Как найти «свою стаю», где моя команда, люди близкие по духу? Сильная мать – сильное дитя.

НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ

Иногда у дикой женщины жизнь не задается с самого начала. У многих были родители, которые в детстве не спускали с них глаз и недоумевали: как этот маленький чужак ухитрился проникнуть в нашу семью? Другие родители возводили очи к небу, не обращали на девочку никакого внимания, были с нею жестоки или смотрели глазами ледяными, как сосульки.

Пусть женщины, которым пришлось все это перенести, не унывают. Вы отомстили за себя тем, что, сами того не желая, были для них истинным наказанием, вечной занозой в заднице. И, возможно, даже сегодня вам удается вызвать у них малодушный страх, появившись на пороге. А это не самое слабое и невинное возмездие.

Но теперь уже не стоит уделять столько времени тому, чего они вам не дали; лучше посвятите свое время тому, чтобы найти людей, к которым вы принадлежите. Ведь вполне может быть, что вы принадлежите вовсе не к своей родной семье. Вы можете иметь с ней генетическое сходство, но по темпераменту относиться совсем к другой группе людей. Или же внешне вы можете принадлежать к своей семье, а душа ваша вырывается, мчится по дороге и наслаждается жизнью, поедая духовные сласти где-то в другом месте.

Ханс Кристиан Андерсен написал десятки сказок о детях-сиротах. Он был первым защитником забытых и заброшенных детей; он горячо отстаивал их потребность и право на поиск близких по духу людей. Его сказка «Гадкий утенок» была впервые опубликована в 1845 году. В основу этой сказки положен древний мотив о необычном и гонимом существе – точь-в-точь первая часть истории Первозданной Женщины. История о гадком утенке стала одной из немногочисленных сказок, которые помогли не одному поколению чужаков продержаться, пока они не находили себе подобных.

Я бы назвала ее коренной психологической и духовной историей. Коренная история – та, в которой содержится истина, столь важная для развития человека, что, пока он ее не усвоит, дальнейшее продвижение будет неустойчивым и ему не удастся достичь полного психологического благополучия. Итак, перед вами сказка о гадком утенке, которую я литературно обработала, положив в основу причудливый вариант, впервые услышанный мною на венгерском языке от falusias meselok, деревенских сказительниц, принадлежавших к нашей семье .

Приближалось время жатвы. Старухи делали из кукурузных початков зеленые куклы. Старики латали одеяла. Девушки вышивали белые платья кроваво-красными цветами. Парни пели, собирая в копны золотистое сено. Женщины вязали колючие фуфайки на зиму. Мужчины помогали собирать, вытаскивать, срезать и выкапывать дары полей, садов и огородов. Задули ветры, с каждым днем листва все больше редела. А внизу, у реки, утка-мать сидела в гнезде на яйцах.

Все у нее шло как положено, и наконец яйца, одно за другим, стали шевелиться и подпрыгивать, скорлупа лопалась, и на белый свет появились утята. Осталось одно яйцо, самое большое. Оно лежало в гнезде неподвижно, будто каменное.

Мимо проходила старая утка, и утка-мать показала ей своих новорожденных детей. «Ну разве не милы?» – хвасталась она. Но от взгляда старой утки не укрылось последнее яйцо, и она стала уговаривать утку-мать больше его не насиживать.

– Да это же индюшачье яйцо! – воскликнула старая утка. – Оно неправильное. Сама подумай, индюка ведь в воду не загонишь.

Уж она-то знала: сама пробовала.

Но утка-мать решила: раз уж так долго просидела на яйцах, еще малость не повредит.

– Это меня как раз не беспокоит, – сказала она. – А знаешь ли ты, что этот негодник, отец моих утят, ни разу не явился меня проведать?

Но наконец и большое яйцо начало подпрыгивать и перекатываться. Потом раскололось пополам, и из скорлупы вывалилось крупное нескладное существо. Кожица его была прорезана извилистыми красно-синими прожилками, ноги бледно-лиловые, глаза розовые и прозрачные.

Утка-мать вытянула шею, склонила голову набок и воззрилась на новорожденного.

– До чего же гадкий, – вырвалось у нее. – Может быть, это все-таки индюшонок, – успокаивала она себя.

Но когда гадкий утенок вместе со всем выводком вошел в воду, утка-мать заметила, что плавает он ловко и уверенно.

– Нет, он мое дитя, хотя и выглядит немного странно. Вообще-то, при определенном освещении он выглядит… почти красавцем.

И она повела его знакомиться с другими обитателями птичьего двора, но не успела оглянуться, как другая утка подскочила и клюнула гадкого утенка прямо в шею.

– Стой! – крикнула утка-мать. Но обидчица закрякала:

– Он такой странный и гадкий на вид. Нужно прогнать его отсюда. А царица уток с красной ленточкой на лапке сказала:

– Еще один выводок! Как будто у нас мало ртов. А вот тот, большой и гадкий, – вообще сплошное недоразумение.

– Он не недоразумение, – вступилась за малыша утка-мать. – Он вырастет очень сильным. Просто он слишком долго пробыл в яйце и от этого получился немножко нескладным. Он выправится, вот увидите. – И она поправила гадкому утенку перышки и пригладила вихры.

Зато остальные изводили бедняжку как могли. На него налетали, его клевали, на него шипели и шикали. И чем дальше, тем больше ему доставалось. Он прятался, увертывался, бросался то в одну сторону, то в другую, но спасения не было нигде. Утенок чувствовал себя самым несчастным на свете.

Мир оборотней тайно сосуществуют с современным миром.
Их культура, история, политика всегда развивались рядом, но независимо от человеческой. Ведь у них другие правила.

Например, для оборотней помимо объективного реального мира существует и некое субпространство, в котором большую часть времени живут их вторые ипостаси. Назовём его пока что, скажем, Логовом...
Дело в том, что звериная ипостась каждого оборотня - не внешняя форма, а независимое от него живое существо, родившееся одновременно с ним в Логове. Они неразрывно связаны, и способны по желанию меняться местами - человек оказывается в субпространстве, а зверь - на воле реального мира.
Это взаимовыгодный обмен. Логово - место довольно унылое, если подумать. По нему невозможно двигаться, здесь нельзя ничего видеть или слышать, кроме мыслеобразов, долетающих до зверя от связанного с ним человека. Поэтому все они, звери, рады порезвиться в реальности, поохотиться или пожевать свежей травы, нырнуть в толщу океана или взлететь в небеса... Почувствовать себя живыми.
В то же самое время, человек получает защиту. Он может положиться на зверя в экстремальной ситуации, а сам пережить её в Логове. Здесь абсолютно безопасно, а раны исцеляются гораздо быстрее... В общем, у Логова много таинственных свойств. С ним связан главный феномен в исследованиях оборотней: метки.
Никто не может объяснить, как именно это происходит, но именно в Логове звери обретают свою будущую стаю, оставляя друг на друге невидимые следы. Разумеется, связанными оказываются и люди.
Найти же друг друга они могут лишь в реальности. Отмеченные чувствую друг друга на расстоянии или определяют друг друга при помощи прикосновения.

Стаи бывают разные. Бывают совсем маленькие - из двух человек, бывают настоящие прайды со своей внутренней иерархией. И вовсе необязательно, чтобы они состояли из животных одного вида - группы типа «лебедь, рак и щука» тоже встречаются чуть ли не чаще, чем одновидовые.
Стаи бывают разные. Иногда они охотятся вместе, как настоящие звери, и кроме этой охоты их ничего не связывает. Иногда любят вместе бродить по человеческим городам. Иногда влюбляются, заводят детей, иногда ненавидят друг друга.
Но одно у них остаётся общим. Все звери тоскуют в разлуке со своей стаей, и все люди чувствуют себя иррационально-счастливыми рядом с другими отмеченными.

====
Вот я вам и изложила вкратце сеттинг. Разумеется, не обязательно сохранять всё именно так, всё обсуждаемо. Рейтинг - не выше NC-17, размер любой, джен или гет (и то, и другое можно с элементами других направленностей).
Полиамория является возможным, но не обязательным элементом.

Если говорить о конкретном сюжете, то я оставляю его на волю автора, но могу предложить несколько наводящих вопросов, которые могут навести на мысль:

1) Закрытое учебное заведение оборотней. Чему именно они учатся? Как их адаптируют к человеческому обществу? Может, ученики дразнят стаю, звери которой уже нашли друг друга? У оборотней-студентов (школьников) свои особые традиции, приметы, жесты?

2) Что сами оборотни думают о Логове? Есть ли у них легенды, предания, реальные научные или философские теории на этот счёт?
Один из героев решает исследовать Логово. Будет ли в этом ему или ей помогать зверь? Действительно Логово то, чем кажется, или на самом деле оно гораздо сложнее и интереснее?

3) Что будет, если люди узнают об оборотнях? Захотят ли они сами попасть в Логово и обрести силу? Или, наоборот, решат уничтожить их?

4) Правосудие в мире оборотней. Какой у них закон? Быть может, он строже и жёстче человеческого. Но тогда они осуществляют наказание не отстраненно, а собственными клыками и когтями, чтобы ощутить и разделить боль своего собрата.
Или, наоборот, они держатся друг за друга, потому что их очень мало? Но как тогда они справляются с «антисоциальными элементами»?

Гадкий утенок

Иногда у дикой женщины жизнь не задается с самого начала. У многих были родители, которые в детстве не спускали с них глаз и недоумевали: как этот маленький чужак ухитрился проникнуть в нашу семью? Другие родители возводили очи к небу, не обращали на девочку никакого внимания, были с нею жестоки или смотрели глазами ледяными, как сосульки.

Пусть женщины, которым пришлось все это перенести, не унывают. Вы отомстили за себя тем, что, сами того не желая, были для них истинным наказанием, вечной занозой в заднице. И, возможно, даже сегодня вам удается вызвать у них малодушный страх, появившись на пороге. А это не самое слабое и невинное возмездие.

Но теперь уже не стоит уделять столько времени тому, чего они вам не дали; лучше посвятите свое время тому, чтобы найти людей, к которым вы принадлежите. Ведь вполне может быть, что вы принадлежите вовсе не к своей родной семье. Вы можете иметь с ней генетическое сходство, но по темпераменту относиться совсем к другой группе людей. Или же внешне вы можете принадлежать к своей семье, а душа ваша вырывается, мчится по дороге и наслаждается жизнью, поедая духовные сласти где-то в другом месте.

Ханс Кристиан Андерсен написал десятки сказок о детях-сиротах. Он был первым защитником забытых и заброшенных детей; он горячо отстаивал их потребность и право на поиск близких по духу людей. Его сказка "Гадкий утенок" была впервые опубликована в 1845 году. В основу этой сказки положен древний мотив о необычном и гонимом существе – точь-в-точь первая часть истории Первозданной Женщины. История о гадком утенке стала одной из немногочисленных сказок, которые помогли не одному поколению чужаков продержаться, пока они не находили себе подобных.

Я бы назвала ее коренной психологической и духовной историей. Коренная история – та, в которой содержится истина, столь важная для развития человека, что, пока он ее не усвоит, дальнейшее продвижение будет неустойчивым и ему не удастся достичь полного психологического благополучия. Итак, перед вами сказка о гадком утенке, которую я литературно обработала, положив в основу причудливый вариант, впервые услышанный мною на венгерском языке от falusias meselok, деревенских сказительниц, принадлежавших к нашей семье .

ГАДКИЙ УТЕНОК

Приближалось время жатвы. Старухи делали из кукурузных початков зеленые куклы. Старики латали одеяла. Девушки вышивали белые платья кроваво-красными цветами. Парни пели, собирая в копны золотистое сено. Женщины вязали колючие фуфайки на зиму. Мужчины помогали собирать, вытаскивать, срезать и выкапывать дары полей, садов и огородов. Задули ветры, с каждым днем листва все больше редела. А внизу, у реки, утка-мать сидела в гнезде на яйцах.



Все у нее шло как положено, и наконец яйца, одно за другим, стали шевелиться и подпрыгивать, скорлупа лопалась, и на белый свет появились утята. Осталось одно яйцо, самое большое. Оно лежало в гнезде неподвижно, будто каменное.

Мимо проходила старая утка, и утка-мать показала ей своих новорожденных детей. "Ну разве не милы?" – хвасталась она. Но от взгляда старой утки не укрылось последнее яйцо, и она стала уговаривать утку-мать больше его не насиживать.

– Да это же индюшачье яйцо! – воскликнула старая утка. – Оно неправильное. Сама подумай, индюка ведь в воду не загонишь.

Уж она-то знала: сама пробовала.

Но утка-мать решила: раз уж так долго просидела на яйцах, еще малость не повредит.

– Это меня как раз не беспокоит, – сказала она. – А знаешь ли ты, что этот негодник, отец моих утят, ни разу не явился меня проведать?

Но наконец и большое яйцо начало подпрыгивать и перекатываться. Потом раскололось пополам, и из скорлупы вывалилось крупное нескладное существо. Кожица его была прорезана извилистыми красно-синими прожилками, ноги бледно-лиловые, глаза розовые и прозрачные.

Утка-мать вытянула шею, склонила голову набок и воззрилась на новорожденного.

– До чего же гадкий, – вырвалось у нее. – Может быть, это все-таки индюшонок, – успокаивала она себя.

Но когда гадкий утенок вместе со всем выводком вошел в воду, утка-мать заметила, что плавает он ловко и уверенно.

– Нет, он мое дитя, хотя и выглядит немного странно. Вообще-то, при определенном освещении он выглядит… почти красавцем.

И она повела его знакомиться с другими обитателями птичьего двора, но не успела оглянуться, как другая утка подскочила и клюнула гадкого утенка прямо в шею.



– Стой! – крикнула утка-мать. Но обидчица закрякала:

– Он такой странный и гадкий на вид. Нужно прогнать его отсюда. А царица уток с красной ленточкой на лапке сказала:

– Еще один выводок! Как будто у нас мало ртов. А вот тот, большой и гадкий, – вообще сплошное недоразумение.

– Он не недоразумение, – вступилась за малыша утка-мать. – Он вырастет очень сильным. Просто он слишком долго пробыл в яйце и от этого получился немножко нескладным. Он выправится, вот увидите. – И она поправила гадкому утенку перышки и пригладила вихры.

Зато остальные изводили бедняжку как могли. На него налетали, его клевали, на него шипели и шикали. И чем дальше, тем больше ему доставалось. Он прятался, увертывался, бросался то в одну сторону, то в другую, но спасения не было нигде. Утенок чувствовал себя самым несчастным на свете.

Сначала мать защищала его, но постепенно даже ей все это надоело, и она в сердцах воскликнула:

– Чтоб я тебя больше не видела!

И тогда гадкий утенок убежал. Почти все перья у него были выщипаны, так что вид он имел крайне неприглядный. Он бежал и бежал, пока не добрался до болота. Там он лег у воды, вытянув шею, и время от времени понемножку пил воду.

Из камышей за ним наблюдали два гусака. Они были молоды и самоуверенны.

– Эй ты, уродец, – загоготали они, – хочешь с нами в соседнюю деревню? Там целая стая молодых незамужних гусынь – есть из чего выбрать!

Вдруг прогремели выстрелы – гусаки шлепнулись в болото, и вода окрасилась кровью. Чтобы спрятаться, гадкий утенок нырнул в заросли; а вокруг гремели выстрелы, клубился дым, лаяли собаки.

Наконец на болоте стало тихо, и тогда утенок бросился куда глаза глядят: то бежал, то летел. К ночи он добрался до маленькой хижины. Дверь держалась на ниточке, а в стенах было больше трещин, чем глины. Там жила оборванная старуха, а с ней – лохматый кот и косоглазая курица. Кот платил за ночлег тем, что ловил мышей, а курица – тем, что несла яйца.

Старуха обрадовалась, что к ней забрел утенок. "Может, тоже будет нести яйца, – подумала она, – а не будет, зарежу и съем".

Так вышло, что утенок остался, но ему не давали покоя кот с курицей, которые все время спрашивали: "Какой от тебя прок, если ты и яиц не несешь, и мышей не ловишь?"

– Больше всего я люблю находиться "под", – вздыхал утенок, – под просторным синим небом или под прохладной синей водой.

Кот не мог взять в толк, что можно делать под водой, и бранил утенка за глупые бредни. Курица не могла взять в толк, как можно мочить перья, и тоже насмехалась над утенком. Скоро бедняжке стало ясно, что поладить с ними не удастся, и он отправился искать счастья в другом месте.

Он набрел на пруд и стал плавать в нем. Холодало. Над головой пролетела стая птиц, одна прекраснее другой. Они что-то кричали ему, и от их криков сердце его билось и разрывалось. Он кричал им в ответ, и из груди у него вырывались новые, неслыханные звуки. Еще никогда ему не приходилось видеть такие красивые создания, и никогда он не чувствовал себя таким одиноким.

Он все следил за ними, пока они не скрылись из вида, а потом нырнул на дно пруда и, дрожа, свернулся там в комочек. Он был сам не свой: в нем проснулась отчаянная любовь к этим большим белым птицам – любовь, которой он не мог понять.

Холодный ветер с каждым днем становился все сильнее, а вслед за морозом пришел и снег. Старики разбивали лед в ведрах с молоком, а старухи пряли дотемна. Матери кормили детей при свечах, а мужчины в полночь искали овец под белым небом. Парни по пояс в снегу ходили доить коров, а девушкам в пламени очага чудились лица красивых юношей. А утенку, оставшемуся зимовать в пруду, приходилось плавать по кругу все быстрей и быстрей, чтобы сохранить полынью во льду.

Однажды утром утенок проснулся и обнаружил, что вмерз в лед, – и тогда он почувствовал, что пришла его смерть. Прилетели две дикие утки и сели на лед.

– Вот урод, – закрякали они. – Как жаль, какая печаль! Ничем не можем помочь, полетели прочь!

К счастью, появился крестьянин и, разбив посохом лед, освободил утенка. Он поднял его, сунул за пазуху и отнес домой. Детишки захотели потрогать утенка, но он от страха взлетел под потолок, так что клочья пыли упали в масло. Оттуда он угодил в подойник с молоком, а выбравшись из него, мокрый и перепуганный до смерти, попал в бочонок с мукой. Хозяйская жена гонялась за ним с метлой, а дети надрывались от хохота.

Утенок выполз через кошачий лаз и, оказавшись на свободе, упал в снег полумертвый. Потом поковылял прочь и тащился, пока не наткнулся на другой пруд. Так и пошло: пруд – дом, новый пруд – новый дом, новый пруд – новый дом… Так он провел всю зиму – между жизнью и смертью.

И вот опять нежно повеяло весной. Старухи принялись перетряхивать перины, а старики сняли теплое белье. По ночам рождались дети, пока их отцы меряли шагами двор под звездным небом. Днем девушки втыкали в волосы нарциссы, а парни засматривались на их ножки. Вода в ближнем пруду становилась все теплее, и утенок, который там плавал, расправил крылья. И какие же это оказались большие и сильные крылья! Они подняли его над землей. Сверху он увидел сады в белых платьях, увидел, как крестьяне пашут, а юная живность вылупляется, ковыляет, жужжит и плавает. На пруд опустились три лебедя – те самые красивые птицы, которых он видел осенью, от чьих голосов у него защемило сердце. И его неудержимо потянуло к ним.

"А что, если они только сделают вид, что ко мне благосклонны, а когда я к ним приближусь, со смехом улетят?" – думал утенок. Но все же спланировал вниз и приземлился на пруд, стараясь унять колотящееся сердце.

Увидев утенка, лебеди поплыли к нему. "Вот и пришел мой конец, – подумал утенок, – но, если мне суждено умереть, то пусть меня убьют эти прекрасные создания, а не охотники, крестьянские жены или долгие зимы". И он склонил голову, ожидая ударов.

И тут – о диво! – он увидел свое отражение в воде: то был лебедь в белоснежном оперении с темными глазами и всем прочим, что положено лебедю. Сначала гадкий утенок не узнал себя в этом отражении: ведь оно как две капли воды походило на прекрасных незнакомцев, которыми он любовался издали.

А теперь оказалось, что он один из них! Его яйцо случайно закатилось в утиное гнездо. Он – лебедь, благородный лебедь! И вот в первый раз сородичи приблизились к нему и с любовью и нежностью коснулись его кончиками крыльев. Они гладили его клювами и плавали вокруг него в знак привета.

Дети, прибежавшие кормить лебедей хлебными крошками, закричали: "Новый, новый!" И, как все дети на земле, побежали всем рассказывать. К пруду пришли старухи, расплетая длинные седые волосы. Парни зачерпывали пригоршнями воду и плескали на девушек, а те краснели, как маков цвет. Мужчины отложили дойку, чтобы просто подышать воздухом. Женщины отложили штопку, чтобы просто посмеяться с мужьями. А старики рассказывали сказки о том, что война слишком длинна, а жизнь слишком коротка.

А потом все они, друг за другом – парни и девушки, старики и старухи, мужья и жены, дети и лебеди, – кружась в танце, исчезли, потому что все проходит: и жизнь, и любовь, и время… Остались только мы с вами да весна. А внизу, на реке, другая утка-мать принялась насиживать яйца.

Проблема изгнанника стара, как мир. Теме изгоя посвящены многие сказки и мифы. В таких сказках главный герой становится игрушкой неподвластных ему событий, и обычно виной тому бывает чей-то недосмотр. В "Спящей красавице" тринадцатую фею по оплошности забыли пригласить на крестины, а результатом становится наложенное на ребенка заклятие, которое так или иначе, но весьма действенно изгоняет всех его близких, одного за другим. Иногда изгнание – дело рук злых сил. Пример – мачеха, прогоняющая падчерицу в темный лес, как в "Василисе Премудрой".

Бывает, что изгнание происходит в результате невинной ошибки. Греческий бог Гефест в споре с Зевсом принял сторону Геры, своей матери, супруги Зевса. Тот рассвирепел и сбросил Гефеста с горы Олимп, изгнав и искалечив его.

Иногда изгнание становится результатом сделки, смысл которой не был понят, как в сказке про человека, который согласился пробыть несколько лет животным, чтобы получить золото, а потом обнаружил, что продал душу дьяволу в человеческом обличье.

Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя.

Главный смысл, который интересует нас, заключен в следующем: сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой. И слава Богу. Выносливость – одна из самых сильных сторон Дикой Женщины.

А вот еще один важный урок этой сказки: когда особый вид человеческой душевности – его инстинктивная и духовная суть – встречает душевное признание и принятие, человек как никогда ощущает жизнь и энергию. Обретя свою душевную семью, человек обретает жизненную силу и чувство принадлежности.

Когда мне было 11 лет, я увлекалась двумя вещами: чтением рассказов Бунина и написанием собственных. Очень хорошо помню один вечер. Я написала абзац какого-то рассказа - что-то про снег, деревенскую печь и «смеркалось» - и моему детскому мозгу на секундочку показалось, что я превзошла Бунина. Дети часто не отличают фантазии от реальности, вы же знаете.

Короче, дрожащими ручками я взяла листок со своей писаниной, вложила его в книгу «Темные аллеи» и подошла к папе - человеку, который знал наизусть «Евгения Онегина», поглощал книги вместо еды и отлично писал.

Короче, мне очень захотелось процитировать пару своих абзацев, выдав их за творчество Ивана Алексеевича. Я, заикаясь от волнения, начала читать.

Скорее всего, папа распознал мой обман с первой строчки: во-первых, из книги нелепо торчал рукописный листок, во-вторых, текст был сбивчивый и полный штампов. Но папа продолжал внимательно слушать. Я закончила читать и медленно подняла на него глаза. Помню, как внутри все горело: как будто в этот момент решалась моя судьба. Я ждала вердикта.

Папа пару секунд пристально смотрел на меня, потом провел рукой по усам, и с придыханием произнес: «Это гениально».

После этих слов внутри меня произошел Большой Взрыв, и зародилась маленькая писательская Вселенная. Я тотально поверила в себя: папа же не может обманывать, ведь так?

…Прошло уже много лет. Папы уже давно нет, но только сейчас я понимаю, насколько мудрым было его решение: не пытаться выяснить, где и почему я вру, а поддержать самыми высокими словами. Этот случай во многом предопределил жизнь.

Окружение, состоящее из победителей

У меня есть твердое убеждение, что гениальности, талантов, способностей и даже задатков не существует самих по себе. Они создаются двумя вещами: практикой и окружением.

Окружение - это пища для нашего сердца и мозгов. Если мы поглощаем каждый день фаст-фуд, то наше тело становится толстым, больным и неуклюжим. С окружение то же самое: если мы каждый день «поглощаем» не тех людей, то это делает нас нереализованными, неуспешными и злыми. Общение с одними - это инвестиции в свое развитие, с другими - инвестиции в деградацию.

Многие люди, которые мне пишут, жалуются, что они не уверены в себе. Естественно, это так! У Барбары Шер в книге «Мечтать не вредно» есть отличная цитата: «Среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей».

Внимание, вопрос: а ваше окружение в детстве состояло из победителей? Вы видели, как побеждают ваши близкие? Вот пять вопросов от Барбары, которые помогут вам четко понять, почему вы не верите в себя:

  1. В детстве к вам относились так, будто у вас есть уникальный дар, заслуживающий любви и уважения?
  2. Вам говорили, что вы можете делать все что хотите и быть кем хотите - все равно вас будут любить и восхищаться вами?
  3. Вам оказывали помощь, ободряли в поисках интересного для вас занятия? Помогали понять, как это делать?
  4. Поддерживали ли в вас стремление следовать всем вашим способностям и интересам, даже если они менялись каждый день?
  5. Вам разрешали жаловаться, когда становилось тяжело, сочувствовали, а не уговаривали все бросить?
  6. Выручали ли вас, когда вы не могли с чем-то справиться - и без упреков?
  7. В вашем окружении были победители, которые радовались вашим успехам?

Сколько ответов «Да» у вас получилось? Наверное, немного. Хотя сейчас это неважно. Вам уже не 5, и не 10 лет. Теперь вы можете сами выбирать себе окружение победителей. Как это сделать? Об этом - ниже. А пока рассказ об одном исследовании.

Вера создает реальность

Представьте, что было бы с вами, если бы в вас верили? Хочу рассказать вам об одном эпохальном исследовании, но вот в каком ключе. Как вы думаете, насколько сильно вера других людей в нас влияет на наши успехи?

Итак, в 1960 году психолог Роберт Розенталь и директор школы Ленор Джекобсон провели одно исследование, ставшее классическим и позже повторявшееся много раз. Ученикам начальной школы дали стандартный тест IQ. Ребята прошли тест, а позже учителям озвучили их результаты. Причем, преподавателям «соврали» по двум аспектам.

Во-первых, им сказали, что тест не был обычным тестом на уровень IQ, а якобы был направлен на выявление тех учеников, которые должны совершить «интеллектуальный прорыв» в наступающем году.

Во-вторых, учителям выдали список тех, кто якобы прошел тест особенно хорошо. Скажем так, список потенциальных гениев. На самом же деле Потенциальные Гении были выбраны случайным образом. Что же было потом?

В конце года те ученики, которых считали особо одаренными, стали на самом деле учиться значительно лучше. Их достижения выросли значительно сильнее во всех областях по сравнению с остальными.

Это исследование позже проводилось неоднократно по всему миру, и каждый раз результат был одинаковый: те дети, в которых особенно верили учителя, становились намного сильнее и умнее. Причем, его проводили и в других областях: например, в бизнесе и военных исследованиях. Вывод один: ожидания других очень сильно влияют на наши результаты. Их вера становится самосбывающимся пророчеством.

Можно сказать даже так: «Мы становимся тем, что от нас ожидают другие». Подумайте хорошенько над тем.

Упражнение «Моя стая»

Я абсолютно с этим согласна! Самое главное - это найти свою стаю, или Идеальное Окружение. Вам нужно найти хотя бы одного человека, близкого по духу.

Ответьте на вопросы:

  • В каком окружении я бы мог максимально проявить себя?
  • Кто эти люди? Чем они занимаются?
  • К чему они стремятся? О чем мечтают? О чем говорят?
  • Какими качествами они обладают? Какие у них ценности?
  • Как они реагируют на проблемы? Как выглядят?
  • Где они обычно проводят время?
  • Как я чувствую себя рядом с ними?

Создайте в голове образ и идите в те места, где собираются такие люди. Сделайте всё, чтобы они приняли вас к себе. Предложите им что-то, чем вы можете быть им полезны.

Заведите себе Хвалителя

Во многих книгах по творчеству есть забавный совет: завести себе Хвалителя. Когда человек еще не очень устойчив в своем творчестве, его нельзя ругать. Его нужно поддерживать!

Так что, если вы только встали на эту дорожку, найдите человека, у которого будет особая обязанность: независимо от того, какой у вас результат, он должен вас хвалить изо всех сил.

Хвалитель должен работать без выходных и как минимум пару месяцев. Как только ваша вера в себя укрепится, можно заводить и Ругателя 🙂

Ну и напоследок. Отличное высказывание от писателя Рэя Брэдберри, который однажды сказал: «Кто ваши друзья? Они в вас верят? Или сдерживают ваш рост насмешками и неверием? Если ответ на последний вопрос „Да“, значит, у вас нет друзей. Заведите себе настоящих».

О том, по каким трем критериям я выбираю окружение, я .

А в следующем посте поговорим о том, какие бывают менторы, как найти наставника и использовать силу своей «стаи». upd: Следующий .

upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней - еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой - новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.