Краткое содержание рассказа огородники для читательского дневника. Николай носов

Два соседа Витя и Славик, большие друзья. Однажды Витя пришел в гости к Славику. Чтобы как то развлечься, ребята решают поиграть в прятки. Первым решает, что он будет прятаться первым. Славик согласился водить. Не долго думая, Витя спрятался под кроватью в комнате. Славик отправившись искать, сразу нашел Витю. Витя сказал, что это не честно и он будет перепрятываться. Славик согласился.

Витя выбежал во двор, и спрятался в конуру, в которой живет Бобик. На этот раз, Славику ни как не удавалось найти Витю. А тому, уже надоело сидеть в конуре и он вылез из нее. Сдавик обрадовался, что нашел Витю, но тот снова возразил и заявил, что будет перепрятывать, так как Славик его не нашел. Поколебавшись, Славик снова согласился.

В этот раз, Витя спрятался в шкафу с одеждой. А Бобик, успевший проскочить в дом, тут же унюхал его. И снова, Витя начал требовать переигрывать. Терпения Славика начало подходить к концу, но делать нечего под весом аргументов он согласился.

Когда Славик начал считать , Витя прошмыгнул на кухню и убрав всю посуду из шкафа спрятался в нем. Славик пришедший на кухню, увидев выставленную посуду, тут же догадался где прячется его друг, он решает проучить его, тихонько подойдя к шкафу он запирает его. Сам же Славик пошел на улицу играть в прятки с Бобиком на улице.

Сидя в шкафу, Витя спустя некоторое время заскучал. Попытка выбираться из шкафа ни к чему не привела, тогда Витя стал звать на помощь. Славик услышавший крики друга, вернулся в дом. На просьбу выпустить, он ответил требованием, что бы теперь Витя его искал. Витя из шкафа заявил, что это не правильно, так как Славик его не нашел. Тогда Славик сказал, что открывать не будет, а сам пойдет играть на улицу играть в прятки с Бобиком. Пришлось Вите согласиться. Нависшая ссора сошла на нет, когда ребята решили, что будут прятаться вместе, а Бобик будет их искать.

Носов "Три охотника" для читательского дневника

Трое охотников: Дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма устроившись на опушке рассказывают друг другу охотничьи байки:

Первым рассказывает Дядя Ваня историю о том, что будучи еще совсем маленьким и не имея еще ружья повстречал в лесу волка. Волк не успел поймать Дядю Ваню, а только порвал сзади штаны. Мальчуган спасся от волка на дереве, рассудив, что наступит вечер и когда волк заснет, он спустится и тихонько проберется домой. На его беду на смену волку пришел еще один. а потом еще один. Так под деревом собралась, целая стая.

Наступила ночь. И в это мгновение снег по молодым охотником провалился, и полетев вниз попал в берлогу к медведю. Выбравшись из нее и не удивив волков Дядя Ваня поспешил домой. Мать ему зашила штаны, а отец подарил ружье.

Дядя Федя рассказал, что однажды тоже повстречал медведя и тоже без ружья. Бросившись бежать, чтобы отвлечь мишку, он стал бросать ему свои вещи. Оставшись в одних трусах, он выбежал на мостик, который не выдержав веса медведя рухнул. Медведь вылез на берег и ушел в обратно в лес.

Дядя Федя решил вернуться домов, но потом понял, что ни ключей, ни документов у него не осталось. Так как все было в куртке. Добравшись до своего дома, стараясь не попадаться соседям на глаза. Добравшись к двери своего дома, Дядя Федя пытался выломать ее, но у него ни чего не получилось. Тогда он полез в окно. Тут то его и поймали бдительные соседи, которые давно заметили подозрительного гражданина. Даже позвали милиционера. Послушав объяснение, милиционер не поверил объяснению незадачливого охотника. Положение спасла соседка, узнавшая дядю Федю.

Третьим свою историю рассказал дядя Кузьма. В ней он рассказал, как принеся домой добытого медведя. Освежевание медведя прервал пес Фоксик, укусивший медведя за нос. Это разбудило медведя и он кинулся за охотником. Долго гоняя его по двору, медведь загнал дядю Кузьму на кровать, которому ни чего не оставалось как притвориться мертвым. Тогда медведь подошел к нему стал трясти за плечо и говорить: "Вставай скорее! Вставай". Оказалось все это сон, а будит его жена.

Посмеялись охотники над историями друг друга. И решили, что убивать животных и птиц не стоит, а лучше наслаждаться наблюдениями за природой.

Носов "Шурик у дедушки" для читательского дневника

Два брата, старший - Коля и младший Шурик, отдыхают на даче. Старший Коля чувствует свое превосходство, над младшим, так как уже ходит в первый класс. Обследуя дачу ребята нашли много сокровищ. Коле достались банка из под варенья и коробочка из под гуталина, Шурик получил дверную ручку и калошу на правую ногу. За удочку ребята, чуть не подрались, в конце концов она досталась рассказчику. Шурик заявил, что ему не особо то и нужна удочка.

На этом ребята разошлись, Коля - копать червей для рыбалки, Шурик к бабушке, за спичками. Он захотел расплавить калошу, что бы получить резину. Бабушка отказала Шурику, заявив, что он такими темпами сожжет ей дом. Получив отказ, Шурик привязал калошу к ручке, на длинной веревке. Теперь Шурик водил калошу за собой. Увидев, что старший брат готовится к рыбалке, Шурик заявил, что заколдует рыбу и брат ни чего не поймает. Коля отправился на колхозный пруд, где и начал удить рыбу. Шурик же начал "колдовать" : бросать калошу в воду, а потом вытаскивать ее на берег. При этом он приговаривал:

"Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!"

Эти действия снова привели к ссоре братьев. Да к такой сильной, что Шурику пришлось спасаться бегом, от разозленного брата.

Коля вернулся с пруда, так ни чего и не поймав. На ехидные замечания, брата он не отреагировал, в свою очередь заметив, чем занимался Шурик в одиночестве. А Шурик, раздобыв гвозди, прибил ручку к калитке, а затем прибил и калошу. Для чего он это сделал, он и сам не понял.

Вернувшийся дедушка, ребят не только не разозлился, а наоборот похвалил Шурика, найдя прибитую ручку и калошу в

есьма полезными изобретениями. Ручка послужит для низких людей не способных дотянуться до верхней, а калоша заменит - почтовый ящик.

Коля же рассказал дедушке. что не ходил на рыбалку, но ни чего не поймал. Выслушав его, дедушка пояснил, что в пруду рыбы еще нет, так как он был вырыт совсем не давно. Как рыбное место, дедушка посоветовал - реку.

На следующий день, Коля позвал Шурика на речку. Шурик съязвил, что Коля боится его "колдовства", но брат заявил. что Шурик может колдовать Так они пошли на реку вдвоем, Коля ловил рыбу, а Шурик сидел рядом и читал свои заклинания. Так продолжалось до момента, пока Коля поймал первую рыбу. Бросив все Шурик, посадил рыбу в банку, определили, что это - окунь.

В этот день ребята принесли домой большой улов: шесть окуней, одного ерша и четырех пескарей. Когда они вернулись домой, на месте калоши висел красивый, синий почтовый ящик. Но, это не расстроило Шурика, так как ящик ему очень понравился.

Когда же Коля напомнил, Шурику про то, что его колдовство не действует. Тот сказал, что знает и сам в него не верит, а верят в колдовство, только дикари и старые старушки. Последнее очень рассмешило бабушку, так как она хоть и была старенькой, но в колдовство тоже не верила.

Николай Николаевич Носов, писатель и драматург, из-под пера которого вышло много детских рассказов, а также всеми любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» и другие, известен многим. Родился он в 1908 году в Киеве, в семье артиста эстрады. Детство будущего автора замечательных книг прошло в Ирпене, где он учился в гимназии. Семья терпела нужду, и чтобы помочь, мальчик с четырнадцати лет уже работал: и косарем, и газетным торговцем, и землекопом.

После революции 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Николай закончил её в 1924 году и стал думать, как определиться с будущей профессией.

Чем только ни увлекался юноша: и химией, и горел желанием обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Однако, вдруг передумал. И на выбор Николая повлияло поступление в девятнадцать лет в Киевский художественный институт. Занятия фотографией, кинематографом, два года спустя перевод в институт кинематографии в Москве, работа над мультипликационными, научными и учебными фильмами в качестве режиссера – все это творческий путь талантливого человека, которому в будущем предстояло стать профессиональным писателем.

Первые детские рассказы вышли из-под пера Николая Носова в 1938 году. После Великой Отечественной войны он стал признанным автором детской литературы.

Приключения Незнайки и его друзей

Это всем известная сказка, которая появилась благодаря усиленной работе автора. Добрая и жизнерадостная история с её легендарными героями, живущими в цветочном городе: Незнайкой, Знайкой, доктором Пилюлькиным, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом и художникомТюбиком и Цветиком, любителями кулинарии Пончиком и Сиропчиком, астрономом Стекляшкиным. Остальные персонажи, имена которых говорят сами за себя, тоже очень занимательны: близнецы Авоська и Небоська, Торопыжка, Ворчун.


Идея создания произведения возникла у Николая Носова в 1952 году, когда он поговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым, который в те времена являлся редактором украинского журнала «Барвинок».

Рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Огородник», «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша» поначалу печатались в журнале «Мурзилка», а позже вошли в сборник, изданный в 1945 году который носил название «Тук-тук-тук». Через год благодаря совместной работе автора и издательства «Детгиз» появился сборник «Ступеньки».

Затейники

Этот рассказ, написанный Николаем Носовым в 1938 году, до сих пор интересно читать не только детям, но и взрослым. Сейчас он включен в школьную программу 2-го класса. Ознакомившись с кратким содержанием, можно узнать причину такой популярности.


Рассказ пишется от первого лица. «Мы с Валей – затейники» – говорится с первых строк. И сразу возникает интерес: что же придумают эти милые дети? Оказывается, они читали всем известную сказку «Три поросенка» и решили сделать себе похожий домик. Все было бы хорошо, да вот Валя решила подшутить над своим другом и схватила его за ногу. Под впечатлением сказки мальчику показалось, что это был не кто иной, как… серый волк. Безобидная игра стала причиной страха обеих детей, ведь Валя сначала тоже испугалась и ни в чем не призналась. Больше они такие игры не затевали.

Живая шляпа

Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.

Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.

Мишкина каша

Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.

А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.


А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.

Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.

Витя Малеев в школе и дома

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» была издана тридцать раз (с 1951 по 1953 год) и переведена на двадцать три языка. Существует издание 1978 года, тираж которого – пятьсот тысяч экземпляров. В 1954 году по мотивам повести был снят фильм «Два друга»


Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…

Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.

Дневник Коли Синицына

Это тоже увлекательное произведение – повесть для детей. Коля Синицын решил вести дневник. Сначала вроде бы ничего не происходило, но потом воспоминания о событиях текущих дней, из которых одно было интереснее другого, стали ложиться строчками на бумагу.


И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел, у главного героя произведения в дневнике – много страниц. Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.

Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.

Бенгальские огни

Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.

Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.

Заплатка

У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»

Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.

Веселая семейка

Детская поучительная повесть Николая Носова о дружбе придется по вкусу маленьким читателям, которые любят природу. Главные герои – Миша и Коля. Что они только ни выдумывали: и наконец, решили сделать маленький инкубатор для яиц. Ну и кропотливый это был труд, много сил потратили мальчики. И даже ночью дежурили, чтобы температура для обогрева яиц держалась именно 39 градусов – не выше и не ниже. Учебу из-за этого запустили, но потом исправились, благодаря одноклассникам, которые, узнав о секрете двух верных друзей, решились охотно помогать им.

Увенчались ли старания Коли и Миши успехом? Вылупились ли цыплята? Да, но перед этим ребятам пришлось изрядно поволноваться. Зато какая была радость, когда наконец-то на свет появилась целая семейка маленьких желтеньких цыплят.

Дружок

Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков. Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы. Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи. Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне.

К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики. И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь. Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.

Телефон

Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали - все было слышно» – написано в рассказе.



Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет видно, кто впереди, а кто отстаёт. Отстающим решили помогать, чтобы вся земля была хорошо обработана и дала большой урожай.

Мы с Мишкой попросили записать нас в одну бригаду. Мы ещё в городе условились, что будем работать вместе и рыбу ловить вместе. Всё у нас было общее: и лопаты и удочки.

Ребята, - сказал Вадик Зайцев, - я предлагаю сделать красное знамя и на нём написать: “Лучшему огороднику”. Кто первый вскопает участок, у того на участке поставим знамя.

Правильно, - согласились ребята. - А потом будем за это знамя бороться. Кто лучше проведёт посадку, к тому перейдёт на участок знамя. Потом знамя будем передавать за прополку. А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью это знамя, и пусть он везёт его с собой в город.

Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя.

Как возьмём его в самом начале, так до конца не выпустим и домой увезём, - говорил Мишка.

Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами. Нам с Мишкой достался двенадцатый участок. Мишка тут же стал кричать, что нам самый плохой участок дали.

Да чем он плохой? - спрашивает Витя.

Дырка вон тут в земле!

Ну, что это за дырка! - засмеялся Витя. - Лошадь копытом продавила.

И пень вон торчит, - говорит Мишка.

И на других участках есть пни, посмотри.

Но Мишка уже никуда смотреть не хотел и кричал:

Его ведь из земли выковыривать надо!

Что ж, выкорчуете. Сами не справитесь, ребята помогут.

Уж если возьмёмся - справимся, - обиделся Мишка. - Ещё и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмём.

Вот и хорошо, - сказал Витя.

Все ребята стали вскапывать землю. И мы с Мишкой стали копать.

Мишка то и дело бегал смотреть, сколько другие ребята вскопали. Я говорю ему:

Ты не бегай, работай, а то мы меньше всех вскопаем.

Ничего, - говорит, - я ещё поднажму.

И стал поднажимать. Поднажмёт, поднажмёт и снова убежит куда-нибудь.

В этот день мы мало работали. Скоро вожатый Витя позвал всех обедать. После обеда мы с Мишкой схватили лопаты и снова хотели на огород бежать, но Витя не позволил. Он сказал:

Работать будем только до обеда. После обеда - отдыхать, а то у нас найдутся такие ребята, которые в первый же день перетрудятся и потом не смогут работать.

На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерять, сколько у нас на участке вскопано да сколько осталось. Покопает немного и снова меряет. И всё ему кажется мало.

Я говорю:

Конечно, будет мало, если я один копаю, а ты только меряешь!

Он бросил рулетку и стал копать. Только недолго копал. Корень ему в земле попался, так он этот корень стал из земли выдирать. Драл его, драл, весь участок разворотил. Даже на соседний участок залез и там выдирает этот корень.

Да брось ты его, - говорю. - Чего ты к нему привязался?

Я, - говорит, - думал, что он короткий, а он вон какой длинный, как удав.

Ну и перестань с ним возиться!

Да должен же он где-нибудь кончиться!

А тебе будто не всё равно?

Нет, - говорит, - я такой человек: если за что-нибудь взялся, обязательно до конца сделаю.

И снова ухватился руками за корень. Тогда я рассердился, подошёл и отрубил этот корень лопатой. А Мишка корень рулеткой измерил и говорит:

Ого! Шесть с половиной метров! А если бы ты не отрубил, так он, может быть, метров двадцать был бы! Я говорю:

Если бы я знал, что ты так будешь работать, то с тобой бы не связывался.

Можешь отдельно. Я же тебя не заставляю.

Как же теперь отдельно, когда у нас столько вскопано! Вот не получим из-за тебя красного знамени.

Почему не получим? Ты посмотри, сколько у Вани Ложкина и Сени Боброва. Ещё меньше нашего.

Он побежал на участок Вани и Сени и стал над ними смеяться:

Эх, вы! Придётся вас на буксир брать! А они его прогоняют:

Смотри, как бы тебя не взяли! Я говорю:

Чудак ты! Над другими смеёшься, а сам сколько сделал? И чего я только с тобой связался!

Ничего, - говорит, - я одну штуку придумал. Завтра знамя будет на нашем участке.

С ума, - говорю - сошёл! Тут на два дня работы, а с тобой и четыре провозишься.

Вот увидишь, я потом тебе расскажу.

Ты лучше работай. Всё равно земля сама не вскопается.

Он взял лопату, но тут Витя сказал, чтобы все шли обедать. Ну, Мишка лопату на плечо и помчался впереди всех в лагерь.

После обеда Витя стал красный флаг делать, а мы все ему помогали: кто палку строгал, кто материю подшивал, кто разводил краски. Флаг получился красивый. Палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами: “Лучшему огороднику”.

Мишка сказал:

Давайте ещё пугало сделаем, чтоб вороны огород не клевали.

Эта затея всем очень понравилась. Взяли мы жердь и к ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него рубаху. Потом натянули эту рубаху на жердь, а сверху глиняный горшок надели. На горшке Мишка нарисовал углём нос, рот, глаза. Страшная рожа получилась! Поставили это пугало посреди двора. Все смотрели на него и смеялись.

Мишка отвёл меня в сторону и говорит:

Вот что я придумал: давай, когда все лягут спать, удерём на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим знамя.

Я говорю:

Если бы ты работал! А то ведь с разными пустяками возишься.

Я буду хорошо работать, вот увидишь!

Ну ладно, только если ты снова возьмёшься за старое, брошу всё и уйду.

Вечером все легли спать. И мы с Мишкой легли, только для виду. Я уже начал дремать. Вдруг меня Мишка толкает в бок:

Вставай! А то не видать нам знамени как своих ушей! Встал я. Мы вышли так, чтобы никто нас не видел. Взяли лопаты и пошли на огород. Луна светила, и всё было видно.

Пришли на огород.

Вот наш участок, - говорит Мишка. - Видишь, и пень торчит.

Стали мы копать. На этот раз Мишка хорошо работал, и мы много вскопали. Дошли до пня и решили его выкорчевать. Обкопали со всех сторон и стали из земли тащить. Тащили, тащили, а он не лезет. Пришлось обрубать корни лопатой. Устали, как лошади! Всё-таки вытащили. Землю заровняли, а пень Мишка на соседний участок бросил.

Я говорю:

Это ты нехорошо сделал?

А куда его девать?

Нельзя же на чужой участок!

Ну, давай его в реку бросим!

Взяли мы пень и потащили к реке. А он тяжёлый! Насилу дотащили - и бултых в воду! Он поплыл по реке, как будто спрут или осьминог какой. Мы посмотрели ему вслед и пошли домой. Больше в этот раз уже не могли работать, устали очень. Да нам совсем небольшой кусочек осталось вскопать.

Утром проснулись мы позже всех. Всё тело у нас болит: руки болят, ноги болят, спина болит.

Что это? - спрашивает Мишка.

Перетрудились, - говорю, - слишком много работали. Встали мы, размялись немного. За завтраком Мишка стал перед ребятами хвастать, что красное знамя достанется нам.

После завтрака все помчались на огород, а мы с Мишкой пошли не спеша. Куда нам спешить! Пришли на огород. Все, как кроты, роются, а мы ходим да посмеиваемся.

Не видать вам знамени, - говорим, - как своих ушей! Ребята отвечают:

Вы бы работали! Только другим мешаете. Тут Мишка говорит:

А это вот чей участок? Совсем мало вскопано. И хозяев нет. Наверно, дрыхнут ещё!

Я посмотрел:

Номер двенадцатый. Да это ведь наш участок!

Не может быть, - говорит Мишка. - Мы больше вскопали.

Мне, - говорю, - тоже казалось, что больше.

Может быть, нарочно кто-нибудь номерки переменил?

Нет, всё правильно. Вот одиннадцатый, а там тринадцатый.

Смотрим, и пень торчит. Мы растерялись даже.

Послушай, - говорю я. - Если это наш участок, то откуда же пень взялся? Мы ведь его уже выкорчевали!

Правда, - говорит Мишка. - Не мог же за ночь новый пень вырасти.

Вдруг слышим, Ваня Ложкин на своём участке кричит:

Ребята, смотрите, какое чудо! У нас тут вчера пень был, а сегодня нету. Куда он делся?

Все побежали на это чудо смотреть. Подошли и мы с Мишкой.

“Что такое! - думаем. - Вчера у них и до половины не было вскопано, а сегодня совсем небольшой кусочек остался”.

Мишка, - говорю я, - да это ведь мы ночью по ошибке на их участке работали и пень им выкорчевали!

Да что ты!

Ах мы ослы! - говорит Мишка. - Да что же нам теперь делать? По правилу, они должны нам свой участок отдать, а себе пусть берут наш. Что мы, даром у них работали?

Молчи! - говорю. - Хочешь, чтоб над нами весь лагерь смеялся?

Что же делать?

Копать, - говорю, - вот что!

Схватили мы лопаты. Да не тут-то было: руки болят, ноги болят, спина не разгибается.

Скоро Ваня Ложкин и Сенька Бобров на своём участке работу кончили. Витя поздравил их и отдал им красное знамя.

Они поставили его посреди участка. Все собрались вокруг и в ладоши захлопали.

Мишка говорит:

Это неправильно!

Почему неправильно? - спрашивает Витя.

Потому и неправильно, что за них кто-то пень выкорчевал. Они сами сказали.

А мы виноваты? - говорит Ваня. - Может быть, его кто-нибудь себе на дрова выкорчевал. Разве мы запрещать будем?

А может быть, его кто-нибудь по ошибке вместо своего выкорчевал, - ответил Мишка.

Тогда бы он здесь был, а его нигде нет, - сказал Ваня.

А может быть, они его в реку бросили, - говорит Мишка.

Ну что ты пристал: “может быть” да “может быть”!

Может быть, вам и участок кто-нибудь ночью вскопал, - не унимался Мишка.

Я его толкаю, чтоб он не проговорился. Ваня говорит:

Всё может быть. Мы землю не меряли.

Пошли мы на свой участок и стали копать. А Ваня и Сенька стали рядом и хихикают.

Вот работают! - говорит Сенька. - Будто во сне мочалку жуют.

Надо их на буксир взять, - сказал Ваня. - У них ведь меньше всех вскопано.

Ну и взяли нас на буксир. Помогли нам копать и пень выкорчевать. Всё равно мы позже всех кончили. Ребята говорят:

Давайте на их участке, как на отстающем, поставим пугало.

Все согласились и поставили пугало на нашем участке. Мы с Мишкой обиделись. А ребята говорят:

Добивайтесь, чтоб ваш участок стал лучшим, когда посадка и прополка будут, вот и уберём тогда с вашего огорода пугало.

Юра Козлов предложил:

Давайте пугало ставить отстающим.

Давайте, - обрадовались все.

А осенью подарим тому, у кого будет самый плохой урожай, - говорит Сенька Бобров.

Мы с Мишкой решили стараться изо всех сил, чтоб отделаться от этого пугала. Только у нас так ничего и не получилось. Всё лето простояло оно на нашем участке, потому что на посадке Мишка всё перепутал и посадил свёклу там, где уже была морковка посажена, а при прополке вместо сорняков петрушку повыдергал. Пришлось на этом месте в спешном порядке редиску посадить. Сколько раз я хотел отделиться от Мишки, да никак не мог. “Кто же, - думаю, - в беде товарища покидает!” Так и маялся с ним до конца.

Зато осенью красное знамя нам с Мишкой досталось. У нас самый большой урожай помидоров и кабачков оказался.

Ребята стали спорить.

Это неправильно! - говорили они. - Всё время были отстающие, и вдруг самый большой урожай! Но Витя сказал:

Ничего, ребята, всё правильно. Хоть они и отставали, но землю хорошо обрабатывали, старались и добивались, чтоб большой урожай был.

Ваня Ложкин сказал:

У них земля была хорошая. А вот нам с Сеней скверная земля попалась. И урожай маленький, хоть мы и старались. За что же нам пугало подарили? Пусть они тогда и пугало берут себе, раз оно у них всё лето стояло.

Ничего, - говорит Мишка, - мы возьмём и пугало. Давайте его сюда.

Все засмеялись, а Мишка сказал:

Если б не это пугало, то мы и знамени не получили бы.

Это почему же? - удивились все.

Потому что на нашем участке оно ворон пугало, а на других вороны не боялись, вот и урожай получился меньше. И потом, из-за этого пугала мы не забывали, что нам надо стараться и работать лучше.

Я говорю Мишке:

Зачем ты взял это пугало? Для чего оно нам?

Ну, давай его в реку бросим, - говорит Мишка. Взяли мы пугало и бросили в реку. Оно поплыло по реке, растопырив руки. Мы посмотрели ему вслед и стали в него камнями бросать. А потом пошли в лагерь.

В тот же день Лёшка Курочкин снял нас фотоаппаратом вместе со знаменем. Так что, если кому-нибудь хочется карточку, мы можем прислать.

МБОУ "Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И. П. Павлова"

Отзыв на книгу

Н. Н. Носова «Огородники»

Размахнина Полина Дмитриевна

ученица 3 В класса

Руководитель:

Пронина Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Николай Николаевич Носов - известный детский писатель. С некоторыми его рассказами я познакомилась еще до школы. Это «Затейники», « Живая шляпа », «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Фантазёры». А вот рассказ «Огородники» я прочитала недавно. Наверное, скучное название сначала не вызывало моего интереса. Я представляла историю о монотонной работе на земельном участке. Каково же было мое удивление, что история оказалась прямо противоположной моим ожиданиям. Сюжет закрутился так, что невозможно было оторваться от чтения. Николай Носов - мастер юмористических рассказов, снова оправдал мои ожидания на удивительное, занимательное произведение. У Николая Носова не бывает скучных историй!

В рассказе «Огородники» автор показывает жизнь детей во время летних каникул. Мальчики живут в пионерском лагере и, работая на участках земли по два человека, борются за переходящее красное знамя «Лучшему огороднику». Было решено вручить знамя тем мальчикам, кто осенью вырастит самый большой урожай. А выдумщик Мишка придумал отстающим на участок ставить пугало. Конечно, каждому хотелось победить и увезти знамя с собой домой. В те времена это было очень почетно. Наверняка, в школе этих мальчиков похвалили бы. Товарищи, родители и все знакомые гордились бы героями труда.

Главные герои рассказа мальчики: один — от лица которого ведется повествование, и второй — его друг Мишка. Они очень разные. Мишка - забавный, находчивый, но торопливый, поэтому у него не все получается хорошо и качественно. Его друг — серьезный, терпеливый, покладистый, снисходительный, ответственный. Но оба трудолюбивые, идут к поставленной цели и умеют договариваться между собой. Оба героя мне нравятся. В их дружбу веришь.

Желая победить любым путем, мальчишки все время попадают в трудные ситуации. Мне запомнился эпизод, когда два друга ночью, пока все спали, удрали копать свой участок земли. Мне было страшно за них. Всю ночь они копали, а утром оказалось, что вскопали не свою землю. Как же они расстроились, разочаровались! А как им было стыдно! Ведь они хотели выбиться в лидеры нечестным путем. Мне было обидно за героев, жалко их. Я переживала, как их товарищи отнесутся к обману. Мальчиков могли наказать, снять с соревнования. Но товарищи по лагерю помогли «неудачникам» обработать их огород. Здорово, когда есть рядом верные друзья, умеющие простить обман.

Но история с огородом на этом не заканчивается. На отстающем участке главных героев появляется еще один герой - несчастное ПУГАЛО. Оно постоянно напоминает друзьям об их неудачах и о том, к чему может привести обман. Несмотря ни на что, мальчишки не сдаются. Они придумывают новые способы победить. Мне кажется, именно эта черта характера друзей «не сдаваться ни при каких обстоятельствах» восхищает самого Н. Носова. Он уважает их за это и незримо помогает им добиться своей цели, победить в соревновании. Развязка истории неожиданная: друзья выходят в лидеры! Думаю, что не только я, но и все читатели, облегченно вздохнули и порадовались за друзей.

Николай Николаевич Носов хотел показать своим читателям, как важна крепкая дружба, взаимовыручка, старание и трудолюбие, стремление добиваться своей цели честным путем.

Во время чтения рассказа у меня возникали вопросы, связанные с тем историческим периодом, который был описан писателем. Мама объяснила мне, кто такие пионеры, что такое «пионерский лагерь», «переходящее знамя». Она рассказала мне, как проходило ее детство.

Я не поняла, почему Мишка не называет друга по имени в рассказе. Может Николай Носов и есть герой рассказа. Я не согласна, что герои выкидывают мусор с огорода (пни, чучело) в реку. Это вредит экологии.

В целом рассказ мне очень понравился!!! Я с удовольствием перечитаю его еще раз.

Страница 1 из 2

Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет видно, кто впереди, а кто отстаёт. Отстающим решили помогать, чтобы вся земля была хорошо обработана и дала большой урожай.
Мы с Мишкой попросили записать нас в одну бригаду. Мы ещё в городе условились, что будем работать вместе и рыбу ловить вместе. Всё у нас было общее: и лопаты и удочки.
— Ребята, — сказал Вадик Зайцев, — я предлагаю сделать красное знамя и на нём написать: “Лучшему огороднику”. Кто первый вскопает участок, у того на участке поставим знамя.
— Правильно, — согласились ребята. — А потом будем за это знамя бороться. Кто лучше проведёт посадку, к тому перейдёт на участок знамя. Потом знамя будем передавать за прополку. А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью это знамя, и пусть он везёт его с собой в город.
Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя.
— Как возьмём его в самом начале, так до конца не выпустим и домой увезём, — говорил Мишка.
Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами. Нам с Мишкой достался двенадцатый участок. Мишка тут же стал кричать, что нам самый плохой участок дали.
— Да чем он плохой? — спрашивает Витя.
— Дырка вон тут в земле!
— Ну, что это за дырка! — засмеялся Витя. — Лошадь копытом продавила.
— И пень вон торчит, — говорит Мишка.

— И на других участках есть пни, посмотри.
Но Мишка уже никуда смотреть не хотел и кричал:
— Его ведь из земли выковыривать надо!
— Что ж, выкорчуете. Сами не справитесь, ребята помогут.
— Уж если возьмёмся — справимся, — обиделся Мишка. — Ещё и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмём.
— Вот и хорошо, — сказал Витя.

Все ребята стали вскапывать землю. И мы с Мишкой стали копать.
Мишка то и дело бегал смотреть, сколько другие ребята вскопали. Я говорю ему:
— Ты не бегай, работай, а то мы меньше всех вскопаем.
— Ничего, — говорит, — я ещё поднажму.
И стал поднажимать. Поднажмёт, поднажмёт и снова убежит куда-нибудь.
В этот день мы мало работали. Скоро вожатый Витя позвал всех обедать. После обеда мы с Мишкой схватили лопаты и снова хотели на огород бежать, но Витя не позволил. Он сказал:
— Работать будем только до обеда. После обеда — отдыхать, а то у нас найдутся такие ребята, которые в первый же день перетрудятся и потом не смогут работать.
На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерять, сколько у нас на участке вскопано да сколько осталось. Покопает немного и снова меряет. И всё ему кажется мало.
Я говорю:
— Конечно, будет мало, если я один копаю, а ты только меряешь!
Он бросил рулетку и стал копать. Только недолго копал. Корень ему в земле попался, так он этот корень стал из земли выдирать. Драл его, драл, весь участок разворотил. Даже на соседний участок залез и там выдирает этот корень.

— Да брось ты его, — говорю. — Чего ты к нему привязался?
— Я, — говорит, — думал, что он короткий, а он вон какой длинный, как удав.
— Ну и перестань с ним возиться!
— Да должен же он где-нибудь кончиться!
— А тебе будто не всё равно?
— Нет, — говорит, — я такой человек: если за что-нибудь взялся, обязательно до конца сделаю.

И снова ухватился руками за корень. Тогда я рассердился, подошёл и отрубил этот корень лопатой. А Мишка корень рулеткой измерил и говорит:
— Ого! Шесть с половиной метров! А если бы ты не отрубил, так он, может быть, метров двадцать был бы! Я говорю:
— Если бы я знал, что ты так будешь работать, то с тобой бы не связывался.
А он:

— Можешь отдельно. Я же тебя не заставляю.
— Как же теперь отдельно, когда у нас столько вскопано! Вот не получим из-за тебя красного знамени.
— Почему не получим? Ты посмотри, сколько у Вани Ложкина и Сени Боброва. Ещё меньше нашего.

Он побежал на участок Вани и Сени и стал над ними смеяться:
— Эх, вы! Придётся вас на буксир брать! А они его прогоняют:
— Смотри, как бы тебя не взяли! Я говорю:
— Чудак ты! Над другими смеёшься, а сам сколько сделал? И чего я только с тобой связался!
— Ничего, — говорит, — я одну штуку придумал. Завтра знамя будет на нашем участке.
— С ума, — говорю — сошёл! Тут на два дня работы, а с тобой и четыре провозишься.
— Вот увидишь, я потом тебе расскажу.
— Ты лучше работай. Всё равно земля сама не вскопается.
Он взял лопату, но тут Витя сказал, чтобы все шли обедать. Ну, Мишка лопату на плечо и помчался впереди всех в лагерь.
После обеда Витя стал красный флаг делать, а мы все ему помогали: кто палку строгал, кто материю подшивал, кто разводил краски. Флаг получился красивый. Палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами: “Лучшему огороднику”.
Мишка сказал:
— Давайте ещё пугало сделаем, чтоб вороны огород не клевали.
Эта затея всем очень понравилась. Взяли мы жердь и к ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него рубаху. Потом натянули эту рубаху на жердь, а сверху глиняный горшок надели. На горшке Мишка нарисовал углём нос, рот, глаза. Страшная рожа получилась! Поставили это пугало посреди двора. Все смотрели на него и смеялись.

Мишка отвёл меня в сторону и говорит:
— Вот что я придумал: давай, когда все лягут спать, удерём на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим знамя.

Я говорю:

— Если бы ты работал! А то ведь с разными пустяками возишься.
— Я буду хорошо работать, вот увидишь!
— Ну ладно, только если ты снова возьмёшься за старое, брошу всё и уйду.
Вечером все легли спать. И мы с Мишкой легли, только для виду. Я уже начал дремать. Вдруг меня Мишка толкает в бок:
— Вставай! А то не видать нам знамени как своих ушей! Встал я. Мы вышли так, чтобы никто нас не видел. Взяли лопаты и пошли на огород. Луна светила, и всё было видно.

Пришли на огород.
— Вот наш участок, — говорит Мишка. — Видишь, и пень торчит.
Стали мы копать. На этот раз Мишка хорошо работал, и мы много вскопали. Дошли до пня и решили его выкорчевать. Обкопали со всех сторон и стали из земли тащить. Тащили, тащили, а он не лезет. Пришлось обрубать корни лопатой. Устали, как лошади! Всё-таки вытащили. Землю заровняли, а пень Мишка на соседний участок бросил.