Dark souls 3 прохождение анор лондо. Прохождение Dark Souls III - Anor Londo - Анор Лондо

Анор Лондо в Dark Souls является относительно недавно покинутым гордом богов, над которым всегда светит иллюзорное солнце. Город населяют стражи, горгульи, Гвиндолин и парный босс — .

Сюда вам придется отправиться чтобы добыть чашу возлагаемую для открытия дверей в Горнило Первого Пламени и путешествия между кострами.

Как попасть?

Нужно добраться до самого верха Крепости Сена и убить Голема, после чего крылатые демоны перенесут вас в город. Вернутся в Крепость можно будет поговорив с тем же демоном, на месте, куда вас перенесли. Далее можно будет от любого костра путешествовать в и еще пару мест.

Боссы локации:

  • Орнштей и Смоуг — перед покоями принцессы Гвиневер;
  • Гвиндолин — опциональный босс, находящийся за статуей Гвина (попасть можно только с кольцом темной луны).

Нейтральные персонажи:

  • Солер — у второго костра локации;
  • Кузнец-великан — сбоку от основного входа в собор, если пройти через него и открыть дверь;
  • Сигмайер из Катарины — в одной из комнат замка, дает кольцо если убить трех рыцарей в соседней комнате;
  • Гвиневер — отдает чашу, принимает в ковенант;
  • Рыцарь клинков — стоит у первого костра, обменивает души хранительниц на усиление фляги с эстусом.

Враги:

  • Серебряные рыцари — довольно грозные противники, личная армия Гвина служащая принцессе;
  • Стражи — железные доспехи, которые имеют довольно неплохой запас жизней, бьют сильно, но немного неповоротливы;
  • Стражи картин — охраняют картину через которую открывается вход в Нарисованный Мир, быстро атакуют, метают ножи;
  • Демоны летучие мыши — гадкие противники, использующие быстрые атаки копьем, которое усиливают молнией;
  • Королевские стражи — сильней чем обычный страж, имеют еще больше жизней и непробиваемый щит;
  • Мимик — монстр маскирующийся под сундук;
  • Титанитовый демон — порождения Ложа Хаоса, медленные, но сильные.

Анор Лондо в Dark Souls

Предметы:

  • Сет Серебряного рыцаря — падает с врагов;
  • Сет Хавела — недалеко от второго костра за ;
  • Небесное благословление — бутыль восстанавливающий жизненную силу и снимающий негативные эффекты;
  • Зуб Дракона — огромная дубина Хавела;
  • Большой щит Хавела — там же где и сет;
  • Сет Черного железа;
  • Черный щит;
  • Большой меч;
  • Большой лук драконоборца — на втором этаже собора нужно выбраться из разбитого окна, лучше взять с собой косточку возвращения;
  • Дубина тайны;
  • Кольцо солнечного первенца;
  • Заклинание Клинок Света (чудо);
  • Латунный сет;
  • Демонический титанит.

Важно!

Если вы ударите по Гвиневер, то она исчезнет, так как это иллюзия поддерживаемая Гвиндолином. Солнце в локации погаснет, исчезнут летучие мыши и стражи, все остальные останутся.

Некоторые Серебряные рыцари также пропадут, а возле входа к боссу появятся два рыцаря — Бенерика и Балдера, с которых можно получить 5000 душ.

Вы не сможете вступить в ковенант Клинки Темной Луны и Слуги Принцессы. Также в большом зале при игре в сети к вам будут вторгаться чтобы отомстить за принцессу.

Помимо всего прочего вас будет все время перекидывать после смерти на самый первый костер, а его хранительница перейдет на виновую лестницу и попробует убить игрока — лучше избежать битвы с ней и прыгать между кострами при помощи чаши, чтобы самый первый не погас.

На «демонических авиалиниях » Анор Лондо вы доберетесь до столицы Лордрана, спускайтесь вниз, пробегите мимо Стража в небольшое святилище. Вновь выходите на улицу, вы окажетесь на большой площади . Слева в центральной части площади есть проход, ведущий к костру . Возле него ожидает хранительница – Рыцарь Клинков Тёмной Луны .

На данном этапе беседа особого результата не даст, так что просто поболтайте с ней, передохните у костра и отправляйтесь дальше. Первое, что стоит сделать – зачистить святилища на площади. Каждое здание охраняется тремя стражами. В бою с ними отлично работает Пиромантия. Также возле статуй есть сундуки.

Сундук возле Орштейна с демоническим титанитом, а возле Смоуга два сундука, один с мерцающим титанитом, а второй – Мимик



Наигравшись со стражами, от костра бегите прямо и спускайтесь на винтовом лифте. На мосту вас будет ждать Горгулья, совсем не представляющая угрозы . Героически одержав победу, подойдите к левому краю лестницы и взгляните вниз - в наличии уступ . Далее ищите проход под лестницей , с его помощью вы обнаружите сундук с демоническим титанитом. Забрав его, возвращайтесь назад и найдите единственный аркбутан , примыкающий к выступу. По нему вы сможете перебраться в собор.

Добравшись до балкона, прыгайте на него и проходите в разбитое окно, похоже кто-то недавно проходил здесь. Внутри на вас набросятся новые враги – Стражи Картины . Разбирайтесь с первой парочкой Стражей высокого искусства, затем по вертикальной лестнице поднимайтесь на балки, под потолок. Теперь ваша задача очень осторожно перебраться на другую сторону собора, несмотря на возможные козни со стороны противников. Впрочем, есть одна неплохая идея, стрелять в стражей из лука. Есть огромная вероятность, что по пути к вам, они будут падать вниз и разбиваться. Перебравшись по балкам на другую сторону, спуститесь вниз по лестнице и проходите через туман .



Вы окажетесь перед поворотным мостом. Крутите механизм , создавайте проход к дворцу и подходите к еще одному механизму моста. Поверните его так, чтобы открыть путь дальше. Пока мост опускается, готовьтесь к битве со второй Горгульей . Разобравшись и с ней, крутите механизм еще раз и опустите платформу ниже. Вы сможете добраться до святилища Гвина, в наличии костер и тело с Кольцом Солнечного Первенца .

Поднимайте платформу вверх на один уровень и отправляйтесь к огромному дворцу. У входа дежурят два Стража , но дверь закрыта и нужно искать обход. Впрочем, на это уйдет немного времени - справа открыта дверь в небольшом заборе. Вы обнаружите платформу на которой обитают Демоны Летучие Мыши . Разобравшись с мышами, вы можете спуститься по еще одному узкому аркбутану к небольшой башенке и “сагрить” на себя пару Демонов. Далее быстро бегите наверх, так как сражаться с ними на данной локации – самоубийство из-за двух Серебряных Рыцарей , стреляющие из луков огромными стрелами.



Разобравшись с Демонами, в наличии два варианта: 1) выгадать момент и просто бежать наверх к башне, за которой можно передохнуть перед последним рывком; 2) или достать лук, отравленные стрелы и начать стрелять в рыцарей. Пары попаданий должно быть достаточно для медленной, но верной смерти. После этого можно пробежаться спокойно вверх. Ну а если спокойная жизнь не для вас, выждав за последней башней время, делайте отчаянный рывок и как можно быстрее сокращайте дистанцию с противником. Вы уйдете с линии обстрела второго лучника. Ближний к вам враг переключится на оружие ближнего боя и, вероятнее всего, упадет вниз. После этого останется пройтись до конца карниза, спрыгнуть на балкон и через туман пройти во дворец.

Оказавшись внутри, пройдите в первую дверь слева, за ней будет костер . Возле костра героя будет ждать Солер, в разговоре он предложит не стесняться призывать его с помощью знаков. Выходите из комнаты с костром и проходите в комнату напротив. Внутри стоит Серебряный Рыцарь , а за ним сундук, в котором хранится Медаль Света . Далее выходите в коридор и идите к лестнице, за ней ждет еще один Рыцарь. Разобравшись с противником, проходите в комнату справа и ткните оружием в камин . В наличии иллюзорная стена , за которой небольшая темная комната с кучей сундуков. В сундуках лежит лучшая тяжелая броня в игре – сет Хавела вместе со щитом. Обратите внимание, что один сундук стоит поодаль от остальных – это Мимик , в котором хранится довольно посредственная дубина.



Выходите из комнаты и поднимайтесь по лестнице. Вначале изучите комнаты недалеко, придется убить одного рыцаря, затем обходите лестницу и разберитесь с парой Мимиков. Теперь бегите к Рыцарю на балконе, убивайте его и ищите открытую дверь в спальню. Пройдя через нее, будьте готовы к еще одному Серебряному Рыцарю. Разделавшись с противником, поднимайтесь по лестнице на крышу дворца.

Вас будет ждать развилка в виде двух лестниц, возле которых стоят рыцари. Противник перед вами вооружен мечом, а верноподданный Гвина справа вооружен еще и луком. Двигайтесь к врагу впереди, убивайте его и спускайтесь вниз. Там вы встретите Сигмайера . Ему нужно помочь разобраться с рыцарями в спальне. Открывайте дверь убивайте трех Серебряных, в данной комнате обыщите сундук и заберите два куска демонического титанита. Откройте вторую дверь в коридор и возвращайтесь к Катаринскому Рыцарю. Он наградит главного героя бесполезным Кольцом Маленького Существа . Теперь поднимайтесь наверх и бегите к Лучнику. Убив его, спускайтесь вниз на развилку. Слева комната с Титанитовым Демоном , справа комната с парой Серебряных Рыцарей, охраняющих сундуки и короткий путь к дворцовому костру.



Закончив дела, возвращайтесь к винтовой лестнице и идите вперед, вы попадете в центральный зал дворца . Проходите налево и поднимайтесь по лестнице. Двигайтесь вперед, пробегайте мимо витражей и ищите проход, ведущий на лестницу вниз. Вы найдете Кузнеца Великана . Обойдя великана слева, можно пройти к сундуку, в котором лежит Кольцо с Ястребом . Если есть в инвентаре любой кривой меч (+10), вы сможете выковать у кузнеца Яростный Меч Квилег . При наличии Катаны (+10) можно выковать катану - Клинок Хаоса . За душу Голема тоже можно парочку экземпляров уникального оружия сделать, например, при наличии прокаченного топора вы получите Топор Голема . После разговоров с Великаном и закупок, выбегайте на улицу и откройте ворота, только осторожнее с Демонами.

Теперь короткий путь на мост, поднимайтесь наверх дворца и ищите лестницу вниз, возле которой стоит Серебряный Рыцарь. Опустившись еще ниже, вы увидите знак призыва Солера. Возле знака Черное Око в инвентаре начнет вибрировать. Спускайтесь вниз зала и разберитесь с Королевскими Стражами . После с помощью Черного Ока вторгайтесь в мир Лотрека, чтобы покарать его за содеянное в Храме Огня.



Бой будет достаточно сложным, помимо Лотрека, в бою будет участвовать пара дружественных врагу фантомов. Сосредоточьтесь на самом Лотреке, по возможности игнорируя его товарищей. При определенной доле везения и с использованием пиромантии бой может закончиться довольно быстро. За победу вы получите Душу Хранительницы Огня и Кольцо Защиты и Поддержки . Вернувшись во дворец, поднимайтесь к знаку призыва Солера, активируйте его и отправляйтесь на встречу к боссам. Если вы играете при включенном онлайне, возле входа можно будет найти еще один знак призыва .

Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг - крайне серьезные ребята. Для начала вам стоит осознать, что эта парочка – два босса разом. И сражаться придется одновременно с двумя. Орнштейн более быстрый, но менее слабый; Смоуг сильный и неповоротливый. Зная данные особенности, боссов легко разделить на арене. Особенно, когда один из боссов сосредоточится на Солере.

Орнштейн - один из лучших рыцарей Гвина. Вооружен копьем, наносящим удары молниями. На Орнштейне держится подвижность дуэта. Кстати, он единственный выживший из всей четверки великих рыцарей. Смоуг - королевский палач, желающий стать одним из рыцарей Гвина. Он получил отказ за свои темные дела с поеданием жертв. Вместе с Орнштейном остался охранять Анор Лондо и принцессу Гвиневер



Главное в бою - не торопиться и делать лишь обдуманные атаки. Выманите на себя Смоуга, оставив Драконоборца Солеру, и планомерно закидывайте его заклинаниями пиромантии. Сразив одного из боссов, вы увидите ролик. Выживший враг забирает силу поверженного вами. С данного момента бой станет сложнее, Орнштейн станет больше, сильнее и получит возможность прыгать на пятую точку. Смоуг, в случае если он переживет капитана рыцарей, получит немного к скорости и способности запускать молнии. В паре с Солнечным рыцарем бой не будет слишком обременительным, пока босс отвлекается на него используйте заклинания и победа обеспечена.

В зависимости от того, какой босс умер последним, будет зависеть полученная награда. За Орнштейна награда намного лучше. Во-первых, вы получите его душу, из которой можно выковать Копье Драконоборца . Во-вторых, вы получите Кольцо со Львом . В-третьих, у Домнала вы сможете купить стильный, модный и молодежный сет Драконоборца . Убив последним Смоуга, вы получите его душу с возможностью выковать из нее Молот Смоуга , а у Домнала сможете купить его доспех - сет Смоуга . После победы поднимитесь на лифте, зажгите костер и обыщите второй этаж. В одном из помещений вы найдете тело с доспехами Лотрека – сет Благосклонности ().

Танцовщица Холодной долины.

Применяет агрессивную тактику и быстрые удары, плюс к этому ещё сумасшедшие комбо. Попав под них, вас ожидает быстрая смерть. Делаем следующее: бегаем у нее под ногами и пытаемся забежать сзади. Старайтесь не стоять перед ней, ибо она вас схватит и бросит на землю, добавив сверху огненным мечом. Во второй фазе у нее будет ещё один меч и все те же круговые удары.

Подробный гайд —
После смерти босса активируем костёр и подносим чашу на алтарь. Смотрим ролик.

Дальше спекаемся по лестнице на перекрёсток. Справа — тупик, впереди — помещение с рыцарями, а нам нужно налево. Идём по лестнице в коридор, бежим в самый конец и сражаемся с рыцарем. Победить его тяжело — щит башенный, да и коридор узкий. В помещении справа находится шахта лифта, можете сбросить его туда. Как справились, садимся в лифт.

Не доезжаем до конца, а спрыгиваем на промежуточном этаже. Впереди появится скелет, расстреливаем его с лука. Бежим все время прямо мимо алтаря. Ликвидируем охранника который стережёт покой ещё одного босса и по ступенькам спускаемся в здание.

Ойцерос, Снедаемый король.

Смотрим видеоролик и начинаем бой. В босса имеется хороший запас здоровья. В первой половине боя нужно опасаться ударов посохом и прыжков. Приманиваем Ойцероса к тем воротам из которых вы вышли, а потом бежим в правый угол. Забавно, он застрял. Берём стрелы и расстреливаем на расстоянии противника. Кстати стрел нужно много. Во второй фазе враг станет более подвижным и будет постоянно прыгать. Так что продолжаем расстреливать его на безопасной дистанции.
Подробный гайд —
После победы бежим в открытую дверь и убиваем там воина с длинной шеей. Собираем в конце зала титанитовую чешую и бежим к костру. Отправляемся в Иритилл.

Иритилл Холодной долины.

Бежим от костра все время прямо. Как добежим до овальной террасы сворачиваем налево на лестницу. Подымаемся по ней и оказываемся уже в знакомом зале со спящими великанами.
Взбираемся наверх по ступенькам и выбегаем из помещения. Идём до края парапета и сворачиваем направо. Здесь у нас два перехода. Взбираемся по одному из них и поворачиваем налево.
Главная проблема в этой локации — рыцари. Они стреляют огромными стрелами и ещё добивают мечом. Придётся попотеть. Как проблема будет решена бежим по террасе, сворачиваем направо и спрыгиваем на крышу ведущую вниз. На площадке убиваем двух врагов и двигаемся вниз по коридору. Идём пока не наткнёмся на обрыв. Справа от него будет стоять некий механизм. Активируем его и заходим на башню, бежим в самый вверх и включаем ещё один механизм.
Двигаемся на другую сторону замка. Сохраняемся у костра справа.

Добро пожаловать в Анор Лондо.

По ступенькам взбираемся наверх, там путь охраняют два рыцаря. В центральный вход мы не зайдём, так что бежим налево, поворачиваем направо и подымаемся по лестнице.
Здесь у нас выбора нет — спускаемся и вступаем в бой с тремя дьяконами, мечущими огненные. Ликвидировав цели заходим в туманную дверь.

Олдрик, пожиратель богов.

Олдрик использует два вида магии, а также стрелы. Старайтесь не попадать под обстрел, иначе будет ещё тяжелее и уклоняйтесь от магии. Ждём на безопасном расстоянии пока босс не израсходует магию. Как только начнёт перезаряжать, быстро подбегаем и наносим удары. Лучше всего зайдите ему за спину и бейте его по хвосту. В это время он не будет сильно сопротивляться, да и на атаку не нарвётесь. Бьём до тех пор пока Олдрик не телепортируется. Перед атакой намажьте меч огненной магией. После превращения босс вытащит огненную коссу и стрелять стрелами будет уже точнее. От стрел уклоняемся прыжками секунд 5, главное что бы у вас выносливости хватило.

После смерти Олдрика смотрим ролик и сохраняемся у костра.

В самом начале локации вас ждёт поединок против Танцовщицы Северной Долины. О том, какую стратегию боя выбрать против этого босса, .

Победив врага, разожгите костёр босса и приблизьтесь к алтарю впереди. Поставьте на алтарь чашу, после чего запустится кат-сцена. По окончании видеоролика следуйте вверх по лестнице. Впереди вы уткнётесь в перекрёсток. Если пойти направо, то окажетесь в тупике, в то время как тропа, уходящая влево, ведёт к залу с рыцарями. Туда-то вам и нужно!

Поднявшись выше по ступенькам, следуйте вниз по коридору. В самом его конце вы встретите рыцаря, держащего в руках щит. Достаточно опасный противник! Убить его не так просто, поскольку башенный щит прекрасно вписывается в рамки столь узкого коридора. Вы должны постараться сделать так, чтобы рыцарь свалился в шахту лифта, расположенную в комнате с правой стороны. А дальше нужно самому воспользоваться лифтом. Пройдите на подъёмник и потяните за рычаг. Но не спешите ехать в самый конец. Вам нужно будет спрыгнуть где-то на промежуточном уровне. С правой стороны отыщите осколок Эстуса, а на платформе с левой стороны – осколок титанита. Перед вами появится мутировавший враг, убить которого можно будет при помощи лука, издали, расположившись на платформе.

Следуйте мимо алтарей вперёд. Прямо под вторым алтарём, если вы будете следовать левее лестницы, где расположились слизняки, можно отыскать кинжал под названием «Коготь», несколько бом и комплект доспехов Тени. Следуйте далее, не сворачивая куда-либо и убивая противников, вставших у вас на пути. Позади тумана вам предстоит встретиться с очередным боссом игры, имя которому Оцейрос, Снедаемые Король. Для этого вы должны спуститься вниз по лестнице, расположенной в главном здании, в центре коридора.

О том, как правильно убить Оцейроса, вы можете прочитать в другой статье нашего сайта .

Убив врага, следуйте через открытую дверь и разберитесь с длинношеим воином. Именно эта шея определяет стратегию боя, поскольку сблизиться с врагом просто так у вас не получится. В конце комнаты отыщите титанитовую чешую, а затем вернитесь к костру. После этого нужно будет отправиться на локацию Иритилл Холодной Долины.

Иритилл Холодной Долины

Двигайтесь по прямой линии от костра, пока не окажетесь около овальной тропы. Здесь нужно свернуть к лестнице с левой стороны, подняться наверх и убежать в правую сторону, двигаясь через поле с дремлющими гигантами и двумя волшебника в конце него. Здесь будут ещё одни ступеньки, ведущие наверх. Поднявшись туда, двигайтесь по лестнице с правой стороны и покиньте помещения. Пройдите немного вперёд, к краю парапета, а затем уйдите в правую сторону. Здесь будет сразу два прохода, ведущих выше. Следуйте по одному из них и бегите в левую сторону.

Основные противники на этой локации – опасные рыцари, использующие большие стрелы и добивающие вашего персонажа при помощи мечей. Двигайтесь по тропе с левой сторона, сверните вправо и спрыгните ниже на крышу, чтобы перейти на другое здание. На этот раз крыша будет вести вниз. Спуститесь на площадку ниже, где расположены лучник и мечник. Есть возможность быстро спрятаться в проходе с правой стороны, куда за вами не последуют рыцари. Дело в том, что в этом проходе они застрянут. В то же время лучник продолжит атаковать вас стрелами.

Вы должны пойти по коридору ниже, пока не доберётесь до обрыва. С правой стороны находится механизм, с которым нужно будет взаимодействовать. В результате башня должна прийти в движение. Войдите внутрь неё, заберитесь наверх и поверните другой механизм. Следуйте в другую часть замка Анор Лондо и с правой стороны разожгите костёр. Сохранившись, вы попадёте в Анор Лондо.

Замок Анор Лондо

Поднявшись выше по ступенькам, вы столкнётесь с двумя рыцарями. Вход по центру открыт не будет, посему нужно следовать в левую сторону. Обязательно подберите на помосте с левой стороны большую душу воина. Двигаясь влево, сверните в правую сторону, когда там будут ступеньки. Поднимитесь выше и подберите уголь великана. Здесь дорога уже одна: спускайтесь ниже по лестнице и разберитесь с тремя Дьяконами, пуляющими в вас огненные шары. Позади них вы увидите пелену тумана, за которой вас уже ожидает очередной босс игры – Олдрик, Пожиратель Богов. , в которой рассказывается о манере боя Олдрика и стратегии, позволяющей его сразить.

Легендарный покинутый город богов.Здесь находился престол Гвина Повелителя Пепла и его отважных рыцарей . Гвин оставил город очень давно, и многие последовали за ним. Из всех богов остался только Гвиндолин ТемноеСолнце , для защиты гробницы своего отца, Гвина . Он наложил на город иллюзию,которая создает видимость порядка. Фрампт отправляет Избранного мертвеца в город, чтобы он заполучил Великую Чашу . Анор Лондо находится в горах.Город окружен величественной стеной которую можно увидеть практически отовсюду. Путь туда лежит черезКрепостьюСена Проход появляется после битвы сЖелезным големом , боссом локации.На середине моста появится светящееся кольцо.После прикосновения будет кат сцена,крылатые демоноы , которые поднимут и перенесут вас за стену. Спуститься обратно в Крепость Сена можно, просто поговорив с тем же демоном,который принес вас в Анор Лондо и остался сидеть на стене.

Переходы: Босс: Персонажи:
Крепость Сена Нарисованный мир Ариамис Архивы Герцога Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг Гвиндолин Темное Солнце Гвиневер Принцесса Света Кузнец Великан Сигмайер из Катарины Солер из Асторы Рыцарь Клинков

Противники

  • Демоны-летучиемыши
  • Королевский Страж
  • Серебряные Рыцари
  • Стражи
  • Стражи картин
  • Мимик
  • Титанитовый Демон
  • Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг —Сюжетные боссы.
  • Гвиндолин Темное Солнце —опциональный босс.

Персонажи локации

  • Гвиндолин Темное Солнце
  • Гвиневер ПринцессаСвета
  • Солер из Асторы
  • Рыцарь Клинков
  • Сигмайер из Катарины

Предметы и кольца

  • Небесноеблагословение
  • Демонический титанит
  • Кольцо СолнечногоПервенца

Оружие и броня

  • Кольцо СолнечногоПервенца
  • Дубина тайны
  • Большой лукдраконоборца
  • Стрела драконоборца
  • Большой щит Хавела
  • Черный щит

Чудеса

  • Клинок Света
  • (в сундуках, если убить Гвиндолина)

Темный Анор Лондо

Если убить Гвиневер , то после короткой заставки солнце погаснет (но если вы убили Гвиневер издалека, вне комнаты, то солнце не погаснет) и весь Анор Лондо погрузится во тьму, а локация претерпит следующие изменения: Исчезнут Стражи и Демоны — летучие мыши . Останутся только Серебряные Рыцари , Стражи картин и Кузнец Великан . Серебряные рыцари если и остаются, то лишь частично: как минимум, тот, что около тумана к Орнштейну и Смоугу, пропадает. В большом зале, ведущем к боссам Орнштейну и Смоугу , появятся два неполых рыцаря Береника и Балдера , за убийство которых дадут по 5000 . Вы больше не сможете присоединяться к ковенантам Клинки Темной Луны и Стражи Принцессы , так как предали их лидеров. Несмотря на то, что боссы локации убиты, к вам смогут вторгаться Темные Духи , используя Красное око . Члены ковенанта Клинки Темной Луны , использующие Кольцо Клинка Темной Луны , будут призываться в большой зал для мести за смерть Гвиневер . При таком вторжении игрок не будет оповещён, смотрите в оба. Убийство Гвиневер — несмываемый грех , так что в этой локации поток Клинков , использующих Синее око , никогда не прекратится. После смерти в Тёмном Анор Лондо персонаж всегда будет появляться около самого первого Костра в Анор Лондо вне зависимости от того, у какого костра вы отдыхали, будь то "Анор Лондо", второй костёр в катакомбах или костёр около Кааса. Хранительница этого костра отправится к винтовой лестнице в центре локации и попытается убить игрока, но её саму убивать необязательно. Достаточно не подходить к винтовой лестнице, перемещаясь между нужными кострами при помощи чаши , тогда её костёр останется активным.

Прохождение

Когда демоны — летучие мыши перенесут вас из Крепости Сена в Анор Лондо, вы окажетесь на верхней площадке длинной лестницы. Здесь же на ограждении сидит один из демонов, с которым нужно поговорить, если вы хотите вернуться в Крепость Сена. Спускайтесь по лестнице. Внизу стоит Страж , сильный, но неповоротливый противник. Можно сразиться с ним в ближнем бою, а можно и расстрелять из лука с последней площадки лестницы — при достаточной дальности выстрела Стражи не реагируют. Далее в дверной проём слева — в глубине зала стоят ещё два Стража. Убивать их не обязательно, первыми они на вас не нападут, если не подходить слишком близко. Однако они охраняют сундуки. Проход справа ведёт на большую пустынную площадь. Именно сюда удобнее всего выманивать Стражей (лучше по одному), если вы всё же хотите их убить в ближнем бою: во-первых, здесь достаточно просторно, во-вторых, Страж, слишком далеко отошедший от точки, где стоял изначально, будет пытаться туда вернуться, если его не атаковать — это можно использовать, чтобы получить передышку при необходимости. Кроме зала, из которого вы вышли, от площади ведут ещё три прохода. Слева, спустившись по ступенькам, вы найдёте костёр и Хранительницу огня. Впереди зал, симметричный тому, из которого вы только что вышли: два Стража в глубине охраняют сундуки (один из них мимик), а справа есть выход на лестницу, за которым стоит ещё один Страж. Дальше проход перекрыт золотым туманом , сквозь который вы пройдете, лишь получив Великую Чашу . Последний выход с площади — лифт, ведущий к мосту с Горгульей . Убейте её. За мост идти рано, он пока ведёт в пустоту. Если стоять спиной к башне с лифтом и лицом к мосту, то слева будет место, куда нужно спуститься. Спрыгивайте, пройдите по коридорчику под мостом и обогните башню — там есть сундук. Вернувшись, поднимайтесь по одному из к верхней части огромного собора и проходите внутрь через разбитое окно. Там вас встретят два Стража Картины . Убейте их и поднимайтесь по стремянке на систему балок. Там стоят ещё несколько Стражей Картины — попробуйте стрелами сбить их вниз или выманить для драки на участки пошире — драться прямо на балке неудобно. Старайтесь не упасть. Добравшись до другого конца собора, спрыгивайте с балок на площадку справа. Аналогичная есть и слева, там стоит сундук с небесным благословением . Под каждой из них есть галерея с колоннами, на которую ведёт лестница с одной промежуточной площадкой, где стоит Страж Картины. С правой площадки, где вы сейчас находитесь, можно спрыгнуть к подножию большой статуи у стены. Затем спрыгните на галерею под левой площадкой, поднимитесь по лестнице, убейте Стража Картины (осторожно, его не видно снизу) и обыщите сундук. Потом таким же способом вернитесь на правую площадку. Отсюда есть выход наружу, на небольшой мост, ведущий к круглой площадке, от которой уходит вниз винтовая лестница. Лестницу можно поднимать и опускать — для этого в центре площадки есть рычаг. Опустите лестницу в нижнее положение — так один из выходов с верхней площадки выведет вас к нижнему уровню собора, по балкам которого вы только что шли. Здесь стоит ещё несколько Стражей Картины — если уверены в себе, идите в лобовую атаку, если не очень — выманивайте стрелами и уничтожайте по отдельности. Учтите, от входа видно не всех. Но в любом случае больших проблем они доставить не должны. В середине зала, рядом с люстрой, заберите заклинание большое оружие магии , а в дальнем углу на трупе — , Черный щит и Большой меч . Огромная картина на дальней стене — это переход в локацию Нарисованный мир Ариамис . Вернитесь к лестнице и спуститесь. Вы найдёте склеп с костром в центре. Возьмите с трупа Кольцо солнечного первенца . Если у вас есть Кольцо Темной Луны , вы можете надеть его — тогда статуя Гвина исчезнет. За ней откроется проход вниз. Там можно вступить в ковенант Клинки Темной Луны либо войти сквозь туман в склеп, где вас ждёт опциональный босс — Гвиндолин Темное Солнце . Возвращайтесь к винтовой лестнице и поднимите её в среднее положение. Теперь её верхняя площадка представляет собой середину моста, где был бой с первой горгульей. Осторожно, с другой стороны набросится вторая горгулья. Когда победите, идите по мосту к подножию лестницы, ведущей к воротам дворца. У ворот двое Стражей . Выманивайте их по одному и убивайте или расстреливайте с безопасного расстояния. Ворота пока закрыты, и внутрь дворца вам не попасть. Слева и справа находится по несколько демонов — летучих мышей , но решётчатая дверь в левую часть пока заперта. Сквозь неё можно убить одного из демонов. Ваш путь лежит направо. Убейте трёх летучих мышей (ту, что сидит на краю, можно сбросить в пропасть, например, большой тяжёлой стрелой души или обычной стрелой, попав не в голову) и идите по аркбутану вниз. Будьте осторожны, слева в вас полетят громадные стрелы . Внизу вас встретят сразу две летучие мыши (они прячутся за углами справа и слева) — выманивайте их на себя и отступайте на аркбутан: туда им не попасть, так что они так и будут топтаться внизу, а вы тем временем подниметесь до непростреливаемого участка и расстреляете их из лука. Затем идите туда, где сидели летучие мыши, и по ещё одному аркбутану слева поднимайтесь к двум серебряным рыцарям с луками, которые и стреляли в вас (и продолжат стрелять сейчас). Стрел лучше избегать — они могут сбросить вас вниз, даже если вы закроетесь щитом. Избавьтесь от обоих лучников либо только от правого, блокирующего путь (здесь может сильно пригодиться Кольцо с дремлющим драконом — с ним есть шанс убить правого стрелка, не привлекая внимания левого). Затем идите по карнизу, спрыгивайте на балкон и заходите внутрь дворца. Идите по коридору. За дверью слева костёр, у которого сидит Солер из Асторы . За дверью справа — серебряный рыцарь и сундук. Впереди двойная винтовая лестница, вам доступна только одна её часть. Обойдите лестницу слева — дальше по коридору стоит ещё один серебряный рыцарь. Убейте его и идите вперёд. Дверь справа пока заперта. За дверью слева комната с камином. Камин — скрытый проход. Ударьте по нему мечом, проходите дальше и спускайтесь по лестнице. Здесь разложены по сундукам, Большой щит Хавела и. Осторожно, не все сундуки настоящие! Возвращайтесь к двойной винтовой лестнице и поднимайтесь. Недалеко от лестницы стоят ещё два сундука-мимика — убейте их. С балконов в комнатах сзади можно посмотреть вниз — в одной из них стоит Титанитовый Демон , в другой два серебряных рыцаря, но никого из них пока не достать. Идите от лестницы по коридору, в конце которого стоит серебряный рыцарь с луком. Справа и слева есть двери, но сначала лучше убить лучника. После этого стоит заняться правой дверью — она заперта, но внутри рядом с ней стоит серебряный рыцарь, и, если у вас есть, например, Меч Черного Рыцаря , несколькими сильными атаками вы можете убить его прямо сквозь дверь. Теперь идите в левую дверь. В комнате пусто, но сразу справа за дверью в дальней стене, ведущей к лестнице, стоит серебряный рыцарь. Аккуратно выманите его в комнату и убейте. Потом идите наверх. Вы окажетесь на крыше, где стоят довольно далеко друг от друга ещё два серебряных рыцаря. Чуть пройдите в направлении того, что слева, и он побежит к вам. Можно драться здесь, но на всякий случай можно и спуститься по лестнице обратно в комнату внизу, иначе есть шанс ненароком подойти слишком близко ко второму рыцарю — тогда придётся сражаться с обоими сразу. Потом убейте правого. Спускайтесь по лестнице, рядом с которой стоял левый рыцарь. В комнате внизу вы встретите Сигмайера . В комнате за дверью — три серебряных рыцаря (или два, если третьего вы убили сквозь дверь), один — сразу справа за дверью. Убивайте их по одному; чтобы не зацепить Сигмайера, возможно, стоит выманить первого на крышу. Убив всех и отперев дверь в коридор, поговорите с Сигмайером, и он отдаст вам Кольцо крохотного существа . Возвращайтесь на крышу и идите к лестнице, которую охранял рыцарь справа. Это вторая часть уже знакомой двойной винтовой лестницы. Спускайтесь. Здесь вы обнаружите коридор с двумя комнатами по бокам (вы уже видели их сверху, с балконов) и ведущей вверх лестницей впереди. В левой титанитовый демон — выбраться он не может. Убейте его, если хотите. В правой галерея и лестница вниз к двум серебряным рыцарям — выманивайте их и убивайте. Первым на вас отреагирует тот, которого не видно от места, где вы вошли. Второй охраняет два сундука, в которых лежит. Справившись с ними, откройте дверь в нижней части комнаты — это срез к костру. Теперь возвращайтесь в коридор с уходящей вверх лестницей и поднимайтесь. Вы окажетесь довольно высоко на галерее в главном зале дворца. Внизу стоят два Королевских стража , а напротив вас, на лестнице, — серебряный рыцарь с луком. Внизу справа находится затянутый туманом проход к боссам, внизу слева — запертые ворота. Поднимитесь по лестнице налево и расстреляйте лучника — если правильно выбрать точку, то его стрелы до вас долетать не будут, а ваши до него — вполне. После этого, если хотите, можете спуститься к стражам и убить их в рукопашной. Ещё их можно отравить ядовитыми стрелами или выманить к себе и расстреливать из лука либо магией (по лестнице они не могут подняться выше определённого уровня, можно воспользоваться этим); правда, они умеют лечиться. Учтите, что стражи восстанавливаются, когда вы отдыхаете у костра; убивать их каждый раз по дороге к боссам быстро надоедает, но они достаточно неповоротливы, чтобы можно было просто пробежать мимо них. На лестнице, ведущей на галерею вдоль противоположной стены зала, есть знак призыва Солера из Асторы (если вы в человеческой форме). Ещё из этого зала вы можете вторгнуться в пространство Лотрека из Карима , убившего Хранительницу огня Анастасию (об этой возможности сообщает вибрация Чёрного ока , которое и нужно использовать для вторжения) и убить его. После этого вы получите Кольцо защиты и поддержки и душу Анастасии , с помощью которой сможете позже вернуть её к жизни. Подойдите к воротам. Недалеко от них, слева, есть рычаг, которым вы можете их открыть. Это срез к мосту с винтовой лестницей в середине. Осторожно — если вы отдыхали у костра во дворце, то снаружи снова стоят Стражи. Но если не выходить, они вас не заметят. Теперь снова поднимайтесь на галерею у дальней (левой, если смотреть от ворот) стены. Там есть проход вниз, к Кузнецу-Великану . Там же открыты боковые ворота, ведущие к четырём демонам — летучим мышам. Убейте их, соберите трофеи и откройте решётчатую дверь на площадку перед воротами. Вас заметит Страж, но сквозь дверь ему не пройти, так что, пока вы не вышли, вы в безопасности. При желании можно расстрелять его из лука — это не очень эффективно, но совершенно безопасно. Возвращайтесь в главный зал и поднимайтесь на галерею в верхнюю часть, что над воротами. Там есть пролом, позволяющий выйти на ряд уступов, прилегающих к стене дворца снаружи. Спуститесь по уступам и спрыгните на балкон — там можно забрать Большой лук драконоборца и одну стрелу к нему . Затем спрыгивайте сквозь решётку вниз — вы окажетесь недалеко от кузнеца, там, где недавно убили летучих мышей. Снова возвращайтесь внутрь, призывайте Солера, если можете, и идите через туман убивать боссов — Орнштейна и Смоуга . Бой будет сложным. Если вы не повышали уровень костра во дворце или в склепе, то есть смысл добежать до костра Хранительницы, отдохнуть там и припасти для сражения больше эстуса — правда, тогда по дороге к боссам придётся миновать не только Королевских Стражей в зале, но и двух обычных Стражей у ворот. Победив боссов, вы подняться на любом из двух лифтов на верхний ярус зала, где проходила битва. Там вы найдёте костёр и проход в зал, где находится Гвиневер Принцесса Света , — она вручит вам Великую Чашу . Здесь же, на галерее, вы найдёте на трупе, если вы убили Лотрека из Карима после того, как он убил Анастасию.

Примечания

Тёмный Анор Лондо - отличное место для игроков, предпочитающих PvP-баталии. Склеп Тёмной Луны, где можно вступить в ковенант или же сразиться с Гвиндолином , находится в самом низу города. Чтобы попасть туда, нужно опустить центральную городскую платформу с лестницей в самый низ и затем самому спуститься по лестнице. Внизу будет костёр и Кольцо солнечного первенца . Чтобы пройти дальше (путь преграждает статуя Гвина), нужно иметь при себе Кольцо Тёмной Луны . Люстру в зале с картиной можно сбросить вниз, перерубив цепь. Также она упадет, если спрыгнуть на неё, но в этом случае вы упадёте вместе с люстрой и погибнете. Управление винтовой лестницей: по часовой — вверх, против часовой — вниз.

Достижения/Трофеи

Прибудьте в Анор Лондо
Пойнты 25
Трофей
Получите сосуд для Лорда .
Пойнты 25
Трофей