Колоды с Рено Джексоном штурмуют Рейтинговую лестницу Hearthstone. Особенности использования некоторых карт

Доброго времени суток, уважаемые читатели сайт

В этой статье вы найдете гайд на колоду Рено Жреца на драконах . Представленная сборка – гибрид колод Рено Жреца от Kripp и Savjz , автором которой является Fireflyer.
Колода Рено Жреца использует синергию драконов, которые, впрочем, не так распространены в колоде, как у классического Жреца на драконах. А поскольку в колоде нет повторяющихся карт, становятся доступны несколько сильнейших эффектов , Разы Плененного и Казакуса. Две последние карты открывают массу возможностей , синергий и потенциала для Рено Жреца, делая его одной из самых интересных, необычных, но в то же время конкурентоспособных колод в текущей мете.

Колода Рено Жреца 2016

В колоде большое количество драконов, но автор решил отказаться от ранних дропов с синергией этих существ, поскольку очень часто в стартовой руке не будет дракона для активации боевого клича. В то же время в сборке есть Историк Гнева Пустоты – но это едва ли второй дроп, свой потенциал это небольшое существо может раскрыть значительно позже, без потери эффективности, особенно если скомбинировать ее с Бранном Бронзобородом . Поэтому Историка Гнева Пустоты необязательно разыгрывать на второй ход , даже если в вашей руке есть дракон, возможно, позже вам потребуется что-то ситуативное и гибкое, что вы сможете раскопать практически в любой момент.

Лучшая часть колоды Рено Жреца – это комбинации, которые и делают сборку интересной. Именно им и будет уделено большее внимание в статье, но сначала следует разбить колоду на части, чтобы разобраться, из чего именно она состоит.

Важные карты в колоде Рено Жреца на драконах

Рено и другие синергии
Инструменты для контроля стола
Замены карт

Любая Рено колода очень вариативна, поскольку трудно найти максимально эффективные 30 карт для колоды. Вот несколько карт, которые вы можете использовать в колоде Рено Жреца: Клирик Североземья , Гномозелье , Сумеречный дракончик , Драконий посланник , Жрец Когтя из «Кабала» , Песнекрад «Кабала» , Темная жрица , Погребение , Губитель Крыла Тьмы , Драгоценный скарабей , Собиратель сокровищ , Служитель боли , Гневион .

Муллиган в колоде Рено Жреца на драконах

На стадии муллигана ищите в быстрых матч-апах: Вестника рока , Зелье безумия,

Комбинация №1 – нанесение летального урона

1. Первое условие для реализации этой комбинации – предварительно разыгранный .

2. Далее вам нужно выставить Исчадие теней на стол и использовать вашу силу героя. Так вы нанесете противнику 4 единицы здоровья, а себе только 2, поскольку вы восстановите свое здоровье силой героя.

3. Затем вы должны разыграть Командира гарнизона , который позволит повторить предыдущий пункт еще один раз, что суммарно нанесет противнику уже 8 единиц урона.

4. Затем вы должны заменить вашу силу героя с помощью Облика Тьмы , так вы сможете использовать новую силу героя дважды, нанеся 4 единицу урона ею по вражескому герою, а также 8 единиц урона с помощью Исчадия теней .

5. Если оппонент еще не умер , настало время Сэра Финли Мрргглтона . Здесь важно выбрать правильную силу героя. Возможно, все вышеперечисленные действия нанесут и по вашему героя слишком много урона, тогда поможет сила героя Жреца, Воина или Друида, которые вы можете раскопать и дважды использовать, предотвратив получение какого-то количества единиц урона. Если ваше здоровье на достаточно высокой отметке , вы можете взять и другую силу героя, например, Мага или Охотника.

В зависимости от того, какую силу героя вы выберете при раскопке Сэра Финли Мрргглтона , вы нанесете 28 (сила героя Паладина, Шамана, Воина, Чернокнижника, Жреца), 29 (сила героя Разбойника), 30 (сила героя Друида, Мага) или 32 (сила героя Охотника) единицы урона по вашему противнику. Если у него будет выставлена провокация, урон может уменьшиться при выборе силы героя Друида или Разбойника. Естественно, вам никогда не следует выбирать силу героя Чернокнижника . Порой вам не нужна полная комбинация для нанесения летального урона, но хватит лишь какой-то ее части – всегда внимательно просчитывайте, сколько урона вы можете нанести с уже имеющимися картами в вашей руке и какими-то существами на столе.

Комбинация №2 – грязное воровство

Грязная крыса дает вам возможность использовать комбинацию с воровством существ.Есть две ее вариации: с Бранном Бронзобородом и без него. Комбинация очень проста: вы разыгрываете Грязную крысу на стол с уже хотя бы 3 вражескими существами, а затем используете Ментального техника . Порой вы сможете украсть действительно важных и сильных существ вашего противника из руки, но для этого придется постараться и, конечно же, рискнуть. Не забывайте, что с Бранном Бронзобородом второй раз украдет существо только в случае, если их останется четыре или больше даже после первого активированного боевого клича вашего существа.

Комбинация №3 – комбинация мечты

Очень редко вам удастся провернуть эту комбинацию, но зато ощущения и у вас и у вашего противника будут незабываемые. Смысл комбинации в том, чтобы раскопать с помощью Курьера «Кабала» Дракона Хладдары . Помимо этого, вам потребуется активированный боевой клич Разы Плененного , а также или Сэра Финли Мрргглтона , с помощью которого вы раскапываете силу героя Мага, Друида, Охотника или Воина. Затем, выставив Дракона Хладдары, вы сможете бесконечно использовать вашу силу героя , что поможет вам нанести летальный урон, либо получить огромное количество брони, которое никто не сможет сбить. Главное, приготовьтесь нажимать на силу героя очень много раз за ход.

Заключение

Рено Жрец – интереснейший архетип , который получил массу новых карт с последним дополнением Злачный город Прибамбасск. Помимо гибридной колоды от Fireflyer, существует масса других эффективных колод Рено Жреца , которыми вы можете покорять ладдер. Представленная выше, пожалуй, самая интересная, веселая, и конкурентоспособная.

Спасибо за внимание, удачи в ладдере.

Перевел Redsnapper , редактировала Blaze , оформил BeerPorter .

С выходом дополнения «Злачный город Прибамбасск» лицо Hearthstone стало меняться. Трон шаманов пошатнулся, и на поле боя появились новые колоды. Для жрецов дополнение оказалось весьма благосклонно в первую очередь из-за двух классовых легендарных карт. Дорогая, но мощная колода с «Рено Джексоном» тому пример.

Состав колоды:

«Запретная форма»

«Божественная кара»

«Клирик Североземья»

«Слово тьмы: Боль»

«Слово тьмы: Смерть»

«Слово силы: Щит»

«Украденные мысли»

«Раскопанное зло»

«Жрец-обжора»

«Круг исцеления»

«Погребение»

«Мастерица микстур»

«Вестник Рока»

«Командир гарнизона»

«Искатель сокровищ»

«Служитель боли»

«Бранн Бронзобород»

«Лазурный дракон»

«Император Тауриссан»

«Аукенайская жрица»

«Курьер из «Кабала»

«Жрец когтя из «Кабала»

«Контроль разума»

«Мариэль Чистосердечная»

«Рено Джексон»

«Сильвана Ветрокрылая»

«Раза Плененный»

«Зелье драконьего огня»

Собственно, основообразующей картой остается «Рено Джексон», которая полностью восстанавливает здоровье владельцу, если в колоде нет одинаковых карт. В итоге вся структура создается вокруг него, что и определяет характер колоды. Во-первых, она рассчитана на доминирование в поздней игре и лишения в ранней, так что существа нужно подбирать соответственно. Во-вторых, напрашивается использование легендарных карт, которых и так приходится брать в единственном экземпляре.

«Рено Джексон» - легендарная карта, спаситель в безвыходной ситуации. Иногда не хватает буквально одного хода, чтобы выдрать победу, и «Рено» дает этот самый дополнительный ход. А то и не один. В отличие от «Ледяной глыбы» «Рено» и проблему смерти от «усталости» может решить. Полное восстановление позволяет продержаться против агрессивных колод, когда в средней фазе игры смерть дышит в затылок, и перейти к позднему этапу. Незаменим.

«Казакус » - новая легендарная карта за 5 кристаллов маны для магов, жрецов и чернокнижников, развивающая тему единственных экземпляров. На тех же условиях, что и «Рено» «Казакус» позволит создать особое заклинание за 1, 5 или 10 кристаллов маны. Каждому заклинанию положено две характеристики, которые игрок будет выбирать по очереди из трех вариантов. Сами по себе заклинания мощные, но основное преимущество – эффект неожиданности и возможность определять свойства и цену, исходя из текущих условий. Незаменим.

«Раза Плененный » - новая классовая легендарная карта жреца. Делает использование силы героя бесплатной до конца хода, если в колоде нет повторяющихся карт. Существенно расширяет возможности комбинаций с лечением, да и просто увеличивает его объемы. Чем раньше появится в руке – тем полезнее. Волшебно сочетается с «Мариэль Чистосердечной» и «Пророком Веленом», хотя в данной версии их нет. Незаменим.

Контроль

Любым поздним колодам приходится как-то защищаться от нападок всяких охотников и шаманов, в основном путем истребления всего, что достает из рукава противник.

После выхода «Световой бомбы» из стандартного режима, жрец часто страдал от нехватки массового урона. Частично это компенсировалось «Раскопанным злом», но теперь появилось «Зелье огня дракона», которое наносит 5 единиц урона всем, кроме драконов. В этой колоде драконов много, так что оружие мощное. В любом случае необходимо собрать 2-3 карты массового урона вроде «Круга света», «Круга исцеления» (при наличии карт, обращающих исцеление в крон), «Раскопанного зла» или «Зелья драконьего огня». Притормозить захват поможет и «Вестник Рока», и «Грязная крыса».

Индивидуальные орудия убийства: по одной копии «Слова тьмы: боль», «Слова тьмы: смерть», «Погребения», «Контроля разума». Подойдут и комбинации вроде «Замешательства» с «Уменьшающим зельем». Против ранней агрессии хорошо и «Зелье безумия» и «Божественная кара». Колода обязывает использовать разные карты, так что подойдет сразу несколько вариантов. В любом случае обязательно требуется 3-4 точечных убийства и столько же массовых. Основной урон по противнику обеспечивают существа.

Добор карт

К 6-7 ходу желательно иметь полную руку, которая позволит плести интриги и создавать коварные комбинации, тратя часть карт на защиту от врага. Набор карт в достаточном количестве обеспечивается за счет универсального «Слово силы: щит» и классических комбинаций с «Клириком Североземья».

«Лазурный дракон», «Служитель боли», «Маг крови Талнос», «Искатель сокровищ», «Украденные мысли» также призваны обеспечить стабильно полную руку.

Существа

Козырь сборки в максимально эффективном использовании силы героя. «Раза» делает ее бесплатной, «Командир гарнизона» позволяет использовать силу дважды, «Мориэль» усиливает. Соответственно в колоде хорошо смотрятся карты с механикой «воодушевления» вроде «Исповедницы» или просто связанные с лечением существа - «Пророк Велен».

«Император Тауриссан» - универсальная легендарная карта, которая хорошо играет в любой медленной колоде, собирающей много карт.

«Жрец-обжора» - одна из самых эффективных карт для восстановления здоровья, при этом весьма живучая. «Мастерица микстур» поможет продержаться до поздних этапов.

Приспешники «Кабала» опять же приносят дополнительные карты и особенно хорошо сочетаются с «Бранном Бронзобородом», который удваивает их эффект.

Существуют и альтернативные версии, базирующиеся на других архетипах жреца. В колоде жреца на драконах основную ударную мощь составляют легендарные создания вроде «Изеры», «Ледяной пасти» или даже «Смертокрыла». В качестве сдерживания ранней агрессии ключевыми остается «Сумеречный страж» и «Драконий посланник». Тогда же полезны «Сумеречный дракон», «Книгозмей» и «Губитель крыла тьмы». Из новых - «Драконид-шпион».

Тактика

Тридцать разных карт не позволяют выработать четкую универсальную стратегию. Трудно предсказать порядок получения карт и возможные ситуации. Самое главное - не использовать карты просто так, из каждой нужно выжать максимальную выгоду. Лучше вообще ничего не выставить, чем зря потратить «Боевой крик» или иную особенность: колода рассчитана на получение прямых атак, зато все карты требуют особых условий для раскрытия потенциала.

«Казакус», «Запретная форма» и карты Кабала, позволяющие «раскапывать» заклинания по выбору, придают сборке высокую адаптивность: они одинаково полезны на любом этапе игры, предоставляя возможность выбрать нужное. Для данной версии важно сохранять «Аукенайскую жрицу» на самый черный день, обращенное во тьму исцеление может оказаться последним шансом на победу.

Подобные колоды с «Рено» пока еще находятся в творческом поиске. Подбирать ее стоит в зависимости от личных предпочтений и имеющихся карт. На стыке обновлений всегда остается место творчеству, дерзайте!

The Reno Dragon Priest deck is an exciting new addition to the meta from the Mean Streets of Gadgetzan. It uses the new card to create potions that can wipe boards and spawn minions for your side. Check out Stonekeep’s in-depth Reno Priest guide that includes Mulligans, Gameplay, Substitutions, and more!

Even though Priest was one of the weakest classes after the Standard rotation that happened earlier this year, state of the class changed a lot this expansion. Priest archetypes that definitely got stronger are Reno Priest and Dragon Priest. So wise Hearthstone players have figured – since both of them got new, shiny, strong cards – why not play both at the same time? And that’s how Reno Dragon Priest was born.

The deck takes best from the both worlds. It can make the aggressive pushes of Dragon Priest, but at the same time it can be defensive and out-heal nearly every deck. The new Priest’s Legendary () was made for this deck – you can get a lot of mid game tempo by healing your minions over and over again.

One of the main reasons to play it right now is a solid matchups against Aggro decks (it’s still close to 50/50, but it’s better to have even matchup than to constantly lose) and being a high value counter to decks like Reno Mage or Control Warrior.

UPDATE – RENO KAZAKUS DRAGON PRIEST IN MARCH 2017, SEASON 36

Most successful Reno Dragon Priest lists last month have used the , so I feel like adding one would be a good idea. It doesn’t change the gameplay fundamentally, just instead of keeping your minions alive you have an easier way dealing with whatever your opponent plays. Generally, the Hero Power is better, because it’s more proactive – it can give you plays when you have nothing to heal and it can put your opponent on the clock. But that comes for a price of a card and some tempo, which makes it a great option in slow matchups, but not so much in faster ones. Since faster matchups are a bit less common right now, having a Shadowform might increase your overall win rate by a bit.

Reno Dragon Priest Mulligan Guide and Strategy

I’ll divide mulligan section into two – against fast decks and against slow decks. Fast decks are generally the Aggro decks (e.g. Aggro Shaman) or high tempo Midrange decks (e.g. Dragon Warrior). Slow decks are slower Midrange and Control decks.

Vs Fast Decks

  • – Early game removal, lets you easily kill some of the early game drops if opponents play multiple 1-2 health minions. Great against Pirate decks, you especially if you can charge a into the .
  • – Even though the 1/3 body is not that threatening, you might stop some plays from your opponent. For example, he might not play 1 or 2 attack minion so you won’t get extra card draw. It’s also something to play on turn 1 – in those matchups you won’t need the card draw anyway.
  • – Most of the time a 2/3 for 1, which is like a better ( . It should get at least one trade, maybe even more if you buff it further or heal it.
  • – The best early game card you can get against Aggro. Usually it clears their 1-drop and stalls the game, sometimes if they manage to find the answer, it still tanks 7 damage for 2 mana.
  • – Another early game removal. Even better than the Holy Smite, because it kills pretty much every 1-3 drop and a lot of 4-drops.
  • – Good stats, Taunt, and only for 2 mana. Great early game minion.
  • – In the worst case scenario it’s a vanilla 3/4 for 3. Which is still okay against fast decks, as it gives you a body to trade with. You prefer to keep it alongside other early game minions, but it’s also okay alone.
  • – Kazakus is a very important card in Aggro matchup, as it has a solid chance to give you AoE, health gain or even both. Dropping it on the curve is a slight tempo loss, but a potion next turn should be more than enough to make up for it.
  • – Reno is a saving grace in a lot of fast matchups. Sometimes turn 6 Reno is auto-win, sometimes it’s even the only way to win. That’s why you want to keep your Reno.

Lower Priority (keep only if certain conditions are met)

  • – With another early game minion. By itself it might be a dead card in the early game.
  • – Keep against decks that play early game weapons, e.g. Pirate Warrior, Aggro Shaman.
  • or – With Coin. It’s too slow to keep when going first, but it gives you a nice minion to coin out on turn 4.

Vs Slow Decks

Higher Priority (keep every time)

  • , – Just like vs Aggro decks. You keep them to have some early game plays and solid minion curve. They’re not getting better in the late game, so you might as well play them early.
  • – Since you don’t mind losing some tempo early in the slow matchups, the sooner you get your Shadowform the better it is in general. Technically the card works best when you have a free Hero Power, but even in the mid game the 2 damage should already be better than 2 healing. You really don’t want to draw this card as one of the last cards, because the later you play it, the less value it gets.
  • – With this deck, you often go for the mid game tempo win condition in the slower matchups. Then Kazakus on the curve is amazing – you pick a 5 mana potion and you tempo out really well. If you decide to go for the value game, you just keep it until you draw Brann and then combo both.
  • – It’s most likely the best turn 4 play, especially if you will pass some turns. It’s often a 4/6 or 4/7 minion, which should get some solid trades.
  • – Drake is better on curve, but Guardian is okay too. It also activates your early game Dragon synergies.
  • – The earlier you get Raza, the better it is. Playing it on turn 4 (with coin) or 5 is the best, because you can start getting your Hero Power value sooner.

Lower priority (keep only if certain conditions are met):

  • – Only in the matchups that run early game minions that are good targets. For example, SW:P is a keep against Priest or Warlock (even if it’s Reno), but it’s not a keep against Druid, because he might not play any good SW:P target until mid/late game.
  • – Against weapon decks, e.g. Control Warrior. It might not come handy until a bit later, but it’s still better to have it.
  • – Worse than turn 4 Dragons, because you don’t need healing anyway, but it’s okay keep if you have smooth curve.

Reno Priest Matchup Win Percentages

Here’s a look at how Reno Priest stacks up against other decks in the meta. Thanks to Metastats for allowing us to provide these statistics!

Winrate stats are currently unavailable for this deck at the moment!

Play Strategy

Even though Reno decks are naturally more complicated than non-Reno decks, this one is rather straightforward. There are some combos and interactions to look for, but your general strategy is to curve out well and survive in the Aggro matchups and outvalue the opponent in Control ones.

Early game looks similar no matter what deck you’re playing against. You want to drop your minions and control the board. Even in fast matchups, prioritize healing your minions over healing your Hero – most of the time there is no reason to heal yourself. Keeping minions alive means that you can make more trades and prevent way more damage in the long run. Against Aggro, you can play a turn 3 Brann Bronzebeard – it won’t likely get value later anyway and it’s a body on the board (better than passing turn 3). Most of the players are scared and kill it anyway, so it’s like a 2/4 Taunt most of the time. However, against slower decks you wan to keep it for the later combos.

Mid game is where things start to get really different. Against fast decks, your #1 priority is surviving. You don’t have to worry about value, because your deck is slower anyway. That’s why you should pick your Discover options and minion order accordingly. When it comes to Discover, pick the faster things. When you play , you want to pick Taunt and if nothing is available, pick a small minion. Picking a late game Dragon is pointless, because it’s too slow to play it anyway. It’s the same with – you always go for the 1 or 5 mana spell (depending on your situation), you never pick 10 mana ones. Talking about Kazakus, in fast matchups you prioritize the Armor gain and AoE damage option. 1 mana is 2 AoE damage and 4 Armor gain, while 5 mana is 4 AoE damage and 7 Armor gain. Other okay options are summoning minions or single target damage. Card draw might be solid if you’re digging for Reno. Don’t pick the “add Demons to your hand” option, because there is no Demon that can really help you in fast matchups (maybe Jaraxxus to heal up to 15, but turn 9 is too late most of the time).

Justicar Trueheart

I really love Justicar in this list. In any Reno Priest list, because they run and those two have insane synergy between each other. However, when remaking the deck a bit, I had to reconsider this choice and play instead. The reason is how aggressive the meta is. Most of the decks play quite a lot of small minions, stealing one of them means not only immediately dealing with it, but also having more minions to trade with. It gives you more “immediate” health, unlike Justicar, which is slower.

Justicar is one of the best cards in Control matchups, as it can give you even more healing value. Like trading your minion into a 4 attack one and then healing it back to full right away. I’d love to play both, but that’s even worse right now – having so many big drops is pretty bad in a lot of the matchups.

I feel like Justicar might find a way into the list in case the meta slows down a bit. It’s one of my favorite cards to play in Priest, so I hope that it will happen.

Forbidden Shaping

Forbidden Shaping is one of the most flexible cards available to Priest and that flexibility is why a lot of people play it. In faster matchups, you can use it on turn 3 or 4 to spawn something. The minion you spawn will generally be slightly below the curve, but it’s better than passing a turn. It can be played instead one of your big drops – in slower matchups you can wait until late game before you play it, resulting in (most likely) a strong, big threat. And in faster matchup it’s not a completely dead card.

What I kinda dislike about Shaping in this deck is that you can’t easily play it on 8 mana after you drop . 8 mana slot is better than 10 mana slot in general. 10 mana has a lot of vanilla minions, while 8 has a higher chance of a minion with effect like , or . But it’s still a good card.

Other Big Dragons

Playing different late game Dragons might not only be a budget necessity, but also a choice. I like the + duo most in the current meta, because Chillmaw gives you an extra Taunt + AoE (if you manage to survive until turn 7 against Aggro, it can save your skin) and Ysera is hard to remove by a lot of the meta decks and can be an extra win condition in slower matchups. But they’re not the only ones.

If you want to go for a faster option, pick . It has less value potential than Ysera, but it gives the cards immediately, it doesn’t have to stick to the board to get value. 8/8 stats are also more aggressive, which can be fitting in this deck. However, Nefarian is also much easier to remove, for example Dragon Priest can deal with it quite easily (SW:D), but they can’t really deal with Ysera.

Another solid option is . In slower matchups, it can deal a lot of the damage. It’s amazing against Reno decks, after they drop Reno. It’s 15 face damage with Battlecry. You can also sometimes set up unexpected lethals. If your opponent is at full health, but you have a lot of damage on the board, they might not expect what’s coming. And in fast matchups, you can use her for the self-heal. Alexstrasza would be my second choice.

Isn’t very good, but it has its merits. You can save to get the extra value. You can also combo it with , with 0 mana Hero Power you can drop both and get immediate value. I still don’t like it over other Dragons, though.

The last resort option is . Surprisingly, it’s not as bad as it looks like in this deck. You often lose games not because you’re outvalued, but because you’re outtempo’d. For example, a Shaman with no cards and full board. If you had Deathwing in such a scenario, sure, you drop your whole hand, but you clear the board and get 12/12. Deathwing is best in the Midrange matchups, but it’s also useful “last card played” in fatigue scenarios. If you play the full value war, after you already play all the other significant cards, you can still drop Deathwing. In such a scenario, it’s often a win – at this stage of the game your opponent won’t likely have a way to deal with it.

Closing

That’s all folks. I hope that you’re going to enjoy the deck as much as I do. It seems really strong in the current, early meta and I hope that it’s going to stay this way.

If you have any questions or suggestions, feel free to leave them in the comment section below. If you want to be up to date with my articles, you can follow me on Twitter.

Good luck on the ladder and until next time!

Понравился наш сайт? Ваши репосты и оценки - лучшая похвала для нас!

В этом гайде мы научим вас играть жрецом с Рено. Это очень стабильная колода, способная противостоять агрессивным противникам, которые часто встречаются в рейтинговых боях. Кроме того, в ней достаточно мощных существ, позволяющих обыгрывать противников с тяжелыми контроль-колодами.

Тактика

Сила жреца с Рено кроется в большом количестве АоЕ-эффектов и заклинаний для исцеления, введенных в игру с выходом последнего дополнения. Жрец с Рено отличается чрезвычайно медленным стилем игры и способностью подавлять агрессию за счет мощных эффектов воодушевления и Н"Зот. Благодаря появлению Раза Плененный в колоду были добавлены карты с воодушевлением, которые раньше считались слишком медленными.

Ключевые концепции

Представление о темпе игры

Колоды с Рено по своей натуре очень пассивны. Их ходы, как правило, сводятся к реакции на действиия противника. Играя против агрессивных соперников, они вынуждены разыгрывать карты как можно быстрее и сдерживать развитие вражеской доски, подготавливая ходы с мощными АоЕ-заклинаниями и заклинаниями для исцеления. Играя против соперников с контроль-колодами, они пытаются извлечь из своих карт максимум пользы, эффективно и методично расходуя имеющиеся ресурсы. К примеру, это может означать отказ от розыгрыша дополнительного существа в ожидании вражеского АоЕ-заклинания или использование Командир гарнизона не по кривой, а в сочетании с силой героя. Этот принцип также распространяется на выбор карт от Казакус. В частности, для боя с агрессивным противником заклинание стоимостью 10 кристаллов считается слишком медленным, и будет лучше предпочесть ему заклинание для исцеления или зачистки доски. В бою с контроль-противником дорогое заклинание (например, воскрешение трех существ или добор трех карт) придется весьма кстати. Принимаемые решения во многом зависят от наличия в руке Рено Джексон. Если у вас есть Рено, вы можете использовать очки здоровья как дополнительный ресурс и позволить противнику нанести вам больше урона.

Изучаем свою колоду

Колоды с Рено заставляют игрока тщательнее изучать механизмы взаимодействия между картами. Внимательно ознакомьтесь со списком карт, входящих в вашу колоду, выделите самые важные из них и подумайте, как они могут повлиять на ту или иную игровую ситуацию. Добирая карты из колоды, оценивайте то, что в ней осталось. Это может быть довольно сложно, особенно если вы не используете Deck Tracker. Играя с агрессивным противником, считайте количество заклинаний для исцеления и зачистки доски и планируйте свои действия так, чтобы они были максимально эффективными. То же самое касается провокаторов, которых можно получить от Смотритель музея. Играя с контроль-противником, помните, что такие матчи обычно длятся очень долго, буквально до последней карты. Учитывайте все то, что вы еще не добрали, и продумывайте возможные ответы на вражеские действия, чтобы в конце не остаться ни с чем.

Механика

В колоде присутствуют карты, требующие активных действий со стороны игрока. Прежде всего, речь идет о Яростный пиромант и Зелье безумия, а также о взаимодействии между силой героя и картами с эффектов воодушевления, Мариэль Чистосердечная и Командир гарнизона. Перед тем, как начать игру, внимательно изучите эти карты и их механику. Эффект пироманта всегда срабатывает после эффекта заклинания . Это означает, что Кольцо света сначала исцелит пироманта, а затем нанесет урон, т.е. существо останется в живых, даже если изначально у него была 1 ед. здоровья. Кроме того, вы можете украсть Служитель боли Зельем безумия, и эффект пироманта сработает после того, как служитель перейдет на вашу сторону, т.е. карту получите вы, а не ваш противник. В игре существует немало подобных тонкостей, о которых необходимо помнить. Взаимодействие между эффектами карт и силой героя также заслуживает отдельного внимания. Например, появление Мариэль Чистосердечная позволяет использовать силу героя повторно, и если она ничего не стоит, это может быть очень выгодно. Одним словом, всегда планируйте розыгрыш ключевых карт заранее.

Стартовая рука и детальные тактики

Подбирая стартовую руку, ищите Мастерица микстур и Смотритель музея. Эти карты пригодятся вам в большинстве боев. Прочие карты подбираются в соответствии с особенностями противника. Если он использует оружие, приберегите Кислотный слизнюк. Если он очень агрессивен, вам поможет Вестник рока. Если он играет медленной и тяжелой колодой, обратитесь к Изменчивая тень.

Кроме того, в стартовой руке должен лежать Рено Джексон. Он добавит вам уверенности в себе и позволит играть смелее.

Поскольку дополнение вышло недавно, закономерности в колодах противников еще не определены, и мы не можем дать советы о том, как побеждать конкретных противников. Мы обновим этот гайд, как только нам станет что-нибудь известно.

Замена карт

В любой колоде с Рено есть место для экспериментов. Вы можете добавлять и убирать ситуационные карты, наблюдая за противниками, которые встречаются вам чаще всего. В ходе экспериментов необходимо помнить, что основу колоды составляют заклинания для исцеления, карты с эффектом воодушевления, а также Рено Джексон и ему подобные: Раза Плененный и Казакус.

Другие колоды:

Имя

Цена

Просмотры

Обновление

admin 3800 0 ↓0 138 2019-04-10
admin 700 1 ↓0 192 2019-04-10
admin 700 5 ↓1 184 2019-04-10
admin 4300 1 ↓1 195 2019-04-09
admin 8050 0 ↓0 391 2019-02-27
admin 2500 0 ↓0 443 2019-02-27
admin 8950 0 ↓0 317 2019-02-27
DotArd 3550 0 ↓0 335 2019-02-23
admin 8000 2 ↓2 1585 2019-01-28
admin 14650 1 ↓0 909 2019-01-28

Данный гайд может оказаться полезным для вас при следующих условиях: во-первых, вы играете в вольном режиме и, во-вторых, хотите обратиться к Андуину Ринну, но Жрец на драконах отталкивает вас своей прямолинейностью. Обратимся к Рено Жрецу из вольного режима !

Колода Рено Жреца

Колода не имеет ярко выраженных безнадежных противостояний за исключением, разве что, Паладина на мурлоках. А с агрессивными колодами разбирается с легкостью, даже если Рено Джексон не придет вам в руку. Процент побед против Пират Воина превышает 70%, хотя грядущие нерфы, вероятно, скажутся на его популярности.

Тяжелые карты в лице Н’Зота и Изеры представляют собой источник головной боли для других контрольных колод, а с темпом, который задают драконы, не в состоянии совладать даже Джейд Друид со своими бесконечными големами.


Используемые карты

Раза Плененный – Казалось бы, зачем он нужен без Мираэль Чистосердечной, Облика Тьмы или существ с воодушевлением наподобие Исповедницы Пейлтресс? Но Раза хорош и сам по себе. В противостоянии с агрессивными колодами он дает возможность неплохо разменяться и тут же начать задаром восстанавливать по 2 единицы здоровья за ход. В контрольных поединках способность не столь жизненно необходима, но тоже может принести Жрецу больше 10 единиц здоровья без необходимости растрачивать на эти действия ману.

Второсортный костолом – Карта великолепно показывает себя против агрессивных колод и других Жрецов, а в противостоянии с контрольными колодами вы выигрываете за счет других инструментов.

Зелье безумия – Одна из основных причин, почему колода так хороша против Пират Воина. Карта просто сверхсильна в подобных поединках. Не будь это колода с Рено Джексоном, можно было бы даже выбросить Слово Тьмы: Боль ради второй ее копии. Далее в гайде будет раскрыто, почему карта хороша и в контрольных матчах.

Сильвана Ветрокрылая – Всем известно, что карта переживает не лучшие времена и плохо вписалась в нынешнюю мету. У колод с Рено Джексоном заготовлены хорошие ремувалы, а на столе почти нет ничего достойного кражи, а агрессивные архетипы лишь поблагодарят вас за то, что вы потратили целый ход на выставление существа 5/5 без провокации. Ситуация выглядит безрадостной… если только вы не играете в вольном режиме колодой с Н’Зотом! Шаманов со сглазом в формате совсем немного. С агрессией могут справиться и другие ваши карты, а Сильвана окажется незаменимой в противодействии другим медленным архетипам, включая Джейд Друида, – особенно после повторного призыва древним богом.

Изера – Может карта и выглядит, как просто еще один активатор для остальных драконов, но в действительности она способна в одиночку вытащить много контрольных поединков, к примеру, с теми же самыми Рено колодами. Правда, тяжесть борьбы с агрессией перекладывается на другие карты.

Темный сектант – В вольном режиме он оказывается лучше Жреца Когтя из «Кабала». Вы не играете классическим Жрецом на драконах, в распоряжении которого есть уйма существ за 1 или 2 кристалла маны, поэтому лучше усилить какое-нибудь существо на следующий ход, когда на столе что-нибудь будет. К тому же Бранн Бронзобород всегда сохраняется для других карт, а выгода от Темного сектанта буквально удваивается после воскрешения Н’Зотом. Такой подход всегда предпочтительнее для медленных противостояний, что и определяет выбор Темного сектанта.

Неиспользуемые карты

Погребение – Карта безусловно сильна в противодействии контрольным колодам, но оказалась за бортом в условиях очень агрессивной меты: она лежит мертвым грузом, когда нужно сдержать натиск. Вы можете вернуть ее в сборку, если почувствуете, что агро колоды встречаются реже и нужно усилить медленные противостояния.

Грязная крыса – Причины отказа от этой карты очень схожи с Погребением. Против агрессии Грязная крыса проявляет себя не с самой лучшей стороны, особенно если не использовать ее в сочетании с Ментальным техником. Может заслужить место в колоде, если вам нужно будет одолеть другие колоды с Рено Джексоном.

Мариэль Чистосердечная – Мариэль оказывается слишком большой потерей в темпе, поскольку для того чтобы расправиться с этим вложением 6 единиц маны противнику может хватить 1 кристалла маны (Молния, дешевое существо или заряд Огненной секиры), а то и 0,3 кристалла (заряд Призрачных когтей). В контрольных противостояниях вам в любом случае никогда не нужно настолько много исцеления. В них даже Рено Джексон частенько может быть разыгран для темпа. С Воином история совершенно другая, поскольку он может выходить за пределы стандартных 30 единиц здоровья и использовать броню для Ударов щитом. Для Жреца же Мариэль не настолько хороша, как может показаться.

Ментальный техник – Несмотря на то, что представленная колода контрольная по своей природе, драконы обеспечивают вас неплохим присутствием на столе, а оставшаяся только в вольном режиме Световая бомба помогает с легкостью зачистить стол противника. В итоге, в использовании Ментального техника нет смысла, особенно в отсутствии Грязной крысы.

Курьер «Кабала» – Хотя карта и встречается в большинстве Рено колод, здесь ей не удалось отыскать места по всё той же причине: с контрольными колодами Рено Жрец справляется и без нее, а в противодействии агрессии карта влечет за собой потерю в темпе.

Песнекрад «Кабала» – данная карта может оказаться заменой Разе Плененному, но в целом уступает ему. Песнекрад – лучшая карта с немотой на текущей момент, но исцеление от Разы оказывается полезнее в поединках с быстрыми колодами. В контрольных противостояниях бесплатное исцеление со временем тоже перевешивает немоту, да и сама карта Разы не является ситуационной, в отличие от Песнекрада. Вы можете разыграть Разу при первой же возможности, не ожидая, когда подвернется удобный момент.

Жрец Когтя из «Кабала» – Причины описаны выше в разделе про Темного сектанта.


Пират Воин

Один из самых благоприятных матчапов за счет большого количества инструментов противодействия агрессии: Зелье безумия, Мастерица микстур, Владыка Смерти, Вестник рока, Кислотный слизнюк и т.д. Далее Муллиган будет рассмотрен подробнее, но в целом отбиться в начале игры не составляет особого труда, да и по выгоде противнику никак вас не переиграть. Просто играйте максимально надежно, зачищайте все, что можно, не жадничайте с Бранном Бронзобородом и Кислотным Слизнюком: Бранна можно выставлять в качестве своеобразного «провокатора», лучше разрушить Слизнюком оружие 3/1 и отправляться в размен, чем использовать силу героя и ждать Арканитового жнеца. Сюда же можно отнести и Рено Джексона: не обязательно выуживать из него полную выгоду, 10-20 восстановленных единиц здоровья на 6 ход будет вполне достаточно.

Агро Шаман

Противостояние очень схоже с Пират Воином. Все то же самое: не жадничайте и вложите все доступные ресурсы, чтобы выстоять первые 5-6 ходов. Дальше вы с легкостью переиграете Шамана по выгоде. Постарайтесь использовать Зелье безумия, чтобы убить у оппонента Мага крови Талноса и добрать карту самому. Использовать стандартный муллиган против агрессивных колод.

Рено Жрец и Жрец на драконах

Другие Рено Жрецы могут доставить сложности, особенно в том случае, если они используют в своей сборке Погребение – один из тех редких матчапов, когда карта оправдывает свое включение в колоду. Во многом исход партии будет решен тем, кто лучше реализует Казакуса и Н’Зота. Подробнее о правильном использовании этих карт будет упомянуто далее. В поединках с Рено Жрецами старайтесь извлечь максимум выгоды – не разбрасывайтесь картами просто так и добирайте карты только в том случае, если в колоде противника их осталось меньше. Зеркальные поединки почти всегда длятся до усталости, поскольку возможности лечения превышают потенциальный урон. Исход сражения может быть решен буквально на второй ход игры Клириком
Североземья, добравшим кому-то карту. От розыгрыша Клирика Североземья и Слова Силы: Щит нужно воздержаться вовсе, а вот Лазурного дракона можно и разыграть: он слишком хорош против Жреца, поскольку обладает 4 единицами атаки и устойчив к Зелью драконьего огня. Тем не менее даже его следует придержать, если дело все равно дойдет до усталости. Жрецы на драконах встречаются чаще, но с ними и совладать проще. Выгоды в вашем арсенале побольше, а выиграть стремительным натиском Жрец на драконах не может. Победу противнику могут принести два Драконида-шпиона и два Историка Гнева Пустоты, особенно если в сочетании с Бранном Бронзобородом будут украдены ключевые карты из вашей собственной колоды (например, Изера). Однако обычно поединок достаточно прямолинеен: нужно отбиться и извлечь больше пользы из собственных карт, не забывая о темпе.

Рено Маг

Поединок схож с Рено Жрецом и Ренолоком. Для победы в данном контрольном противостоянии нужно переиграть соперника по выгоде. Отсюда вытекает предпочтительное использование Казакуса под Бранном Бронзобородом, отказ от чрезмерного добора в ожидании усталости и более «жадный» стиль игры по сравнению с играми против агро и мидрейндж колод. Тем не менее, в отличие от некоторых других контрольных противостояний в поединке с Рено Магом не следует играть Рено Джексона в темп, поскольку нужен ответ на возможный розыгрыш Алекстразы. Но и ожидание максимальной выгоды с Рено Джексона опасно – Маги могут убить вас большим количеством взрывного урона с руки. Иногда даже стоит выманить какие-нибудь куски этой комбинации (к примеру, Огненный шар) выставлением на пустой стол Сильваны. Здорово, если она угодит под Превращение, – в таком случае у Рено Мага не останется эффективного способа разобраться с Изерой, и та может выиграть для вас игру, собрав оставшиеся ремувалы или создав несколько карт Сна.

Миракл Разбойник

Валира выглядит слабее в вольном режиме игры, поскольку ни одна из карт формата не дает ей решающего преимущества. А вот у Жреца в распоряжении оказываются хорошие провокаторы и Световая бомба, уничтожающая замаскированных существ. Не стоит недооценивать взрывной урон Разбойника: Лирой Дженкинс, Хладнокровие и Потрошение могут застать вас врасплох, поэтому смело используйте Рено Джексона на 15-20 единицах здоровья. В остальном главное сыграть надежно и не попасть в радиус взрывного урона. У Разбойника закончатся ресурсы, и вы переиграете его по выгоде даже без Казакуса и Бранна. Приоритет в муллигане также достается выживанию в ранней игре.

Джейд Друид

В теории Джейд Друид выглядит сильнее за счет своих бесконечных големов, но на практике у вас оказывается больше карт в руке, больше существ на столе, а Световая бомба выключает Малфуриона из игры. Сильвана заставит Друида пожалеть о том, что он не сдался раньше, а Н’Зот просто вызовет это чувство еще раз. Ключ к победе в правильном использовании ресурсов: Зелье драконьего огня лучше отдать пораньше, пока големы не подросли, а Световую бомбу, Сильвану и Слово Тьмы: Смерть приберечь для более поздней стадии поединка. Сильвана, Н’Зот и Световая бомба делают этот матчап благоприятным, чего никак не скажешь о стандартном формате игры.

Ренолок

Будьте жадными насколько это только возможно. Сварите Казакусом под Бранном два зелья по 10 кристаллов маны, отдавая предпочтение возможности нанести 8 единиц прямого урона Джараксусу. Разыгрывайте Н’Зота только после того, как убедитесь, что весь ваш стол не будет превращен в стадо овец. В отличие от других контрольных противостояний (особенно с Рено Жрецом и Рено Магом) в этом можно добирать карты более свободно, поскольку Ренолоки чрезмерно используют свою силу героя. Проблемы может доставить только комбинация с Лироем Дженкинсом, но на этот случай у вас есть множество провокаторов, два из которых воскрешаются обратно Н’Зотом. В остальном Гул’дан проигрывает вам по умолчанию, независимо от того, насколько тяжела его сборка.

Паладин на мурлоках

Даже если бы в сборке было Погребение, этого было бы недостаточно, чтобы предотвратить смертоносное нашествие мурлоков. Вас не спасут ни Рено Джексон, ни какие-либо зелья с Казакуса. Единственный шанс на победу – сберечь Бранна Бранзоборода для Драконида-шпиона и с двух попыток отыскать собственную копию Мурглвратностей судьбы. Если этого не случилось – можно не тратить время и сдаваться.

Муллиган сложен для колод с Рено Джексоном, поскольку в колоде лишь по одной копии каждой карты. Если вы что-то выбросили на этой стадии, то можете не увидеть эту карту до конца партии. Количество возможных комбинаций также очень велико, и поэтому можно дать только общие рекомендации.

При игре первым

Клирик Североземья – Всегда оставляйте карту, если ваш противник не Жрец

Мастерица микстур – Обязательно оставлять против агро колод, можно оставить и для других противников, но не для Ренолока (чтобы не отлечить его в начале обратно)

Зелье безумия – Оставлять только против агро (Шаман и Воин)

Сумеречный дракончик – Оставлять, если в руке уже есть дракон стоимостью в 5 маны или меньше. Если дракона еще нет, то можно рискнуть вытащить его после пересдачи карт, но не в случае с агрессивным противником – здесь лучше не искушать судьбу и сразу искать Кислотного слизнюка, Вестника рока, Мастерицу микстур, Зелье безумия и Владыку Смерти.

Кислотный слизнюк – Против Шаман и Воина оставлять обязательно!

Вестник рока – Против агро оставлять всгеда. Оставить можно и в контрольных поединках, но не стесняйтесь выбрасывать, если ищете что-то более конкретное.

Драконий посланник – Против агро оставляйте, если у вас есть дракон и первый ход. Против прочих соперников можно оставлять и без первого хода, но наличие дракона в руке обязательно.

Владыка Смерти – Против Воина оставлять в любом случае. Против Шамана – только если уже есть первый или второй ход.

Слово Силы: Щит – Можно оставить, если уже есть карты для первого и второго хода, особенно Клирик Североземья.

Слово Тьмы: Боль – Оставлять эту карту в руке при любом раскладе неверно. Особенно в противостояния с агро колодами. В лучшем случае вы потратите 2 маны, чтобы убить существо противника за 1 или 2 маны. Но это вас не спасет, а скорее приведет к потере темпа. Возможно, карту стоит оставить, если есть хороший первый ход, но саму по себе – нет. Лучше увеличить шансы прихода в руку Вестника рока, Кислотного слизнюка, Мастерицы микстур, Клирика Североземья и Владыки Смерти.

Сумеречный страж – Можно оставить карту в качестве активатора для Сумеречного дракончика или Драконьего посланника и последующего четвертого хода. Без этих карт оставлять не следует.

Сумеречный дракон – Та же ситуация, что и с Сумеречным стражем, но против Жрецов можно оставлять и саму по себе.

Историк Гнева Пустоты – Почти никогда не оставляйте против агро колод, разве что уже имея в руке и Сумеречного дракончика и Сумеречного стража, но вполне допустимо оставить в руке против более медленных архетипов при наличии дракона (но не Изеры – ее убирайте всегда).

Казакус – Оставлять против агро колод, если есть какие-нибудь первые или вторые ходы. В таком случае он сможет помочь вам выстоять. Но если первые три хода будут пропущены – все будет тщетно.

Раза Плененный – Оставлять всегда против любого типа контроля, чтобы как можно быстрее начать извлекать выгоду из его способности. Против агрессии не оставлять никогда.

При игре с Монеткой

Особых правил муллигана при игре вторым нет. Просто следуйте стандартной практике использования Монетки. Например, можно сохранить оба вторых дропа и третий дроп, поскольку один из них вы разыграете с Монеткой уже в первый ход. При игре без Монетки какие-то карты можно бы было выкинуть в надежде найти первый дроп. В каждом случае принимайте индивидуальное решение в зависимости от того, что есть в руке.


Особенности использования некоторых карт

Здесь будут рассмотрены некоторые нюансы, которые могли быть упущены из виду и оказаться непонятными менее опытным игрокам.

Бранн Бронзобород – его основное применение заключается в комбинации с Казакусом, но возможно использование с Драконидом-шпионом или Историком Гнева Пустоты. Против агрессивных архетипов Бранна без колебаний можно использовать в качестве «провокатора» 2/4, поскольку в этих поединках ваша задача выжить, а не извлечь выгоду.

Казакус – Против агрессивных колод всегда выбирайте зелья за 5 кристаллов маны или даже за 1 единицу, а против контроля отдавайте предпочтение зельям за 10 единиц маны, причем желательно задействовать Бранна Бронзоборода. Но не обязательно быть слишком жадным, особенно если ваш противник сам разыграл Казакуса без Бранна. Лучше получить только одно зелье, чем остаться совсем без них, если Казакус будет вытащен из руки Грязной крысой. Так или иначе, именно зелья Казакуса во многом решают исход контрольных противостояний. В контрольных противостояниях избегайте добора карт зельем, поскольку игра часто доходит до усталости. Вариант с увеличением здоровья существ хорош только в сочетании с воскрешением существ. Против агрессивных колод никогда не стоит гнаться за зельями по 10 маны. Не стоит пренебрегать и зельями за 1 единицу маны. Если у существ противника не больше двух единиц здоровья, то, возможно, правильным решением будет найти зелье с дешевой зачисткой, а на следующий ход сыграть его вместе с Сумеречным стражем.

Рено Джексон – С агро колодами все очевидно. Разыграйте его сразу же, как только появится теоретическая возможность умереть следующим ходом. В контрольных поединках, как бы странно это не прозвучало, Рено Джексона иногда можно играть в темп. Если у вас нет других опций, здоровья еще много, а противник не располагает солидным взрывным уроном, то такой вариант вполне приемлем.

Н’Зот – Используйте его в качестве крайней меры в контрольных поединках, лишь убедившись, что все воскрешенное воинство не сгинет тут же от массовой зачистки, особенно зелий Казакуса! Иногда лучше терпеливо дожидаться усталости, чем разыграть карту и сразу же напороться на массовое превращение в овец. Постарайтесь выманить массовые зачистки заранее, если только это возможно!

Зелье безумия – При правильном использовании эта карта вполне может выиграть вам поединок. С агрессивными колодами все понятно: используйте карту, чтобы убить два существа оппонента, к примеру, Пирата Глазастика об Матроса Южных морей. А как использовать карту в контрольных противостояниях? Исключительно для похищения вражеского Бранна Бронзоборода! Тут же с ним могут быть разыграны Драконид-шпион, Историк Гнева Пустоты и сам Казакус. Если противник еще не разыграл своего Казакуса или Грязную крысу, но похищенного Бранна надо еще и любой ценой разменять.

Второсортный костолом – Не обязательно ждать, когда он станет стоить 3 маны, особенно против контрольных колод. Второсортный костолом вполне хорош и по номинальной стоимости, скидка особенно хороша лишь в противодействии агрессивному натиску.

Немного о возможных заменах. Они не обязательно должны быть той же стоимости, что и отсутствующие у вас карты. Вы можете смело заменять карты самого разного типа, к примеру, Разу Плененного на Грязную крысу.

Раза Плененный – Можно обойтись Песнекрадом «Кабала».

Изера – С задачей Изеры вполне может справиться и Нефариан. Это еще один большой дракон, служащий активатором до завершающей стадии игры, когда он сможет добавить карт в руку. Не так хорош, как Изера, но близок к ней, особенно с учетом нерфа Опытного охотника.

Световая бомба – Можно заменить на какую-нибудь еще массовую зачистку, предпочтительно на Кольцо света, поскольку у вас может быть присутствие на доске. Против агро архетипов возможно использование Раскопанного зла, но лишняя карта для противника в медленном противостоянии не очень желательна.

Надеемся, вы смогли почерпнуть для себя что-то полезное в этом гайде. Пусть Свет опалит ваших врагов!

подготовил pafnutiy , реадктировала blaze , оформил burnquist