Панорама Балаклавской гавани. В центре - гора Таврос. Зелёная стрелка указывает место входа, красная - место выхода подводных лодок из подземного убежища.
Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» - подземная база подводных кораблей в Балакла́ве (Объект 825 ГТС), сверхсекретный военный объект времен холодной войны , расположенный в Балаклавской бухте . В настоящее время - один из самых крупных рассекреченных военных объектов на территории бывшего СССР.
Координаты : 44°29′50.5″ с. ш. 33°35′48.29″ в. д. / 44.497362 , 33.596749 (G) 44.497362 , 33.596749
Описание и назначение
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначеных для этих субмарин. В центральной штольне (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указаных проектов, а при необходимости, во всех штольнях - до 14 субмарин разных классов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие, обслуживал которое только офицерский состав. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
История
В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м. укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 4 года - с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. фактически разграбленный объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
Музей создан согласно приказа Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г. "О создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины - Военно-морского музейного комплекса «Балаклава». После преобразования объекта в филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины начался новый этап в его истории. В Военно-морской музейный комплекс входит подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. Открытие филиала состоялось 1 июня 2003 г. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.
Галерея
Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России (музей ВМФ) находится на территории парка «Северное Тушино», расположенного на северо-западе Москвы, на (относящегося к ), напротив столицы. Был открыт в 2009 году. В настоящее время Музей истории ВМФ России насчитывает три крупных экспоната: подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», экраноплан А-90 «Орленок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Все объекты расположены на акватории Химкинского водохранилища, но для посещения доступна только подводная лодка. Подводную лодку «Новосибирский Комсомолец» доставили в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска (Архангельская область), а экраноплан «Орленок» и ДШК «Скат» - из города Каспийска (Дагестан) в июне 2007 года. Согласно первоначальным планам в состав экспозиции музея должен был входить сторожевой корабль «Дружный», доставленный в Москву из Калининграда в ноябре 2003 года, но из-за разногласий с владельцем судно в состав музея не было включено, не эксплуатировалось, и весной 2016 года . Идея создания в Москве музея военно-морского флота появилась во второй половине 1990-х годов. После исключения подводной лодки из состава Военно-морского флота (Краснознамённый Северный флот) в марте 1998 года лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» (Дважды Краснознамённый Балтийский флот) в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве. Первоначально планировалось, что музей будет расположен на реке Москве в районе Парка Горького в центре столицы. Но этому помешали несколько обстоятельств. Во-первых, требовались значительные работы по обустройству территории для размещения объектов, на которые нужно было немалое финансирование. К тому же, возникала проблема транспортировки объектов будущего музея в центр столицы. Если доставить туда подлодку проблем не было, то чтобы провести «Дружного» его требовалось почти полностью разобрать. Да и Минобороны, недалеко от здания которого на Фрунзенской набережной хотели разместить плавучий музей, поддерживать проект не захотело. В итоге согласно постановлению правительства Москвы от 18.11.2003 года «О размещении музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России и культурно-развлекательного центра в акватории Химкинского водохранилища» местом нахождения музея была определена акватория Химкинского водохранилища в районе территории парка «Северное Тушино» (южная часть). Как добраться до музея ВМФ в парке Северное Тушино: ближайшая станция метро - «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Выход из первого вагона в сторону станции «Планерная», далее выход направо, затем пешком по Химкинскому бульвару 15 минут до пересечения с улицей Свободы, затем пешком по парку 5 минут. На общественном наземном транспорте: остановка «Захарково» (троллейбус №70 от метро «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» или «Сокол»; автобус «Т» и №102 от станции метро «Планерная»). График работы музея ВМФ: понедельник - выходной; все прочие дни - с 11 до 19 часов, кроме четверга, когда музей работает с 13 до 21 часа. Последний четверг месяца - санитарный день. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея. Экскурсии для индивидуальных посетителей проводятся в 15:00 и 17:00 (вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье), в 17:00 и в 19:00 в четверг. Об объекте на основе отзывов туристов: Тематика музея: ; Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Построена на заводе в 1980 году. Проходила службу с 1981 года в боевом составе Северного флота. За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи боевой службы в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также осуществляла патрулирование советских и российских границ в Баренцевом и Норвежском морях, неоднократно удостаивалась звания лучшего корабля Северного флота. Фото: Михаил Архипов Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орлёнок». Построен в 1983 году на . До 2006 года был закреплен на Краснознамённом Черноморском флоте, 236-Дивизион Кораблей Экранопланов. Фото: Михаил Архипов Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Все, что связано с подводным флотом, очень интересует любознательных людей. Ведь это одна из военных сфер, да еще такая загадочная. Художественные фильмы о героизме подводников только подогревают интерес, который бывает негде удовлетворить. Поэтому музеи на подводных лодках очень популярны у нас и за рубежом. Музей «Подводная лодка» открыт на настоящей боевой субмарине. Здесь наглядно можно познакомиться с обстановкой, в которой находятся моряки подводного флота, можно прочувствовать, каково это – нести службу на подлодке. В мире этот музей не единственный из тех, которые оборудованы на подлодке, но в Москве раньше не было ничего похожего. Организовали музей на подлодке в 2003 году. Тогда военная подводная лодка «Новосибирский комсомолец», двадцать лет достойно отслужившая на Северном флоте, была «отправлена на пенсию» и отбуксирована на стоянку возле набережной, в известном московском парке «Северное Тушино». Эта экспозиция – одна ступень в грандиозном музейном комплексе, посвященном российскому флоту. Когда-то должны открыться для посетителей другие военные суда и самолеты-амфибии. Пока эти грандиозные намерения только в планах. Но и в своем нынешнем виде музей полон посетителями. В шкуре «морского волка»Во время экскурсии можно не только увидеть и услышать множество интересных фактов об увлекательной и нелегкой службе подводников. Экскурсантам разрешается трогать почти все экспонаты, можно позвонить в судовой колокол, посидеть в служебном кресле штурмана, постараться за секунду нырнуть в люк (стандартный норматив моряка-подводника). Эти интерактивные действия приводят в бурный восторг детей, взрослым такое нравится не меньше, хотя они ведут себя немного тише. Для того чтобы музей был удобен для гостей, лодку пришлось немного модернизировать. Сделали вход и выход для экскурсантов, некоторые внутренние люки заменили проходами, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями тоже могли погостить здесь наравне со всеми. Все пространство подлодки-музея имеет семь отсеков. Посетители могут посетить каюты, осмотреть рубку управления, оценить медицинский изолятор, заглянуть в специфический душ и гальюн. Особое оживление вызывают торпедные отсеки с боеприпасами – торпедами и минами. Интересно взглянуть на водолазные костюмы. Очень познавательно побывать в отсеках, поддерживающих жизнедеятельность и маневренность судна: это система обеспечения воздухом, рубка гидроакустики, радиорубка и навигационные приборы. В самой подлодке неожиданно можно увидеть фигуру моряка в военной форме или тельняшке, а на кормовой части вдруг возникает кок в белом халате. На территории музея в сувенирной лавке можно купить сувениры и книги по морской тематике. Перед лодкой стоят несколько радарных устройств и торпеда. Здесь же можно полюбоваться настоящим, не сувенирным, Андреевским флагом. Экскурсии проводятся в группах не более 13 человек. Гиды беседуют с гостями не только на русском языке, но и на многих европейских, а также на китайском, корейском, японском, иврите. Поэтому музей популярен как среди россиян, так и на международном уровне. После посещения музея «Подводная лодка» становятся известны такие потрясающие факты, о которых раньше даже не приходило в голову задумываться. Например, почему каждые десять дней вся одежда подводников утилизируется? После такого понимаешь, что просто служить на подлодке – это уже мужественный поступок. А опасности, которые подстерегают экипаж в бою, просто потрясают. Хочется еще раз почтительно преклониться перед скромными героями – моряками-подводниками. На экскурсии в музей Военно-Морского Флота можно увидеть:
Экскурсия на подводную лодку Б-396Продолжительность программы 1 час. В группе туристов на экскурсии не более 15 человек. В стандартную экскурсионную программу включено посещение Подводной лодки. В настоящее время подводная лодка Б-396 расположена на Химкинском водохранилище. Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 состоит из семи отсеков. Все отсеки доступны в ходе экскурсии для туристов. Дополнительно в программу может быть включено посещение рубки и верхней палубы лодки. Стоимость экскурсии на подводную лодку Б-396Взрослые, граждане РФ – 8000 рублей на группу туристов. Дети – 6000 рублей на группу. Детская группа из Москвы – 4500 рублей на группу. При наличии у каждого туриста социальной карты Москвича. При посещении рубки и верхней палубы Подводной лодки дополнительно оплачиваются входные билеты 300 рублей на взрослого и 200 рублей на ребенка. Экскурсия на выставку Военно-Морского ФлотаПродолжительность 45 минут. В группе туристов не более 15 человек. В программу включено посещение выставочной экспозиции музея ВМФ, представленной на двух этажах музея. В ходе программы участники экскурсии познакомятся с историей образования Военно-Морского Флота России, этапах его становления и особенностях развития. На выставочной экспозиции достаточно широко представлены документальные материалы и фотографии из истории становления Военно-Морского Флота. Стоимость экскурсии на выставку ВМФВзрослые туристы, граждане РФ – 8000 рублей на группу до 15 человек. Дети – 6000 рублей на группу до 15 туристов. Детская группа из Москвы – 4500 рублей на группу до 15 детей. При наличии у каждого туриста социальной карты Москвича. Комплексная экскурсионная программа с посещением выставки ВМФ и Подводной лодкиПродолжительность программы 1 час 30 минут. Максимальное количество туристов на программе до 15 гостей. Единый билет на экскурсии в музей ВМФ (музей + подводная лодка): Взрослые (до 15 человек) 11000 рублей. Пенсионеры, школьники (до 15 человек) 8500 рублей. Школьники из Москвы, при предоставлении социальной карты – 6000 рублей на группу до 15 школьников В стоимость экскурсий на Подводную лодку, выставку истории ВМФ России включено :
Внимание! Для иностранных граждан дополнительно оплачиваются услуги гида-переводчика со знанием иностранного языка. Компания "Городской Вояж" готова предложить к вашим услугам гидов-переводчиков практически на любом языке мира. Стоимость услуг зависит от языка проведения экскурсии. О музее истории Военно-Морского Флота РоссииМузей истории ВМФ России представляет собой уникальный комплекс объектов, который находится на севере Москвы. Подводная лодка Б-396 была произведена в 1979 году. В течение 20 лет она выполняла государственные задачи в Атлантике, Средиземноморье, в Норвежском и Баренцевом морях. С 2003 года является музейным экспонатом и гордостью москвичей и всего Военно-Морского Флота России. Подводная лодка имеет семь отсеков. Отсек № 1 – торпедный. В нем находится вооружение, приборы управления, контрольно-измерительные приборы. Дополнительно для обозрения туристов в рамках экскурсии представлен гидрокостюм, в котором экипаж подлодки выходит за ее пределы в случае аварийно-спасательных операций. Отсек № 2 – аккумуляторный. Является жилым. В настоящее время данный отсек оборудован для проведения лекций и конференций, вмещает до 30 человек в посадочном варианте. Отсек № 3. ЦПУ или иными словами центральный пост управления. Отсек двухпалубный, имеет верхнюю и нижнюю палубы. Верхняя палуба это радиолокационная рубка, центральный пост, штурманская и гидроакустическая рубки. Все механизмы подводной лодки восставлены и даже часть оборудования подключена и находится в рабочем состоянии. Здесь находятся перископы, они подняты в верхнее положение. Каждый желающий сможет осмотреть окружающую местность с помощью перископа. Отсек № 4. Жилой, также является аккумуляторным. В отсеке находятся две палубы, верхняя и нижняя. Верхняя палуба представляет собой выставочный зал, музей истории развития подлодок. Отсек № 5. Дизельный. Для восприятия туристов дизель подлодки представлен в реальном виде со всеми системами работы двигателя. Отсек № 6. Электромоторный. Экскурсанты могут увидеть электрический двигатель подводной лодки со всеми системами жизнеобеспечения. Отсек № 7 является жилым. Кормовой отсек. Здесь расположены спальные места команды подводной лодки, штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного покидания подлодки командой, а также можно увидеть устройства и механизмы общекорабельной системы. ТТХ подводной лодки Б-396 . Длина 90,2 метра Ширина 8,6 метра Глубина погружения до 300 метров Автономность до 80 суток Дальность хода до 15 тыс. миль Скорость хода: надводная, узлы / подводная, узлы 13,5 / 16 Количество торпед 24 Экипаж 78 человек. В ходе экскурсии по территории музея истории Военно-Морского Флота дополнительно можно увидеть : Катер на воздушной подушке "Скат", который является десантно-штурмовым, доставлен в Москву из Каспийска. Экраноплан "Орленок". Также из Каспийска в музей ВМФ был привезен боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок». Экраноплан является уникальным в своем роде, это смешение самолета и корабля. Есть существенные отличия у него от гидросамолета. Он может летать над водой, выходить на берег, перемещаться надо льдом, тундрой, независимо от поверхности, которая находится под экранопланом. Будь то это болото или бетон. Время работы музея истории ВМФ РоссииЭкскурсии в музей ВМФ (Подводная лодка Б-396) проводятся: Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: с 11.00 до 19.00. Четверг: с 13.00 до 21.00. Выходной день – понедельник. При необходимости мы готовы предоставить для экскурсионных групп в аренду транспорт: комфортабельные автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили. Свежие отзывыСкворцова Анна Сергеевна Алексей, добрый день, Дмитрий Александрович выразил огромную благодарность за прекрасно организованное мероприятие! Все было на высшем уровне! Спасибо за работу! С уважением, Анна E-mail: [email protected] Впечатления нашего партнера об организации индивидуальной экскурсии на выставку "Илья Репин" в Новой Третьяковке. Сазонова Розалия Саяровна Спасибо огромное! Все круто, четко, грамотно, на высшем уровне! Экскурсовод прекрасная женщина, подстраивалась по детей! Розалия. E-mail: [email protected]. Впечатления наших туристов об организации и проведении индивидуальной экскурсии в Третьяковскую галерею на русском языке. Елена Тупика Анна, здравствуйте! Извините, что сразу не ответила. Нам очень понравилась экскурсия. Елена (экскурсовод) хорошо подготовила программу с передвижением от картины к картине. Рассказала самое интересное. Было комфортно, уютно. Картины и сам художник открылись для нас в другом ракурсе. Особо благодарим вашу организацию. За быстрое решение вопроса о создании индивидуальной Экскурсии. Продумано все до мелочей. Нам осталось только оплатить, вовремя приехать и наслаждаться путешествием. Спасибо. С уважением, Елена Тупика E-mail: [email protected] Впечатления наших туристов об организации индивидуальной экскурсии на выставку "Архип Куинджи" в Третьяковской галерее. Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» (Севастополь, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
Предыдущая фотография Следующая фотография Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города. Для туристов он интересен не только экспонатами, многочисленные посетители приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть секретный военный объект времен холодной войны, после строительства которого Балаклава на несколько десятилетий получила статус закрытого района Севастополя. Уникальные фортификационные сооружения, построенные в сжатые сроки в сложнейших подземных условиях, являют собой выдающийся образец военно-инженерного искусства. Идея подземного комплекса для обслуживания подводных лодок, защищенного от атомного удара, появилась в конце 1940-х гг., когда США и СССР разработали первые образцы оружия нового поколения. Для строительства секретной базы выбрали Балаклаву, бухта которой надежно укрыта узким проливом от чужих глаз и может полностью изолироваться от моря. Работы продолжались в течение восьми лет, в 1961 г. подземный комплекс был завершен. Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города. Подземная база, прорытая в скалах на достаточной для противоатомной защиты глубине, состояла из искусственного водного канала с сухими доками, техническими участками для обслуживания и ремонта лодок, топливными складами, секретной минно-торпедной части. По обеим сторонам от горы Таврос располагались два замаскированных выхода: один в бухту, другой, на северной стороне горы, - в открытое море. С точки зрения военного назначения, «Объект 825 ГТС» служил базой для подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Здесь планировалось проводить ремонт и обслуживание субмарин, хранение и замену боеприпасов, заправку топливом. Самой секретной частью комплекса был «Объект 820», где проводились работы с атомными боеголовками. В последние годы своего существования секретная база уже практически не использовалась по прямому назначению, так как военно-морской флот перешел на новый тип подлодок. После распада СССР в 1991 г. база и вовсе закрылась, а спустя два года помещения освободили окончательно, охрану ликвидировали, наступил долгий период запустения и расхищения. Возрождение и восстановление полностью разграбленного комплекса началось в 2003 г., когда указом президента Украины бывшая военная база превратилась в музей. В июне 2013 г. музей отпраздновал уже свой десятилетний юбилей. Балаклавский подземный комплекс вместе с музейным комплексом «Михайловская батарея» входит в состав Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Экскурсионные маршрутыПосетителям музея на выбор предлагается два разных экскурсионных маршрута. Базовая экскурсия - часовая пешеходная прогулка по искусственным лабиринтам горы Таврос с посещением секретного противоатомного объекта для укрытия подводных лодок, подземного судоходного канала, проложенного в недрах горы, и бывшего арсенала ядерного оружия ВМФ СССР, преобразованного в выставочные залы. Вторая экскурсия представляет собой небольшое получасовое путешествие на катере по подземному каналу, во время которого туристы увидят места обслуживания подводных лодок. В списке уникальных объектов - 100-метровый сухой док на восьмиметровой глубине относительно уровня моря, а также подлинная морская мина, предназначенная для поражения морских целей противника и способная уничтожить все живое в радиусе 100 м. В 2007 г. в подземных помещениях музея проходили съемки египетского фильма «Таймур и Шафика». Подземелье то и дело оглашалось взрывами, для пущего эффекта режиссеры решили применить пиротехнику. Полезная информацияАдрес: г. Севастополь, Балаклавский р-н, Таврическая набережная, 22. Веб-сайт . Телефон: +7 (86-92) 63-75-90, 94-70-69 (заказ экскурсий). От автовокзала и железнодорожного вокзала добраться до музея можно на троллейбусах № 17 и 20, а также на маршрутных такси № 17, 20А и 26 до конечной остановки «5-й километр». От остановки «5-й километр» до Балаклавы курсируют автобусы № 9, 94, 98 и 99, а также маршрутное такси № 9 (остановка «Оболонь»). Если вы едете от восточной части Балаклавской бухты, то подойдут автобусы № 9, 94, 98 и 99 (остановка «Оболонь»). Время работы: среда - воскресенье с 10:00 до 17:00. Понедельник и вторник - санитарные дни. Стоимость входного билета - 300 RUB, для школьников и студентов - 100 RUB. Вход с детьми до 5 лет запрещен. Для ветеранов ВОВ, военнослужащих, дошкольников, посетителей с ограниченными возможностями, детей-сирот и музейных сотрудников вход свободный. Любительские фото- и видеосъемка бесплатные. Не забудьте взять с собой теплую одежду: температура воздуха в подземном комплексе всего +16 °С. Цены на странице указаны на август 2018 г. |