Как испанцы относятся к латиноамериканцам. Бразильцы и латиноамериканцы

Латвия, Литва и Эстония – три, казалось бы, близкородственных прибалтийских страны, говорящих на похожих друг на друга языках. Но, нет! Эстонский язык выделяется из их группы, относясь к представителям финно-угорской языковой семьи. Отчасти схожий с немецким и финским языками, имеющий ряд заимствований из русского, он настолько специфичен и многолик, что единственное, что может спасти от конфуза – активное использование эстонско-русского переводчика.

Поездка за границу, самостоятельное изучение языка или ведение деловой переписки – переводчик с эстонского на русский язык от «сайт» справится с ситуацией любой сложности. Не имеющий ограничений в доступе по времени и статусу в обществе, он способен быстро и качестве произвести машинный перевод с эстонского на русский. Оставьте свою копилку не тронутой или попросту купите себе мороженку – наш сервис помогает в решении языковых проблем совершенно бесплатно! Не нужно никакой регистрации, скачивания доп. программ и прочего! Просто зайдите на наш сайт – введите текст для перевода в форму – подкорректировав отдельные моменты используйте полученный результат по назначению. Успех в общении с иностранным собеседником обеспечен!

4.05/5 (всего:21)

Миссия онлайн переводчика m-translate.com в том, чтобы все языки стали более понятными, способы получения онлайн перевода - простыми и легкими. Чтобы каждый человек мог перевести текст на любой язык за считанные минуты, с любого портативного устройства. Мы будем очень рады "стереть" сложности перевода немецкого, французского, испанского, английского, китайского, арабского и других языков. Станем понимать друг друга лучше!

Быть лучшим мобильным переводчиком для нас означает:
- знать предпочтения наших пользователей и работать для них
- искать совершенство в деталях и постоянно развивать направление онлайн перевода
- использовать финансовую составляющую, как средство, но ни как само цель
- создать «звездную команду», «делая ставку» на таланты

Помимо миссии и видения, есть еще одна важная причина, почему мы этим занимаемся направлением онлайн перевода. Мы называем ее «первопричина» - это наше желание помогать детям, которые стали жертвами войны, тяжело заболели, стали сиротами и не получили должной социальной защиты.
Каждый 2-3 месяца мы выделяем около 10% нашей прибыли на то, чтобы помочь им. Считаем это нашей социальной ответственностью! Всем составом сотрудников едим к ним, покупаем еду, книги, игрушки, все что нужно. Разговариваем, наставляем, заботимся.

Если у Вас есть хоть небольшая возможность помочь - присоединяйтесь! Получите +1 к карме;)


Здесь - можно осуществить перевод (не забудьте указать ваш e-mail, чтобы мы смогли отправить вам фотоотчет). Будьте щедры, ведь на каждом из нас лежит ответственность за происходящее!

Страны: Мексика, Колумбия, Аргентина и другие страны Латинской Америки, Карибы и США.
Официальный статус: Аргентина, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Европейский Союз, Западная Сахара, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Нью-Мексико (США), Панама, Парагвай, Перу, Пуэрто-Рико (США), Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор, Экваториальная Гвинея
Общее число носителей: 385 миллионов (430-450 миллионов, включая людей, для которых испанский является вторым языком).

Для правильной работы сайта и онлайн-переводчиков необходимо включить в вашем браузере поддержку JavaScript .


El sistema olfativo es el sistema sensorial utilizado para la olfatibilidad. Este sistema es con frecuencia considerado, junto con el sistema gustativo.

Испанский или кастильский язык (исп. español o castellano) - иберо-романский язык, зародившийся в средневековом королевстве Кастилия, которое включало в себя современную территорию провинции Бургос и области Ла Риоха и Кантабрия.

Относится к индоевропейской семье языков (романская группа, иберо-романская подгруппа). Письменность на основе латинского алфавита.

Латиноамериканский вариант испанского языка несколько отличается от обычного испанского. На него влияют местные латиноамериканские языки и диалекты. Однако, общий смысл текста может быть понятен в большинстве случаев.

Испанский является родным языком 358 миллионов человек (по оценкам издания World Almanac, 1999). А если также учитывать людей, для которых испанский является вторым языком, эта цифра возрастет, и составит примерно 430-450 млн. Испанский язык наиболее распространен на континенте Южная Америка.

Испанский язык является очень неустойчивым и постоянно изменяющимся. Существует множество диалектов испанского: Пуэрториканский испанский, Венесуэльский испанский, Мурсийский диалект, Мексиканский испанский и другие. А также ряд производных от испанского языков: ладино (сефардский), чабакано (Филиппины), папьаменту (Карибы) и паленкеро.

Испанский алфавит

В испанском языке используется латинский алфавит + дополнительная буква «ñ» ([ɲ]).
Буква Произношение (исп) Произношение (рус)
Aa a a
Bb be бе
Cc ce се
Dd de де
Ee e e
Ff efe эфе
Gg ge xe
Hh ache аче
Ii i и
Jj jota хота
Kk ca ка
Ll ele Эле
Mm eme эме
Nn ene эне
Ññ ene энье
Oo o o
Pp pe пе
Qq cu ку
Rr ere эре
Ss ese эсе
Tt te те
Uu u у
Vv uve уве
Ww uve double уве добле
Xx equis экис
Yy i griega и гриега
Zz ceda седа
До 1994 года ch, ll, и rr считались отдельными буквами.

Ударение в испанских словах падает на последний слог, если слово заканчивается на согласную (кроме n или s). Если слово заканчивается на гласную или на согласные n или s, то ударение падает на предпоследний слог.

Онлайн-переводчики испанского латиноамериканского

Испанско-Английский
Испанско-Болгарский
Испанско-Валлийский
Испанско-Венгерский
Испанско-Голландский
Испанско-Греческий
Испанско-Датский
Испанско-Исландский
Испанско-Испанский
Испанско-Итальянский
Испанско-Латинский
Испанско-Немецкий

Латинская Америка называется латинская?». Ведь по сути это же часть материка Южная Америка, а термин «латинская» создает ассоциации с Европой и Древним Римом. Постараемся ответить на все эти вопросы в данной статье, обратившись к историческим фактам и географии.

История Латинской Америки: колонизация и обращение в новую веру

Страны, которые входят в состав Латинской Америки, были созданы как колонии европейских государств. С XVI века Испания, Португалия, Великобритания, Франция и Нидерланды активно захватывали земли. В середине XIX века образовавшиеся молодые государства попали в финансовую зависимость от США. Некоторые островные страны стали колониями Соединенных штатов.

С начала XIX века начались войны за независимость от колонизаторов. Одними из первых стран, которые обрели свободу, были Венесуэла, Колумбия и Эквадор. Практически без кровопролития обошлась Бразилия – бывшая португальская колония. Широко известна кубинская революция 1959 года. Затем независимость обрели островные государства. Современные границы Латинской Америки установились только в 40-х годах XX в.

Страны Латинской Америки до XX века называли по-разному: «Индоамерика», «Испанская Америка», «Ибоамерика». Большим заблуждением будет думать, что Латинская Америка географически и территориально равна Южной. В её состав входят:

  • Мексика (страна в Северной Америке).
  • Вест-Индия (острова).
  • Материк Южной Америки и его островные государства.
  • Страны, находящиеся на перешейке Центральной Америки.

В этот перечень входят Бразилия, Куба, Гаити, Доминиканская республика, Пуэрто-Рико, Гвиана, Сен-Мартен, Аргентина и другие государства. Таким образом, название «Латинская» объяснить географически не получится. Его происхождение связано с колонизацией этого региона европейцами.

Сам термин «Латинская Америка» закреплен в 30-х гг. XX столетия. Придумал его французский император Наполеон III. Так он решил называть те части континента, территории которых были населены выходцами с Иберийского полуострова и Франции с XV по XVI вв.

Сегодня это неофициальное название группы стран, которое прочно закрепилось в научных и общественных кругах.

Сам тип колонизации этих стран назван «латинским». Завоеватели являлись носителями романских языков, берущих своё начало от латинского. Поэтому большинство жителей этого региона говорят на трех языках, принадлежащих этой группе: испанском, португальском или французском. В этом главное отличие Латинской Америки от Северной, которую осваивали англосаксонцы и насаждали английский язык.

Вторая причина названия «Латинская Америка» следует из первой: насаждение чужого для коренных народов языка проходило одновременно с обращением их в другую религию – католицизм. Не случайно испанские конкистадоры, первый раз высадившись на берег будущей Испании, первым делом отслужили мессу. Службы в католичестве проводятся на латинском языке, возможно, поэтому католиков в России раньше называли «латынянами».

Приобщение народов к христианству было одной из основных задач, поставленных Колумбу королем и королевой. Спустя несколько веков Латинская Америка остается оплотом католической церкви.

Кто такие латиноамериканцы?

Самое интересное, что латиноамериканцы – это не все жители Латинской Америки, как может показаться поначалу. Это люди, говорящие на испанском и португальском языках и проживающие как на территории Латинской Америки, так и в США, Великобритании, Португалии, Италии, Испании, Канаде и других странах. Латиноамериканцы обычно эмигранты. В ряде государств их пренебрежительно называют латиносами. Их число равно 600 миллионам человек, но цифра эта приблизительна.

В термин «Латинская Америка» часто используют для обозначения всех южных стран Америки. В Бразилии так называют испаноязычные страны своего материка. Но точно зная, почему Латинская Америка называется латинская, уже невозможно ошибиться в наименовании группы стран, в которых говорят на языках романской группы.

Мануэль Галич::: История доколумбовых цивилизаций

ГЛАВА I.

«Наши проблемы крайне запутанны и необычны» (Симон Боливар )

Предками нынешних латиноамериканцев в первую очередь следует считать индейцев, поскольку лишь они с незапамятных времен населяли неведомый Старому Свету континент. Кроме того, предшественниками тех, кто живет там сегодня, стали европейцы и даже африканцы. Европейцы прибыли как завоеватели и колонизаторы - в эпоху зарождавшихся тогда капиталистических отношений им требовались все бóльшие богатства. Африканцев же завезли туда как рабов для производства этих богатств - привезли туда, где, как правило, не оставалось уже индейцев, бежавших от притеснений или истреблявшихся захватчиками. Таким образом, в результате смешения этих трех этнических компонентов на протяжении XVI-XVIII вв. и возникли латиноамериканцы.

В те времена господствующее положение в обществе занимало меньшинство, состоявшее исключительно из европейцев и их потомков, рожденных в Америке. Последних называли креолами. Многочисленные метисные варианты европейцев и креолов с индеанками и негритянками оказывались в неравноправном, угнетенном положении. Новые этнические образования получили названия «скрещенные» и «тусклоцветные». Им давались самые насмешливые и презрительные прозвища. В этом «искусстве» особенно преуспели в Новой Испании и Перу, где клички изобретались в зависимости от происхождения (от индейцев, испанцев, негров, метисов , мулатов , самбо ) или же в соответствии с пропорцией составных расовых признаков. Тому сохранилось немало примеров: «морискос», «альбинос», «мавр», «поверни-назад», «самбайго» (от самбо), «вороной» (потомок китайца и индеанки), «прокаженный» (или «красно-черный метис»), «бело-пегий», «койот» (т. е. серо-коричневого цвета), «головешка», «ни то, ни се», «квинтерон», «переквинтерон», «белый человек», «цивилизованный» (т. е. сын европейца и индеанки), «китаец» (любой выходец из Азии). Эта отталкивающая социология вскрывает тем не менее сложную этносоциальную сущность континента, унаследованную от колониализма.

Прозорливый взгляд Боливара глубоко постиг всю сущность нового человека, сформировавшегося в колониях Испании и Португалии. Сама жизнь стала источником его метких социальных и политических оценок. Потому его предупреждение, прозвучавшее с трибуны Ангостурского конгресса 15 февраля 1819 г., имеет непреходящее значение не только для Южной Америки, но и для всего региона, который сегодня называют Латинской Америкой. «Невозможно с точностью указать, к какой семье человеческой мы принадлежим. Большая часть индейского населения уничтожена, европейцы смешались с американцами и африканцами, а последние - с индейцами и европейцами. Рожденные в лоне одной матери, но разные по крови и происхождению, наши отцы - иностранцы, люди с разным цветом кожи». В той же речи, но несколько ранее Освободитель произнес:

«Наши проблемы, таким образом, крайне запутанны и необычны».

В XIX и XX вв. «наши проблемы» стали еще сложнее. Этому немало способствовало прибытие тех, кого следует назвать «новыми европейцами», а также выходцев с Ближнего Востока - арабов, евреев, индийцев, китайцев и японцев. Конечно, их потомки также стали «латиноамериканцами», такими же, как потомки индейцев, «старых европейцев» и негров. Статистика свидетельствует, что европейские иммигранты в Аргентину, Уругвай, на юг Бразилии и юг Чили, прибывшие в середине прошлого века, расселились на огромных территориях. Ни одна из бывших и новых американских колоний не осталась без пополнения. Число испанцев, португальцев, итальянцев, немцев, англичан, французов, евреев и прочих этнических групп постоянно увеличивалось. Эта осуществлявшаяся с 1850 по 1930 г. иммиграция составила 12 млн человек. Особенно много итальянцев поселилось в Рио-де-ла-Плате . Но далеко не все знают о драме, постигшей их и других европейцев на юге Бразилии, где на кофейных плантациях вместо черной рабочей силы стали нещадно эксплуатировать белых рабов.

С самого начала выходцев из Азии постигла та же участь, что и переселившихся в Бразилию итальянцев. Черных рабов часто заменяли китайцы. Так, в 1849-1874 гг. 80 тыс. человек были вывезены в Перу для сбора тростника и добычи гуано на островах Чинча. Для подобных работ китайцев завезли и на Кубу, где многие из них включились в борьбу за независимость. В Мексике все еще хранят память об учиненной в 1911 г. в Торреоне расправе, во время которой погибли 300 китайцев.

Большинство латиноамериканских правительств в свое время приняли дискриминационные законы против китайцев и так называемых сирио-ливанцев. Однако первых судьба пощадила больше, чем вторых. Японцы, со своей стороны, предпочитали селиться в Бразилии и Перу. В этих странах проживает соответственно 190 тыс. и 29 тыс. японцев. В Бразилии даже возник новый тип латиноамериканца - нисей , или японо-бразилец.

Что касается индийцев, то они были завезены в Америку британскими колонизаторами, под гнетом которых томились жители Индии, Антильских островов и Гайаны. Шведский исследователь М. Мёрнер, собравший большой материал по этому вопросу в книге «Смешение рас в истории Латинской Америки», так охарактеризовал этот процесс:

«Ни одна часть света не видела столь гигантского смешения рас, как Латинская Америка и Карибский регион после 1492 г.».

Другими словами, это означает, что сложнейший мир, называемый Латинской Америкой, оказался миром, в котором прямым путем или через посредничество промежуточных носителей смешались все или почти все этносы человечества. Индейское и африканское начала пришли непосредственно от индейцев и африканцев. Латинское же шло опосредованно, через испанцев, португальцев и французов, через римский захват Галлии и Испании. Поэтому в жилах латиноамериканцев есть доля крови кельтов, арабов, готов и галлов. Влияние Востока и Азии проявляется в разных странах по-разному, в зависимости от количества иммигрантов и района их происхождения.

Утверждение Боливара остается верным и поныне. Этнокультурное наследие латиноамериканцев в гораздо меньшей степени можно считать латинским, нежели аборигенным. Кроме того, в этом наследии есть и иные компоненты. Освободитель говорил: «Южная Америка», а Марти - «Наша Америка». Эти слова наиболее полно отражают сложность латиноамериканской действительности, поскольку оба они поистине всеобъемлющи. Когда жители континента говорят о себе: «Мы - латиноамериканцы», они даже не задумываются о точности этого термина, не ощущают до конца скрытого в нем значения.

Известно, что в культуру Северной Америки, включающей Соединенные Штаты и Канаду, не входит составной элемент, который принято называть латиноамериканским. Однако в обеих странах латинское население представлено достаточно полно. Кроме того, граница между двумя Америками не является ни расовой, ни лингвистической, ни религиозной. Ее признаком не может служить и политическое устройство. Не совпадает она и с рубежами, установившимися в процессе столкновений между соперничавшими европейскими колонизаторами и измененными позднее конкистадорами нового типа - янки в Мексике, Пуэрто-Рико, Канаде и США.

Граница эта проходит по контуру, очерченному экономическими различиями, вызванными конкистой и европейской колонизацией. Они-то и определили последующее развитие новых американских обществ. «Северная Америка началась с плуга, а испанская - с охотничьего пса», - заметил Марти. Он сумел удивительно точно и емко охарактеризовать сущность европейского соперничества XVI и XVII вв., в результате которого на севере Америки сформировались британские колонии, а на юге - португало-испанские.

На север прибыл фермер - буржуа и протестант. Это был представитель Европы, уже вступившей на путь капиталистического развития. А на юге объявился авантюрист, вышедший из рыцарских романов и увлеченный бесконечными междоусобными войнами, - характерный представитель Европы, погрязшей в начетничестве и инквизиторских преследованиях. Плуг и охотничий пес - два различных пути колонизации. Они определили исходные точки, от которых и берет свое начало граница между Северной Америкой и Южной.

Отсюда и пропасть между двумя Америками - эксплуататорской и эксплуатируемой, если говорить более определенно. «Континентальное единство» и «западное полушарие», о которых твердят американские политологи, являются не чем иным, как грандиозной нелепостью, изобретенной, повторенной и распространенной около столетия назад североамериканскими империалистами и подхваченной преданными им классами и соответствующими правительствами. А потому, пока еще существуют и те и другие, необходимо снова и снова вспоминать ясные, прозорливые предостережения, сделанные Марти в Валингтоне в тревожные дни первой Панамериканской конференции 1889-1890 гг., о «различии происхождения и интересов между двумя континентальными факторами» и об «отношении между двумя национальностями Америки в ее прошлом и настоящем». Можно до бесконечности цитировать это яркое, пронизанное болью выступление Марти.

Вопрос о границе между двумя Америками, рожденными европейской колонизацией, тесно связан с еще одной важной проблемой - о территориях, которые были или продолжают оставаться англо-франко-голландскими колониями в Карибском море и Гайане. Узкий этнический критерий все больше отдаляет их жителей от латиноамериканцев. Но события и процессы, переживаемые современным миром, и в частности Американским континентом, - от открытой войны до колониализма, неоколониализма, империализма и отсталости, что в конечном счете одно и то же, - обязывают нас вновь задуматься о судьбе народов, населяющих эти территории. Ничто, кроме различного колониального происхождения, не отличает их от жителей остальной Латинской Америки. Действительность нашего мира настоятельно и неизбежно ведет к тесному единению всех, кто борется за освобождение континента от общих бедствий: колониализма, неоколониализма, империализма и отсталости. Для победы в этой нелегкой битве прежде всего необходимо преодолеть порождающуюся различными причинами разобщенность.

В этом и состоят «запутанность и необычайная сложность наших проблем». Народы и культуры, являющие собой наследство и одновременно современное и будущее богатство континента, разнообразны и многочисленны. Нельзя, забыв о ком-то или недооценив кого-то, не исказить или не сфальсифицировать общее для латиноамериканцев «свидетельство о рождении». Благодаря именно этой сложности и многообразию «наши проблемы» невозможно уместить на одной ладони. Их надо пытаться охватить обеими руками, с тем чтобы объять почти всю землю и всю историю человечества. И потому мы предпримем наше путешествие в самое отдаленное прошлое Американского континента. Как говорится в мифе о Кецалькоатле, обратимся к поискам «наших прародителей и предков, которые в древние времена породили людей». Речь идет об индейцах.

Племена Израиля, Атлантида и Семиглавая Гидра

Происхождение предков латиноамериканцев все еще продолжает во многом оставаться загадкой, несмотря на то что за последние десятилетия в этой области наука достигла значительных успехов. Вместе с тем в архив все же сданы наконец нелепые фантазии некоторых хронистов раннеколониального периода. Так, согласно одной из них, континент был заселен евреями - потомками Ноя, или же десятью коленами Израилевыми, исчезнувшими в VIII в. до н. э. после ассирийского завоевания. Согласно другой, первыми переселенцами в Америку стали финикийцы, ханаане или еще какие-то выходцы из Малой Азии. Переселиться на другой континент им позволили, по одной версии, исключительные мореходные способности. Другие полагали, что эти племена были вынуждены бежать под натиском мощного противника - такого, например, как Александр Великий.

Точно таким же, лишенным всякого намека на правдоподобие, является чрезвычайно соблазнительный миф, согласно которому далекие предки латиноамериканцев прошли на территорию современного континента по земле, существовавшей около десяти с половиной тысяч лет назад. Это миф об Атлантиде, услышанный Солоном от неких египетских жрецов. Позже Платон пересказал его в «Тимее» и «Критии». Особое впечатление производит догадка о континенте, расположенном по ту сторону огромного моря, поглотившего некогда Атлантиду. Эта мысль так и не пришла на ум великому Адмиралу , несмотря на то что ему удалось обнаружить земли, упоминавшиеся в мифе. О значимости своего открытия он не догадывался до самой смерти.

Данные геологии позволяют предположить вероятность существования некогда древней сухопутной связи между Европой и Африкой, с одной стороны, и Американским континентом - с другой. Согласно одной из теорий, вполне вероятно существование в очень давние времена большого острова Атлантида, исчезнувшего впоследствии в результате катаклизма. Сторонники другой считают, что речь могла идти о существовании огромного материка, объединявшего земли Европы, Азии и Америки. Гипотеза эта основана на сходстве профилей обоих полушарий, береговые контуры которых идеально совпадают, если мысленно убрать Атлантический океан и совместить американский восток и евро-африканский запад. При помощи карты и ножниц каждый может соединить и развести континенты так, как это в действительности в незапамятные времена проделали мощные силы природы.

Однако ни одна из упомянутых теорий не может служить объяснением происхождения первых обитателей Америки. Ведь как катаклизм, так и «раздвижение» двух миров, называемых Старым и Новым Светом, и образование Атлантического океана могли иметь место лишь самое позднее - насколько позволяет фантазия - в третичный период, закончившийся более миллиона лет назад. Однако в те давние времена на земле существовал еще не человек, а только его предок - рамапите к , которого антропологи определяют как первую человекообразную обезьяну. Она-то и была самым древним предшественником человеческого существа, жившим около 14 млн лет назад. Около 5 млн лет назад появились разные виды высших человеческих приматов, передвигавшихся на двух ногах, - австралопитеки , и только около 1 млн лет назад возник древнейший ископаемый человек, создатель культур раннего палеолита, - питекантроп .

Таким образом, с точки зрения науки о Земле теория о межконтинентальном атлантическом мосте, существовавшем в древнее время, выглядит вполне правдоподобной. Однако предположение о странствиях в тот период людей с одного континента на другой лишено всяких оснований. Таких людей на нашей планете тогда еще не существовало.

Сравнительно недавно возникшая наука, называемая американистикой, в короткое время достигла весьма значительных успехов. Она отвергла не только такие фантастические теории, как библейская версия или Платонов миф, но и гипотезы тех, кто еще недавно считался классиком американистики.

Итак, продолжим обзор научных достижений в сфере изучения происхождения «американского» человека. Естественно, что все предлагаемые построения основаны на данных археологических находок, хронологических исследований, сопоставлений, дедукции и гипотез, доказанных или сформулированных в соответствии с устоявшимися методами исследований и ежегодно уточняющихся датировок. Тем не менее хотелось бы предупредить: каждое новое открытие - а они в американистике происходят чуть ли не ежедневно - заставляет пересматривать существующие оценки, и потому многие из сделанных выводов до поры до времени предпочтительно считать условными. Всякому понятно, что новые исследования нередко уточняют, но иногда и опровергают предыдущие выводы, считавшиеся до поры до времени истинными. Вместе с тем благодаря этому процессу постоянно обогащается сокровищница наших знаний об Американском континенте.

Написавший в XVI в. в Испании свой труд «Декады Нового Света» П. Мартир де Англериа чрезвычайно сокрушался по этому поводу:

«Как у Гидры, у которой вновь отрастают отсеченные головы, так и у меня по окончании одной истории приходят на ум другие. Хотел было закрыть дверь перед мексиканскими проблемами, но прибыл новый посланец, и я вынужден опять ее распахнуть».

Те же проблемы испытываем и мы, работая над нашей книгой, с той лишь разницей, что все происходит еще более резко и стремительно, нежели во времена П. де Англерии. Ведь Гидра постоянно питает себя данными новых методов - таких, например, как радиокарбонный. А это позволяет увеличивать число ее голов не в семь, а в сотни раз!

Метод радиоуглеродной датировки (углерод-14, или С-14) основан на том явлении, что всякий организм - животный или растительный - накапливает в тканях определенное количество радиоактивного угля, который постоянно содержится в земной атмосфере. Когда организм погибает, накопленная радиоактивность начинает уменьшаться путем произвольного самоизлучения постоянной интенсивности: за 5720 лет теряется половина радиоактивности, а за 11 440 лет - 3/4 ее. Таким образом, с достаточной степенью точности можно определить дату прекращения существования живого организма или же древность органических останков.

Французский исследователь П. Риве писал в 1957 г. в работе «Происхождение человека в Америке»:

«Единственным недостатком нового доисторического хронометра является его ограниченность во времени. Чем древнее исследуемый объект, тем меньше в нем содержится радиоактивного угля. Поэтому подсчеты становятся менее точными, особенно учитывая несовершенство нынешней техники. В связи с этим невозможно датировать материалы, древность которых превышает 35 тыс. лет. Можно даже сказать, что начиная уже с 15 тыс. лет установление возраста предполагает большую долю неточности».

Этот метод датировки, разработанный североамериканскими учеными Дж. Р. Арнольдом, Е. К. Андерсоном, У. Ф. Либби, опирается на вспомогательные данные другой системы установления абсолютной хронологии, известной под названием дендрохронологического метода. Он основывается на подсчете годичных колец определенных видов деревьев, таких, например, как секвойя или калифорнийская сосна. Сегодня эти деревья - вернее, кольца на срезах их стволов - позволяют уточнять даты радиоуглеродного метода. При расхождении последних с данными дендрохронологии было доказано, что начиная с 700 г. н. э. метод радиоуглерода может дать ошибку до 70 лет. Вместе с тем он позволяет датировать предметы, возраст которых доходит до 50 тыс. лет. Это один из наглядных примеров того, как перед профессором Риве и североамериканскими учеными возникла одна из голов Гидры, обнаруженной Мартиром де Англерией. Еще одной из ее голов, возможно, покажутся сведения из подготовленной Клакхоном к переизданию книги К. Висслера «Индейцы Соединенных Штатов Америки»:

«Существует еще один метод оценки возраста, основывающийся на учете времени, необходимого для полного расхождения некогда родственных языков. С помощью тщательного и детального исследования можно выявить связи, некогда существовавшие между ныне абсолютно несхожими языками» .

И здесь мы вновь вынуждены обратиться к проблеме происхождения «американского» человека. Рассмотрим состояние этого вопроса, хотя имеющиеся данные постоянно устаревают и каждый раз оттесняются в прошлое более новыми сведениями.

Центр слияния рас и народов

В течение почти полувека - с последней четверти прошлого до первой четверти нынешнего - в центре бурного обсуждения специалистов находились теории автохтонного происхождения населения Америки, имевшие два основных направления: полигенистическое и моногенистическое. Согласно первому, род человеческий мог возникнуть одновременно или же в разные эпохи как на одном, так и на нескольких континентах сразу. В соответствии со вторым человечество зародилось в Америке и оттуда распространилось по всей планете. Отцом и создателем этой теории стал аргентинский ученый Ф. Америно, решивший, что колыбель всего человечества следует искать в аргентинской пампе. Но поскольку современная наука уже опровергла эти гипотезы, мы не будем занимать читателя их подробным изложением и анализом.

Однако, думается, было бы неверно окончательно закрыть эту тему, не сделав предварительно следующего замечания: одним из наиболее веских аргументов против точки зрения сторонников теории автохтонного происхождения «американского» человека является отсутствие крупных антропоидов в архаической фауне континента. Шутники могли бы отвергнуть этот аргумент, представив специфические для Латинской Америки особи крупных антропоидов - пресловутых «горилл» . Правда, с той лишь оговоркой, что принадлежат они не к четвертичному периоду, а к нашему веку и являют собой чрезвычайно опасную и своеобразную фауну, весьма далекую от классификаций эволюционистов.

«Не совсем ясно, однако, как они пересекли море: они пересекли его по этой стороне, как будто бы там и не было моря; они пересекли его по камням, помещенным в ряды на песке. По этой причине в воспоминании они были названы «камнями в ряд», «песок под морской водой» - имена, данные [той местности, где] они (племена) пересекали море; воды разделились, когда они проходили».

Какчикели также сохранили поэтические сказания в известных «Анналах», повествующих о судьбе их главных персонажей - Гагавица и Сактекауха:

«Так сказали: с востока пришли в Тулу (Тулан), с другого берега моря; и пришли в Тулан, чтобы быть зачатыми и рожденными нашими матерями и нашими отцами».

Да и весь проход по Берингии, должно быть, очень походил на мифические странствия какчикелей:

«Затем пришли на берег моря. Там собрались все племена и воины на побережье моря. Когда увидели его, то сжались сердца. Нет способа пересечь его; «Никто никогда не пересекал моря», - сказали между собой все воины из семи племен... И сказали нам предки Гагавиц и Сактекаух:

«Вам говорим мы! За работу, наши братья! Мы пришли не для того, чтобы томиться на берегу и не мочь созерцать нашу родину, которую, как сказали, мы увидим, мы, воины, наши семь племен. Решимся же перейти сейчас же».

Так им сказали, и сразу же все переполнились радостью... Так прошли по пескам, растянувшимся грядами, когда уже раскрылась глубина моря и поверхность моря... Бросились тогда и перешли по песку; те, кто шел в конце, входили в море, когда мы выходили на другом его берегу».

Нечто подобное должно было произойти в действительности. Авангард выходцев из Азии находился уже на Аляске, пока арьергард еще не покинул Чукотку. Наводит на определенные мысли и сходство названий пунктов их выхода и прихода: Уэлен - на старом континенте и Уэйлс - на новом. Они почти соприкасаются друг с другом - совсем как носы столкнувшихся медведя и ягуара. Да и сами полуострова - азиатский и американский - действительно похожи на две противостоящие головы.

Возможно, что именно так, как описывается в «Пополь-Вух», выглядели и далекие предки «американского» человека:

«И одеяниями их были лишь шкуры животных; они не имели хороших тканей, чтобы одеться; шкуры животных были их единственной одеждой. Они были бедны, они не владели ничем, но они были людьми, дивными по своей природе».

«Они не могли больше переносить ни холода, ни града; они дрожали, и их зубы стучали; они совершенно оцепенели и были едва живы; их руки и ноги тряслись; и они не могли ничего держать в них, когда они пришли».

«Но племена не погибли, они пришли, хотя и умирали от холода. Много было града, шел черный дождь, был туман и неописуемый холод...

И они подошли, каждое племя дрожало и ежилось от холода... Велика была опустошенность их сердец, их рты были крепко сжаты, а взоры потуплены».

Из Азии в Америку вместе с человеком, а возможно и спасаясь от него, перебрались также мамонты, большерогие бизоны, саблезубые тигры, лошади, верблюды, волки и прочая живность. Действительно, палеонтологи утверждают, что из 54 известных представителей четвертичной фауны Америки 48 имели азиатское происхождение.

Когда же произошло, точнее, когда началось великое переселение «на другой берег»? Данные современной геологии свидетельствуют, что последний из четырех ледниковых периодов - тот, который европейцы называют вюрмским , а североамериканцы - висконсин ,- продолжался около 60 тыс. лет. За это время уровень моря понижался несколько раз. Впервые это случилось 50-40 тыс. лет назад, когда его уровень опустился на 115 м. Второй раз - 28-10 тыс. лет назад - этот уровень снизился на 120 м. Таким образом, Берингский мост обнажался по крайней мере дважды, и тогда по нему люди могли перебраться «на ту сторону».

Значит, с точки зрения геологии возможность таких миграций вполне обоснованна. Археология и современные методы исследований позволяют нам воссоздать картину того периода, когда все это происходило. Уже в конце 60-х годов у ученых не оставалось сомнений в том, что Американский континент начал заселяться 38-40 тыс. лет назад.

Итак, древние обитатели Америки оказались на Аляске, точнее, в том самом месте, которое один из исследователей окрестил «спортивным полем Университета Аляски». Каким же образом первые переселенцы перемещались на юг? Геологический и логический ответ на этот вопрос состоит в том, что они прошли по своеобразному коридору, который действительно существовал между Аляской и Соединенными Штатами. 25-13 тыс. лет назад он был «закрыт» громадными ледниками, но трижды «открывался», что совпадало с отступлениями ледников, осушавшими Берингский мост.

Если говорить точно, попасть с севера на юг можно было между 50 и 40 тыс. лет назад, между 28 и 25 тыс. лет и, наконец, между 13 и 10 тыс. лет назад. Можно представить себе караваны странников, с трудом преодолевающих ущелья, пробирающихся среди ледяных стен, бредущих в поисках земель с менее суровым климатом, который обеспечил бы им выживание. Иные же, отставшие по той или иной причине, могли оказаться запертыми в ледяной ловушке. Те, кто все-таки выжил, начинали приспосабливаться к суровым условиям - возможно, так основали свои поселения эскимосы и алеуты . Но скорее всего ими стали гораздо более поздние пришельцы.

Передовые отряды миграционных волн продолжали свой трудный путь на юг, поближе к теплым землям экватора, в поисках своей «земли обетованной», где можно было обосноваться навсегда. Странствие оказалось чрезвычайно долгим - оно захватило многие поколения переселенцев. Все это время языки, на которых они говорили, делились на все более многочисленные ветви, значительно различавшиеся между собой. Об этом прекрасно известно тем, кто занимается глоттохронологией . Некоторые авторы пишут о существовании лингвистического сходства между языками населения обоих берегов Берингова пролива. Племена стремились как можно скорее покинуть холодные земли и отправиться навстречу солнцу - туда, где мягкий и теплый климат.

Мифы из хроник гватемальских индейцев сохранили для нас поэтическое изображение, напоминающее только что описанную ситуацию:

«Каждое из племен продолжало бодрствовать, чтобы увидеть звезду, которая есть вестник солнца. Этот знак зари они несли в своих сердцах, когда они шли с востока, и с той же самой надеждой они покидали то место, которое было на большом отсюда расстоянии. Так об этом говорится теперь...

Вскоре мы разбрелись по горам; ушли тогда все, каждое племя своим путем (далее следует долгое перечисление мест, которые трудно определить современной географии). Тогда то были горы и долины, где шли они, ушли и вернулись. Мы не хвалимся, а только лишь напоминаем и никогда не забудем, что в действительности прошли по многочисленным местам, - так в древности говорили наши отцы и предки...

Затем прибыли все [другие] народы: люди из Рабиналя, какчикели, люди из Цикинаха и народ, который теперь носит имя йаки (имеются в виду мексиканцы, древние тольтеки, народ науа, который, присоединившись к южным майя, послужил формированию индейских народов Гватемалы, как поясняет А. Ресинос).

И там изменилась речь народов; их языки стали различными. Они уже не могли ясно понимать то, что слышали друг от друга, после того как прибыли в Тулан. Там же они и разделились: были такие, кто отправился на восток, но большинство пришло сюда».

Глоттохронология является важным подспорьем теорий о расселении первых обитателей Америки и распространения их языков. Они рассеивались по весьма обширному региону, что позволяет нам пытаться реконструировать пути начальных миграций.

В самом сердце Канады расположены территории пяти племен (ирокезские племена сенека, кайюга, онондага, онейда, могаука) североамериканских индейцев. Некогда эти ныне изучаемые кланы-семьи занимали огромный регион, простиравшийся от Айдахо до Мексики и Гватемалы. Вначале эти племена относили к различным группам, но более поздние лингвистические исследования позволили доказать, что все они принадлежат одной семье. Имеющиеся у нас свидетельства позволяют классифицировать порой, казалось бы, сомнительные лингвистические группы, объединяя их под общим названием астеко-таноанских , или, как чаще принято, уто-астекских, уто-науа .

В свое время мы обратимся и к выдающимся, и к скромным представителям этих племен, которые, по меткому определению одного специалиста, делились на «бедных и богатых родственников». К бедным, например, относились шошоны , а к богатым конечно же астеки . Здесь же хотелось бы добавить, что родство между этими племенами было подмечено еще испанским миссионером П. де Рибасом, выдвинувшим в XVII в. весьма оригинальные теории, которые лишь теперь подтвердились лингвистическими исследованиями. Еще раньше, в XVI в., испанский иезуит X. де Акоста писал в своем труде «Естественная и нравственная история Индии»:

«Совсем недавно обнаружена великая земля, называемая Новой Мексикой, где, как рассказывают, есть много народа, говорящего на мексиканском языке».

Таким образом, современная наука и древние мифы взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Нельзя согласиться с мыслью К. Висслера о потере памяти американским индейцем:

«Ему было неведомо все, что относится к собственному прошлому. Поэтому восстанавливать забытую индейскую историю пришлось белому человеку».

Нет, это неверно! Совершенно очевидно, что память индейца отнюдь не была столь плохой.