История усадьбы. Музей усадьба князей Голицыных Влахернское-Кузьминки: фото, история В каком веке на территории усадьбы кузьминки

Район Кузьминки принадлежит Юго-Восточному административному округу Москвы. История заселения этой местности очень древняя, существовало несколько так называемых Кузьминских селищ, самое раннее из которых относится приблизительно к 11 веку. Это стало известно благодаря исследованию археологических находок, обнаруженных на территории Кузьминок и соседних районов.

В документах же впервые эта местность встречается в "книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина" от 1623-1624 годов. Земли описываются как пустошь, где до Великой смуты располагалась Кузьминская мельница, принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю. Вероятно также, что часть земель принадлежала Симонову монастырю (лесные и рыбные угодья).

Мельница стояла на речке Голедянке. Построил ее мельник Кузьма, и назвал своим именем. Видимо, через некоторое время мельницу восстановили, так как в источниках 1680 года она вновь упоминается как мельница Кузьминка. После того, как владельцем мельницы стал Г.Д. Строганов, его имение, расположенное поблизости, также стали называть Мельницей или Кузьминкой.

Существует и еще одна версия происхождения названия села. Согласно ей, село было названо в честь христианских святых Косьмы и Дамиана, а также старинного народного праздника в их честь – Кузьминок.

Мельница перешла к Строганову в 1702 году за 50 ежегодных рублей оброчных денег. Вместе с мельницей он стал распоряжаться также прудом (сейчас Нижний Кузьминский), лесом и сенными покосами. В этом же году ему и его семейству за 24 оброчных рубля в год отошли также следующие близлежащие пустоши: Борисково (Дубки), Волынкино, Куровая и Остеево белище. Эти земли были отрезаны угодий деревни Грайвороново (или Граворово), перед этим принадлежавших московскому Симонову монастырю.

Когда в этой местности была построена церковь Влахернской иконы Божьей Матери (1716-1720 г.г.), то село получило еще одно название – Влахернское.

В период с 1740 по 1754 годы произошел раздел семейных владений, в результате которого А.Г. Строганов стал единоличным владельцем имения. При нем на речке Чурилихе были поставлены плотины, и образован большой пруд, известный сейчас как Верхний Кузьминский.

В 1757 году старшая дочь А.Г. Строганова Анна вышла замуж за князя М.М. Голицына, среди ее приданого было и село Влахернское с 518 десятинами земли. Голицыны владели имением вплоть до 1917 года. На протяжении всего этого времени усадьба не только обновлялась и расширялась, здесь велись различные работы по благоустройству. Младший сын князя Сергей Михайлович Голицын за счёт планомерного приобретения многочисленных соседних участков (село Котельниково, сельцо Мотяково, деревня Чагино, 192 десятин в пустоши Вешки), превратил свои земли в майорат (неделимое владение).

После Октябрьской революции судьба усадьбы изменилась. Здесь разместился военный госпиталь. 19 февраля 1916 года в центральном здании дворца в Кузьминках начался пожар, который уничтожил и сам дворец, и бесценную старинную мебель, картины и большую коллекцию гравюр.

В 1918 году решением Совета народных комиссаров усадьбу Кузьминки передали Институту экспериментальной ветеринарии, который был эвакуирован из Петрограда. Институт располагался в усадьбе вплоть до 2001 года. Этот период был для Кузьминок самым печальным. Строения и территория пришли в упадок и запустение. Часть зданий перестроили для нужд института. Уникальный комплект садовой мебели, состоявший из чугунных скамеек и диванов, а также памятники из металла и чугунные въездные ворота продали на слом. На месте сгоревшего дворца построили главный корпус института ветеринарии. Церковь закрыли и перестроили, парк частично вырубили.

В числе других заметных объектов, располагавшихся в прошлом на территории современного района Кузьминки, Военно-химический полигон Красной армии, (впоследствии испытательная станция Центрального военно-технического института НИИ химического машиностроения). Это учреждение располагалось в Кузьминках с 1918 по 1961 год. Некоторое время на полигоне проводились испытания химического оружия, кроме того, здесь располагались захоронения отходов четырёх московских заводов, производивших химическое оружие. В 30-е годы на полигоне проводили исследования на животных, испытывая на них биологическое оружие. Еще в 1937 году были проведены работы по очистке и дегазации территории полигона. Несмотря на то, что в 2001 году МЧС России по заказу правительства Москвы еще раз проверили полигон, и не обнаружили отравляющих веществ, по мнению некоторых специалистов, бывший полигон и сейчас нуждается в проведении мероприятий по дезактивации. В частности, в почве, возможно, находится такое опасное вещество, как мышьяк.

Возвращаясь к истории развития района, можно вспомнить о том, что в 1929 году был образован совхоз Текстильщик. Который в 1936 году переименовали в совхоз им. Максима Горького. Этот совхоз частично располагался на территории нынешнего района Кузьминки. На кузьминских землях занимались овощеводством. В том числе и тепличным.

Приблизительно в это же время перед старой усадьбой в Кузьминках возникла дачная застройка. Теперь усадьбу называли Старыми Кузьминками, а дачный поселок – Ново-Кузьминским поселком.

Первые пятиэтажные дома появились в промежутке между Рязанским проспектом и Старыми Кузьминками в 1957 году. Кузьминки и Черемушки были первыми центрами массового строительства хрущевок в Москве. В 1960 году поселок Кузьминки и лесопарк, прилегающий к нему, вошли в состав Москвы, а в 1966 году была открыта первая станция метро на территории района, которая так и называлась – Кузьминки. Вторая станция метро – Волжская, открылась в 1995 году.

На территории района Кузьминки находятся несколько прудов, а также усадьба Кузьминки. Это одна из самых крупных усадеб Подмосковья, на территории которой расположено более 20 объектов. Несмотря на то, что большинство строений в усадьбе – новодел, первичная планировка архитектурного ансамбля сохранена.

Историческая справка:

1623-1624 г.г. – кузьминские земли описываются как пустошь, где до Великой смуты располагалась Кузьминская мельница
1702 г. – усадьба Мельница перешла к Г.Д. Строганову
1716-1720 гг. - сооружена деревянная церковь Влахернской иконы Божьей матери.
1740-1754 гг. - по разделу с братьями А. Г. Строганов стал единственным хозяином имения
1757-1917 гг. - Кузьминки принадлежали князьям Голицыным
1757 г. - старшая дочь А. Г. Строганова (от второго брака) Анна Александровна Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына
1916 г. – произошел пожар в центральном здании дворца усадьбы Кузьминки
1918-2001 г.г. - в Кузьминках размещался Институт экспериментальной ветеринарии
1918-1961 гг. - в юго-восточной части лесопарка Кузьминки располагался Военно-химический полигон Красной армии
1937 г. – были проведены работы по очистке и дегазации на военно-химическом полигоне в Кузьминках
2001 г. - МЧС России по заказу правительства Москвы проводило поиск металлических предметов в поверхностном слое почвы на территории бывшего химического полигона
1929 г. - был создан совхоз Текстильщики
1936 г. - совхоз переименовали в совхоз Имени Максима Горького
1936 г. - Появление Ново-Кузьминского посёлка
1957 г. - Кузьминки становятся одним из первых центров массового строительства панельных домов-хрущевок
1960 г. - район Кузьминки, вместе с прилегающим лесопарком, вошли в границы Москвы
1966 г. - Открыта станция метро Кузьминки
1995 г. – открыта станция метро Волжская
1995 г. – официальная дата образования района Кузьминки

В 1702 году Петр I пожаловал эти земли Г.Д. Строганову за помощь в оснащении флота и армии. Тогда за имением закрепилось название «Мельница». Но не забывали и об имени Кузьминка. Легенды уверяют, что первым владельцем мельницы был некий Кузьма. Также рядом мог стоять храм Косьмы и Дамиана. Но это лишь версии. А после строительства в 1720 году деревянной церкви в честь Влахернской иконы Божьей матери появилось новое имя села - Влахернское.

В 1757 году Анна Александровна, старшая дочь А.Г. Строганова, вышла замуж за князя Михаила Голицына. В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. Ее супруг устроил в Кузьминках грандиозное строительство, которое шло на протяжении всего XIX века.

Тогда в усадьбе появился каскад из четырех прудов, перестроили главный дом и Конный двор, а на Липовой аллее поставили новые чугунные въездные ворота. Их специально для этого имения отлили на уральских заводах Голицыных. Это была копия Петербургских ворот по проекту Росси - двойная колоннада с аттиком и гербом Голицыных. Эти ворота впоследствии дали название улице Чугунные ворота. А продолжением Липовой аллеи стал мост, украшенный чугунными полульвами-полуорлами. Вообще тогда в Кузьминках появилось много чугунных изделий.

Михаил Голицын уделял большое внимание ландшафтному дизайну.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Кузьминский парк делился на две части. Слева от главной аллеи был регулярный парк: от круглой поляны отходили 12 лучей, украшенных статуями Аполлона, муз, Венеры, Меркурия, Флоры (т.н. «часы»). Правая часть парка имела свободную планировку.

Были в Кузьминках школа и летняя больница на 30 коек, где бесплатно проводили прием и отпускали лекарства. Голицыны содержали больницу до 1869 года, а потом передали ее Земству. Оба этих учреждения размещались в Слободке на Тополевой алее. Там же в 1835-1837 годах по проекту Александра Жилярди, двоюродного брата Доменико Жилярди, построили дом притча. Этот же архитектор в 1836-1838 построил расположенный чуть дальше скотный двор. Сейчас это здание заброшено, а стоявшие рядом с ним фигуры быков увезли к мясокомбинату имени Микояна.

В 1912 году Голицыны продали Кузьминки городу. Здесь хотели устроить очистные сооружения, но 19 февраля 1916 года сгорел усадебный дом. Пожар полыхал почти весь день. Помимо самого дворца пламя уничтожило хранившиеся там драгоценную старинную мебель красного дерева, старинные картины, коллекцию в несколько сотен гравюр. В прессе предположили, что пожар начался из-за неисправности печных дымоходов или из-за небрежности офицеров размещавшегося там госпиталя.

В 1917 году Кузьминки национализировали и передали выведенному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии. В течение последующих десятилетий усадьба пришла в упадок.

Многие здания перестроили под лаборатории, жилые и административные помещения. Чугунные скамейки, уникальный комплект парковой мебели, все металлические памятники и чугунные ворота, украшавшие въезд в Кузьминки, сдали на металлолом. А на месте сгоревшего господского дома работы Р.Р. Казакова и И.В. Еготова построили корпус института ветеринарии, стилизованный под классицизм. Закрыли и перестроили церковь, частично вырубили парк, уничтожили несколько зданий.

Чудом сохранилась чугунная ограда с фигурами львов возле главного дома и Конный двор на левом берегу Верхнего пруда (самого крупного в Кузьминках). Это здание недалеко от плотины построили в 1805 году по проекту И.В. Еготова. А в 1823 Доменико Жилярди перестроил его. В помещениях Конного двора были конюшни, склады для хранения фуража, саней и карет.

В стену, огораживающую двор и выходящую на Верхний пруд, были встроены 2 жилых павильона. Они служили гостиницами. А в центре располагался Музыкальный павильон. Во время праздников там играл оркестр. В 1846 году возле него установили конные скульптуры Клодта - копии стоящих на Аничковом мосту в Петербурге. Их также отлили на заводах Голицыных.

В конце 1930-х дачная застройка перед въездом в Кузьминки превратилась в Ново-Кузьминский поселок. Саму усадьбу стали называть Старые Кузьминки.

В 1997 году образовался природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино», а в 1999 в здании Служительского флигеля на Тополевой аллее открылся Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных Влахернское-Кузьминки». Сегодня экспозиция и выставки размещаются также и на Конном дворе.

Деревянный (для лучшей акустики) Музыкальный павильон сильно пострадал от пожара в 1978 году. Его восстановили, и теперь там проходят концерты. А двухэтажная Померанцевая Оранжерея с восьмигранной башней, Ванный домик и соединенный с главным домом Египетский павильон пока еще ждут реставрации.

8 июля 2008 года, в день святых Петра и Февронии Муромских, в парке Кузьминки напротив Ванного дома поставили скамью Семьи, Любви и Верности. Для ее изготовления использовали старую французскую пушку. Это орудие участвовало в войне 1812 года. Парку ее подарил частный коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. Считается, что если поссорившаяся пара сядет на эту скамью, то они обязательно помирятся.

Говорят, что... ...в Ванном домике Петр I с С.М. Голицыным пили пиво после баньки. А потом император посадил рядом со зданием дуб. Но на самом деле, Петр был в Кузьминках лишь однажды, возвращаясь в 1722 году из Персидского похода - задолго до рождения С.М. Голицына. Об этом напоминает постамент из «дикого» камня, на котором раньше был монумент со словами «На сем месте было жилище императора Петра Великого».
Хотя есть версия, что это и не памятник вовсе, а часовня на месте невинно убитого путника.
...давным-давно один из князей-охотников заблудился и вышел к мельнице Кузьминка. Увидев дочку мельника Наташу, он был поражен ее красотой. Между молодыми завязался страстный роман. Но вскоре князю наскучила влюбленная в него девушка, и он женился на богатой невесте. А обманутая Наташа с горя утопилась рядом с мельницей и превратилась в русалку. С тех пор она является ночью случайным прохожим, заманивая в омут коварных соблазнителей.
...князь Голицын полюбил крестьянскую девушку и хотел на ней жениться. Но отец ее был против. Тогда Голицын поехал с ней кататься по окрестностям, завез в Косинские болота, и оставил в карете погибать.
...Сергей Михайлович Голицын был председателем следственной комиссии, расследовавшей преступление Герцена, Огарева и других. Когда один из подсудимых попросил отложить отъезд в ссылку из-за беременности жены, Голицын ответил: «Я в этом не виноват!» .

Известная также как «усадьба Кузьминки » и «Старые Кузьминки », некогда принадлежала известным российским семействам Строгановых и Голицыных.

Владения располагались по обе стороны от русла речушки Чурилихи, на протяжении которой было устроено несколько прудов, среди которых Нижний и Верхний Кузьминский, Шибаевский, Люблинский и другие.

Происхождение название и начало истории

Первое упоминание о местности находим в летописных документах XVII столетия, а именно при описании периода между 1623 и 1624 годами, где она описана, как «пустошь, что была Кузьминская мельница». В те годы эти земли являлись вотчиной Николо-Угрешской обители, а сама мельница была предана огню еще в Смутное время.

Прошло время и ее восстановили, а в 1680-х появилась и летописная запись, где она значится «мельницей Кузминка».

Интересно, что даже после закрепления земель за Григорием Дмитриевичем Строгановым, владение называлось то «Мельницей», то по обозначению последней - «Кузьминка (Кузьминское)», а уже со временем преобразовалось в привычные нам «Кузьминки».

Вопрос, почему мельницу именовали именно так, до сих пор остается открытым. Гипотез достаточно - от имени предполагаемого владельца мельницы по имени Кузьма и до наименования по возможно стоявшей здесь церквушке во имя Косьмы (Кузьмы) и Дамиана.

История усадьбы при Строгановых

Земли вокруг Мельничного пруда (ныне - Нижний Кузьминский), принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю, были дарены Григорию Дмитриевичу Строганову - промышленнику, финансисту и крупному государственному деятелю - самим императором Петром Первым в 1702 или в 1704 году.

Тогда же к строгановским владениям присоединили и часть земель Симонова монастыря , включавшие в себя ряд пустошей в окрестностях деревеньки Грайвороново.

Вскоре здесь появился и главный дом, который Строганов выстроил из древесины дуба.

К 1720-му году на территории владения отстроили деревянную церквушку, освященную во имя Влахернской иконы Божией Матери , после чего имение в официальных документах начали именовать, как «село Влахернское, Мельница тож».

Почему церковь возвели в честь Влахернской иконы Богоматери?

Еще в 1653-м году самодержец Алексей Михайлович - батюшка императора Петра Великого - получил из Иерусалима два списка с этого образа, являвшегося чудотворным. Один из них он передал в кремлевский Успенский собор, а другой вручил за особые заслуги Дмитрию Григорьевичу Строганову - отцу Григория Дмитриевича (список, принадлежавший Строгановым, сегодня хранится в Третьяковской галерее).

К 1740-му году единственным владельцем усадьбы Влахернское-Кузьминки становится Александр Григорьевич Строганов. При нем речку Чурилиху перегородили плотинами, благодаря чему появился нынешний Верхний Кузьминский пруд.

История усадьбы Кузьминки при Голицыных

К Голицыным усадьба Кузьминки с наделом земли в 518 десятин отошла в качестве приданного Анны Александровны Строгановой, дочери Александра Григорьевича, которая обвенчалась с князем Михаилом Михайловичем Голицыным.

При новом хозяине Влахернское-Кузьминки ждали большие изменения.

Михаил Михайлович особое внимание придавал ландшафтному дизайну, благодаря чему на Чурилихе появился каскад из 4 прудов, сохранившихся до сей поры. Именно благодаря водоемам вокруг образовался своеобразный и неповторимый микроклимат.

Сын хозяина - Сергей Михайлович Голицын, как младший сын, унаследовал полностью эти земли и значительно расширил владения за счет присоединения ближайших поселений, среди которых нынешние Котельниково, Ильинское и Чагино, а также пустошь Вешки, приобретенная у представителя дворянства Е.Д. Фалеева.

Весь XIX век на усадебной территории всегда что-то строилось-перестаивалось. Именно в этот период здесь появились на Липовой аллее парадные въездные ворота - Чугунные. Изготовили их на принадлежащем Голицыным уральском металлургическом заводе.

В гостях у Сергея Михайловича и его супруги Авдотьи Ивановны Голицыной (Измайловой), которую за ее привычку принимать гостей в своем салоне поздними вечерами или ночью прозвали «ночной княгиней» и «княгиней полуночи», часто останавливались царственные особы:

  • Вдовствующая супруга Павла I Мария Федоровна пробыла во Влахернском-Кузьминках с конца июня и до середины июля 1826 года. Специально для нее была выстроена специальная беседка, которая простояла здесь вплоть до революции.
  • В 1830-м и в 1835-м году усадьбу Голицыных посетили уже сыновья императрицы Марии Федоровны - великий князь Михаил Павлович и император Николай Первый, соответственно. В память о приезде царствующих Романовых в имении поставили памятный знак.
  • В июле 1837-го в усадьбу наведался будущий император Александр II, а тогда еще цесаревич Александр Николаевич. Сопровождал его в той поездке поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский. Это был не последний приезд императора. Сюда он вернулся уже в августе 1858-го со своей супругой Марией Александровной.
  • Последним из рода Романовых здесь побывал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной, которые заезжали сюда по пути в Николо-Угрешскую обитель и обратно.

В 1859-м году, после ухода в мир иной Сергея Михайловича Голицына, усадьбу унаследовал его внучатый племянник - полный тёзка. Последний проживал в Кузьминках с семьей все летние дни вплоть до 1883-го года, после чего оставил усадьбу в пользование своей прежней супруге Александре Осиповне и сменил место отдыха на голицынскую усадьбу в Дубровицах (ныне - Подольский район).

В конце XIX столетия во владениях появились так называемые наемные загородные дачи. В разное время в них отдыхали и трудились Федор Михайловича Достоевский (1866 год), который снимал домик в стоящей по соседству усадьбе Люблино, где трудился тогда над своим произведением «Преступление и наказание», и Владимир Ильич Ленин (1894), проживавший в усадьбе Вешки.

В 1912-м Сергей Михайлович Голицын продал владение городу и все семейные ценности с реликвиями перевез в Дубровицы.

После начала I Мировой в главном усадебном доме разместился военный госпиталь.

К сожалению, в один из февральских дней 1916-го он полностью выгорел. Тогда в огне погибла старинная мебель, выполненная из красного дерева, большая коллекция старых художественных полотен, а также бесценные гравюрные работы. Причины назывались разные - от искры из дымоходов до не затушенного окурка, который бросил кто-то из раненных офицеров.

Послереволюционная история усадьбы Влахернское-Кузьминки

Пришедшие к власти большевики экспроприировали усадьбу Влахернское-Кузьминки и закрепили ее за петроградским Институтом экспериментальной ветеринарии, впоследствии реформированным во ВНИИЭВ. Научное заведение оставалось здесь вплоть до начала нашего столетия.

В советский период усадьбе Кузьминки был нанесен значительный и, по большей части, невосполнимый урон.

Большинство строений переоборудовали для размещения лабораторий или под устройство жилья. На переплавку отправили отлитые из чугуна уникальные парковые скамьи для отдыха, памятники и знаки, а также въездные Чугунные ворота. Была закрыта и перестроена Влахернская церковь. Огнем уничтожены практически все деревянные постройки. Частью были вырублены лесные массивы.

На месте главного усадебного дома построили со временем главный корпус НИИ ветеринарии.

Развернувшееся в 1930-х годах дачное строительство на границе усадьбы вскоре привело к образованию Ново-Кузьминского поселка, а сама она вместо «Кузьминок» стала именоваться «Старыми Кузьминками».

В 1978-м полностью выгорело историческое здание Музыкального павильона, входившего в ансамбль Конного двора . Правда, со временем его воссоздали.

В 1997-м году усадьба была преобразована в «Природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино».

В 1999-м в бывшем Служительском флигеле, расположенном на Тополевой аллее, открылся Музей русской усадебной культуры, который находится в ведении «Музея Москвы».

Сегодня бывшая усадьба «Кузминки (Влахернское-Кузьминки)» обладает самым большим среди московских усадеб количеством объектов недвижимости, но, к сожалению, большая часть из них - это своеобразна бутафория.

Доброе утро!

Хотелось бы сделать парочку фоторепортажей о московском парке Кузьминки.
Сегодня первая часть она посвящена архитектурным достопримечательностям парка и его истории.

От себя добавлю, что я во времена школьной учебы жил неподалеку от Кузьминок и бывал там сотни раз. Раньше часто приходилось купаться в Кузьминских прудах и отмечать там какие-либо праздники с друзьями юности.
В Советские времена архитектурные памятники в парке представляли крайне жалкое зрелище, еще подростком часто задавался вопросом, почему власти не могут их отреставрировать.

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.
Первым владельцем имения был Григорий Строганов, земли ему были подарены Петром I.
Был возведен Храм Влахернской иконы Божьей Матери. Затем усадьба перешла во владение к Голицыным. С конца XVIII века большое внимание уделялось благоустройству парка: был построен каскад из четырёх прудов, которые можно увидеть в парке и по сей день.

В Кузьминском парке XIX века — в первую очередь, были построены новые въездные ворота (на Липовой аллее), отлитые из чугуна на заводе самих Голицыных.
Также, конный двор и музыкальный павильон, дом на плотине (мельничный флигель), скотный двор, кухня, оранжерея, флигеля, гроты. В своем имении князь С. М. Голицын и его жена Авдотья Голицына принимали в своем имении представителей дома Романовых, членов знаменитых княжеских и графских семей, поэтов и писателей, героев войны 1812 года.
В XIX веке на территории усадьбы был разбит французский регулярный парк с двенадцатью аллеями-лучами, соединяющимися вместе в центре.

Вид на Верхний Кузьминский пруд


Мельница или мельничный флигель располагается на плотине между Нижним и Верхним прудами. Он служил своеобразным разделителем у водоемов. По преданию именно это сооружение и дало название местности.
Оно считалось самым ранним строением в усадьбе. В давние времена здесь находилась мельница, которая принадлежала некому Кузьме (в других источниках Козьме). В 19 веке она была возведена из камня, затем несколько раз перестраивалась архитекторами И. Еготовым, Д. Жилярди, И. Жеребцовым, А. Воронихиным. Мельница снабжала мукой различных сортов хозяев и местных жителей.


Ограда плотины увешана, традиционными свадебными замочками


Фонарь,замочки и пруд


Дорожка ведущая к Конному двору


Конный двор в Кузьминках - одно из самых значительных строений в усадьбе Голицыных во Влахернском.

Возвели конный двор в Москве в период с 1819 по 1823 годы. Архитектурный проект выполнил известный зодчий Доменико Жилярди.

Ансамбль строений возведен в стиле московского ампира и в плане представляет замкнутое каре. Включает в себя стоящие П-образно, впритык друг к другу, строения со стойлами для лошадей, ангары для хранения фуража и карет, жилые флигели, соединенные по одной из граней каменным забором с Музыкальным павильоном.


Фрагмент Конного двора


Дорожка в парке


Горбатый мостик
Первое упоминание об этом мостике датируется первой третью XIX столетия. Поначалу он был деревянным. Именно таким он изображен в 1828 году на гравюрах известного художника Рауха, некогда гостившего в усадьбе. Через несколько лет знаменитый Д.И. Жилярди по просьбе хозяина начнет преобразование усадьбы. И мост станет кирпичным, с эффектными вставками из белого камня, и простоит долго



Катастрофические разрушения затронули его уже в ХХ веке. А в 1987 году, когда в одно из его оснований въехал КРАЗ, он и вовсе обвалился.
Восстановлен в 2006-2007 гг.


Ванный домик . Первое упоминание о деревянной мыльной, или «флигеле, где находится мыльня», относится к 1765 г. Вероятнее всего, он был построен по проекту И.П. Жеребцова. Название здания говорит о его функциональном назначении - княжеской ванной.


Построенные в середине XIX века новые въездные ворота в усадьбу (на Липовой аллее), специально отлитые на уральских заводах Голицыных и впоследствии давшие название улице Чугунные ворота.


Въездные ворота в усадьбу

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804-08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту С.П. Кампиони. Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX - начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.


При князе Михаиле Голицыне усадьба обновляется, благоустраивается и расширяется. Он уделял много внимания ландшафтному дизайну и в этот период на реке был сооружён каскад из четырёх прудов, сохранившихся до наших дней и придающих особый микроклимат данной местности. Его младший сын князь Сергей Михайлович Голицын (1774—1859) превращает эти земли в майорат, за счет постепенного приобретения многочисленных соседних земель, расположенных южнее и юго-восточнее


У С. М. Голицына и его знаменитой супруги, прозванной «полуночной княгиней», в Кузьминках неоднократно бывали представители дома Романовых:
Императрица Мария Федоровна прожила в Кузьминках с 26 июня по 16 июля 1826 года вместе со своим небольшим двором. Об этом визите до революции напоминала беседка Марии Фёдоровны.
Впоследствии С. М. Голицына в Кузьминках навещали сыновья Марии Федоровны: великий князь Михаил Павлович 27 июля 1830 года и император Николай I в 1835 году. Чтобы увековечить царский визит, Голицыны соорудили памятник.


Усыпальница - Ризница в усадьбе Кузьминки-Влахернское
Одно из самых загадочных сооружений усадьбы. В ходе реставрации 1990-х гг. оказалось, что сооружение разновременное. Его основание - сер 1760-х гг., так же 1790-х гг. (арх. М.Казаков), с позднейшими перестройками 1820-х гг. арх. Д.Джилярди.
Не понятно истинное назначение сооружения - ризница, часовня, усыпальница; подземные ходы к пруду и храму (дренажные или нет); почему на территории Павловской больницы стоит точно такая же постройка.
В 1920-е гг. захоронения у сооружения семейства Голицыных были вскрыты, разорены и сожжены. В настоящее время постройка отреставрирована по проекту архитектора Е.Воронцовой так же далека от первоначального замысла Д.Джилярди. Под куполом сохранилась ярусная каменная декорация.

Влахернская церковь в усадьбе Кузьминки была специально выстроена для семейной реликвии первых владельцев Кузьминок Строгановых - списка с чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, некогда защитившей от вражеского нашествия Константинополь. Список был пожалован Строгановым за верную службу царем Алексеем Михайловичем

Строительство ныне существующего каменного здания в стиле раннего классицизма начал в 1759 г. новый владелец усадьбы князь М. М. Голицын. После различных проволочек строительство было завершено в 1784—87 гг. под руководством Родиона Казакова. Храм был разорён наполеоновскими войсками, вычинен под присмотром Д. Жилярди, заново освящён в 1813 году.
В середине XIX века на колокольне были установлены часы, а в главном храме и его приделах выполнены новые мраморные иконостасы по рисункам М. Д. Быковского.

После закрытия в 1929 году памятник архитектуры был обезображен надстройкой третьего этажа с балконами. Внутри храма поместилось общежитие, потом - контора научного института; в стенах были прорублены новые окна. Колокольня сломана. Отреставрирован в начале 1990-х гг. после передачи в распоряжение Русской православной церкви.


Раньше по Верхнему Кузьминскому пруда плавал кораблик-ресторан.

Cоветую всем побывать в этом замечательном парке, живом оазисе природы среди каменных джунглей.

Cпасибо за просмотр, удачного Вам дня!

Photo by *vadim* / photosight.ru

Усадьба Голицыных Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Начало истории Кузьминок как зарождающегося архитектурно-паркового ансамбля принято датировать 1702 годом, года Пётр I пожаловал здешние земли Григорию Дмитриевичу Строганову, своему любимцу, за верную службу царю и отечеству. Строительство на этих землях началось при сыновьях Григория Дмитриевича - Александре, Николае и Сергее. В 1716 году здесь выросла небольшая деревянная церковь, которую в честь фамильной иконы Строгановых - Влахернской Божьей Матери - освятили как Влахернскую. По ней же получило название и близлежащее село.

Строгановы стали третьей в России семьёй, получившей баронский титул. После смерти Григория Дмитриевича строительством и благоустройством Кузьминок занимался Александр Григорьевич - будущий камергер при дворе Его Величества, получивший подмосковные угодья батюшки при разделе наследства. Именно его стараниями в Кузьминках был создан великолепный каскад прудов - после строительства плотины на реке Чурлиха. Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.

Добираться до усадьбы своим ходом довольно просто. Есть несколько вариантов маршрута: от станции метро «Волжская» или «Кузьминки».

Выйдя со станции «Волжская», Вы увидите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, Вы пройдёте по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей ».

Музей экипажей и автомобилей

К слову, если Вы являетесь поклонником старины вообще и ретро-автомобилей в частности, Вам стоит посетить этот музей. Там вы словно совершаете поездку на машине времени в советский союз: огромное помещение гаражного типа, где узкие полки вплотную уставлены старинными телефонными аппаратами, часовыми механизмами, советскими игрушками и другими интереснейшими вещами, заставляет забыть о ходе времени. В огороженном дворике музея и в самом здании выставлены на всеобщее обозрение несколько десятков автомобилей разных эпох, а в здании разместилась коллекция автомобилей журнала «Авто-Ревю». При входе в музей установлена телефонная будка, которая ну очень напоминает дом Чебурашки.

Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, через 10-15 минут Вы выйдете к самому комплексу усадебных построек. Первым на вашем пути вырастет величественное здание Конного двора , построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823, является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Для того, чтобы оглядеть его полностью, лучше пройти чуть подальше, до моста над плотиной - там перед вами раскинется величественная панорама водной глади пруда, над которой возвышается изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном , который находится в центре всей этой композиции.

Конный двор

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон украшают знаменитые скульптуры П.И.Клодта, повторяющие скульптурные изображения с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Они были выполнены самим Клодтом и отлиты на заводах Голицыных, как и их более знаменитые «собратья».

Скульптуры П.И. Клодта

На сегодняшний день и Музыкальный павильон, и Конный двор функционируют: в выходные и праздничные дни на ступенях павильона проводятся концерты, на территории Конного двора работает конно-спортивная школа.

С другой стороны плотины расположилось изящное строение, которое так и называется - «Дом на плотине », или Мельничный флигель .

Дом на плотине, или Мельничный флигель

Это здание, разделявшее Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 1840-х годах, на цоколе мельницы Козьминки. По преданию, находившаяся здесь ранее мельница (которая, к слову, была одним из древнейших здешних строений) и подарила здешним местам название «Кузьминки», а мельницу в свою очередь нарекли в честь построившего её некогда мельника по имени Козьма. Мельница неоднократно перестраивалась, причём руку к ней приложили в разное время такие именитые зодчие, как А.Воронихин, Д.Жилярди, И.Еготов и И.Жеребцов. Лишь в середине XIX века верхние этажи мельницы, которая исправно снабжала местных жителей различными сортами пшеничной и ржаной муки, было решено снести, а на её цоколе аритектор М.Быковский выстроил Дом на плотине, сохранившийся до наших дней. Это двухэтажное деревянное здание в стиле ренессанс со всех сторон окружено водой, и, несмотря на это, хорошо послужило как владельцам усадьбы, так и советской власти: Голицыны селили здесь приезжавших гостей, до 1976 года дом сдавали в аренду дачникам, а после здесь разместился Музей ветеринарии. В настоящее время флигель полностью восстановлен.

Прежде, чем двинуться дальше через мост, к главному дому усадьбы, немного вернемся назад и заглянем ненадолго в неприметный на первый взгляд уголок - к так называемому Птичнику , или Кузнице . Это здание расположилось неподалеку от Конного двора, по другую сторону улицы Заречье, обнаружить его не так просто - оно притаилось среди деревьев.

Птичник, или Кузница

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В нем, наряду с гусями, утками и индейками, разгуливали лебеди, цесарки, павлины, египетские голуби и другие экзотические пернатые. Первоначально птичник был деревянным, затем в 1805-1806 годах был перестроен в камне по проекту архитектора И.В. Еготова. Компактный центральный домик, в котором, вероятно, жил смотритель птичника, был соединен с двумя симметричными флигелями полукруглыми крыльями-галереями, затянутыми сеткой, в которых летом размещались вольеры для птиц, переносившиеся на холодный период года во флигели. В 1812 году, во время московского пожара, птичник серьезно пострадал от огня, все птицы погибли. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д.И. Жилярди перестроил останки Птичника в Кузницу, которая призвана была обеспечивать подковами и другим инвентарем соседний Конный двор. Ансамбль бывшего Птичника претерпел серьезные изменения: флигели и галереи были разобраны, центральное здание перестроено в двухэтажное (на первом этаже расположилась сама кузница, а верхний этаж был отдан под жилье кузнеца), при этом великолепный купол, украшавший его, был демонтирован, и здание увенчала куда более простая двухскатная крыша. В таком виде Кузница просуществовала до середины XX века. В советское время она использовалась под жилье и была обезображена многочисленными пристройками. В 1970-е годы обветшавшее здание было покинуто жильцами, и, оставшись бесхозным, около 30 лет пустовало, продолжая разрушаться и постепенно превращаясь в руины. Лишь к 2008 году, к 600-летию рода князей Голицыных, ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова и теперь радует наш глаз.

Ну а мы следуем далее, мимо Мельничного флигеля, вглубь усадьбы. Пройдя по мостику, который очень жалуют молодожёны (он сплошь увешан свадебными замочками), мы попадаем к нарядному, пышному Парадному двору . Справа от нас за ажурной решеткой чугунных ворот, охраняемый грифонами, высится Господский дом, Западный и Восточный флигели. От ворот к дому тянется изысканный въездной мост, который украшают фонари-канделябры. Чуть вдалеке располагается Египетский павильон, или Кухня.

Господский дом, панорама, XIX век

Всё это великолепие было спроектировано архитектором И.В.Еготовым в 1804-1808 годах. По плану зодчего, Парадный двор отделялся от остальной усадьбы кирпичной оградой и наполненным водой рвом. На кованой металлической ограде вольготно расположились чугунные «египетские львы» - грифоны, охраняющие въезд в усадьбу, которые выполнены по проекту скульптора Кампиниони.

Несмотря на то, что чугунные ворота выглядят на общем фоне довольно-таки органично, появились они здесь не так давно, в конце XIX - начале XX века, и были призваны оградить княжескую семью от облюбовавших здешние просторы дачников. Парадный двор выстроен по всем канонам того времени: в фонари, освещавшие въездной мост, вставлялись факелы, высокие деревья не насаждались - комплекс зданий должен был хорошо просматриваться, поэтому перед главным домом расцветали лишь низенькие цветочные клумбы и кустарники. Одно жаль: до нашего времени подлинное здание господского дома, к сожалению, не сохранилось. Оно было уничтожено пожаром в 1916 году, а на его месте в 1930-х годах было выстроено новое здание по проекту архитектора Торопова.

Здание Кухни , которое сейчас находится в не самом блестящем состоянии, на самом деле является одним из уникальных памятников стиля ампир в архитектуре. Дело в том, что строгие жанровые рамки ампира здесь разбавляются мотивами древнеегипетского искусства (отсюда второе название Кухни - Египетский павильон ).

Кухня, или Египетский павильон

Немного скошенные стены, сужающиеся окна, портик, украшенный пальмообразными колоннами и головой сфинкса, усиливают ощущение присутствия духа древней цивилизации. В прохладных подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагались сами кухонные помещения, а на втором этаже жили «кухмистры» - княжеские повара. В 1839 году для удобства Кухня была соединена крытой галереей с господским домом.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Влахернской иконы Божьей Матери.

Нынешняя церковь - отнюдь не первая, что стояла на этом месте. Первый деревянный храм здесь был построен в 1716 году еще при Строгановых и освящён в честь их фамильной иконы - Влахернской Божьей Матери. Именно эта церковь и подарила находившемуся здесь селу имя «Влахернское». Этот первый храм простоял недолго - в 1732 году он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм, тоже деревянный и с прежним названием. Но и второй храм недолго радовал владельцев усадьбы - и он погиб от пожара в 1758 году. Ныне существующая церковь - третья по счёту - была построена к 1762 году, а уже к 1785 реконструирована по инициативе М.М.Голицына в классицистических традициях архитектором Р. Казаковым.

Именно здесь в течение долгого времени находилась легендарная икона Влахернской Божьей Матери, с которой связано множество чудесных легенд и преданий. Икона эта датируется VII веком, а в Россию она попала как дар отцу Петра I Алексею Михайловичу в 1653 году. Согласно приложенной к иконе грамоте, она была создана при Влахернском монастыре в Константинополе. Икона эта была почитаема государем: он брал её в военные походы, так как верил, что она поможет одержать победу в бою и убережёт от бед. Влахернская икона выполнена в редкой рельефной технике - воскомастике, а в воск её замешаны мощи христианских святых, что дарило ей поистине чудотворные свойства. По преданию, икона обратила в бегство врагов, напавших на Константинополь в 626 году. Изображение Богоматери Одигитрия, хранящееся в церкви в Кузьминках, является списком с Влахернской иконы, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Однако по семейному преданию Строгановых, а после и Голицыных, царю Алексею Михайловичу привезли не одну, а две иконы, одна из которых с тех пор по праву принадлежит им. Будучи привезённой в Россию, святыня не утратила своей чудодейственности: когда в 1830 году по всей России свирепствовала эпидемия холеры, лишь в одном Влахернском не заболел ни один человек - против тысяч погибавших повсеместно в округе. И во время второй вспышки жуткого заболевания в 1871 году икона уберегла местных жителей от неминуемой смерти. Неудивительно, что Влахернская икона является одной из самых почитаемых на Руси и по сей день: её даже чествуют 2 июля в храме, названном в её честь и остающимся выдающимся памятником истории и культуры.

Прямо напротив церкви располагается Ванный домик , или Мыльная , приобретшая свой современный облик в начале XIX века.

Ванный домик, или Мыльная

Этот павильон принадлежал лично мужу хозяйки усадьбы - М.М.Голицыну. Помимо собственно банных помещений, господин приказал соорудить здесь личные покои: спальня, гардеробная, где хранились принадлежности для охоты, столовая и передняя. Также здесь была специальная комнатка, предварявшая выход в маленький сад. Однако вскоре после смерти князя в 1804 году Мыльная обветшала, и её снесли. На месте старого помещения гениальный Доменико Жилярди в 1816-17 годах выстроил новое здание в стиле ампир, в целом сохранив планировку и функциональные особенности первой постройки.

С течением времени Мыльная сильно пострадала: она неоднократно горела, её разбирали и перестраивали бесчисленное множество раз. Здесь были жилые помещения, совет села Ново-Кузьминское и даже зал игровых автоматов (веха советского прошлого). И только в 2008 году в результате масштабных реставрационных работ здание и фонтан перед ним были восстановлены.

Недалеко от Ванного домика 8 июля 2008 года был установлен необычный памятник - скамья Любви и Верности .

Скамья Любви и Верности

Именно в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских, он же День семьи, любви и верности. Для изготовления памятника использовали французскую пушку, участвовавшую в боях 1812 года, подаренную неизвестным коллекционером. Молодожёны и влюбленные облюбовали этот скромный памятник, который в течение рекордно короткого времени оброс ленточками и замочками с именами счастливых пар.

Вернемся к прудам и осмотрим гроты , которые являются неизменными спутниками каждого ампирного парка. Гроты в Кузьминках, расположенные напротив Музыкального павильона (противоположный берег пруда) - явное тому подтверждение.

Трехарочный и Большой гроты. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Изящные Трёхарочный и Большой (Одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда изящно вписались искусственные «подводные пещеры». Гроты в ампирных парках встречаются довольно часто: яркий тому пример - грот «Руины» в Александровском саду. Температура в гротах всегда на несколько градусов отличается от температуры на открытом пространстве: это помогало гуляющей публике укрыться в тенистой прохладе и отдохнуть от полуденного зноя. В Большом гроте также устраивались любительские театральные постановки. Крепостного театра в Кузьминках не было, поэтому участие в них принимали сами хозяева и их гости. Есть у гротов еще один небольшой секрет. Как уже было сказано выше, Большой грот располагается прямо напротив Музыкального павильона, поэтому звук, долетавший до него во время музыкальных представлений, отражался и резонировал, создавая эффект более объемного звучания.

До 2004 года гроты в Кузьминках находились в весьма плачевном состоянии, и только после масштабной реконструкции эти интересные ландшафтные сооружения получили новую жизнь.

Продолжая прогулку по берегу Верхнего Кузьминского пруда, Вы вскоре придёте к знаменитой Львиной пристани , упоминание о которой впервые встречается в документах в 1762 году. Фотографии этого замечательного сооружения встречаются чуть ли не в каждой работе, посвященной усадебной культуре.

Львиная пристань. Photo by Михаил Гризли / mgreport.narod.ru

Известно, что пристань, как и другие усадебные строения, неоднократно реконструировалась и перестраивалась. Первоначальный вариант строения выглядел так: две закруглённые площадки соединялись с помощью изящно изогнутых лестниц, украшенных белокаменными скульптурами: вазами, изображениями лежащих львов и собак. В 1830 году в ходе одной из реконструкций Д.Жилярди была отстроена заново верхняя площадка пристани, вместо каменной балюстрады появилась кованая металлическая решётка, а вместо гипсовых скульптур - знаменитые египетские львы, отлитые из чугуна. Пережив еще несколько реставраций, в советские годы памятник постепенно пришёл в упадок: в 1945 году пристань лишилась своей главной гордости - львов, которые «переехали» в подмосковные Люберцы. Там они украсили здание горкома ВКП(б), а ветшающая пристань постепенно превратилась в груду тесаных булыжников, при этом сохраняя статус памятника архитектуры аж до 1997 года. И лишь в 2000-х уникальная Круглая пристань была полностью восстановлена по оставшимся свидетельствам и документам.

Спускаясь дальше по берегу пруда, мы неминуемо придём к Померанцевой оранжерее - сооружению, судьба которого пока остаётся неясной. Как и Египетский павильон, Оранжерея представляет собой уникальный памятник архитектуры, который, в отличие от большинства построек на территории усадьбы, пока остаётся в полуразрушенном состоянии.

Померанцевая оранжерея

Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. Архитектурное решение здания снова отсылает нас к зданию Кухни: мотивы египетского и греческого искусства здесь также очень заметны. Оранжерея - единственное здание в усадьбе, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой - пожалуй, таких не найти не только на территории усадьбы, но и в Москве. До 2001 года здесь находился Институт экспериментальной ветеринарии, а с тех пор, как институт покинул здание, оно постепенно ветшает и рассыпается. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который, к слову, очень любит усадьбу Кузьминки, в 2004 году издал постановление о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи, но работы до сих пор не были начаты.

Недалеко от ветшающей оранжереи Храма Влахернской иконы Божьем Матери находится так называемая Слободка - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными. В состав Слободки входили такие здания и объекты, как Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель и Больница. Изначально деревянные здания со временем перестраивались, меняя свой облик: неказистые дома служивых людей и подсобные помещения стало невозможно узнать после вмешательства Доменико Жилярди, по приказу барина кардинально изменившего план и фасады домов в Слободке. Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с другой стороны комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры » , один из филиалов Музея истории Москвы.

Служительский флигель

Здесь Вам расскажут об усадебной жизни и быте, а также об истории дворянских родов Строгановых и Голицыных. Подлинные экспонаты, иллюстрирующие жизнь XVIII-XIX веков, помогут погрузиться в атмосферу дворянского усадебного быта, представить себе образ жизни и мировоззрение людей того времени. В этом интересном музее, функционирующем с 1999 года, Вы можете посетить одну из занимательных интерактивных, костюмированных, тематических экскурсий, возрождающих бытовые традиции повседневности XIX века.

Одно из самых знаменитых зданий этой части усадьбы - Скотный двор , или Молочная ферма .

Скотный двор, или Молочная ферма

Место, где будет располагаться скотный двор, было определено ещё при Строгановых. Но постройки, сохранившиеся до наших дней, датируются 1840-ми годами. Нынешнее здание фермы было построено по проекту архитектора Александра Жилярди - племянника уже неоднократно упоминавшегося Доменико Жилярди.

Молочная ферма представляет собой одноэтажное здание из красного кирпича, в плане образующее букву «П», с двухэтажными флигелями. Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части здания располагались собственно стойла. В середине Скотного двора располагался изящный павильон, отделанный с роскошью; считается, что он предназначался для проживания одного из членов графской семьи. Кажется странным выбор места для постройки персонального павильона; но тем не менее он действительно был слишком богатым и пышным, чтобы находиться во владении служивых людей: паркетные полы, изящные балконы и украшающие двор скульптуры быков, выполненные бароном П.И.Клодтом, явно радовали глаз одной из знатных особ.

Скотный двор с противоположным берегом пруда, где находились Пропилеи и пристань, соединял интересный Плашкоутный мост - мост на понтонах, который мы можем увидеть на картине австрийского художника И.Н.Рауха. Мост устанавливали только на летний период, а на зиму разбирали.

Случилось так, что ферма не так долго выполняла своё прямое предназначение: в 1889 году после реорганизации внутренних помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, которая просуществовала аж до 1978 года. С тех пор, как больница освободила здание Скотного двора, он постепенно ветшает, как и многие другие здания в усадьбе.

После посещения Слободки и Скотного двора, пройдя в сторону церкви по одному из лучей знаменитого французского парка, выполненного по подобию парка в Павловске под Санкт-Петербургом, Вы попадёте к еще двум интересным музеям. Первый из них - Литературный музей К.Г.Паустовского - был открыт в 1975 году, но в Кузьминки переехал лишь в 1987, и с тех пор занимает Дом садовника (его еще называют «Серой дачей »).

Дом садовника, или Серая дача

Коллекция музея насчитывает около 17 000 предметов, иллюстрирующая не только жизнь и литературное творчество Константина Георгиевича, но и о его окружении, времени, в которое он жил: личные вещи писателя, документы и рукописи, живописные работы художников-иллюстраторов, жены и сына писателя, а также разнообразные кино- и фотосвидетельства. Множество интереснейших экспонатов, а также невероятный энтузиазм и преданность сотрудников музея своему делу сделают посещение Литературного музея интересным; возможно, Вы даже всерьёз заинтересуетесь русской литературой.

Как Вы, наверное, уже заметили, усадьба Кузьминки славится не только своим архитектурно-парковым ансамблем, но и разнообразными музеями. По соседству с Литературным музеем Г.К.Паустовского разместился Музей мёда , он же Музейно-образовательный центр пчеловодства .

Музей меда

Пасека в Кузьминках появилась еще при Голицыных - на столе князей всегда был свежий мёд. Музей представляет собой демонстрационную пасеку с 50 демонстрационными ульями, где Вы, облачившись в специальный защитный костюм, сможете изучить весь процесс рождения мёда и почувствовать себя настоящим пчеловодом. В музее детям и их родителям предложат на выбор несколько интересных экскурсионных программ, покажут видеофильм и порадуют детишек весёлыми тематическими играми. Единственное условие - попасть в музей можно только в будние дни и по предварительной записи. Помимо музея пчеловодства, в образовательном центре также функционирует Школа практического пчеловодства и Клуб любителей мёда.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков очень любит пчёл. И, как уже было сказано выше, Кузьминки он тоже очень любит. Поэтому неудивительно, что обиталищем «мэрских» пчёл стал именно Музейно-образовательный центр пчеловодства в Кузьминках. И именно поэтому здесь в 2005 году появился памятник пчеле - одному из самых полезных домашних животных. Памятник составляют три низких колонны, стилизованных под соты, и на центральной из них восседает пчела, которую местные жители ласково окрестили Кузей - в честь усадьбы.

Памятник пчеле Кузе

Если Вы еще не совсем устали, то можно пройти еще немного и попасть в царство зимней сказки - официальную московскую резиденцию Деда Мороза .

Московская резиденция Деда Мороза

Она появилась в Кузьминках в 2004 году, а к 2006 году здесь вырос целый комплекс нарядных зданий: терем Деда Мороза, почта Деда Мороза, сооружены волшебная мельница-чудесница, сказочный колодец, терем Творчества, терем Снегурочки, ледовый каток, Тропа сказок и игровой спортивный городок. Здесь в течение всего года проходят разнообразные мероприятия: игры, праздничные гуляния и экскурсии по теремам здесь не прекращаются после того, как отгремел новогодний салют. Здесь очень приятно находиться как зимой, так и жарким летом: под густой тенью деревьев хорошо прятаться как от снегопада, так и от жаркого солнца. Разумеется, здесь очень понравится детям, которым здесь будет чем заняться. Да что там: поучаствовать в интересных мастер-классах и на минутку перенестись в детство, забыв о возрасте, захочется даже взрослым.

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.