Феномен советской пропаганды. Советская пропаганда в годы великой отечественной войны

В СССР пропаганда была ключом к построению государства, таким же значимым компонентом, как военные или спецслужбы. Если военные удерживали деление на «свое»/«чужое» в физическом пространстве, спецслужбы - частично в информационном, к примеру, борясь с распространением слухов и анекдотов, которые несли альтернативные интерпретации действительности, то пропаганда - в виртуальном. И её работа была даже более заметной, поскольку пропаганда всегда «глушит» альтернативные модели мира. Но советская пропаганда «сломалась» на сильной ритуализации жизни в СССР. Идеология перестала быть живой — цитата из классиков марксизма-ленинизма, став обязательным элементом любого текста, перестала быть наполненной смыслом.

Советская пропаганда занялась созданием своей модели мира, пользуясь инструментарием не только журналистики, но и литературы и искусства, кино и телевидения. Все они призваны резко усиливать «наш» мир в отличие от «чужого», а еще наше будущее и наше прошлое. «Наш» мир всегда должен быть не только правильнее, но и справедливее «чужого».

Со временем советская пропаганда создала логику этих трех миров прошлого, настоящего и будущего, создавая причинно-следственные переходы между ними. Если Хрущев строил в будущем коммунизм с более или менее четким пониманием того, что там ожидает каждого советского человека, то Сталин не менее углубленно строил прошлое. Число уничтожаемых им врагов было так велико, что ему всё время приходилось переписывать прошлое, вычеркивая из него людей целыми списками. Троцкий и Бухарин, например, прошли путь от кумиров до врагов народа, став неизвестными вообще в поздний советский период.

Советская пропаганда не только создавала врагов, она порождала и героев. Герой может победить врага только путем нечеловеческих усилий, поэтому гибель героя советского типа (в отличие от античного) почти обязательное условие, ведь он отдает свою биологическую жизнь ради жизни коллективной. Советские герои мирного времени также не сходили со страниц прессы. Паша Ангелина или Алексей Стаханов после реального, хотя часто и организованного сознательно трудового подвига, купались в лучах славы. Отсутствие пропагандистского внимания могло привести к гибели этих людей, как это, например, произошло со Стахановым, который элементарно спился (см. его биографию ).

Враги могли быть внешними и внутренними. Внешний враг - основа всякого государства, которое строится. Поскольку пропаганда отличается тем, что единообразит своих врагов, подводя их под единую модель, то внутренний враг в СССР всегда был слабой репрезентаций врага внешнего. Всех «врагов народа» сажали за решетку, приписывая им работу именно на внешних врагов, например, японских империалистов.

Герои тоже были внутренними и внешними. Последним примером такого послевоенного внешнего героя была Анджела Дэвис, а ребенком-героем времен Горбачева - Саманта Смит. Кстати, и советские герои тоже имели подгруппу детей - это были дети-герои времен войны. Советская пропагандистская формула «все прогрессивное человечество» активно применялось для моделирования поддержки СССР за рубежом.

Пропаганда могла делать из трагедии подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскина», когда все летчики, спасавшие людей, стали первыми Героями Советского Союза. Правда, даже сегодня не все подробности произошедшего остаются открытыми (см., например, и ). Герои несомненно были, но что именно привело к трагедии, покрыто тайной.

Технологии героизации требовали подвига в виде гибели или выдающегося трудового успеха, либо номенклатурного нахождения на вершинах советской иерархии. В последнем случае те, кто достигал уровня члена политбюро, могли претендовать на вечное признание. Именами Кагановича или Микояна, например, а не только Сталина или Ленина назывались целые предприятия. Портреты этих «героев» советские люди несли на парадах.

Характерной советской особенностью стал активное участие интеллигенции в реализации пропагандистских задач. Даже сильные фигуры проявили себя в этом, побывав там, где использовался труд. Даже М. Горький съездил на Соловки [см. и ], А. Родченко фотографировал строительство Беломорканала. Прямо или косвенно они стали частью этой системы уничтожения других.

Отчасти это можно объяснить двумя причинами. Первая связана с общим трендом подъема, царившего в стране, который естественно должен был захватить и писателей, и художников. Вторая - это выживание людей, поскольку интеллектуальные специальности прямо или косвенно завязаны на власть, без нее была бы невозможной никакая их реализация. Кстати, позднее советское время даже породило феномен «внутренней эмиграции», то есть как бы отключения человека от требований советского времени и пространства в попытке жить в своих координатах.

Советская пропаганда также включала в себя проведение массовых демонстраций, которые прямо или косвенно должны были свидетельствовать о всенародной поддержке власти. Два основных праздника 7 ноября и 1 мая отличались лишь наличием/отсуствием военного парада в своем составе. Праздники моделировались так, чтобы отразить в составе демонстрантов все профессии и все республики. Правда, такие массовые действа «восхваления» власти известны со времен античности.

Одним из важных компонентов обеспечения «чистоты» информационного и виртуального поля была цензура. Это была разветвленная система предварительного чтения текстов, призванная не допускать «неправильные» тексты к тиражированию. Цензура имела и обратный результат: нужные тексты могли, наоборот, тиражироваться миллионами экземпляров. Плюс к этому все они переводились на языки народов СССР, тем самым еще более увеличивая потребности в тиражах.

1) обожествление Гитлера,

2) определение врага, например, евреи и большевики,

3) поднятие масс, например, на войну и евгенику.

Интересно, что есть вывод из всего этого, которого нет у автора данного исследования, но который распространяется и на советскую пропаганду. В результате такой пропаганды мир становится полностью понятным, поскольку в нем расставлены все причинно-следственные связи. Система пропаганды, будучи искусственной, легко побеждает мир хаоса реальной жизни. А человек всегда будет стремиться к миру упорядоченности, а не к миру хаотичности.

Четкие причины всего характеризуют систему пропаганды. Для Германии это была несправедливость результатов первой мировой войны и слабость Веймарской республики, то есть причина лежала в прошлом. СССР нашел свою причину в будущем: возможную войну, которую могут развязать западные державы (позднее враг персонализировался на американских империалистов). Этот базис начинает объяснять все: внешний враг порождает работающих на него внутренних врагов, что ведет к ожесточению порядка внутри страны. В результате резко возрастает системность выстроенной системы, что позволяет обосновывать любые нужные ей действия.

Из ситуации отсутствия такой системности А. Игнатьев выводит теории заговора: «Любая «теория заговора» трактует действия, наблюдаемые на «политической сцене», как странные, непонятные или даже очевидно двусмысленные, чреватые какой-нибудь бытовой эсхатологией. Объяснением этой «непрозрачности» и потенциальной опасности, демонстрация которых составляет непременную особенность любой «теории заговора», обычно служит зависимость публичных субъектов власти от других акторов, действующих исключительно в частной сфере и оттого находящихся вне поля зрения аудитории. Данное обстоятельство (по большей части оно так и остается гипотезой) позволяет считать, что публичные субъекты власти — это чьи-то «марионетки», тогда как ситуацию в целом вполне можно рассматривать как нелегитимный и тайный отъем власти, т. е. заговор, уже состоявшийся или осуществляемый в настоящее время». Но если вдуматься, то тоталитарная система по сути начинает порождать такую теорию заговора для оправдания своих действий. Только враги в этом случае называются вполне прозрачно, о них повествуется постоянно, а страна занята тем, что постоянно готовится к борьбе с ними.

Советская пропаганда не смогла удержать страну в заданном режиме. Этому было две причины. С одной стороны, на глазах последнего советского поколения умерла идеология, которая перестала функционировать адекватно, превратившись в ритуал, что привело к таким же перебоям в сфере пропаганды. С другой, тандем Горбачев-Яковлев просто развернули артиллерию советской пропаганды в другую сторону, её врагом теперь стал не капитализм, а коммунизм. При этом если Горбачев чаще воспринимается как тот, кого вели, то Яковлев занимает место того, кто сознательно разрушал СССР, поскольку именно он нес ответственность за аппарат пропаганды [см. и ]. Естественно, что в таких условиях старая пропаганда выжить уже не могла. Ее радостно похоронили все те, кто нес за нее ответственность, закрывшись спущенным сверху приказом.

____________________________

Почепцов Георгий Георгиевич

Советская пропаганда имеет достаточно долгую историю, которая очень значима, поскольку именно пропаганда лежала в основе советского государства. Каждое государство жестко создает свое прошлое, настоящее и будущее, поднимая одни события и людей до уровня символов, а другие - старается стереть из памяти. Такая избирательность истории позволяет ей служить фундаментом для различных вариантов настоящего.

В случае СССР пропаганда была ключом к построению государства, таким же значимым компонентом, как военные или спецслужбы. Если военные удерживали деление на «свое»/ «чужое» в физическом пространстве, спецслужбы - частично в информационном, к примеру, борясь с распространением слухов и анекдотов, которые несли альтернативные интерпретации действительности, то пропаганда - в виртуальном. И ее работа была даже более заметной, поскольку пропаганда всегда «глушит» альтернативные модели мира.

Пропаганда занята созданием своей модели мира, пользуясь инструментарием не только журналистики, но и литературы и искусства, кино и телевидения. Все они призваны резко усиливать «наш» мир в отличие от «чужого», а еще наше будущее и наше прошлое. «Наш» мир всегда должен быть не только правильнее, но и справедливее «чужого».

Пропаганда задает логику этих трех миров прошлого, настоящего и будущего, создавая причинно-следственные переходы между ними.

Если Хрущев строил в будущем коммунизм с более или менее четким пониманием того, что там ожидает каждого советского человека, то Сталин не менее углубленно строил прошлое. Число уничтожаемых им врагов было так велико, что ему все время приходилось переписывать прошлое, вычеркивая из него людей целыми списками.

Троцкий и Бухарин, например, прошли путь от кумиров до врагов народа, став неизвестными вообще в поздний советский период.

Советская пропаганда не только создавала врагов, она порождала и героев. Герой может победить врага только путем нечеловеческих усилий, поэтому гибель героя советского типа (в отличие от античного) почти обязательное условие, ведь он отдает свою биологическую жизнь ради жизни коллективной. Советские герои мирного времени также не сходили со страниц прессы. Паша Ангелина или Алексей Стаханов после реального, хотя часто и организованного сознательно трудового подвига, купались в лучах славы. Отсутствие пропагандистского внимания могло привести к гибели этих людей, как это, например, произошло со Стахановым, который элементарно спился (см. его биографию).

Враги могли быть внешними и внутренними. Внешний враг - основа всякого государства, которое строится. Поскольку пропаганда отличается тем, что единообразит своих врагов, подводя их под единую модель, то внутренний враг в СССР всегда был слабой репрезентаций врага внешнего. Всех «врагов народа» сажали за решетку, приписывая им работу именно на внешних врагов, например, японских империалистов.

Герои тоже были внутренними и внешними. Последним примером такого послевоенного внешнего героя была Анджела Дэвис, а ребенком-героем времен Горбачева - Саманта Смит. Кстати, и советские герои тоже имели подгруппу детей - это были дети-герои времен войны. Советская пропагандистская формула «все прогрессивное человечество» активно применялось для моделирования поддержки СССР за рубежом.

Пропаганда могла делать из трагедии подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскина», когда все летчики, спасавшие людей, стали первыми Героями Советского Союза. Правда, даже сегодня не все подробности произошедшего остаются открытыми (см., например, и ). Герои несомненно были, но что именно привело к трагедии, покрыто тайной.

Технологии героизации требовали подвига в виде гибели или выдающегося трудового успеха, либо номенклатурного нахождения на вершинах советской иерархии. В последнем случае те, кто достигал уровня члена политбюро, могли претендовать на вечное признание. Именами Кагановича или Микояна, например, а не только Сталина или Ленина назывались целые предприятия. Портреты этих «героев» советские люди несли на парадах.

Характерной советской особенностью стал активное участие интеллигенции в реализации пропагандистских задач. Даже сильные фигуры проявили себя в этом, побывав там, где использовался труд. Даже М. Горький съездил на Соловки [см. и ], А. Родченко фотографировал строительство Беломорканала. Прямо или косвенно они стали частью этой системы уничтожения других.

Отчасти это можно объяснить двумя причинами. Первая связана с общим трендом подъема, царившего в стране, который естественно должен был захватить и писателей, и художников. Вторая - это выживание людей, поскольку интеллектуальные специальности прямо или косвенно завязаны на власть, без нее была бы невозможной никакая их реализация. Кстати, позднее советское время даже породило феномен «внутренней эмиграции», то есть как бы отключения человека от требований советского времени и пространства в попытке жить в своих координатах.

Советская пропаганда также включала в себя проведение массовых демонстраций, которые прямо или косвенно должны были свидетельствовать о всенародной поддержке власти. Два основных праздника 7 ноября и 1 мая отличались лишь наличием/отсутствием военного парада в своем составе. Праздники моделировались так, чтобы отразить в составе демонстрантов все профессии и все республики. Правда, такие массовые действа «восхваления» власти известны со времен античности.

Одним из важных компонентов обеспечения «чистоты» информационного и виртуального поля была цензура. Это была разветвленная система предварительного чтения текстов, призванная не допускать «неправильные» тексты к тиражированию. Цензура имела и обратный результат: нужные тексты могли, наоборот, тиражироваться миллионами экземпляров. Плюс к этому все они переводились на языки народов СССР, тем самым еще более увеличивая потребности в тиражах.

  • обожествление Гитлера,
  • определение врага, например, евреи и большевики,
  • поднятие масс, например, на войну и евгенику.

Интересно, что есть вывод из всего этого, которого нет у автора данного исследования, но который распространяется и на советскую пропаганду. В результате такой пропаганды мир становится полностью понятным, поскольку в нем расставлены все причинно-следственные связи. Система пропаганды, будучи искусственной, легко побеждает мир хаоса реальной жизни. А человек всегда будет стремиться к миру упорядоченности, а не миру хаотичности.

Четкие причины всего характеризуют систему пропаганды. Для Германии это была несправедливость результатов первой мировой войны и слабость Веймарской республики, то есть причина лежала в прошлом. СССР нашел свою причину в будущем: возможную войну, которую могут развязать западные державы (позднее враг персонализировался на американских империалистов). Этот базис начинает объяснять все: внешний враг порождает работающих на него внутренних врагов, что ведет к ожесточению порядка внутри страны. В результате резко возрастает системность выстроенной системы, что позволяет обосновывать любые нужные ей действия.

Из ситуации отсутствия такой системности А. Игнатьев выводит теории заговора: «Любая «теория заговора» трактует действия, наблюдаемые на «политической сцене», как странные, непонятные или даже очевидно двусмысленные, чреватые какой-нибудь бытовой эсхатологией. Объяснением этой «непрозрачности» и потенциальной опасности, демонстрация которых составляет непременную особенность любой «теории заговора», обычно служит зависимость публичных субъектов власти от других акторов, действующих исключительно в частной сфере и оттого находящихся вне поля зрения аудитории. Данное обстоятельство (по большей части оно так и остается гипотезой) позволяет считать, что публичные субъекты власти — это чьи-то «марионетки», тогда как ситуацию в целом вполне можно рассматривать как нелегитимный и тайный отъем власти, т. е. заговор, уже состоявшийся или осуществляемый в настоящее время».

Но если вдуматься, то тоталитарная система по сути начинает порождать такую теорию заговора для оправдания своих действий. Только враги в этом случае называются вполне прозрачно, о них повествуется постоянно, а страна занята тем, что постоянно готовится к борьбе с ними.

Советская пропаганда не смогла удержать страну в заданном режиме. Этому было две причины. С одной стороны, на глазах последнего советского поколения умерла идеология, которая перестала функционировать адекватно, превратившись в ритуал, что привело к таким же перебоям в сфере пропаганды. С другой, тандем Горбачев-Яковлев просто развернули артиллерию советской пропаганды в другую сторону, ее врагом теперь стал не капитализм, а коммунизм. При этом если Горбачев чаще воспринимается как тот, кого вели, то Яковлев занимает место того, кто сознательно разрушал СССР, поскольку именно он нес ответственность за аппарат пропаганды [см. и ]. Естественно, что в таких условиях старая пропаганда выжить уже не могла. Ее радостно похоронили все те, кто нес за нее ответственность, закрывшись спущенным сверху приказом.

См. также:

  1. Параллели и различия между пропагандистскими системами Германии и СССР
  2. Техника пропаганды и мобилизации. Составляющие риторики «врага» в советском тоталитарном искусстве и литературе

© Почепцов Г.Г. , 2015 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Особенность организации пропаганды в Советском Союзе в 1920-30-е гг. заключалась в том, что закрепилось различие между понятиями «пропаганда» и «агитация». Первое сводилось к «ознакомлению отдельных товарищей с несколькими идеями» и предполагало определенную интеллектуальную изощренность в приобщении к истинам марксизма-ленинизма; второе ограничивалось «изложением одной или нескольких идеи, рассчитанных на народные массы , как правило, путем простой аргументации и выдвижения лозунгов.

Высшим идеологическим органом управления всей сферой культуры стал отдел агитации и пропаганды ЦК РКП (б) (Агитпроп), выступающим (под разными названиями) в этой своей роли на протяжении всей последующей истории советского государства. По положению об АПО, утвержденному в ноябре 1921 г., его структура выглядела следующим образом: коллегия, в которую входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК комсомола и другие, а также четыре подотдела - агитационный, пропагандистский, печати, нацменьшинств .

Параллельно ему было создано Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет). Агитпроп подчинялся непосредственно В.И. Ленину. Главполитпросет воз-главляла жена Ленина Н. Крупская. Советские лидеры большое внимание уделяли решению задач подготовки собственного «идеологического кадрового резерва».

6 июня 1922 г. на основании декрета Совета народных комиссаров РСФСР был создан Главлит. В разные годы Главлит имел разные официальные наименования: Основной целью создания Главлита было «объединение всех видов цензуры печатных произведений. 9 февраля 1923 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в составе Главлита был образован Комитет по контролю над зрелищами и репертуаром - (Главрепертком). Помимо драматического репертуара, Главрепертком осуществлял «политический контроль» за любыми публичными зрелищами и выступлениями, начиная с лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами. В конце 20 - начале 30-х гг. им был подготовлен трехтомный «Репертуарный указатель», регламентирующий исполнение пьес и других произведений в зависимости от «подготовки аудитории» . В 1934 г. Главрепертком был переименован в Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром, в ведение которого входил политико-идеологический контроль над репертуаром кино, театра, а также - за исполнением музыкальных произведений.

В мае 1935 г. лидер советского государства Сталин инициировал ранее существовавший в качестве самостоятельного структурного подразделения ЦК ВКП (б) Агитпроп разделить на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы . Выступая на XVIII съезде ВКП (б), Сталин отдельно остановился на вопросе партийной пропаганды . «Вопрос о мерах улучшения дела пропаганды, подчеркнул лидер советского государства, был предметом неоднократного обсуждения ЦК ВКП(б) с участием пропагандистов различных парторганизаций. Был учтен при этом выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" в сентябре 1938 г. Было установлено, что выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" кладет начало новому размаху марксистско-ленинской пропаганды в СССР. Результаты работ ЦК ВКП(б) были опубликованы в известном его постановлении "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском краткого курса истории ВКП(б)"» .

Сталин предложил сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении пропаганды и агитации в составе ЦК ВКП(б), с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республиканской, краевой и областной парторганизации. Таким образом, действовавшие ранее изолированно друг от друга отделы пропаганды и агитации, печати и издательств были объединены в один отдел пропаганды и агитации (ОПиА), что облегчило задачу контроля над идеологической работой партийных органов. ОПиА контролировал всю печать в стране, следил за литературой и искусством .

С первых лет существования советской власти главное место в системе пропаганды занимали средства массовой информации, которые проводили политику правящей партии. Печать, радио являлись продолжением партийного аппарата и «идеологическим оружием» партии, при этом журналистов называли «офицерами идеологического фронта». Взгляд на прессу как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора был в то время широко распространенным. В результате практически все содержание средств массовой информации стало пропагандистским и предназначалось непосредственно для укрепления политической системы и идеологического воспитания масс. Печать выступала в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко за-данное русло. Сталин прямо говорил по этому поводу: «Нет в мире лучшей пропаганды, чем печать - журналы, газеты, брошюры. Печать - это такая вещь, которая дает возможность ту или иную истину сделать достоянием всех». Лидер советского государства характеризовал издательское дело как «крупное машинное производство» . Ведущая роль печати в советской пропаганде была определена в постановлении ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1938 г., в котором говорилось, что «в пропаганде... решающим оружием должна являться печать», поскольку она давала возможность «истину сразу сделать достижением всех» . Такая форма представления позволяла полностью контролировать подаваемую пропагандой информацию.

В системе советских СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет - 232 газеты. А уже в 1932 г. с СССР выходило более 7,5 тысяч газет. К 1940 г. численность издаваемых газет возросла до 8,8 тысяч . Официозом советской прессы была газета «Правда».

Большое значение советское руководство в исследуемый период придавал руководству литературой и искусством. Около 45 тысяч писателей, журналистов, редакторов, а также свыше 100 тысяч человек, принадлежавших к «прочему культурно-политико-просветительскому персоналу», десятки тысяч «работников искусства» были призваны участвовать в этой нелегкой и по-своему опасной деятельности . Советское руководство отводило особое место организации и проведению устной агитационно-пропагандистской работе. К концу 1930-х гг. в СССР устной пропагандой постоянно занималось более 112 тысяч человек. Одним из первых лозунгов большевистской партии, которому придавалось огромное значение, был лозунг «Каждый большевик - агитатор». Рядовые члены партии, комсомольцы и беспартийные активисты образовывали целую армию пропагандистов, работавших в первичных организациях. Этих людей выбирали по их способности убеждать аудиторию не только словом, но и личным примером; соответственно такой человек должен был «хорошо разбираться в производстве». Пропагандист должен был хорошо знать всех членов своей ячейки, быть в курсе их нужд, проблем их личной жизни, равно как в их трудовых будней на заводе или в колхозе.

В частности, при проведении или подготовки агитации и пропаганды среди крестьян руководство страны предлагало руководствоваться следующими соображениями: агитация и пропаганда среди широких крестьянских масс имеет свои особенности и трудности, которые обязан учесть каждый губернский и уездный комитет партии, прежде чем отправлять того или другого товарища в деревню. Каждый агитатор или пропагандист, отправляющийся в деревню должен помнить, что без знания крестьянской жизни, хотя бы в общих чертах, являться в деревню нельзя. Знание всех местных условий часто имело огромное или даже решающее значение . Очень долго такой способ воздействия на каждого гражданина оставался наиболее эффективным, открывая партии возможности быть поистине вездесущей.

1. Булок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1993. Т. 2.
2. Справочник партийного работника. М.,1922. Вып. 2.
3. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. 1917-1993. Ответственный составитель и руководитель творческого коллектива Горяева Т.М. М., 1997.
4. Там же.
5. XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1939.
6. Там же.
7. Цит. по: Невежин В.А. «Если завтра в поход...»: подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х - 40-х годах. М., 2007. URL: http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html (дата обращения: 17.01. 2013).
8. РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 130. Л. 135.
9. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». М., 1938.
10. История СССР с древнейших времен до наших дней. М.,1967. Т. VIII. С. 653 ; М.,1971. Т. IX. С. 371.
11. Цит. по: Невежин В.А. Указ. соч.
12. РГАСПИ Ф.17. Оп. 60. Д. 13. Л. 12.

В Советском Союзе к 1943 г. сложилась следующая система:

Всей пропагандой руководило Управление пропаганды и агитации ЦК партии (УПА), возглавляемое в описываемый нами период Г. Александровым. УПА было создано 3 августа 1939 г. с целью объединения структурных подразделений ЦК, отвечающих за партийную пропаганду . Управление руководило пропагандой и агитацией в стране при помощи подконтрольных ему средств массовой информации; издательств и т.д.; осуществляло теоретическую подготовку партийных и государственных служащих. Первоначально в составе Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) имелось пять отделов: партийной пропаганды, марксистско-ленинской подготовки кадров, печати, агитации и культурно-просветительских учреждений. Впоследствии его структура усложнилась .

Отдел печати был самым крупным в УПА, в нем было сосредоточено около трети всех сотрудников. Как пишет В.А. Невежин, «этот отдел, во-первых, осуществлял наблюдение за работой центральной и местной периодической печати, проводя в жизнь указания высших партийных органов; во-вторых, следил за проверкой и подбором кадров для редакций газет и журналов; в-третьих, рассматривал тематические планы основных издательств; в-четвертых, отвечал за тиражную политику, наконец, в-пятых, курировал работу Телеграфного Агентства Советского Союза (ТАСС) и Главлита» .

Под контролем УПА находились Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), Советское информационное бюро (СИБ), ответственные за выбор новостных сообщений, а также за правильную презентацию информации в текстах и изображениях, в плакатах и фильмах. В систему пропаганды входило также радио (представленное Радиокомитетом), кино (Комитет по делам кинематографии), цензура (Главлит). Пропагандой в армии руководило Главное политическое управление РККА (ГлавПУРККА), которое было создано в 1929 г. и функционировало на правах самостоятельного отдела ЦК ВКП(б). В распоряжении ГлавПУРККА имелась мощная издательская база. Центральным печатным органом являлась газета «Красная звезда».

Имелась широкая сеть окружных изданий. Выходило немало военных журналов. Крупнейшие из них («Пропагандист и агитатор РККА» и «Политучеба красноармейца») являлись печатными органами Политуправления РККА. Последний начал выходить по решению ЦК ВКП(б) с февраля 1939 г. и предназначался для групповодов (руководителей) политических занятий с личным составом. Армейская периодическая печать играла ведущую роль в политико-пропагандистской работе.

В целом, для советской системы характерна была вовлеченность в пропагандистскую работу широкого круга государственных институтов (различные комитеты, культурно-просветительские организации, лекционные бюро, профсоюзы и т.д.).

За внешнюю и внутреннюю пропаганду отвечали, в основном, одни и те же органы (только разные отделы), но поскольку нас в данном исследовании интересует внешняя пропаганда (так как информационная борьба вокруг Катыни велась с зарубежными противниками), будем останавливаться более подробно именно на ней.

В 1931 г. был создан Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР) при Наркомате почт и телеграфов. С 1932 года после преобразования Наркомпочтеля был переименован в ВКР при Наркомате связи СССР. А в 1933 году появился самостоятельный общесоюзный орган управления - Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК) при Совете Народных Комиссаров СССР. Именно этот орган обычно для краткости именуется в литературе Радиокомитетом .

После начала Великой Отечественной войны основные радиостанции Москвы и некоторых других городов, расположенных в зоне военных действий, были демонтированы и эвакуированы на восток страны. В связи с этим центральное вещание было переведено на короткие волны и сокращено с трех программ до одной.

Изменилась тематика радиопередач. Как отмечает исследователь А.В. Борков, до 75% радиовещания стали составлять сводки Совинформбюро (выходили ежедневно под названием «В последний час»), приказы Верховного главнокомандования и корреспонденции с фронтов .

В период Великой Отечественной войны также повысился статус главы советского иновещания. Он стал заместителем председателя Радиокомитета.

К 1943 году удалось добиться превышения довоенного уровня объема работы радиостанций. Улучшалось и качество слышимости передач. Для этого, например, в 1942 году была построена новая радиостанция огромной мощности, причем оборудование для нее производилось в блокадном Ленинграде.

В период Великой Отечественной войны вещание велось не только из Москвы, но и из Куйбышева (на Европу), Комсомольска-на-Амуре (на Китай, Японию, США) и из Тбилиси (на Италию и Балканы) .

Датой начала иновещания в Советском Союзе считается октябрь 1929 г., когда в эфир стали выходить первые регулярные передачи на немецком языке. С 7 ноября 1929 г. добавилось вещание на французском языке, а с конца 1929 г. - на английском. С 1930 г. иновещание стало ежедневным. В 1933 г., когда был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, иновещание велось на 8 языках, а к 1939 г. - уже на 10 языках . После начала войны объем вещания снова возрос, и к концу 1941 г. составлял 51 ч. 17 мин. Вещание велось к тому времени уже на 21 языке .

Каждый вещательный отдел (редакция) самостоятельно составлял обзоры печати, информационные бюллетени, как для отправки, так и для внутреннего пользования.

В феврале 1941 г. на инорадио работал 151 человек, из них: 63 члена иностранных компартий, 27 - члены или кандидаты в ВКП(б), 6 - комсомольцы, 51 - беспартийные. Накануне войны штат инорадио составлял уже 181 человек .

В начале 1940 г. в помощь вещательным редакциям иностранного отдела была создана «русская редакция», в обязанность которой входило готовить в централизованном порядке материалы для вещания на зарубежные страны. В мае 1940 г. из «русской редакции» была выделена «международная группа», а в 1941 г. «русская редакция» была преобразована в «отдел советской и международной информации», который просуществовал до 1948 г. Именно этот отдел подготовил в апреле 1943 г. большое количество статей, посвященных Катынскому делу.

В 30-е годы слушателями Московского радио были не только коммунисты, как можно было бы предположить, но и антифашисты, рабочие и другие слои европейского общества. А во время войны Московское радио стало источником надежды, что СССР еще держится. Аудитория радио расширилась.

Кроме того, направление вещания теперь было дифференцировано: на вражеские страны, союзные и нейтральные. Больше всего передач велось на Германию. На первом этапе у Московского радио было две основных темы: стойкость советского народа и растущие потери фашистских войск. Основой служили сообщения Совинформбюро. Акцент делался на эпизодах военных действий, свидетельствующих о несломленном духе советских солдат. Часто радио рассказывало о партизанском движении в разных странах, об охватившем мир движении солидарности с Советским Союзом. Высмеивалось Берлинское радио. Естественно, в этот период советская пропаганда особого успеха не имела .

После битвы под Москвой в Германии изменилось само отношение к русским. В то, что это стадо недочеловеков, уже не верили. В этот период Московское радио заговорило о том, что саботаж военного производства - это единственный способ приблизить мир. Подчеркивалось, что немецкий народ не тождественен гитлеровскому режиму, что СССР борется не против народа, а против режима.

Как отмечает В.М. Острогорский, весной 1943 г. немецкая пропаганда потерпела такое же поражение, как 6-я армия под Сталинградом. Именно весна 1943 г. явилась поворотным пунктом в развитии успешности как советской, так и немецкой пропаганды, и как раз на весну 1943 г. пришлось Катынское дело.

Летом 1943 г. в эфир вышла передача «Письма на Родину». В ней зачитывались письма немецких военнопленных. Это привлекло тысячи новых слушателей. Одновременно в эфире велась антифашистская пропаганда. Пожалуй, за весь период войны это была самая удачная находка советских радиожурналистов.

Гестапо тщательно следило за передачами Московского радио, изучало их влияние на немецкую аудиторию. Суды выносили приговоры - нередко очень суровые - за прослушивание этих передач. Чем ближе к концу войны, тем сильнее были репрессии. Арестовывали уже не только тех, кто слушал, но и тех, кто был в зоне слышимости.

Нейтральным странам указывалось на их ложный «нейтралитет» (особенно Испании и Швеции). На Испанию велась сатирическая передача «Испанская антенна», высмеивающая режим Франко. Япония проходила как нейтральная страна, т.к. Советский Союз заключил с ней в апреле 1941 г. пакт о нейтралитете. В передачах на эту страну показывалась обреченность союзников Японии, рост и укрепление антигитлеровской коалиции.

Передачи на оккупированные страны характеризуются в основном военной тематикой. Здесь говорилось о героизме советских солдат, о победах Красной Армии. Часть передач готовилась специально для партизан и участников Сопротивления. Передавался опыт, давались советы, например, как вести себя при аресте и на допросах в гестапо.

Союзным странам сообщалось о мощи СССР, о том, что он обязательно победит, об укреплении дружеских отношений между СССР и союзниками и т. д.

Телеграфное агентство Советского Союза было образовано по постановлению ЦИК 10.07.1925 г. Оно позиционировалось как центральный информационный орган СССР, которому подчинялись республиканские агентства (РОСТА - телеграфное агентство РСФСР, РАТАУ - Украины, ТАТУРКА - Туркестана и т. д.) .

Основной задачей ТАСС ставилось распространение в СССР и за рубежом политических, экономических и иных сведений.

Республиканские агентства собирали информацию только у себя в республиках и передавали в ТАСС для распространения по Союзу или за границу.

ТАСС состояло при СНК, имело все права юридического лица.

Информация ТАСС передавалась двумя путями: по почте (в основном по союзной тематике) и по радио (по союзной и по международной).

Особенностью работы ТАСС во весь период его существования была недостаточная оперативность. Объясняется это тем, что процесс обработки и прохождения информации внутри редакций был длительным, а если готовились сообщения для заграницы, то определенное время требовалось еще на перевод.

Объем сообщений резко возрос с началом войны. Появились вестники ТАСС, сводки с мест боев, перепечатки статей на военные темы.

В сентябре 1941 г. ТАСС было эвакуировано в Куйбышев. Произошло разделение аппарата - часть его находилась в Москве, часть - в Куйбышеве. Это еще более затруднило оперативность.

Но союзники достаточно быстро наладили радиоперехват, что позволяло более оперативно получать информацию из СССР.

В феврале 1942 г. в отчете о работе за первое полугодие войны ТАСС определило свою роль так: «ТАСС можно было бы назвать большим, непрерывно действующим предприятием, изо дня в день, из часа в час выпускающим идеологическую продукцию... Продукция ТАСС идет в СССР и за границу. Ее потребитель - газеты и радио. Ее форма - телеграфная информация и пропагандистские статьи. Помимо этого ТАСС снабжает печать фотоиллюстративным материалом, выпускает ежедневные закрытые служебные выпуски секретного характера и бюллетень не для печати, издает «Окна ТАСС» - производство плакатов» .

В годы войны ТАСС тоже разделяло информацию по странам. Внешней пропагандой в ТАСС занималась редакция контрпропаганды и РИДЗ (редакция информации для заграницы). Именно эти две редакции подготовили очень много материалов на тему Катыни.

В целом же темы сообщений были примерно такие же, как у Московского радио.

В сообщениях ТАСС часто не указывался источник (фактически присваивался материал), часто происходила географическая путаница, ошибки в переводах. Поэтому из подготовленных материалов западная пресса печатала немного. Большинство информации размещалось о фронтовых событиях. Более того, в конце 1944 - начале 1945 годов начался процесс отказа от услуг ТАСС ведущих СМИ США.

У ТАСС была собственная сеть корреспондентов на фронте. К пропагандистской работе за годы войны было привлечено примерно 1000 литераторов. 18 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, 275 погибли . Как было подсчитано, на начало 1942 г. ТАСС снабжало информацией около 4000 газет и 240 локальных организаций. «Окна ТАСС» выпускали до 5000 плакатов в месяц .

Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ) было образовано 24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР, и существовало до 1960 г. Постановление Политбюро от 24 июня 1941 г.

выделяло две основные функции Совинформбюро: «а) руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза в печати и по радио.

б) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования» .

Официально Совинформбюро не было правительственным учреждением, а считалось общественной организацией.

К 1944 г. в составе СИБ было 11 подразделений и 5 антифашистских комитетов (еврейский, всеславянский, советских женщин, советской молодежи, советских ученых) .

Материалы и статьи, подготовленные аппаратом и общественными организациями СИБ, направлялись в советские посольства и консульства, в корреспондентские пункты ТАСС за границей, в адрес зарубежных радиостанций, газет, агентств. Посольства и консульства в свою очередь использовали «посылаемые статьи и материалы в издаваемых ими бюллетенях или передают в газеты и журналы по просьбе последних» . Среди газет и журналов, которые СИБ снабжало информацией, были такие крупные, как «Дейли экспресс» в Англии, «Нью-Йорк Таймс». Всего Совинформбюро сотрудничало с 1171 газетой и 523 журналами на различных языках .

Как отмечают исследователи, Совинформбюро было больше ориентировано на заграницу, чем ТАСС. Важный фактом является то, что объектами СИБ были лишь союзные и нейтральные страны. Наибольший поток информации шел в США и Великобританию.

Была в СИБ и литературная группа - в ней участвовали Эренбург, Симонов, Гроссман, Фадеев и другие известные писатели.

В 1945 г. у СИБ, как и у ТАСС, возникли проблемы с проникновением советской информации в американскую прессу. Под различными предлогами газеты, журналы и радиостанции стали отказываться от материалов СИБ.

С 1944 г. советские материалы реже появлялись и в английском эфире.

Больше информации союзники получали от своих корреспондентов в Москве и через службу прослушивания передач Всесоюзного радио.

Сыграла роль и конкуренция между ТАСС и Совинформбюро. Функции этих ведомств во многом пересекались, ясного разграничения компетенции между ними не было. Так, например, военный отдел Совинформбюро функционировал и как информационное агентство, контролируя подборку известий о военных событиях в газетах, журналах и книжных издательствах.

Рассмотрев систему пропаганды Советского Союза, окончательно сложившуюся в годы Великой Отечественной войны, можно установить следующие взаимосвязи: основными органами, по каналам которых шла информация из СССР, являлись ТАСС, СИБ и Радиокомитет. Среди них наблюдалась конкуренция. Но несмотря на конкуренцию, все эти органы являлись звеньями одного механизма, одной системы. Они постоянно взаимодействовали друг с другом, перепечатывали и передавали в эфир одну и ту же информацию, отражали одну и ту же точку зрения - официальную, правительственную. Другой тогда в СССР просто не могло быть, а доступ к иностранной (особенно вражеской) информации был закрыт.

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва и Берлин активно использовали технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великие державы активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

Методы были одинаковы, и для «демократических» Соединенных Штатов, и для тоталитарных Германии и Советского Союза. Постоянное влияние на людей, с самого раннего возраста, включение их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. На Западе – это были коммунисты, жидобольшевики и евреи (в Третьем рейхе), «комиссары», в СССР – буржуазные плутократы.


Режимы Муссолини и Гитлера отличались большой воинственностью, милитаризацией своей пропаганды. Культ силы стал основой их идеологии – проводились постоянные военные парады, воинственные речи, военизированные массовые движения. Европейских обывателей запугивали, старались сломить их волю к сопротивлению ещё до начала большой войны. К примеру, именно на такой эффект был рассчитан немецкий фильм «Крещение огнём» 1939 года, о действиях люфтваффе в Польской кампании.

Особенность пропаганды Соединенных Штатов было присвоение ими положения «борца за мир», «демократию», это отличие они сохранили до нынешних времён. Это подтверждают названия нескольких американских организаций того времени: Американский комитет борьбы против войны, Мировой конгресс против войны, Американская лига против войны и фашизма и др. Этим же грешил и Советский Союз, хотя советская внешняя политика действительно была направлена на сохранение мира в СССР, в отличие от Италии, Германии, США, которые сознательно разжигали мировой пожар войны.

Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое большинство (90-95%) и небольшую категорию трудновнушаемых людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.

Для безграмотных и полуграмотных существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.

Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д.

Большое значение по-прежнему играли плакаты, самыми знаменитыми мастерами по их созданию были художники военного времени Соколов-Скаля, Денисовский, Лебедев, коллектив Кукрыниксов - это псевдоним трех известных советских художников, который был получен по начальным буквам их фамилий. Они работали вместе на протяжении 20 лет - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Многие из этих работ напоминали о подвигах давних русских национальных героев, так на одном из плакатов был изображён Александр Невский князь-герой, победитель шведов и немецких рыцарей, непобедимый полководец Александр Суворов, бивший турков и французов, Василий Чапаев, советский герой Гражданской войны. В параллель с большим контрнаступлением Красной Армии под Москвой в 1941–1942 годах был массово выпущен плакат с Михаилом Кутузовым, который за 130 лет до этого разгромил «Великую армию» Наполеона.

Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях флота, чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак. Популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, которые рисовали их в самой простой и доступной для людей форме.

Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.

Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами.

В период Великой Отечественной войны была снята серия отличных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы, победителями «коричневой чумы». А СССР был образцом государства будущего.

Внутри страны жесткая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству позволили Сталину проводить настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха.