Эмоциональная тренировка. Аугусто Кюри - Тренировка эмоций

Тренировка диапазона эмоций

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что эти тренировки развивают жизненно важное для здоровья человека качество – психическую гибкость. Без психической гибкости нас ожидают постоянные психические потрясения (стрессы), которые будут расшатывать наше здоровье, нашу волю. Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов» тренирует психическую гибкость, которая обезопасит наш организм от житейских потрясений.

Для поддержания нашего здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость». Необходим контроль собственного эмоционального настроя. Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив отрицательные эмоции на крепкую цепь. Страх, как сигнал, предупреждает нас об опасности, но парализует наши действия, если дать ему волю. Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги. Мгновенная обида затягивает прорыв в нашей энергозащите, нанесенный незаслуженным оскорблением. Однако длительная обида, переходящая в ненависть, уродует нежную ткань защиты, как заскорузлый нарост.

Все хорошо в меру. Мера так называемых отрицательных эмоций очень невелика. Достаточно такой эмоции продлиться дольше, чем необходимо организму, чтобы среагировать на ситуацию, – и мощь негативной эмоции бьет уже по самому организму, по его здоровью. Вот почему важно уметь быстро возвращать свой организм в позитивное состояние, укрощая мощь негативной эмоции.

Это очень похоже на управление мощной, полудикой собакой. Достаточно тебе дать чуть спуску – и не ты оказываешься хозяином ситуации, а собака. Однако без собаки тебя поджидают другие опасности. Вывод: держи твою собаку отрицательных эмоций на коротком поводке, будь быстрее ее – ведь ты, в отличие от нее, обладаешь интеллектом. А мы тебе в этом поможем нашими упражнениями!

Вполне естественно, что когда грозит опасность, человек должен испытывать агрессию, азарт битвы.

Когда случается горе, человек должен испытать грусть, и слезы, частый спутник печальных переживаний, помогают пережить печальное событие.

А когда улыбнулась удача, человек должен радоваться!

Но что делать, когда у человека удача, а он грустен, когда ему грозит опасность, а он пассивен или, еще хуже, боится начать что-либо делать, когда на человека свалилось горе, а он – равнодушен? Это значит, что нарушена гармония в психическом мире человека. И тогда – жди болезни.

Тренировка эмоций – это тренировка устойчивости человека к стрессу, а значит, и к болезням!

Может быть, мы разучились радоваться, печалиться, действовать в минуту опасности?

Сейчас мы потренируем все эти переживания.

Энергия радостного дня

Вспомни твой самый радостный день, вспомни до мельчайших подробностей. С чем было связано это приятное переживание? Вспомни, какой была погода. Это было утро, день или вечер, во что ты был одет? Такие подробности помогут тебе скорее вспомнить, вызвать в себе снова то прежнее, счастливое переживание. Возможно, все эти подробности тебе не нужны, достаточно просто вздохнуть глубоко и то счастье снова наполнит тебя? Как бы то ни было, постарайся максимально наполнить себя ощущением радости, счастья. Свет, радость, солнечное тепло наполняют тебя. Ты недостаточно согрелся в их потоках? Добавь еще ощущения радости и счастья, может быть, это – та радость, что выпала тебе на долю в другие дни, неважно, пусть тебя переполняет ощущение радости и счастья, пусть этих приятных переживаний будет с избытком, столько, сколько ты пожелаешь. Добавляй положительных эмоций, покуда не почувствуешь, что «насытился», что тебе нужен отдых.

Фиксируем день печали

Теперь вспомним печали. А у кого их не было? Вспомни свои самые грустные дни, самые тяжелые переживания. Постарайся вызвать к жизни подробности, что позволит тебе скорее вспомнить все свои тягостные периоды в жизни. Усиль грусть, пусть ее станет больше, представь, что ты пережил еще больше печали, пусть ливень печали затопит все твое существо. Пусть печали прибавится еще больше. Вокруг – тьма, ни просвета. Достаточно ли ты напечалился? Нет? Тогда усиль твои печальные, грустные переживания. Когда почувствуешь, что до конца избыл свою потребность в печали, остановись.

Вспоминаем покой

После бурь радости и печали необходим покой. Представь себе бездонное голубое небо. Ты лежишь на траве и смотришь на облака, их становится все меньше. Вот уже нет ни одного. Вокруг только небо. Его необъятная голубизна вобрала в себя все: и радости мира, и его печали. Вспомни, в особенно напряженные дни ты хватался за голову с мыслью о покое. Вот он вокруг тебя, он разлит и в тебе самом. Ты успокоился, ты смотришь в голубое небо, ты сам понемногу растворяешься в нем. Ты ощущаешь глубокий покой. Погрузись в него с головой. Ты получишь его столько, сколько тебе потребуется.

Пребывай в этом состоянии, пока тебе не захочется перемен.

Попробуй выполнить подобным образом упражнение на тренировку гнева, удивления, страха, а закончи снова погружением в радость.

Ты можешь вызывать по своему желанию разные эмоции. Ты можешь по своему желанию усилить их и уменьшить, ты можешь просто выключить их, как назойливо кричащий радиоприемник или телевизор. Ты сделал первые шаги в попытках управлять своими эмоциями. Это не раз пригодится тебе в повседневной жизни и в занятиях по нашей системе.

Кроме того, такая тренировка способствует мобилизации резервных возможностей организма.

Овладеваем энергией радости

Что такое радость? Каждый по-своему опишет переполняющее его чувство. Но одно несомненно: это чувство несет положительные эмоции, оно способно подпитывать истощенные силы, оно может погасить собою негативные переживания.

Что значит радость для человека? Помимо приятных переживаний, это – состояние повышенного здоровья. Известно, что пять минут смеха в день добавляют год жизни человеку.

Человеку, который может посмеяться над собой, не страшны болезни: они к нему и не липнут.

Энергия радости обладает поистине чудесными целительными свойствами!

Радость – это живительная энергия, которая поможет выздороветь вашим органам.

Вот этой энергией мы с вами и будем овладевать.

1. Представим себе больной орган, его местоположение. Хорошо, если ты совместишь свой образ с тем местом твоего тела, где этот орган расположен.

2. Представим твою радость. Не торопись! Рассмотрим, какого она цвета, имеет ли этот цвет оттенки и переливы.

3. Тебе трудно сказать, какого цвета радость? Тогда пусть ее цветом будет светлое радужное облако, как воздух после грозы, когда радуга переливается в каждой капле воды.

4. Представим, что воздух перед вами наполняется цветом вашей радости. Нагнетайте цвет радости 2-3 минуты прямо перед собой.

5. Теперь представим наш больной орган и окружим его медленно и постепенно радостью. Пусть окутает больной образ некое облако цвета… Какого цвета ваша радость? Если для тебя радость окрашена в определенный цвет, оберни в воображении больной орган облаком этого цвета. Теперь оберни в воображении больной орган радужным облаком. Что ты чувствуешь? Как ведет себя больной орган?

Процедуру «прогревания» больного органа радостью нужно проводить 1-2 раза в неделю. Если ты почувствуешь значительное облегчение, то процедуру можно приводить чаще. Если видимых изменений не наступает, то ограничь себя одной процедурой в неделю.

Учимся вызывать приятные эмоции

Теперь попробуем вспомнить иное. Восстанови в памяти самый радостный день или дни, когда ты «летал» от счастья и радость наполняла каждую клеточку твоего существа. Ощути, что тебя, как и тогда, снова переполняет восторг и благодарность жизни за этот дар. Усиль эти чувства. Они заполняют тебя до предела, ты «светишься», ты не в силах удержать в себе эту радость, и не надо. Пусть счастье, переполняющее тебя, затопит весь мир. Ты плещешься в радости, тебя качают волны необозримого океана, и все это – счастье. Достаточно или ты хочешь порадовать себя еще? Если нет – усиль твое ощущение счастья, еще и еще, пусть счастье твое плещет до звезд и выше. Если ты достаточно порадовал себя, попробуем еще один способ тренировки эмоций. Вернемся к мрачному настроению, ощутим всю тяжесть ситуации, снова погрузимся в печаль и уныние или в злость и обиду, как вам захочется. Когда твои плечи опять согнутся под тяжестью забот, обид, тягостных переживаний, вспомни: ты недавно летал от радости, что-то хорошее тоже было в твоей жизни. Попробуй переключиться на светлые и радостные чувства. Не так давно ты сумел затопить радостью землю и сам окунулся с головой. Так вперед, вытесни тяжелые тучи обид, раздражения или просто печали, – вытесни их потоками света и радости. Трудно? Еще света и радости! Солнце разогнало грозовые тучи, и ты справился с болью, обидой, ты научился контролировать свои эмоции. У тебя получилось, и теперь это умение останется с тобой. Подобно тому как невозможно разучиться ездить на велосипеде, однажды постигнув эту науку. Вспомни об этом навыке в нужный момент, попытайся переломить отрицательные эмоции, которые сейчас владеют тобой, и это – не к добру. Попытайся справиться с собой. Ты почувствуешь неописуемое удовлетворение, победив в такой небольшой битве. Конечно, это только первый шаг на пути к управлению эмоциями. Стоит научиться и другому: не только вытеснять отрицательные эмоции, но и трансформировать их. Как?

В следующий раз мы будем учиться прощать. Мы научимся прощать других, мы научимся прощать себя, узнаем, как избавиться от старых обид, и многое другое.

Мы говорили о том, как научиться избавиться от тягостных воспоминаний. От старых обид, тебе нанесенных, и, возможно, причиненных вами кому-то бед. Словом, неприятностей.

Учимся прощать

Сегодня мы станем вспоминать и анализировать. Помнишь, в детстве кто-то из близких сказал тебе что-то резкое, и ты долго жил под впечатлением от сказанного, замыкался в себе, множил комплексы? В конце концов ты преодолел и свои переживания, и нелестную оценку. Но осталась старая обида осадком из прошлого, давно ушедшего времени. Давай вернемся к той ситуации, поговорим, объяснимся с обидчиком. Может быть, подробности да и суть проблемы давно потерялись в памяти, но по привычке мы цепляемся за старое. Достаточно. Хватит. Прости того, с кем у тебя вышла размолвка, все равно, кто был тогда прав или неправ. Теперь вы оба – совсем другие люди, к вам пришел опыт, «сын ошибок трудных». Представь лицо твоего собеседника и скажи ему: я прощаю тебя, я не держу больше на тебя зла, прости меня и ты. Возможно, он ответит тем же. Если нет, все равно прости – и отпусти с миром. Тебе стало легче – ты избавился от камня на сердце. Теперь отпусти от себя и былую проблему и человека. Представь, что они удаляются от вас, исчезают, уходят из вашей жизни.

Наверняка у многих из нас были в жизни моменты, которые стыдно вспоминать. Не маши рукой, мол, в другой раз. Мы будем лечить эту болячку сейчас.

Старой боли часто прибавляет силы то, что не перед кем повиниться: жизнь, как морской прибой, она уносит тех, кому пришел срок. И приносит с наступающей волной новые поколения. Часто некому сказать – прости, давно нет на свете человека. Призови его в своем воображении, необязательно представлять лицо в деталях, главное, чтобы ты знал, что говоришь именно с этим человеком. Помолчите вместе или поговори с ним, сделай то, что тебе в данный момент кажется правильным. Извинись или скажи то, что не успел сказать. Если, поговорив, не почувствовал облегчения, поищи в себе самом, все ли нужные слова ты сказал. Может, что-то еще притаилось, невысказанное? Добавь к сказанному потерявшиеся слова. И – отпусти от себя вместе со своей былой болью, виной и т. п.

Попробуй решить подобным образом и другие свои старые проблемы, постарайся снова пережить их, посмотри на проблему из теперешнего времени. Не правда ли, многое теперь выглядит иначе, даже слова, сказанные когда-то, звучат для тебя теперь иначе, чем прежде? Ты изменился, ты теперь не тот человек, о поступках которого тебе так больно вспоминать. Простись со старыми переживаниями, не осуждая их, как с частью своего прошлого и с благодарностью – за науку.

Школа Юрия Окунева

Здравствуйте, многоуважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Контролировать свои чувства, оберегать от посторонних свои глубинные переживания и не позволять дурному настроению и внутренним страхам мешать реализации намеченных планов - все это необходимо уметь любому человеку, стремящемуся к продуктивной, насыщенной событиями и свершениями жизни.

В самом начале я хотел бы сделать одно чрезвычайно важное примечание. Все те техники, которые я приведу ниже, направлены на то, чтобы научить вас управлять эмоциями, но не подавлять их! Это значит, что вы ни в коем случае не должны накапливать в себе весь тот негатив, который по тем или иным причинам будет появляться в вашей душе. Положительные эмоции убивать на корню также не рекомендуется, ведь они помогают нам быть счастливыми.

Еще раз подчеркиваю, что наша задача - научиться регулировать внешние проявления нашего внутреннего эмоционального состояния. Не позволять тем чувствам, - вне зависимости от того, хорошие они или плохие - которые вам по той или иной причине мешают, брать над вами верх.

В противном случае вы будете загонять эмоции глубоко в душу, и через время это даст о себе знать в виде серьезных психологических и даже физиологических проблем. Особенно это касается негативных ощущений.

Приемы саморегуляции

Далее я предложу вам несколько способов контроля эмоций. Вы можете использовать все или остановиться на том, что более всего понравится. Также разрешается дополнять и видоизменять техники с учетом собственных потребностей, особенностей характера. Можно даже объединять методики между собой. В общем, даю вам полную свободу. Главное чтобы был отвечающий вашим ожиданиям результат.

Отвлекающий маневр

Подавляющее большинство людей просто-таки обожает мусолить внутренние переживания. Мы готовы часами рисовать в своей голове устрашающие картины грядущего будущего или оживлять неприятные моменты давно канувшего в Лету прошлого. Мы любим вновь и вновь перематывать обрывки недавних ссор, лелеять обиду от чьих-то некрасивых поступков. Обожаем представлять, как обидно/грустно/страшно нам будет завтра (ведь мы, например, записаны к стоматологу) и т.п.

Все это отвлекает наше внимание от действительно значимых вещей, от главных жизненных ценностей, проблем, задач и потребностей. В итоге, мы часы, а то и недели, месяцы тратим на какие-то мазохистские мыслительные процессы.

Если вы приняли окончательное решение начать жить по-новому, то вам срочно нужно сменить пластинку у себя в голове. Практически в буквальном смысле! Для этого, как только у вас появится очередная негативная мысль, отвлеките свое внимание - включите аудиокнигу или музыку, начните мысленно декламировать стихи или напевать любимую песню. Главное - займите мозг чем-нибудь, чтобы ему некогда было думать о плохом.

Действуем от противного

Мы ведем себя в соответствии с нашими ощущениями, внутренними переживаниями, мыслями. Но что самое интересное, эта система работает и в обратную сторону. То есть, действуя определенным образом, мы способны искусственно вызывать соответствующие эмоции, т.к. наш мозг проводит устойчивые параллели между физическим и психологическим аспектами.

На практике упражнение выглядит следующим образом. Допустим, вы чем-то расстроены. Этому состоянию свойственное грустное выражение лица, опущенная вниз голова, сомкнутые руки, сгорбленная спина. Чтобы побороть грусть начните вести себя так, будто вы абсолютно счастливы.

Для начала встряхнитесь, чтобы сбросить неприятные эмоции. Расправьте плечи и глубоко вдохните. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Искреннее, еще искреннее, шире. Вот, так просто отлично! Продолжайте улыбаться глядя самому себе в глаза минут 5-7.

Параллельно включайте самоубеждение. У вас в жизни все не так уж плохо, гораздо лучше, чем у многих других. Да, есть неудачи, но они не смертельны. Все проходит, пройдет и это. У вас много целей, много желания их достичь. Некогда ныть и растрачивать энергию по пустякам. Вперед к новым свершениям. Гип-гип ура!!! Вооот…чувствуете, как вам становится легче? Нет?! Продолжайте еще 5 минут!

Правило «от противного» касается и любых неприятных ситуаций. Вам нахамили в общественном транспорте? Скажите спасибо и пожелайте хаму удачного дня. Вы завидуете успеху коллеги по работе? Постарайтесь как можно искреннее поздравить его с достижениями и пожелать новых свершений. Так и тянет сказать гадость партнеру? Промолчите или даже скажите что-нибудь хорошее.

Просто не давайте неприятным ощущениям поселиться у вас в душе и начать диктовать там свои требования.

Сублимируйте

Если никакие методы и приемы не действуют и отрицательные эмоции продолжают накапливаться внутри, то не стоит их подавлять. Мы уже про это с вами говорили в начале статьи. Дайте им выход, только не прямой, а опосредованный!

Очень хорошо это работает через активные спортивные занятия. Бег, бокс, силовые нагрузки отлично помогают сбросить негатив. Но если такой возможности нет, то можно просто прокричаться (для этого лучше выбрать какое-нибудь безлюдное место, чтобы не напугать прохожих), нарвать на мелкие кусочки пару килограмм бумаги (коту в лоток сойдет), раздербанить в пух и прах подушку или, наоборот, помедитировать. Еще можно от всей души пореветь (мужчинам разрешается только пустить скупую слезу). В общем, все методы хороши.

Полный контроль

Нередко в переговорах или в ходе общения с другими людьми в нерабочее время мы сталкиваемся с ситуациями, которые побуждают нас к проявлению тех чувств, которые бы мы хотели скрыть от посторонних. Сложность здесь заключается в том, что у нас нет времени все обдумать, сконцентрироваться и правильно отреагировать. Более того, фактор (человек или ситуация) обычно продолжают воздействовать на нас, что создает дополнительный стресс. В этом случае вам ничего не останется, как проявить чудеса выдержки.

  • Гнев, злость.

Этим эмоциям обычно свойственны повышенные тона голоса, интенсивная жестикуляция и агрессивная мимика, грубая лексика.

Сделайте глубокий вздох, можете даже попить воды, считая каждый глоток, чтобы немного ослабить чувства. После этого постарайтесь говорить спокойным, дружелюбным тоном, используя вежливые культурные слова и самые обычные, плавные телодвижения. Возьмите на себя задачу удивить себя и окружающих выдержкой, воспитанием, благоразумием и всеми прочими аналогичными качествами.

  • Слезы.

Что-то или кто-то активно провоцирует вас «развести сырость»? Опять же сначала отвлекитесь, заняв мозг каким-то делом - посчитайте про себя «слоников» или помножьте количество карандашей на столе начальника на количество его седых волос. Попейте воды. Дышите чаще, делая вдумчивые, но не очень глубокие вдохи и усердные выдохи, стараясь через них выпустить все внутреннее напряжение. Отложите слезы на потом, пообещав дать им волю чуть позже.

Чтобы быть хотя бы немного готовым к подобного рода трудностям, рекомендую заранее отработать принципы поведения в неприятных ситуациях дома перед зеркалом. Мысленно представляйте стрессовую ситуацию (или попросите помощи у друзей, родных) и тренируйтесь держать лицо «кирпичом».

**
Психология - наука невероятно разносторонняя, интересная. Можно часами обсуждать полезные «примочки», призванные помочь вам стать на путь продуктивности и успешности. Однако вы вряд ли станете читать статью, длиной в десятки тысяч знаков.

Поэтому приглашаю вас на свой , где мы, в том числе, рассмотрим множество исключительно полезных приемов саморегуляции. Наряду с теоретической информацией, для получения которой вам бы пришлось прочитать не один десяток книг, мы уделим максимум внимания еще и практическим отработкам.

Я лично помогу вам разработать план целей на краткосрочный и долгосрочный периоды, составить список эмоциональных барьеров, которые мешают вам достичь желаемого. Мы продумаем стратегию поведения и начнем претворять ваши задумки в жизнь.

Сегодня же разрешите откланяться. С вами был Юрий Окунев. Жду комментарии и новых подписчиков блога. Всего наилучшего!

Целью данного блока является расширение знания воспитанников о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом.

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособность выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.

Задачи блока:

Знакомство с эмоциями;

Осознавание проявления эмоций;

Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

Особенности работы в Эмоциональном блоке заключаются в следующем.

1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы.

2. В данном блоке необходимы специальные усилия психолога-ведущего по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Часто необходима дополнительная проработка агрессии и напряженности как этап групповой работы.

3. Опыт показал нежелательность «психотерапевтического» подхода и глубокого личностного погружения в эмоциональные проблемы участников. Рекомендуется ориентация на обучающую, тренинговую, игровую формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную абстрагированность участников от своих проблем и некоторую защищенность рамками фор­мы занятий и правил игры (маски, карточки, игры типа «ГоЧуДей» ).

В основе данного блока лежит позитивный подход гуманистической пси­хологии, техники гештальт-, арт- и игровой терапии. Мы исходим из следую­щих положений.

Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.

Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших эмоций.

Существует разница между испытываемым чувством и способом его вы­ражения.

Различают конструктивное и деструктивное (самодеструктивное) выра­жение эмоций.

В соответствии с задачами блок состоит из трех частей.

ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

На этом этапе происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмо­ций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в соб­ственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмо­ций. Начинать занятия можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» - это по­зволяет детям настроиться на работу, обратиться к своим чувствам.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЙ МАСКУ» ________________________________

Инструкция.

Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродук­тивных настроений, с которыми он пришел, и тем са­мым освободить голову для работы. Дети очень лю­бят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Упражнение может прово­диться в качестве разминки или завершения и в дру­гих блоках программы.

«Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое вы­ражение, например вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. И так все по очереди».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НА ЧТО ПОХОЖЕ МОЕ НАСТРОЕНИЕ»__________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗЫВАЕМ ЧУВСТВА»________________________________

Информация для ведущего. Результат работы группы - лист ватмана с крупно написанными на нем словами - можно использовать на всем протяжении работы группы в качестве «подсказки», напоминания. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы, и он может показательно отличаться от группы к группе. Следите, однако, за тем, чтобы там нашли отражение основные эмоции - гнев, печаль, радость, страх, обида.

Если вам кажется, что кто-то из ребят неуверен в том, что обозначают не­которые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

Также в завершение этого упражнения можете задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались кани­кулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали?»

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ«БЫСТРЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»____________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛКИ И ОВЦЫ»_____________________________________

Материалы. Инструкция.

Обсуждение:

Это упражнение позволяет интенсифицировать эмо­циональное состояние участников.

Кассета с записью энергичной, активной музыки.

«Волк выходит за дверь. Включается активная музыка. Овцы пасутся на лугу, бегают по кругу. В неожи­данный момент врывается Волк и хватает Овцу. Овца превращается в Волка. Теперь уже два Волка врыва­ются в круге и т. д.

Что происходило с тобой во время игры? Что ты чувствовал? Какие еще есть чувства? Что дают нам чув­ства? Есть ли абсолютно бесполезные или вредные чувства? Что значат эмоции для тебя? Нужны ли они тебе и зачем? Что в них хорошего для тебя, чем они тебе полезны? Чем они тебе вредят или мешают?

Замечания для ведущего. Это упражнение вызывает сильные эмоции - радость, страх, возбуждение - и может послужить хорошим началом совместного обсуждения и исследования того, как эмоции окрашивают нашу жизнь, делают нас неравнодушными к происходящему. От этого упражнения можно перейти к обсуждению природы эмоций на доступном для группы уровне.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАРТОЧКИ»_________________________________________

Материалы.

Инструкция.

Варианты.

Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением, осознавание индивидуального и общего в выражении эмоций.

2 комплекта карточек с рожицами, изображающими различные эмоции, (см. Приложение) и такого же количества карточек с названием эмоций (исходя из списка эмоций, выработанного группой).

«Разбейтесь на две команды. Сейчас я раздам вам набор карточек, на которых нарисованы разные рожицы. Вам надо будет за одну минуту подобрать к каждой рожице карточку, обозначающую эмоцию, которую она выражает».

Если участники группы достаточно свободно владеют языком эмоций, то можно попросить их самих, без опоры на карточки, подобрать названия к каждой карточке.

Информация для ведущего. Приведенные в приложении рисунки допускают различные варианты обозначения. Возможно, у двух групп какие-то пары будут совпадать, а какие-то будут различаться. Это дает возможность поговорить о том, как по-разному мы можем воспринимать и переживать некоторые чувства, а также обсудить наличие некоторых общих черт в выражении основных эмоций (при недовольстве, как правило, хмурят брови, при страхе часто вжимают голову в плечи и т. д.). Если вам удастся выйти в обсуждении на то, как различные чувства переживаются в теле, то логическим продолжением этой игры будет упражнение «Фантом».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ФАНТОМ»___________________________________________

Материалы.

Инструкция.

Обсуждение:

Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.

Листок со схематичным изображением человеческого тела - «фантом» - для каждого участника и достаточ­ное количество карандашей синего, красного, желто­го, черного цветов.

«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете. Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на сво­ем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испуга­лись чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштри­хуйте черным карандашом это место на своем рисун­ке». Аналогично предложите детям обозначить синим карандашом, где они переживают грусть и желтым - радость.

Где в теле ты чувствуешь свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство тебе было легче всего пред­ставить и ощутить в теле? А какое - труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощуще­ния?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ«ЗВУК-ЧУВСТВО»______________________________________

Информация для ведущего. Обратите внимание ребят на то, как они гудели, когда назывались различные чувства, - одинаково, или некоторые чувства хотелось гудеть со своей интонацией. Это может служить переходом к Разговору об интонационных особенностях выражения различных чувств. Также можно обсудить, звучало ли громче гудение во время тех чувств, которые в действительности чаще переживаются ребятами, или же когда назывались «приятные» чувства. Поговорите о том, что «приятные» чувства у себя и у других принимать легче, чем «неприятные».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИИ»_____________________________________________

Информация для ведущего. Наряду с важностью обучения детей языку эмоций - словам, обозначающим различные эмоциональные состояния, - важно предоставлять возможность для выработки другого «языка» - языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.

УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Целью следующей группы упражнений является тренировка навыка узнавания эмоционального состояния других участников и своих собственных. Основное содержание заключается в проигрывании эмоций и распознавании своего эмоционального состояния и состояний других.

В качестве варианта разминки-ритуала на этом и следующем этапе может быть использовано следующее упражнение.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ ЗА МИНУТУ» _______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ШУРУМ-БУРУМ» __________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУГАЙ» _______________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ ЧУВСТВО»__________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА ЧУВСТВА»______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВЫЕ РУКИ» ___________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ»_____________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЕМ ЧУВСТВА» _____________________________

Информация для ведущего. Следите за тем, чтобы все дети хотя бы один раз получили мячик-чувство. Это упражнение может служить хорошей иллюст­рацией того, какие чувства приемлемо выражать в данной группе. Это могут быть по большей частя агрессивные чувства или, наоборот, «приятные». Продолжени­ем упражнения может быть разговор о том, как другие воспринимают проявление наших чувств - понимают, но не принимают; принимают, но не понимают.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТОК ЧУВСТВ»____________________________________

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

В этой части блока делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Также внимание уделяется диф­ференциации эмоциональных проявлений - например, злость может быть лег­ким недовольством или сильным гневом.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛКАЛКИ» ______________________________________

Инструкция.

Обсуждение:

Упражнение позволяет канализировать агрессию че­рез игру и позитивное движение.

«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытяну­той руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями на своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причи­нить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я крикну "стоп!", все дол­жны остановиться».

Насколько тебе понравилась игра? Кого ты выбирал себе в партнеры? Ты толкался изо всех сил? Когда вы играли, ты больше толкал партнера или больше сопротивлялся? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что ты придумал, чтобы победить? Ты толкался во всю силу или сдерживал себя? Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?

Информация для ведущего. Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно.

Пусть дети сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДАТСКИЙ БОКС» __________________________________

Инструкция.

Эта игра дает детям опыт конструктивной агрессивности, способности сохранять контакт с партнером во время спора. Многим людям это дается с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отдалением. Это упражнение также может служить разрядкой в момент спора между участниками группы.

«Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему ты считаешь этот спор хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие так или иначе зависят друг от друга.

Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а боль­шие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем кто-то из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой па­лец партнера хотя бы на секунду. После этого вы мо­жете начать следующий раунд. Вы поняли суть игры? Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на севере. Но в нее могут играть и девочки, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обман­ные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравиться эта игра. После пяти раун­дов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выбе­рете себе другого партнера. Прощаясь со своим парт­нером, поблагодарите его за честное ведение борьбы».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ (СНЕЖКИ)» ___________________

Материалы.

Инструкция.

Эта игра учит канализировать свои агрессивные чув­ства через игру, дает возможность снять эмоциональ­ное напряжение в группе или эмоционально включить­ся в работу усталым или апатичным детям.

Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

«Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, дос­таточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуй­ста, на две команды, и пусть каждая выстроится в ли­нию так, чтобы расстояние между командами состав­ляло примерно четыре метра. По моей команде вы нач­нете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быст­рее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду "стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию» (2-3 мин.).

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ИЗОБРАЗИ СВОЮ ЗЛОСТЬ (СТРАХ И Т. П.)»_____________

Вариант . Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что дети рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВА ГНЕВА» ___________________________________

Информация для ведущего. Записывайте все, что говорят дети - не давайте никакой оценки словам, которые они называют, дайте возможность без смущения проявить широкий спектр словесных реакций. Когда вы закончите писать список, обратите внимание детей, что некоторые из записанных слов ранят другого, обвиняют, подразумевают нападение, атаку. Другая же группа слов является выражением испытываемого чувства.

Варианты. Аналогичным образом можно провести обсуждение возмож­ных реакций в страшных, пугающих ситуациях и др.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЕ ЦАРСТВО»_________________________________

Варианты. Это упражнение можно выполнять всей группой, рисуя общее «морское царство», или же разбиться на две команды, каждая из которых будет рисовать свой подводный мир. Ведущий группы также может принимать уча­стие, рисуя воду, волны. Если детям трудно начать самим, то ведущий может начать рисовать что-нибудь простое (змею, например). После окончания рисо­вания попросите ребят дать название своему рисунку и описать его, а может быть, даже придумать общий сюжет.

Я посвящаю эту книгу Тебе Можешь усвоить самые прекрасные уроки в школе жизни - Через твои собственные трудности, неудачи или победы. Можешь создать свою собственную историю. Счастье и покой наполнят твое бытие, Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был. Потому что мир нуждается в таких, как ты.

Аугусто Кюри

Тренировка Эмоций

Как быть счастливым

Я посвящаю эту книгу тем, кто умеет ждать восхода солнца и знает, что жизнь - самое грандиозное из всех зрелищ, какие являет нам Творец этого мира; тем, кто стремится управлять своими эмоциями и готов постоять за право быть свободным и счастливым.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издревле люди жаждали счастья, подобно тому, как выжженная земля жаждет воды. Легко ли оно давалось? Не всегда! О нем писали поэты и романисты, о нем рассуждали философы, но почти все они знали о счастье лишь понаслышке.

Короли пытались властвовать над ним, но счастье не подчинялось их могуществу. Богач пытался его купить, но оно не продавалось. Интеллектуалы пробовали понять его, но тщетно. Знаменитости пытались обрести счастье за счет славы, но счастье предпочитает безвестность. Молодые люди говорили, что счастье принадлежит им, но счастье невозможно найти в удовольствии, и его не может обрести тот, кто не задумывается о последствиях своих действий.

Некоторые люди полагали, что счастье можно культивировать в лабораториях. Они изолировали себя от мира и проблем жизни, но счастье ценит обычных людей и взращивается в естественных условиях. Другие пробовали обрести счастье с помощью достижений науки и техники, но с ускорением технического прогресса печали и душевные пороки распространились еще больше.

В отчаянии многие люди пытались искать счастье по всему свету. Но дело было не в выборе места - счастье не обитало в небоскребах и дворцах. Утомленные поисками, некоторые люди сказали: «Счастья нет, счастье - это лишь грезы тех, кто никогда не просыпается». Счастье стучалось в каждую дверь. Оно давало надежду всем людям: печальным и веселым, подавленным и смеющимся, энергичным и лишенным фантазии. Оно внушало: «Послушайте, ищите меня не вокруг себя, а внутри себя». Мы переспрашивали: «Что? Говорите громче!» Оно шептало, и шепот его был подобен мягкому бризу: «Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа...»

Большинство людей не понимали языка счастья. Они ожидали, что счастье войдет в их жизнь с громоподобным грохотом. Но счастье любит тишину. Оно скрытно и проявляется почти неощутимо в изгибах жизни и в простых деталях бытия.

Мы не понимаем счастья, поэтому нас можно уподобить кораблю без руля. Мы презирали счастье, и оно не давалось нам. Мы плохо обращались с ним, а оно появлялось на миг и быстро исчезало. Счастье обитало в душах многих людей всего лишь миг, а в иных душах - всю жизнь.

Счастье порождает любовь, спокойствие, мудрость, радость, терпение, терпимость, солидарность, прощение, стойкость, самообладание, доброту и чувство собственного достоинства. Вы никогда не встречали такого дружного семейства!

Если вы плохо обращаетесь с кем-то из членов этой вашей семьи, вы рискуете потерять все семейство. Если пострадала ваша любовь, вы теряете спокойствие; если спокойствие покидает вас, вы теряете стойкость; потеря стойкости будет стоить вам мудрости; если вы лишились мудрости, распрощайтесь с чувством собственного достоинства.

Мы должны познать мир эмоций, чтобы взрастить счастье. Мир развивается с удивительной скоростью. С каждым десятилетием наши знания приумножаются, а прежние мифы рушатся. Старые научные «истины» сменяются новыми. Все происходит так быстро! Может ли счастье двигаться в том же темпе? Нет! Счастье - друг времени. Мы должны тренировать эмоции, чтобы быть счастливыми.

Эмоциональное образование означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь. Почему одиночество, заниженное чувство собственного достоинства, беспокойство, усталость и раздражительность свойственны юным и взрослым? Потому, что они никогда не тренировали свои эмоции, никогда не пытались в корне изменить свою жизнь. Многие книги по самоусовершенствованию внушают людям неадекватное представление о сущности счастья.

Мы постоянно открываем новые школы, но от этого не стало больше думающих людей. В мире появилось больше физиологов и психиатров, но от этого люди не стали жить лучше. Людей, которые умеют управлять кораблем своей жизни в море эмоций, по-прежнему очень мало.

Более семнадцати лет я разрабатывал новую теорию о работе интеллекта, называемую «Мультифокусное мышление». Я упорно изучал эмоции и написал об этом тысячи страниц. Меня не назовешь всезнающим, но в данном случае я знаю, о чем говорю: нет волшебных способов стать счастливым. Путь к счастью лежит через эмоциональное образование. Мы не можем отказаться от нашей жизни, мы можем только изменить свой подход к ней.

Во второй части этой книги я расскажу о величайшем Мастере Эмоций, когда-либо жившем на этой земле, и о самых важных уроках эмоционального тренинга, которые он оставил нам. Мы продолжим наше интересное путешествие, которое наверняка изменит наше представление о жизни и препятствиях, подстерегающих нас на жизненном пути.

Тому, кто думает, что он все изучил, надеяться не на что. Если вы думаете, что вы - лишь несведущий и неискушенный ученик в Школе Жизни, вы не безнадежны. Нет никаких гигантов в эмоциональной сфере, поскольку все мы - вечные ученики.

Вы можете и должны найти путь к счастью, дорогу к спокойствию, удовольствие в диалоге, храбрость, чтобы преодолеть кризисы, и ясное сознание, чтобы сохранить интерес к жизни. Я расскажу несколько историй, чтобы показать вам, что вы обладаете невероятной силой. Вы выиграли самую большую гонку, вы были самым храбрым и удивительным на Земле, поскольку пережили самый захватывающий роман в истории. Вы не верите мне? Потерпите - и сами все увидите.

Иллюстративная схема, по которой должны строиться ваши занятия по тренировке эмоций, способствующие скорейшей подготовке души для воссоединения с образом молодости и здоровья. Тренировка эмоций раскачивает буксующий грузовик нашего духа, чтобы он мог без помех выкатиться из ямы, в которой застрял.

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто не понимаем, отчего вдруг срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это - признаки нарушения эмоционального (душевного) равновесия. Если такое состояние сохраняется долгое время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время - к более серьезным расстройствам.

Мы считаем слезы признаком слабости, мы стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительными условностями, наши эмоции подавлены ложными установками, мы стали неестественны, мы забыли, как надо себя вести. Вспомните, как естественны дети в выражении своих чувств. Не потому ли их смех так заразителен и так непереносим их плач?

Давайте и мы побудем немного детьми - искренними, чистыми, абсолютно свободными. Давайте и мы отпустим наши эмоции на свободу и позволим хотя бы на короткое время нашим чувствам одержать верх над разумом.

Вы спросите: «Зачем это нам?»

Чтобы обрести чувство глубокой внутренней безмятежности, сравнимое с детским, - вот ответ. Вспомните, с какой легкостью ребенок переходит к покою. Секунда-другая, слезы высыхают, личико озаряется лучезарной улыбкой, глазки сияют. Малыш все забыл, все простил и готов к новой игре. Нам необходимо вернуть нашему духу эмоциональную гибкость, чтобы он, раскачиваясь, подобно дереву, охваченному вихрем, приобрел способность выдерживать натиск житейских бурь и всегда затем возвращался в нейтральное, умиротворенное состояние.

Жизнь - театр, а люди - актеры. Сентенция известная и расхожая, но приглашающая к игре, в которую мы с вами охотно сейчас вступим.

Эмоции сильно влияют на наше внутреннее состояние и, как следствие, - на наш внешний облик. Следовательно, чтобы хорошо выглядеть и постоянно пребывать в приподнятом настроении, нам нужно научиться нашими эмоциями управлять. Как это сделать? На данном этапе - с помощью обратной связи.

Если наши эмоции влияют на наш внешний облик, значит, и наш внешний облик должен влиять на них, и актеры об этом прекрасно знают. Войти в нужный образ им помогают довольно нехитрые вещи.

Превратимся в актеров. Попробуем сыграть роль объятого безграничным спокойствием властелина. Играем честно, без предвзятости, телесно расслабившись и полностью освободив мозг, для чего все посторонние мысли, одну за одной, выталкиваем в воображаемый квадрат или круг, как в мусорную корзину.

Необходимое напоминание. Во время работы с образными рядами ваши глаза должны быть закрыты.

Итак, закрыли глаза, сели прямо, расправили плечи, подняли голову, легкой улыбкой осветили лицо... Вы - самый справедливый в мире король (или идеальная королева). Вы - само совершенство, вы исполнены благородства, достоинства. Вы снисходительны ко всему, что вас окружает, и ко всем, кто от вас зависит. Вы горды, внутренне свободны и полностью раскрепощены; вы знаете: все суета сует, но вы лично отстранены от всего этого, вы абсолютно неуязвимы...

А теперь вкусите от горького пирога.

Вспомните из вашего прошлого что-то такое, о чем нельзя думать без слез.

Помогите себе войти в роль... чуть приоткройте рот, расслабьте нижнюю челюсть, дайте частое, поверхностное дыхание, начните слегка всхлипывать и вспоминайте, вспоминайте, вспоминайте... Детство, юность... Перебирайте все ваши обиды, огорчения, потери, разочарования... вот, кажется, и щеки намокли - у каждого есть над чем пригорюниться, над чем всплакнуть. Не удерживайте своих слез... не стыдитесь их, помните, что они целебны для вас, они освобождают вас от всех глупостей и несправедливостей вашего прошлого, от всего, что вас мучило и давило, от всего, что камнем лежало на вашей душе. Фиксируйте краем сознания этот момент - все, что давило и мучило вас, навсегда безвозвратно уходит. Постарайтесь перейти на рыдания. Не сдерживайте их, усиливайте, насколько возможно... И хорошо, и достаточно... Скажите себе - стоп!

Перейдите к спокойствию, настройте себя на спокойствие... Поднимите голову, расправьте плечи, не забывайте: вы ведь актер (актриса). Что тут было? Мы, кажется, немного поплакали? Ну, ничего - все это в прошлом, все навеки ушло. Зато как славно теперь на душе, как покойно... Запоминайте и этот момент.

А теперь - проглотим смешинку.

Вспомним что-то такое, от чего... нy, просто умереть и не встать! Позволим себе расслабиться, настроимся на веселый лад. Над кем легче всего смеяться? Перво-наперво, над собой. А еще над приятелями, над друзьями, над близкими. С ними столько всего происходит, в жизни столько веселых вещей! Смеемся искренне, заразительно, от всего сердца. Не сдерживаемся, переходим на хохот... и опять говорим себе - стоп!

И опять благодатный покой.

Обратимся к печали.

Тело расслаблено, плечи опущены, голова поникла, руки безвольно брошены на колени... Ах, отчего это сделалось вдруг грустно, откуда накатила такая тоска? Все как-то не греет, все идет вкривь и вкось... и дети не звонят, не пишут, и друг ушел, да и жизнь проходит... что на земле этой делал, зачем топтал почву, зачем жил? Все безысходно, все бессмысленно - и пойти некуда, и не с кем слова сказать... Слезы пришли?.. И Бог с ними... даже не вытираем-сидим, грустим, хандрим - не хочется ничего.

И вернулись к покою. Все хорошо и всего нам хочется, но - без фанатичных позывов вскочить и куда-то бежать. Душе нравится состояние равновесия, ей уютно, комфортно, да и вам хотелось бы, чтобы всегда было так.

И так (и только так!), конечно же, будет, но только не сейчас, не в ближайшую пару минут. Потому что в ближайшую пару минут вам предстоит попробовать испугаться. Причем всерьез.

Войдите в роль неизлечимо больного, отчаявшегося человека. У вас нет выхода, выбора, вы абсолютно беспомощны, всеми брошены, перед вами -небытие. Неделя, месяц - сколько еще осталось? Сколько бы ни осталось - не имеет значения, уже не спастись. Попытайтесь физически ощутить этот ужас, ежесекундно гложущий обреченного человека. Неизбежность, неотвратимость - реальные вещи. Вы прежде сочувствовали людям в таком положении, теперь эта бездна разверзлась перед вами, и не на что опереться, не за что ухватиться... вы бессильны, вам не поможет ничто.

Чувство страха знакомо каждому. Страх играет полезную роль, когда предупреждает нас об опасности, стимулируя гормональные выбросы в кровь, побуждающие нас к защитной реакции. Но стоит дать ему волю, и он превратится в парализующий вас кошмар, он заползет во все уголки существа, угнездится в каждой клеточке вашей кожи.

Остановитесь, когда отчаяние сделается нестерпимым, и в этом состоянии подумайте, что предпринять? Забиться в угол? Скулить, выть, визжать? Или, собрав все мужество, достойно проститься с теми, кто дорог вам и вами любим, а заодно и со всеми, с кем в этой жизни пересекался ваш путь? Проститься, простить, попросить прощения за все, что когда-то неправильно делал, за все страдания, которые кому-то принес... Может быть, в том, что когда-то чего-то не понимал, не прощал, не жалел, воротил нос, копил обиды, гнул, ломая чужое, свое - может быть, именно в том и кроется главная причина того, что с вами теперь происходит? Может быть, вам сейчас воздается по вашим прошлым делам? Увидите, одна эта мысль сразу же принесет облегчение и уберет страх. На этой ноте, не мешкая, стартуйте из бездны ввысь!

Вы проснулись, очнулись, вы чувствуете невероятную радость. Вы молоды, живы, здоровы, кошмар рассеялся, он оказался дурным сном. И - спасибо ему. Контраст словно бы обновил вас. Каждая клеточка вашего тела трепещет от желания жить. Все вещи видятся в новом свете, все дороги открыты, все горизонты ясны! Запомните это состояние. Цените свой прошлый опыт хотя бы за то, что именно он поначалу служит батутом для ваших прыжков в высоту. В таком настроении вам следует просыпаться всегда. При этом вовсе не обязательно видеть во сне кошмары.

Более тога: в таком настроении вам следует пребывать постоянно. На первых порах (особенно когда на душе «заскребут кошки» учитесь искусственно пробуждать в себе радость жизни, пока он не начнет приходить к вам сама.

Ежедневно тренируйте эмоции, придерживаясь выше заданной схемы, но старайтесь выстраивать свои образные ряды. Вам необходимо как следует разработать свой дух, чтобы он обрел гибкость, чтобы маятник вашею самочувствия не застревал в крайних позициях, а всегда приходил в нейтральное состояние.

Кроме того, такие занятия очень обогащают внутренний мир человека. Пройдет какое-то время, и вы с удивлением заметите, что окружающие тянутся к вам. Почему? Потому что в вас появилась тайна, загадка, потому что вы изменились. Вы стали шире и глубже, чем тот персонаж, который вас замещал, пока вы блуждали вдали от себя.

Не смущайтесь, если у вас поначалу что-то не будет получаться. Верьте в успехи неустанно активизируйте свои творческие способности. Чтобы повысить эффективность работы, к каждому этапу тренировок ищите свои собственные детали, объе-диняя их сюжетными линиями, близкими лично вам. Поначалу это покажется трудным, но потом «Лед тронется» и вы станете с легкостью их находить. Творческие поиски развивают наше воображение, помогая скорейшему формированию образа молодости и здоровья, подготавливают нас к слиянию с ним.

Такому слиянию лучше всего способствует медитация - состояние углубленной сосредоточенности или, другими словами, особая душевная расположенность человека К приему позитивных «светлых» вибраций (волн) макро- и микрокосмоса, пронизывающих мировое пространство.


Похожая информация.