Картотека на тему: Занимательная игротека. Занимательная математика

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Надо ли тренировать внимание – звучит, как «надо ли чистить зубы по утрам?». Ответ сомнению не подлежит. Сегодня поговорим про задания на развитие внимания. Выполняя эти упражнения каждый день, вы уже спустя 2 недели будете наслаждаться результатами.

В предыдущих статьях мы подробно разобрали, как провести , а также подробно остановились на каждой возрастной категории:

;
;
;
.
В этой статье мне хотелось бы подвести итоги и познакомить вас с универсальными упражнениями для тренировки внимания, которые одинаково интересно будет выполнять и взрослым, и детям.

Внимание присутствует там, куда обращено сознание. Степень концентрации зависит от способностей и волевых усилий.
Следующие рекомендации призваны помочь вам в процессе работы над собой и своим вниманием.

  1. Чаще разгадывайте головоломки: ребусы, шарады, кроссворды, судоку. Постоянная нагрузка на мозг способствует развитию внимательности;
  2. Занимайтесь спортом, играйте в подвижные игры: теннис, бадминтон, волейбол. Ходите пешком на дальние расстояния. Двигаясь, мы заставляем свой мозг работать. Улучшаются все мыслительные процессы, в том числе и внимание;
  3. Не стремитесь делать два дела одновременно, занимайтесь чем-то одним;
  4. Читая книгу, включайте воображение, представляйте перед своим внутренним взором каждого литературного героя: как он одет, что сказал, с какой интонацией;
  5. Выделите время под занятия на развитие внимания: занимайтесь хотя бы по 10 минут, но каждый день.

Упражнения

Упражнения, приведенные ниже, располагаются в порядке возрастания сложности, хотя это разделение условно. Дошкольникам рекомендуется брать задания из первой половины списка, взрослые могут выбрать ближе к концу.

Приступаем.

  • Колокольчик Ребенок берет в руки колокольчик, подвешенный на ленточке, и по просьбе взрослого пытается выполнить движения: приседания, наклоны, прыжки. Нужно все сделать так, чтобы колокольчик не зазвенел.
  • Гляделки Взрослый и ребенок садятся друг напротив друга и смотрят в глаза. Моргать можно. Проигрывает тот, кто первый отвел взгляд.
  • Скульптор. Это задание улучшает тактильное восприятие. Завяжите ребенку глаза шарфом и попросите слепить что-нибудь из пластилина. Пусть сначала это будет совсем простой элемент – шарик, колбаска. Постепенно фигуры можно усложнять, лепить целые скульптуры.

  • Заметь все. Положить на стол 8 предметов в один ряд. Пусть ребенок посмотрит на них 5-10 секунд, затем закрыть предметы непрозрачной накидкой. Ребенок вспоминает и говорит, что лежало на столе. Теперь снова открываем накидку на 10 секунд, закрываем и просим ребенка рассказать, в каком порядке находились предметы, какого цвета был каждый из них. Меняем 2 или 3 предмета местами. Открываем накидку, ребенок смотрит 5-10 секунд. Закрываем. Ребенок должен по памяти сказать, что изменилось.
  • Корректурная проба. Берем любой текст на 8-10 строчек. Нужно в тексте зачеркнуть одну букву (допустим «а»), обвести в кружок другую («о») и поместить в квадратик третью(«к»). На все задание 1,5 минуты.
  • Повторяй за мной. Этотметод способствует повышению объема внимания и памяти.
    Выкладываем на столе композицию из 6-8 спичек, закрываем. Ребенок должен в течение 10 секунд посмотреть на спички, запомнить, как они лежат, затем выложить из своих спичек такую же конструкцию. Постепенно задание усложняется, вводится все большее количество спичек, доводя до 15.
  • Обратный отсчет. Попросите ребенка во время прогулки на улице посчитать предметы, например, машины, используя счет по убывающей: 20, 19, 18 и т.д. Если собьется, пусть начинает сначала. При совершенствовании исполнения задания можно усложнять задачу: считать от 30, 50 и даже от 100.
  • Индеец. Предложите ребенку поиграть в «индейцев». Нужно замереть на месте и прислушаться. Кто больше звуков и шумов услышит? Звуки надо не просто уловить, а сказать, от чего они возникли. Побеждает тот, кто больше услышит.

  • Читай и слушай. Задание, развивающее умение распределять внимание между разными видами деятельности.
    Включите запись интересной сказки. Во время прослушивания пусть ребенок читает какую-нибудь книгу, лучше короткий рассказ. По завершении просим пересказать содержание рассказа, а затем спрашиваем, что ребенок запомнил из сказки. В идеальном исполнении должно быть хорошо передано содержание, как сказки, так и рассказа.
  • Радуга. Закрыть глаза и попытаться представить внутренним взором все цвета радуги поочередно: красный, оранжевый, желтый и т.д. Цвета надо представлять достаточно отчетливо, можно в виде цветного кружочка или сплошного фона, удерживать каждый образ не менее 2 секунд. Если какой-то цвет увидеть не удается, повторить задание еще раз.

  • Рука. Очень хорошее задание на развитие произвольного внимания. Проводится в виде соревнования-игры.
    Участники берут лист бумаги, обводят на нем свою ладонь, каждый палец. Затем внутрь изображения вписываются числа от 1 до 100. Числа можно изображать разных размеров, побольше, поменьше, растягивать и раскидывать по разным сторонам рисунка. Чем труднее эти числа будет потом найти, тем лучше. Играющие меняются листочками. Теперь нужно найти все числа от 1 до 100 на скорость. Кто быстрее – тот и победил.
  • Плеер. Включаем музыку и регулируем громкость так, чтобы музыка звучала очень тихо, на пределе слышимости, но звуки отчетливо различались. Слушаем музыку. Упражнение выполняется не более 3 минут.
  • Последовательность чисел. Напишите последовательность из 25 цифр. Теперь найдите все пары рядом стоящих цифр, дающих в сумме число 12. Попробуйте справиться с заданием за минуту.

Тренажер Викиум

Существуют и другие способы тренировок. Вы можете развить все свойства своего внимания, используя электронный тренажер Викиум . Довольно простые и привлекательные флеш-игры этого сервиса не оставят вас равнодушными.

Методика Викиум, благодаря многолетним научным исследованиям его создателей, позволяет добиться существенных улучшений внимания в короткий срок, конечно, при условии регулярных тренировок.

Упражняйтесь и делитесь впечатлениями. Подписывайтесь на новости блога, приглашайте друзей.
Успехов! И до скорого! С уважением, Юрий Окунев.

Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации, причем в первую очередь от взрослых, которые проводят занятия с ребенком. Дело в том, что заниматься нужно каждый день, за редчайшим исключением (например, если заболели вы или ребенок), но при этом занятие не должно быть длительным - всего 15-20 минут. В заданиях такого типа очень важна мотивация малыша, его нацеленность на результат.

Важно именно для вашего ребенка подобрать «волшебный ключик», зачем ему нужно быть внимательным, и вообще разобраться, что такое внимание, и какие «выгоды» можно обрести, становясь более внимательным. «Общего рецепта» для подбора мотива, конечно, нет, ведь у каждого человека свои интересы и всех под одну гребенку не расчешешь, поэтому подумайте, что важно и интересно именно для вашего малыша.

Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме. Не перетруждайте ребенка в занятиях, пусть это будет увлекательной и радостной ежедневной игрой мамы и ребенка или психолога и ребенка.

«Корректурная проба»

На бланке за 2 минуты нужно, по порядку просматривая все строчки, найти и зачеркнуть все знаки, заданные в образце, например, все черные треугольники и белые ромбы. Обратите внимание на то, что задание выполняется ровно 2 минуты. Выполнять задание необходимо строго по порядку, чтобы закреплять навык сканирования пространства, то есть просматривать строчки слева направо. Главная цель данного задания - научить ребенка максимально собираться, концентрироваться на относительно не продолжительный промежуток времени. На каждом занятии таблицы и значки меняются. В следующий раз это могут быть буквы, цифры, другие фигуры.

«Найди спрятавшийся предмет»

Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти изображенный предмет и раскрасить его. Вы можете сами рисовать любой предмет, а потом прятать его под хаотичными линиями.

«Не пропусти хлопок»

Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, он должен каким-то образом показать это, например, хлопнув в ладоши. Ребенку зачитывается набор тематически подобранных слов или заранее подготовленный текст, слушая который, ребенок должен выполнять это упражнение.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь любое мужское имя: Маша, Таня, Коля, Николай, Кристина, Александра, Семен, Степан, Сергей, Ольга, Ира, Ирина, Иннокентий, Кеша, Шарик, Шурик, Лёня, Лена, Никита, Вера, Мурка, Бобик, папа, котенок, Сережа, Андрюшка, Димочка, Лариса, Ульяна, Кузьма, Зоя, Евгений».

Инструкция 2: «Подпрыгни один раз на месте, когда услышишь название цвета. Блестящий, голубой, красный, красивый, зеленый, фиолетовый, коричневый, светлый, белый, мрачный, тусклый, зеленый, синий, черный, темный, желтый, матовый, шершавый, разноцветный, серый, яркий, гладкий, потухший, салатный, розовый».

Инструкция 3: «Когда услышишь название дикого зверя, присядь. Утка, лебедь, волк, корова, собака, дикая собака динго, слон, тигр, лошадь, петух, кошка, жираф, леопард, обезьяна, еж, белка, сова, ворона, лось, олень, индюк, суслик».

Инструкция 4: «Когда услышишь название овоща, подпрыгни. Помидор, клубника, яблоко, огурец, тыква, персик, лук, слива, картофель, кабачок, редис, клюква, морошка, капуста, репа, брусника, свекла, чеснок, груша, смородина».

«Корректор-1»

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

«Следопыты»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, в котором спрятались какие-либо предметы или персонажи. Они могут быть едва заметными или находиться в самых неожиданных частях рисунка. Главное - быть внимательным и найти все предметы, которые условились искать.
Инструкция: «Найди и раскрась всех птичек на рисунке. Сколько их? А теперь раскрась весь рисунок до конца».

«Царевна Несмеяна»

Ребенок на время игры превращается в царевну Несмеяну. По команде «замри» он замирает, и, что бы ни происходило вокруг, ни в коем случае ему нельзя смеяться. Задача взрослого - постараться рассмешить ребенка или заставить его пошевелиться, соблюдая всего одно условие: замершего нельзя касаться.

«Скульптор»

Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их, и вот так на ощупь предложите вылепить какую-либо фигуру. Если ваш ребенок хорошо справляется с пластилином, то лепить можно что-то более сложное; если не очень хорошо получается, то делать можно самое простое - шарик или кубик. Лепить можно все что угодно - начинать лучше с простых форм, постепенно переходя к более сложным.

«Да» и «нет» не говорить

Черное и белое не называть». Игра заключается в том, что ребенку запрещается употребление некоторых слов. Из названия понятно, что вводится запрет на произнесение слов «да», «нет», «черный», «белый». Спрашивать можно о чем угодно - о книгах, игрушках, цветах, развлечениях. Отвечающий должен помнить, что запретные слова ни при каких условиях говорить нельзя. Кроме правила о запретных словах стоит договориться и о том, что паузы между вопросом и ответом затягивать нельзя и что длительное молчание также может вести к проигрышу. Для того чтобы игра не продолжалась бесконечно, ограничивается время игрового диалога, например три минуты. Если отвечающий на вопросы не ошибается за это время, значит, он выигрывает. Выполнять роль задающего вопросы может и взрослый, и, впоследствии, ребенок.

«Путаница»

В зависимости от сюжета рисунка создается история, которая рассказывается ребенку. Главное в этом задании то, что остается неизменным при любой сюжетной линии, - паутина перепутанных линий, в сплетениях которых нужно разобраться ребенку.
Инструкция: «Найди какой котенок играется клубком».

«Тихая эстафета»

Дайте малышу колокольчик. Пусть он держит его за ленточку. Попросите ребенка, держа колокольчик в руках, выполнить различные движения. При этом ему нужно постараться, чтобы колокольчик не зазвонил.

«Не звени, мой колокольчик»

Выложите на стол несколько предметов - тарелки, ложки, колокольчики, погремушки - все, что может звякнуть. Попросите ребенка переложить с места на место несколько предметов так, чтобы не прозвучало ни звука.

Игра с мячом «Живое - неживое»

Познакомьте ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный», объясните, что все одушевленные, живые предметы - это «кто», а неодушевленные, неживые - «что». Приведите несколько примеров. Объясните правила игры: когда вы, кидая мяч, называете что-то живое - мяч нужно ловить, неживое - мяч ловить нельзя.

«Бирюльки»

Для игры понадобятся счетные палочки или спички. Допустим, вы взяли спички. Возьмите десять спичек, перемешайте их в руках и высыпьте на стол так, чтобы они не разлетелись слишком широко, а касались друг друга. Игроки вытаскивают по одной спичке так, чтобы ни одна другая лежащая спичка не шелохнулась. Игрок, под чьей рукой шевельнулось одновременно больше одной спички, передает ход другому игроку. Побеждает тот, кто вытащит больше спичек.

«Небылицы»

На рисунке допущены ошибки. Попросите ребенка их найти и показать вам. Затем предложите раскрасить смешной рисунок.

«Монетки»

Ребенок берет горсть жетонов или монет. Ему необходимо, держа монеты на ладони, выставить их стопочкой на столе, добавляя каждый раз сверху по одной. Важно, чтобы все складываемые монетки изначально были в руке, и чтобы ребенок их выкладывал, доставая пальцами с середины ладони. Ну и, конечно же, все это он должен проделывать только одной рукой.

«Солнышко»

На спине ребенка взрослый пальцем «рисует» или «пишет» некие символы. Изображать можно предметы, буквы, цифры - в зависимости от уровня общего развития вашего ребенка. Начинать лучше с использования простых рисунков - солнце, елочка, домик. Первые несколько раз можно рисовать на тех участках кожи, где ребенку видно, чтобы он мог соотнести то, что он чувствует, и то, что он видит, в единое целое. При более развитой телесной чувствительности можно использовать более сложные образы или писать целые примеры или слова. Все будет зависеть от вашей фантазии и уровня развития вашего ребенка.

«Что забыл художник?»

Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие детали. Главная цель игры в том, чтобы научить ребенка находить особенности, видеть детали. В ходе выполнения данного задания развивается способность видеть ошибки, неточности, дошкольник учится контролировать правильность выполнения.

«Гляделки»

Нужно сесть или встать друг напротив друга и пристально, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза, моргать при этом разрешается. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд в сторону. Если вы затеваете эту игру с совсем еще маленьким ребенком, мне кажется, главным в данном случае будет мотивировать его, вовремя поддаваться, хвалить, эмоционально откликаться на его успехи и неудачи.

«Половинки»

Для этого задания понадобятся карточки, на которых нарисованы рисунки, открытые лишь наполовину. Это могут быть верхние или нижние половинки картинок, а может быть, левые или правые, а может быть, и каким-то еще образом спрятанные частички. Смысл задания - восстановить недостающие элементы.

«Найди отличия между картинками»

Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка. Вместе с взрослым он рассматривает, что нарисовано, и ищет различия между изображениями. После чего один из рисунков ребенок раскрашивает.

«Посмотри внимательно»

На мой взгляд, это наиболее сложное задание из всех здесь представленных, так как требует абсолютной отдачи отчета самому себе, что делается и зачем, а это не всегда бывает возможным, ведь одно дело, чего хочет взрослый, а другое - чего хочет ребенок и насколько он осознает необходимость происходящего.

Предложите ребенку удобно сесть, расслабиться и в течение определенного времени очень пристально рассматривать какой-то предмет. Промежуток времени лучше выбирать небольшой, от 1 до 5 минут. Предмет для созерцания может предложить взрослый, а может выбирать и сам выполняющий задание. Стоит заранее предупредить, что внимание будет рассеиваться, появится желание отвести взгляд, но нужно удерживать себя от этого и продолжать рассматривать предмет. Усилием воли нужно снова и снова возвращаться к рассматриваемому предмету, разглядывать его вдоль и поперек, находить все новые мельчайшие подробности и детали. Моргать можно, главное - удерживать взгляд. Если вы сможет мотивировать ребенка, можно усложнить данное упражнение. Предложите малышу закрыть глаза, представить некий предмет, допустим яблоко, и «рассматривать» его как можно более подробно, представляя, как оно поворачивается то одной, то другой стороной. Упражнение очень сложное с одной стороны, но очень действенное - с другой. Важно решить вопрос с мотивированием и силой воли выполняющего.

«Интеллектуальные таблицы»

Вопросы, задания, предлагаемые ребенку, довольно просты и практически не требуют от него каких-либо специальных знаний. Главная трудность для выполняющего заключается в ограничении количества времени - для каждого задания 2-5 секунд. Кроме временного ограничения, обязательным условием является однократность предъявления задания, то есть каждое задание зачитывается только один раз, иначе оно попросту теряет свой развивающий смысл. О правилах выполнения упражнения ребенку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этим ограничениям. Диктуя задания, произносить слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок вас понял.

1. «Если ты мальчик, нарисуй солнышко, если девочка, то цветочек.
2. Поставь в круге точку.
3. Нарисуй три круга, закрась любой не первый круг.
4. Закрась фигуру, у которой три угла.
5. Закрась стрелочку направленную вниз.
6. Под чертой нарисуй кружок.
7. Закрась первый квадрат и последний,
8. Нарисуй любой круглый предмет.
9. Обведи то число, которое больше.
10. Если елки зеленые, то нарисуй круг, если синие то квадрат.
11. Нарисуй внутри круга треугольник.
12. Если собаки умеют мяукать, то поставь плюсик.
13. Раздели круг пополам.
14. Подчеркни все треугольники.
15. Напиши любое число».

«Интеллектуальные таблицы». 2-й вариант

1. «Если сейчас зима, нарисуй круг, если нет - квадрат.
2. Закрась третий кружок и зачеркни первый.
3. Если собаки лают, поставь в треугольнике плюсик, если нет - минус.
4. Нарисуй столько же квадратов, сколько медведей в сказке «Три медведя».
5. Если ты девочка, то нужно нарисовать бантик, а если мальчик, то шарик.
6. Над линией поставь точку, а под ней нарисуй овал.
7. Если на руке 5 пальцев, зачеркни все единицы, если другое количество - все двойки.
8. Раздели вторую сверху линию пополам.
9. Закрась фигуру без углов.
10. В каждый треугольник поставь точку.
11. Если Рита - имя мальчика, напиши любую букву, если имя девочки, то любую цифру.
12. Нарисуйте три треугольника, и зачеркни из них средний.
13. Нарисуй рыбку.
14. Нарисуй столько же палочек, сколько времен года.
15. Поставь три точки не в круге».

«Интеллектуальные таблицы». 3-й вариант

1. «Если яблоко - это фрукт, напиши, сколько будет к 2 прибавить 1, если овощ, то от 2 отнять 1.
2. Нарисуй столько же квадратов, сколько лап у кошки.
3. Нарисуй столько же кругов, сколько хвостов у коровы.
4. Нарисуй любой зеленый овощ.
5. Нарисуй, что выше - куст или дерево.
6. Поставь в квадрате 5 точек и соедини их линией.
7. Если сегодня ясный день, нарисуй солнце, если пасмурный - тучу.
8. Если рыбы умеют плавать, то нарисуй волну.
9. Если груша - это овощ, напиши сумму чисел 1 и 1.
10. Нарисуй в квадрате треугольник, а в круге квадрат.
11. Закрась меньшую фигуру, и обведи большую.
12. Заштрихуй квадрат.
13. Внутри треугольника нарисуй круг, а в квадрате поставь три точки.
14. Если кошка - это животное, нарисуй треугольник, если нет, то круг.
15. Нарисуй три плюса и один знак равенства, зачеркни те знаки, которых меньше».

«Интеллектуальные таблицы». 4-й вариант
1. «Обведи все фигуры, у которых нет углов.
2. Поставь по одной точке в каждом углу квадрата.
3. Нарисуй столько же кругов, сколько поросят в сказке «Три поросенка».
4. Зачеркни все круги.
5. Поставь в квадрате плюс, а в треугольнике минус.
6. Выбери лишнюю фигуру, и закрась ее.
7. Соедини нижний конец четвертой линии с верхним концом пятой.
8. Зачеркни все фигуры без углов.
9. Реши только третий пример.
10. Под каждым минусом поставь плюс.
11. Поставь плюс в меньшем треугольнике.
12. Реши один любой не третий пример.
13. Внутри треугольника нарисуй круг.
14. Закрась все треугольники.
15. Подчеркни самое большое число».

«Интеллектуальные таблицы». 5-й вариант

1. «Соедини верхний конец третьей линии с верхним концом первой.
2. Нарисуй круг над чертой и галочку под ней.
3. Поставь единицу в круг.
4. Закрась все круги.
5. Если написанные числа равны, обведи их в круг.
6. Если сейчас зима, нарисуй треугольник, если нет - квадрат.
7. Если ты можешь ходить по потолку, поставь плюс, если нет - прочерк.
8. Подели пополам все стороны квадрата.
9. Подчеркни третье слово одной чертой, второе двумя, первое зачеркни.
10. Поставь три точки в квадрат, так чтобы они были снаружи треугольника,
11. Если сейчас утро, поставь плюс в треугольник, если нет - в квадрат.
12. Зачеркни фигуру с наибольшим количеством углов.
13. Обведи более длинное слово.
14. Нарисуй линию и поставь на ней четыре точки.
15. Закрась второй круг, в третий поставь точку, а два последних зачеркни».

Вы также можете купить настольные игры для детей , они помогут с пользой проводить время и развивать мышление, логику и память ребенка.

Новогодняя дорожная игротека для детей 6-8 лет

Новогодняя игротека "Дорожное приключение Снегурочки" для детей 6-8 лет


Описание: Предлагаю вашему вниманию новогоднюю игротеку. Игры доставят детям не только праздничное настроение, но и помогут в освоении основ Правил дорожного движения. Игровой материал будет интересен и полезен педагогам всех образовательных учреждений.

Новогодняя игротека для детей 6-8 лет. Дорожное приключение Снегурочки

Цель: Создание праздничного новогоднего настроения.
Задачи:
Закрепить в играх знания детей о дорожных знаках, сигналах светофора, о Правилах дорожного движения;
Развивать логическое мышление, память, смекалку, быстроту, ориентировку в пространстве, речь, умение работать в группах, в команде;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, вежливость, желание изучать Правила дорожного движения.
Материал и оборудование: 2 мольберта; большой снежок из ваты; магнитофон, фонограмма новогоднего хоровода; мягкая игрушка обезьянка; 2 обруча; 4 гимнастические палки; кегли; 3 небольших низких столика; большая снежинка (телеграмма, с другой стороны нарисована схема маршрута); 2 набора кругов из бумаги (сигналы светофора); снежинки, звёздочки, с изображением дорожных знаков в середине 10-12 штук; 2 разрезные на части ёлочки; 3 большие снежинки со знаками, разрезанные на несколько частей.
Персонажи: ведущая, Заяц, Дед Мороз, Снегурочка.

Ход праздника.

Ведущая. Нам праздник весёлый зима принесла,
Зелёная ёлка к нам в гости пришла.
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.
(оглядывается по сторонам, разводит руками)
Пора нам праздник начинать,
А где же Снегурочка с Дедом Морозом?
Заяц. (вбегает с большой снежинкой)
Телеграмма! Телеграмма! (передаёт ведущей телеграмму)
Я её в лесу нашёл под ёлкой!
Ведущая. Интересно, что за телеграмма? (рассматривает снежинку)
Да она не простая, со звуковым сообщением (звучит запись)
«Дорогие ребята! С наступающим всех Новым годом! 2016 год – год Обезьяны по восточному календарю. Снежная королева спрятала маленькую Обезьянку в своём ледяном дворце. А без неё Новый год не наступит. Вы должны помочь её освободить. Снежная королева замела, запорошила все дороги и тропинки. Не видно ни дорожных знаков, ни сигналов светофора. Если люди не будут соблюдать Правила дорожного движения, то может случиться беда. Путь вам предстоит не лёгкий. Двигайтесь по маршруту, который указан на карте. Я вас жду во дворце Снежной королевы. Поторопитесь, до скорой встречи! Ваша Снегурочка».
Ведущая. Как же нам быть? Ребята, вы согласны отправиться в дорогу и спасти Обезьянку?
Дети. (отвечают) Да!
Ведущая. А вот и карта (переворачивает снежинку). Поместим её на видное место, чтобы все видели.
(рассматривает карту) Так…Мы двигается направо. Здесь большой сугроб, так просто не пройти. Ребята, а на чём зимой можно проехать по снегу, сугробам?
Дети. Санках, санях, снегоходе, лыжах…
Снегурочка. Для выполнения этого задания нужно 3 команды по 3 человека.

Игра «Собери зимний транспорт»
На 3 стола раскладываются: (на один стол санки, разрезанные на части, на другой – сани, на третий – снегоход). К каждому столу вызываются по 3 игрока. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт картинку из частей.





Ведущая. Ребята, Снежная королева постаралась. Что же под сугробом она спрятала? Это что за огоньки?
Дети. (отвечают) Сигналы светофора! Светофор!
Ведущая. Светофор нужно обязательно починить. Как располагаются сигналы на транспортном светофоре?
Дети. (ответы детей)

Игра «Кто быстрее починит светофор»
2 команды по 3 человека должны собрать транспортный светофор. Каждой команде раздаются цветные круги (сигналы светофора). По сигналу ведущего команда должна перебежать на другую сторону площадки, преодолевая препятствия: пробежать между двумя гимнастическими палками, прыгнуть в обруч и из обруча, пробежать между кеглями и построиться в определённой последовательности друг за другом, чтобы получился транспортный светофор. Всё зависит от вашей выдумке и фантазии. Побеждает та команда, которая без нарушений преодолеет препятствия и «починит» светофор.


Ведущая. Куда же нам двигаться сейчас? (смотрит на карту).
Я вижу какие-то следы. Не понятно, чьи же это следы, всё снегом запорошило. Может быть, это твои следы на снегу, заяц?
Заяц. Вроде бы мои..или не мои.. (раздумывает). Я здесь пробегал, но следы снегом уже занесло. Ничего не видно. Нужно дальше протоптать тропинку. Пусть ребята помогут.

Игра «Проложи следы» (викторина)
Играют 2 команды по 5 человек. Команда выстраивается друг за другом. Каждый член команды получает по 1 следу. Команда должна проложить дорожку из следов, ответив на вопросы викторины. Первый в команде отвечает на вопрос, если правильный ответ, то кладёт свой след на дорожку и встаёт последним в команде; если не ответил, то уходит вместе со следом и встаёт также последним в команде. Если у кого-то остались следы, то помогают отвечать на вопросы болельщики и следы выкладываются на дорожку той команды, которой они отдают своё предпочтение. Выигрывает та команда, у которой больше следов на снегу (значит, они ответили на большее количество вопросов).


Вопросы для викторины:
1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)
2. Громкий звуковой сигнал специальной машины (сирена)
3. Часть дороги, по которой идут пешеходы (тротуар)
4. Полосатая разметка перехода («зебра»)
5. Место пересечения дорог (перекрёсток)
6. Водитель или пешеход, не выполняющий Правила дорожного движения (нарушитель)
7. Человек, пользующийся транспортом (пассажир)
8. Где устанавливаются светофоры (на перекрёстке)
9. Изгиб дороги (поворот)
10. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми (карета)

Ведущая. Следы на снегу есть. Ребятам остаётся только пройти как можно быстрее и протоптать дорожку.
Игра «Пройди по следам»
Играют две команды по 5 человек. Встают друг за другом, цепляясь паровозиком. Нужно пройти по дорожке след в след, не расцепляясь, обежать вокруг обруча и пройти точно также назад. Выигрывает та команда, которая пройдёт по следам, не нарушая правила.

Ведущая. Вот и привели нас следы к дворцу Снежной королевы. Посмотрите, наша Снегурочка! Но почему она не подвижна и грустна? (обходят Снегурочку по кругу, рассматривают).
Заяц. Снегурочку заколдовала Снежная королева. Надо срочно позвать Деда Мороза!
Дети. (говорят хором) Дедушка Мороз! Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!
Дед Мороз. Вот и я до вас добрался,
Хоть немного задержался.
Как народу много в зале,
Знаю, что меня вы ждали.
С Новым годом вас, друзья,
Наконец, к вам прибыл я.
Одолел я все преграды,
Знал, что здесь мне будут рады.
Заяц. Мы очень тебе рады, Дедушка Мороз! Посмотри, Снежная Королева заколдовала Снегурочку, а у тебя посох-то волшебный. Расколдуй, Снегурочку!
Дед Мороз. Ничего, ребята, не бойтесь,
Сейчас я на неё подую,
И Снегурочку расколдую.
Колдуй баба, колдуй дед,
Оживи, Снегурочка! (ходит вокруг Снегурочки, дует на Снегурочку три раза, дотрагивается посохом и она оживает)
Снегурочка. Вот спасибо вам, друзья,
Снова прежней стала я.
Ой, ребята, как хорошо, что вы меня нашли. Мы теперь все вместе найдём Обезьянку. Давайте её поищем.

Снегурочка приглашает нескольких ребят поискать вместе с ней Обезьянку, находят её. Обезьянка сидит на стульчике или на кубике, недалеко от ёлки, рядом с ней на трёх разносах лежат разрезные картинки.

Снегурочка. Ребята, Обезьянка из цветных льдинок, что- то собирает.
Давайте ей поможем, ведь Снежная королева её не выпустит из дворца, если льдинки не будут собраны в картинку. Интересно, что же здесь должно получиться?
(раскладывает на столы льдинки - разрезные картинки)

Игра «Собери снежинку»
На 3 стола раскладываются разрезанные части снежинок. К каждому столу вызываются по 3 игрока, собрать снежинку (в середине должно получиться изображение дорожного знака). Например, «Пешеходный переход», «Главная дорога», «Подземный пешеходный переход»
Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт снежинку и правильно назовёт дорожный знак.

Снегурочка. Какие красивые получились снежинки, не простые, а с
дорожными знаками, которые ребята правильно назвали.
Снежная королева передвигалась в санях, в оленьей упряжке, а сама мечтала прокатиться на автомобиле. Ребята, а почему ей этого не удавалось?
Дети. (отвечают) Не умела управлять автомобилем. Не было у неё автомобиля. Не знала дорожные знаки. Она не знала Правила дорожного движения и т.д.
Снегурочка. Снежная королева в своих санях могла передвигаться там, где ей вздумается. А Правила дорожного движения она считала, что знать их ни к чему. На людей она злилась, что на дорогах появилось много автомобилей. Вот и придумала она нам испытания.
Ведущая. Давайте для Снежной королевы соберём и нарядим елочку, чтобы она больше не злилась.
Одни ребята будут собирать ёлочки, другие наряжать.
Для игры нужно 2 команды по 5 человек. Каждый член команды прикрепляет свою часть на мольберте


Игра –эстафета: «Кто быстрее соберёт ёлочку»
Ведущая. Посмотрите, какие красивые ёлочки. Но чего нет на ёлочках?
Дети: Игрушек!
Ведущая. А игрушки будут на ёлочках особенные – снежинки и звёздочки с
с изображением в них дорожных знаков.

Игра – эстафета: «Наряди ёлочку»

Играют 2 команды по 5 человек. Члены команды по очереди, по 1 игрушке-знаку прикрепляют при помощи магнитов на ёлочку. А последний член команды прикрепляет наверху звезду. Выигрывает та команда, которая быстрее украсит ёлочку игрушками и правильно назовёт дорожные знаки.




Ведущая. Вот и засверкали новогодние ёлочки игрушками, звёздочками,
Снежинками.
Дед Мороз. Возле ёлочки зелёной Дружно встанем в хоровод!
Скоро, скоро, Новый год!
(Звучит фонограмма, дети вместе с дедом Морозом и Снегурочкой водят хоровод)
Дед Мороз. А ну-ка, ребята, отвечайте,
Как вы зимушку встречаете?
Чем вы забавляетесь?
Во что зимой играете?
Дети. (Ответы детей: катаемся на лыжах, на коньках, на санках,т.д.)
Дед Мороз. Тогда послушайте мои загадки:
1.Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – ….(хоккей)
2.Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами, А блестящими… (коньками)
3.Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Это палка - для хоккея,
И зовётся она … (клюшкой)
4.Мы с бараньими рогами,
Вниз под горку мчимся сами,
А на гору взбираться,
Начинаем упираться. (санки)
5.Две полоски на снегу,
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (лыжи)
Снегурочка. Ребята, а в снежки любите играть? Все вставайте в большой круг. Посмотрите, какой у меня есть снежок. Под музыку мы будем передавать его друг другу, а когда музыка остановится, у кого окажется снежок в руках, должен нам рассказать стихотворение, можно даже спеть песню, сплясать.
(Игра повторяется 3-4 раза)
Дети остаются в кругу.

Дед Мороз. Вот и праздник новогодний
Нам заканчивать пора.
Чтобы вы росли большими,
Вам желаю, детвора,
Чтоб не знали вы забот,
А я вернусь к вам через год.
Ведущая.
ОБЕЗЬЯНА - это солнце,
Радость, счастье и задор,
Есть и смелость, и смекалка,
Безграничный кругозор!
Снегурочка.
Всем желаю на планете,
В ОБЕЗЬЯНИЙ Новый Год:
Пусть тепло, любовь и ласку
Зверь мохнатый принесёт!

201 3 год

Конкурсно – игровая

программа

Работа учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»

Снятковой Натальи Валерьевны.

Цель: способствовать умственному и физическому развитию учащихся.

Задачи:

    Учить ребят находить признаки предметов – отгадывать загадки.

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, помощи друг другу.

    Воспитывать любовь к родному языку, устному народному творчеству.

    Развивать координацию движений через участие в спортивных конкурсах.

Оборудование:

    Карандаши, фломастеры, альбомные листы.

    Сухие рожки, длинные прочные нитки.

    Игрушечные машинки по 1 на команду, кегли.

    Кольца или обручи, кольцеброс.

    По 2 бумажных круга для каждой команды.

Игру можно провести между командами или индивидуально каждый участник накапливает определенные жетоны. При подведении результатов – призы получают те – у кого их больше. Или команда, набравшая большее количество очков.

Друзья! Надежные друзья!

Другого тут сказать нельзя.

Им рады здесь, им рады тут,

Их всюду и везде зовут

Свое тепло вам отдадут

сейчас их в этом зале ждут!

    Разминка.

Угадай, что я такое?

    На дереве под ветерком мы шелестим.

Наступит время – дружно облетим

И под ногами тихо зашуршим…(листья)

    Там, где есть берега,

Протекаю я… (река)

    Иду к подруге Ниночке

По узенькой…(тропиночке)

    День и ночь трудяга – крот

Рыл себе подземный…(ход)

    Я пред тобою стою,

Но видишь не меня.

Я лишь являюсь

Отражением тебя (зеркало).

    Вверх – вниз ходит,

Людей в себе возит (лифт).

    Он разгладит все морщинки

На пеленке и простынке (утюг).

    Я зубаста и остра,

Ложки младшая сестра (вилка).

    «Что правда, а что нет?» - на свой вопрос ваш жду ответ…

Правда ли, что:

Кузнечик слышит ногами?

Да!

Кукушки не высиживают птенцов сами?

Да!

Жить на свете человек способен целых 300 лет?

Нет!

Для здоровья вредно спать в обед?

Нет!

На деревьях растет винегрет?

Нет!

В Австралии дикая жара?

Да!

На Африку вдруг обрушились снег, метель, пурга?

Нет!

Есть на свете птицы, не умеющие летать?

Да!

Некоторые птицы любят воровать?

Да!

Хлебное дерево на свете где-то есть?

Да!

Звезды все на небе практически не счесть?

Нет!

Компьютерная игра для ребенка очень вредна?

У цапли всего одна нога?

Нет!

У вас на каждый вопрос есть готовый ответ?

Да!

Ну что ж, проститься настала пора, вы устали, дети?

Да!

    Игра «деревья, кусты, тропинки, кочки»

Развиваем внимание, сосредоточенность. Выполняем движения на слова:

«дерево» - игроки поднимают руки вверх

«кустарник» - ставят руки на пояс

«кочка» - низко кланяются

«тропинка» - кладут руки на плечи друг другу

«орешник» - хлопают в ладоши

Задача игроков: быть предельно внимательными и быстро сориентироваться в ситуации. Победители получают почетное звание самого внимательного.

    Конкурс знатоков природы .

    • Не огонь, а жгусь ретиво, как зовут меня…(крапива)

      На носу зверь носит рог и зовется…(носорог)

      На себе везет не прытко домик собственный…(улитка)

      Словно вихрь, летит, спасаясь, от врага пугливый…(заяц)

      Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха,

Гуляет…(черепаха)

    Осенью первыми листья, как слезы.

Тихо на землю роняют…(березы)

    В поле, огороде – прямо беда!

Глушит посевы сорняк…(лебеда)

    По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил)

    Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

    Сразу скажет – это…(крот)

    Может плавать целый день в ледяной воде…(тюлень)

    Вот соль тебе, вот хлеб и ложка, сварилась к ужину…(картошка)

    Загадочная игра художников.

Условие:

Педагог загадывает загадку, игроки за 1 минуту должны нарисовать отгадку. Тот, кто успел верно нарисовать первым – получает дополнительные баллы.

    Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

    Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу (очки)

    Круглое, румяное

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко)

    Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

    Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок (мороженое).

    Игра «Помощники».

От команды вызывается по1 человеку. Чей участник за 1 минуту больше наденет рожков сухих на нитку.

    Гадалки – соображалки .

Игра направлена на поиск неординарного, оригинального ответа на заданный вопрос.

    Может ли пингвин назвать себя птицей? (нет, он не говорит)

    Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)

    Из какой посуды нельзя пить? (из пустой)

    Какое скупое дерево ягоды жалеет, а потому от стыда краснеет? (рябина)

    Какое колесо у машины лишнее? (запасное)

    За чем турист носит рюкзак? (за плечами)

    По чему птицы летают? (по небу)

    Что идет вперед и никогда назад? (возраст)

    За чем язык во рту? (за зубами)

    Что можно услышать, но никогда не увидеть? (песню)

    Каким гребнем не расчешешься? (петушиным)

    Почему птицы улетают на юг? (пешком не могут)

    У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

    Когда цапля стоит на одной ноге? (когда вторая поднята)

    Игра «Военные шоферы».

Команде выдается машина игрушечная. Вдоль трассы поставлены кегли – препятствия. Задача игроков: катя за собой машину на веревочке, проехать полосу препятствий. Второй игрок повторяет маршрут первого. Чья команда не собьет кегли и придет первой считается победившей.

    Игра «Муха – Цокотуха».

Каждому игроку команды выдается по денежке (кольцо или обруч) которое они должны накинуть на кольцеброс. Чья команда быстро и верно справится, та и победила. За каждое попадание по 1 очку.

    Игра «Кочки».

Каждому участнику выдается по 2 круга – кочки. По которым он должен перебраться на другую сторону, перекладывая круги. Передает эстафету следующему участнику.

Подведение итогов игры.

Как хорошо, что есть

Среди других планет

Планета эта,

Как хорошо, что здесь

Так много добрых лиц,

Так много света.

Должен где – нибудь каждый

Чудо встретить однажды,

Детство не зря дано,

Ждет волшебства оно.