Хоть этот труд и стыд напрасный. «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад» или некоторые ошибочные убеждения о любви

Что такое любовь? У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Каждому из нас суждена в этой жизни своя лю

«Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад» или некоторые ошибочные убеждения о любви

 16:15 21 марта 2018

Что такое любовь? У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Каждому из нас суждена в этой жизни своя любовь. Но существуют некоторые общие для всех заблуждения о любви, о которых мы сегодня и поговорим.

«Любовь – это жертва»

Принято считать, что жертвенность является доказательством любви. Но давайте попробуем разобраться, к чему на самом деле приводят жертвы в любви. Жертвуя собой или чем-то важным для себя во имя другого, мы обесцениваем и себя и свои ценности. Наша значимость стремительно уменьшается и, со временем, тот, ради кого мы идем на жертвы, просто перестает их замечать. Наши чувства, интересы, и потребности становятся ему неважны и неинтересны. Но есть еще одна причина по которой мы идем на жертвы. Жертвуя сами, мы ожидаем ответной жертвы. Это такой акт купли-продажи: я – тебе, ты – мне. А если вторая половина не торопится повторить наш «подвиг», мы обижаемся, начинаем предъявлять претензии или тихо сползать в депрессию, потому что нам кажется, что нас не любят.

Жертвенность превращает отношения в вечное ожидание благодарности. Но если постоянно и навязчиво приносить партнеру жертвы, он будет чувствовать только раздражение и злость, порождаемую чувством вины, а вовсе не благодарность. А весь этот коктейль чувств весьма далек от любви, ибо любовь не нуждается в жертвах.

«Любовь – это когда всегда и везде вместе»

Любящие всегда должны быть вместе. Их мысли должны быть заняты друг другом 24 часа в сутки. Многие из нас уверены, что, если мы не всегда хотим проводить время вместе, а иногда предпочитаем побыть в одиночестве или, не дай Бог, провести время с кем-то другим – это означает, что мы любим или нас любят меньше. Мы впадаем в панику, вдруг осознав, что любимый человек сейчас неизвестно где, и ему там хорошо. Вслед за паникой приходит ревность, и отношения потихоньку превращаются в ад.

На самом деле, быть всегда и везде вместе – это нездоровое желание, как правило, возникающее из недоверия к друг другу и к миру или уверенности в том, что мы способны стать для другого целым миром. Такая уверенность приводит к созданию закрытых, болезненных отношений, в которых один из партнеров постоянно боится быть покинутым и становится прилипчивым как «бабл-гам». Вряд ли кто-то сможет назвать такие ощущения любовью.

«Любовь – это понимание без слов»

Возможно, в начале любви мы понимаем друг друга без слов, но с развитием отношений мы нуждаемся в словах и объяснениях. А иначе зачем бы мы со временем вдруг начинали регулярно и надрывно вопрошать: «А ты меня любишь?». Утверждение о том, что любящие должны понимать все без слов, как правило, идет в ход, когда мы хотим быть единым целым и не хотим допускать, что второй «участник процесса» самостоятельная личность, когда пытаемся внушить ему, что «в твой жизни нет ничего важнее меня», то есть тогда, когда мы усиленно игнорируем различия.

Ведь различия это – страшно, они воспринимаются как возможность потерять отношения, а вот когда мы так едины, так что и слов не нужно, то кажется, что мы в безопасности, и нет никаких угроз. Но все же, вместо того чтобы культивировать телепатические способности, лучше научиться учитывать чужие отличия и учиться контактировать, говорить о том, что нас волнует, прояснять непонятое. Способность спросить, попросить, поинтересоваться – это уважение к партнеру, а уважение – это то, без чего любви не бывает.

«Любовь – это всегда на высокой ноте»

Каждому из нас хочется, чтобы любовь была неизменной, всегда такой, как в самом начале отношений. Но если задуматься, то не меньше мы хотим, чтоб отношения развивались, любовь крепла и становилась глубже, а это невозможно без изменений. Со временем экзальтация первых дней проходит, и на смену ей приходит более сдержанное, возможно, но одновременно и более серьезное чувство. Удержать любовь в ее первозданном виде, как правило, пытаются те, кто боится потерь, потому что не умеет их переживать. По сути, убеждение в том, что любовь всегда должна быть неизменной – это неумение справляться со стрессом и неспособность преодолевать трудности и принимать изменения в жизни. Это недоверие к партнеру и боязнь того, что новое будет хуже. Боязнь того, что если в отношениях накал страстей будет меняться, то это обязательно приведет к разрыву. Чтобы отношения развивались, нужно учиться доверять и отпускать. Ведь любящие всегда возвращаются.

«Любовь – это быть единственным»

Жажда быть единственным – это источник ревности, которая разъедает отношения, а не укрепляет их. И расхожее утверждение «ревнует значит, любит» – это вредный миф. В любви, как и в жизни, невозможно быть единственным, любовь к партнеру всегда сочетается с любовью к детям, родителям, друзьям. А стремление «изгнать» из жизни все, что может отвлечь вас друг от друга, это путь в никуда. Любить – это значит разрешить себе и другому быть собой, а значит, кроме нас любить и тех, кто ему дорог, и от этого чувствовать себя счастливым. Ведь любовь - это не тюрьма, а дом, в котором для нас всегда открыты двери, и где нас всегда ждут.

МОИ СТИХИ
Прекрасные глаза твои.
Да голос твой приятный.
Ты пахнешь как цветок.
А днем как лотос расцветаешь.
А вечером ты закрываешь свой бутон.
В прохладе засыпаешь.
Да звездочки любуются тобой.
Когда ты спишь то твой бутон.
Объяв тебя светится как лунный свет.
И будто вся земля уснула.
Когда заря встает я визу оброс твой.
Нас пробуждает пенья птиц.
Встаешь ты будто бы в саду.
Я как зверек.
Осознаю что мы прекрасны.

Автор
Байрамов. Руслан. Ренатович.


************
МОИ СТИХИ
Тепло прекрасных рук прикосновения свет.
Как откровения нежных чувств.
Любви моей к тебе мой светлый луч.
Тепло и нежность наших чувств.
И теплых отношений уважения.
Тепло надежд останутся всегда.
Любви тепло дарует жизнь.
Духовное тепло дарует вечность.
Да теплота родных и близких суть.

Автор
Байрамов. Руслан. Ренатович.
РФ. Мой счет. 4276 4600 1350 8762 VISA
****************************************
************
МОИ СТИХИ
Тебя люблю тобой любуюсь.
Ты как звезда ты Лунный свет.
Небесный ты цветок.
Ты лик любви и нежных чувств.
Любви прекрасной чистота.
Желанный светлый луч.
Прекрасный дивный ты цветок.
Тепло твоих объятий свет.

Если внимательно читать стих «Я вас люблю, хоть я бешусь» Пушкина Александра Сергеевича, легко понять, что он посвящён очередной неразделённой любви поэта. Автор, как и многие творческие личности, из такого состояния души черпал вдохновение.

Эта лирика, созданная в 1826 году, называется «Признание». Музой для произведения стала Александра Осипова. С ней поэт познакомился во время ссылки в родительское имение. Девушка не демонстрировала интереса к Пушкину, а вот он серьёзно увлёкся. Но на откровенное признание решился только в стихотворении. Автор считал, что ему уже просто неприлично проявлять такие сильные чувства и поддаваться страстям. Но бороться с ними поэт был не в силах. Понимая своё состояние, он просит девушку об ответной симпатии, даже если это будет ложью.

Для использования на уроке литературы в 9 классе текст стихотворения Пушкина «Я вас люблю, хоть я бешусь» полностью можно скачать с нашего сайта. А учить его удобно онлайн.

Я вас люблю,- хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

"Признание"

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь - мне отрада;
Вы отвернетесь - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!...
Я сам обманываться рад!

Стихотворение Пушкина А.С. - Признание

Стихотворение «Я вас люблю хоть я бешусь» никогда не вызывало особого интереса у критиков и биографов Александра Сергеевича Пушкина. Этот стих не окружен скандалами, в нем нет ничего порочного, что могло бы скомпрометировать поэта, или барышню, которой написано это послание. Но! Как любое произведение, этот шедевр имеет свою историю и предысторию.

Вот, собственно, само произведение:

Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Предыстория

Став рано известным и полюбившимся широкой публике, имея статус государственного чиновника, молодой поэт не теряет время и вступает в литературно-театральное сообщество. Его жизнь сложилась бы куда более спокойнее, если бы он не водил дружбу с членами декабристских тайных организаций.
Сам он не был членом ни одной из них, но политические эпиграммы, написанные Александром, не могли остаться не замеченными. Ода «Вольность», в которой он практически обвинял императора, Александра I в отцеубийстве, стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву» сделали своё дело.

Чего только стоят строки:


Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А ведь Пушкина можно смело назвать первым блоггером России. Его стихи, как горячие пирожки, расходились по стране с невероятной быстротой. Их переписывали, ими обменивались, их заучивали и хранили.
Такое неугодное творчество для тогдашней власти, сыграло роковую роль в судьбе классика. Это ему ещё повезло, что он не был причислен к декабристскому движению.

Дерзкого поэта решено было отправить в ссылку, но трудами друзей, удалось смягчить наказание, и выхлопотать перевод в Кишинёвскую канцелярию. Так сказать: «С глаз долой».
Всё это никак не отразилось на читательском успехе. Профессиональный литератор только укрепился в своих многочисленных произведениях. Нужно сказать, что посвящение стихов женщинам, у Пушкина был излюбленный ход общения с ними. Чувства гения выплёскивались его творениями. По-другому он не мог. Были женщины, которых классик буквально осыпал стихами. Это Екатерина Павловна Бакунина, Наталья Викторовна Кочубей, Елизавета Воронцова.

Некоторые биографы Пушкина уверены, что одними стихами у поэта дело с ухаживаниями за Елизаветой Воронцовой, женой начальника, не ограничилось. Считают, что это был полноценный роман. Хотя точных подтверждений этому нет. Более распространённая версия, что когда флирт мог перерасти в настоящий роман, сердцееда уволили. Генерал постарался сделать так, чтобы Пушкин отправился в настоящую ссылку, в Михайловское. Из этого имения литератору строго-настрого запрещалось выезжать.
Здесь, собственно, и начинается сама история.

Михайловское

В Михайловском находилось родовое имение матери. В нём безвыездно провёл Пушкин два года. Раньше здесь он бывал только в юности, в 1817 году, летом, когда только окончил лицей. Тогда же он и познакомился с соседями. На тот момент Прасковья Александровна носила фамилию Вульф. Правда не известно, видел ли он девочку, которой через девять лет посветил свой стих «Признание».
Поселившись вот в этом доме, молодой Пушкин прожил в нём два года.

Без сомнений, он чувствовал себя изгнанником и его романтическая натура черпала вдохновение из книг у литературных героев, чудной природы вокруг Михайловского. Не хватало только музы.
Опасения родных и друзей, в том что деревенское уединение может быть губительным для литератора оказались напрасными. Годы, проведённые в Михайловском стали самыми плодотворными в поэтической карьере Александра.

Конечно, искать объекты для личного обожания было в этом местечке сложновато. Страстная и влюбчивая натура поэта не могла оставаться долго без музы. Именно так сам классик называл женщин, которые вдохновляли его на написание очередных шедевров. Влюблённость отращивала крылья поэтическому дару каждый раз, когда Александр встречал свою очередную музу. Причём ответных чувств поэт не всегда ожидал. Большинство светских красавиц нарочно морочили голову Пушкину, в надежде получить очередной стих в свою честь. Страдание и ревность так же часто, как восторг и восхищение работают на гениальность классика.
Ярким тому подтверждением и является стихотворение «Признание».

Признание

Заведя дружбу среди немногочисленных соседей, классик мог развеяться от каждодневных унылых будней.
Например, помещики Осиповы всегда оказывали радушный приём литератору. Несмотря на разницу в возрасте (около 18 лет) хозяйку поместья Пушкин считал своим близким другом.

У Прасковьи Александровны Осиповой были собственные дети и падчерица, которая вошла в семью двенадцатилетней девочкой, когда её отец повторно женился. Случилось так, что отец девочки через несколько лет умер, и юная девушка, оставшись сиротой, продолжала жить с мачехой. На момент знакомства с Пушкиным ей было примерно 19 лет.
Эта юная особа отличалась от родных детей хозяйки. Видимо, положение падчерицы тяготило её. Девушка была очень тихой, робкой и молчаливой. Шумным компаниям предпочитала уединение и прогулки по парку.
Александр с присущим ему жизнелюбием и активной жизненной позицией не раз затевал с хозяйскими детьми концерты и шуточные театральные постановки. Но Александра Ивановна Осипова не принимала участия в их затеях. Девушка кроткая и спокойная, она лишь иногда присутствовала на них.

Вероятно, своею женственностью, простотой и спокойствием привлекла молодая барышня Александра. И. Конечно, красотой. Как считал Пушкин, девушка была необыкновенно хороша собой. Вот самое распространённое изображение Александры, скорее похожее на дружеский шарж, чем на портрет.

Стих «Признание» был написан уже тогда, когда литератор хорошо знал жизнь и уклад Александры. Поэт подметил всё. И свой возраст, который располагает к решительным действиям: «Мне не к лицу и не по летам...»; и свою нерешительность: «И, мочи нет, сказать желаю»; и возможную глупость, так присущую всем влюблённым: «Я вдруг теряю весь свой ум».

Александр успел полюбоваться девушкой во время работы, за пяльцами. Ему нравятся её кудри, и как красиво они ложатся. Он успел поревновать предмет своего обожания. Вероятнее всего, речь идёт о сводном брате Алины. На тот момент юноша был студентом, и каждые каникулы приезжал домой. Поскольку молодые люди не были в кровном родстве, почва для ревности, конечно, была.
Одним словом, классик был влюблён. Причём влюблён безответно. Девушка никак не выказывала своих чувств. Вероятнее всего, она была равнодушна к поэту. И Пушкин, понимая это, пытается иронизировать в конце своего стихотворения.

Пушкин не был красавцем. Его рост не дотягивал до 170 см. Длинный нос, полные губы, взбитые кудри. Привлекательным в нём была живость характера, небывалая подвижность тела и ума, удачные остроты и заразительный смех. Но этого оказалось мало. Любовь Александра осталась безответной.

Судьба стихотворения

Относительно «Признания», мнения пушкинистов расходятся. Одни говорят, что поэт вручил девушке своё сочинение сразу, как только его написал и не дождался ответа, что только подтвердило равнодушие барышни. Другие уверяют, что он этого не делал.
Совершенно точно, что в 1835 году, будучи замужней дамой, Александра Ивановна приезжала в гости к мачехе, но разминулась с Пушкиным, который тоже был в этих краях.

Литератор послал ей вдогонку письмо, в котором выражал сожаление о несостоявшейся встрече и предлагал согласовать следующий приезд, чтобы встретиться. Некоторые биографы считают, что классик хотел вручить ей стихи, написанные в дни её юности.
Стих написанный в 1826 году, при жизни поэта никогда нигде не публиковался. Это было личное послание и Александр держал его в личном архиве. Оно увидело свет в 1837 году.
Так Александра Ивановна Осипова стала одной из муз величайшего классика, запомнившись своей красотой и невинностью. Она пополнила знаменитый Донжуанский список поэта и осталась в его памяти, как одна из замечательных муз.