Обследование фонематического восприятия. Волкова Г.А

дипломная работа

Глава 2 Методика исследования фонематического восприятия у детей

Теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией, рассмотренные в первой главе, позволяют определить направления работы по выявлению особенностей фонематического восприятия:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по силе и тембру.

3. Различение слов близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Исследование навыков звукового анализа.

Методика исследования опирается на разработки Т.А. Ткаченко [ 17 ].

Все этапы связаны между собой, остановимся на каждом из них более подробно.

1) УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Процедура. На столе пере ребёнком несколько звучащих игрушек: дудочка, колокольчик, бубен, губная гармошка. Ребёнку предлагается послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается) определить, что звучит.

Инструкция. Послушай и постарайся узнать, какой из предметов звучал: дудочка, колокольчик, бубен или губная гармошка.

2) РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО СИЛЕ И ТЕМБРУ

Процедура. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращённого звукокомплекса. Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра проходит в группе) позвал его. Вначале ребёнка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткую фразу.

Инструкция. Ребята, сейчас Дима отвернётся, а мы будем звать его по имени. Дима, ты должен угадать, кто из ребят тебя позвал.

Процедура. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий предмет. Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поёт петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Инструкция. Сейчас тебя будут звать разные животные, а ты постарайся услышать далеко они или близко.

3) РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО СОСТАВУ

Процедура. Ребёнку даны два кружка - красный и зелёный - и предлагается игра: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное - красный.

Инструкция. Сейчас я буду называть предметы, которые ты видишь на картинке " правильным " словом и " неправильным " словом. Если ты услышишь " правильное " слово - подними зелёный кружок, если " неправильное " - красный.

Процедура. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Инструкция. Повторяй за мной.

4) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

4.1. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости / глухости, сначала по два слога:

Затем по три слога:

Инструкция. Повторяй за мной.

4.2. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости / твёрдости:

ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ

МА - МЯ МО - МЁ МУ - МЮ МЫ - МИ

ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ - ВЮ ВЫ - ВИ

ТА - ТЯ ТО - ТЁ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ

Инструкция. Повторяй за мной.

4.3. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

ПТА - ПТО - ПТУ - ПТЫ

КТА - КТО - КТУ - КТЫ

ФТА - ФТО - ФТУ - ФТЫ

ТМА - ТМО - ТМУ - ТМЫ и т.д.

Инструкция. Повторяй за мной.

5) ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

5.1. Процедура. Исследователь предлагает назвать первый звук в словах:

Материал исследования - слова:

ИНДЕЕЦ, ИСТОРИЯ, ИЗБУШКА, АИСТ, АСТРА, АНГИНА, АЛЛА, АРБУЗ, АДРЕС, УТЮГ, УЛИТКА, УШИ, УКРОП, УЗОР, УРОК и т.п.

Инструкция. Послушай и назови первый звук в словах.

5.2. Процедура. Назвать последний звук в словах:

ГОЛОВА, ШАПКА, РУЧКА, КИНО, ОГОНЬКИ, ПИРОГИ,

ЛОПАТЫ, КОНФЕТЫ, КАКАДУ и т.д.

Инструкция. Послушай и назови последний звук в этих словах.

5.3. Процедура. Назвать первый и последний звук в словах:

ИГОЛКА, ИЗБУШКА, УЛИЦА, УЧЕНИЦА, АФИША, ИЩЕЙКА, ОВОЩИ, ОПЕРА, ОСЫ, ОСЛИКИ и т.д.

Инструкция. Послушай и постарайся назвать первый и последний звук в словах.

5.4. Процедура. Назвать все звуки по порядку:

БАК, ЗАЛ, ГУЛ, ДАР, ЛУК, МОХ, ПАР, ПОЛ, СОК и т.п.

Инструкция. Послушай и постарайся назвать все звуки в словах по порядку.

Оценка результатов исследования

Для оценки качества выполнения упражнений мы приняли

следующую шестибальную систему оценок:

5 - выполнено без замечаний;

4 - выполнено с незначительными ошибками;

3 - предпринятые попытки на 50% удачны;

2 - предприняты частично удачные попытки к выполнению;

1 - предприняты неудачные попытки к выполнению;

0 - не предпринимает попыток к выполнению.

Для определения уровня развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи III уровня было проведено специальное обследование...

Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии

По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1)...

Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Предлагаемые методики предназначены для выявления особенностей фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень): качественной и количественной оценки нарушения...

Развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста

фонематический восприятие слух дошкольник Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи...

Развитие фонематического восприятия у будущих первоклассников при подготовке к звуковому анализу

Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях...

Развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет

Для изучения уровня развития фонематического восприятия были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой . При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л.Г...

Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска...

Существует несколько разработанных методик обследования фонематического восприятия у школьников. В данном случае, для своего исследования мы взяли за основу тестовую методику Фотековой Т.А...

Теоретические основы изучения фонематических процессов у младших школьников с дисграфией

В результате исследования мы получили результаты в процентном выражении, которые были соотнесены с уровнями успешности выполнения методики. Исследование фонематического восприятия показало...

Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой дизартрией

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического...

Формирование фонематического восприятия

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух - фонематическое восприятие - фонематические представления Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух...

Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе...

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Во многих исследованиях, касающихся учащихся с ЗПР (З.И. Калмыкова, В.И. Лебединский, Е. С. Слепович и др.), отмечается неравномерное формирование высших психических функций; причем характерно как повреждение...

Характеристика нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие)

В исследовании применялись программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития. К ним относится программа Филичевой Т. Б...

Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи , нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

речи , III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

процессов мы использовали методику Г . Г. Голубевой, адаптировав ее с

учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР , участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :

1. Слуховое внимание

2. Фонематическое восприятие

3. Фонематический анализ

4. Фонематический синтез

Исследование состояло из двух этапов : I этап : отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике .

II этап : изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет :

Диагностировать

Уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

Изучение слухового внимания :

Задание 1. «Угадай, что я делаю»

Цель : выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

Материал : рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками) .

Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия , а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

Инструкция : «Покажи, что я делала»

Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

Оценка результатов :

4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

3 балла – путает два из предложенных вариантов

2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

Задание 2. «Ритмическое эхо»

Цель : изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур :

Способ воспроизведения : «отхлопывание» в ладоши.

Ход обследования : Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция : «Повтори за мной»

Оценка результатов :

4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации

3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

Задание 3. «Лишнее слово»

Цель : определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи .

Материал : карточка с речевым материалом.

Речевой материал :

Сом, ком, индюк, дом

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

Ветка, диван, клетка, сетка, сок

Каток, моток, дом, поток

Процедура : Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

Инструкция : «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные» .

образец :

«Мак, бак, так, банан» . Лишнее слово «банан» .

Оценка результатов :

4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах

2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

Изучение фонематического восприятия :

Задание 1. «Повторение слогов»

Цель : выявить уровень фонематического восприятия .

Материал : карточки со слогами.

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.

Инструкция : «Послушай, затем повтори» .

Речевой материал :

Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

Оценка результатов :

4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты

3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

Задание 2. «Послушай-покажи»

Цель : выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

Материал : карточки с картинками-изображениями называемых слов.

Речевой материал :

Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

Ход обследования : Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

Инструкция : «Покажи то, что я назову» »

Оценка результатов :

4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации

3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации

2 балла - выполняет задание с тремя ошибками

1 балл - затрудняется в показе всех картинок.

Изучение фонематического анализа :

Задание 1. «Выделение звука»

Цель : выявить способность выделять звук в слоге.

Материал : карточки с буквами (семь букв : О, А, Ы, И, Э, У, И)

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

Инструкция : «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

2 балла - допускает три-шесть ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

Цель : выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

Материал : карточки с буквами (пять букв : О, И, А, У, Э) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

Инструкция

Речевой материал : обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

Оценка результатов :

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

Задание 3. «Выделение согласного звука»

Цель : выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : П, Д, М, К, Б, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

Инструкция : «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Пух, пол, пышка, пачка

Дым, дом, дочь, дудка

Мак, муха, море, миска

Ком, кошка, каска, курица

Булка, борщ, бант, боль

Нос, наш, норка.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один раз

(от двух до пяти) ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 4. «Последний звук»

Цель : выявить способность определить последний звук в слове.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : М, К, Ш, А, Ч, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

Инструкция : «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 5. «Сколько звуков?»

Цель : выявить способность определить количество звуков в слове.

Материал : предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами : 3 и 4.

Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

Инструкция : «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

Речевой материал :

Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

Оценка результатов :

4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает три или четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

Изучение фонематического синтеза :

Задание 1. «Соедини звуки»

Цель : выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

Инструкция : «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«н» , «о» , «с» - нос.

Речевой материал :

«к» , «о» , «т» - кот

«л» , «у» , «н» , «а» - луна

«с» , «о» , «к» - сок

«н» , «о» , «т» , «ы» - ноты

«з» , «у» , «б» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно называет все полученные слова

3 балла - ошибается один раз

2 балла - допускает две ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

Задание 2. «Составь слово»

Цель : выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

Инструкция : «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«о» , «д» , «м» - дом.

Речевой материал :

«о» , «к» , «т» - кот, кто

«т» , «у» , «л» , «с» - стул

«к» , «о» , «с» - сок

«а» , «ф» , «ш» , «р» - шарф

«б» , «у» , «з» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно составляет и называет все слова

3 балла - ошибается один раз

2балла - допускает две-четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Обследование фонематического восприятия»

Обследование фонематического восприятия

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Ф. в. Может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречается самостоятельное проявление фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи.

Недоразвитие ф.в. является одним из ведущих факторов риска возникновения дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения. Поэтому обследование ф.в. является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и предшкольного, даже если у этой группы детей не диагностировались нарушения речи.

Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые он може произносить. Для детей младше 5 – 5,5 лет предлагаются для прослушивания и воспроизведения 2 слога, для детей старше 5-5,5 лет – 3 слога. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития ребенка. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам мягкости – твердости, звонкости-глухости, месту образования, способу образования.

В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных, причем чередование пары дается несколько раз. Каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования (са-ша-са, са-са-ша, ша-са-ша).

При обследовании ребенок и логопед сидят друг напротив друга, рот логопеда закрыт экраном. Логопед предъявляет слоги в более замедленной форме, четко произносит их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторять ряды слогов в точном соответствии с образцом, только после того, как логопед закончит слоговой ряд. Не допускается сопряженное проговаривание ряда. В случае проявления затруднений можно изменить условия предъявления материала: уменьшение количества слогов до двух; изменение скорости и громкости произнесения; увеличение уровня контроля и мотивации (внимательно послушай и повтори за мной, а потом мы с тобой поиграем)

Если ребенок не повторяет слоги, то это свидетельствует о несформированности произвольной деятельности (сознательная постановка цели и ее реализация) и несформированности фонематического слуха первичного генеза.

При проведении данного обследования можно использовать картинки. Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи, видоизменяется набор оппозиционных звуков.

Детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются, заменяются в их собственной речи, поэтому в задания включают различение свистящих и шипящих, сонорных р и л.

При заполнении протокола обследования и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает нечетко, а в индивидуальном плане к речевой карте – пути коррекции, способствующие качеству различения.

У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа (определение позиции звука в слове, количества гласных/согласных звуков в слове, ударение, количество слогов) изучается через возможность услышать наличие или отсутствие звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия заданного звука в слове. При этом может изучаться возможность выделений 1 звука или пары оппозиционных звуков. Данный тест имеет несколько уровней сложности:

1 уровень. Наиболее сложное задание, при котором ребенок молча работает с картинками. Ребенку даются картинки, в названии которых сожержатся определенные звуки и предлагается разложить эти картинки на соосветствующие группы. В ходе выполнения упражнений у детей активизируются внутренние представления об образах слов.

2 уровень. Задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать слова вслух, прежде чем определить, к какой группе эта картинка относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляционных кинестезий и слуховых образов слов.

3 уровень. Совместная работа ребенка с логопедом. Ребенок берет картинку, ее название проговаривает логопед, затем ребенок, после чего ребенок пытается определить наличие данного звука в слове и классифицировать эти картинки.

4 уровень. Логопед произносит слова, ребенок слушает, и с помощью условного звука (хлопка), он отмечает слова, в которых присутствует данный звук.

5 уровень. Ребенку предлагается проговорить слово и определить, есть заданный звук в слове или нет.


Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной

Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Обследование фонематического слуха

Используемый речевой и наглядный материал

Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных


А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И

П, Н, М, К, Т, Р

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а) звонких и глухих
б) шипящих и свистящих
в) соноров

П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф
С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
Р, Л, М, Н

3. Повторить за логопедом слоговой ряд:
а) со звонкими и глухими звуками

б) с шипящими и свистящими

в) с сонорами


ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА
РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА

4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»


ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ

5. Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»


ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ

6. Придумай слова со звуком «З»

7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок

КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА

8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия

БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ

9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце)

ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ

10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш

СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

Обследование фонематического восприятия. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребёнка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и чётко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха являются главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Однако у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Необходимо поэтому определить вторичные проявления фонематического недоразвития при дефектах в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используются приёмы, исправленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определённых слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной – МА – МО - МУ, с изменением согласной – КА-ВА-ТА, ПА-ХА-ПА)); запоминание звуковых рядов.
С целью выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков и пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчётливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребёнку предлагается повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость- глухость), в то время как другой части нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести серию из 3 слогов является недоступным или вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребёнок не может переключиться от одного звука к другому.
При исследовании фонематического восприятия следует применять задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того, чтобы выяснить, различает ли ребёнок, исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом требуемого звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук «у» из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА,ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Хорошо выявляет затруднения фонематического восприятия подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки со словами, начинающимися на звук Р и на звук Л, на звук С и Ш, звук С-З и др. С этой целью логопедом подбираются комплекты предметных картинок, которые предъявляются в перетасованном виде.
Следует проверить, как ребёнок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка). Ребёнок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу или различными. Этот приём выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребёнок контролирует своё неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.
Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспитатель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования.