

"Революции - праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во времена революции. В такие времена народ способен на чудеса". В. И. Ленин

Для меня, для меня, для меня", - говорит революция. "Сам по себе, сам по себе, сам по себе", - отвечает мир. О. Э. Мандельштам

"Гибель старого общества не является потерей для тех, кому нечего терять в старом обществе". Карл Маркс, Фридрих Энгельс

Кругом
тонула
Россия Блока...
Незнакомки,
дымки севера
шли
на дно,
как идут
обломки
и жестянки
консервов. В. В.Маяковский

"Восстание есть искусство, точно так же как и война, как и другие виды искусства". Фридрих Энгельс

"Всякая революция, которая не совершилась также в нравах и идеях, терпит поражение". Франсуа Рене де Шатобриан

"Всякая революция была поначалу мыслью в мозгу одного человека". Ральф Уалдо Эмерсон

Ноябрь 1917г. С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою историею железный занавес. "Представление окончилось". Публика встала. "Пора одевать шубы и возвращаться домой". Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось. - Василий Розанов
Одна революция все равно что один коктейль: вы сразу же начинаете готовить следующий. - Уилл Роджерс


Опиум народа - не религия, а революция. - Симона Вейль
Оптимизм - религия революций. - Жак Банвий
Оптимизм - это вера революций. - Жак Бэнвиль


Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой. - Михаил Меньшиков


Перевороты совершаются в тупиках. - Бертольт Брехт


Революции - локомотивы истории. - Карл Маркс


Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность. - Николай Бердяев
Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки. - Отто фон Бисмарк


Революции не пожирают своих детей. Они пожирают своих отцов. - Джон Леонард
Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи. - Бернард Шоу



Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров. - Максим Горький


Революции походят на шахматную игру, где пешки могут погубить, спасти короля или занять его место. - Пьер Буаст


Революции чаще всего совершаются не потому, что одна сторона стала просвещеннее, а потому, что другая натворила слишком уж много глупостей. - Антуан де Ривароль


Революции - для меня это очень сложная тема. С одной стороны, чистые идеалы, мечты о рае на земле, о братстве и равенстве. С другой стороны смерть, кровь, и в результате борьбы, как правило - пришедшая к власти несправедливость. - Юрий Шевчук


Революционерам нужны великие потрясения, мне нужна великая Россия. - Петр Столыпин


Революционеры - мертвецы в отпуску. - Эйген Левине


Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым. - Николай Бердяев


Революционная партия тем дурна, что нагремит больше, чем результат стоит, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода. (Впрочем кровь у них дешева.) - Федор Достоевский


Революционное безумство заключается в том, что оно не признает природы как она есть, а хочет ломать ее во имя отдельных ее моментов. Что вы сказали бы, если бы раздался крик: "Смерть безобразию! Смерть болезни! Смерть старости!" Теоретически, конечно, есть что-то справедливое в этом требовании: разве не желательно, чтобы все люди были прекрасными, здоровыми, молодыми? Но, истребив всех не таковых, реформаторы получили бы разрушенное человечество. - Михаил Меньшиков


Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты. - Мариано Асуэла


Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили
Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы. - Отто фон Бисмарк


Революция - варварский способ прогресса. - Жан Жорес


Революция - когда человек преображается в свинью, бьет посуду, гадит хлев, зажигает дом. - Василий Розанов


Революция - просто переезд на новую квартиру. Коррупция, страсти, честолюбие, низость той или иной нации, того или иного века попросту меняют апартаменты, что сопряжено с поломками и расходами. Никакой политической морали: успех - вот и вся мораль. - Эдмон и Жюль Гонкуры


Революция - это братание идеи со штыком. - Лоренс Питер


Революция - это идея, вооруженная штыком. - Виктор Гюго



Революция - это кровавый бассейн, в котором отмывают аморальные деяния. - Франсуа Шатобриан


Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет... что не было творческих духовных сил для реформирования общества... и потому прорвалась тьма снизу. - Николай Бердяев


Революция дает иногда в повелители таких людей, которых мы не пожелали бы иметь лакеями. - Пьер Буаст


Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение. - Николай Бердяев


Революция же, прежде всего - враг христианства. - Федор Тютчев


Революция и революционные потрясения, конечно, являются для общества бедствиями, и потому оно может прибегать к ним только для достижения достаточно значительного, прочного и продолжительного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия... - Поль Гольбах


Революция имеет два измерения - длину и ширину, но не имеет третьего - глубины. И вот по этому качеству она никогда не будет иметь спелого, вкусного плода; никогда не "завершится"...
Она будет все расти в раздражение: но никогда не настанет в ней того окончательного, когда человек говорит: "Довольно! я - счастлив! Сегодня так хорошо, что не надо "завтра"... Революция всегда будет с мукою и будет надеяться только на "завтра"... И всякое "завтра" ее обманет и перейдет в "послезавтра". Perpetuum mobile , circulus vitiosus , и не от бесконечности - куда! - а именно от короткости. "Собака на цепи", сплетенной из своих же гнилых чувств. "Конура", "длина цепи", "возврат в конуру", тревожный коротенький сон.
Василий Розанов



Революция не только враг из крови и плоти. Она более чем Принцип. Это Дух, Разум, и, чтобы его победить, следовало бы обрести умение с ним справляться. - Федор Тютчев


Революция означает поворот колеса. - Игорь Стравинский


Революция пожирает своих детей. - Пьер Верньо


Революция - болезнь, пожирающая Запад, а не душа, сообщающая ему движение и развитие. - Федор Тютчев


"Кто был никем, тот встанет всем" - этот принцип революционного переворота, провозглашенный "Интернационалом", отредактирован жизнью: "Кто был никем, тот стал ничем".
Peвoлюция oтpицaeт нe тoлькo личнocть, нo тaкжe и cвязь c пpoшлым, c oтцaми, oнa иcпoвeдyeт peлигию yбийcтвa, a нe вocкpeceния. - Николай Бердяев


Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. - Федор Тютчев

Без революционной теории не может быть и революционного движения. - Владимир Ленин


Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех. - Анатоль Франс


В каждом революционере таится жандарм. - Гюстав Флобер


В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем. - Пьер Буаст
В течение первых месяцев после Октябрьского переворота [в России] были уничтожены многие ограничения: крестьяне получили санкцию на захват помещичьих земель; солдаты получили право на прекращение войны и возвращение домой; рабочим было дано право не работать, занимать наиболее важные административные посты, сопротивляться буржуазии, устанавливать контроль над заводами и фабриками. Что же касается отбросов общества - преступников, авантюристов и прочего сброда, - то и они получили места в правительстве и обрели полную свободу для удовлетворения своих естественных потребностей в форме убийств и грабежа... - Питирим Сорокин


В эпохи бурных потрясений возможно все. Рабы становятся господами, карьеры рушатся в один миг, а женщины легкого поведения вершат судьбы государства. - Вадим Эрлихман


Великая криминальная революция. - Станислав Говорухин



Вождь в революции может быть только ведомым на поводу у массы, на поводу у ее самых темных инстинктов. - Ф.Степун


Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим. - Вильгельм Швебель


Всегда был убежден, что ответственность за революции падает не на народ, а на правительство. Революции невозможны, если правительства всегда справедливы, всегда бдительны, если они современными реформами предупреждают недовольство. - Иоганн Гете


Всякая революция - не столько строительная площадка будущего, сколько распродажа с молотка прошлого. - Хаймито фон Додерер


Всякая революция была поначалу мыслью в мозгу одного человека. - Ралф Эмерсон


Всякая революция, которая не совершилась также в нравах и идеях, терпит поражение. - Франсуа Шатобриан


Всякий революционер кончает как палач или как еретик. - Альбер Камю


Глупости, совершаемые опытными людьми; нелепости, провозглашаемые умными людьми; преступления, совершаемые частными людьми, - вот что такое революция. - Луи де Бональд

Дeмoкpaтия никoгдa нe тopжecтвoвaлa в peвoлюцияx. - Николай Бердяев


Даже если заговор составляется иногда людьми умными, осуществляется он всегда кровожадным зверьем. - Антуан де Ривароль


Двадцать огромных томов никогда не сделают революции; ее сделают маленькие брошюрки по двадцать су. - Вольтер


Для того, чтобы совершить переворот нужны, как известно, две вещи: во-первых, иметь хорошую голову, и во-вторых получить большое наследство. - Иоганн Гете


Если у страны начинаются задержки с зарплатой, не исключено, что она беременна революцией. - Герман Дробиз


Заканчивают революцию, как правило, совсем не те, кто ее начинал. - Роберт Грин


Иногда, обманув народ, производят переворот с его согласия, а затем, по прошествии некоторого времени, насильственным путем захватывают власть, уже против воли народа. - Аристотель


История революционной антрепризы едва ли будет когда-нибудь написана. Люди, сведущие по этой части, налгут, конечно, с три короба и не скажут настоящей правды. Но даже то, что они не скрывают, подчас характерно для них в высшей степени. - Михаил Меньшиков



История русской революции - это сказание о граде Китеже, переделанное в рассказ об острове Сахалине. - Дон-Аминадо


Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный - мятежом. - Джозеф Пристли
Как ни уравнивай права революциями, но до полного удовлетворения не доравняешь. - Федор Достоевский


Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным. - Томас Пейн
Когда интеллектуалы голодают, они берутся не за выращивание картофеля, а за организацию революции. - Вильгельм Швебель


Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных. - Фридрих Энгельс


Кто посеял привилегии, должен будет пожать революцию. - Клод Тилье


Кто сеет привилегии, пожинает революции. - Клод Тилье


Можно сказать, что если далеко не всякий бандит является революционером, то определенно всякий революционер - бандит и террорист. - Валерий Гитин


Не всем революциям предшествуют признаки и предостережения. Бывает и политическая апоплексия. - Карл Берне


Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка. - Александр Пушкин


Не с добра волости встают.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. - Никколо Макиавелли


Нищета ведет к революции, революция - к нищете. - Виктор Гюго


Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада. - Федор Тютчев

Сильное правительство поймет прежде всего, что с бунтом нужно спешить, как с пожаром или чумой. Не страшные в своем начале, все серьезные бедствия в конце уже неодолимы. Поэтому откладывать решения на завтра, если они целесообразны сегодня, - политика самая плохая. - Михаил Меньшиков


Такая огромная и богатейшая страна [Россия] в руках дерущихся дикарей - и никто не смирит это животное! Какая гнусность!.. Наука, искусство, техника, всякая мало-мальски человеческая, трудовая, что-либо творящая жизнь - все прихлопнуто, все издохло. Да, даром это не пройдет. - Иван Бунин


Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной. - Джон Кеннеди


Только дурные и пошлые натуры выигрывают от революции. Но удалась революция или потерпела поражение, люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами. - Генрих Гейне


У революций, долго бывших в силе и, наконец, остановленных в своем течении, есть это надменное притязание, чтобы беззакония, им совершенные, остались неприкосновенными. Всякое исправление сделанного им зла они называют реакцией. - Франсуа Гизо


Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества... - Федор Тютчев


Французская революция показала наглядно, что проигрывают те, кто теряет голову. - Станислав Ежи Лец
Экспорт революции - это импорт всего остального. - Геннадий Малкин


Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор еще нужно запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить вокруг через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?.. На нем ведь есть теперь калоши, и эти калоши... мои! Это как раз те калоши, которые исчезли весной 1917 года... На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай Бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?.. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует... Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня начнет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах...
Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, и тем более - людям, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!


Михаил Булгаков


: Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной.

Жан Поль Марат :
Революционное правление - это деспотизм свободы против тирании.
Генрих Гейне :
Только дурные и пошлые натуры выигрывают от революции. Люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами.
Фридрих Энгельс :
Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.
Отто фон Бисмарк :
Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы.
П.А. Столыпин :
Реформы во время революции необходимы. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину: залечим язву, но зараженная кровь породит новые изъязвления.
Шатобриан :
История народов есть шкала человеческих бедствий, деления которой обозначаются революциями.
Бернард Шоу :
Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое.
Стас Янковский :
Культурная революция тоже начинается с вешалки.
Карл Маркс :
Революции – локомотивы истории.
Пьер Буаст :
Революции - это такого рода болезни, из течения которых тысячи ловких шарлатанов умеют извлекать немалую для себя пользу.
Пьер Буаст :
Революции походят на шахматную игру, где пешки могут погубить короля, спасти или занять его место.
Пьер Буаст :
Во время революционных бурь люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем.
Пьер Буаст :
Революция дает иногда в повелители таких людей, которых мы не пожелали бы иметь лакеями.
Пьер Буаст :
Неудавшиеся революции всегда влекут за собой ненавистные и мстительные правительства.
Наполеон I Бонапарт :
В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими оные в своих целях.
Зигмунд Фрейд :
Душевные перемены не происходят слишком быстро, разве что в революциях.
Путин :
Ввергли страну в хаос, в развал экономики и социальной сферы, в гражданскую войну с огромными жертвами. Зачем. Видимо те, кто ляпает цветные революции, считает себя гениальными художниками и никак не могут остановиться.
Сомерсет Моэм :
В революции на поверхность поднимается пена общества, негодяи и преступники.
Виктор Гюго :
Грубые проявления прогресса называются революциями. Когда они кончаются, можно заметить, что человечество получило хорошую встряску, но зато подвинулось вперед.

Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо.
Это - закон.И чем неистовее и яростнее бывали революции,
тем сильнее были реакции.
В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.

Бердяев Н. А.
*****

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность
рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет
нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные
нам мнения.

Юстиниан
*****

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
Если бы гражданин мог делать то, что этими законами
запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же
самое могли бы делать и прочие граждане.

Шарль Луи Монтескье
*****

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.

Максим Горький (А. М. Пешков)

*****
Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон -
это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.

Гюго В.
*****

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер
*****

Свободу симулировать нельзя.

Лец С. Е
*****

Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными
и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя,
что Бог - судья над сердцами людей.

Вашингтон Д
*****

Народу кажется, что он свободен в революциях, это -
страшный самообман. Он - раб темных стихий... В революции
не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна
духу свободы... Революция... случается с человеком, как случается
болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.

Бердяев Н. А
*****

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом
сущность разногласий, господствующих в человеческом
обществе.

Линкольн А
*****

Свободе - привет и почет.
Пускай бережет ее разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет
Со всеми тиранами разом!

Бернс Р.
*****

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Тацит
*****
Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится ее.

Шоу Б.
*****

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.

В. Гюго
*****

Революция хороша на первом этапе, когда летят головы тех,
кто наверху.

Альбер Камю
*****

В революционные бури люди, едва годные для того,
чтобы грести веслом, овладевают рулем.

Пьер Буаст
*****

В девяти случаях из десяти революционер - это скалолаз
с бомбой в кармане.

Джордж Оруэлл
*****

Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь
перекладывали его на другие плечи.

Джордж Шоу
*****

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Николай Бердяев
*****

Заварят вожди суп из штыка и топора, а народу потом расхлёбывай
кашу из серпа и молота …

Владимир Бутков
***************

Давно известное изречение –
«Революции замышляют идеалисты, совершают фанатики,
а плодами пользуются – негодяи» теперь может прозвучать так:
«Революции замышляют режиссеры, совершают фанатики под чутким
руководством первых, оплачивают толстосумы и пользуются плодами
тоже они!»
Так что простой люд будет обманут при любом раскладе!!!(Прим. автора)

ВАСИЛИЙ МАРЦЕНЮК (наш мудрый стихирянин)

Хоть кого пойди спроси
Революции Руси
Благодать не принесли,
Зато много унесли!

Рецензии

Василь, мы только что вернулись домой (ездили в пол-ку с Геной в центр Москвы - там уже сухо, снегом и не пахнет!)
По дороге вспомнила,что я неправильно процитировала Бернса....

МЯТЕЖ не может кончиться удачей-
В противном случае его зовут иначе...

Всю дорогу переживали- что там за этот день в Украине?!Сейчас в 19-00 послушаем Вести...

С теплом…☀Светлана
*~*~*~*~*~*~*~*~*~*

Да, Василёк, я это читала... Ты, как всегда, очень точен в своих высказываниях!!!
Не забудь - ты собирался завтра в 10-00 позвонить Ольге Алексеевне....

С теплом души…☀Светлана
*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*

Восприятие великих исторических событий, особенно таких как революции, не остаётся неизменным в обществе. Каждое поколение осмысливает их по-своему, акцентируя внимание на тех или иных аспектах, деталях, привнося новое толкование спорных вопросов. Процесс этот не прост, диалектичен. С одной стороны, большое видится на расстоянии, что позволяет, не отвлекаясь на второстепенные, мелкие черты, стёртые временем, увидеть и познать сущностные характеристики общественных явлений. В то же время картины прошлого часто искажаются в свете идеологических постулатов, политических технологий, классовых интересов, характерных для общества на том или ином этапе его развития.

В частности, сегодня отчётливо видно стремление «элиты» отодвинуть события Октября 1917 года на задворки истории, противопоставить им иные исторические даты. Понятен идеологический подтекст подобного подхода: доказать ошибочность социалистического выбора, сделанного в те дни, предостеречь от опасности «нового передела».

Вместе с тем, на крутом развороте истории, нынешнее поколение получило уникальную возможность узнать о капитализме не из старых советских учебников, а увидеть его в неприглядной реальности и циничном натурализме. Разрушение СССР, массовое обнищание, рост преступности, факты работорговли и средневекового невежества, падение международного престижа страны — эти и другие реалии времени объективно способствуют актуализации феномена Октября, осознание его роли и места в российской, да и в мировой истории.

«…Октябрьская революция была действительно великой…Она удивительно много дала Европе, её социал-демократии, её рабочему классу. Она перестроила сознание европейского человека. И те перемены, которые потом произошли всюду, произошли под влиянием нашей революции» (Д.А. Гранин).

2017 год — год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции в России. Историки и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, что же произошло с нашей страной в далеком 1917 году: был ли это переворот, спланированный вне России и воплощённый фанатичными марксистами, или же это естественный процесс развития общества, выразившийся в спонтанном «волеизъявлении народныx масс», как об этом пишут другие. Не существует также и однозначного мнения о том, нужна ли была революция. Мы ранее уже не раз писали на эту тему (читайте наши ставтьи — http://inance.ru/2015/11/oktyabrskya-revolutsiya/ и http://inance.ru/2016/11/1917-revolution-2017/).

Точек зрения на произошедшее как в России, так и на Западе очень много, и в этом материале мы предлагаем читателям познакомиться с некоторыми высказываниями известных людей того времени (и около того) об октябрьских событиях 1917 года и о революции как таковой.

И.А.ИЛЬИН

Иван Александрович Ильин (1883, Москва — 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). В эмиграции стал сторонником так называемых монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма . Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых Александр Солженицын.

Ильин считал, что

«…русская революция не есть чисто-русское событие, в России зародившееся и разразившееся; она возникла в мировом контексте — она имеет не только внутри-русские причины, но и причины чисто внешние, общемировые. Она исторически обусловлена и вызвана всем предшествующим развитием человечества; строго и полно говоря: её история — есть всеобщая история человеческого рода. Не только потому, что идея коммунизма и уравнительного грабежа стара, как и сам человек, но гораздо больше потому, что она, русская революция, есть порождение трёх великих мировых явлений:

1) мирового кризиса, переживаемого религией и христианством;

2) мирового кризиса, переживаемого правосознанием и государством;

3) мирового кризиса, переживаемого идею собственности»…

«Революция состоялась в России потому, что она была подготовлена в душах людей. С одной стороны, росло сочувствие ей; с другой стороны, падала сопротивляемость. Но и то и другое не имело бы решающего значения, если бы социальная безыдейность и бездеятельность русского императорского правительства не разрешилась в сущий паралич воли, да ещё во время такой войны. Нельзя, непозволительно удерживать в своих руках политическую власть, да ещё неограниченную власть — да ещё стоя во главе такой страны — и не вести волевую социальную политику, направленную к поднятию благосостояния народных масс…»

Описывая революционеров как действительно особых людей, Ильин не считал, что они сугубо русское явление. Это люди

«с особым способом мыслить; с особенною установкой воли; с особым укладом чувства; с каким-то специфическим напором, самоуверенностью, претенциозностью, ограниченностью, порочностью и одержимостью. Они настолько тверды и неизменны в этой своей установке, что к ним отбираются люди, похожие на них, а непохожие незаметно ассимилируются и принимают даже их внешние манеры (эта нервная суетливость, это обилие ненавистно-ругательных слов, этот повелительный категоризм, эта быстрота на ложь и жестокость, эта кривая улыбка…). Как если бы из всех народов, племён и рас, известных доселе, отбиралось новое, особое племя, с особой жестоковыйностью, хищностью и цепкостью. Оно проходит через ассимилирующий фильтр в Советской России и рассыпается для своего мирового дела по всему миру… И всего замечательнее, что это особое революционное племя, составленное из всех рас и наций, — встречает отклики во всем мире. Иногда получается прямо такое впечатление, что люди этого уклада зародились повсюду одновременно и ныне скликаются друг с другом, как ждавшие друг друга и предназначенные друг для друга».

Этому новому движению, в описании которого легко угадываеются облик троцкистов-интернационалистов — перманентных революционеров, противостоит безвольное и податливое большинство. «Почему это?», «Откуда это?», «Как это сложилось?», «Куда это ведёт?» — задавался вопросами Ильин. И отвечал:

«…в человечестве постепенно возникло особое умонастроение и волевое направление, особое умонастроение, способствующее современной революции и ведущее к ней; в нём, в этом настроении души и ума, заключается основная творческая причина революции».

«Мы осознали, что призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими, творить, а не заимствовать».

Отметим, что Ильин не отделял большевиков, которые в своей политике стремились выразить интересы трудового «молчаливого большинства» и троцкистов, ориентированных на мировую революцию, для него все они — перманентные революционеры.

События 1917 года в России были крахом не только старой русской государственности. В результате этих событий распались все почти старые формы, в которых протекала жизнь русского общества, — русские люди как будто заново родились. Именно таким — заново родившимся — сознавал себя и Ильин в конце этого рокового, как он считал, для России и русских года.

«Родина, — говорил он, — есть духовное единство моего народа. Она остаётся — несмотря на гибель субъектов и поколений. Она — единое для многих: для каждого «моя» — для всех «наша», и все правы — общая для всех»…

И вот как он видел будущее страны:

«…русские люди получают жестокий исторический урок, заслуженный ими и взывающий к глубокому пересмотру и переустройству всей внутренней жизни. Урок не первый — и, наверное, не последний: вот уже четвёртое столетие подряд история России начинается с громового удара и потрясения. И первый раз за все это время Россия обладает интеллигентными силами, способными отозваться на исторический призыв — критическим всесторонним пересмотром и обновлением».

Вот так мыслил ярый критик большевизма.

А.А. ЗИНОВЬЕВ

Александр Александрович Зиновьев ( — 2006 года) — русский философ, писатель, социолог, публицист, в 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Антисталинист в юности, Зиновьев всю жизнь занимал активную гражданскую позицию, подвергнув в своих работах острой критике вначале советский строй, затем — российский и западный и в конце жизни — процессы глобализации. Сооснователь (вместе с Г.П. Щедровицким) в 1952 году Московского логического кружка (МЛК). Признан одним из трёх крупнейших логиков мира, категорически не принял того, что произошло в нашей стране после 1991 года

О богатой же внутренней жизни великого человека можно судить по его литературным произведениям, высказываниям в интервью, теле- и радиовыступлениям. Отметим только некоторые его суждения о наиболее значимых событиях своей жизни и своего времени.

«Может быть, кто-то знает моё прошлое, в двух словах напомню. Я ведь никогда не был марксистом. Я с юношеских лет был антисталинистом, в 39-м был арестован как антисталинист. Я никогда не был апологетом советизма, я всегда был критиком, и когда меня выбрасывали в 1978 году на Запад за мои работы, меня рассматривали как антикоммуниста № 1, хотя я не был антикоммунистом — я был просто исследователь…»

«Я всегда считал и считаю Октябрьскую революцию великой социальной революцией в истории человечества и величайшим событием XX столетия. Благодаря ей страна совершила скачок, которого не было никогда в прошлом и никогда, видимо, не будет в будущем. Во всех отношениях. В сфере культуры, образования, в материальном отношении. Влияние революции на весь исторический процесс было колоссальное. Я не знаю ни одного такого исторического события, которое оказало бы такое влияние на человечество…»

«В западной прессе отмечали, что это была первая попытка научного анализа коммунизма. Но не надо забывать, что всё развитие западного мира после 1917 года происходило под огромным влиянием Октябрьской революции…»

«Революция 1917 года спасла Россию от гибели, продолжила историю её как великой державы, сохранив и умножив лучшие её достижения. Считать советский период русской истории чёрным провалом есть чудовищная ложь. Чёрный провал на самом деле наступил только теперь (имеется ввиду — после 1991 года — наше прим.). Теперь в России действительно произошёл полный разрыв поколений — политический, гражданский, идейный, культурный, моральный, психологический…»

«Я уверен, что то, что было построено в СССР, — это и был настоящий коммунистический строй. Идеологические принципы коммунизма были реализованы. Советский социальный строй войдет в историю как классический образец реального коммунизма».

Тут следовало бы уточнить, какой период Зиновьев считает таким образцом: период становления Советской власти, Сталинский СССР, Хрущёвско-брежневский застойный или Перестроечный? Мы считаем, что в Хрущёвско-брежневский период в СССР появились тенденции фашизации общественного строя, о чём писали в статьи «Государственный переворот 1953 года (часть 3) — Фашизация СССР» http://inance.ru/2015/06/fashizaciya-sssr/

Очень интересен взгляд Зиновьева на роль Владимира Путина:

«В чём историческая роль Путина? У меня в одной статье было сказано, что это Ельцин сегодня . Подобно тому, как о Сталине говорили, что это Ленин сегодня. Путин легитимировал результаты ельцинского переворота. В итоге сложившаяся в ельцинские годы социальная система стала легитимной. И привычной — она надолго вошла в жизнь нашей страны. Как вы это будете оценивать, это уже ваше дело… »

О нашем взгляде на роль Путина можно судить, хотя бы по статье «Послание Федеральному собранию. Внутренняя политика: Путин дожимает «элиту» в рамках существующей системы (до выборов 2018)» http://inance.ru/2016/12/poslanie-2016/. В статье и о роли Великой Октябрьской Социалистической Революции, и о параллелях с днём сегодняшним.

Но продолжим цитировать А.А. Зиновьева:

«Есть закон адекватности: люди, которые приходят во власть, в различные учреждения, адекватны ситуации. Если вы хотите, чтобы гениальный человек руководил страной, сама социальная система должна быть сложена так, чтобы у его гения была возможность сработать. В результате революции 1917 года в первое время к власти пришёл действительно гений. Ленин и Сталин — это выдающиеся фигуры, ХХ век — это век Ленина и Сталина. Это два самых гениальных политических и социальных деятеля в эту эпоху…(Из лекции, прочитанной 16 сентября 2005 года в клубе «Улица ОГИ» — http://www.polit.ru/article/2005/09/21/psizm/)».

«Сегодня наше общество разделено не по отношению к реформам, а по отношению к Советскому Союзу» («Литературная газета» 3.12.97 г. № 49 (5681)…

«Никакой идеальной власти никогда не было и не будет. Идеальное — это абстракция. Самыми идеальными, на мой взгляд, политическими деятелями в истории человечества были два человека: Наполеон и Сталин. Я называю XIX век веком Наполеона, ХХ век — веком Сталина. Я Сталина ставлю выше Ленина, хотя Ленин как революционер, как создатель и организатор Советского государства — конечно, фигура эпохальная. Идеальных государственных систем тоже не бывает. Нужно оценивать государственные системы по тому, насколько они адекватны историческим условиям. Западная система кому-то кажется самой идеальной. Да, для западных стран. А будучи перенесена в незападные страны, она окажется вздорной. Попытка перенесения её в Россию привела к краху и ведёт к окончательному разрушению. Самой идеальной для российских условий была советская система. Это вершина истории. Это говорю вам я — человек, который с юности был антисталинистом, которого должны были расстрелять ещё в сороковом году за попытку террористической деятельности против Сталина. Но одно дело быть антисталинистом, а другое — оценивать сталинскую эпоху в качестве учёного. С этой точки зрения я всегда относился к Сталину как к величайшему политическому деятелю ХХ столетия. И мнения своего не изменил. Потом были годы учения, изучения, и вот в конце жизни я утверждаю, что действительно советская система была наиболее адекватна российским условиям».

Н.А.БЕРДЯЕВ

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) русский религиозный и политический философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции. Прошёл путь от марксизма к идеализму. Что говорит Николай Бердяев о революции и своём отношении к ней? (http://mirznanii.com/a/230405/berdyaev-o-russkoy-revolyutsii).

«Я пережил русскую революцию, — как момент моей собственной судьбы, а не как что-то извне мне навязанное. Эта революция произошла со мной, хотя бы я относился к ней очень критически и негодовал против её злых проявлений. Мне глубоко антипатична точка зрения многих эмигрантов, согласно которой большевистская революция сделана какими-то злодейскими силами, чуть ли не кучкой преступников, сами же они неизменно пребывают в правде и свете. Ответственны за революцию все, и более всего ответственны реакционные силы старого режима. Я давно считал революцию в России неизбежной и справедливой».

Николай Бердяев был одним из тех немногих, которые не боялись видеть истинное положение вещей, ведь даже в свершении революции и во всех её бедах обвиняли только большевиков, забыв, что до Октября, была февральская революция, которая и свергла монархию, и ещё 1000 лет самодержавия.

«Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения».

Две революции 1917 годаБердяев всегда называл «русской революцией», рассматривая эти события как единый революционный процесс.

«И нет ничего более жалкого и смешного, как до сих пор поддерживаемый «левой» интеллигенцией миф о святости февральской революции в отличии от мерзости революции октябрьской. В действительности есть одна революция в разных её стадиях, и революция октябрьская и есть настоящая народная революция в её полном проявлении» .

Идея демократии и социализма — противоположные идеи. И коммунисты правы противопоставляя свой социализм демократии. Демократия формально бессодержательна, она безразлична к направлению народной воли..»

Почему большевики победили? Из той сотни партий, что были в России, они были наиболее реалистичными, и как никто понимали и соответствовали ситуации в стране. Самая лучшая организация и дисциплина была тоже у большевиков. В 1937 году Николай Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» напишет:

«Ленин достиг своей цели потому, что он соединил в себе две традиции — традицию русской революционной интеллигенции в её наиболее максималистских течениях и традицию русской исторической власти в её наиболее деспотичном проявлении».

Да, он был далеко не в восторге от событий 1917 года. Однако, он никогда, в том числе и после своего «выдворения» из Советской России, не сомневался в глубинном историческом подтексте революции. В своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» философ указал на углубляющееся противостояние в российском обществе, начавшееся, по его мнению, с церковного раскола в 17-м веке и всё более обостряющееся в контексте несовместимости православных принципов справедливости и торгашеской морали капитализма.

В.И. ЛЕНИН

И как без точки зрения В.И. Ленина:

«Итак: в капиталистическом обществе мы имеем демократию урезанную, убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрёт сама собою» (В.И. Ленин, «Государство и революция»).

И.В. СТАЛИН

Добавим к этому взгляд на революцию И.В. Сталина, из выступления к десятилетию Октября (1927 год):

«Октябрьскую революцию нельзя считать только революцией «в национальных рамках». Она есть, прежде всего, революция интернационального, мирового порядка, ибо она означает коренной поворот во всемирной истории человечества от старого, капиталистического мира к новому, социалистическому миру.
Революции в прошлом оканчивались обычно сменой у кормила правления одной группы эксплуататоров другой группой эксплуататоров. Эксплуататоры менялись, эксплуатация оставалась. Так было дело во время освободительных движений рабов. Так было дело в период восстаний крепостных. Так было дело в период известных «великих» революций в Англии, во Франции, в Германии. Я не говорю о Парижской Коммуне, которая была первой, славной, героической, но все же безуспешной попыткой пролетариата повернуть историю против капитализма.
Октябрьская революция отличается от этих революций принципиально . Она ставит своей целью не замену одной формы эксплуатации другой формой эксплуатации, одной группы эксплуататоров другой группой эксплуататоров, а уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, уничтожение всех и всяких эксплуататорских групп, установление диктатуры пролетариата, установление власти самого революционного класса из всех существовавших до сих пор угнетенных классов, организацию нового бесклассового социалистического общества.
Именно поэтому победа Октябрьской революции означает коренной перелом в истории человечества, коренной перелом в исторических судьбах мирового капитализма, коренной перелом в освободительном движении мирового пролетариата, коренной перелом в способах борьбы и формах организации, в быту и традициях, в культуре и идеологии эксплуатируемых масс всего мира.
В этом основа того, что Октябрьская революция есть революция интернационального, мирового порядка» (http://www.magister.msk.ru/library/stalin/10-7.htm).

А теперь рассмотрим точку зрения западных историков и государственных деятелей как на само явление «революция», так и конкретно на октябрьские события 1917 года.

ОТТО ФОН БИСМАРК

Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815 —1898), государственный деятель Германии, первый канцлер Германской империи. Осуществил объединение Германии, прозванный впоследствии «железным канцлером». Бисмарк был послом в России и много по ней путешествовал.

По свидетельствам биографов, общение с Александром Горчаковым (министром иностранных дел Российской империи с 1856 по 1882 годы), чтение Тургенева и Герцена, участие в русской царской забаве — медвежьей охоте (Бисмарк убил двух медведей, но прекратил это занятие, заявив, что непорядочно выступать с ружьём против безоружных животных) позволили Бисмарку во многом понять образ мышления русских. Хоть он и умер до революции 1917 года, тем не менее его точка зрения и оценка русской действительности актуальна и поныне.

«Это неразрушимое Государство русской нации, сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет оставаться нашим порождением, стремящимся к реваншу противником.»

«Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских».

«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя».

Но Бисмарк предупреждал и тех, кто решит привить русским лживые ценности:

«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас опрадывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».

ВЗГЛЯДЫ ИСТОРИКОВ ЗАПАДА

С победой революции и созданием Советского государства не могли, естественно, примириться те слои российского общества и зарубежные силы, которые много потеряли в результате этих событий, что предопределило скорое возникновение гражданской войны и военной интервенции многих зарубежных держав. Этот вопрос в большей степени, чем другие, носит идеологический характер. Поэтому в зарубежной историографии до настоящего времени события этой эпохи не исследуются в совокупности, а субъективно отбираются сторонниками той или иной позиции для обоснования своей правоты.

В общих чертах альтернативные концепции выглядят следующим образом.

Любопытной представляется точка зрения американского учёного по вопросу оценки Октябрьской революции.

А.Е. Рабинович

А.Е. Рабинович — профессор Индианского университета (США), историк и политолог (родился в 1934 году, считается крупнейшим из ныне живущих западных специалистов по революции 1917 года в России) — считает Октябрьскую революцию одним из самых главных событий XX века.

По его мнению,

«она стала поворотным пунктом в истории не только самой России, но и оказала в нашем столетии огромное влияние, как позитивное, так и негативное, на судьбы Европы. В частности, страх перед коммунизмом дал возможность определённым кругам в Германии привести к власти Гитлера».

Что же касается второй части вопроса — был ли Октябрь трагедией, то он с определенностью утверждает, что нет.

A.E. Рабинович отмечает две основные причины победы большевиков.

«Первая заключается в том, что большевистская партия в 1917 году представляла собой демократическую и децентрализованную организацию, имевшую широкие связи с массами. Большевики лучше, чем другие партии, знали настроение масс, их чаяния. Вторая причина, прямо вытекающая из первой, в том, что программа действий большевиков исходили из знания масс. Лозунги, выдвигаемые большевистской партией, более всего отражали желания народа: мир, земля крестьянам, власть Советам! Фундаментальные изменения в политической ситуации, сложившейся в России осенью 1917 года, назрели, и падение Временного правительства — закономерный итог развития этой ситуации».

Джузеппе Боффа

Интересной представляется точка зрения итальянского историка и журналиста, одного из самых авторитетных специалистов по истории стран Восточной Европы Джузеппе Боффа (1923 — 1998), которая отражена в монографии «История Советского Союза»:

«Идеалы, которыми руководствовались большевики, — пишет Джузеппе Боффа, -— заставляли их чувствовать себя наследниками всего самого передового, что было рождено человеческой мыслью. Большевики отменили все сословия и сословные деления, привилегии и ограничения, всякие звания, титулы, гражданские чины и объявили всех просто гражданами Российской Республики. Они провозгласили полное отделение церкви от государства, лишив религиозные общества и монастыри права собственности»..

Обратимся к мнению американского историка.

Джордж Фрост Кеннан

Джордж Фрост Кеннан (1904 —2005) — американский дипломат, политолог и историк, утверждал, что

«…мировоззрение, вдохновлявшее большевиков и приведшее их в конце-концов к власти, основывалось на вполне понятном желании уничтожить социальную несправедливость, экономическую эксплуатацию, обеспечить трудящимся машины, комфорт, безопасность, достойное положение в обществе, то есть дать им все, чего их лишала промышленная революция и капиталистическая система. Напряжение и беды последующих лет не должны дать нам забыть, что в тогдашних условиях это было благородной мечтой, искренней целью, разделявшейся десятками тысяч людей в России, проявлявших великую самоотверженность, примеров которой немного можно найти в современной истории».

Данное суждение патриарха американской «советологии» позволяет понять, почему народ поверил большевикам и пошёл за ними.

Влиятельнейший американский журнал «Юнайтед стейтс энд Уорлд рипорт» опубликовал 13 марта 1967 года статью, в которой подводились итоги великой эпохи.

«Коммунисты, — говорилось в статье, — поставили перед собой цель — в возможно более короткий срок, не считаясь с лишениями, развить индустрию, вооружённые силы и упрочить своё положение в мире. Они этого добились».

«Валовая внутренняя продукция промышленности Советского Союза выросла более чем в 50 раз. Выплавка стали увеличилась в 22 раза, чугуна — в 16 раз, добыча угля — в 20 раз, цемента — в 44 раза, нефти — в 25 раз, производство электроэнергии — в 272 раза».

Подобного экономического роста, безусловно, не знало ни одно государство мира за всю историю человечества — и это не могли не признать американские эксперты.

Сантьяго Каррильо

Лидер испанских «еврокоммунистов» Сантьяго Каррильо (1915 — 2012) утверждал:

«Ленин был прав только наполовину потому, что сущность всех самых различных форм перехода к социализму заключается в гегемонии трудящихся, а само разнообразие и обилие политических форм открывает также возможность того, что в диктатуре пролетариата не будет необходимости».

Но в том, что такое «открытие» было сделано, — непреходящая заслуга великих революций прошлого, прежде всего -— Октябрьской. В этом смысле она «оправдана».

Джон Рид

Считаем также необходимым процитировать мнение Джона Рида . В марте 1919 года в США опубликована книга «10 дней, которые потрясли мир» (русский перевод вышел в 1923 г.) — произведение об Октябрьской революции, соединяет художественное повествование, документы, публицистический комментарий. По мнению Рида, решающую роль в революции сыграл народ.

«…..Ленин и петроградские рабочие решили — быть восстанию, Петроградский Совет низверг Временное правительство и поставил съезд Советов перед фактом государственного переворота. Теперь нужно было завоевать на свою сторону всю огромную Россию, а потом и весь мир. Откликнется ли Россия, восстанет ли она? А мир, что скажет мир? Откликнутся ли народы на призыв России, подымется ли мировой красный прилив?».

Споры вокруг октябрьских событий будут продолжаться и в будущем. Видно, ближе к истине подойдут наши потомки в грядущих веках.

Герберт Уэллс

Интересен взгляд человека посетившего революционную Россию и бывшего весомым авторитетом в мире художественной литературы того времени. Мы имеем в виду, конечно же, Герберта Уэллса, чьи воспоминания от встречи с Лениным могут подтолкнуть к размышлениям и о дне сегодняшнем и о задачах завтрашнего дня:

«Ленин с откровенностью, которая порой ошеломляет его последователей, рассеял недавно последние иллюзии насчет того, что русская революция означает что-либо иное, чем вступление в эпоху непрестанных исканий. Те, кто взял на себя гигантский труд уничтожения капитализма, должны сознавать, что им придется пробовать один метод действия за другим, пока, наконец, они не найдут тот, который наиболее соответствует их целям и задачам, писал он недавно.
Мы начали беседу с обсуждения будущего больших городов при коммунизме. Мне хотелось узнать, как далеко пойдет, по мнению Ленина, процесс отмирания городов в России. Разорённый Петроград навеял мысль, которая раньше не приходила мне в голову, что весь внешний облик и планировка города определяются торговлей и что уничтожение ее, прямо или косвенно, делает бессмысленным и бесполезным существование девяти десятых всех зданий обычного города. «Города станут значительно меньше», — подтвердил Ленин. «И они станут иными, да, совершенно иными». Я сказал, что это означает снос существующих городов и возведение новых и потребует грандиозной работы. Соборы и величественные здания Петрограда превратятся в исторические памятники, как церкви и старинные здания Великого Новгорода и храмы Пестума. Огромная часть современного города исчезнет. Ленин охотно согласился с этим. Я думаю, что ему было приятно беседовать с человеком, понимавшим неизбежные последствия коллективизма, которых не могли полностью осознать даже многие его сторонники. Россию надо коренным образом перестроить, воссоздать заново…» (Герберт Уэллс. Россия во мгле. 1920 год http://lib.ru/INOFANT/UELS/russia.txt_with-big-pictures.html)

Эдвард Карр

Стоит остановиться на исследовании событий тех дней английского историка Э.Карра.

Эдуард Халлетт «Тэд» Карр (1892 — 1982) — британский историк, политолог, дипломат, журналист и исследователь международных отношений. Противник эмпиризма в историографии. Советолог. В противовес традиционным подходам западных советологов своего времени, считал Октябрьскую революцию не заурядным переворотом, а результатом объективного развития революционного процесса, материализованным проявлением воли рабочих и солдатских масс, организованных в Советы.

Он один из известнейших английских исследователей, многие годы посвятивший изучению истории Советской России. Э. Карр написал:

«Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и, вполне вероятно, историки будущего назовут её величайшим событием XX века. Историки ещё очень долго будут спорить и резко расходиться в своих оценках её, как это было в своё время с Великой Французской революцией. Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнёта, другие — проклинать за преступления и катастрофу. Русская революция была первым открытым вызовом капиталистической системе, которая в Европе к концу XIX столетия достигла своего апогея. То, что революция разразилась в разгар Первой мировой войны и частично была её результатом, вряд ли случайное совпадение. Война нанесла удар по международной капиталистической системе, сложившийся к 1914 году, и обнажила ее внутреннюю нестабильность. Революцию можно рассматривать и как следствие, и как причину упадка капитализма» («Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 — 1929», М., «Интер - Версо», 1990. - 208 с. — http://www.kursach.com/biblio/0002011/000.htm).

По его мнению, к октябрю 1917 года власть буквально валялась под ногами.

«Военно-революционный комитет взял власть, когда она выпала из безжизненных рук Временного правительства и возвестил миру о победе революции».

Но в то же время Э. Карр подчёркивает закономерность революции.

«Буржуазная демократия и буржуазный капитализм по западному образцу, к которым стремились и надеялись меньшевики, не могли укорениться на российской почве, так что ленинская политика была единственно приемлемой с точки зрения текущей политики в России».

В своих трудах он делал упор на социально-политических факторах и акцентировал внимание на массах как субъекте исторического процесса. При этом он не отрицал значения политической воли участников событий. Революцию 1917 года Карр считал поворотным пунктом мировой истории. В его понимании Февральская революция стала следствием социального неравенства и падения уровня жизни на фоне Первой мировой войны. Указывая на противоречия между марксистской теорией и реальной революционной практикой, Карр все же считал, что Октябрьскую революцию вполне можно считать пролетарской.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы привели только некоторые высказывания о событиях тех дней людей, которые жили в то время, вспоминания которых очень ценны для понимания такого исторического явления как Великая Октябрьская социалистическая революция.

И этот праздничный день не вычеркнуть из календаря никакой политикой, поэтому:

С праздником, товарищи!