Когда появилась египетская цивилизация. Египетская цивилизация

Цивилизация Древнего Египта сформировалась в долине Нила, в сравнительно изолированной области, что наложило на неё отпечаток оригинальности. Для долгой истории Древнего Египта характерна смена эпох централизации государства (царства) периодами распада (переходные периоды). У каждого такого этапа есть особенности экономического, политического и культурного порядка, хотя всегда сохранялись элементы, обозначавшие преемственность египетской цивилизации. История Египта традиционно делится на следующие крупные периоды:

I. Додинастический период (IV тыс. до н. э.), в течение которого образовались 42 территориально-политических единицы - номы. Они в результате политического, экономического и военного взаимодействия объединились, создав два политических формирования: Верхний Египет (юг) и Нижний Египет (север). Те, в свою очередь, стали частями единого египетского государства.

II. Период Раннего царства (ок. 3300 - ок. 2800 до н. э., I-II династии). При царе Менесе - основателе I династии - произошло объединение Египта. Столица разместилась в городе Мемфисе. Целостность страны укреплялась путём создания централизованной системы орошения и административного аппарата, изобретения и распространения иероглифической письменности.

III. Период Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н. э., III-VI династии). Египет становится экономически и политически сильным государством. Экономическое процветание и политическая стабильность сделали возможными усовершенствование ирригационной системы, а также строительство пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина - символов египетской цивилизации.

IV. Первый переходный период (ок. 2250 - ок. 2050 до н. э., VII-X династии). Это время внутренних усобиц и распада централизованного государства. Увеличилось значение города Фивы, он стал центром, вокруг которого вновь объединилось царство.

V. Период Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н. э., XI-XIII династии). Страна воссоединилась, а власть предводителей номов была ограничена. Египет увеличил свою территорию, особенно на юге. Получили распространение орудия труда из бронзы, начинается производство стекла.

VI. Второй переходный период (ок. 1700 - ок. 1580 до н. э., XIV-XVII династии). Египетское государство распалось вследствие нашествия гиксосов - кочевых племён семитского происхождения, вторгшихся из Азии и завоевавших северную и центральную части страны. Правители Фив возглавили освободительную борьбу, завершившуюся изгнанием гиксосов.

VII. Период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э., XVIII-XX династии). Эпоха расцвета египетской цивилизации. Египет расширил владения до Евфрата на востоке и третьего порога Нила на юге. Фараоны прикладывали большие усилия, чтобы сохранить свои земли в борьбе с Хеттским царством, а позднее с т. н. народами моря.

VIII. Поздний период (ок. 1070-525 до н. э., XXI-XXVI династии). Время распрей, нашествий и чужеземного господства: ливийского, нубийского, ассирийского. При XXVI династии Египет пережил последний свой подъём - т. н. Саисское возрождение.

IX. Период персидского господства (525-405 до н. э., XXVII династия). Персидское царство завоевало Египет, однако увеличение налогового гнёта и злоупотребления персов привели к тому, что египтяне восстали и освободили страну.

X. Последний период независимости Египта (405-342 до н. э., XXVIII-XXX династии). Объединение свелось к внутренним раздорам, которые стали причиной ослабления государства и восстановлению персидского влияния.

XI. Период персидского, греческого и римско-византийского господства (342 до н. э. - 646 н. э.). В 332 г. до н. э. персы были изгнаны Александром Македонским. После распада империи Александра в Египте установилась эллинистическая династия Птолемеев, которая продержалась до времени римского завоевания (30-е гг. I века до н. э.).

Наследие египетской цивилизации бесценно. Прежде всего для греко-римского мира, позаимствовавшего и переработавшего многие достижения культуры Древнего Египта.

Богата и прекрасна древняя история. Египет, Вавилон, Иерусалим - эти названия близки и понятны каждому человеку, кто хоть отдалено знаком с хронологией развития человечества. Рассмотрим в этой статье культуру Древнего Египта.

Как появилось египетское государство?

По мнению историков, государственное образование, получившее название Египет, было создано в Северной Африке, в долине огромной реки под названием Нил. Данная цивилизация принадлежит, наряду с индийской и китайской, к архаическим аграрным культурам. Зарождение египетской государственности относят приблизительно к 4-5 тысячелетию до нашей эры.

Сегодня существует целая наука - египтология, которая изучает египетскую культуру как единую и многообразную целостность.

Историки выделяют следующие этапы развития этого государства:

  1. Додинастический Египет.
  2. Ранее царство.
  3. Древнее царство.
  4. Новое царство.
  5. Позднее царство.
  6. Период правления Птолемея.

Самая древняя история: Египет в начале своего исторического пути

Государственное образование на этой земле начинается с того, что образуются два полюса Верхний и Нижний Египет. Столицей нового государства становится город Менфис. Объединительные процессы двух частей Египта проводит правитель Менес. В тоже время возникают и необходимые институты государственности: иероглифическое письмо, армия, религиозные культы и собственная идеология.

Период расцвета государства

Наибольшего расцвета Египет достиг в середине своей истории. Это время принято называть династическим периодом, когда на троне сменяли друг друга династии фараонов.

Дело в том, что в Египте был создан особый религиозных культ, который, помимо обожествления сил природы, включал в себя и обожествление личности царя. Власть фараонов была огромна, потому что он представлял собой олицетворение всего своего народа на земле. Соответственно, если вел фараон праведную жизнь и был угоден богам, то он и его народ получали спасение в загробном бытии.

Отсюда и особое внимание к сохранению тел умерших, ведь религиозные верования предполагали воскресение тел. Первые египетские пирамиды стали строиться именно как огромные и величественные усыпальницы умерших фараонов.

Какие гробницы самые величественные?

Египетская культура: собственные тексты

Современная египтология со времен позапрошлого века продвинулась очень далеко. На сегодняшний день существует достаточно большое количество источников, благодаря которым можно узнать многое о древней культуре. Рассмотрим их более подробно.

Первым и главным источником знания являются египетские тексты, написанные иероглифами. Долгое время данная древняя цивилизация представляла собой тайну, потому что иероглифическое письмо было совершенно не понятно европейцам. Настоящий прорыв в египтологии совершил французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, который смог расшифровать язык древнего народа. К слову сказать, над этим бились и британские ученые, но именно Шампольону пришла в голову мысль обратиться к языку коптов - древних потомком египтян, которые в I веке нашей эры приняли христианство и полностью отказались от языческого наследия.

Египетская культура: тексты близ живущих народов

Вторым источником знаний о египетской культуре являются тексты греческих авторов, а также сочинения историков античной эпохи. Однако отношения между Египтом и другими государствами были сложными, поэтому часть информации, представленная в этих материалах, является несколько недостоверной.

И наконец, последним источником информации о египетской культуре стали тексты Библии. Само название государства часто встречается в Священном Писании и иных религиозных текстах евреев. В частности, подробно описывается массовый исход еврейского народа из Египта (что находит подтверждение в исследованиях современных ученых). Именно в Библии говорится, что древняя цивилизация в будущем потеряет свое могущество и станет рядовым государством.

Египетское искусство

Закат египетской культуры

В период позднего царства государство пришло в упадок, поэтому было завоевано Римской империей. Произошло это таким образом: на престоле сменялось множество фараонов. Одни из них были великими государственными деятелями (такие как Аменхотеп III). Эти цари значительно расширили границы своих владений, доведя их до территории Сирии.

Другие фараоны либо мало занимались государственными делами, либо вообще предлагали радикальные реформы. Таким реформатором был отец Тутанхамона Эхнатон, который мечтал о создании нового религиозного культа бога Солнца (Ра). Однако его реформы полностью провалились, а государство пришло в упадок.

Причины и последствия упадка Египта

Постепенный закат египетского могущества историки связывают с двумя обстоятельствами: упадок прежней религиозной системы, основанной на обожествлении фараона, а также клановая борьба египетской элиты.

Первое обстоятельство было весьма серьёзным для государства, которое держалось на вере в то, что фараон, как отец народа, может привести всех своих подданных к бессмертию и Богу. Цари часто вели себя недостойно, и это было заметно даже простым людям. К тому же во дворцах царила клевета, интриги и убийства (к слову сказать, многие египтологи предполагают, что большинство из царствующих фараонов умерли не своей смертью).

Клановая борьба внутри египетской элиты усиливалась и приводила к тому, что военачальники объявляли себя фараонами и стремились править определенной частью Египта. Это делало государство слабым и раздробленным, следовательно, уязвимым перед армиями других государств.

Все это привело к тому, что Египет пал под натиском войск молодого и самолюбивого военачальника Александра по прозвищу Македонский. А после ранней и внезапной смерти этого великого завоевателя египетское государство перешло к одному из его сподвижников - Птолемею.

Так началось правление чуждой государству Египетская столица тогда была перенесена в город Александрия, который прославился в веках своей удивительной библиотекой. Сам же Египет из некогда мощного государства превратился в сельскохозяйственную страну, которая являлась поставщиком продуктов питания для античного мира.

Древнее царство навсегда потеряло свою независимость. Последней царицей из рода Птоломеев была знаменитая красавица Клеопатра. Она покончила с собой, поняв, что римские войска готовы отобрать у нее ее престол. Так Египет превратился в одну из провинций грозной Римской империи.

Значение древнеегипетской цивилизации

Многим из наших современников хорошо знакома древняя история. Египет занимает среди других государств первое и почетное место. Многие туристы сегодня приезжают в эту страну не столько из-за ее теплого климата, сколько ради замечательных экскурсий по древним местам.

Для развития человечества многое значит египетская цивилизация. Она показала пример государственного устройства. Сильное и сплоченное образование, обладающее такими социальными институтами, как боеспособная армия, развития идеологическая система, система образования и воспитания, дает в целом очень положительные результаты. Государство становится лидером среди своих соседей, поэтому оно может претендовать на высокое положение и дает своим членам чувство относительной безопасности и уверенности.

Многообразна древняя история, Египет и его цивилизация - замечательный пример государственного устройства.

К слову сказать, библейское пророчество сбылось: с приходом новой эры навсегда потеряла статус большой державы.

Позже это государство подверглось арабскому завоеванию, поэтому сегодня Египет представляет собой одну из арабских стран. Коренное население, именуемое коптами, испытывает определенную дискриминацию вследствие того, т. к. эти люди являются христианами, живущими в мусульманской стране.

ЦивилизацияЕгипта -речная цивилизация, которая возникла в гигантском оазисе долины Нила. Особенностью водного режимаНила, определяющей его огромное хозяйственное значение являлись периодические разливы, которые оставляли слой плодородного ила. Египетская цивилизация сформировалась в регионе с выгодным географическим положением, богатым своими природными ресурсами, находящимся на перекрестке торговых, политических и культурных связей.

В первой половине IV тыс. до н.э. человек создал бассейновую систему орошения. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в некую территориальную общность, своеобразную соседскую общинуном. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства - Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. в долинеНилауже, вероятно, существовало единоегосударство.

Историю древнеегипетского государствапринято делить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

В эпоху Раннего царства (около 3000-2800 гг. до н.э.) завершается окончательное объединение страны и образование сильного централизованного государства, главная функция которого сводилась к организации оросительной системы.

В период Древнего царства (2800-2300 гг. до н.э.) Египет стал крупным централизованным государством. Объединение страны способствовало подъему всех отраслей египетского хозяйства царского, храмового, хозяйства частных лиц. Во главе сложившегося египетскогогосударствастоялфараон, которыйобладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. В эпоху Древнего царства государствоприобрело черты централизованной деспотии, опирающейся на сильный бюрократический аппарат. Послефараонапервым лицом вгосударствебылверховный сановник пост, которого обычно занимал сын царя, что способствовало усилению деспотии. Еще одним крупнейшим сановником в государствебылначальник войска, возглавлявший военное ведомство. Отмечалось полное подчинение номарховцентральной власти, которая осуществляла жесткий контроль над всеми действиями местной администрации. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного и разветвленного бюрократического аппарата. Материальным воплощением деспотии являлись грандиозные усыпальницыфараоновпирамиды.

В середине III тыс. до н.э. все больше укрепляется власть знати. Среди высших должностных лиц государствапоявляются люди, не связанные с царем родственными отношениями. Процесс ослабления центра и усиления местной знати привел к тому, что около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областейномов.

Два центра возглавили объединительный процесс Гераклеополь на севере и Фивына юге. В этой борьбе окончательную победу одержалфиванскийцарь Ментухотеп I, восстановивший единоегосударствои ставшийфараономвсего Египта. С этого события начинается эпохаСреднего царства (2050-1700 гг. до н.э.).


В это время египтяне вели успешные войны с соседними ливийскимии переднеазиатскимиплеменами, покорили Северную Нубию, осуществили новый технологический прорыв - освоилибронзовое литье и производство стекла. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Сеть ирригации была расширена и улучшена. Восстановление единого и сильного Египетского государстваспособствовало развитию торговли.

Главным создателем материального богатства Египта было практически все трудящееся население страны, которых называли царские люди. Основной их обязанностью являлась работа в рамках определенной профессии в царском, храмовом или частном хозяйстве. В эпоху Среднего царства стал формироваться слой мелких собственников, которых называли маленькими (неджес). Разбогатевшие неджеспроникали в среду жречества и чиновничества, становилисьписцами, торговцами и даже землевладельцами. Усложнившаяся социальная структура и сохранение сильной провинциальной знати приводили к частым заговорам и переворотам.

Около 1700 г. до н.э. в Египет с востока вторглись гиксосы, представлявшие собой союзплеменЮжной Сирии и Северной Аравии.Гиксосыобосновались в Северном Египте, сделав своей столицей город Аварис. Победу надгиксосамиодержалфиванскийцарь Яхмос I, вступивший на египетский престол около 1600 г. до н.э.

В эпоху Нового царства (1580 1085 гг. до н.э.) Египет переживал экономический подъем и занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Появилось железо, но оно воспринималось как предмет роскоши. Широкое распространение получила бронза. Особое значение приобретала металлургия. Расширяется товарно-денежный обмен как внутри страны, так и за ее пределами. Вся экономика нового царства была связана с завоевательной политикой фараонов. В Египет хлынули не только полезные ископаемые, сырье, зерно и скот, но и небывалое количество военнопленных.

Борьба между старой и новой знатью вылилась в реформу Эхнатона (1353-1336 гг. до н.э.). ФараонАменхотеп IVстремился укрепить свою власть. Он выдвинул культ единого солнечного богаАтона, что внешне отразилось в изменении царского имени: вместо Аменхотепа (Амондоволен) он стал зваться Эхнатон (Атондоволен). Была построена новая роскошная столица Ахетатон (около совр. Эль Амарни) кудафараонпереселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Все стороны общественной жизни подверглись изменениям. Преемники Эхнатона свернули реформу, афараонТутанхамонлишил культАтонагосударственной поддержки.

В XIII-XII вв. до н.э. С Балканского полуострова через Эгейское морев Переднюю Азию вторглась группаплемен – народы моря. Борьба с ними привела к усилению политического и экономического размежевания Нижнего и Верхнего Египта. Власть на юге переходит к верховному жрецу АмонаХерихору, в Дельте возникла собственная династия со столицей в городе Танисе (Пер-Рамзес). С середины XI в. единое египетскоегосударствоНового царства прекращает свое существование.

Поздний период(XI-V вв. до н.э.) характеризуется крайне медленным внедрением железа, бойкой торговлей, распространением ростовщичества, более жестким делением общества на свободных и рабов, мелкой раздробленностью страны, формированием военной касты чужеземных наемников ливийцев, ожесточенной борьбой за жреческие должности, нашествием с юга эфиопов, с востокаассирийцев.

Освобождение Египта и очередное воссоединение Юга с Севером осуществил основатель саисскойдинастииПсамметих I, ставленник новой храмовой знати, опиравшийся на греческих и критскихнаемников. Ненадолго была восстановлена власть египтян в Сирии иПалестине, установлены экономические связи с Кипром,Самосом,Киреной. Но уже в 525 г. до н.э. Египет завоевали персы, а затем в 332 г. до н.э.Александр Македонский. Для Египта началась трехвековаяэпоха Птолемеев, эпоха эллинизма, время политического и экономического могущества, когда Египет вновь превратился в единое централизованное государство. При Клеопатре Египет был завоеванРимоми превратился в одну из римскихпровинций.

Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонови социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян.

Особый интерес представляет религиозное сознание египтян. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Царем богов в Египте считали бога солнца -Ра. Общеегипетский характер приобрел культАмона. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением богаГора(сынаРа) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского богаОсириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека, Ка, - обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религиозными представлениями о жизни после смерти. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса. Земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершаябальзамирование.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетсукю культуру. Широко известны древнеегипетская письменность и папирус, сохранившиеся до наших днеймифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах. Египетскаяцивилизациянакопила большие знания, но они передавались в узком кругу, прежде всего жрецов, а большинству населения были недоступны. Особо востребованным стало развитие математики и медицины.

На берегах Нила – священной реки для египтян около шести тысяч лет назад на Африканском континенте началась история существования древней цивилизации Египет, возраст которого не уступал Шумерийскому государству.

Возникновение Древнего Египта и его население

Древние говорили, что без Нила Египет был не смог существовать. Он является единственным источником пресной воды, жизни и продородия в стране. Русло Нила наполняется чистейшей родниковой водой сотни ручейков с гор Центральной части Африки. Течение его, если смотреть на географическую карту, происходит снизу вверх, к Средиземному морю.

Именно поэтому разделение страны, принятое в истории древних времен, на Верхний Египет (южная нижняя часть) и Нижний Египет (северная верхняя часть), объяснялось не географическим положением государства, а течением реки.

В верхней части континента Нил образует разветвленную дельту и впадает в Средиземное море. Погодные условия со времен древнего царства не изменился: лето и зима в Египте солнечные и жаркие. Осадки выпадают крайне редко, случится кратковременный дождик может один раз в четыре-пять лет. 95 процентов территории страны предствляют собой пустыни. И только 5 процентов, в основном рядом с плодородными землями возле Нила, заселены. Ежегодно воды реки выходили из берегов, оставляя после разлива илистый осадок, который означал богатый урожай для египтян. Если этого не случалось, люди Египта страдали от недостатка пропитания и это порой служило причиной народных восстаний, поскольку считалось, что фараон не справлялся со своими обязанностями как всемогущий наместник на земле.

На берегах Нила возникла культура Древнего Египта. Местные жители перевозили по Нилу продовольствие и материалы для строительства. Они научились строить корабли, небольшие лодки из тростника – папируса, который рос на реке, так зародилось ремесло. Затем нильский папирус стали использовать для написания . Так на берегах Нила возникла история древней египетской письменности.

Имя «Египет» стране дали греки. Еще в древнем мире цивилизация прославилась как страна загадок и сокровищницы тайных знаний всего человечества. Культура и традиции Древнего Египта вызывали интерес у таких крупных держав того времени как Римская империя и Древняя Греция. Первая археологическая экспедиция была проведена в Египте в начале XIX века. В их составе участвовали исследовали с Франции, Англии. Первая русская книга об истории Древнего Египта была написана ученым-путешественником Б.Тураевым.


Земледелие на реке Нил

Искусство древних египтян ведения сельского хозяйства вызывает восхищение и у современников. Они делили год на три сезона в зависимости от времени разлива реки. С июля по ноябрь Нил выходил из берегов. К этому времени все должно было быть готовым для посадки урожая: выстраивались специальные каналы с насыпями, которые позволяли удерживать воду. В другое время, свободное от работ на Ниле, местное население было занято в строительстве. История жизни местного населения в Древнем Египте, написанная на стенах архитектурных памятников, повествует о том, что по приказу фараона мужчины устремлялись на заработки: возведение , дорог, гробниц.

Середина ноября была отмечена как сезон пахоты. Землю бороздили при помощи плуга, в который запрягали животных – волов или вручную. Примечательно то, что местные жители долгое время не использовали в хозяйстве как рабочую силу лошадей. В Африке они появились только спустя полторы тысячи лет с приходом иноземных завоевателей.

Основными сельско-хозяйственными культурами в Древнем Египте были ячмень и пшеница. Также они выращивали фасоль, огурцы, горох, оливки, финики, гранаты, инжир, рис. Сезон урожая наступал весной, с марта по апрель месяцы. В Ниле было также полно рыбы, которую ловили при помощи сетей. Древние египтяне производили лен и являлись основными его поставщиками в другие страны.

История зарождение государства Древний Египет. Зарождение государственного устройства на берегах Нила за счет объединения многочисленных разрозненных племен началось около 6000 г. до н.э. Сначала они образовали города-поселения, которые называли «номы». Всего их насчитывалось около сорока. Единства между ними не было, каждый пытался занять б’ольшую территорию. В результате многочисленных междоусобных войн они разделились на Верхний и Нижний Египет, окончательная победа досталась государству, находящемуся в центре Африканского континента. Около третьего тысячелетия до н.э. первый царь объединенного государства Древний Египет по имени Мина взял руководство над всей страной. Столицей цивилизации был провозглашен . Глава государства получил наследственный титул фараона, который сопровождает всю историю Древнего Египта.


Города Древнего Египта

С возникновенем государственного строя стали образовываться административные единицы – города. Фараоны устраивали в крупнейших из них резиденции, украшенные красивейшими садами Древнего Египта, где нередко водились дикие животные и росли прекрасные цветы. Залы дворцов были расписаны талантливыми художниками.

Дома местные жители строили из сырцового кирпича. Мебели в их домах почти не было. Одежду хранили в сундуках.

Состоятельные граждане отличались одеждой из дорогих тканей и многочисленными украшениями. Как для мужчин, так и женщин было принято одевать парики и ярко подкрашивать глаза.

Денежных единиц и монет в Древнем Египте не было, оценка осуществлялась согласно товарного обмена и в соотношение к количеству зерна. Ремесленник менял предмет мебели на продовольствие торговца.

На столе у древних египтян был хлеб, суп из зерна, мясо, птица, овощи, фрукты и напитки, вино и пиво. Традиция варения пива зародилась впервые в истории Древнего Египта. С помощью него местные жители утоляли жажду и поправляли здоровье: хмель способствовал выведению из почек известняка, который содержится в больших количествах в воде Нила.

Институт семьи в древнеегипетском обществе

Во времена существования древней цивилизации Египет семья являлась основной составляющей общества и высоко ценилась. Женщины обладали имущественными и гражданскими правами: они имели право на собственность, могли обращаться с заявлениями в суд.

Для мальчиков были организованы школы, где они изучали ремесло, религию, получали навыки письменности. Самые талантливые из них имели возможность получить высокое положение в обществе на службе во дворе фараона Древнего Египта.

Введение …………………………………………………………………………3 стр.

Египетская цивилизация………….……………………………………………4 стр.

Шумерская цивилизация……………………………………………………….9 стр.

Индская цивилизация………………………………………………………….12 стр.

Китайская цивилизация……………………………………………………….18 стр.

Финикийская цивилизация…………………………………………………….20 стр.

Древнегреческая цивилизация……………………………………………….23 стр.

Заключение………………………………………………………………………28 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Ученные уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была около 20 0 С т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.

Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений.

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата. Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав.

Итак, мы постараемся рассмотреть влияние природного фактора на развитие цивилизаций. Очень интересна при рассмотрении этого вопроса теория «вызова- и- ответа», сформулированная известным английским историком А.Тойнби (1889-1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

Рассмотрим примеры зарождения и развития некоторых древних цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала природа, и на ответы на них. Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стало зарождение и развитие египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата - шумерской, в долине Инда и его бывшего притока - так называемой индской культуры.

По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи. Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед другим вызовом, - вызовом северного холода, - и сумели дать ответ: между тем общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации.

Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера окружения - они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата, - пустынями Руб-аль-Хали и Дешти-Лут, героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места.Своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Египта и Сеннаара (Сеннаар - библейское название Среднего Междуречья).

Строптивость Природы была покорена трудом Человека; болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская и шумерская цивилизации.

Египетская цивилизация

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к 6-4 тыс. до н.э. располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды – люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны.

Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» - «Черная». Необыкновенно плодородную землю принесла сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, остатки растений, принесенных притоками из прибрежных тропических лесов.

Когда в начале лета в Восточной Африке, где находится исток Нила, начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается разлив. Когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля, а выше всего – на 8-10 м над обычным уровнем- вода поднимается в августе-сентябре и держится высоко до середины ноября. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот.

Египтяне достойно ответили на «вызов» реки. Им необходимы были плодородные земли для получения больших урожаев и развития хозяйства.Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» связана с тем, что после спада воды влага распределяется неравномерно – высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год.

Египтяне придумали очень простое устройство, позволявшее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Они, при помощи несложных орудий - мотыги и корзины для переноски земли, начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клеточку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» - бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.

Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а ее правителя – «номарх». Ко времени образования единого египетского царства (около 3000 г. до н.э.) таких номов насчитывалось примерно сорок. Царь египетский назывался «фараоном».

Египтяне своим трудолюбием укротили великую реку. Они получали на своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Все это позволяло успешно развиваться древней египетской цивилизации.

Древнеегипетская история условно разделена на периоды: Раннее царство (I–II династии) – 3000–2778 до н.э.; Древнее царство (III–VI династии) – 2778–2263 до н.э.; Первый переходный период (VII–X династии) – 2263–2070 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) – 2160–1785 до н.э.; Второй переходный период (XIII–XVII династии) – 1785–1580 до н.э.; Новое царство (XVIII–XX династии) – 1580–1085 до н.э.; поздний период (XXI–XXX династии) – 1085–332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.

В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово “область” (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена. Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен. В период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхне-египетский ячмень отличали от нижне-египетского.

В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы - эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были, в общем, такими же, как и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремния были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна - очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.

На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.

Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тысяч голов крупного рогатого и 1422 тысяч голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.

Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти все сырье, необходимое для производства, можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были ничтожны, но ее добывали поблизости, на Синайском полуострове. Присутствие там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось в пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии, но отсюда золото стало, по-видимому, поступать значительно позже. Долина реки и пустыня к востоку от нее были богаты разнообразным камнем. По породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже тогда были известны многие его месторождения. Например, полудрагоценные камни, употреблявшиеся для украшений, встречались в пустыне к востоку от реки, другие - на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.

Деревом, как уже говорилось, страна тогда, по-видимому, располагала, хотя нехватка его была слабым местом древнеегипетского хозяйства. Черное дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно, привозным.

Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало торговых отношений Египта со странами, даже довольно отдаленными. Так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.