Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства

Елена Турыгина
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое воздух?»

Задачи :

Дать детям представление о том, что такое воздух , что он необходим человеку для дыхания.

Познакомить со свойствами воздуха (прозрачный, легкий, невидимый, не имеет запаха) .

Дать детям представление о том, как образуется ветер (ветер – это потоки воздуха ) .

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

1. Игры с шариками.

Ход игры : дети стоят полукругом, вносятся 2 воздушных шара : красный надут сильнее, синий слабо.

Давайте, ребята, поиграем с шариками.

Какими шариками играть лучше?

Какой легче отбивать?

Что находится внутри шариков? (воздух )

Какой еще воздух ? Я ничего не вижу. А вы видите воздух ?

А почему, как вы думаете?

Получается : воздух какой ? (прозрачный, бесцветный, невидимый) .

Внутри шариков – воздух , красный надут сильнее, в нем больше воздуха и шарик получился упругим, легко отбивается, летает и плавно опускается. А синий – мягкий, в нем мало воздуха .

Что нужно сделать с синим шариком, чтобы с ним тоже можно легко играть? (надуть побольше) .

2. Игра «Поймай шарик»

Я надую шарик, а конец завязывать не буду, когда отпущу шарик, воздух начнет выходить и шарик будет летать, а мы его попробуем поймать.

Как вы думаете, а откуда воздух взялся в шариках ? (Мы надували шарик, выдыхали воздух )

Значит в нас есть воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

А как проверить, что в нас есть воздух ?

Сейчас каждый из вас выберет свой вариант проверки.

(На столах трубочки, стаканчики с водой, перья) .

Если опустим трубочку в воду и тихонько подуем в нее, то что происходит? (Появляются пузырьки)

А откуда появились пузырьки в стакане, ведь в нем была только вода? (Пузырьки это воздух , который находится внутри нас)

Мы сначала вдыхаем воздух через нос , потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Если подуем на перышки, они взлетают от потока воздуха . Все это говорит о том, что в нас есть воздух .

Ребята, а как выдумаете, нам нужен воздух ?

А для чего нам нужен воздух ?

Закройте рот и нос. Мы сможем дышать? (Нет)

Когда мы выдыхаем воздух , он похож на ветерок. А можно ли увидеть ветер? (Нет, он невидим, мы сможем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит облака по небу, поднимает мусор, песок на дороге)

Ветер – это потоки воздуха .

3. Игра «Ветерок»

Раздаются листы картона, на пол высыпаются бумажные салфетки или сухие листья. При помощи картона (взмахами) сделать ветер, размести листья.

Движение воздуха мы можем ощутить . (Предлагаю помахать на лицо)

Мы знаем, что воздух какой ? (прозрачный, а чтобы его увидеть, его можно поймать.

Берем целлофановые пакеты, что в них? (они пустые)

Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его .

Что произошло с пакетом? (Он стал выпуклым, изменил форму)

Почему? (Он наполнился воздухом )

На что он похож? Кажется, что он похож на подушку.

Давайте рассмотрим через него предметы, еще раз убедимся, что воздух прозрачный .

Мы с вами смогли поймать воздух и заперли его в мешочке, а теперь выпустим воздух .

Делаем вывод : воздух есть вокруг нас .

А чем воздух пахнет ?

Посмотрите, у меня есть красивая баночка. Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху.

Чем пахнет? (Конфетами)

Я люблю конфеты, а вы?

Тогда подставляйте ладошки , я буду насыпать.

А где же конфеты? Баночка пустая, а пахнет. Как так происходит?

Оказывается это воздух виноват , он присваивает себе чужие запахи. Чистый воздух ничем не пахнет , запах ем придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Вот и в нашей баночке когда-то лежали конфеты и воздух , который находится в этой баночке, забрал себе запах этих конфет.

Мы с вами знаем, что воздух прозрачный , невидимый, что мы им дышим, он находится вокруг нас, а что же такое воздух ?

Возьмите в руки камень и сожмите его. Какой он на ощупь? (Твердый)

А можно ли взять в руку воздух и сжать его ? (Нет)

Значит воздух не твердое тело .

Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой. Что умеет делать вода? (Течь)

Вода это что? (Жидкость)

А воздух можно переливать из стакана в стакан? (Нет)

Значит воздух не жидкость .

- Воздух нельзя сжать в руке , он не твердое тело, воздух не течет , его нельзя пить, значит он не жидкость. Делаем вывод : воздух – это газ .

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №59 «Колокольчик» г. Мытищи

Конспект открытой образовательной деятельности

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух и его свойства»

Образовательная область «Познание»

воспитатель 2 квалификационной категории

2013г.

Программное содержание:

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Развивать психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, познавательные интересы, наблюдательность, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;

Развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Гипотезы:

Воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Воздух легче воды;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха не возможна жизнь;

Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Ветер - движение воздуха.

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, показ презентации « Свойства воздуха».

Словарная работа: бесцветный, газ, невидимый. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, участвовать в диалоге.

Взаимосвязь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Материалы к занятию:

Баночки с «запахом»;

Фольга (по количеству детей);

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт;

Стакан;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Песочные часы;

Воздушные шары по количеству детей;

Кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка ;

Фонограмма «Шум моря».

Использованная литература:

  1. Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» , М., «Вако», 2007
  2. Каменева Л.М. « Как знакомить дошкольников с природой», М., «Просвещение»,1978
  3. Иванова А.И. «Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду», М., «Сфера», 2004
  4. www.pedagoginfo.com
  5. www.wiki.rdf.ru

Ход ООД.

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: воздух прозрачный, через него все видно, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что воздух всё-таки есть!

Воспитатель показывает стакан. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим.

Опыт « Пузырьки воздуха»

Воспитатель: каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?

Давайте сделаем вывод: в стакане есть воздух, это он не пускает туда воду.

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они появились? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочка)

Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт. «Поиск воздуха» (с воздушными шарами).

Воспитатель : Возьмите воздушный шарик. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в шарик воздух и закручиваем его. Шар полон воздуха. Воздух занял всё место в шарике. Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в шарике. Предлагаю вам еще и услышать его. А для этого спустите наши шарики.

Опыт. «Образование звука».

Воспитатель : а теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Как можно услышать звук? Что происходит?

Дети: мы вдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.

Воспитатель: можно сделать вывод, что звук возникает, когда дрожит воздух.

Опыт с нарукавниками.

Воспитатель: летом я видела, как люди используют такой «запертый», пойманный воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать. Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: молодцы, ребята! Помогли! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт. «Воздух в человеке» .

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети : Через нос.

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Давайте, лучше зажмем носики, и не будем дышать.

Опыт «Не дышу».

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель : вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Воспитатель: а давайте, избавимся от запаха чеснока. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

Дети: проветрить комнату.

Воспитатель: ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Опыт «Ветер».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: значит, когда воздух движется, получается ветер.

А как вы думаете, что это такое ветер? (Ветер - это движение воздуха в природе) Вам приходилось его чувствовать? Какой бывает ветер?

Дети: Слабый ветерок называется - бриз. Ветер посильнее, когда на море волны поднимаются, такой ветер называется шторм. А очень сильный ветер, когда в море переворачиваются корабли, такой ветер называется - ураган.

Релаксация «На берегу моря»

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Воспитатель: итак, воздух окружает нас. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух, если он чистый, запаха не имеет. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.). Предлагаю в этом убедиться.

Опыт «Есть ли вкус и запах у воздуха?»

Воспитатель: в баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ребята, скажите, а воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?

Дети: нет.

Воспитатель: какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Дети: воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: как много мы сегодня узнали о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри предметов;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один синий. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите синий кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Воздух имеет свой вкус.

Чистый воздух не имеет запаха.

Человек может жить без воздуха.

Ветер- это движение воздуха.

Ребята, я благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.

И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


Хамитова Н.С.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №71»

г.Казань

Конспект

(средняя группа)

«Что такое воздух»

Цель: познакомить со свойствами воздуха, со способами использования человеком.

Образовательные задачи

Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запах, цвета, прозрачный, движется, имеет газообразное состояние)

Продолжать знакомить с новыми способами обследования, с помощью органов чувств (смотрят, слушают, трогают руками, выполняют действия по предложенному воспитателем алгоритму)

Поддерживать способность видеть не только ярко представленные свойства, но менее заметные, скрытые, устанавливать связи между свойствами, качествами и его назначением. (движение воздуха – посредством вертушка – парусник, мельница)

Развивающие задачи

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Речевые задачи

Поддерживать свободный разговор со взрослым, сверстником, по поводу результатов своих наблюдений. Поощрять обращения с вопросами и предложениями.

Воспитательные задачи

Оборудование, материал : по количеству детей – вертушки, кораблики, пакеты, трубочки, пластмассовые стаканы с водой, ванна «ракушка»

Предшествующая работа:

Ход образовательной деятельности.

Ребята, поздороваемся с гостями (дети и воспитатель здороваются)

В-ль: сегодня мне бы хотелось поиграть с вами в очень интересным объектом . Впрочем, я не скажу с кем и во что, а предлагаю угадать самим, готовы?

Дети: Да, да.

В-ль : Загадка.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

В-ль: Точно это воздух, газ, который не имеет ни цвета, ни запаха, но очень важен для жизни людей и животных. Что это вы так удивленно смотрите? Не верите, что с воздухом можно играть?

Дети: Нет, нет, не верим.

В-ль: Напрасно, воздух очень любит играть. Одна из любимых игр это «Прятки» (дети улыбаются)

В-ль : Я, конечно понимаю, вы наверное думаете, раз он невидимый, как же его можно поймать? Так и быть я открою вам этот секрет.

Опыт №1.

В-ль предлагает подуть на свои ладошки (глубокий вдох и дует). Что вы чувствуете?

Ответ детей: ветерок, но мы ведь его не увидели, а только почувствовали.

В-ль: Ох вы какие, верно, мы не увидели, а вам очень хочется увидеть? Ладно, ладно раз обещала, значит научу.

Опыт №2. «С трубочками»

Дети делают глубокий вдох, а выдыхают дуя в трубочки опущенные в стаканчик с водой.

Обсуждение опыта: что видите?

Дети: пузырьки.

В-ль: Вот эти пузырьки и есть воздух.

(Дети повторяют опыт 2-3 раза)

В-ль: Молодцы, а чтобы поиграть в вторую игру нужно отдохнуть, сосредоточиться, иначе ничего не получиться, ведь воздух такой проказник. Согласны?

Дети: Да, да.

Физминутка.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

В-ль: Давайте поиграем в ловишки (предлагает детям поймать воздух руками. Дети пытаются поймать вместе с в-лем, но оказывается, что поймать не могут)

Дети: Не получается, а как надо?

В-ль: (успокаивает детей) Не растраивайтесь воздух хитрец, а мы тоже с вами схитрим сейчас.

Опыт №3 «Поймаем воздух»

В-ль предлагает пакеты и учит как можно поймать воздух. (Обсуждение у кого как получилось)

В-ль: Молодцы, понравилось вам играть с воздухом?

Дети: Да, да.

В-ль : А ведь воздух не только умеет играть, он еще и помощник для человека. Не верите?

Дети: Нет.

В-ль: А вот идите сюда я вам это докажу (приглашает на стульчики и показывает слайды о работе воздуха)

Слайды: Мельница, парусник.

В-ль: А хотите еще поиграть?

Дети: Да.

Опыт №4

Игра детей с султанчиками или парусниками по желанию.

Итог : Ребята понравилось вам играть с воздухом?

Дети: Очень понравилось.

В-ль: Вы теперь знаете, что это такое – воздух?

Дети: Да, это газ который не имеет цвета и запаха, который нас окружает, нужен нам для дыхания и жизни.

В-ль: Правильно. Предлагаю попрощаться с гостями и пойти с султанчиками на улицу.

Дети прощаются и уходят.


О том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух, и способах борьбы с ними.

Материал: две картины (на одной изображён город — дымят фабрики, движущиеся автомобили, на другой – красивый пейзаж с изображением опушки леса).

Ход занятия по экологии

Раздаётся стук в дверь и воспитатель вносит посылку.

Воспитатель. Дети, к нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней (достаёт картины). Летом художник много путешествовал. Он побывал в разных городах и на лоне природы. Ребята, как вы думаете, можно ли по изображённым сюжетам догадаться, где художнику лучше отдыхалось?

Предполагаемые ответы детей. В лесу, на природе было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже – там шумно и много машин.

Воспитатель: А где чище воздух и легче дышится?

Ответы детей. В лесу, у реки, на лоне природы…

Воспитатель. Да, ребята, вы правы. В городе воздух загрязнён. Радиационный фон образуется из-за большого количества машин, фабрик, заводов, которые выбрасывают в воздух ядовитые отходы – маленькие вредные частицы, которые называются радионуклидами. Мы их не видим глазами и не ощущаем носом, но они очень вредны для нашего здоровья. Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

Предполагаемые ответы детей. Нужно закрывать заводы и фабрики, нужно все машины отремонтировать и т.д.

Воспитатель. Однако вот какая ситуация. Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: металл, мебель, строительные материалы, одежду, обувь, игрушки и т.д. Однако есть один выход, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие воздух вещества и охранять жителей города от вредных радионуклидов. Дети, как вы думаете, почему на природе в лесу, на лугу, у реки) легче дышится?

Ответы детей. Там свежий, чистый воздух, потому что нет рядом машин, фабрик и заводов.

Воспитатель. Правильно, в лесу больше кислорода. Это . Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Ответы детей. Да, дерево — живо существо. Оно дышит, питается, растёт.

Воспитатель. А вы знаете, что дерево дышит листьями? Оно вбирают в себя грязный, заражённый воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт обратно кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей и всех живых существ. Чем больше деревьев, тем больше кислорода. Как можно назвать растения?

Предполагаемые ответы детей. Наши помощники, спасатели, защитники, друзья.

Воспитатель. Ребята, попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух?

Ответы детей. Посадить побольше деревьев, кустарников, трав, цветов; не ломать и не губить деревья и другие зелёные насаждения.

Воспитатель. А как вы думаете, что происходит с человеком, который долго не бывает на свежем воздухе?

Ответы детей. Он плохо себя чувствует, у него болит голова, плохое настроение.

Воспитатель. Правильно. Прогулки на свежем воздухе укрепляют наше здоровье. Но не везде на улице одинаково чистый воздух. Лучше гулять в лесной зоне, в парках, скверах, подальше от автомобильных дорог и заводов. А ещё нужно есть побольше продуктов, в которых содержится йод (например, морскую капусту, рыбу), потому что его боятся радионуклиды.

После длительных прогулок и игр на свежем воздухе необходимо принимать душ, протирать свою обувь влажной тряпочкой, проветривать одежду и тогда вредные частицы радионуклиды вам будут не страшны.

В конце занятия можно организовать подвижную игру «Радионуклиды и люди» в процессе которой дети разбиваются на две группы: одна – «люди»; вторая – «радионуклиды». Люди по сигналу догоняют «радионуклидов» и запирают в «реактор». Чем больше будет поймано «радионуклидов», тем выше результат игры.