Г.Эббингауз: методы исследования памяти и законы: кривая забывания, позиционный эффект. Экспериментальная психология Г

(24.01.1850 — 26.02.1909) - немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов («Немецкое общество экспериментальной психологии») и «Журнала психологии и физиологии органов чувств» (совместно с А. Кенигом, 1890 г.), который объединил психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта . Журнал поддержали известные физиологи (Г. Гельмгольц , Э. Геринг и др.) и психологи (Т. Липпс, Г. Мюллер, К. Штумпф и др.).

Образование Эббингауз получил, обучаясь в университетах Галле и Берлина (1867 - 1870 гг.), сначала по специальностям «история и филология», затем - «философия». Защитил в Бонне докторскую диссертацию (1873 г.), написанную под влиянием Эдуарда фон Гартмана . После получения стипендии провел семь лет в различных университетах Англии и Франции. В конце этого периода сильное впечатление на него произвела книга Г. Фехнера «Элементы психофизики», где предлагались объективные методы измерения субъективных ощущений. В конце 1870-х гг. участвовал во франко-прусской войне. Вернувшись в Берлин (1880 г.), получил должность доцента, затем профессора Берлинского университета (1886 - 1994 гг.). Преподавал в университетах Бреслау (1894 - 1909 гг.) и Галле (1905 г.), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии.

Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом - интроспекция, контролируемая с помощью физиологических приборов. Эббингауз, опираясь на идеи Г. Фехнера, применил вместо субъективного объективный метод, соединенный с количественным анализом данных. Главным объектом его исследований стала память, которая в то время считалась неподвластной эксперименту. В трактовке памяти господствовала ассоциативная доктрина, согласно которой элементы сознания сочетаются благодаря смежности, сходству, контрасту. Хотя Эббингауз и считал ассоциации основой психической жизни, он отошел от традиционного взгляда на них и задался целью применить методы психофизики к процессам памяти. В качестве материала (исходных элементов) ассоциаций Эббингауз изобрел «бессмысленные слоги» (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например бов, гис, лоч и т.п.). По оценке Э. Титченера это стало самым выдающимся изобретением в этой области психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка проистекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти в чистом виде, безотносительно к смысловым связям, неотвратимо наполняющим речевые реакции человека и потому затрудняющим анализ памяти как таковой, независимо от мышления. Составив список подобных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ним на протяжении 5 лет. Не имея лаборатории и испытуемых, ставил опыты на самом себе, применив объективный метод в эпоху, когда по отношению к другим единственно законным в психологии признавался субъективный метод.

Основные итоги этого исследования Эббингауз изложил в книге «О памяти» (1885 г.). Показал влияние на запоминание количества материала, выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее количество его повторений, чем количество присоединенных к нему слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания. Специальному изучению подверглось влияние так называемого сверхзаучивания. После того, как серия слогов воспроизводилась безошибочно, Эббингауз продолжал ее заучивать. Разработанный им метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести. Когда известное количество слогов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до полного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления полного знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании. Данные, полученные методом сохранения, сопоставлялись с различным числом повторений при сверхзаучивании, то есть определялось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал (до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он «сверхзаучивался».

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом «кривая забывания». Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания, значительно меньше в ближайшие минуты и еще меньше - в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучил текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее. Что же касается кривой забывания, то она в обоих случаях имела общую форму, хотя в первом случае (при осмысленном материале) падение кривой шло медленнее. Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного заучивания, прочность запоминания различных слогов в общей ассоциативной цепи и др.).

Хотя Эббингауз и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии, доказав на деле преимущества независимого от интроспекции изучения психических процессов. Его методики изменили характер деятельности экспериментатора, который ориентировался не на показания самонаблюдения, а на реальные действия испытуемого, результаты которых подвергались статической обработке с целью открытия закономерностей, которым подчинены при всей их вариативности психические явления.

Эббингауз разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданные школой В. Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к элементарным процессам (ощущениям, восприятиям), вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Эббингауз доказал высокую эффективность экспериментального метода применительно к процессам, которые считались для него недоступными. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения - навыков. «Кривая забывания» приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и др. Эббингауз доказал также ошибочность прежнего ассоцианизма, который умозрительно решил вопрос о характере связей между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Эббингаузом в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколь и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения.

Эббингаузу принадлежит также ряд других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом (1897 г.). Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Эббингауз разработал также теорию цветного зрения (1893 г.). Ему принадлежит небольшой, блестяще написанный «Очерк психологии» (1908 г.), а также фундаментальные двухтомные «Основы психологии» (1902 - 1911 гг.).

Труды Эббингауза существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных (в частности, статистических) методик. Основные труды Эббингауза: «Über das Gedächtnis», Leipzig, 1885 г.; «Grundzüge der Psychologie», 2 vol., Leipzig, 1902 - 1911 гг. В русском переводе: «Основы психологии», т. 1-2, СПб, 1911-1912; «Очерк психологии», СПб, 1911; «Смена душевных образований» / «Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти», М., МГУ, 1979.

Л. А. Карпенко, М. Г. Ярошевский

Эббингауз Герман (Hermann Ebbinghaus, 1850-1909) - нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Составив множество трехбуквенных бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Герман Эббингауз прочитывал их под метроном, пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры эксперимента привела, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти.

Э. обнаружил т.н. «фактор края», т.е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда (см . Позиционная кривая ), объясняемое Э. фактом «тормозящего влияния» представлений слогов в сознании друг на друга (в середине ряда Торможение имеет место с 2 сторон, а по краям - только с 1 стороны). Были выведены также кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным.

Его последователь А. Йост, пользуясь приемами Э., открыл также закон влияния распределения одного и того же количества повторений во времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (см . Закон Йоста ). Разработанные Э. методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эббингауз Герман (1850-1909) - немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885).

Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги - искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Э. экспериментально (на самом cебе) изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент забытого материала падает на период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу к-рого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т.д. Э. принадлежит ряд других важных работ по экспериментальной психологии, в частности по феноменологии зрительного восприятия. При изучении умственных способностей детей Э. изобрел тест, носящий его имя.

Пионером в исследовании памяти человека был немецкий ученый Герман Эббингауз, который первым стал заниматься изучением процессов запоминания и забывания . Эббингауз ставил эксперименты на себе. Основная идея метода заключалась в заучивании бессмысленных списков слов или слогов. Цель, которую ставил перед собой ученый, - изучить образование и сохранение в памяти новых ассоциаций, не связанных с уже существующими (или не зависимых от них). Поэтому он пользовался бессмысленными слогами, считая их свободными от каких-либо смысловых ассоциаций. Эббингауз заучивал списки таких слогов до тех пор, пока не воспроизводил их безошибочно. Спустя некоторое время он делал проверку. Количественной мерой забывания служило число дополнительных повторов, необходимых для восстановления правильного воспроизведения списков. Это позволяло судить, какая часть заученного материала сохранялась в памяти.

Одно из важных открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (из 7 или меньше слогов), то его удается запомнить с одного прочтения. Если список слогов увеличить сверх 7, то время для заучивания резко возрастает. Поэтому 7 элементов, которые можно запомнить сразу, называют объемом кратковременной памяти.

Другое открытие Эббингауза состояло в том, что количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки. Оказалось, что с увеличением этого времени количество забытого материала увеличивается. График на рис. 12.2 показывает, что вначале забывание происходит очень быстро, а затем его скорость убывает медленнее и становится постоянной.

В таких простых экспериментах можно было изучить влияние некоторых факторов, влияющих на характеристики памяти. Например, при меньших скоростях предъявления слогов заучивание происходит быстрее. Легкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду. Число ошибок при воспроизведении средних элементов ряда больше, чем первых или последних (рис. 12.3). Этот феномен называют позиционным эффектом , и он имеет место при рядах любой длины, превышающей объем кратковременной памяти.

В последующих исследованиях возникло много вариантов тестов, которые впервые предложил Эббингауз как метод «запоминания рядов». Например, при изучении памяти часто используют метод парных ассоциаций . В этом случае каждый элемент списка представляет собой комплекс, состоящий из двух частей: например, КНИГА - 7 и т.п. После запоминания таких пар испытуемый должен называть при предъявлении 1-го элемента 2-й элемент пары. Одно из предполагаемых достоинств метода парных ассоциаций состоит в том, что один элемент можно рассматривать одновременно и как стимул (1-я часть), и как реакцию (2-я часть). По мнению некоторых теоретиков, метод «запоминания рядов» дает возможность непосредственно изучать ассоциации между стимулом и реакцией. На самом деле, здесь не все так просто. Испытуемые часто изменяют элементы для облегчения запоминания каким-то свойственным им способом, например элемент КОШКА-M на КОШКА - МЫШКА. В данном случае запоминается совсем не то, что содержится в первоначальной ассоциации КОШКА-М.

Еще один метод - свободное припоминание : испытуемый может воспроизводить элементы в любой последовательности. При свободном припоминании наблюдается позиционный эффект (см. рис. 12.3). К этому феномену мы вернемся позже.

Следующий метод - тест на узнавание . Он отличается от других формой проверки: испытуемому предъявляют слова и просят сказать, узнает ли он их как элементы первоначального ряда. Другими словами, испытуемый не вспоминает весь ряд, а только узнает его. Испытуемый на предъявление каждого следующего элемента должен отвечать «да» или «нет». Другой формой теста на узнавание служит метод вынужденного выбора . Испытуемому предъявляют не один, а одновременно два или несколько элементов. Один из них входит в первоначальный список, а остальные нет. Испытуемый должен определить, какой элемент был в первоначальном списке. Можно одновременно предъявлять два элемента - это будет двухальтернативный выбор, три элемента - трехальтернативный выбор и т.д. Этот тест является одним из вариантов множественного выбора. Иногда все слова предъявляют напечатанными на бумаге, и испытуемый подчеркивает узнаваемые слова. Например, испытуемому, которому ранее предъявляли элемент ДАК-7, можно предъявить при проверке ряд элементов с предложением выбрать один: ДАК-? (5, 8, 7, 1).

Кроме перечисленных, существует множество тестов, которые применяют при исследовании памяти человека. Для более подробного ознакомления с ними можно обратиться к соответствующим руководствам.

Научная деятельность

Стал известным благодаря сочинению «Über das Gedächtnis». Это сочинение представляет собой первую, оригинальную по концепции и весьма плодотворную по результатам попытку применения экспериментальных методов исследования к изучению душевных явлений в собственном смысле. Автор ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятного слов или фраз. В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Построенные таким образом ряды заучивались через повторное прочитывание их вслух. Читались слоги под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью , которая регулировалась сначала ударами метронома , а потом звуками карманных часов . Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Чтобы знать, сколько повторений требуется для заучивания того или другого ряда слогов, Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских чёток , передвигая эту нитку на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, и таким образом определялось число сделанных повторений. Эббингауз приступил к опытам лишь тогда, когда приобрёл посредством предварительного упражнения навык лёгкого читать слоги и передвигать нитку с шариками установленным способом. Опыты проводились в течение двух лет , в - и - гг., причём опыты, принадлежащие к одной серии, начинались и оканчивались в одни и те же часы. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия механической памяти прочие условия оставались неизменными и открывалась возможность точно определить влияние данного условия. Своими опытами Эббингауз пытался проследить зависимость механической памяти от четырёх условий:

  1. объёма заучиваемого материала, или числа слогов;
  2. числа сделанных повторений;
  3. промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;
  4. способа построения слоговых рядов.

Единицей прочности запоминания он брал число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения данного ряда. Схема его опытов была чрезвычайно проста. Он изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до возможности безошибочного воспроизведения. Главнейшие результаты опытов следующие:

  1. Кривая забывания . Под влиянием времени ряды, однажды заученные, забываются, причём забывание сначала проходит очень быстро, а потом начинает происходить все медленнее и медленнее. При заучивании рядов устанавливается ассоциация между слогами или вообще фактами не только прямая, но и обратная, не только между смежными слогами, но и разделёнными один от другого большим или меньшим числом промежуточных членов.
  2. С увеличением количества заучиваемого материала увеличивается и количество работы, но увеличивается не прямо пропорционально, а в большей степени.
  3. В пределах 64-х повторений сбережение работы через 24 часа равняется приблизительно 1 / 3 первоначальной работы.

Полученные автором результаты нашли блестящее подтверждение и дальнейшее развитие в работах гёттингенского профессора Мюллера и его учеников - Пильзекера, Шумана , Иоста и Стэфенса. Из других сочинений Эббингауза заслуживает внимания «Grundzüge der Psychologie».

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб .: 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эббингауз" в других словарях:

    Эбингхауз (Ebbinghaus), Герман (24 янв. 1850 – 26 февр. 1909) – нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Профессор ун тов Бреславля (с 1894) и Галле (с 1908); организатор (совместно с А. Кёнигом) Журнала психологии u физиологии… … Философская энциклопедия

    Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (24.1.1850, Бармен, 26.2.1909, Галле), немецкий психолог, представитель Ассоцианизма. Профессор университетов Бреслау (1894 1905) и Галле (1905 09); организатор (совместно с А. Кёнигом) журнала «Zeitschrift… … Большая советская энциклопедия

    ЭББИНГАУЗ - (Ebbinghaus) Герман (24.1.1850, Бармен, 26.2.1909, Галле), нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Учился в ун тах в Галле и Берлине. Преподавал в Берлинском ун те (в 1880 86 доцент, в 1886 93 проф.). Проф. ун тов Бреслау (1894… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЭББИНГАУЗ - (Ebbinghaus) Герман (1850 1909) немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов (Немецкое общество экспериментальной психологии) и Журнала психологии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эббингауз Г. - Э́ББИНГАУЗ, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909), нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало эксперим. исследованиям высш. психич. функций. Осн. соч. – О памяти (1885); вывел забывание как функцию… … Биографический словарь

    Эббингауз Герман - (1850 1909) немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих… … Большая психологическая энциклопедия

    ЭББИНГАУЗ (Эббингхауз) (Ebbinghaus) Герман (1850 1909) немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало экспериментальным исследованиям высших психических функций. Основное сочинение О памяти (1885); вывел забывание как… … Большой Энциклопедический словарь

    - (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В. Дильтея. Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для… … Психологический словарь

    Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (24.1.1850, Бармен, ‒ 26.2.1909, Галле), немецкий психолог, представитель ассоцианизма. Профессор университетов Бреслау (1894‒1905) и Галле (1905‒09); организатор (совместно с А. Кёнигом) журнала… … Большая советская энциклопедия


Герман Эббингауз (Эббингхауз ; нем. Hermann Ebbinghaus ; 24 января 1850 года - 26 февраля 1909 года) - немецкий психолог-экспериментатор . Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд - монография «О памяти» (нем. Über das Gedächtnis ). Автор «кривой забывания».

Научная деятельность

Книга «О памяти» представляет собой первую, оригинальную по концепции и весьма плодотворную по результатам попытку применения экспериментальных методов исследования к изучению душевных явлений в собственном смысле. Автор ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных . Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятных слов или фраз. В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Построенные таким образом ряды заучивались через повторное прочитывание их вслух. Читались слоги под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью , которая регулировалась сначала ударами метронома , а потом звуками карманных часов . Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Чтобы знать, сколько повторений требуется для заучивания того или другого ряда слогов, Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских чёток , передвигая эту нитку на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, и таким образом определялось число сделанных повторений. Эббингауз приступил к опытам лишь тогда, когда приобрёл посредством предварительного упражнения навык легко читать слоги и передвигать нитку с шариками установленным способом. Опыты проводились в течение двух лет , в - и - гг., причём опыты, принадлежащие к одной серии, начинались и оканчивались в одни и те же часы. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия механической памяти прочие условия оставались неизменными и открывалась возможность точно определить влияние данного условия. Своими опытами Эббингауз пытался проследить зависимость механической памяти от четырёх условий:

  1. объёма заучиваемого материала, или числа слогов;
  2. числа сделанных повторений;
  3. промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;
  4. способа построения слоговых рядов.

Единицей прочности запоминания он брал число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения данного ряда. Схема его опытов была чрезвычайно проста. Он изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до возможности безошибочного воспроизведения. Главнейшие результаты опытов следующие:

  1. Кривая забывания . Под влиянием времени ряды, однажды заученные, забываются, причём забывание сначала проходит очень быстро, а потом начинает происходить все медленнее и медленнее. При заучивании рядов устанавливается ассоциация между слогами или вообще фактами не только прямая, но и обратная, не только между смежными слогами, но и разделёнными один от другого большим или меньшим числом промежуточных членов.