Не лучше ль на себя кума оборотиться. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться

Многие из нас с детства помнят строки из рифмованных историй про различных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец, слава о стихотворениях которого давно вышла за пределы его родины. Ни для кого не секрет, что при помощи высмеивания поступков животных, этот автор раскрывал различные за что не раз осуждался критиками, и басня «Зеркало и обезьяна» является как раз подобным произведением. Давайте подробнее познакомимся с этой увлекательной историей и попытаемся понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что мартышка случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом свой взгляд. В стихотворении очень точно описываются все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не догадывается о том, что смотрит на нее она сама. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями по поводу той особы, что смотрит на нее из отражения, называя ее кривлякой и сравнивая со своими кумушками-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне о том, что по ту сторону на нее смотрит ее же морда, а лишь намекнул на сей факт, который остался совсем не понятым мартышкой.

«Зеркало и обезьяна» - басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной приведено в данном произведении неспроста. На примере такого животного показано поведение подлых людей, замечающих недостатки других, но не желающих увидеть собственные огрехи. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строчках произведения, и именно там проведена точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал его имя. Это стихотворение наверняка заставило поволноваться тех людей, что любят собирать сплетни, потому что их буквальным образом сравнили с обыкновенной мартышкой, а не заметить такую аллегорию может только ребенок.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию - взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.

На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался. Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.


О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
\"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть\". -
\"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?\" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

Басни писали многие литературные деятели, но более других баснописцев прославился Иван Андреевич Крылов: его фамилия, как и имена Лафонтена и Эзопа, стали практически синонимами басни.

Баснописец И.А.Крылов

Родом Иван Андреевич был из небогатой семьи служащего драгунского полка. Отец его "наукам не обучен", но писать умел, а чтение любил и того пуще. Сыну достался от отца целый сундук книг и уроки грамоты.

Будучи подростком, он потерял отца, но продолжал обучаться французскому языку в богатом соседском доме, в то же время числясь на государственной службе. Писательствовать Иван пробовал уже тогда и показывал свои произведения знающим литературоведам. Впрочем, написанные им трагедии и драмы были далеки от совершенства, хотя и давали представление о потенциале Крылова.

Нравом писатель был неспокоен, постоянно искал новые возможности и стили. Непокорный дух толкал его к переменам и риску: целые периоды его биографии вырадают из исследователей. Где он был? Чем занимался?

Кажущееся хаотичное движение на самом деле становилось камнем, на котором оттачивалось мастерство будущего баснописца.

Острое перо Крылова

Характер его был скептичен и саркастичен: Ивану Андреевичу было свойственно видеть негативные стороны явлений и смешные поступки людей. С детства от был поклонником Лафонтена - известного французского баснописца - и неоднократно пробовал переводить его басни на русский язык.

С молодости Крылов писал произведения с сатирическим оттенком: он склонен был обличать не только общественные пороки, но и известных сограждан, высмеивая их нещадно.

Крылов издавал журналы с обличительным уклоном, печатая литературные карикатуры и сатиру. Впрочем, жизнь изданий была недолгой, они не пользовались большой популярностью, и издатель закрывал их довольно скоро.

Иван Андреевич не переставал искать свою нишу. В начале 19 века Крылов показал переводы Лафонтена знатоку басен И.И.Дмитриеву, на что тот ответил: "Это истинный ваш род; вы, наконец, нашли его".

И действительно, весь характер Крылова прекрасно подходил к деятельности баснописца: и его скептический, острый ум, и наблюдательность, и сатирическое восприятие действительности, и образованность. В поисках своего стиля Иван Андреевич шлифовал свои способности и постепенно становился мастером слова.

Пословицы из басен Крылова

Итак, Иван Андреевич нашёл, наконец, свою неповторимую нишу в литературе. Знаменательно, что с этого момента его карьера и финансовое положение начали постепенно идти в гору.

Крылов перешёл на службу в Императорскую публичную библиотеку, откуда много лет спустя и вышел на пенсию вполне состоятельным человеком. Его басни стали популярны и изданы ещё прижизненно: 9 сборников выходили в свет в течение 35 лет!

Мастерски составленные обороты речи, полные сатиры, а порой и насмешки, нередко превращались в крылатые выражения из басни! "Зеркало и Обезьяна", "Квартет", "Лебедь, Рак и Щука" - в каждом произведении представлены ёмкие и точные изобличающие фразы, вызывающие улыбку читателя.

Кто не знаком с выражениями: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" или "Да только воз и ныне там"? Это строки Крылова превратились в речевые аллегории.

236 басен написал автор - одна краше другой. Смысл басен Крылова изучают сегодня в школьной программе, потому что, несмотря на полтора века, прошедших с его времен, сатира басен остаётся актуальной, а герои - до смешного узнаваемыми. Любой школьник легко вспомнит крылатые выражения из басни.

"Зеркало и обезьяна"

В басне рассказывается о несознательной мартышке. Она понятия не имеет, как выглядит со стороны, или не хочет этого знать. Ей проще и интересней найти изъяны в своих "кумушках" - о них ей известно практически всё.

Когда же наблюдательный кум-Медведь пытается деликатно намекнуть Обезьяне, что это её собственное отражение в зеркале, то она просто пропускает его слова мимо ушей. "Не любит узнавать никто себя в сатире", - насмешливо резюмирует автор.

Басня состоит лишь из нескольких строк, но как точно описывает критиканство и лицемерие, столь распространённые в социуме! Метко высмеивает махровый эгоизм и душевную слепоту мартышки Крылов: Обезьяна и зеркало становятся символами непомерного самомнения, доходящего до смешного.

Автор нещадно высмеивает человеческие пороки, по всем правилам баснописания - в образах животных. Он мастерски подбирает не только сюжет и героев, но и произносимые ими слова. Особо смешными и едкими становятся крылатые выражения из басни.

Зеркало и Обезьяна - по сути два главных героя: Медведь мартышке нужен лишь для того, чтобы обсудить "кумушек" и похвалиться: мол, а я не такая! Совет Медведя, как пишет баснописец, "лишь попусту пропал". Строки басни вызывают невольную улыбку у всех: каждому вспомнился кто-то из окружения, похожий на Обезьяну. Автор же словно призывает читателей посмотреть в зеркало на самих себя, обнаружить и обезвредить "обезьяну в себе".

Крылатые выражения из басни "Зеркало и обезьяна"

В столь короткой басне многие выражения уже стали крылатыми: люди употребляют их в беседе как устоявшиеся, обозначающие общеизвестное явление.

Например, говоря о ядовитом сплетнике, видящем вокруг только чужие недостатки: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

Рассказывая о человеке, обвиняющем других в собственных грехах: "Про взятки Климычу читают, а он украдкою кивает на Петра".

Многие меткие, дерзкие, полные сатиры строки, словно перенимая фамилию автора, стали сегодня крылатыми! Смысл басен Крылова очевиден - они изобличают ставшие привычными человеческие пороки.

Лида (14:06:22 23/10/2011):
О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Суть и смысл басни (13:44:00 29/04/2016):
"Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко - и в действительной жизни, и в зеркале жизни - в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их ("Зеркало и обезьяна"). Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" поясняют суть и смысл басни так: "...Он [Крылов] видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, - хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: "Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!" Пусть им говорят то же, что в басне "Зеркало и обезьяна" сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Суть и смысл басни (18:54:00 19/04/2017):

Суть и смысл басни в следующем: "Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело - подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: "На каждом человеке есть два мешка: один - спереди, другой - сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний - чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них - как на ладони!". Прочтите у Крылова басню "Зеркало и Обезьяна"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Мораль басни (11:49:00 18/06/2017):
Мораль басни "Зеркало и Обезьяна" заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: "Таких примеров много в мире: Не любит узнавать ни кто себя в сатире."

Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: "В чужом глазу соломину видит, а в своём - бревна не замечает".

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" в других словарях:

    Союз. 1. Присоединяет оборот или придат. предл. со значением сравнения, сопоставления кого, чего л. с тем, о чём говорится в главном. Разговаривать громче, чем обычно. На юге звёзды ярче, чем на севере. Горы были выше, чем кто то предполагал. 2 … Энциклопедический словарь

    ОБОРОТИТЬСЯ, оборочусь, оборотишься, совер. (к оборачиваться) (прост.). То же, что обернуться во всех знач., кроме 7, и обратиться в 1 и 2 знач. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» Крылов. «Тут он в точку… … Толковый словарь Ушакова

    Союз. 1. сравнительный. Вводит в состав простого предложения сравнительный оборот, поясняющий какой л. член этого предложения, выраженный формой сравнительной степени прилагательного или наречия, а также словами: „другой“, „иной“, „иначе“ и т. п … Малый академический словарь

    Чужую кровлю кроет, а своя течет. Ахал бы дядя, на себя глядя. Ср. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Крылов. Зеркало и Обезьяна. Ср. Willst du fremde Fehler zählen, heb an deinen an zu zählen: Ist mir recht,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона