Омонимы. Презентация на тему "омонимы" Презентация по русскому языку на тему омонимы

Cлайд 1

Cлайд 2

Повторение изученного, проверка домашнего задания - Что называют лексикой? - Лексиконом? Какие слова мы называем многозначными? Как вы понимаете термин «переносное значение»? Что такое эпитет? Метафора? Приведите примеры.

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Жар солнца – жар чувства Тяжесть багажа - тяжесть утраты Гибкость ума - гибкость ветки Строить планы – строить мост Зрелый возраст- зрелый плод.

Cлайд 6

Синтаксическая пятиминутка Прочитайте предложение: Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. - Определите, где сказуемое? Какой частью речи оно выражено? -Произведите пунктуационный разбор предложения, составьте схему.

Cлайд 7

Прослушайте стихотворение В. Лифшница Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? - Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? - Одинаково ли пишутся и звучат слова? - Подумайте, одинаковы ли они по значению?

Cлайд 8

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях. - Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова? Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению».

Cлайд 9

Р А Б О Т А С О С Л О В А Р Е М К Л Ю Ч 1 – 1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь. 3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь. 4. Знак в начале нотной строки, определяю- щий значение нот. К Л Ю Ч 2 - Бьющий из земли источник, родник.

Cлайд 10

О м о н и м ы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Л У К - огородное растение (сущ.) - оружие, спортивный снаряд К О С И Т Ь - отклоняться от прямого (глаг.) направления - срезать косой, или косилкой, или комбайном

Cлайд 11

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА! О М О Н И М Ы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Язык – словесная речь человека, словесное средство человеческого общения. Язык – народ, нация. Язык – пленный, от которого можно получить нужные сведения.

Cлайд 12

М Н О Г О З Н А Ч Н Ы Е С Л О В А – слова, имеющие несколько значений, значения связаны между собой. Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. Язык в колоколе – металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Cлайд 13

Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор? Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы. Мы слова из рус..кой речи, Из р..дного языка! Од..наково нас слыш..т, Од..наково нас пиш..т. Но важна не только внешность, Потому (не)торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в сер..динке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу д..леки. (Я. Козловский)

Cлайд 14

П О Т Р Е Н И Р У Е М С Я? НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ 1. Я все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. 2. Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Еще есть и тезка мой: Редкостный зверек пушной. 3. Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Одно лепечет на поляне, шумит в лесу и на лугу. Другое улеглось в кармане и там все время ни гугу.

Cлайд 15

Сгруппируйте и запишите пары словосочетаний, содержащие: 1) омонимы-существительные, 2) омонимы-глаголы Осенний лист – больничный лист, мешать работе – мешать ложкой, зеленый лук – тугой лук, топить печь – топить корабль. Составьте словосочетание с омонимами мир-мир, используя следующие слова: прочный, звездный, животный, заключить, чемпионат, духовный.

Слайд 1

Энциклопедия слова-термина Омоним Выполнила: Глебова Арина, ученица 9 «Б» класса МОУСОШ №3 г. Петровска Руководитель: Фокина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Лексическое значение Омо́нимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Коса у девушки на голове
Коса - орудие для косьбы

Слайд 3

Откуда к нам пришло это слово? Омо́ним от греч. ὁμός - одинаковый и ονομα - имя. Термин введён Аристотелем.

Слайд 4

Омонимы бывают: 1.Омонимы полные (абсолютные) 2.Омонимы частичные 3.Омонимы грамматические, или омоформы

Слайд 5

Омонимы полные (абсолютные) Омонимы, у которых совпадает вся сис- тема форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент).
Горн (кузнечный)
Горн (духовой инструмент)

Слайд 6

Омонимы частичные Омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк).

Слайд 7

Омонимы грамматические, или омоформы Слова, совпадающие лишь в отдельных Формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём).

Слайд 8

Омоморфемы Наряду с омонимами, то есть омонимичными словами, существуют и омоморфемы, то есть омонимичные морфемы, иначе говоря, части слов (приставки, суффиксы, корни, окончания) совпадающие, но имеющие разные значения.

Слайд 9

Омонимы, омофоны и омографы Наиболее распространены следующие определения: * Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. * Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. * Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению. Но встречаются и другие определения: * Омонимы - слова, совпадающие по звучанию или по написанию, но различные по значению. (В этом случае омофоны и омографы считаются частными случаями омонимов, и их называют, соответственно, «фонетическими омонимами» и «графическими омонимами».) * Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению. (То есть написание не важно.) * Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по значению. (То есть звучание не важно.)

Слайд 10

Примеры * Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы, коса - географическое название (Куршская коса). * Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - природный источник воды, ключ - гаечный ключ, ключ - регистрационный номер, вводимый для установки платного программного обеспечения. * Бабочка - насекомое, галстук - бабочка, нож - бабочка. * Лук - растение, лук - оружие. * Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка - человеческая рука, дверная ручка. * Кисть - связка верёвок, кисть - руки, кисть - ягод (кисть рябины), кисть - кисточка (для рисования). * Рысь - бег, рысь - животное. * Тройка - лошадей, тройка - отметка. * Мир - вселенная, мир - отсутствие войны, вражды. * Вестовой - подающий весть, сигнал о чём-нибудь, вестовой - в армии: рядовой для посылок по делам службы. * Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои), балка - длинный овраг; балка и балка - лексические омонимы. * Киви - фрукт, киви - птица.

«Антонимы синонимы омонимы» - Глаз. Из железнодорожного. Ланиты. Цели и задачи урока. Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь … Из подъемного. Щеки. Из какого крана нельзя напиться воды? Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты … . Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь … Чело. Пальцы. Содержание. Храбрец. Губы. Лоб. Теперь начало я скажу – ну, отвечай …

«Преобразование графиков функций» - Построение графиков сложных функций. Закрепить построение графиков функций с использованием преобразований графиков элементарных функций. Сопоставить каждому графику функцию. Повторить виды преобразований графиков. Параллельный перенос. Рассмотрим примеры преобразований, объясним каждый вид преобразования.

«Графики функций и их свойства» - y = tg x. Докажите, что число? является периодом для функции y = sin2x. 5) Функция не ограничена ни снизу, ни сверху. Построить график функции y = - tg (x + ?/2). Опишите свойства функции y = ctgx. Работа устно: 7) e(f) – область значений функции. 1) d(f) – область определения функции. 4) Функция убывает на любом интервале вида (?k; ? + ?k).

«График функции Y X» - Из выше сказанного следует, что графиком функции y=(x - m)2 + п является парабола с вершиной в точке (m; п). Страница отображается по щелчку. Пример 3. Докажем, что графиком функции у = х2 + 6х + 8 является парабола, и построим график. Шаблон параболы у = х2. Графиком функции y=x2 + п является парабола с вершиной в точке (0; п).

«Построить график функции» - Растяжение графика y=cosx по оси y. Самостоятельная работа. Постройте график функции. Смещения графика y=sinx по вертикали. Смещение графика y=cosx по горизонтали. К содержанию. Чтобы продолжить нажмите на л. Кнопку мыши. Графики и функций y=m sinx+n и y=m cosx+n. Чтобы перейти к примерам задач щёлкните л. кнопкой мышки.

«Омонимы 5 класс» - Бабочка. Омоним. Коллекция бабочек. 2. перен. Нашла к. на камень, (посл. об упрямом нежелании уступить друг другу). Махать косой. Многозначное слово. Овсянка. Сливки. Люлька. Заплести, расплести косу. Точить косу. Пеночка. Галстук в виде короткого жесткого банта, по форме напоминающего бабочку. . Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка.


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.




Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации