Он всегда готов помочь другу тип сказуемого. Вопросы для самопроверки

Вариант 1.

1.Он всегда готов помочь другу.

2. Книги могут рассказать о многом.

3. Изредка порывами налетал ветер.

4. У входа в купе стояло несколько человек.

5. Я хотел бы посетить этот город.

6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.

7. Леса в Мещёре глухие.

8. Мы долго говорили о случившемся.

9. Телеграмма была отправлена утром.

10. Природа в рассказах В.Короленко изображена с большим мастерством.

2. Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым.

А . Первыми стали подниматься к вершине горы самые смелые и сильные.

Б. Пышные волосы её были аккуратно уложены.

В . В глубокий час разлуки лишь твёрже настоящие сердца.

Г . Этот спектакль – лучшая постановка сезона.

Д. Я спустился с обрыва к реке и тут же поймал четыре крупные форели.

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым:

1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

2) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

3) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

4) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

4. Выпишите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.

1.Услуга в дружбе вещь святая.

2.Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

3.Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.

4.Полог не единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.

5. Укажите неверные утверждения:

А. Сказуемые бывают простыми, составными и именными.

Б . Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме

одного из наклонений.

В . Если сказуемое в предложении выражено сложной формой глагола

будущего времени, такое сказуемое является составным.

6. Выпишите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.

1) Жизнь прекрасна и удивительна!

2) Антон не ученик нашего класса.

3) Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.

4) Хотеть значит победить.

7. Выпишите предложение со сказуемым, выраженным кратким прилагательным.

А) Природа жаждущих степей его в день гнева породила. В) Внезапно раздался топот скачущей лошади. С) Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель? Д) Ты как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. Е) Твой звонок так внезапен!

Контрольная работа по теме: «Виды сказуемого». 8 класс.

Вариант 2.

1. Запишите предложения, подчеркните сказуемое и укажите его тип.

1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

2. Принесли бы вы книгу.

3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.

4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его.

5. Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение.

6. Бопре в отечестве своём был парикмахером.

7. И счастье я могу постигнуть на земле.

8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки.

9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты.

10. Занятия со мной были поручены бабушке.

2. Выпишите предложение со сказуемым, выраженным кратким причастием.
А) Узкая тропинка вела между кустами на крутизну. В) Придет ли час моей свободы? С) С умом задумано, да без ума сделано. Д) Отворите мне темницу… Е) Какая ночь, как воздух чист!

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А) Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою. В) Волк бежал белесой скачущей тенью в сереющей мгле предрассветной ночи. С) Терек бурлил в проснувшемся лесу. Д) Я рад был прожить в городке, славящемся своими водами. Е) Небольшое селение начало тонуть в каком-то особенном сумраке.

4. Выпишите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не нужно ставить тире.

1) Чтение вот лучшее учение.

2) Сатурн планета.

3) Мы друзья.

4) Пятью пять двадцать пять.

5. Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Семён Матвеич заставил меня сесть. (И.Тургенев)

2) За ужином Володька продолжал проявлять заботу о приезжем.(Л.Платов)

3) Большая часть кабинетов была заперта. (В.Ершов)

4) В пустые окна были видны белые облака. (И.Всеволжский)

6. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.

А .Не может судьба одни щедрости сыпать.

Б . Сергей не мог ступить на больную ногу.

В . Я поднялся наверх и положил рыбу.

Г . Он будет учиться в гимназии.

Д . Чтение и учение – это вечное питание мысли.

7. Выпишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.

1) Курить здоровью вредить

3) Пруд как зеркало.

4) Тиха украинская ночь.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Практическая работа

1. Прочитайте. Обозначьте грамматическую основу предложений. Укажите способы выражения подлежащего. Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте его схему.

1. В эту минуту из-за избы раздалось несколько выстрелов, че­ловек десять пеших людей бросились с саблями на душегубцев, и в то же время всадники князя Серебряного, вылетев из-за угла деревни, с криком напали на опричников. (А. К. Толстой) 2. Стар­ший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал». (А. Пушкин) 3. Выскочить из за­сады, схватить одну из собак и опять скрыться в зарослях было для тигра делом одной минуты. (В. Арсеньев) 4. Каждый из нас станет на самом краю площадки. (М.Лермонтов) 5. Посмеяться дело доброе, оздоровляющее. (М. Горький) 6. Это «вперед» про­фессора все время висит над Костиком. (Б. Горбатов) 7. Их разде­ляло пятьсот километров. (Б. Горбатов) 8. Семеро одного не ждут. (Пословица) 9. Желтыми огнями загорелась осень, частыми дож­дями заплакало небо. (Л. Андреев)

На какие способы выражения подлежащего нет примеров в упражне­нии? Подберите свои примеры на эти случаи и запишите их.

2 . Напишите сочинение на грамматическую тему «Подлежащее», от­ветив на следующие вопросы.



1. Что называется подлежащим?

2. Способы выражения подлежащего: а) существительное;

б) ме­стоимение; в) другие части речи в значении существительного (какие?). Приведите примеры.

3. Подлежащее, выраженное словосочетанием.

Докажите, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

Прочитайте предложения. Подчеркните грамматическую основу. Укажите тип сказуемого. В составном глагольном сказуемом произведите морфологический разбор вспомогательных глаголов.

1. Кто-то судорожно хрустнул пальцами, кто-то засмеялся, кто-то вскочил и быстро заходил вокруг стола. Теперь часто можно было встретить этих быстро расхаживающих, почти бегающих людей. (Л.Андреев) 2. Хотелось бы всех поименно назвать, да от­няли список и негде узнать. (А. Ахматова) 3. Иногда в безоблач­ный день вдруг перестает брать рыба. (К. Паустовский) 4. Такой челнок иглой пройдет по дремучим камышам, его не так-то уж трудно одному вытащить волоком на берег, но в нем можно жить на воде во время охоты неделями. (Г.Троепольский) 5. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем. (М.Лермонтов) 6. По­пробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. И через два-три дня вы убе­дитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому. (К. Паустовский) 7. Я старался заглянуть в себя. (И.Тургенев) 8. Нужно разгадать тайну этих замерзших цветов. (К. Паустовский) 9. Между тем княж­на Мери перестала петь. (М.Лермонтов) 10. Я не могу ничего делать и не могу ни о чем думать. (В. Гаршин) 11. Здесь готов бродить я дотемна теплыми безоблачными днями. (К. Ваншенкин) 12. Ну, родня и дверями хлоп. (П. Бажов) 13. Публика пока­тывалась со смеху. (В. Шишков) 14. Как я не могу представить себе Россию без Волги, так я не могу подумать, что в ней нет Горького. (К. Паустовский) 15. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Составьте предложения с составным глагольным сказуемым, употре­бив следующие словоформы: хотеть, захотеть, захотел бы, читать, про­читать, необходимо, прочитал бы, рад, готов, обязан, возможно.

4. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и ска­зуемым. Подчеркните грамматическую основу предложений.

1. Рязанская земля земля полей. (К. Паустовский) 2. На­род судья искусству. И задача критики быть выразителем высших художественных требований народа. (А. Н. Толстой) 3. Книга есть жизнь нашего времени. (В. Белинский) 4. Самый верный признак истины это простота и ясность, ложь всегда будет сложна, вычур­на и многословна. (Л.Толстой) 5. Чтение вот лучшее учение. (А. Пушкин) 6. Лед будто зеркало. (В. Арсеньев) 7. Погода неснос­ная, дорога скверная, ямщик упрямый. (А. Пушкин) 8. Я лесник по природе своей и дорожу лесами не меньше вас. (М. Пришвин) 9. Высота Эльбруса 5642 метра. 10. Великое благо верить. (Г. Троепольский)

5. Дайте определение понятий, употребляя в качестве сказуемых сло­ва, данные в скобках. Распространите определения причастными оборо­тами.

Афоризм (краткое изречение). Поговорка (выражение). Тире (пунктуационный знак). Подлежащее и сказуемое (главные чле­ны предложения). Предложение (основная единица синтаксиса).

Образец: Подлежащее (главный член предложения).

Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет речи и отвечающий на вопросы кто? что?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

2. Чем выражается простое глагольное сказуемое? Приведите примеры.

3. Чем может быть выражено составное глагольное сказуемое? Приведите примеры.

4. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире? Приведите примеры.

5. В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится?