Ношение пилотки. Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками

Пилотка - это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Как утверждают некоторые историки, военная пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в Средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны - шарики, набиты волосом, паклей, тряпками - кто чего доставал.

Сегодня пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову.

В Российской армии пилотка появилась в 1913 году как часть форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась она как «перелётка» или «полётка», и была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полетов и службы на аэродроме. А в конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

В РККА официально введена 16 января 1919 г. как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. В качестве кокарды носили красноармейскую звёздочку с серпом и молотом.В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов, а шили их из хлопчатобумажной ткани. Позже, появились пилотки из ткани, называемой в обиходе «стекляшка». Прозвали эту ткань так за то, что до первой стирки она блестела. Материал состоял из хлопка и лавсана. Это придавало пилоткам устойчивость к выцветанию и загрязнению. Особенной любовью пользовались такие пилотки в среде старослужащих и дембелей.

В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны. В Советской России Красная Армия сменила будёновки на пилотки накануне Великой Отечественной войны.

Но и сегодня в ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак.

Но, кроме того, что этот головной убор присутствует в числе экипировки военных людей, в последнее время появилась тенденция иногда надевать пилотки у тех, кто знает о военном деле только понаслышке. И одним из отличных поводов для этого является такой праздник, как 9 мая - День великой Победы. Пилотки на 9 мая являются своего рода неотъемлемым атрибутом того, кто хочет проникнуться атмосферой такого праздника.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Лень британских военных времен Первой мировой войны подарила миру новый головной убор

Более ста лет пилотка является неизменным предметом обмундирования солдат различных держав, хотя изначально носить ее могли только летчики, вернувшиеся с боевого вылета.

Шотланды против сербов

За право называться предком пилотки сражаются сразу два головных убора: шотландский «гленгерри» и сербская шапочка шайкаче.

Гленгерри на головах военных появился в 1848 году. Шотландский полковник Александр Макдонелл разработал для своих солдат новый головной убор, за основу которого был взят берет. Назначение у этого предмета обмундирования было исключительно эстетическое – полковник таким образом хотел чисто визуально выделить полки шотландцев. Со временем компактная и удобная шапочка распространилась среди других подразделений британской армии.

Первые упоминания о втором «предке» пилотки появились в середине XIX века. Сербская шапочка шайкаче сначала шилась для моряков дунайской флотилии, немного позже ее стали носить офицеры. Отличительной особенностью этого головного убора являлся помпон, который плотно набивался паклей. Гламурный аксессуар имел сугубо прагматическое предназначение – он оберегал голову матроса от ударов о переборки и потолки в тесном пространстве трюма.

Первым делом - самолеты

Окончательно же пилотка была узаконена все в той же британской армии в 1900 году. Новый головной убор был введен в связи с появлением в составе войск авиации. Во время выполнения летных заданий пилоты носили кожаные шлемы, которые оберегали летчика от переохлаждения и защищали голову от механических повреждений.

На земле же находиться в теплом шлеме было глупо, а ходить без головного убора во всех армиях мира не принято. Пилоты нуждались в компактной шапке, которую можно носить с собой и надевать после посадки. Естественно, традиционная фуражка для этих целей не годилась, тогда интенданты и вспомнили о гленгерри и шайкаче.

Новый головной убор поступил в королевские ВВС. Окончательную форму пилотки «утвердили» сами летчики. Они начали отгибать поля шапки, эта манипуляция превращала ее в узкую полоску, которую можно было засунуть под погон. Приземляясь с задания, летчики ленились расправлять поля и носили гленгерри в «двуносом» варианте, что и сформировало окончательный облик пилотки.

Покорение России

Слово «пилотка» прижилось у нас, в других армиях этот головной убор имеет другие названия. Например, в США ее называют кепка Гаррисона , в Италии – бустина, а в Польше она фуражирка.

В царской армии России пилотка появилась как часть обмундирования ВВС. В интендантских документах этот головной убор фигурировал как «шапка суконная, мягкая, складная для летчиков». Чуть позже ее стали называть «полётка», но это название не прижилось, быстро трансформировавшись в привычную «пилотку». Летный головной убор очень понравился русским солдатам, и через несколько лет его стали носить солдаты других родов войск. Революция 1917 года несколько снизила популярность пилотки у военных.

Красная армия получило в наследство от царской России огромное количество складов с обмундированием, пилоток там было с избытком. Комиссары здраво рассудили, что добру пропадать нельзя, и 16 января 1919 года был подписан приказ о введение пилотки как элемента формы для курсантов военных курсов. Но энтузиазма у военных это решение не вызвало – командиры считали пилотку пережитком царского режима и долгое время противились ее появлению в регулярных частях.


Тогда и сегодня

Окончательно пилотка утвердилась в Красной армии 3 декабря 1935 года, когда было введено два типа пилоток: для командного и рядового состава.

В Великую Отечественную пилотка использовалась солдатами в качестве подшлемника под каску. Но для этого головной убор приходилось «дорабатывать». Солдаты снимали с него звезду и надевали пилотку поперек, поля отворачивались. Очень часто режиссеры фильмов про войну ошибочно используют образ солдата, на голове которого пилотка одета не по уставу, чтобы проиллюстрировать пример разнузданного бойца.

Пилотка сохранилась как часть военной формы и в российской армии. Сейчас ее носят моряки, летчики, ракетчики и военные других родов войск. На сегодняшний день этот головной убор является одним из самых распространённых во всех армиях мира.

Когда близится День Победы, многие из нас не прочь купить солдатскую пилотку. Военторг «Военпро» предлагает прекрасный выбор видов и размеров по розничной цене всего в 299 рублей. Для такого качества пилотки дешевле не найти ни в интернете, ни в обычных военторгах Москвы и страны. Осуществляется оперативная доставка наложенным платежом, если вы находитесь за пределами столицы. Если вы решили купить солдатские пилотки оптом, то наши цены на крупные партии позволят вам значительно сэкономить.

Краткая история армейских пилоток в СССР и России

Пилотка солдата - это головной убор, который носил боец Советской Армии летом. Свое название солдатская пилотка получила благодаря тому, что первоначально данный вид головного убора появился у пилотов российской армии. Солдаты отдавали предпочтение ей, так как она была удобна при ношении, ее можно было с легкостью сложить в карман, положить под пояс, и при этом она не теряла свой первоначальный вид.

В начале 30-х годов солдатская пилотка была официально введена в военных учреждения. Чуть позже ее носили уже и некоторые пехотинцы.

К концу 30-х годов солдата в пилотке можно было встретить уже во всех войсках. Единственным отличием были фасоны и модели пилоток. Солдатская пилотка имеет еще один отличительный признак, на сплюснутой стороне шапочки крепится красная звезда.

Купить солдатскую пилотку в Москве вы можете в интернет магазине «Военпро». Большой ассортимент качественных пилоток, которые являются точной копией оригиналам, а также настоящие советские пилотки производства 60-х годов в отличном состоянии.

У нас также вы сможете заказать оптовую партию солдатских пилоток. Мы осуществляем доставку по всем регионам России и странам Ближнего Зарубежья.

Солдатская пилотка в РККА

Впервые в РККА солдатская пилотка появилась в 1919 году. Она была представлена в качестве официального головного убора военных курсантов. Она имела вид темно-зеленой шапочки, которая была опоясана красным ремешком. Также к пилотке пристегивался черный ремешок, который застегивался на подбородке. Солдатская пилотка имела отличительный знак - красную звездочку на левой стороне.

Позднее в 1935 году в РККА официально вводятся еще два вида пилоток. У командиров пилотка была цвета хаки. Также она имена официальный знак войска и звезду, которая крепилась на передней стороне пилотки. У обычных солдат пилотка выглядела следующим образом: обычного темно-зеленого цвета, без звезд и ремешков.

Еще несколькими годами позже пилотки на солдатах можно было увидеть уже почти во всех войсках советской армии. Благодаря простоте и легком уходе, солдатская пилотка и на сегодняшний день является главным головным убором у солдат, учащихся в военных учреждениях. А также многие праздничные события, посвященные победе в Великой Отечественной войне, не проходят без солдатских пилоток.

Солдатская пилотка является оригинальным подарком на 9 мая. Именно поэтому в преддверии праздника интернет магазин «Военпро» приготовил для своих клиентов большой выбор пилоток наилучшего качества. Купить солдатскую пилотку теперь вы можете, не выходя из дома. Мы осуществим доставку в любую точку земного шара.

Правильное ношение солдатской пилотки


Солдатскую пилотку в России носят и по сегодняшний день. Студенты военных училищ, актеры драматических театром, школьники во время праздничных шествий, малышня в детском саду на утренниках.

Сейчас мне бы хотелось рассказать о главных моментах ношения солдатских пилоток. Как правило, солдаты носят пилотку с легким наклоном вправо. Иногда делают небольшой наклон вперед. Ключевым моментом является то, что края пилотки не должны раскрываться. А также ни в коем случае нельзя до упора натягивать на голову.

Стоит помнить, что нельзя носить солдатскую пилотку, которая не подходят вам по размеру. В этом случае, если вы сделаете небольшой наклад, пилотка просто упадет с головы.

Где можно заказать солдатскую пилотку наложенным платежом?

Сегодня магазин «Военпро» предлагает своим постоянным покупателям большой ассортимент новой продукции пилоток. В честь праздника Победы солдатские пилотки с красной звездой являются прекрасным подарком, как ветеранам, так и обычным людям.

Вас до сих пор интересует вопрос, где приобрести солдатскую пилотку в Москве и других городах мира? В Интернет магазине «Военпро» вас ждет большое количество солдатских пилоток любого размера и цвета. Только у нас каждый найдет товар, подходящий именно ему.

Отличное предложение ждет наших оптовых покупателей, военных клубов и театров, которые ставят постановки к празднику Великой Победы. Покупая солдатские пилотки оптом, вы экономите значительные средства для того, чтобы, например, сделать хорошие подарки на День Победы всем своим друзьям, творческому или боевому коллективу.

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армиипилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсонизобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.