Определение объема твердого тела. Лабораторная работа "измерение объема жидкости и объема твердого тела"

С измерением объема приходится сталкиваться постоянно: заправляя бак автомобиля топливом, принимая микстуру, оплачивая расход воды и т. д. Как измеряют объем?

При измерении объема поступают так же, как при измерении площади. В качестве единицы измерения выбирают кубик с ребром, равным какой-нибудь единице длины, например 1 см. Тогда единицей измерения объема будет объем такого кубика.

Рис. 65

Например, объем прямоугольного параллелепипеда (рис. 65) равен 24 см 3 . Это значит, что его объем содержит 24 кубика объемом по 1 см 3 . Этот же результат можно получить, если измерить длину a, ширину b и высоту c тела, а затем их значения перемножить. Объем обозначается латинской буквой V:

V = abc;

V = 3 см. 2 см. 4 см = 24 см 3 .

По данной формуле можно находить объемы тел, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, куба.

В СИ единицей объема является 1 м 3 . Другие единицы: дм 3 , см 3 , мм 3 - дольные единицы м 3 .

    1 м 3 = 1000 дм 3 = 1 . 103 дм 3 ;
    1 дм 3 = 1000 см 3 = 1 . 10 3 см 3 ;
    1 см 3 = 1000 мм 3 = 1 . 10 3 мм 3 ;
    1 дм 3 = 0,001 м 3 = 1 . 10 -3 м 3 ;
    1 см 3 = 0,001 дм 3 = 0,000 001 м 3 = 1 . 10 -6 м 3 ;
    1 мм 3 = 0,001 см 3 = 1 . 10 -3 см 3 ;
    1 мм 3 = 0,000 001 дм 3 = 1 . 10 -6 дм 3 ;
    1 мм 3 = 0,000 000 001 м 3 = 1 . 10 -9 м 3 .

    А как измерить объем тела неправильной формы, например гири? Здесь наиболее удобный способ - опустить тело (гирю) в мензурку с водой и определить объем вытесненной им воды. Он будет равен объему тела. На рисунке 66 объем гири равен:

    V = 49 мл - 21 мл = 28 мл = 28 см 3 .

Рис. 66

В быту распространена единица объема 1 литр (л). Один литр есть не что иное, как один кубический дециметр (рис. 67):

1 л = 1 дм 3 ;

1 миллилитр (мл) = 0,001 л = 1 см 3 .

Рис. 67

Точность измерения объема зависит от цены деления шкалы измерительного прибора. Чем она меньше, тем точность измерения больше.

Интересно знать!

В английской системе мер единицей площади является 1 акр:

1 акр = 4046,86 м 3 ;

единицей объема - 1 баррель:

1 баррель = 163,65 дм 3 = 0,16 м 3 .

В США различают сухой баррель:

1 сухой баррель = 115,628 дм 3

и нефтяной баррель:

1 нефтяной баррель = 158,988 дм 3 = 0,159 м 3 .

Теперь вам будет понятно, о каком объеме нефти идет речь, когда обсуждается цена за 1 баррель нефти.

Подумайте и ответьте

Сделайте дома сами

Используя изготовленную вами мензурку, измерьте объем клубня картофеля. Определите точность ваших измерений.

Подумайте и ответьте

  1. Как определить объем тела правильной формы? Неправильной формы?
  2. В каких единицах в СИ измеряется объем?
  3. Какая связь между объемами: V 1 = 1 дм 3 и V 2 = 1 л; V 3 = 1 см 3 и V 4 = 1 мл?
  4. Какая из мензурок позволит определить объем куска пластилина наиболее точно (рис. 68)?

Упражнения

Рассказываем, как правильно измерять параметры тела, чтобы отслеживать результаты сбалансированного питания и тренировок.

Измеряете ли вы параметры своего тела? Если нет, то обязательно начните это делать.

Если вашей целью является снижение веса или наращение мышечной массы, измерьте свои параметры перед началом программы работы над собой. Многие привыкли отслеживать результаты с помощью весов. Но такой традиционный способ не является точным индикатором общего прогресса. Измерение объемов частей тела поможет вести более наглядный учет результатов.

Заведите специальный журнал и записывайте туда наблюдения за изменениями. Это не только придаст дополнительную мотивацию, но и поможет повторно отслеживать результаты своих действий, если вы решите взять паузу и отойти от тренировок на какое-то время. Ведение журнала не займет у вас много времени, а польза от него будет неоценимой.

Когда энтузиазм от первых тренировок начнет пропадать – загляните в журнал. То, чего вы уже добились, не даст вам отступить от цели на пути к стройному телу.

Теперь внимание! Подробно рассказываем, как точно измерить ваше тело с головы до пят.

Рассмотрим тело по зонам:

Шея. Многие люди начинают визуально худеть «сверху вниз». У них в первую очередь претерпевают изменения лицо и шея. Если вы относитесь к их числу, воспользуйтесь сантиметром, для измерения объема шеи. Измерьте область посредине шеи и запишите результат.

Плечи. Тем, кто задался целью нарастить мышечную массу, необходимо следить за изменением параметров плеч. Встаньте прямо и попросите кого-нибудь измерить сантиметром обхват ваших плеч.

Грудь. Эта часть тела правильно измеряется следующим образом: оберните сантиметр вокруг себя на уровне сосков. Зафиксируйте данные.


Бицепс. При измерении этой области учитывайте 2 параметра. Сначала измерьте мышцы в расслабленном, а затем в напряженном состоянии.

Талия. Для того, чтобы получить точные данные, оберните сантиметр вокруг талии на уровне пупка.


Бедра. Самая правильная область для измерения объема бедер – самая широкая их часть. Ориентиром послужат тазовые кости.


Область от бедер до колен. Чтобы правильно измерить эту область, отыщите середину между бедром и коленом. Измеряйте эту часть вашего тела в расслабленном состоянии, не напрягая мышц ног.


Икры ног. Изменение этих частей тела ничтожно мало даже при интенсивных физических нагрузках. И, тем не менее, не поленитесь. Выберите самую широкую часть икры, измерьте и запишите результат в журнал.

Советуем измерять параметры тела после пробуждения. Утром наш организм еще не отягощен пищей, которую он получит в течение дня. Таим образом, вы не рискуете приписать в журнал пару лишних сантиметров, например, в обхвате талии.

Повторяйте «замеры» своего тела через каждые 10-12 недель. Именно за такой временной период организм успевает перестроиться под новый режим тренировок, и можно говорить о каких-либо визуальных изменениях.

Не расстраивайтесь, если первое время результаты будут незначительными. Даже это – большая победа над собой. Радуйтесь самым маленьким изменениям в своих параметрах, хвалите себя за достижения и двигайтесь дальше.

Название инструмента

Линейные размеры мм

Абсолютные ошибки, мм.

Таблица 1 дана для параллелепипеда. Для цилиндра вместо а, в, с будет D. и Н и т. д.

Таблица 2

Определение плотности тела

Название инструмента

Формулы для подсчета относительных ошибок измерений объема тел правильной геометрической формы

Для шара: ,

где D – среднее значение диаметра, ΔD – средняя абсолютная ошибка измерений диаметра.

Для цилиндра: ,

где D и Н среднее значение диаметра и высоты соответственно, ΔD и ΔН – средние абсолютные ошибки измерений диаметра и высоты цилиндра.

Для полого цилиндра: ,

где D и d – средние значения внешнего и внутреннего диаметров соответственно, ΔD и Δd – средние значения абсолютных ошибок измерений внешнего и внутреннего диаметров соответственно, Н – среднее значение высоты цилиндра, ΔН – среднее значение абсолютных ошибок измерений высоты.

Для параллелепипеда:

где а, в, с – средние значения высоты, длины и ширины соответственно, Δа, Δв, Δс – средние значения абсолютных ошибок измерений.

Контрольные вопросы

    Какие измерения называются прямыми и косвенными? Приведите примеры.

    Какие ошибки называются систематическими и случайными? От чего они зависят?

    Какие ошибки измерений называются абсолютными и относительными? Какова размерность этих ошибок?

    Дайте понятие веса и массы тела, плотности и удельного веса. Каковы единицы измерения этих величин?

    Сформулируйте законы Ньютона и закон всемирного тяготения.

    Расскажите устройство штангенциркуля и микрометра.

    Как зависит плотность от температуры?

Лабораторная работа №2

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить законы колебательного движения, определить ускорения силы тяжести.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: математический маятник, секундомер, набор шариков, линейка.

    КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Движение, при котором тело или система тел через равные промежутки времени отклоняется от положения равновесия и вновь возвращается к нему, называются периодическими колебаниями.

Колебания, при которых изменение колеблющейся величины со временем происходит по закону синуса или косинуса, называются гармоническими.

Уравнение гармонического колебания записывается в виде:

Гармонические колебания характеризуются следующими параметрами: амплитудой А, периодом Т, частотой υ, фазой φ, круговой частотой ω.

А – амплитуда колебания – это наибольшее смещение от положения равновесия. Амплитуда измеряется в единицах длины (м, см и т. д.).

Т – период колебания – это время, в течении которого совершается одно полное колебание. Период измеряется в секундах.

υ – Частота колебания – это число колебаний, совершаемых в единицу времени. Измеряется в Герцах.

φ – фаза колебания. Фаза определяет положение колеблющейся точки в данный момент времени. В системе СИ фаза измеряется в радианах.

ω – круговая частота измеряется рад/с

Всякое колебательное движение совершается под действием переменной силы. В случае гармонического колебания эта сила пропорциональна смещения и направлена против смещения:

где К – коэффициент пропорциональности, зависящий от массы тела и круговой частоты.

Примером гармонического колебания может служить колебательной движение математического маятника.

Математическим маятником называют материальную точку, подвешенную на невесомой и недеформируемой нити.

Небольшой тяжелый шарик, подвешенный на тонкой нити (нерастяжимой), является хорошей моделью математического маятника.

Пусть математический маятник длиной l(рис. 1) отклонен от положения равновесия ОВ на малый угол φ ≤. На шарик действует сила тяжести, направленная вертикально вниз, и сила упругости нити, направленная вдоль нити. Равнодействующая этих силFбудет направлена по касательной к дуге АВ и равна:

При малых углах φ можно записать:

где Х – дуговое смещение маятника от положения равновесия. Тогда получим:

Знак минус указывает на то, что сила Fнаправлена против смещения Х.

Итак, при малых углах отклонения математический маятник совершает гармонические колебания. Период колебаний математического маятника определяется формулой Гюйгенса:

где - длина маятника, т. е. расстояние от точки подвеса до центра тяжести маятника.

Из последней формулы видно, что период колебания математического маятника зависит лишь от длины маятника и ускорения силы тяжести и не зависит от амплитуды колебания и от массы маятника. Зная период колебания математического маятника и его длину, можно определить ускорение силы тяжести по формуле:

Ускорением силы тяжести называется то ускорение, которое приобретает тело под действием силы притяжения его к земле.

На основании второго закона Ньютона и закона всемирного тяготения можно записать:

где γ – гравитационная постоянная, равная

М – масса Земли, равна ,

R– расстояние до центра Земли, равное,

Т. к. Земля не имеет форму правильного шара, то на различных широтах имеет разное значение, а, следовательно, и ускорение силы тяжести на разных широтах будет разное: на экваторе ; на полюсе; на средней широте.

    Описание экспериментальной установки

Лабораторная установка для изучения колебательного движения математического маятника и определение ускорения силы тяжести представлена на рисунке 2.

Тяжелый шарик подвешен на длинной нити ℓ. Нить перекинута через кольцо О и вторым своим концом закреплена на шкале L. Перемещая конец нити по шкале, можно изменить длину маятника ℓ, значение которой сразу же определяется по шкале. Для определения углового отклонения маятника служит шкалаN. Закрепляя на нити различные шарики, можно изменить массу маятника. Таким образом, в лабораторной установке предусмотрена возможность изменения длины, амплитуды колебания и массы маятника.

    Порядок выполнения работы.

где Δℓ - средняя абсолютная ошибка измерения длины маятника.

Длина маятника.

Δt– средняя абсолютная ошибка измерения времени.

t– время в течении которого маятник совершаетnколебаний.

    Данные эксперимента занесите в таблицы 1 и 2.

    Сделайте выводы.

Таблица 1

Определение ускорения силы тяжести

Число колебаний

Длина маятника

Длина маятника

Длина маятника

Убедитесь, что тело является водонепроницаемым, так как описанный метод подразумевает погружение тела в воду. Если тело полое или в него может проникнуть вода, то вы не сможете точно определить его объем, используя этот метод. Если тело поглощает воду, убедитесь, что вода не повредит его. Не погружайте в воду электрические или электронные предметы, так как это может привести к поражению электрическим током и/или к повреждению самого предмета.

  • Если возможно, запечатайте тело в водонепроницаемый пластиковый пакет (предварительно выпустив из него воздух). В этом случае вы вычислите довольно точное значение объема тела, так как объем пластикового пакета, скорее всего, будет небольшим (по сравнению с объемом тела).

Найдите емкость, в которой помещается тело, объем которого вы вычисляете. Если вы измеряете объем небольшого предмета, воспользуйтесь мерным стаканом с нанесенной градуировкой (шкалой) объема. В противном случае найдите емкость, объем которой можно легко вычислить, например, емкость в форме прямоугольного параллелепипеда, куба или цилиндра (стакан тоже можно рассматривать как емкость цилиндрической формы).

  • Возьмите сухое полотенце, чтобы положить на него тело, вытащенное из воды.
  • Наполните емкость водой так, чтобы в нее можно было полностью погрузить тело, но при этом оставьте достаточно места между поверхностью воды и верхней кромкой емкости. Если основание тела имеет неправильную форму, например, закругленные нижние углы, заполнить емкость так, чтобы поверхность воды достигала часть тела правильной формы, например, прямые прямоугольные стенки.

    Отметьте уровень воды. Если емкость с водой прозрачная, отметьте ее уровень с внешней стороны емкости при помощи водостойкого маркера. В противном случае отметьте уровень воды с внутренней стороны емкости, используя цветную клейкую ленту.

    • Если вы используете мерный стакан, то отмечать ничего не нужно. Просто запишите уровень воды согласно градуировке (шкале) на стакане.
  • Погрузите тело полностью в воду. Если оно поглощает воду, подождите, по крайней мере, тридцать секунд, а затем вытащите тело из воды. Уровень воды должен опуститься, так как часть воды находится в теле. Удалите отметки (маркер или клейкую ленту) о предыдущем уровне воды и отметьте новый уровень. Затем еще раз погрузите тело в воду и оставьте его там.

    Если тело плавает, прикрепите к нему тяжелый предмет (в качестве грузила) и продолжите вычисления с ним. После этого повторите вычисления исключительно с грузилом, чтобы найти его объем. Затем вычтите объем грузила из объема тела с прикрепленным грузилом и вы найдете объем тела.

    • При вычислении объема грузила прикрепите к нему то, чем вы крепили грузило к рассматриваемому телу (например, ленту или булавки).
  • Отметьте уровень воды с погруженным в нее телом. Если вы используете мерный стакан, запишите уровень воды согласно шкале на стакане. Теперь вы можете вытащить тело из воды.

    Изменение объема воды равно объему тела неправильной формы. Способ измерения объема тела с помощью емкости с водой основан на том, что при погружении тела в жидкость объем жидкости с погруженным в нее телом увеличивается на величину объема тела (то есть тело вытесняет объем воды, равный объему этого тела). В зависимости от формы используемой емкости с водой существуют различные способы вычисления объема вытесненной воды, который равен объему тела.

    Если вы использовали мерный стакан, то у вас записаны два значения уровня воды (ее объема). В этом случае из значения объема воды с погруженным в нее телом вычтите значение объема воды до погружения тела. Вы получите объем тела.

  • Если вы использовали емкость в форме прямоугольного параллелепипеда, измерьте расстояние между двумя метками (уровень воды до погружения тела и уровень воды после погружения тела), а также длину и ширину емкости с водой. Объем вытесненной воды найдите посредством перемножения длины и ширины емкости, а также расстояния между двумя метками (то есть вы вычисляете объем небольшого прямоугольного параллелепипеда). Вы получите объем тела.

    • Не измеряйте высоту емкости с водой. Измерьте только расстояние между двумя метками.
    • Используйте
  • План-конспект урока физики по теме:

    Измерение объема тела

    Класс: 7Б

    Тип урока: Урок применения знаний и умений.

    Форма урока : Урок-практикум.

    Цели урока:

    Образовательные:

    • повторить материал по теме «Плотность вещества», «Масса тел»;
    • обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;

    Развивающие:

    • формировать умение наблюдать и делать выводы;
    • развивать умение работать в группах;

    Формировать умение применять приемы сравнения ;

    Воспитательные:

    Оборудование : измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.

    Методы: беседа, практическая работа в парах и группах по 4 человека

    Ход урока.

    I. Организационная часть (2 мин)

    На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами, как плотность тела, его объём, масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.

    Задачи сегодняшнего урока:

    1. научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
    2. научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.

    II . Актуализация знаний учащихся (4 мин)

    На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре «окно» (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.

    Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву.

    Выбрана буква «М». Ниже приведены вопросы и ответы.

    1) Физическая величина.

    2) Ученый

    3) Физическое тело.

    4) Вещество.

    5) Природное явление.

    6) Прибор.

    7) Раздел физики.

    8) Единица измерения.

    9) Профессия, имеющая отношение к физике.

    Выводы:

    Ответы учеников разнообразны:

    1) Физическая величина – Масса;

    2) Ученый - Максвелл;

    3) Физическое тело – Маятник;

    4) Вещество – Медь;

    5) Природное явление – Молния;

    6) Прибор – Метроном;

    7) Раздел физики – Механика;

    8) Единица измерения – Метр;

    9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.

    III. Работа в парах. (25 мин.)

    Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструктивной карточкой.

    Сначала ребята выполняют практическую работу по карточке №1

    карточке №1

    Определение объема тела правильной формы :

    1. налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
    2. опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
    3. проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
    4. результаты измерений запишите в таблицу:

    Расчет объема тела правильной формы

    Таблица№1

    Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:

    Определение объема тела неправильной формы:

    карточке №2

    1. определите цену деления мензурки.
    2. в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
    3. измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V 1 , см 3 .
    4. погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
    5. измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V 2 , см 3 .
    6. результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V 2 - V 1
    7. результат вычисления запишите в таблицу №1.

    Расчет объема тела неправильной формы

    Таблица№2

    В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3

    В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.

    Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2

    Результаты измерений объема тел различной формы

    Таблица №3

    опыта

    Название

    тела

    Начальный объем жидкости в мензурке

    V 1 , см 3

    Объем жидкости и тела V 2 , см 3

    Объем тела

    V, см 3

    V= V 2 - V 1

    тела правильной формы

    Цинковый цилиндр

    Пластмасс. цилиндр

    V 1 =(72 0,5)см 3

    V 1 =(72 0,5)см 3

    V 2 =(82 0,5) см 3

    V 2 =(80 0,5) см 3

    V=(10 0,5) см 3

    V=(8 0,5) см 3

    тела неправильной формы

    Объемный многоуго

    льник

    V 1 =(131 0,5)см 3

    V 2 =(51 0,5)см 3

    V= V 2

    V=(51 0,5)см 3

    Выводы по лабораторной работе : в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).

    Работа в группах (7 мин)

    Класс разделяется на три группы (по рядам сидячих мест). В тетрадях для лабораторных работ выполняют решение одной задачи.

    Каждой группе предлагается по одной расчетной задачи. Содержание задач представлено на слайдах, и воспроизведены с помощью проектора на экран.

    Задачи взяты из задачника Г. Остера.

    Задача для группы №1.

    Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости . Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать – 0,001м 3 . Масса этой гадости – 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.

    Задача для команды №2.

    В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в 100 раз меньше. Объём этой гири 0,2 м 3 . Вычисли плотность цирковой гири.

    Задача для команды №3.

    В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30000 см 3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.

    Решение задач были представлены следующие:

    Решение задачи №1:

    Дано: СИ Решение:

    V супа = 0,001 м 3 плотность вещества найдем по формуле:

    m = 1 кг 300 г ρ = m/V,

    Где m - масса «супа»,

    ρ-? V – объем «супа».

    M с = 1,3 кг

    Следовательно, подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность супа, сваренного д.Борей:

    ρ = 1,3 кг/ 0,001 м 3 = 1300 кг/ м 3

    Ответ: ρ = 1300 кг/м 3

    3 этого «супа» будем иметь массу 1300 кг.

    Решение задачи №2:

    Дано:

    СИ

    Решение:

    V гири = 0,2 м 3

    m = 500 кг

    Плотность гири найдем по формуле:

    ρ = m/V,

    где m - масса гири,

    V – объем гири.

    m истинного значения гири будет равно:

    m = 500/100=5 кг,

    ρ=5кг/0,2м 3 = 25 кг/м 3

    ответ: ρ=25 кг/м 3

    ρ-?

    Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м 3 этой гири будем иметь массу 25 кг.

    Решение задачи №3:

    Дано:

    СИ

    Решение:

    V = 30000 см 3

    m = 30 кг

    0,03м 3

    Плотность Пети найдем по формуле:

    ρ = m/V,

    где m - масса Пети,

    V – объем вылившейся воды, это и будет объем Пети.

    Переведем объем воды в систему СИ используя метод пропорций:

    1м 3 =1000000см 3

    х м 3 =30000 см 3 _

    1000000х=30000

    х= 30000/1000000

    х= 0,03 м3

    подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность:

    ρ ср = 30кг/0,03м 3 = 1000 кг/м 3

    ответ: ρ ср = 1000 кг/м 3

    ρ ср -?

    Итог урока: (2 мин)

    Ребята сдают тетради с выполненной лабораторной работой.

    Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание отсутствует, т.к. ребята хорошо потрудились на уроке, успев выполнить все предлагаемые задания.

    Согласовано»

    Директор МОУ

    Клявлинской СОШ №2______________ Л.Н.Харымова

    Анализ урока физики в 7 классе.

    ФИО учителя : Костина О.В.

    Класс: 7Б

    Количество учащихся: 19 человек.

    Цель посещения: Изучить соответствие содержания урока его целям и задачам, взаимодействие учителя и учащихся на уроке .

    Тип урока : Урок применения знаний и умений .

    Форма урока: урок-практикум

    Тема урока: «Измерение объема тела»

    Структурные элементы урока

    Соответствие целям и задачам урока

    1. Постановка образовательных целей урока.

    Образовательные цели урока:

    • повторить материал по теме ««Плотность вещества», «Масса тел»;
    • обеспечить усвоение учащимися знаний об физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
    • научить, практически использовать полученные знания;
    • выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);

    Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Неоднократно на уроке происходило закрепление знаний по изученному материалу. Ответы ребят были грамотные. При демонстрации на доске мини игры «Думай быстро» ребята повторили опорные понятия; повторение материала происходило в ходе выполнения работы по измерению объема тел правильной и неправильной формы.

    При проведении лабораторных работ на практике закрепляются теоретические знания по теме и навыки работы с физическими приборами. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Учитель вначале урока четко сформулировал целевые ориентиры урока.

    2. Постановка развивающих целей.

    Развивающие цели урока:

    Формировать умение наблюдать и делать выводы;

    Развивать умение работать в группах;

    • активизировать мышление школьников;
    • способствовать осознанному усвоению материала;
    • развивать умение рационально планировать свою деятельность;
    • формировать умение применять приемы сравнения.

    Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. При проведении практической части урока происходит развитие способности наблюдать и на этой основе обобщить знания и сделать выводы (активизирует мышление школьника). Работа в парах и четверках формирует умение работать в группах разной численности и состава, формирует нацеленность на общий результат. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Лабораторная работа, заполнение таблиц учит ребят планировать срою работу.

    3. Постановка воспитательных целей урока.

    Воспитательные цели урока:

    • развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
    • формировать познавательный интерес к предмету.

    Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока:

    Урок проводится с постоянной вовлеченностью каждого ученика в процесс получения знаний. Содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. На протяжении всего урока – практикума прослеживается отчетливая целенаправленность. Такая форма урока способствует формированию познавательного интереса к предмету.

    Учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, т. к. они работают в группе с общими познавательными целями .

    4. Форма организации учебной деятельности

    На уроке происходит чередование различных форм учебной деятельности. На этапе актуализации знаний – фронтальный опрос. Следующие этапы урока включают, в основном, групповую работу. В ходе урока учитель работает со всем классом, эффективно добиваясь поставленных целей.

    5. Методы организации деятельности учащихся на уроке

    Основной метод организации деятельности учащихся на уроке практический, он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

    В начале урока учителем дается мотивация деятельности учащихся по применению полученных знаний в ходе данного урока.

    6.Средства обучения, применяемые на уроке

    В качестве средств обучения применяются физические приборы. Рациональному использованию времени на уроке способствует готовый раздаточный материал (на каждую парту). Учитель для большей наглядности использует слайды с задачами для закрепления.

    7. Применение технологии обучения

    Урок проводится в нестандартной форме урока – практикума и содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Задания, применяемые учителем на уроке, использование информационных технологий, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

    8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

    Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений. Программа подготовлена авторским коллективом Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: «Дрофа», 2001 г., рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

    В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по физики к уровню подготовки выпускников основной школы ученики в ходе урока повторяют материал по теме «Плотность вещества», «Масса тела». Знания и умения, которые показали учащиеся на уроке, соответствуют требованиям к физической подготовке учащихся основной школы: у учащихся хорошо сформировано понимание «тело», «вещество»; хорошо владеют практическими приемами: работой с мензурками и телами различных форма; сформированы навыки сравнения;

    хорошо сформирована физическая речь учащихся.

    9. Рациональная организация труда учащихся

    Выдержано время, отведенное на проведение урока. Урок достаточно содержателен и насыщен. Выполнена работа, запланированная учителем, на 40 минут.

    10.Стиль отношения учителя с учащимися.

    Взаимоотношения учителя с учащимися выстроены на основе взаимного уважения. В ходе данного урока наблюдается особая активность учащихся, чувствуется их заинтересованность в успешном результате.

    11. Результаты познавательной деятельности на уроке.

    На учебном занятии были созданы условия для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных способностей. Класс работал активно. Вместе с учителем ребята обобщали материал, делали выводы, работали самостоятельно и в группах, учились самоконтролю и взаимоконтролю. На данном уроке все учащиеся получили положительные оценки за выполнение лабораторной части урока; поставлены оценки «5» за устные ответы. Все без исключения учащиеся активно добывали знания, а не являлись пассивными слушателями.

    Заместитель директора

    По учебно-воспитательной работе_________ С.В. Миханьков

    «Согласовано»

    Директор МОУ

    Клявлинской СОШ №2_____________ Л.Н.Харымова